Русские театральные справочные издания и их составители тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Хализева, Мария Валентиновна

  • Хализева, Мария Валентиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 138
Хализева, Мария Валентиновна. Русские театральные справочные издания и их составители: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2001. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хализева, Мария Валентиновна

Введение.

1. Предмет диссертации, ее задачи и построение

Предмет нашего рассмотрения - справочные издания, собственно театральные или же те, в которых тема театра и драматургии включена как одна из существенных составляющих. Данная работа объемлет временной интервал размером около столетия: с последней четверти восемнадцатого века до последней четверти века девятнадцатого. Предприняты описание и научное рассмотрение ранних биографических словарей, анализ первого справочника-каталога пьес, а также подробное чтение с комментариями летописи и хроники русского театра. В некоторых случаях - это относится преимущественно к восемнадцатому веку - попутно затрагивается проблема авторства справочных изданий.

Диссертант ставил перед собой задачу проследить формирование и исторические изменения типа театрального справочника от момента его зарождения и на протяжении века и тем самым ввести в обиход театроведческой науки материал, ранее лишь незначительно использовавшийся учеными. Особенности рассматриваемого материала определили специфику данной работы, к^тор^^щ-видимому, во многом обречена на ту же участь, что и люфой ецравош^бе издание - быть подсобной, вспомогательной. Мы шли ria- это сознательно, медленно и тщательно извлекая на поверхность полузабытое и доосмысляя известное, после чего выводы напрашивались сами собой. Нам казалось, что столь подробное, порой почти мелочное описание и предварительное обсуждение материала имеет смысл, поскольку открывает дорогу более широкой опоре театроведения на следы театральной жизни, зафиксированные справочными изданиями.

Наш выбор пал на тему не слишком яркую и на первый взгляд не так-то уж много обещающую исследователю. Тем не менее нам виделось важным проделать именно эту работу, поскольку театрально-справочные издания, на ранних этапах своего развития включающие в себя элементы истории театра, зарождавшейся театральной критики, фрагменты театральной полемики, а также театральный анекдот и проч., очевидно, являются существенной частью фундамента театроведческой науки. Нам казалось чрезвычайно значимым проделать исследование этого слоя знаний о русском театральном искусстве со всей возможной основательностью. (Со временем, вероятно, стоило бы пристально изучить, описать и проанализировать русские театральные мемуары, сопоставив приводимые в них факты с материалом справочных изданий).

Мы отдаем себе отчет в том, что на избранном нами материале трудно выстроить нечто концептуальное, произнести новое проблемное слово здесь практически невозможно, однако, стратегическая установка данной работы состояла в том, чтобы описываемыми и обсуждаемыми фактами научное изучение истории русского театра в какой-то мере обогатилось. Для нас было существенно ни в коей мере не теснить описательно-констатирующую сторону диссертации. Доминанта данной работы - научная эмпирика с дальнейшей перспективой перехода от описательно-констатирующих задач к выходу на собственно проблемный уровень. Такая попытка предпринята в заключении, где в отличие от основных глав проблемный подтекст работы выносится наружу: обсуждаются жанровая неоднородность «предэнциклопедий», характер взаимосвязей между рассмотренными справочниками и эволюция справочно-энциклопедического жанра; обозначается значимость театрального справочника при возникновении и формировании театроведческой науки; уясняется - посредством пристального чтения и изучения справочных изданий - то, что со всем основанием, опираясь на литературоведческую терминологию («художественное сознание эпохи», «литературное сознание»)1, можно назвать театральным сознанием эпохи.

Основная установка анализа имеющегося материала - осуществление принципа историзма: учет того, какую роль рассматриваемые справочники играли для своего времени и какую - для нынешнего представления о театральном искусстве тех эпох. Мы стремились уйти от соблазна взглянуть на изучаемые справочные издания свысока и оценивать их лишь в контексте того, что на сегодняшний день достигнуто энциклопедическим жанром. Давние справочные тексты рассматривались нами как уникальные свидетельства о восприятии произведений театрального искусства на протяжении столетия. В этом отношении наша работа находится в русле историко-функционального изучения искусства, которое укоренено в современном литературоведении2.

Диссертационное исследование включает в себя введение, две основные главы, посвященные XVIII и XIX векам соответственно, заключение и библиографию. Во введении рассматриваются сами понятия «энциклопедия» и «словарь» и прослеживается (естественно, в самых общих чертах) история возникновения энциклопедического жанра. Здесь мы опираемся на справочные статьи философского словаря, энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, многотомного энциклопедического словаря Гранат, театральной энциклопедии под редакцией С.С. Мокульского, а затем - П. А. Маркова.

1 См.: Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 3-38.

2 См.: Осъмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979. С. 5-41.

Основные главы дополнительно разбиты на параграфы, в каждом из которых описывается и анализируется одно или несколько справочных изданий. Так, первая

глава состоит из четырех параграфов, которые посвящены соответственно:

- «Драмматическому словарю» (1787 год, переиздан А.С. Сувориным в 1880 году) - единственному энциклопедическому изданию XVHI века, выстроенному по принципу каталога, а не словаря имен;

- немецкому «Известию о некоторых русских писателях» (а именно о сорока двух), вышедшему в Лейпциге в 1768 году;

- «Опыту словаря о российских писателях» Н.И. Новикова (1772 год);

- «Словарю русских светских писателей» митрополита Евгения Болховитинова (в основном завершенному к 1812 году, но полностью изданному лишь к 1845 году после смерти автора).

При рассмотрении безымянных и полузабытых историками литературы и театра «Драмматического словаря» и «Известия о некоторых русских писателях» мы сочли целесообразным довольно подробно обсудить вопрос об авторстве этих изданий (заметим, что на авторство «Известия» имеется не менее десяти претендентов). В случае же со словарями Новикова и Болховитинова, не обойденными вниманием исследователей, мы старались более подробно, чем наши предшественники, останавливаться на содержании и принципах построения справочных статей, имеющих непосредственное отношение к деятелям театра.

Глава вторая состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются:

- «Хронологический список русских сочинителей и библиографические замечания о их произведениях» - изданный около 1835 года весьма малым тиражом труд П.А. Плетнева, имевший форму таблицы и являвшийся учебным пособием по русской словесности для занятий с наследником престола;

- с размахом задуманный, но не завершенный «Энциклопедический лексикон» А.А. Плюшара, семнадцать томов которого выходили с 1835 по 1841 годы;

- два родственных по духу каждодневной фиксации труда: «Летопись русского театра» П.А. Арапова (1861 год) и «Хроника петербургских театров» А.И. Вольфа (1877 и 1884 годы).

И в случае с лаконичным плетневским списком, и при рассмотрении многотомного и многостраничного плюшаровского лексикона мы методично вычленяли из общего потока справочных статей тему театра. Что же касается целиком посвященных театру араповской летописи и вольфовской хроники, то здесь нами был осуществлен опыт медленного «сквозного» чтения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Хализева, Мария Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театральная книга - одно из немногих материальных отражений театральной ситуации" из книги Д.Г. Королёва "Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX- начала XX веков")

1. О судьбе театральных справочников в XX веке

На страницах диссертации была рассмотрена более чем вековая эволюция театрально-справочного жанра (последняя четверть XVIII -первые три четверти XIX веков). Прежде чем перейти к обсуждению итогов этого рассмотрения, окинем беглым взором ряд произведений интересующего нас жанра в России последующих эпох и пунктирно обозначим их особенности.

В 1873 году в Москве вышла безымянная книга "300 пиес в кратком их содержании, с обозначением действующих лиц и декораций, для любительских спектаклей", принципом составления (перечень не по авторам, а по произведениям) сильно напоминавшая "Драмматической словарь". Издание "300 пиес", выполненное Волковской театральной библиотекой, служило справочником по "лёгким", развлекательным пьесам 1860-70-х годов, преимущественно одноактным. Среди авторов - И. Тургенев, Н. Некрасов, В. Соллогуб, Д. Ленский, П. Каратыгин, К. Тарновский, однако, не встречаются имена Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Островского. В отличие от своего предшественника вековой давности это издание снабжено алфавитными указателями пьес и авторов. Архивная находка литературоведа А.И. Рейтблата помогла ему установить автора-составителя книги. Им оказался бывший актёр и помощник режиссёра, а впоследствии литератор Иван Кузьмич Кондратьев398, в истории театра и словесности заметного следа не оставивший. Книга "300 пьес" стоит в ряду составлявшихся Кондратьевым по заказу рыночных издателей сонников, гадательных книг, народных лечебников, детских хрестоматий и т.п.

Следует упомянуть сборник Л.М. Карачунского "Наши петербургские артисты" (С.-Петербург, 1896), носивший посвящение "С.-Петербургскому Литературно-Артистическому Кружку, новейшему "собирателю артистических сил" и содержавший 300 довольно поверхностных и нередко далёких от конкретики характеристик исполнителей императорских и частных театров, среди которых "затесались" и несколько драматургов, как, скажем, В.А. Крылов. Отличительная особенность справочника - приложение практически к каждой заметке портрета описываемого персонажа и указание его

398 См.: Рейтблат А.И. Книга "300 пиес в кратком их содержании" и её автор // Театральная книга между прошлым и будущим. М., 1997. домашнего адреса. Показательна жалоба Карачунского, содержащаяся в предисловии к сборнику: ".из 300 портретов всего какой-нибудь десяток был доставлен самими артистами, всё же остальное количество я сам приобретал или доставал"399. В том же 1896 году издательством С. Рассохина в Москве была напечатана "Театральная хроника" С. Васильева, оказавшаяся сборником критических статей автора, опубликованных в газете "Русское слово" с 1 сентября 1895 года по 1 мая 1896 года.

Весьма вольным в отношении подбора имён и самих биографий-характеристик являлся добравшийся лишь до буквы "М" "Словарь сценических деятелей" А.Р. Кугеля - одно из приложений (всего вышло 16 выпусков) к издаваемому им журналу "Театр и искусство". Отданный на откуп самим сценическим деятелям (".составлялся путём сбора читательских отзывов на обращение журнала "ко всем без изъятия артистам, концертантам, дирижёрам, драматическим писателям, композиторам, критикам столичным и провинциальным прислать в редакцию биографические сведения."400), кугелевский проект рубежа веков, тянувшийся с 1898 по 1906 годы и наверняка сыгравший положительную роль в деле распространения журнала, из-за непродуманности и произвольности в подборе данных выглядит сегодня во многом как насмешка над идеей словаря. Есть статья о Е. Мунт (даётся лишь один инициал), кстати, без указания ролей как в Филармоническом обществе, так и в Художественном театре, в "Товариществе Новой драмы", в театре В.Ф. Комиссаржевской, однако нет статьи об И.М. Москвине; полностью указаны лишь часть имён и отчеств, но, например, у самого автора этой словарной затеи - Александра Рафаиловича Кугеля -проставлены лишь инициалы. Не слишком много общего имела с понятием энциклопедичности и серия книг, изданных Кугелем под общим названием "Энциклопедия сценического самообразования" - также приложение к "Театру и искусству". Все шесть томов (Лачинов В.П. "Искусство мимики", 1909; Лебединский П.А. "Грим", 1909; Сладкопевцев В.В. "Искусство декламации", 1910; "Костюм" под редакцией Ф.Ф. Комиссаржевского, 1910; Р. Гессен "Технические приёмы драмы", 1912; Э. Жак-Далькроз "Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства", 1913) являлись практическими, по большей части переводными пособиями и напрямую обращались к повседневным нуждам актёра.

В 1892 году вышла первая книга издававшегося на протяжении тридцатилетия (со множеством попутных трудностей и перипетий) "Ежегодника императорских театров", ставившего перед собой не справочные, но фиксаторские и информативные задачи. Он был задуман

399 Карачунский Л.М. Наши петербургские артисты. СПб., 1896. (Перед основным текстом, вне нумерации страниц).

400 Королёв Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в Росии. С. 189. членом Литературно-театрального комитета при императорских театрах драматургом П.П. Гнедичем как иллюстрированная летопись исключительно императорских театров, основанная (как декларировалось) на строго проверенных данных. Особо подчёркивалось Гнедичем, не желавшим травмировать и раздражать Дирекцию, "совершенное отсутствие в издании критических оценок"401.

В 1900 году в Москве увидела свет "Справочная книжка по театральному делу" составления П.М. Пчельникова - во многом следовавшая образцу вольфовских приложений к его "Хронике". Здесь для сведения и удобства театральных деятелей были представлены:

- артисты (личный состав трупп, формы контрактов, законоположения, права, размер пенсии);

- театральные агенства;

- авторы и их театральные произведения (права, цензура);

- таблицы (количество посетителей для пьес, исполненных в Малом театре; число спектаклей по пьесе; как распределялась публика по местам зрительного зала Малого театра);

- театры (законоположения, распоряжения и правила, относящиеся к эксплуатации театров);

- разные сведения (в том числе: краткая хронология театральных событий, общества театральные, музыкальные, вокальные, взаимопомощи, благотворительные, учебные заведения, музеи, театральные библиотеки, периодические издания по театру и музыке, извлечения из устава Русского Театрального Общества и т.п.)

В том же 1900 году в Сызрани некий Е.И. Аркадьев выпустил скромный по объёму - 44 страницы - "Театральный словарь" понятий, о котором в предуведомлении от 18 июля 1899 года писал: ".я далёк от мысли в его непогрешимости и полноте, а потому предлагаю его публике, как "материал" для полного словаря"402 (обратим внимание: почти никто из авторов справочных изданий не претендует на окончательность и совершенство; но, не решаясь замахнуться на большее, перекладывая ответственность за создание итогового труда на плечи будущего, они по мере сил всё же подготавливают почву для дальнейшего формирования строго системных справочников, а в какой-то мере и энциклопедий). Словарь Аркадьева особо любопытен характеристиками специфически-театральных жаргонных слов и словосочетаний, например: "Игра под сурдинку - самопроизвольная игра постоянного актёра казённого или частного театра на дачных или загородных сценах";

401 цих по: Королёв Д.Г. Дирекция императорских театров в роли издателя // Театральная книга между прошлым и будущим. С. 22.

402 Аркадьев Е.И. Театральный словарь. Сызрань, 1900. (Перед основным текстом, вне нумерации страниц).

Икота театральная - захлёбывание актёра во время произносимой им речи";

Каракули - так называются на актёрском языке морщины, идущие радиусами от внешних глазных углов до висков"; "Кожаный актёр - плохой";

Манежить - на актёрском жаргоне заставлять на репетициях часто повторять плохо усвоенные актёрами сцены"403.

Заметный рост количества театральных словарей, справочников и им подобных изданий приходится на годы зарождения и формирования в России режиссуры. Их профессионализация идёт почти что бок о бок. Театр не скрывает заинтересованности в строгом справочном аппарате. С возникновением и упрочением в те же годы театроведения как науки появляются люди, способные поставить театрально-справочный жанр на должный уровень. Однако в дело становления театральной энциклопедии начинает вмешиваться советская эпоха. Так, задуманная в середине 20-х годов XX века "Театральная энциклопедия" (словарь театральных терминов), которая должна была увидеть свет в 1935 году в виде двух томов издательства "Academia", будучи практически готовой, осталась неизданной по причине закрытия издательства и ареста ряда его сотрудников. Прошедшее неоднократную цензуру детище театроведов и искусствоведов (Я.О. Боярский - главный редактор, члены редакционной коллегии: Э.М. Бескин, Е.М. Браудо, М.И. Имас, О.С. Литовский, С.С. Мокульский, П.И. Новицкий, А.Я. Шнеер), запечатлевшее целый ряд ныне полузабытых фактов404, сегодня ий®еет вид четырёх канцелярских папок, до отказа набитых полувыцвев!пими машинописными, от руки пронумерованными листочками. Они из последних сил хранят им доверенное.

Следует упомянуть и вышедший в 1928 году в Москве справочник "Актёры и режиссёры" (составители С.Г. Кара-Мурза и Ю.В. Соболев), скомпонованный из автобиографий. Издание было рассчитано на два тома, однако второй так и не появился. Все автобиографии, за исключением единичных случаев, были написаны специально дня этой книги. Некоторые пробелы в справочнике составители объясняют тем, что часть театральных деятелей на предложение написать о себе не откликнулась. Первоначально предполагалось придерживаться алфавитного порядка имён. Тем не менее в итоге создателям книги показалось более разумным расположить имена по театрам, сохраняя внутренний алфавитный порядок. Чуть позже по образцу книги "Актёры и режиссёры" издательствами ЦК РАБИС и ВТО

403 Там же. С. 14,16,17,19.

404 См.: Липатова Н.А. К истории создания Театральной энциклопедии (О рукописи, хранящейся в ЦНБ СТД РФ) //Книга и сцена. М., 1999. С. 126-131. планировалось почти параллельно выпустить в свет (этого так и не произошло) "Автобиографии и биографии актёров"405.

До появления в 1961-67 годах пятитомной "Театральной энциклопедии", выходившей под редакцией С.С. Мокульского, её функцию, как это ни удивительно, впервые выполнил многотомный "Энциклопедический словарь" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Впрочем, это тема отдельного разговора, как и подробное обсуждение самой пятитомной "Театральной энциклопедии", являвшейся на протяжении почти 40 лет единственной, и совсем свежего однотомного издания - энциклопедии "Русский драматический театр" (Москва, 2001).

2. Рождение театроведения из духа справочника

Перейдём теперь к подведению итогов обсуждаемого в диссертации.

1) Ранние справочные издания предоставляют современному исследователю ряд важных фактов из далёкой истории русского театра. Уникальность этих источников видится нам во многом недооценённой. В наибольшей степени это касается "Драмматического словаря" 1787 года, поскольку особую значимость имеют материалы, относящиеся к эпохе, когда театральная критика ещё не существовала и справочник был вынужден брать на себя и эту роль. Даже при неполноте, фрагментарности и разбросанности информации она имеет немалый культурный смысл на фоне скудости или отсутствия иных сведений о предмете рассмотрения.

2) Первые театральные справочники своей субъективностью во многом характеризуют интересы и пристрастия их авторов-составителей, а также хранят свидетельства о вкусах публики, тем самым пополняя картину функционирования театра ХУШ - начала XIX веков.

3) Рассмотренный материал интересен и важен, поскольку выявляет облик составителей справочных изданий: круг их театральных интересов, уровень культуры, формы мышления. Большинство составителей и авторов ранних театральных справочников ещё не ставили своей задачей достижение логической упорядоченности текстов. Глазами современного человека (здесь сказывается дистанция эпох) это воспринимается как недостаток и неполнота, однако в этой вольной манере кроется интереснейшая дотеатрально-критическая эссеистика, подчас полубеллетристика, облечённые в форму справочника.

4) Театрально-справочные издания, рассмотренные в диссертации, могут быть разделены на две группы:

I. Справочники, предваряющие форму энциклопедии (наличие алфавитного принципа в расположении материала): например,

405 Там же. С. 127.

Драмматической словарь", в котором в алфавитной порядке приводились характеризуемые пьесы.

И. Справочники, основанные на хронологическом принципе: "Хронологический список русских сочинителей и библиографические замечания об их сочинениях" П.А. Плетнёва; "Летопись русского театра" П.Н. Арапова; "Хроника петербургских театров" А.И. Вольфа.

Ни к одной из этих групп не может быть причислено лишь безымянное "Известие о некоторых русских писателях", в котором действует, по-видимому, более чем субъективный принцип (впрочем, нередко "субъективность и есть форма <.> ценности"406) - расположение писательских имён по степени их значимости для русской словесности.

5) Жанр ранней энциклопедической статьи сильно рознится с тем, который привычен для нас сегодня. На первых этапах формирования тексту справочной статьи свойственен синкретизм - нерасчленённое единство того, что позже будет непременно (и четко!) разделено. Статьи изученных нами справочников - лишь примеривание к энциклопедическому жанру (с ориентацией на европейские образцы как в случае с "Драмматическим словарём"), попытка предварительных суммирования и систематизации материала. Большинство авторов-составителей ранних театрально-справочных трудов коллекционерски тяготели к наращиванию и концентрации фактов, упоённо фиксируя "всё то, чему свидетель в жизни будешь". Последнее особенно характерно для работ Арапова и Вольфа, сочетавших в себе историю, хронику, критику, биографию и мемуаристику. Несмотря на ряд очевидных достоинств, именно эти два труда свидетельствовали об ограниченности и уязвимости синкретической полижанровости; выступали вестниками того, что настало время разработки каждой из перечисленных жанровых составляющих в отдельности.

Рассмотренные нами тексты, таким образом, далеко не в полной мере относятся к собственно энциклопедическому жанру (по утверждению, Умберто Эко, "энциклопедии замышляются только для спорадического и никогда не для линейного чтения"407), являясь лишь его синкретическим преддверьем.

6) На основе сказанного в основной части диссертации и первой части заключения правомерен вывод ^^существовании двух этапов истории развития русских театральнотсправочных изданий: преднаучном (синкретическом), явившемся предметом данного исследования, и

406 Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета. О формах интеграции опыта в письменной культуре//Лица. Биографический альманах. 6. М.;СПб., 1995. С. 26.

407 Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение, 1998, № 4 (32). С. 9.

132 собственно научном (обретение справочниками академической системности, строгости, логической расчлененности).

7) Совокупность изученных нами ранних справочников, очевидно, еще не составила традиции. Говорить о существенном наследовании принципов составления справочного издания вплоть до последней четверти XIX века достаточных оснований нет. А потому преждевременно рассуждать и об эволюции жанра; можно вести речь лишь об отдельных его представителях, уровень каждого из которых зависел в первую очередь от индивидуальностей его создателей.

8) Общеизвестно, что научное изучение любого вида искусства опирается на художественную критику и из нее в значительной степени вырастает. Театроведение не составляет исключения. Нам же казалось важным обратить внимание и на другой, пусть и менее существенный источник возникновения театроведения - театральный справочник, чьи разнообразные формы (от каталога пьес до театральной летописи) сыграли свою несомненную роль в закладке фундамента русской театроведческой науки. По мере собственного становления театроведение в свою очередь взялось оказывать неоценимое влияние на дальнейшее формирование театрально-справочного, а в конечном счете и театрально-энциклопедического жанра. Этот союз значим и сегод ня.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хализева, Мария Валентиновна, 2001 год

1. Известие о некоторых русских писателях // Материалы для истории русской литературы, издание П.А. Ефремова. СПб., 1867. С. 129-160.

2. Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий, и словесных преданий. СПб., 1772. (Переиздание в кн.: Материалы для истории русской литературы. СПб., 1867. С. 1-128).

3. Болховитинов Евгений. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России. Т. 1-2. М., 1845.

4. Хронологический список русских сочинителей и библиографические замечания о их произведениях. СПб., между 1835 и 1837.

5. Энциклопедический лексикон, издание А.А. Плюшара. Тт. 1-17 (А-Дят). СПб., 1835-1841.

6. Арапов П.А. Летопись русского театра. СПб., 1861.

7. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. СПб., 1877.

8. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года. СПб., 1884.10. 300 пиес в кратком их содержании. М., 1873.

9. Хроника русского театра Носова с предисловием и новыми розысканиями о первой эпохе русского театра Е.В. Барсова. М. 1883.

10. Карачунский Л.М. Наши петербургские артисты. СПб., 1896.

11. Кугель А.Р. Словарь сценических деятелей. Вып. 1-16 (А-М). Спб., 1898-1906.

12. Аркадьев Е.И. Театральный словарь. Сызрань, 1900.

13. Пчельников ИМ. Справочная книжка по театральному делу. М., 1900.

14. Актеры и режиссеры, составители С. Кара-Мурза и Ю. Соболев. М., 1928.

15. Театральная энциклопедия середины 30-х годов, рукопись // ЦНБ СТД РФ.

16. Театральная энциклопедия. Тт.1-5. М., 1961-1967.

17. Русский драматический театр. Энциклопедия. М., 2001.

18. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 3-38.

19. Б/п., П.Н. Арапов // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 3. СПб., 1890. С. 16.

20. Архангельский А.С. Тихонравов // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 65. СПб., 1901. С. 295-298.

21. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

22. Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М., 1986.

23. Белинский ВТ. Полное собрание сочинений. В XIII тт. Т. VI. М.;Л., 1955.

24. Берков П.Н. Кто был автором лейпцигского "Известия о русских писателях"? // Известия АН СССР, 1931, № 8. С. 937-951.

25. Берков П.Н. "История русской библиографии" Н.В. Здобнова // Известия АН СССР, отд. лит. и яз. Т. VII, вып. 4., 1948. С. 353-358.

26. Берков П.Н. "Драмматической словарь" 1787 года // Из истории русских литературных отношений XVIII XX веков. М.;Л., 1959. С. 52-65.

27. Берков П.Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. Л., 1964.

28. Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Вольф Александр Иванович // Бернандт Г.Б., Ямпольский ИМ. Кто писал о музыке. Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. I. М., 1971. С. 177.

29. Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица. Биографический альманах. 6. М,;СПб., 1995. С. 32-68.

30. Войналович Е.В., КарШзинская М.А. Арапов П.Н. // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 100-101.

31. Вольф А.И. Заметки по поводу «Хроники русского театра» Ответ "Старому театралу". // Русская старина, 1877, октябрь, кн. X. С. 543544.

32. Вольф А.И. Петербургские театры и их современное положение. Заметки // Вестник Европы, 1879, № 3. С. 305-325.

33. Всеволодский-ГернгроссВ.Н. И.А. Дмитревский, Берлин, 1923.

34. Всеволодский-Гернгросс В.Н., Дмитриев Ю.А. Дмитревский // Театральная энциклопедия: в 5 т. Т. 2. М., 1963. С. 451-453.

35. Горбенко Е.П., Розин Н.П. Плетнёв // Русские писатели. Биографический словарь. 1800-1917. Т. 4. М., 1999. С. 636-642.

36. Горнфелъд А. Энциклопедия // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 80. СПб., 1904. С. 877-882.

37. Грот К.Я. Плетнёв // Русский Биографический Словарь. Т. 14. СПб., 1905. С. 79.

38. Грот Я.К. Труды. Т. Ш, V. СПб., 1901.

39. Гудзий Н.К. Книга о русском просветителе ХУШ века // Большевик, 1951, №21. С. 67-73.

40. Дмитриева-Маймина Е.Е. Булгаков А.И. //Русские писатели. Т. 1. М., 1989. С. 342.

41. Драмматической словарь // Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд. Т. 15. М„ 1952. С. 175.

42. Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета. О формах интеграции опыта в письменной культуре // Лица. Биографический альманах. 6. М.;СПб., 1995. С. 7-31.45:Жихарев С.П. Записки современника. М.;Л., 1955.

43. ЗайцеваИ.А. НеверовЯ.М. //Русские писатели. Т. 4. С. 254-257.

44. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. М., 1955.

45. Илъин-Томич А.А. Менцов Ф.Н. // Русские писатели. Т. 4. С. 10-11.

46. История русской литературы ХУШ века. Л., 1968.

47. История русской литературы XIX века. М.;Л., 1962.

48. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984.

49. Кауфман И.М. Словари и энциклопедии. Библиографический указатель. Вып. 1 «Дореволюционные издания». М., 1937.

50. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. М., 1955.

51. Кеппен П.И. Материалы для истории просвещения в России. СПб., 1819.

52. Клейменова Р.Н. Книжная Москва первой половины XIX века. М., 1991.

53. Королёв Д.Г. Очерки из истории и распространения театральной книги в России XIX начала XX веков. СПб., 1999.

54. JI.M. Драмматической словарь. Точное воспроизведение издания 1787 г. С.-Петербург. 1881 г. // Исторический вестник, 1881, № 3. С. 674-679.

55. Лепёхин М.П. при участии Зленко Г.Д. Зеленецкий К.П. // Русские писатели. Т. 2. М., 1992. С. 335-336.

56. Липатова Н.А. К истории создания Театральной энциклопедии (О рукописи, хранящейся в ЦНБ СТД РФ) // Книга и сцена. М., 1999. С. 126-131.

57. Лисовский Н. Словарь // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 59. СПб., 1900. С. 380-388.

58. Лотман Л.М. Драматургия 60-70-х годов // История русской литературы. Расцвет реализма. Т. 3. Л., 1982. С. 446-494.

59. Лурье М. Первый летописец русского театра (К 80-летию со дня смерти П.Н. Арапова) // Театр, 1941, № 3. С. 157-158.

60. Лященко А.И. С.Г. Домашнев как автор "Известия о некоторых русских писателях" (1768) // Известия АН СССР, 1931, № 8. С. 953-975.

61. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение ХУШ века. M.;JI., 1951.

62. Мартынов И.Ф. "Опыт исторического словаря о российских писателях" Н.И.Новикова и литературная полемика 60-70-х годов ХУШ века // Русская литература, Л., 1968, № 3. С. 184-191.

63. Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981.

64. Незеленов А.И. Н.И. Новиков издатель журналов 1769-1785 годов. СПб., 1875.

65. Осъмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979. С. 5-41.

66. О переиздании "Драмматического словаря" книжным магазином Нового времени 1881 г., б/п. // Русский вестник, 1881, № 2. С. 915-928.

67. Переписка Евгения Болховитинова. с Державиным. Чтение Я.К.Грота. С приложением писем преосвященного к графу Хвостову и К.К.Гирсу. СПб., 1868.

68. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971.

69. Б/п., Плюшар Адольф Александрович // Большой Энциклопедический Словарь. М.; С-П., 1997. С. 921.

70. Рейтблат А.И. Книга "300 пи ее в кратком их содержании" и её автор // Театральная книга между прошлым и будущим. М., 1997. С. 59-64.

71. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М, 1941.

72. Русские книги, вышедшие в апреле и мае 1845 года, б/п. // Отечественные записки, 1845, № 5, отд. VI. С. 59-61.

73. Савельев П. О жизни и трудах О.И. Сенковского // Сенковсшй О.И. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1858. С. XI-CXII.

74. Симон К.Р. Энциклопедия // Энциклопедический словарь Гранат, 7-е изд. Т. 54. М., 1948. С. 277-337.

75. Соловьев Д.В. Н.И. Греч. Его жизнь и литературно-журнальная деятельность // Филологические записки. Вып. IV-V. Воронеж, 1916. С. 381-417.

76. Сравнение французского варианта "Известия" и словаря Новикова, б/п. // Сын Отечества, 1852, № 8. С. 10-18.

77. Старый театрал. «Хроника петербургских театров» А.Н. (так. М.Х.) Вольфа // Русская старина, 1877, октябрь, кн. X. С. 347-349.

78. Стенник Ю.В. Литературная критика периода классицизма (1740-е -1770-е гг.) // Очерки истории русской литературной критики. Т. 1. СПб., 1999. С. 37-95.137

79. Сухомлинов М.И. Н.И.Новиков, автор исторического словаря о русских писателях // Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т. II. СПб., 1889. С. 230-261.

80. Сухомлинов М.И. Дополнение к статье "Новиков, автор исторического словаря о российских писателях" // Записки Императорской Академии Наук. Т. VII, кн. 1. СПб., 1865. С.114-115.

81. Тартаковский AT. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIX веков. М., 1991.

82. Тихоправов Н С. Опыт исторического словаря о российских писателях Новикова// Отечественные записки, 1867, № 5. С. 354-378.

83. Шамрай Д.Д. С.Г. Домашнев и "Nachricht von einigen russischen Schriftstellern" // Известия АН СССР, 1931, № 8. С. 977-983.

84. Шамрай Д.Д. Из истории цензурного режима Екатерины П: 1762-1783 // Архивно-библиографические разыскания. JL, 1947. С. ?

85. Шнеер А.Я. Энциклопедии театральные // Театральная энциклопедия. Т. 5.М., 1967. С. 994.

86. Эпштейн М.Н. Хроника // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487.

87. Языков Дим. Перепечатка старинной книги о русском театре // Русский архив, 1881, т. Ш, № 2. С. 448-453.1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение.

88. Предмет диссертации, ее задачи и построение. 2

89. Энциклопедии об энциклопедиях.1.. Глава I. Век ХУШ-й.

90. Летопись и хроника, или "справочные книги репертуаров русских спектаклей". -92.1.. Заключение.

91. О судьбе театральных справочников в XX веке. (1G

92. Рождение театроведения из духа справочника.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.