Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Васильева, Валентина Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Валентина Владимировна
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты русской народной музыкальной педагогики
1.1.Понятие, сущность и метапринципы русской народной музыкальной педагогики.11с.
1.2.Музыкально-педагогические идеи в русском устном народном творчестве.26 с
1.3.Народные педагогические воззрения в контексте иконографии русских музыкальных инструментов.".38с
Глава 2. Русские народные музыкальные традиции воспитания
2.1.Философия народного песенного воспитания.
2.2. Социализация личности в процессе празднично-ритуального общения.
2.3.Процесс овладения русской народной исполнительской музыкальной культурой.
Глава 3. Развитие идей русской народной музыкальной педагогики в современной системе образования
3.1 .Организация жизнедеятельности дошкольников на традициях русской народной музыкальной педагогики.
3.2.Репрезентация народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы.
3.3.Народные музыкальные традиции воспитания в подготовке будущего учителя и воспитателя.117с.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций1998 год, кандидат педагогических наук Трудкова, Елена Глебовна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга: На примере народно-инструментального творчества1999 год, кандидат педагогических наук Андрюшенков, Геннадий Иванович
Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе освоения народного певческого искусства2005 год, кандидат педагогических наук Ржепянская, Ирина Вячеславовна
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России: Социально-педагогический аспект2004 год, доктор педагогических наук Фролова, Алла Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования»
Ш Современная социально-педагогическая ситуация в России, переход к постиндустриальному типу социальности с характерным для нее постмодерном, замена гносеологической парадигмы образования на культуродигму заостряют проблему возрождения русской национальной идеи (В.П.Бездухов [21], В.Г.Белинский [22], Н.А.Бердяев [28], | Н.А.Добролюбов [76], В.А.Кобылянский [103], Б.Т.Лихачев [120, 121],
Д.С.Лихачев [123,125], Н.О.Лосский [128], " Л.Н.Толстой [204], К.Д.Ушинский [209], и др.) и соответствующей модели воспитания и образования (В'.И. Андреев [9], М.Н.Берулава [34], В.С.Библер [36], Б.М.Бим-Бад [37], Е.В.Бондаревская [39], Г.Б.Корнетов [111], В.А.Сластенин [189], Н.Е.Щуркова [228] и др.)
В этой связи принципиально важной представляется проблема £ исторической реконструкции генетически исходных смыслов воспитания и образования. Русский народ, как и любой этнос, внес должную лепту в золотой фонд народной педагогики. Выдающиеся педагоги, общественные деятели и музыканты подчеркивали важность народных музыкальных традиций воспитания (Б.В.Асафьев [15], М.В.Ломоносов [126] , А.С.Макаренко[132], В.А.Сухомлинский [201], С.Т. и В.Н.Шацкие [226] и ДР-)
К сожалению, по сей день значение уникальной, отшлифованной и ■ проверенной веками народной педагогической мудрости осознается явно недостаточно. Пилотажное исследование, проведенное с воспитателями дошкольных учреждений, учителями общеобразовательных школ и студентами Мурманского государственного педагогического института, показало следующее. 75 % опрошенных признали, что не имеют полного представления о феномене «народная музыкальная педагогика». 52 % будущих учителей не сопрягают будущую педагогическую деятельность с опытом народного музыкального воспитания. 80 % родителей не знают о возможностях использования сказок с музыкальной тематикой, пословиц и поговорок в целях нравственного, умственного и эстетического воспитания детей.
А между тем глубинное изучение и использование народной музыкальной педагогики могло бы значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником творчества учителей и воспитателей.
Анализ образовательных программ для дошкольников, учащихся и студентов также убеждает в необходимости концептуального пересмотра приобщения детей, школьников и учащейся молодежи к народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций, учета этнопедагогических идей, сформировавшихся в этномузыкальном образовании на протяжении ряда веков.
Актуальность проблемы объясняется и ее недостаточной разработанностью в научной литературе. Несмотря на широкий диапазон этнопедагогических исследований, характерных для 80-90-х гг. XX в., менее всего изучена проблема целостного включения форм, методов и средств народной музыкальной педагогики в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза. Не получили . должного освещения вопросы русской народной музыкальной педагогики.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества к возрождению народных педагогических традиций и реальным состоянием данного вопроса в системе образования.
С учетом рассмотренных факторов сделан выбор темы диссертационного исследования: «Русская народная музыкальная / педагогика в современной системе образования».
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке этнокультурно-парадигмальной модели
§ воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами русской народной музыкальной педагогики. Щ Объект исследования - русская народная музыкальная педагогика как система, закрепленная в знаниях и практической деятельности этноса по формированию идеала личности.
Предмет исследования - процесс приобщения дошкольников, школьников и студентов к русской народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций воспитания.
Гипотезой исследования является следующее предположение. Внедрение идей русской народной музыкальной педагогики в учебно-воспитательный процесс детского сада, школы и вуза будет эффективным, если:
- разработана этнокультурно-парадигмальная модель-программа, приоритетом которой является процесс освоения, усвоения и присвоения народной музыкальной культуры ребенком, школьником, студентом; традиции народной музыкальной педагогики системно включены в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза;
- в содержание музыкально-эстетического воспитания включен праздник как событие-интегрант, формирующий чувство соборности, адекватное русским педагогическим идеям.
Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности русской народной музыкальной педагогики.
2. Определить возможности использования русской народной музыкальной педагогики в условиях детского сада, школы и вуза.
3. Разработать теоретически и экспериментально проверить модель-программу развития идей русской народной музыкальной педагогики в f условиях детского сада, общеобразовательной школы и педагогического вуза.
Ф Методологическую основу исследования составляют: историкоцивилизационный подход к педагогическим явлениям и процессам (Б.Г.Корнетов [110 ] и др.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили [6]), Т.И.Бакланова [17], М.Н.Берулава [34] и др.); сущность феномена «народная музыкальная педагогика» в * контексте культурологии (А.И.Арнольдов [13], М.М.Бахтин [20],
М.С.Каган [94], Н.И.Киященко [100], Л.Н.Столович [195] и др.); антропологии (Т.А.Бернштам [32], А.О.Бороноев [41], Ю.В.Бромлей [43], Л.В.Воронкова [57] и др.); аксиологии (. Н.А.Бердяев [29], Е.В.Бондаревская [39], В.Франки [212] и др.); герменевтики (А.А.Брудный [44], А.Ф.Лосев [127] и др.); этномузыкологии (Э.Е.Алексеев [3], Б.В.Асафьев [16], И.И.Земцовский [86], А.С.Фаминцын [210] и др.)
В ходе работы были использованы следующие методы: историко сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ для детского сада, общеобразовательной школы и вуза; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя пилотажное исследование, моделирование, анкетирование учащихся, родителей, учителей, студентов, 1 формирующий эксперимент; описание собственного семилетнего музыкально-педагогического опыта.
В качестве первоисточников исследовались устное народное творчество - сказки, пословицы, поговорки, загадки с музыкальной Ф тематикой; иконография русских народных музыкальных инструментов, представленная в рукописных памятниках Древней Руси, словарях, произведениях художественной литературы и изобразительного i l искусства, в которых отразились специфика музыкального мышления русского народа, его ментальность и педагогические воззрения. Особая g, роль отводилась музыкальному фольклору - песням, народной инструментальной музыке, а также системе праздников и обрядов как событиям-интегр антам.
Опытно-экспериментальная база исследования - ясли-сад № 75 г. Мурманска, детский дом № 5 г. Мурманска, СШ № 3 г. Мурманска, § Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено около 400 дошкольников, учеников, студентов, учителей, воспитателей и родителей.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап - поисково-теоретический (1994-1996 гг.) характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы исследования. ^ Второй этап - опытно-экспериментальный (1996-1998 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент.
Третий этап - обобщающий (с 1998 г. по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения, проверены выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы. В педагогической науке русская народная музыкальная педагогика рассмотрена в контексте возможностей ее внедрения в основные структурные звенья современной системы образования. Педагогически обоснованы концептуальные основы создания этнокультурно-парадигмальной модели музыкально-эстетического воспитания для детского сада, школы и вуза. Этнокультурно-па^радигмальная модель воспитания подрастающего поколения на традициях народной музыкальной педагогики разработана на основе культуротворческой функции детства, идеи репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьника, междисциплинарного синтеза, культурологических, психолого-педагогических , и художественно-эстетических дисциплин на метанаучном уровне. Доказано, что ядром народной музыкальной педагогики является праздник как механизм обеспечения культурной целостности жизни через вертикальную трансляцию социально-значимых ценностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности организации жизнедеятельности дошкольников на традициях народной музыкальной педагогики, согласно представленной программе «Круглый год», апробированной в реальной практике дошкольного образовательного учреждения; в репрезентации народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы через программу «Русь изначальная»; в целостной технологичной модели подготовки будущих учителей и воспитателей к музыкально» эстетическому воспитанию детей на традициях русской народной музыкальной педагогики. Спецкурс «Русская народная музыкальная педагогика», разработанный по результатам исследования, используется в подготовке студентов Мурманского государственного педагогического института.
Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров по этнопедагогике, этнопсихологии, народной музыкальной педагогике, этномузыкологии; для подготовки разделов учебных пособий по теории и истории педагогики, методики музыкального воспитания, написания курсовых и квалификационных работ. Предложенная модель-программа может быть применена в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки объектов и субъектов исследования (около 400 респондентов), единством философских, психолого-педагогических и искусствоведческих приоритетов при разработке концептуальных основ исследования, адекватных предмету, цели и задачам работы, семилетним музыкально-педагогическим опытом соискателя в качестве руководителя оркестра и ансамбля русских народных инструментов и ассистента кафедры музыкального образования Мурманского государственного педагогического института.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовные приоритеты русской народной музыкальной педагогики могут быть определены как соборность, самобытность, стремление к высшим формам опыта музыкального воспитания.
2. Сущность русской народной музыкальной педагогики выражают идеи целеполагания: воспитание совершенной личности; освоение, усвоение и присвоение народного музыкального опыта социализации личности.
3. Культуротворческая функция детства, идея репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьников, междисциплинарный синтез культурологических, психолого-педагогических и художественно-эстетических дисциплин являются концептуальными основаниями этнокультурно-парадигмальной модели воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами народной музыкальной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, в докладах на научно-практических конференциях: Всероссийской межвузовской научно Ф практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999); на ф конференциях МГПИ - «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), «Вопросы музыкального образования» (1996), на юбилейной конференции, посвященной 60-летию МГПИ (1999), на областной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина f (1999). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях, из которых научных статей - 3, тезисов научных докладов - 1. I Ш
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан1999 год, кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна
Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)2012 год, доктор педагогических наук Карпушина, Лариса Павловна
Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов2004 год, кандидат педагогических наук Сергеева, Ирина Павловна
Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки: На материале Республики Мордовия2002 год, кандидат педагогических наук Алямкина, Жанна Геннадьевна
Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников2005 год, кандидат педагогических наук Соколова, Галина Борисовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Васильева, Валентина Владимировна
выводы
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Духовные приоритеты русской народной музыкальной педагогики делают ее эффективным средством музыкально-эстетического воспитания. В контексте культурологического, антропологического, аксиологического, герменевтического и этномузыкологического метапринципов народная музыкальная педагогика понимается как единство и взаимосвязь музыкально-педагогических идей и опыта народного музыкального воспитания, содержащихся в этнокультурных традициях, устном народном творчестве и музыкальном фольклоре, формах празднично-ритуального общения.
2. Русская народная музыкальная педагогика ориентирована на все возрастные категории - от раннего детства до глубокой старости. Методами педагогического воздействия в опыте народного воспитания являются пример родителей, вслушивание в музыкальное произведение, подлаживание, перенимание, самостоятельное музицирование, непосредственное педагогическое общение. Процесс овладения народной музыкальной культурой продолжается всю жизнь. На каждом возрастном этапе социализации личности народные музыкальные традиции получают более глубокое и полное осмысление в контексте музыкального и жизненного опыта.
3. Этнокультурно-парадигмальная модель-программа воспитания подрастающего поколения на традициях народной музыкальной педагогики разработана на основе культуротворческой функции детства, идеи репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьника, междисциплинарного синтеза культурологических, психолого-педагогических и художественно-эстетических дисциплин на метанаучном уровне. Праздник обеспечивает культурную целостность жизни этноса через вертикальную трансляцию социально-значимых ценностей. Активное участие детей, школьников и студентов в событиях-интегрантах являет народную педагогику сотрудничества.
4. Русская народная музыкальная педагогика опосредует готовность личности будущего учителя и воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей при системном и целостном включении в содержание вузовской подготовки этнокультурно-парадигмальной модели воспитания.
5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной модели-программы в условиях детского сада, общеобразовательной школы и вуза.
6. Проведенное исследование не исчерпывает решения проблемы, а указывает перспективы для ее дальнейшего изучения. Богатый духовный потенциал русской народной музыкальной педагогики должен стать предметом инновационных культурологических, историко-этнографических, педагогических и методических исследований. 1
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Валентина Владимировна, 2000 год
1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1997. - 18 с.
2. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988. - 237 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. - Воронеж: НПО «Мод ЭК», 1998. - 350 с.
4. Альбрехт Е.К. О рациональном преподавании пения и музыки в школах // Педагогический сборник. СПб., 1870. - Кн. IX (ноябрь).
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1. / Сост. В.П.Лисенкова. Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
7. Андреев А. Мир тропы. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998.-254 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.-567 с.
9. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. М.: Детская литература, 1982. - 96 с.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV XVII вв / сост. С.Д.Бабишин и др. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.
11. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера): Дисс. канд. философ, наук. М., 1995. - 133с.
12. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.-МГИК, 1992.-240 с.
13. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и'взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.
14. Асафьев Б.В. О русской песенности. М.: АН СССР, 1955.-439 с.
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. M.-JL: Музыка, 1973. - 144 с.
16. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров. М., 1994. -С.90-94.
17. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С. 126-236.
18. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М: А.П.О., 1995. - 72 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -Щ 444 с.
20. Бездухов В.П. И.В.Киреевский., А.С. Хомяков: цринцип соборности в воспитании // Педагогика. 1988. - № 5. - С.78-81.
21. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: t Педагогика, 1982.-287 с.
22. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молод. Гвардия, 1989.-420 с.
23. Ф 24. Белозерцев Е.П. Подготовка учителей в условиях перестройки. М:1. Педагогика, 1989. -205 с.
24. Беляева JT.С. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу. -Мурманск: МГПИ, 1991. 69 с.
25. Бердяев Н.А. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
26. Бердяев Н.А. Человек и макрокосм // Феномен человека: Антология / -Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. -М.: Высшая школа, 1993. С.25-38.
27. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Сост.ш
28. Г.Иауменко. М: Дет. Лит., 1980. - 63 с.
29. Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предсвадебная обрядность в Поморье в XIX начале XX в. // Русский народный свадебный обряд. -Л.: Наука, 1978.-С.48-71.
30. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX в. Этнографические очерки. - Л.: Наука, 1983. - 233 с.
31. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -# начале XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.:1. Наука, 1988.-274 с.
32. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. // Педагогика. 1996. - № 4. - С.23-27.
33. Ф 35. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // Советскаяэтнография. 1981,-№2.-С. 107-109.
34. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 -с.
35. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. - № 1. - С.3-8.
36. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.
37. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С.29-36.
38. Боровиков Л.И. Принцип народности в практике обучения и воспитания средствами искусства // Формирование эстетического отношения к искусству. Т.2. - М., 1991. - С. 122-126.
39. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова. СПб.: Издательство Университета, 1995, с. 170178.
40. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
41. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-391 с.
42. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.
43. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М: Искусство, 1956. - 292 с.
44. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. -№ 7.-С. 111-116.
45. Былины. Русский музыкальный эпос / Сост. Б.М.Добровольский и др. -М.: Сов. композитор, 1981. 614 с.
46. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной., педагогики: Заметки ясурналиста. Хабаровск, 1989. - 144 с.
47. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 197 с.ф 52. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //
48. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика,1972. - С.22-36.
49. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926. - 30 с.
50. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде. Научно-методический бюллетень. М,- Новосибирск:
51. АПН СССР, 1991. Вып.7,-218 с.
52. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966. - 341 е.
53. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 376 с.
54. Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука. Учебное пособие. М.: Диалог МГУ, 1997. - 60 с.
55. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и i речь. Проблемы психического развития ребенка. / Под ред. А.Н.Леонтьева и
56. А.Р.Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
57. Галайская Р. Б. Коротко о зарождении и развитии русского музыкального этиоинструментоведения. // Народные музыкальные инструменты иf инструментальная музыка. / Под общ. ред. Е.В.Гиппиуса. 4.1. М.: Сов.композитор, 1987, с.216-229.
58. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.i
59. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию . -М.: Школа-пресс, 1995.-447 с.
60. Горюнова JI.B. Пение как состояние души // Искусство в школе. М.,1994. - № 2. - С.30-36.
61. Гошовский B.JI. У истоков народной музыки славян. М.: Сов. композитор, 1971. - 304 с.
62. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России.-М.: ГРДНТ, 1994.-233с.
63. Григорьянц К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности. Дисс. канд. филос. наук. М., 1991. 134 с.
64. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986. - 274 с.
65. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.
66. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. - 23 с.
67. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. - № 1. - С.3-18.
68. Даль В.И. Пословицы русского народа. Том 1. СПБ.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
69. Даль В.И. Пословицы русского народа. Том 2. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
70. Даль В.И. Пословицы русского народа. Том 3. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
71. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX начала XX в. - М.: Наука, 1975. - 113 с.
72. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских европейского Севера. М,: Наука, 1988. - 240 с.
73. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественнойшколы и педагогики. 1918 1977. Проблемы, тенденции, перспективы. - М: АПН СССР, НИИ ОП, 1981. - 90 с.1. Ч|
74. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 346 с.
75. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1950. 26 с.
76. Дювиньо Ж. Неукротимость духа // Курьер ЮНЕСКО, 1990. Февраль.
77. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. -Ростов н/д.: Рост, университет, 1978. 187 с.
78. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Д.: Наука, 1991. -206 с.
79. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество.- М.: Искусство, 1972.-184 с.
80. Ефименкова Б.Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. М.: Сов. композитор, 1977. - 80 с.
81. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия ипоэзия / Собрано М. Забелиным. В 4-х частях. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 606 е.
82. Заруцкая И.Д. Музыкальные инструменты' в мифологических представлениях восточных славян. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1998.-23 с.
83. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Пер с нем. К.Д.Цивиной. Примеч. Т.А.Бернштам, Т.В.Станюкович и К.В.Чистова. Послесл.$ К.В.Чистова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 511 с.
84. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор.
85. Ц Л.: Наука, 1974,-С.147-154.
86. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Учебное пособие. Иваново: ИПКИППК, 1985.-36 с.$
87. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4ф- 7 лет. Практикум для педагогов. М.: «Гном-Пресс», 1998. - 32 с.
88. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. -% №5.-С.3-16.
89. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т2. - с.450-456.
90. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 134-288.
91. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
92. Ихманицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987.- 185 с.
93. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
94. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. / Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -320 с.
95. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
96. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.
97. Карпушина Н.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора ( на примере первого класса четырехлетней начальной национальной школы). Автореф. дисс. канд. пед, наук . М., 1996. -23 с.
98. Кашапова Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 17 с.
99. Киященко Н.И. Культурный плюрализм и современное гуманитарное образование // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научнопрактической конференции работников образования. 4.1. -М., 1994. с. 1416.
100. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. - № 1. - С.34-39.
101. Князькина О.А. Обрядность как разновидность культурной жизни общества (на примере исторической традиции свадебного обряда Российских царей XVI XVII столетий) : Автореф. дисс. канд. искусствоведения. - М., 1997.- 16 с.
102. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. - № 5. - С.52-58.
103. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. M.-JL: АН СССР, 1962. 284 с.
104. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1997. -17 с.
105. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество- М.: Педгогика, 1990.-142 с.
106. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М: Педагогика, 1982.-656с.
107. Кон И.С. Этнография детства. -М.: Наука, 1983. С.3-8.
108. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. - 141 с.
109. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. - № 3. - С.23-29.
110. Корнетов Г.Б. Историко-педагогаческое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М. -Владимир: ВГПУ, 1998. - 47 с.
111. Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Чарли, 1995. - 651 с.
112. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.:
113. Высшая школа, 1977. 375 с.
114. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М:1.1. Педагогика, 1977. 264 с.
115. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1998. - № 1. - С.76-84.
116. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и ф пословицы. М.: Высшая школа, 1990. - 237 с.
117. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен. Учебное пособие по чтению для 2 (3) класса. В 2-х книгах. -М: ЦТО, 1995. Кн.1. 158 е., Кн.2.188 с.
118. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985, 536 с.
119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.1120. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994.-№2.-С.35-40.
120. Лихачев Б.Т. Национальная Идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. —1999. № 4. - С. 10-15.
121. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.-293 с.
122. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Сов. Россия, 1988. 142 с.
123. Лихачев Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни. М.: Молод.1. Гвардия, 1989.-С.124-136.
124. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. - 407 с. Ц 126. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М: Педагогика, 1991.339 с.
125. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С.21-186.
126. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра.- М.: Библиотека этической мысли, 1991. 368 с.
127. Лосский Н.О. Россия и русский народ // Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
128. Луначарский А.В. О народном образовании ( статьи и речи за период 1917- 1929 г.) М: АПН РСФСР, 1958. - 559 с.
129. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы: Педагогика. - 1999.- № 4. С.3-10.
130. Макаренко А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Педагогические сочинения в трех томах. Киев: Радяньска школа, 1985. -Т.З. - С.97-101.
131. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. - № 1. - С.81-86.
132. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415 с.
133. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. - № 2. - С.78-96.
134. Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. - 4.1. - С.6-39.
135. Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу
136. Этнопедагогика» / Сост. О.Д.Полонская. СПб.: РГГТУ им. А.И.Герцена,1998,- 14 с.
137. Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхоясдение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»ц («лсенитьбы»), М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.
138. Музыка-кудесница. Сказки о музыке. М.: Музыка, 1987. 92 с.
139. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / Сост. А.И.Рогов. - М.: Музыка, 1972.-244 с.
140. Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы. / Под ред С.Л.Гинзбурга. Л.: Музгиз, 1959. - 327 с.
141. Набиева М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-^ педагогического образования. Автореф дисс. канд. пед. наук. Душанбе,1994,- 16с.
142. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П.Кузьменко. М.: Букмэн, 1996. 378 с.
143. Науменко Г. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Academia, 1996. - 133 с.
144. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 313 с.
145. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1998. 405 с.
146. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре // Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». М.: Центр Планетариум, 1994. - 26 с.
147. Новицкая М.Ю. Родная земля. Учебник к факультативному курсу «Введение в народоведение» //Начальная школа. 1998. - № 8. - С.98-101.
148. Няруй В.Н. Использование народной педагогики кочевых ненцев в работе школ-интернатов Ямала. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996, -19 с.
149. Одоевский В.Ф, Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. -723 с.
150. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С.106-111.
151. Пантелеева JI.T. С любовью к родному краю. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1988.- 120 с.
152. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. -Мурманск: МГПИ, 1994. 118 с.
153. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. М.: АКД, 1972. - 18 с.
154. Песни кольских поморов / Сост. И.В.Дубовская. Мурманск, 1996. - 119 с. ■
155. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. - № 3. - С.29-36.
156. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: АПН СССР, 1991.-С.6-19.ф 163. Поздеев ИЯ. Народная педагогика удмуртов // Просвещение
157. Вотобласти. Ижевск. - 1929. - № 4-5 (X). - Вып. 1.
158. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. М: ОЛМА-Пресс, 1998. - Т.2. - 688 с.
159. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987. -368 с.
160. Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. Кн.Д. / Автор-составитель ш Н.В.Чудакова. М: Издательство ACT, 1999. - 528 с.
161. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
162. Программы педагогических институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций. Шуя: ШГПИ, 1995. - 159 с.
163. Программа. Музыка 1-8 классы. / Сост. Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, L Е.В.Николаева и др. М: Просвещение, 1993. 49 с.
164. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. - 325 с.
165. Путилов Б.Н Русская фольклористика у врат свободы // Живая старина. 1994. - № 1. - С.4-6.
166. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика,- 1998. № 5. - С. 17-22.
167. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании * и использовании их в современной школьной практике. Казань, АКД, 1973.-21с.
168. Рапацкая Л.А. «Четвертая мудрость». О музыке в культуре Древней Руси. М.: Музыка, 1997. - 181 с.
169. Ml 175. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание младших школьниковв контексте древнерусской педагогики // Начальная школа. 1998. - № 1. -С.31-35.
170. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с. - Т.1.
171. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с. - Т.2.
172. Рудь Ю.А. Методологические, теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Дисс. Канд. пед. наук. -М., 1979.- 159 с.
173. Рулина Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 177 с.
174. Русские песни и романсы / В ступ. ст. и сост. В.Гусев. М.: Худ. лит-ра, 1989.-542 с.
175. Русский народный свадебный обряд / Ред. К.В.Чистов и Т.А.Бернштам. -Л.: Наука, 1978.-280 с.
176. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под ред. А.В.Орловой. Владимир: ВОИУУ, 1995. - 184-с.
177. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.-М.: Наука 1994,- 608.
178. Рытов Д.А. Традиции народной музыкальной культуры в организации детского музыкального досуга.-Автореф. дисс. канд. пед. наук.-СПб, 1995.-17с.
179. Савельев В. Новая парадигма в отечественном культурознании // Высшее образование в России. —1998. № 3. - С.83-88.
180. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?. ~ СПб., 1994.-С.168-171.
181. Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Сост. Н.А.Криничная. Л: Наука, 1978. - 254 с.
182. Скворцов Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников, Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 17с.
183. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997. -221 с.
184. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. - № 7. - С 82-88.
185. Содоноков Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1997.- 16 с.
186. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.Ш. Т.5-6. История России с древнейших времен / Отв. Ред. Н.А.Иванов / - М.: Голос, 1993. - 768 с. 226.
187. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С.5-15.
188. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев: Радяньска школа, 1985.-312 с.
189. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. -М.: Республика, 1994. -463 с.
190. Струминский В.Я. О разработке истории педагогики Киевской Руси // Советская педагогика. 1938. - № 5. - С. 119-129.
191. Струминский В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения // Учен. зап. гос. НИИ школ НКП РСФСР. Т.З. -Вып.1. - М., 1940. - С.79-119.
192. Струминский В.Я. К.Д.Ушинский й его педагогическое наследство // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945. - С.3-31. .
193. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. -1999. -№ 1. С.36-43.
194. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
195. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молод. Гвардия, 1971. -344 с.
196. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История итеория развития от истоков до современности. СПб., 1997. - 168 с. ф^ 203.Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч.1.-М.: Русская книга, 1997.-288с.
197. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1953. — 444 с.
198. Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций. Дисс. канд. пед.ф наук. Мурманск, 1998. - 167 с.
199. Тхитлянова А.З. Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Майкоп, 1997. -19 с.
200. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.: Просвещение, 1972. - 78 с.
201. Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко-краеведческие U^ исследования. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. - Т.1: Кольская земля. - 648 с.
202. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч: В 6-ти т. М.: Просвещение, 1968. - Т.1. - С.245-249.
203. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб.: Алетейя, 1995. - 535 с.
204. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: МИФРИЛ: рус. кн., 1993. - 365 с.
205. Франки В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 366 с.
206. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики * осетин // Известия Северо-Осетинского НИИ. Т.28.Орджоникидзе, 1971.- С.361-370.
207. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дисс.
208. Ш канд. пед. наук. Казань, 1995. - 191 с.
209. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967.-232 с.
210. Цаллагова З.Б. Афоризм как этнопедагогический феномен // Педагогика. 1998. №7.-С.62-65.
211. Чекановска А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983.-190 с.
212. Чистов К.В. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. -Л.: Наука, 1974. С.9-18.
213. Чистов К.В. Причитания у славянских и финно-угорских народов // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. - G101-114.
214. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука, 1986.-304 с.
215. Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX XX вв // Обряды и обрядовый фольклор. -М.: Наука, 1982. - С.114-127.
216. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX веков. - М: Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Труды. Новая серия, т.40, 1957. -231 с.
217. Шабаева М.Ф. К вопросу об изучении истории народной педагогики // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т.498, 1971.
218. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. - С. 135-154.
219. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1997. 36 с.
220. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. М.: Просвещение, 1962. -328 с.
221. ШпетГ.Г. Введение в этническую психологию. М. 1927.
222. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педаг. об-во России, 1998.-48 с.i
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.