Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Беляева, Елена Вячеславовна

  • Беляева, Елена Вячеславовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Курск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 204
Беляева, Елена Вячеславовна. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Курск. 2005. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Беляева, Елена Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования этнической идентичности младших школьников.

1.1. Сущность и содержание понятия «этническая идентичность».

1.1.1. Основные направления исследований идентичности в современной психологии.

1.1.2. Развитие представлений о понятии «этническая идентичность» в рамках различных теоретических концепций.

1.2. Этапы становления этнической идентичности младших школьников.

1.3. Сказка как психолого-педагогический феномен.

1.3.1. Генезис и типология сказки.

1.3.2. Структурно-функциональный анализ сказки.

1.3.3. Социокультурные функции сказки.

1.4. Особенности восприятия сказки детьми младшего школьного возраста.

1.4.1. Роль сказки в формировании этнической идентичности младших школьников.:.

1.4.2. Психологические механизмы влияния сказки на формирование этнической идентичности ребенка.

1.5. Роль сказкотерапии в развитии этнической идентичности младших школьников.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников в процессе работы со сказкой.

2.1. Организация и методы исследования формирования этнической идентичности младших школьников.

2.2. Технологии работы со сказкой как средство формирования этнической идентичности младших школьников.

2.3 Анализ результатов формирования этнической идентичности младших школьников.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников»

Современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и ценности народа, этническая идентичность определяет систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде.

В ряде исследований отмечается, что этническая идентичность у некоторых русских, проживающих на территории России либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, отрицательно относятся к ней, испытывают напряжение и дискомфорт. Известно, что без положительного отношения к собственной национальной принадлежности невозможно формирование патриотизма и эффективное межэтническое взаимодействие. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Ж. Пиаже и Э. Эриксону, происходит идентификация личности.

Этническая идентичность младших школьников сегодня все более осознается как важнейший объект психолого-педагогических исследований. Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, обостряют проблемы формирования этнической идентичности детей. Агрессивное влияние средств массовой информации и рекламы выступают фактором, затрудняющим развитие этнической идентичности. Таким образом, современные дети оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затруднено. В связи с особенностями социальной ситуации в стране представляется весьма значимым исследование возможностей психолого-педагогического воздействия на формирование этнической идентичности ребенка средствами народной сказки.

В современном мире, когда наряду с процессами самоопределения наций происходят интеграционные процессы, принципиально важно, чтобы дети были воспитаны в духе культуры межэтнических контактов, сохраняя исторически обусловленную национальную неповторимость, национальное достоинство, этническую идентичность.

Долгое время в отечественной науке этнические феномены рассматривались преимущественно историками и этнографами. Ими осуществлен глубокий анализ формирования национального сознания и самосознания народов, особенностей их функционирования и межэтнического взаимодействия на разных этапах развития общества и др.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли К.Д. Ушинский, J1.H. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Растущий интерес к феноменам этнического сегодня все больше проявляет психология. Исследуются методологические проблемы этнопсихологии (В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатова С.А. Таглин), механизмы межэтнического взаимодействия (B.C. Агеев, Т.Г. Стефаненко), структура этнической идентичности (А.О. Бо-роноев, Е.М. Галкина, O.J1. Романова, В.Ф. Петренко, Л.Б. Шнейдер).

В научный обиход введено понятие «этнопедагогика», под которым подразумевается наука, изучающая народный опыт воспитания подрастающего поколения. Этническая педагогика исследует функционирование традиционной педагогической культуры, опирающейся на особенности национальной психологии.

Сегодня можно выделить большой пласт научных работ, посвященных, во-первых русской национальной школе (В.А. Алексеев, Е.Г. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, A.M. Леонов, О.В. Леонова, Г.В. Лунина, Л.С. Малик, В.М. Меньшиков, В.М. Петров, В.К. Шаповалов, С.С. Щекина); во-вторых, этнопедагогической культуре учителя (А.А. Баранщиков, Н.Ю. Бочарова, A.JL Бугаева, Г.Н. Волков, И.Ф. Исаев, H.JL Крицкая, И.Я. Лернер, В.А. Николаев, В.А. Сластенин); в-третьих, этнопедагогической подготовке учителя (А.Г. Абсалямова, А.Г. Гмырин, И.Ф. Гончаров, Р.Н. Идрисова, Е.П. Непочатых, А.Б. Орлова, М.Г. Харитонов, И.А. Шоров).

Вместе с тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих процесс развития и функционирования этнической идентичности младших школьников, что порождает определенное противоречие между теорией и объективными потребностями практики.

С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью изучения феномена этнической идентичности младших школьников и недостаточной разработанностью соответствующих психологических механизмов и условий ее формирования.

Цель исследования - изучить возможности психолого-педагогического воздействия сказки на развитие этнической идентичности младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования этнической идентичности младших школьников.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия использования сказки как средства развития этнической идентичности младших школьников.

Задачи исследования:

1. сформулировать совокупность положений, составивших теоретическую основу исследования этнической идентичности младших школьников;

2. выявить особенности воздействия сказки на формирование личности младшего школьника;

3. выявить и экспериментально проверить условия использования сказки как средства развития этнической идентичности младших школьников;

4. опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации для учителей начальных классов и психологов образования по формированию этнической идентичности младших школьников.

На пути решения этих задач существуют проблемы, отражающие противоречия концептуального характера и методического обеспечения:

- недостаточное научное осмысление психолого-педагогических возможностей народной сказки и использования этого феномена как средства психолого-педагогического воздействия;

- наличие противоречия между узкой направленностью той или иной методики, с одной стороны, и необходимостью обеспечения целостного воздействия на единую и неделимую личность, с другой. Пользуясь категориями педагогической психологии, можно сформулировать эту проблему как противоречие между потребностью учащегося как субъекта педагогического процесса в гармоничном развитии и ограниченной возможностью отдельной психолого-педагогической технологии, призванной создать условия для удовлетворения этой потребности;

- противоречие, порождаемое применением методик, созданных в рамках определенного национально-культурного менталитета к носителям иного. Американские, немецкие и другие методики могут быть действительно эффективными в условиях тех стран, где они созданы. Но, будучи механически перенесены на российскую почву, они далеко не всегда подтверждают свою эффективность.

Нам представляется перспективным для разрешения означенных противоречий обращение к вопросу о создании методик психолого-педагогического воздействия, базирующихся на материале национального фольклора (русских народных сказках).

Гипотеза исследования. Процесс формирования этнической идентичности младших школьников будет успешно осуществляться, если:

- учитываются этапы становления этнической идентичности;

- осуществляется опора на взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов этнической идентичности;

- используются игровые приемы, методики сказкотерапии для формирования позитивной этнической идентичности;

- многократно реализуются приемы создания новых образов и форм поведения на основе преобразования прошлого опыта ребенка и непосредственно воспринимаемого им содержания сказки.

Теоретико-методологическая основа исследования составляют труды JI.C. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личности; работы по исследованию этнической идентичности отечественных психологов Б.Г. Ананьева, С.А. Баклушинского, И.С. Кона, B.C. Мухиной, Б.Ф. Поршнева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой, Л.Б. Шнейдер; исследования этнической идентичности в зарубежной науке (Э. Эриксон, Дж. Мид, Дж. Тернер), труды Т. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, О.В. Защирин-ской по сказкотерапии; работы по изучению восприятия младшими школьниками литературного произведения (Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская), исследования Л.И. Божович, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина по изучению особенностей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы в работе использовались следующие методы: анализ философской, психологической, педагогической и художественной литературы, наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты, математическая обработка » и качественный анализ полученных данных.

В исследовании использовались следующие методики: модифицированный тест «Кто я?» (пять слов-характеристик), предложенный Куном и Макпартлендом; модифицированная методика Т.Г. Стефаненко «Биполярные шкалы», авторская методика, направленная на изучение этнической идентичности младших школьников.

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа № 12» и «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Курска. В исследовании принимали участие сто пять учащихся младшего школьного возраста.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- исследованы особенности этнической идентичности младших школьников;

- обоснована сущность психолого-педагогического воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников; определены психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников в процессе работы со сказкой.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены психологические механизмы воздействия сказки на формирование этнической идентичности младшего школьника;

- определены критерии и показатели развития этнической идентичности младших школьников в процессе работы со сказкой;

- определены возможности формирования этнической идентичности младших школьников средствами сказкотерапии.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения, выводы и научно-методические рекомендации позволяют осмыслить и эффективно реализовать процесс формирования этнической идентичности младших школьников средствами народной сказки. Экспериментально проверенные психолого-педагогические условия воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников реализованы в процессе организации их учебно-познавательной деятельности.

Разработанная и апробированная программа формирования этнической идентичности младших школьников средствами сказкотерапии создает основу для осуществления помощи младшим школьникам, психологам и учителям начальных классов в процессе формирования этнической идентичности и положительного отношения младших школьников к собственной этнической принадлежности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под этнической идентичностью понимается процесс осознания и переживания своей принадлежности к определенной этнической общности, > отождествление себя с ней, отделение от других этнических общностей и построение системы отношений в различных этноконтактных ситуациях.

2. Содержание этнической идентичности рассматривается в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов, которые находят отражение в этнических знаниях о собственной и других национальных группах; в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности и значимости своего членства в ней, а также в этнических стереотипах, которые воплощаются в реальном поведении.

3. Психологические механизмы воздействия сказки на личность младшего школьника имеют следующие особенности:

- активное воздействие сказки на эмоционально-образный потенциал личности;

- усвоение детьми через сказку особенностей этнической культуры, приобщение к историческому опыту своего народа;

- получение в ходе работы со сказкой эмоционального опыта предшествующих поколений, который стимулирует освоение новых форм поведения и формирование положительного отношения к себе как представителю этноса;

4. Формирование этнической идентичности младших школьников обеспечивается совокупностью ряда психолого-педагогических условий:

- приобщение младших школьников к этнической культуре в единстве таких ее составляющих как этнические знания, этнические отношения, этническое взаимодействие;

- создание специальных обучающих программ, направленных на формирование этнической идентичности и адаптированных к психологическим особенностям младших школьников;

- учет личностных особенностей учащихся (их интересов, ценностей, знаний, особенностей социальной жизни, круга общения) в процессе формирования этнической идентичности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы автора на базе Курского государственного университета, средних общеобразовательных школ № 6 и № 12 г. Курска.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета, были представлены в материалах научных конференций «Юдинские чтения. Миф, фольклор, литература» (Курск, 2003 г.); «Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования. К 180-летию К.Д. Ушинского (1824-1870) (Москва, 2004 г.); «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (Курск, 2004 г.); в публикациях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета (Курск, 2003 г.) и Регионального открытого социального института (Курск, 2003, 2004 гг.).

Надежность и достоверность полученных результатов достигалась посредством использования комплекса взаимодополняющих методов и методик, соответствием их поставленным целям и задачам; репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки данных.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Беляева, Елена Вячеславовна

Результаты исследования свидетельствуют также о сформированности у детей положительных этнических стереотипов о чертах характера русских людей.

Сравнительный анализ диагностируемых показателей этнической идентичности в контрольной и экспериментальной группах учащихся выявил статистически значимое повышение уровня сформированности ее когнитивного и аффективного компонентов. Причем, в развитии аффективного компонента положительная динамика выражена более существенно.

Следует отметить, что поведенческий компонент этнической идентичности младших школьников в ходе эксперимента количественно не измерялся из-за отсутствия четких критериев. Наше исследование было ограничено временем и рамками сказкотерапевтического практикума, чего недостаточно для того, чтобы выявить и отследить изменения в поведенческом компоненте и проявление его в реальных жизненных ситуациях.

Заметная динамика в развитии этнической идентичности младших школьников объясняется созданием условий для включения детей в сказко-терапевтические занятия (установление контакта с аудиторией; создание в группе атмосферы доверия, эмоционального тепла, безоценочности), учетом индивидуально-психологических особенностей, ценностей, интересов каждого участника.

Следует обозначить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись в ходе исследования. Это, прежде всего, наличие у некоторых учащихся негативной этнической идентичности. 3,4 % школьников экспериментальной группы не удовлетворены своей этнической идентичностью, испытывают психологический дискомфорт, что говорит о внутреннем конфликте учащихся. Поскольку наши испытуемые определяют свою национальность, прежде всего, национальностью родителей, а у подавляющего большинства из них оба родителя — русские, эти дети идентифицируют себя только с одним этносом. Дети, имеющие родителей, принадлежащих к разным этническим группам, причисляют себя в равной степени к обоим этносам. В силу этого они не могут отказаться от своей идентичности ни с одним из этих этносов (двойная этническая идентичность). Под влиянием обстоятельств таким детям приходится приспосабливаться к требованиям этнической группы, составляющей большинство, и идентифицировать себя с ней.

Эти вопросы требуют более детального изучения и могут стать темой для отдельного исследования.

Заключение

Подводя итоги исследования психолого-педагогического воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников, следует отметить, что в целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи решены.

Анализ психолого-педагогических работ по изучению особенностей восприятия сказки детьми младшего школьного возраста позволил сформулировать следующие выводы:

Этническая идентичность - это процесс осознания и переживания своей принадлежности к определенной этнической общности, отождествление себя с ней, отделение от других этнических общностей и построение системы отношений в различных этноконтактных ситуациях.

Содержание этнической идентичности рассматривается в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов, которые находят отражение в этнических знаниях о собственной и других группах, в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности и значимости своего членства в ней, а также в этнических стереотипах, которые воплощаются в реальном поведении.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3—4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, волос. Однако в полном объеме, осознанно, идентичность проявляет себя в младшем подростковом возрасте, когда происходит осознанное различение своего этноса от другого.

Этническая идентичность не статичное образование, она изменяется со временем. Человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в своей жизни. Поэтому процесс формирования этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте.

Сказка как любое другое явление воздействует на личность человека. Знание же особенностей механизмов воздействия сказочных произведений на личность, собственной творческой деятельности ребенка в работе со сказкой, прогнозирование в связи с этим определенного результата (осознания проблемы, ее разрешения и т.д.) позволяет использовать сказку в качестве метода психолого-педагогического воздействия.

Исследование специфики русской народной сказки показало его соответствие особенностям личности ребенка, выражающемся в отождествлении вымысла с реальностью, образностью мышления, целостном, нерасчле-ненном восприятии мира.

Психологические механизмы воздействия сказки на личность младшего школьника имеют следующие особенности:

- сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности;

- через сказку происходит усвоение детьми особенностей этнической культуры, приобщение к историческому опыту своего народа;

- в ходе работы со сказкой ребенок получает эмоциональный опыт предшествующих поколений, который стимулирует освоение новых форм поведения;

- сказка способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем, дает ему чувство психологической защищенности. Что бы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо;

Анализ учебников и учебных программ для начальной школы позволил выявить отсутствие целенаправленности, последовательности, системности в работе с русской народной сказкой, что обусловливает необходимость проведения специально организованной работы с данным жанром как одним из средств формирования этнической идентичности младших школьников.

Диагностика исходного уровня этнической идентичности учащихся на констатирующем этапе исследования показала, что у младших школьников недостаточно знаний о собственной стране, национальных ценностях и культуре; присутствуют как положительные, так и отрицательные этнические стереотипы и установки по отношению к представителям собственной этнической группы.

Выдвинутое предположение о том, что метод сказкотерапии может быть эффективно использован для формирования позитивной этнической идентичности, подтверждается результатами анализа структуры и особенностей самого феномена.

Проведенная серия исследований показала, что работа по формированию этнической идентичности младших школьников может быть организована в форме сказкотерапевтического практикума, в ходе которого успешно сочетаются игровые формы, получение новых знаний, усвоение разнообразных способов поведения на основе преобразования прошлого опыта ребенка.

В результате проведенного практикума были отмечены улучшение способов и форм взаимодействия в группе, повышение уровня групповой сплоченности, положительное эмоциональное отношение к занятиям. У участников появился выраженный интерес к этнической проблематике. На наш взгляд, такие мероприятия помогают установлению связи теоретических знаний с реальной жизнью, а «погружение» в сказочный мир способствует искоренению негативных стереотипов и предубеждений.

Сравнительный анализ диагностируемых показателей этнической идентичности в контрольной и экспериментальной группах учащихся выявил статистически значимое повышение уровня сформированное™ ее когнитивного и аффективного компонентов, экспериментально подтверждены данные о наличии положительной связи между данными компонентами в экспериментальной группе.

Анализ данных формирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод об эффективности предложенной нами работы по формированию этнической идентичности младших школьников средствами русской народной сказки.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов затронутой нами проблемы. Отдельно могут быть изучены такие вопросы, как возникновение негативной этнической идентичности и разработка технологий по ее преодолению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Беляева, Елена Вячеславовна, 2005 год

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. 428 с.

2. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. — С. 6-9.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. -С. 271.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969.

5. Аникин В.И. Русское национальное поэтическое творчество. — М., 1973.-С. 69.

6. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интеграции современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - № 1. - С. 131 - 143.

8. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. -С. 65-368.

9. Аристотель. О душе // Сочинения в 4 т. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. - С. 369 - 448.

10. О.Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. - С. 10 - 17.

11. П.Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M, Сусоклов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. — М., 1998. 325 с.

12. Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. — М., 1994.

13. Афанасьев А.И. Народные русские сказки. М., Просвещение, 1984.

14. М.Афанасьев А.Н. происхождение мифа. М., 1996.

15. Барабанщиков В.А. СЛ. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: Преемственность научной традиции // Психологический журнал. Т. 21. 2000. - № 3. - С. 5-9.

16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

17. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М. - Воронеж, 2000. - 159 с.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. 2-е издание. -М., 1965 г.

19. Белякова Г.С. Славянская мифология: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995. - 239 с. - 238 с.

20. Бердяев Н.А. Русская идея / Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 153-154.

21. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. - 238 с.

22. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - 207 с.

23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991.

24. Бобравские сказки / Вступ. Ст. Ю. Юдина. Курск: Изд-во Курск. Гос. Пед. Ун-та, 2001 г. - 79 с.

25. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.

26. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М.: Международ, педагог, академия, 1995. — 352 с.

27. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Л., 1994. — 380 с.

28. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.

29. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. M.-JL, 1925. — 282 с.

30. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001. — 144 с.

31. Ватутин М.К. возрождению славяно-русского самосознания. СПб., 1911-211 с.

32. Выготский JI.C. Детская психология // Собр. Соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984.

33. Выготский JI.C. Проблемы общей психологии // Собр. Соч. в 6 т. Т.2.-М., 1982.

34. Гегель Г. Работы разных лет. — Т.1. — М., 1970.

35. Геллнер Э. Нации и национализм. Mi, 1991.

36. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998. - 140 с.

37. Горький A.M. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 27. М., 1953 - С. 305.

38. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 4. -М.: Русский язык, 1991. 304 с.

39. Дмитриев Н.А. Слово и выражение. М., 1963.

40. Долгинова О.Б. Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1996. - 150 с.

41. Дробижева JI.M, Аклаев А.Р., Колротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской федерации. М., 1996.

42. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5.

43. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.

44. Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащихся. Дис. канд. психол. наук. М., 2002. - 179 с.

45. Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Собр. Соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 6. Кн. З.-С. 237.

46. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка / к теории социокультурных изменений // Социс. 1995. - № 4. - С. 3 - 14.

47. Каранашвили Г.В. Этническое самосознание и традиции. — Тбилиси, 1984-225 с.

48. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия. Д., 1975.

49. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

50. Качанова Ю.Я., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентичность / Под ред. В.А. Ядова. — М., 1993.-С. 47-68.

51. Кольцова И.Н. Социокультурные функции сказки: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. - 22 с.

52. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология.-М., 1971.

53. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. № 9. - С 215-229.

54. Кон И.С. Позитивизм в социологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1964. - 208 с.

55. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 255 с.

56. Кон И.С. Социология личности. М.: Полит, издат., 1967. - 383 с.

57. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. М., 2003. - 203 с.

58. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр. // Специфика фольклорных жанров. М., 1973.

59. Кричевский Р.Л. Идентификация со сверстниками как одна из характеристик межличностного влияния в юношеских коллективах // Педагогические аспекты социальной психологии. — Минск, 1978. — С. 102 — 104.

60. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. - 382 с.

61. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М., 1984. - С. 180 - 187.

62. Лавонен Н.А. О древних магических оберегах // Фольклор и этнография. Л.: 1977.-278 с.

63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

64. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

65. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

66. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

67. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

68. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. -М. 1992.

69. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

70. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. // Лотман Ю. Избранные статьи. Таллинн. 1992.

71. Малахов С.Н. Неудобства с идентичностью. // Вопросы философии. 1998. №2,-с. 43-53.

72. Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996.

73. Мид М. Избранные произведения. М., 1988.

74. Мид М. Культура и мир детства. М, 1988.

75. Минаев А.В. Отчуждение в подростковом возрасте и проблема его преодоления. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1999. - 19 с.

76. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В .А. Сластенина. М. 2000. - 412 с.

77. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Изд-ий центр «Академия», 1998.-456 с.

78. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. - 207 с.

79. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб., 2004. - 381 с.

80. Нартов К.М. Сказка поэзия народной души. // Мир психологии. 1998. № 3 - С. 103-111.

81. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

82. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978, 48 с. 92.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М.:

83. Померанцева Э.К. Сказка // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1971.-Т. 6. С.880.

84. Померанцева Э.К. Судьбы русской сказки. М., «Наука», 1965.

85. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М.: Изд-во МГПИ, 1988. — 31 с.

86. Практическая психология образования: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной М.: ТЦ Сфера, 1998. 315 с.

87. Пропп В. Морфология сказки. СПб.: Наука, 1996.

88. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — JL, 1986.

89. Пропп В.Я. Русская сказка. JL, 1984.

90. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. / Составитель В. Хохлов. Пер с англ. Минск, 1998. -294 с.

91. ЮЗ.Путиков Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. М., 1976.

92. Путилова J1.M. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии). Автореф. дисс. . докт. философ, наук. М., 1999. -21 с.

93. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1959. - № 1.

94. Романова О.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. - 19 с.

95. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО Изд-во «ПИТЕР», 1999. - 720 с.

96. Рябов О.В. Национальная идентичность. Тендерный аспект. На примере русской историософии. Дисс . докт. филос. наук. Иваново, 2000. -288 с.

97. Сакулин П.Н. Русская литература. Т. 1. М., 1928.

98. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2002.-242 с.

99. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. М., 2001. - 288 с.

100. Собкин B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.-С.55-57.

101. Соколов Д. Ю. Сказка и сказкотерапия. М.: Класс, 1997. — 260 с.

102. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938.

103. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

104. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001. - № 8 - С. 152 - 155.

105. Стефаненко Т. Г. Психология межэтнических отношений // Этнопсихология. — М.; Екатеринбург, 2000.- С. 206-229.

106. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1999.

107. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. // Вопросы психологии. 1971. - № 6.

108. Теплов Б.М. Собрание сочинений. М., 1946. 534 с.

109. Улымжиева Е.А. Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. - 20 с.

110. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., 1973. 445 с.

111. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах. — М., 1988 1990.-Т. 2.-776 с.

112. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М., 2000. - 464 с.

113. Филиппов Ю.В. Ритмы этнической социализации // Мир психологии. -2002.-№3.-С. 118-125.

114. Филиппов Ю.В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности и формирования русского этнонационального сознания // Мир психологии. -2003. № 1. - С. 198-205.

115. Флоренский П.А. Философская антропология. //Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли. — М., 1990.

116. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.

117. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / «Я» и «Оно». В 2-х кн. Кн. 1. Тбилиси: «Мерани», 1991. - 464 с.

118. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. Г.Ф. Швейника / Общ. ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

119. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. / Общ. ред. и послесловие

120. B. И. Добреньков.- 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

121. Фромм Э. Человеческая ситуация / Пер. с англ. / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Мысль. 1994. - 238 с.

122. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

123. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.

124. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.

125. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (структура, генезис и условия становления): Дис. .д-ра психол. наук: 19.00.13. — М., 2001. -327 с.

126. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Пер. с англ. -Минск, 1992.-336 с.

127. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М., Воронеж, 1996. - 378 с.

128. Эйдлин В.И. Формирование у школьников восприятия целостного художественного произведения. / Вопросы психологии. 1994. - № 1.

129. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1970. — 225 с.

130. Эльконинова Л., Эльконин Д.Б., Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник МГУ, серия 14. М., 1993.1. C. 73-78.

131. Энциклопедический социологический словарь / отв. ред. Осипов Г.В. -М.: РАН, 1995.-612 с.

132. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 320 с.

133. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 318 с.

134. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: «Ювента»; М.: Прогресс-Универс, 1995.-527 с.

135. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. — 209 с.

136. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Социальная идентификация личности. Вып. 1. -М.: Ин-т социологии РАН, 1993. С. 12- 17.

137. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994. 364 с.

138. Aboud F. Е. The development of ethnic self-identification and attitudes // Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Nebuiy Park,1987.-P. 32-55.

139. Anderson B. Imagined communities: reflections on the origin and spread of nationalism. London - New York.: Verso, 1995. - 332 p.

140. Baumeister R.F. The need to belong: interpersonal attachements as a fundamental human motivation // Psychological Bulletin, 1995. Vol. 117. -P. 75-90.

141. Bettelheim B. The uses of enchantment. The meaning and emportnace of Fainy Tales. N.-Y. 1989. 297 p.

142. Csepeli G. Structures and contenst of Hungarian national identity: Results of political socialization and cultivation. Frankfurt am Main, 1988. 367 p.

143. Habermas J. Konnen komplexe Gesellschaften eine vernunftige Identitat ausbilden? // Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Fr/M., 1976.-S. 92-125.

144. Heidegger M. Identitat und Differenz. Pfiillingen, 1957. 220 S.

145. Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. N.Y., 1980.-P. 159-187.

146. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 61-79.

147. Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986. 265 p.

148. Tajfel H. Social identity and intergoup relations. — London, 1982. -190 p.

149. Tajfel H., Turner J. The Social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986 P 7-24.1. Анкетирование учащихся1. Фамилия, имя, класс1 .Какие русские народные сказки вы знаете?

150. Каким я вижу героя русских сказок?

151. Какую девушку на Руси считали красавицей?

152. Какие профессии особенно ценились на Руси?

153. Какие праздники чаще всего отмечались в Курской области?

154. По каким признакам можно отличить жителя Курской области от других людей?

155. Какие славные дела курян-земляков тебе известны?

156. Что мешает общению между людьми разных национальностей?

157. Что ты знаешь о художественных народных промыслах?

158. Ю.Курский край называют «соловьиным». Какие народные песни ты знаешь?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.