Развитие креативности подростка в семейной студии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лившиц, Борис Рудольфович

  • Лившиц, Борис Рудольфович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 212
Лившиц, Борис Рудольфович. Развитие креативности подростка в семейной студии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2003. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лившиц, Борис Рудольфович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКА

В СЕМЬЕ.

1.1 Креативность как научная проблема.

1.2 Компонентная природа креативности.

1.3 Влияние родительско-детских отношений на развитие ф креативности подростка.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕМЕЙНОЙ СТУДИИ

2.1 Модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии.

2.2 Формы и методы создания психолого-педагогических условий развития креативности в семейной студии.

2.3 Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности подростка в семейной студии»

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация настоятельно диктует качественное изменение оценки человека как члена общества. Этот процесс затрагивает все социальные слои и особенно сказывается на становлении еще несформировавшейся личности, на детях и подростках.

Динамика событий жизни, спрессованных в небольшом временном отрезке, подразумевает в человеке творческий и продуктивный подход к любым изменениям. Актуальной становится проблема создания условий для становления личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические и художественно-эстетические ценности. Человек, способный противодействовать навязываемым формам поведения и общения, активно искать и вырабатывать индивидуальные формы социально-психологической адаптации к действительности, должен быть Личностью. Личностью Творческой, способной адекватно и гибко решать встающие перед ней проблемы, познающей и уважающей себя, но умеющей ценить и уважать других, способной полноценно жить в человеческом обществе.

Решение такой задачи ведет к пересмотру ключевых педагогических позиций. Изменение подхода к обучению и воспитанию как психолого-педагогическим феноменам порождает несвойственные ранее характеристики этих процессов: ценностно-смысловую направленность, диалогичность, сотворчество субъектов образовательного процесса. В традиционной педагогике (в том числе и семейной) преобладает субъект-объектное отношение к ребенку (Я.А.Коменский, И.-Ф.Гербарт), которому отводится роль объекта, обреченного пассивно воспринимать накопленный опыт старших поколений (родителей, учителей). В современной педагогике все чаще ребенок выступает в качестве субъекта учебной деятельности, как личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации. Уделяется повышенное внимание творческому потенциалу человека, созданию среды, способствующей его саморазвитию. Такой подход требует ответа на вопросы: что характеризует подростка как целостную личность? Какие условия для этого являются оптимальными? Поиск ответов на эти вопросы должен осуществляться не вопреки, а вследствие организованной педагогической системы развития, воздействия на ребенка.

Специфика сегодняшней ситуации в области воспитания зачастую определяется инерционным следованием традиционным подходам. Их основными показателями являются: ориентация на накопление знаний, умений и навыков посредством передачи и воспроизведения готового опыта; опора (чаще скрытая) на авторитарный подход, в результате чего в сознание воспитанника внедряется единственно возможный способ поведения, мышления; сохранение методической реализации целей и содержания учебно-воспитательного процесса с использованием все более маскируемых авторитарных стилей педагогического «руководства».

Но сегодня необходимы иные условия формирования личности подростка. От него требуется творческое, самостоятельное мышление, умение принимать нестандартные решения, действовать решительно, но не нанося ущерба окружающим.

Поиск альтернативных подходов, подразумевающих создание условий для боле целостного проявления, развития и саморазвития индивида, привел к идее личностно - ориентированного образования. В этой педагогической системе предполагается актуализация и развитие личностных функций индивида; в ее содержании образовательный стандарт органически сочетается с личным опытом обучающегося; технологии стимулируют личностные структуры сознания и обеспечивают субъектную позицию ученика и его саморазвитие. Это подразумевает высокую степень самоактуализации (по Маслоу), в основе которой - реализация творческого потенциала креативной личности.

Современный уровень развития психолого-педагогической науки предполагает успешное рассмотрение проблемы развития креативности личности, способной к творческому саморазвитию. В частности разработаны теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.М.Матюшкин, С.Медник, Я.А.Пономарев, Е.П.Торранс); создана психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности, закономерностей ее формирования как системы отношений (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.Л.Яковлева); рассматривается природа творческой одаренности (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, Б.М.Теплов); рассмотрены условия возникновения творческой активности (А.Г.Маслоу, К.Р.Роджерс, Н.В.Хазратова, М. А. Холодная); условия самореализации и социализации личности, ее саморазвития (И.С.Кон, И.Б.Котова, А.В.Мудрик, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов); исследованы различные аспекты развития творческого потенциала в процессе обучения (В.Н.Дружинин, Е.А.Крюкова, В.И.Лещинский, Б.Эдварде); разработаны основные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, Д.Б.Эльконин). В последнее время значительно возрос интерес науки к психолого - педагогической роли различных форм искусства во внутренней гармонизации личности и раскрытию ее творческого потенциала средствами арт-терапии, драма-терапии, сказко-терапии и т.д. (Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, А.И.Копытин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.Эдвардс).

Историко - философский аспект данной проблемы рассматривается в трудах философов прошлого и настоящего (Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, И.Кант, М.Мамардашвили, М.Монтень, Ж.П.Сартр, В.С.Соловьев, К.Г.Юнг).

Особого внимания требует изучение условий, влияющих на развитие креативности подростка. Известно, что процесс формирования личности не происходит в изолированной среде (даже при стремлении создать такую), он осуществляется в контексте активного общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой информации. В результате личность развивается, усваивая духовную культуру, ее гуманистические ценности, приобретает навык сопереживания с другими.

Создание воспитательных условий, среды, в которой могла бы развиваться творческая личность - задача чрезвычайно сложная. Такая среда - явление многокомпонентное. Но определяющее влияние на формирование личности ребенка оказывает взрослый человек, в первую очередь - самый близкий, т.е. родители. Их отношение, поддержка и одобрение составляют необходимое условие гармонизации ребенка с окружающей средой. Зачастую отмечается неумение, неспособность родителей адекватно реагировать на проявление ребенком креативных качеств, без которых не может состояться творческая личность. Остается доминирующей инерция авторитарного подхода в построении семейных взаимоотношений. Такой подход, как правило, порождает проблемы в отношениях между родителями и детьми: с одной стороны, родительско-детские отношения определяют становление личности ребенка, в том числе и его творческих способностей, с другой, у родителей отсутствует опыт создания этих взаимоотношений.

В результате возникает несоответствие между осознанной необходимостью создания условий для развития личности и неспособностью, неумением их реализации на уровне первичного личностного пространства, т.е. в семье.

Следует отметить, что при всем многообразии появившихся в последние годы психолого-педагогических исследований, недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется педагогике внутрисемейных отношений. Особенно с точки зрения их влияния на развитие креативности ребенка. При этом подробнее рассматриваются условия творческого развития дошкольника. Но в этом возрасте и в семье ребенку уделяется пристальное внимание, которое сохраняется практически до конца начальной школы, т. е. до начала подросткового возраста. После этого развитие ребенка очень часто перекладывается на учителей и педагогов. Это приводит к тому, что область семейных отношений чаще исследуется в психотерапевтическом аспекте. Рассматриваются стадии, в которых уже проявился конфликт, дискомфорт во взаимоотношениях родителей и детей. Анализируются критические состояния ребенка, требующие психотерапевтического, психолого-коррекционного вмешательства. Востребованность большого количества разработок в данном направлении еще в большей мере актуализирует поиск форм педагогического воздействия с целью предотвращения кризисных ситуаций. Необходимо учитывать и то, что подростковый возраст рассматривается психолого-педагогиеской наукой как сензитивный период для развития творческих способностей, творческого мышления. Поэтому сегодня нужна практика обучения родителей адекватному восприятию собственного мнения ребенка, умению оставлять за ним право личностного выбора, становясь при этом примером в поиске неординарного, творческого решения той или иной проблемы.

Работа в данном направлении сопряжена с рядом трудностей: нет однозначности в определении понятия «креативность», недостаточно определена ее структура; отсутствуют методические разработки по работе с родителями с целью приобретения ими навыка организации креативной среды; не разработан способ определения результативности психолого-педагогического взаимодействия в рамках семьи.

Исследование семейных взаимоотношений с точки зрения их влияния на креативность ребенка позволяет выделить следующие противоречия:

-между важностью влияния семейной среды на развитие творческих способностей ребенка и недооценкой этого влияния в практике семейной педагогики;

-между необходимостью реализации родительского потенциала в развитии креативности подростка и отсутствием практической системы обучения и вовлечения родителей в этот процесс;

-между тем новым значением, которое приобретает в современных условиях развитие креативности у подростков и попыткой его осуществить старыми авторитарными методами.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогичесие условия, способствующие включению семейной среды в процесс развития креативности подростка?

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие креативности подростка в семейной студии.

Объект исследования - процесс работы семейной Студии творческой экспрессии Воронежского еврейского общинного центра «Бейт Мишпаха Дом семьи».

Предмет исследования - развитие креативности подростка во взаимоотношениях с родителями.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что семейное взаимодействие, со-творческая деятельность могут стать определяющим фактором и действенным стимулом в развитии креативности подростка, если:

-в процессе групповой работы складываются отношения, основанные на принципах свободы, принятия, понимания и правдивости, направленные на гармонизацию родительско-детского взаимодействия;

-создается креативная среда на принципах диалогизации, безопасности, добровольности, активности, включающая образцы креативного поведения, способствующая формированию творческой мотивации;

- использована групповая форма работы, в ходе которой активизируются сопутствующие креативному процессу личностные структуры -мотивационная, волевая, эмоциональная и т. д.

- содержанием занятий в семейной студии становятся творческие задания, предполагающие совместную деятельность подростков и родителей, при умении воспринимать индивидуальность, самостоятельность, оригинальность другого каждым из них.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

-систематизировать отечественные и зарубежные научные взгляды на проблему творчества и природу креативности;

- выявить особенности влияния семейных взаимоотношений на развитие креативности подростка в процессе работы семейной студии;

-разработать и научно обосновать модель психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие креативности подростка в семейной студии;

- экспериментально проверить модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии.

Общетеоретической и методологической базой исследования являются: концептуальные положения философии о сущности творчества (Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, М.Мамардашвили); психологический анализ природы и структуры креативности, закономерностяей ее формирования и развития (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Т.Рибо, Б.М.Теплов, Е.П.Торренс); положения педагогики о значении и путях развития творческих способностей (А.А.Мелик-Пашаев, В.А.Сластенин, Б.Эдварде); концепции психоаналитического направления (А.Адлер,

A.Фрейд, З.Фрейд, Э.Фромм); концепции гуманистического направления (А.Маслоу, Л.А.Петровская, К.Роджерс, В.Франки); исследования в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогики сотрудничества, личностно - ориентированного образования, диалогического общения (О.Газман, Е.А.Крюкова, В.И.Лещинский, В.В.Сериков); исследования в области средового влияния на развитие креативности (В.Н.Дружинин, Н.В.Хазратова); роли семьи в формировании творческой личности (И.В.Бестужев-Лада, А.Б.Боссарт, Т.Гордон, Л.Демоз, П.Ф.Каптерев,

B.Сатир, Э.Фромм); арт - педагогика (Б.Болл, А.И.Копытин, Х.Б.Ландгартен, М.Милнер, Ю.А.Полуянов, Г.Шоттенлоэр).

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; обобщение и анализ педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогическое моделирование; диагностические (тестирование, анкетирование, собеседование, самооценивание); целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ продуктов художественно - изобразительной деятельности; экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); статистические методы обработки материалов.

Опытно - экспериментальной базой исследования стала работа семейной Студии творческой экспрессии Воронежской городской общественной организации «Еврейский Общинный центр «Бейт Мишпаха -Дом семьи»; работа выездных (зимних и летних) семейных лагерей в 2000 -2002 годах. Исследованием было охвачено 114 семей (полных 63, неполных 51, с одним ребенком -76, с двумя и более детьми 38). Всего - 329 человек.

Научно — исследовательская работа проходила в период с 1997 по 2002 год и состояла из четырех этапов.

- Первый этап П996 - 1998 г.Ч - анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, формирование цели, гипотезы, задач исследования, определение структуры работы.

- Второй этап И 998 - 1999 г.) - поиск методов и форм работы с детьми и семьями, подбор и разработка методик диагностики креативности. Разработка программы «Актуализация креативного потенциала в семейном взаимодействии»;

- Третий этап (1999 - 2001 г.) - комплексное психолого-диагностическое исследование, постановка эксперимента, анализ эффективности используемых методик и упражнений. Коррекция программы «Актуализация креативного потенциала в семейном взаимодействии».

- Четвертый этап (2001 - 2002 г.) - систематизирование и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- впервые проведены анализ и обобщение педагогического и психолого-педагогического опыта гармонизации семейных взаимоотношений с целью исследования семейного влияния на развитие креативности подростка;

-выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия целенаправленного развития креативности подростка под влиянием среды, в первую очередь - семейной, через систему творческих заданий и актуализацию личностных креативных компонентов;

- создана целостная система развития креативности подростка в семейной студии;

- впервые развитие креативности подростка рассматривается в процессе семейного взаимодействия, гармонизации родительско-детских отношений;

- анализируется и уточняется компонентная природа креативности;

-теоретический подход к креативности с точки зрения компонентного содержания позволяет процесс ее развития сделать личностно-ориентированным;

- создана модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейном взаимодействии, разработаны различные формы ее эффективного применения в реальной действительности.

Практическая значимость исследования:

- разработаны структура и содержание занятий, развивающих потенциальные творческие возможности детей и гармонизирующие родительско-детские отношения;

- выявлены и экспериментально апробированы критерии определения уровня развития креативности при совместной и индивидуальной творческой деятельности;

-разработанная методика развития креативности, содержание и формы занятий применимы в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования.

Практическая ценность исследования определена возможностью непосредственного внедрения его результатов в практику работы педагогов с семьями, руководителей семейных студий и выездных тематических сессий. Результаты исследовательского эксперимента показывают возможность актуализации, развития творческих способностей родителей. Это определяет перспективу использования материалов исследования в работе с различными возрастными группами.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных данных, аргументирована с позиции результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведенного эксперимента; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования; сопоставляемостью данных, полученных разными методами исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Продуктивное развитие креативности подростка возможно при гармонизации родительско-детских отношений в семейном взаимодействии, основанном на принципах свободы, понимания, принятия и правдивости.

2. Процесс развития креативности подростка в семье эффективным делает креативная среда, включающая в себя творческое взаимодействие, основанная на принципах диалогизации, безопасности, добровольности и активности.

3. Подход к креативности с точки зрения компонентного содержания позволяет процесс развития творческих способностей сделать личностно-ориентированным, а их диагностику более объективной.

4. Развитию креативности подростка способствуют психолого-педагогические условия, включающие в себя как гармонизацию родительско-детских отношений и создание креативной среды, так и систему творческих заданий, актуализирующих компонентные составляющие креативности.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1999 по 2003 год в семейной Студии творческой экспрессии Воронежского еврейского общинного центра «Бейт Мишпаха Дом семьи»; с 2001 года разработанная программа используется в работе Московского еврейского общинного дома (МЕОД); материалы исследования широко используются в работе Ярославского еврейского культурного центра «ЦеУльмад».

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора в межвузовских сборниках научных трудов; излагались на всероссийской научно-практической конференции «Одаренность: рабочая концепция» (Воронеж, 2002); на российской научно-практической конференции «Историко-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева и проблемы современного образования» (Воронеж, 2002).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. В тексте диссертации содержится 6 таблиц, 5 схем. Библиография включает 196 источников. В приложении приводятся тексты используемых методик и упражнений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лившиц, Борис Рудольфович

Выводы по 2 главе.

Одним из главных условий наиболее полного раскрытия творческих способностей ребенка, является создание определенного типа семейных взаимоотношений. В основе этих отношений лежит творческое взаимодействие, построенное по открытым и гуманным правилам, дающим возможность развиваться каждому из его участников. Такие правила должны обладать способностью меняться, отвечая главному требованию -способствовать самореализации и высокой самооценки личности. Повышение роли семьи в качестве фактора креативной среды достигается в ходе занятий по актуализации креативного потенциала в семейном взаимодействии, занятий в семейной Студии творческой экспрессии. В ходе занятий изменяется эмоционально-поведенческое реагирование родителей на личностные проявления детей. На занятиях родители приобретают навык преодоления барьеров «занятости», «взрослости», «строгого стереотипа», «воспитательных традиций» и др.

При этом используются следующие преимущества групповой работы:

- развитие ценных социальных навыков через обратную связь с окружающими;

- оказание взаимной поддержки участниками группы, позволяющей решать общие проблемы;

-наблюдение результатов собственных действий и их воздействия на окружающих;

- самопознание через проявление скрытых качеств личности, наблюдение за влиянием измененных качеств на взаимоотношения с окружающими;

- повышение самооценки через личную идентифиацию.

Групповое взаимодействие строится по различным типам «структурированности»: аналитическая закрытая группа; студийная открытая группа и тематически - ориентированная. Разработана структура занятий, включающая «разогрев», творческое задание, обсуждение, упражнения на развитие креативных компонентов и релаксацию.

Выделены четыре этапа развития креативности подростка: 1-й -«включение», 2-й - адаптивный, 3-й - деятельностный, 4-й - созидательный. Это позволяет адекватно распределять педагогические задачи в процессе занятий, делать их личностно-ориентированными.

Определены психолого-педагогические условия эффективного развития кретивности в семейной студии. К ним относятся:

1. Гармонизация родительско-детских отношений.

2. Предоставление возможности проявления себя родителями в качестве примера креативного поведения.

3. Осуществление взаимовлияния родителей и детей в совместном творчестве, в процессе которого реализуются не только детские способности, но и развивается креативность родителей. Это позволяет рассматривать семью как единое целое, обладающее собственными уникальными характеристиками.

4. Создание среды, актуализирующей потенциальные способности. В ее основе заложены следующие принципы: свободы, принятия, доверия, правдивости, безоценочности, добровольности, обратной связи, активности, диалогизации взаимодействия.

5. Организация доминирующей роли творческой мотивации, подразумевающей стремление человека максимально проявить весь потенциал способностей.

6. Включение в занятия системы творческих заданий активизирующих компонентные составляющие креативности: интеллект, воображение, внимание, эмпатию и др. Творческие задания отвечают следующим требованиям: не имеют единственного решения, исключают репродуктивный подход, в ходе их выполнения включаются бессознательный и интуитивный уровни, происходит визуализация внутренних образов, они имееют продолжение за границами исходных условий.

7. Осуществление самоидентификации через сопричастность к возрождению культуры своего народа, приобщение к его культурно-историческому прошлому, ощущение национального самосознания.

Все перечисленные психолого-педагогические условия были реализованы в опытно-экспериментальной работе. Рассматривая креативность как интегративное, комплексное образование, мы использовали многокомпонентный принцип диагностики, включающий кроме экспериментальных методов, различные типы наблюдений.

Нами были выделены пять уровней развития креативности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), при этом мы опирались на следующие критерии:

- творческая мотивация, выражающаяся в жажде познания нового, степени увлеченности заданием, склонности к самопознанию;

-творческая активность, выражающаяся в отношении к проблеме, к побочному продукту деятельности, к художественному материалу, в умении интегрировать различные виды деятельности, участие в совместных проектах;

- сформированность дивергентного мышления, в качестве показателей которого рассматривается умение продуцировать большое количество вариантов решения предлагаемой задачи, их оригинальность, нестандартность, способность находить ассоциативно удаленные варианты решений.

Диагностическое исследование развития креативности в созданных психолого-педагогических условиях показало устойчивую тенденцию к повышению ее уровня в семейном взаимодействии.

Заключение

Постановка и исследование проблемы развития креативности ребенка обусловлены серьезными социально-экономическими изменениями в обществе, требующими от человека определенных личностных качеств. Креативная личность предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Познание и реализация таких качеств становится основой свободоспособности личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.

Подводя итоги исследования, обозначим его основные результаты.

1. Проанализирована сущность понятия «творчество», понимаемое нами как состояние свободной личности на пути к самореализации, в основе которой лежит самопознание. Самореализация не подразумевает конечной цели, это бесконечное развитие личности, в природе которого актуализация креативного потенциала, имеющегося у каждого человека.

При этом креативность рассматривается как сложноорганизованная, многокомпонентная способность, включающая в себя личностные структуры: интеллект, воображение, эмпатию, самоидентификацию и др., развивающиеся при должной мотивации и творческой активности человека.

Теоретический подход к креативности с точки зрения компонентного содержания позволяет сделать процесс развития творческих способностей системным, целенаправленным и личностно-ориентированным, а их диагностику - многокритериальной и, следовательно, более объективной.

2. В основе подхода к развитию креативности мы рассматриваем следующие положения:

-каждый здоровый ребенок обладает потенциальными творческими способностями;

- целостное развитие креативности возможно через актуализацию составляющих ее творческих компонентов (т.к. их уровень, состав и строение определяют «базис» способностей);

- диапазон возможного развития творческих сил индивидуален, зависит от уровня развития креативных компонентов, «включение» которых предполагает тот или иной вид деятельности, индивидуализацию творческих способностей через личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

При создании необходимых условий учитывается предпочитаемый ребенком способ восприятия и переработки информации; особенности индивидуальных творческих компонентов, преобладание тех или иных из них; уровень сформированности практических навыков (для избежания негативного отношения при несоответствии их предлагаемому заданию); индивидуальную скорость включения в творческий процесс. Создаваемые условия должны обогащать и наращивать имеющиеся креативные компоненты, развивать способности на максимально возможном уровне.

3. На развитие креативности подростка решающее влияние оказывает процесс гармонизации родительско-детских отношений, который определяется безусловным принятием себя и ребенка, развитой эмпатией, вариативностью в построении отношений. Выполнение этих условий зависит от внутреннего состояния родителей, их готовности оставлять за подростком право личностного выбора, становясь при этом примером в поиске творческого решения той или иной проблемы, человеком с творческим типом поведения, с которым ребенок мог бы себя идентифицировать. Эта задача решается в ходе занятий семейной студии.

4. Нами определены психолого-педагогические условия эффективного развития кретивности подростка в семейной студии. К ним относятся:

- Гармонизация родительско-детских отношений, основанных на свободе, принятии, понимании, правдивости.

- Осуществление взаимовлияния родителей и детей в совместном творчестве, в процессе которого реализуются не только детские способности, но и развивается креативность родителей.

- Создание среды, актуализирующей потенциальные способности. В ее основе заложены следующие принципы: безопасности, безоценочности, добровольности, обратной связи, активности, диалогизации взаимодействия.

- Предоставление возможности родителям проявить себя в качестве примера креативного поведения.

Организация доминирующей роли творческой мотивации, подразумевающей стремление человека максимально проявить весь потенциал способностей.

-Включение в занятия системы творческих заданий, активизирующих компонентные составляющие креативности: интеллект, воображение, внимание, эмпатию и др. Творческие задания отвечают следующим требованиям: не имеют единственного решения, исключают репродуктивный подход, в ходе их выполнения включаются бессознательный и интуитивный уровни, происходит визуализация внутренних образов, они имееют продолжение за границами исходных условий.

5. Разработанные структура и содержание занятий позволили реализовать рассматриваемые психолого-педагогические условия развития креативности подростка в семейной студии.

Определены критерии оценки развития креативности участников студии в опытно - экспериментальной работе. Использование многокомпонентного принципа диагностики позволило экспериментально доказать эффективность создаваемых условий через динамику уровней развития креативности не только к окончанию эксперимента, но и шесть месяцев спустя.

Проведенное исследование доказало выдвинутые положения гипотезы, определило необходимость дальнейшего изучения проблемы привлечения родителей к развитию креативности подростка. Перспективным представляется использование материалов исследования в работе авторских, национальных и других школ нового типа, в системе дополнительного образования, в комплексном решении вопроса развития детских способностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лившиц, Борис Рудольфович, 2003 год

1. Аверина И.С., Щелбанова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов.- М., Соборъ, 1996, - 60с.

2. Адлер А. Наука жить. / Пер. с англ. и нем. Киев: Port - Royal, 1997. -288с.

3. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН. 1991.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2000.-288с.

5. Анохина Т. Педагогическая подготовка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота поддержка -консультирование. Вып.6, М., 1996.

6. Антология мировой философии. В 4-х т, Т. 2. М.: Мысль, 1969. -936с.

7. Анцыферова JI.H. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Эриксона // Принципы развития в психологии. Отв. Ред. JI.И.Анцыферова. М., 1978.

8. Аренд М. Философия еврейского образования. / Еврейская школа. Институт еврейских рукописей, Петербургский еврейский университет. Апрель июнь 1993, СПб., С. 15 - 36.

9. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. // Автореф. канд. дисс. -М., 1990.

10. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века, М.: Искусство, 1963. -311с.

11. Асташев Т. Детские объединения (сообщества) и образовательный процесс // Новые ценности образования. Сборник №5., М., 1996.

12. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. // Избр. психол. произв. М.: Педагогика, 1975. - 432с.

13. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Русский христианский гуманитарный ин-т, 1997. 463с.

14. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.

15. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категорий личности. М., 1990.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382с.

17. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383с.

18. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда»;1989.-607с.

19. Бестужев-Лада И.В. Что делать родителям в школе //Классный руководитель. 1997. № 1-2. С. 94.

20. Блонский П.П. Педология. М.: ВЛАДОС, 2000. - 288с.

21. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследований творческих способностей // Психологический журнал, 1995, Т.16, №5, с.49-58.

22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 2002. - 320с.

23. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - 1998.-№3.-С.36-43.

24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1990.-464с

25. Болл Б. Интеграция научных исследований, практики и теории в арт-терапии. / Исцеляющее Искусство, журнал арт-терапии., мультидисциплинарное издание, том 3, № 4,2000. С. 10 - 32.

26. Бурменская Г.В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка // Вопросы психологи 1976. - №4.

27. Бусыгина С. Семейные конфликты и национальное воспитание // Истоки, № 3, июль декабрь 1998. Вестник народного университета еврейской культуры в восточной Украине. Харьков «Еврейский Мир»,ш 1998.

28. Бусыгина С.С. Круглый стол «Национальное воспитание в семье» // Корни № 10. Вестник народного университета еврейской культуры в центральной России и Поволжье. Саратов Нижний Новгород, 1998.

29. Бусыгина С.С. Педагогический анализ теории и практики национального воспитания в семье (на примере еврейского этноса). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

30. J педагогических наук. М., 2001.

31. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2-х Т., Т.2, М.: Мысль, 1978.I1. Р 572с.

32. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс,1990-192с.

33. Варга А.Я. Незаметное наследство: о роли семьи в формировании личности ребенка // Магистр. 1991. - № 8. - С. 29-30, 35-37.

34. Веккер JI.M. Психические процессы. В 2-х Т, Т.2, Мышление и интеллект. Л.:Изд-во Ленингр. Ун та. - 1976. - 342с.

35. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х Т, Т. 3, Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Т.З. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,1.1981.-326 с.

36. Венгер A.JI. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.- Рига: Эксперимент, 2000 184с.

37. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмокологии. Дисс. доктора психологических наук, М.: 1996.-420с.

38. Выготсикий Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с.

39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: 9 Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93с.

40. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. -Л., 1956.-519с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 1998. 480с.

42. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти Т. М.: Педагогика, 1982, Т.4. -432с.

43. Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическуюцивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6, М., 1996.

44. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний | человека // Вестн. ЛГУ. 1991. Сер. 6, Вып. 1 (6), С. 47-55.

45. Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение СПб: Издательство «Питер», 2000. - 144с.

46. Гегель Г.В. Сочинения. В 4-х Т, Т.4, М., 1995. 673с.

47. Гельман А. Новые чувства, истины старые. // Искусство кино. 1992. №5. С. 95 -96.

48. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под Щ ред. А.М.Матюшкина, М.: Прогресс, 1965, - С. 433 - 456.

49. Гиппенрейтер Ю.Б. А как на счет дисциплины? // Семья и школа. -1994. №4.-С. 15-18.

50. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001.- 346с.

51. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.- 117с.

52. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432с.

53. Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. М., 1995.

54. Гревцева В.Ф. Профессиональное воспитание педагога средствамидидактической игры. Дисс. Кандидата пед. наук, Воронеж, - 1999.

55. Гуткина И.М. Проблема ассимеляции и реассимеляции. // Корни № 1, Вестник народного университета еврейской культуры в центральной России и Поволжье, 1994. —С.57 65.

56. Даринская В.М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы. Дисс. кандидата пед. наук, Воронеж,2002.

57. Даринская В.М. Радость семейного общения. Воронеж. Изд-во им.

58. Е.А.Болховитинова, 2000. 128с.

59. Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонности мышления. М.:1. Прогресс, 1976. 143с.

60. Джайнотт X. Родители и дети. М.: Знание 1986. - 93с.

61. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Прогресс, 1992.-268с.

62. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 1999.-368с.

63. Зильбах Дж, Городецки Ш. Жизненный цикл семьи: некоторыеподходы к анализу закономерностей становления семьи и использованию игр в семейной психотерапии. // Шафер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. - 384с. - С.215 - 236.

64. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400с.

65. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Знание, 1977. 64с.

66. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

67. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися. Дисс. кандидата психологических наук, Ростов н /Дону, 1999.

68. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов. /Методические указания. Воронеж, - 1999. - 28с.

69. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 336с.

70. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики., 1992, -272с.

71. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. - 223с.

72. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. -190с.

73. Климова-Фюнгерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Мн.: «Народная асвета», 1981. - 174с.

74. Коваль О.В. Н.С.Трубецкой и проблема еврейской национальной личности. // Истоки № 3, Вестник народного университета еврейской культуры в восточной Украине., 1998, Харьков «Еврейский Мир», С. 44 -54.

75. Копытин А.И. Основы Арт-терапии (Серия «Мир медицины»), Спб.: «Лань», 1999. -256с.

76. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: «Питер», 2001, 224с.

77. Короленко Д.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. -Новосибирск, 1979.

78. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников. Дисс. доктора психологических наук, М., 1993.

79. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Книга; 1980. 482с.

80. Краткий тест творческого мышления. Фигуральная форма: Пособие школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995, - 48с.

81. Краткий философский словарь М.: «Проспект», 1997. - 400с.

82. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая). // Психологический журнал, том № 22, №5. М.: Наука, МАИК «Наука / Интерпериодика», - 2001. - с. 57 - 68.

83. Кульневич С.В. Педагогика личности. 4.1. Воронеж, 1997. 184с.

84. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997. - 236с.

85. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.: Питер, 2000. 416с.

86. Лаврикова Т.В., Лещинский В.И. Практическая педагогика: технология личностной ориентации. Учебное пособие. Архангельск, -Изд-во «Пресс А», 1999 - 175с.

87. Ландгартен Хелен Б. Семейная арт-психотерапия. / Игровая семейная психотерапия. Под ред. Чарлза Шефера и Лоис Кэри. СПб.: Питер, 2000. - С.276 - 293.

88. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб.: Питер, 1993. - 251с.

89. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр., М.; Воронеж: МОДЕК. 1997. 448с.

90. Лещинский В.И., Лаврикова Т.В., Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. Учебное пособие. Воронеж: изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2001.

91. Лисина М.И.Формирование личности ребенка в общении. В кн.: Психолог-педагогические проблемы становление личности и индивидуальности в детском возрасте. М.; 1980.

92. Ллойд Демоз. Психоистория. Ростов - на - Дону: «Феникс», 2000. -512с.

93. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,1993. 959с.

94. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559с.

95. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. — М.: «Дизайн. Информация. Картография», «Издательство Астрахань», «Издательство ACT», 2000 448с.

96. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992. 414с.

97. Мамардашвили М. Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки. / «Лабиринт», И., 1996 - 432с.

98. Мамджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие М.: Высш. Шк., КД «Университет», 1997. 448с.

99. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия,- 1999. - 478с.

100. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Реорл - бук, К.: «Ваклер», 1997. -304с.

101. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / Пер. с англ. А.М.Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. - 432с.

102. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - С. 23 - 33.

103. Мелибруда Е.Я. Я -Ты Мы: Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986. - 254с.

104. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье., М.: Педагогика, 1987. 144с.

105. Мерцалова Т.А. Основные теоретические подходы к рассмотрению проблемы самопознания и его роли в самореализации подростка. // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г.-М., 1995.

106. Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. СПб., «Сатисъ», 1986. - 168с.

107. Монтень М. Опыты. В трех книгах. Книга первая и вторая. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - 928с.

108. Национальная школа:социально-педагогические проблемы. Под ред. Вершловского С.Г. СПб. 1997. 152с.

109. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. М.: Просвещение,. 1995.-239с.

110. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Философско -онтологический анализ. Симферополь, 1991. - 193с.

111. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998.-352с.

112. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности. // Психологический журнал. Том 22, № 2 март-апрель 2001, М., Наука, МАИК «Наука / интерпериодика». С. 7585.

113. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М., 2000. 184с.

114. Петровская Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М.: Знание, 1987-61с.

115. Пирон М. Семья в концепции иудаизма // Еврейская семья. Материалы ежегодной конференции по еврейской философии. Иерусалим, 1993, С. 179 189.

116. Полагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997.

117. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. Москва — Рига, 2000 - 160с.

118. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.- М.: Просвещение, 1957.-321с

119. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С.21-35.

120. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И.Копытина. Спб.: «Питер», 2000. -448с.

121. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Хрящевой Н.Ю. СПб.: «Ювента», 1999.-256с.

122. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480с.

123. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие / Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтес, Т.М.Марютина и др. М.: Издательский центр «Академия», - 2000. - 336с.

124. Психология одаренности от теории к практике / Под. ред. Д.В. Ушакова. М.: ИП РАИ, 2000. - 96с.

125. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. А.М.Мапошкина. -М,: педагогика, 1991. 160с.

126. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. Мн.: Харвест, М.АСТ, 2001.-400с.

127. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс»,. 1994. - 479с.

128. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. Учебное пособие. СПб. - 1995 - 270с.

129. Розанов В.В. Во дворе язычников. Контекст, - 1992., М., 1993.

130. Рубинштейн С .Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328с.

131. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии , М.: Педагогика. -1973.-419с

132. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России кто они? Издательство УРСС, М., 1996.-239с.

133. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220с.

134. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика - пресс, 1992.- 190с.

135. Селиверстова Н.Я. Психодиагностика рынка: за и против. // Вопросы психологии, 2000., № 3; М., ООО «Вопросы психологии».

136. Сериков В.В. Личностный подход в образовании // Будущему учителю о проблемах педагогики. Волгоград, 1996. - С. 26 - 28.

137. Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. — М.: Рольф, 2000. 160с.

138. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. - № 11, с. 5-7.

139. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975.-322C.

140. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966.-171с.

141. Синергетика и сопредельные науки // Краткий библиографический указатель / Сост. Б.Н.Пойзнер. Томск, 1993. - 233с.

142. Сластенин В.А., Подымова Л.С.Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 223с.

143. Слободчиков В. Новое образование как путь к новому сообществу // Новые ценности образования. Сборник №5., М., 1996.

144. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. Мн.: «Современное слово», 2001, - 928с.

145. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 -8 кл.: В 4 ч. 4.1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996. - 96с.

146. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 -8 кн.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996. - 80с.

147. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 -8 кн.: В 4 ч. Ч.З. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - 80с.

148. Социология молодежи. Отв. Ред. В.Т.Лисовский, С.-Петербург, 1996.

149. Спицын Н.П., Печерский М.С., Черный Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания, Пермь, 1988.

150. Стародубцева Т.Е. Психолого педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки. Дисс. кандидата пед. наук, -Воронеж, 2001.- 174с.

151. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал, Т. 19, 1998, №2., с. 144-160.

152. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности. с. 186-213.

153. Столбун В.Д. Психология воспитания П.Ф.Каптерева, Тверь: Лилия ЛТД, 1999. 639с.

154. Судзуки Т. Наука Дзен. Ум Дзен. - К.: «Преса Украши», 1992. -176с.

155. Сухомлинский В.А. О воспитании. 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. -270с.

156. Теория познания. Социально-культурная природа познания. / Под. ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана: В 2Т. Т.2. - М.: Мысль, 1991. -478с.

157. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536с.

158. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1996. -797с.

159. Уатт Ф Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. с англ. М.Д.Лахути. М.: ООО «РОСМЕН-ИЗДАТ», 2000. - 96с.

160. Ухтомский А.А. Письма //Новый мир. 1973, №1, с.254.

161. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. М.: Педаогика, 1987. - 154с.

162. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Прогресс, 1981.-263с.

163. Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детскиих психоневрозов. СПб.: Б.С.К., 2000. - 316с.

164. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.:Питер, 2000. -386с.

165. Фромм Э. Азбука для родителей. 3-е изд., сокр./ Пер. И.Г.Константиновой. М.: Знание, 1994. - 288с.

166. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT- ЛТД», 1998.-429с.

167. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. 330с.

168. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. Ун-та, Москва: Изд-во «Барс». 1997. 392с.

169. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. 224с.

170. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. М.: «Проспект», 1997.-576с.

171. Хьем Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 2001. - 608с.

172. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. 185 с.

173. Шервин Т. Вайн. Новый путь в иудаизме. Издательство «Еврейский мир», М., 1998.-167с.

174. Шефер Ч.,Кери Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000.-384с.

175. Шмаков С.А. Игры шутки игры минутки. - М.: Новая школа, 1993. -112с.

176. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Избранные произведения -М.: Просвещение, 1992. 479с.

177. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. / СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001. 224с.

178. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.-656с.

179. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. 304с.

180. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.-333с.

181. Ягнинский И.И. У российского еврейства есть будущее? // Корни № 16. Вестник народного университета еврейской культуры в центральной России и Поволжье. Саратов Нижний Новгород, 2001, С. 102 - 122.

182. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, 1981, № 4. С. 142 147.

183. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997. -224с.

184. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. - 576с.

185. Ярошевский М.Г. История психологии., М., 1985. 237с.

186. Averill J.R. Thomas Knows C.Emotional creativity // Strongman K.T. (ed). International review of studies on emotion. V.I.Chichester: Wiley, 1991.

187. Barron f., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psichol. V. 32. 1981. P.439 476.

188. Gilford J.P., Hoepfiier R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971.

189. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc Gaw Hill, 1967.

190. Renzulli J.S. The tree-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In: Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds). Conceptions of giftedness. Cambridg: Cambridg Univ. Press. 1986. -P 53-92.

191. Renzulli J.S., Reis S.M. The schoolwide enrichment model. Mansfield Center, CT: Great. Learning Press. 1984.

192. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937.

193. Teylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // R.Sternberg, T.Tardif /eds/. The nature of creativity. Cambridg Cambr. Press, 1988. P. 99-126.

194. Torrance E.P. Guidinq creative talent Englewood Cliffs, W.J. :Prentice -Holl, 1964.

195. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R.Sternberg, T.Tardis (eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-Р/43-75/

196. Wahler R. G., Winkel G.H., Peterson R.F. & Morrison D.C., Mothers as behavior, therapists fon their own children.- Behavior Researeh and Therapu, 1964.-P.l, 305-312.

197. Walters J., Gardner H. The Cristallizing Experience Discovering an Intellectual Gift // Conceptions of Giftedness / Eds. R. Sternberg et al. N. Y., 1986, P. 306-331.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.