Русский дом и семья в творческой эволюции Е. И. Замятина: пути художественных решений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Капустина, Светлана Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Капустина, Светлана Николаевна
Введение.
Глава I. Мир семьи как предмет художественно-философского осмысления в произведениях Е.И. Замятина 1912 - 1916 годов
1. Повести "Уездное", "На куличках", "Алатырь", "Север" как художественное отражение трагедии распада семьи
2. Тема семейных отношений и любви в ранней малой прозе
Е.И. Замятина.
Глава II. От синтетизма к неореализму в изображении дома и семьи
1. Произведения 1917- 1923 годов.
2. Произведения середины 1920-х - 1930-х годов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика цвета в прозе Е.И. Замятина2006 год, кандидат филологических наук Седова, Олеся Валерьевна
Эстетика русского быта и бытия в прозе Е.И. Замятина2011 год, кандидат филологических наук Захарова, Елена Владимировна
Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы2012 год, кандидат наук Толмачева, Оксана Васильевна
Проблема мещанства и ее художественное решение в творчестве Е. И. Замятина2003 год, кандидат филологических наук Селеменева, Марина Валерьевна
Символика цвета в творчестве Е.И. Замятина2008 год, кандидат филологических наук Гуделева, Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский дом и семья в творческой эволюции Е. И. Замятина: пути художественных решений»
В последние два десятилетия заметно возрос интерес исследователей как к наследию, так и к самой личности Е.И. Замятина. Огромное количество работ, посвященных его творчеству, является неоспоримым доказательством многогранности и самобытности художественного мира писателя.
Отечественные и зарубежные литературоведы - J1. Геллер, А. Гилднер, Р. Гольдт, С.А. Голубков, Т.Т. Давыдова, В.Н. Евсеев, И.Е. Ерыкалова, В.А. Келдыш, Н.Н. Комлик, Т. Лахузен, М.Ю. Любимова, О.Н. Михайлов, Ю.Б. Орлицкий, Л.В. Полякова, И.М. Попова, Е.Б. Скороспелова, И.О. Шайтанов, А. Шейн, Н.В. Шенцева, Л. Шеффлер и другие исследователи - создали фундамент замятиноведения.
На страницах монографий, докторских и кандидатских диссертаций, в статьях о Е.И. Замятине исследуются самые разные вопросы творческого наследия писателя: периодизация творчества, культурологические аспекты, связь с литературными традициями, своеобразие поэтики и многие другие.
Одна из важнейших черт современного замятиноведения - обращение к проблеме национальной выразительности творческого наследия Е.И. Замятина, к неразрывной духовно-генетической, нравственной связи его наследия с истоками народной культуры, народным поэтическим сознанием. Однако на сегодняшний день практически не изученной остается одна из таких тем, может быть, наиболее национально выразительная — тема дома и семьи в творчестве Е.И. Замятина. В некоторых работах она частично затрагивается, например, в специальной главе монографии Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» - «Древнерусская идея «родительской опеки» и её художественное воплощение в повести Замятина «Уездное»» [1], в её же статье «Роман «Мы»: образ дома в литературном контексте эпохи» [2], а также в работах Э.С. Дергачёвой «Символика Дома в русской прозе 20-х годов XX века (Е. Замятин, М. Булгаков, М. Осоргин)» [3] и Е. Максимовой «Символика
Дома» - «Антидома»» [4]. Тема русского дома и семьи в творчестве Замятина, фундаментальная для всей русской культуры, конечно же, заслуживает гораздо большего внимания. Необходимо исследовать функции этой темы во всём творчестве писателя, отметить этапы в её раскрытии, проанализировать своеобразие воплощения в произведениях, относящихся к разным периодам, рассмотреть эволюцию художественно-философских взглядов автора на семью и её проблемы. Тем более, что существуют работы, посвященные данной теме в творчестве писателей-современников Е.И. Замятина. Например, в диссертационном исследовании А.А. Дякиной «И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов» [5] раскрывается своеобразие и трансформация мотива Дома в произведениях этих авторов. Освещению темы дома и семьи посвящена работа И.А. Биккуловой «Роман М. Булгакова «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных» в контексте литературного процесса 20-х годов» [6].
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью целостного идейно-художественного анализа путей реализации темы дома и семьи в творческом наследии Е.И. Замятина, что позволит значительно расширить представление о творческой индивидуальности писателя, о его отношении к культурным традициям, к одной из самых стержневых проблем народного миромоделирования. В фундамент творчества Е.И. Замятина заложено изображение основ национальной жизни, миропонимания русского человека, истоков национального характера, культурных и нравственных традиций.
Основой национального бытия, по Замятину, является глубокая связь русского человека с домом в реальном и символико-аллегорическом смыслах. Образ дома в творчестве писателя приобретает широкое художественное трактование.
Чувство родного гнезда, глубокой привязанности к родным корням значимо для Замятина. В широком смысле семья, дом для него - вся Россия, она же — источник творческого начала, подпитывающийся национальными культурными, духовными, этическими и эстетическими традициями, что в какой-то степени сближает писателя со славянофилами. Н.Н. Комлик в монографии «Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» отмечает: «.воссоздание пестрого узорочья национальной жизни у Замятина всегда сопряжено с воскрешением старых и даже древних пластов русской культуры, на фоне которых замятинские образы и сюжеты всегда «оказываются у себя дома». Без учета этого фактора они не могут быть адекватно восприняты и прочитаны» [7].
Необходимость адекватно прочитать и воспринять Е.И. Замятина определяет важность обращения к одной из граней художественного феномена-теме дома и семьи в наследии художника. Для самого писателя чувство глубинной связи с его домом, родиной, Россией является доминирующим в судьбе как творческой, так и человеческой. «Если бы в 1917 году не вернулся из Англии, если бы все эти годы не прожил вместе с Россией — больше не мог бы писать» [8], - признавался он в одной из автобиографий.
Обращение к автобиографиям, письмам, дневниковым записям писателя - попытка, быть может, найти те истоки, которые в сознании Замятина определили пути художественного осмысления мира семьи. Автор вспоминает порой, кажется, совершенно незначительное, но, вдумавшись в эти моменты, схваченные детским сознанием, можно представить складывающийся мир души будущего художника.
Одно из ярких впечатлений самого раннего детства, например, - принесённый в блюде первый снег: «и этот удивительный снег - до сих пор» [9]. Это был «кусок ещё незнакомой, некомнатной, внешней вселенной» [10]. Знакомая, комнатная, внутренняя вселенная будет постоянно «вырастать» в художественном опыте писателя: от семьи «Уездного» до семьи космической в «Рассказе о самом главном», переноситься от дома хунов к дому Римской империи.
Потерявшись в возрасте двух-трёх лет в толпе людей, будущий писатель Замятин, может быть, впервые пережил ощущение, будто «отца с матерью нет, и их больше никогда не будет». Не случайно в автобиографии 1922 года он предупреждает читателя, что ему «придётся ограничиться только наружным осмотром и разве слегка взглянуть в полутёмные окна, внутрь я редко кого зову. А снаружи вы увидите немного» [11]. Из сказанного возникает метафора человека-дома, живущего одинокой внутренней жизнью. Не отсюда ли глубокий мотив одиночества человека в этом мире? Заглянувший в этот «дом» увидит «очень одинокого, без сверстников, ребёнка на диване, животом вниз, над книгой - или под роялью, а на рояли играет мать Шопена» [12].
Выучившись годам к четырём читать, Замятин окунулся в мир русской классической литературы: «Много одиночества, много книг, очень рано -Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие щёки - от «Неточки Незвановой» [13]. В письме от 12 июля 1911 года, обращенном к будущей жене, Замятин признаётся: «. матери я никогда ничего не говорил, с детства так.» [14]. Вероятно, отсутствие глубокого понимания в доме родителей, уход в себя, в мир литературы, рождают в писателе ностальгию по семье, которая становится постоянным мотивом практически во всём его творчестве.
Двойственность, противоречивость национального характера, по Замятину, определяют глубинную, внутреннюю, почти подсознательную привязанность русского человека к дому, семье и вместе с этим неспособность бережно хранить этот хрупкий мир. Идеал семейного существования, вырисовывающийся из всей палитры художественных решений, - это союз любящих людей, способных передать духовно-нравственное наследие своим детям, мечтателям-«еретикам», которые не «обрастут» догмами, а, творчески преобразовывая в настоящем отцовское «вчера», превратят его в будущее, в «завтра».
В 1920-е годы образ дома в творчестве Замятина - образ-трансформер: трамвай, корабль, пещера-ковчег. Неопределённость, отсутствие устойчивости рождают мотивы пути и бездомности. Художественное мироощущение в середине 20-х годов будет подкреплено внутренним состоянием самого писателя: «Злая осень, холод. По стеклу ползут капли. Я сижу в пальто — один в купе. <.>. Да и весь поезд пустой и тоскливый. И я - такой же, как поезд, а может и ещё хуже. Куда я волоку себя и зачем? Всё равно, ведь, от пустоты, от тоски, от одиночества, от прожитой жизни - не убежать. Уж просто так бегу, из упрямства. От московской бестолковости устал, а в Петербург возвращаться тоже не хочется. Домой? У меня нет моего дома — так мне сейчас кажется.» [15].
После революции 1917 года Замятин сознательно вернулся из Англии и остался «дома». В двадцатые годы эта собственная бездомность, художественная бездомность его героев имеет экзистенциальный характер, это состояние души, утратившей привычную опору в жизни.
Поистине драматическую окраску это чувство приобретает в годы эмиграции. Очевиден постоянный и неподдельный интерес художника к жизни «дома», в России. Он бережно хранит связи с литературной «семьей», об этом свидетельствует переписка с М.А. Булгаковым, К.А. Фединым, M.JI. Слонимским. По мнению Т.Т. Давыдовой, «помимо тоски по родине, причинами преждевременной смерти писателя стали переутомление, исчерпанность его прежних художественно-философских идей и невозможность найти новые» [16]. Безусловно, оторванность от русского дома, в узком и широком смыслах, сыграла негативную роль в судьбе писателя. Думается, что тема дома и семьи более всего требовала близости к русской жизни.
Привязанность русского человека к своему дому, гнезду есть одна из черт национального характера, исследование которого составляет суть творчества писателя. А.С. Сваровская отмечает «пристальный интерес» писателя «к глубинным процессам, происходящим в толще народного сознания», который «был направлен как на поиски в русском национальном характере позитивных начал, непреходящих жизненных ценностей, так и на трезвое постижение его противоречий, загадок и слабостей» [17]. Такое позитивное начало, непреходящую ценность составляют для русского человека семья, домашний очаг.
Славянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным, - замечал А.Н. Афанасьев. - В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьею, только разросшеюся, проходила вся его жизнь; со всем её обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом; но, кроме того, изба была местом пребывания пената и совершения различных религиозных обрядов» [18]. В силу несовмещения часто отождествляемых понятий «дом» и «семья» замечание А.Н. Афанасьева имеет особое значение, так как многозначность этих слов не позволяет четко разграничить их. Так, например, в словаре С.И. Ожегова семья - это «группа живущих вместе (муж и жена, родители с детьми)» [19], а дом - «жилое (или для учреждения) здание, а также (собир.) люди, живущие в нем», или «квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство» [20].
В словаре Даля толкование слова «семья» дается через значение синонима, понятия «семейство»: «Совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью» [21]. Последнее замечание особенно интересно и важно, так как из него вытекает, что семья предполагает, кроме кровнородственных, теснейшие бытовые связи, при разрыве которых утрачивается, исчезает семья. Это отмечает и С.И. Ожегов.
Таким образом, общность быта - одна из сущностных черт русской семьи. Мастерство же Е.И. Замятина в воссоздании картин быта отмечали еще его критики-современники.
В литературоведческих работах нередко встречается отождествление понятий «семья» и «дом», что вполне справедливо, но с некоторыми оговорками. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди объяснений слова «дом» находим: «семейство, семья, хозяева с домочадцами» [22]. Это доказывает, что полными синонимами эти слова могут быть лишь в том случае, если это вытекает из контекста.
Безусловно, понятие «дом» более абстрактное, а потому более широкое, в художественной литературе часто имеющее обобщенно-символический смысл, например, у М. Булгакова, И. Бунина, А. Блока. В творчестве Замятина образ дома - один из сквозных образов, значение которого нельзя категорично свести к более узкому смыслу - семье. Семья конкретна. Семья - древнейший институт человеческого общества, прошедший сложный путь развития. В семье человек появляется на свет и в ней же складываются первоначальные представления об этом мире. «Что же такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль играет она в жизни человека и общества?» - на эти вопросы делались попытки ответить еще в древности.
Образы семьи и дома имеют глубокие корни в истории литературы. Народная мудрость запечатлела ценности семейной жизни в языке, в пословицах и поговорках о доме, жене, детях, семье, родне, любви: «На что и клад, коли в семье лад. Совместно жить - время коротать» [23], «Вся семья вместе, так и душа на месте» (1,с.ЗОЗ), «Русский человек без родни не живет» (1,с.304), «Духовное родство пуще плотского» (1,с.304), «Горе тому, кто непорядком живет в дому» (2,с.84), «У кого детей много, он не забыт от бога» (2,с.295), «У кого детей нет - во грехе живет (чтобы бог простил, приёмыша берут)» (1,с.297), «Холостой - полчеловека» (1,с.281), «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дома отлучает» (1,с.282).
Тема эта нашла отражение в памятниках древнерусской литературы, где встречаются образцы семейного «лада и бережения» [24]. Это Ян и его «подружье» Марья (XI век), Мстислав Владимирович и его супруга (XII век), Владимир Васильевич Волынский и княгиня Ольга Романовна (XIII век), Михаил Ярославович Тверской и его жена Анна Дмитриевна (XIV век). В произведениях древнерусской литературы дошли до наших дней радость и красота любви, брака, родительства. «Повесть о Петре и Февронии», написанная в середине XVI века Ермолаем Еразмом, публицистом и членом кружка книжников митрополита Макария, протопопом Кремлевского собора в Москве, представляет собой трогательное назидание в том, как герои преодолевают житейские трудности, невзгоды и несчастья силой взаимной любви. «Домострой» - одно из важнейших произведений древнерусской литературы, авторство которого связывается с именем Сильвестра (начало XVI века до 1568 г.) сподвижника Ивана Грозного. «Домострой» изображает образцовый дом и семью, стремясь утвердить идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти» [25]. «Домострой» давал такие советы, которые служили бы миру и житейской прочности в семье. Стремление регулировать все мелочи быта и личного поведения в семье, призыв к ладу в семейной жизни -одно из правил средневековой литературы, которая служила регулятором поведения человека в важнейшей сфере существования.
Такие же цели преследовали авторы литературно-педагогического памятника начала XVIII века «Юности честное зерцало» (1717), созданного по поручению Петра I.
В XIX веке развитие темы дома и семьи, бесспорно, связано с именем А.С. Пушкина. По оценке Ю.М. Лотмана, «в поэзии Пушкина второй половины 1820-x-l 830-х годов тема дома становится идейным фокусом, вбирающим в себя мысли о культурной традиции, истории, гуманности и «самосто-яньи человека» [26]. В творчестве Н.В. Гоголя тема дома «получает закони ченное развитие в виде противопоставления «дома» - дьявольскому «антидому» [27].
Во второй половине XIX века русская литература во всей полноте отразила процессы, происходящие в обществе, через призму семейных отношений. Так, И.А. Гончаров, отражая борьбу западников и славянофилов, изобразил в романах «Обыкновенная история» и «Обломов» два уклада русской жизни. Живописную картину купеческого быта, семейных отношений создал в драматургии А.Н. Островский. Художественное воплощение общественных взглядов И.С. Тургенева также сфокусировалось в мире семьи: в романах «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо». Совершенно новые, революционные по своей сути взгляды на семью и брак отразились в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Одной из важных тем творчества Н.А. Некрасова стала судьба русской женщины, весь смысл жизни которой был, безусловно, сосредоточен в семье. Образ дома, созданный Ф.М. Достоевским, во многих смыслах продолжает традиции Н.В. Гоголя. Тема разложения дома, распада семьи делает близкими произведения Ф.М. Достоевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина. В романе JI.H. Толстого «Анна Каренина», по признанию самого писателя, «мысль семейная» была главной.
Размышления о любви, семье, браке и отражение их в русской литературе занимали критиков. В статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» Д.И. Писарев пытался объяснить, отчего мужчина и женщина мешают друг другу жить, самыми разнообразными и утонченными средствами отравляют друг другу жизнь. Развитие поднятая Писаревым проблема получила в статье Н.Г. Чернышевского «Русский человек на render-vous».
Во второй половине XIX века вышли интересные работы И. Забелина, повествующие о первых летописных свидетельствах семейно-родовой жизни славянских племен. Яркую картину ценностей русской семейной жизни представляет очерк А. Желобовского «Семья по воззрениям русского народа», опубликованный более ста лет назад. М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» также отметил черты домашнего и семейного устройства у славян: «У Славян всегда почитали старших себя. Глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно. Великодушие Славян было известно даже врагам, потому что сами враги могли найти приют, защиту и хлеб-соль в доме каждого Славянина» [28].
Глубокое исследование мира русской семьи как области социализации и самореализации человека, взаимодействие в семье социального и индивидуального начал, истоков конфликтов и возможностей их преодоления в семейных отношениях дано в книге В. Белова «Лад»: «Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опоры не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и нелепым. Бездетность воспринималась наказанием судьбы и как величайшее человеческое несчастье» [29], - подчеркивает современный писатель.
Словом, вся классическая русская литература, в большей или меньшей степени, была обращена к семье. Тема семьи - неотъемлемая часть творчества Пушкина и Лермонтова, Гончарова и Тургенева, Тютчева и Некрасова, Толстого и Достоевского, Лескова, Чехова, а в XX веке - Куприна, Бунина, М. Горького, Шмелева, Шолохова и других писателей. Среди них - Замятин.
Материалом исследования является прозаическое наследие Замятина с привлечением публицистики, дневниковых записей и переписки. Исключение составляют лишь произведения сказочного жанра, «чудеса», «верешки».
Произведения рассматриваются в хронологическом порядке, что позволяет проследить эволюцию темы, этапность в развитии образа русского дома и семьи, отметить своеобразие художественных решений Замятина в тот или иной творческий период.
Объектом анализа стала идейно-художественная структура произведений писателя, рассматриваемая во взаимодействии с распространёнными философскими воззрениями на семью в начале XX века.
Предмет изучения - пути художественного воссоздания русского дома и семьи, семейных отношений в прозе Е.И. Замятина 1910 - 1930-х годов.
Цель исследования заключается в осмыслении идейно-художественного своеобразия прозы Замятина в раскрытии темы семьи и дома через анализ поэтики и широкой взаимосвязанной проблематики.
Это обусловило основные задачи работы:
- определить место темы русского дома и семьи в творческом наследии Е.И. Замятина;
- раскрыть причины обращения писателя к этой теме и связанной с ней проблематике;
- отметить структурно-поэтическое своеобразие подходов писателя к семье и дому в различные периоды его творчества и на фоне полифонично звучавшей философской мысли начала XX века;
- охарактеризовать творческую индивидуальность Е.И. Замятина через концепт «русский дом и семья».
С целями и задачами связан выбор метода исследования, в основе которого - синтез структурно-поэтического, сравнительно-типологического, системного и семантического подходов.
Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается в следующем: тема семьи и дома - тема-доминанта в творчестве Е.И. Замятина, в реализации которой ярко отразилась творческая индивидуальность, своеобразие художественной манеры писателя, эволюция его творческого метода.
Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учётом различных научных концепций, отражённых в трудах отечественных и зарубежных замятиноведов, представителей различных литературоведческих школ: JL Геллера, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева, Н.Н. Комлик, М.Ю. Любимовой, О.Н. Михайлова, JI.B. Поляковой, И.М. Поповой, Е.Б. Скороспеловой и других.
В диссертации использованы теоретические положения, представленные в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, В.В. Кожинова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, Ю.Н. Тынянова и других.
Учтён опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского университета в исследовании замятинской проблематики.
На страницах диссертации осуществлена попытка аргументации основных положений, выносимых на защиту:
1. Тема семьи и дома «пронизывает» всё творческое наследие Е.И. Замятина. Это позволяет говорить о ней как о теме-доминанте, концепте, рождающих во всём творчестве писателя сквозные образы дома и семьи, что предопределяет множественность художественных решений в творческой эволюции писателя.
2. Исследование темы дома и семьи позволяет уточнить проблему периодизации творчества писателя, проследить эволюцию художественного метода Е.И. Замятина.
3. Обращение писателя к русскому дому и семье обусловлено социальным и литературно-философским контекстом эпохи, особенностями художественного зрения Замятина-неореалиста. Художественно-философское видение писателя «окрашено» идеями «скифства». Доминантным конфликтом произведений является разрешение противоречивого сочетания, выражаясь языком Е.И. Замятина, «азиатского» и «западного» в русском национальном характере.
4. В художественной системе писателя наибольшее распространение получил тип нуклеарной семьи (муж и жена), что количественно не сужает выбора путей художественных решений автора, а лишь подчёркивает существенные черты замятинской художественной системы: повышенный психологизм характеров, лейтмотивность, цикличность, интерес писателя к метафоре, иронии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в проведении сквозного анализа темы дома и семьи в прозе Е.И. Замятина, рассмотрении художественных решений автора во взаимодействии с философскими взглядами В.В. Розанова и других мыслителей-современников, исследовании этапов формирования концепции дома и семьи в творческой эволюции художника, в структурно-поэтическом анализе по-замятински самобытного воплощения доминантных образов. Предложены новые в сравнении с уже существующими в замятиноведении интерпретации отдельных произведений.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в работе проведено поэтапное рассмотрение указанной темы в прозаическом наследии Е.И. Замятина. Выявлены пути формирования и особенности поэтической системы художника, что может быть использовано в процессе осмысления историософских воззрений, творческого метода писателя и периодизации его творчества.
Практическое значение работы связано с возможностью использования её результатов в диссертациях и других научных исследованиях, в курсах изучения истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах, в школьном преподавании литературы.
Апробация исследования осуществлялась на Четвёртых международных Замятинских чтениях в Тамбове (2000), на ежегодных Державинских чтениях и конференциях молодых учёных (2001, 2002), заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета
16 им. Г.Р. Державина, на аспирантском семинаре. Основные положения изложены в 6 публикациях.
Структура работы включает введение, две главы - «Мир семьи как предмет художественно-философского осмысления в произведениях Е.И. Замятина 1912 - 1916 годов» и «От синтетизма к неореализму в изображении дома и семьи», заключение. Приложен список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название - текст - метатекст2006 год, кандидат филологических наук Губина, Нина Валерьевна
Проза Е. И. Замятина: Поэтика русского национального характера1999 год, кандидат филологических наук Желтова, Наталия Юрьевна
"Смеховой мир" Е.И. Замятина в контексте народной праздничной культуры2009 год, кандидат филологических наук Полякова, Ирина Евгеньевна
Английские реалии в творчестве Евгения Ивановича Замятина2000 год, кандидат филологических наук Копельник, Владислава Игоревна
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ Е.И.ЗАМЯТИНА В КОНТЕКСТЕ ПОИСКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ–НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ2011 год, доктор филологических наук БОРОДА, Елена Викторовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Капустина, Светлана Николаевна
Заключение
1. Розанов В.В. Опавшие листья. М.: ООО « Издательство ACT», 2001. С.543.
2. Топоров В.Н Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995. С.351.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Капустина, Светлана Николаевна, 2002 год
1. Замятин Е.И. Повести. Рассказы / Предисл., сост. О.Н. Михайлова. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1986. 334 с.
2. Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988. 575 с.
3. Замятин Е.И. Сочинения: В 4 т. Мюнхен: By A. NEIMANIS, BUCHVERTRIEB UND VERLAG, 1988.
4. Замятин Е.И. Мы: Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Сост. И.О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. 560 с.
5. Замятин Е.И. Избранное / Сост. и подготовка текста О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1989. 463 с.
6. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Сост. А.Ю. Галушкин, предисл. В.Б. Шкловского, вступ. статья В.А. Келдыша. М.: Сов. писатель, 1989.767 с.
7. Замятин Е.И. Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания / Сост. Е.Б. Скороспелова. Кишинев: Лит. артистикэ, 1989. -640 с.
8. Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / Сост., вступ. статья, примеч. О.Н. Михайлова. М.: Худ. литература, 1990.
9. Замятин Е.И. Мы: Роман, рассказ и сказки / Сост. О.Н. Михайлова. М.: Мол. гвардия, 1990. 365 с.
10. Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья, комментарии Е.Б. Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990. 544 с.
11. Замятин Е.И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А.П. Котлован. Юве-нильное море: Романы. М.: Олимп; ТКО ACT, 1996. 608 с.
12. Замятин Е.И. Избранные произведения / Вступ. статья Л.В. Поляковой. М.: МИД "Синергия", 1997. 440 с.
13. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика, публицистика, воспоминания / Вступ. статья В.А. Келдыша. Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. М.: Наследие, 1999. 345 с.
14. Замятин Е.И. ПисьмаМ.А. Волошину // Подъем. 1988. № 5. С. 121-125.
15. Замятин Е.И. Современная русская литература. Вступительная лекция. Психология творчества. О сюжете и фабуле / Публ. А.Н. Стрижева // Лит. учеба. 1988. № 6. С. 128-143.
16. Замятин Е.И. Техника художественной прозы / Публ. А.Н. Стрижева // Лит. учеба. 1988. № 6. С. 79-107.
17. Замятин Е.И. Из переписки М.А. Булгакова и Е.И. Замятина, Л.Н. Замятиной // Русская литература. 1989. № 4. С. 178-188.
18. Замятин Е.И. "Мне сейчас хочется тебе сказать." (Из переписки Б. Пильняка и Е. Замятина с К. Фединым) // Лит. учеба. 1990. № 2.1. С. 79-95.
19. Замятин Е.И. Письма к A.M. Ремизову / Публикация В.В. Бузник // Русская литература. 1992. № 1. С. 176-180.
20. Замятин Е.И. ".Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь". Письма Е.И. Замятина разным адресатам / Публ. Т.Т. Давыдовой и А.Н. Тюрина. Вступ. статья, пер. с англ. и комментарии Т.Т. Давыдовой//Новый мир. 1996. № 10. С. 136-142.1.
21. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 111. М.: Научное слово, 1910. 138с.
22. Акимов В.М. Человек и единое государство. Возвращение к Евгению Замятину // Перечитывая заново: Литературно-критические статьи. Л., 1989. 374 с.23
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.