Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Коновалова, Надежда Владимировна

  • Коновалова, Надежда Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 165
Коновалова, Надежда Владимировна. Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Ростов-на-Дону. 2010. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Коновалова, Надежда Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕН-ТАЛЬНОСТИ.

1.1. Представление о ментальности в отечественной научной литературе.

1.2. Историко-теоретический анализ понятия «ментальности».

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ

МЕДИАМЕНТАЛЬНОСТИ.

2.1. Дискуссия о визуальной культуре в контексте проблемы определения медиаментальности.

2.2. Определение и признаки медиаментальности в сравнении с письменной ментальностью.

2.3. Объект, процедура и методы исследования.

ГЛАВА III. ИСТОРИКО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КАРТИНЫ МИРА МЕДИАМЕНТАЛЬНОСТИ.

3.1. Историко-теоретический анализ картины мира и содержания стратификации «верх-середина-низ».

3.2. Горизонтальная модель циклов медиаментальности на основе анализа медийных сообщений.

3.3. Тематическое описание вертикального измерения медийной картины мира.

3.4. Индивидуальная семантика картины мира.

ЗАКЛЮЧНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-исторические особенности медиаментальности на материале новостного телевещания»

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация всё более отождествляется с развитием масс-медиа. По мнению ряда исследователей [Бек У., 2000; Вирилио П., 2001; Гидденс Э., 1998; Лэш С., 2002], состояние мира в начале XXI в. может быть объяснено в терминах тенденций и эффектов развития новых информационных технологий. Два признака массовых информационных процессов современного общества, отмеченные многими авторами, служили нам указателями актуальности предпринятого исследования. Во-первых, историзм медийной картины мира. Доступность электроники обостряет и делает явным один из главных парадоксов эпохи: массовизацию архаичных мифологических представлений в век самого быстрого технического прогресса [Барт Р., 1989; Бодрийяр Ж., 2000]. Как пишет М. Кастеллс, рубеж XX и XXI в., возможно, относится к тем редким интервалам мировой истории, когда трансформация материальной культуры может быть преподнесена как западный аналог традиционной магии [Castells М., 1997]. С. Жижек полагает, что кибертехнологии, проникая за грань познания, дробят и пересоздают базисную структуру нашей психики в направлении культурной инволюции [Zizek S., 1996]. Во-вторых, масс-медиа характеризуется конвергенцией существующих технических каналов трансляции. Стремительное распространение сетевой электронной коммуникации (Интернет, мобильная телефонная связь) перераспределяет доли «информационного пирога» и общественно-политического влияния разных медийных трансмиссий. Первенство телевидения, казавшееся незыблемым ещё в 1980-ые гг., теперь под сомнением. Однако разработанные в телевидении приёмы образного воздействия не пропадают, а входят в общий арсенал медийности. Факты сегодняшнего дня (телевещание для Интернета, мобильные телефоны) показывают чрезвычайную гибкость и взаимодополнительность различных медийных способов подачи информации. Их историческая многослойность и конвергенция в социально-политическом, культурном, психологическом охвате населения делает актуальной разработку синтетических, обобщающих понятий и моделей масс-медиа психолого-исторического профиля.

В рамках психолого-исторического подхода [Топоров В.Н., 1992; Кага-ров Е.Г., 1928; Генон Р., 1994] введено понятие «Древо мира», которое определяется как основной признак разделения картины мира на вертикальное и горизонтальное измерение. Вертикальное измерение представлено трехчастным делением картины мира на «верх-середина-низ», горизонтальное - выделение частных единиц анализа медиаментальности.

Состояние разработанности проблемы. Начало исследования понятия «ментальность» положил JI. Леви-Брюль. Методологию исследования истории ментальности и ее психологическую составляющую предложила школа «Анналов» [Блок М., 1986; Февр Л., 1991; Мандру Р., 1970 и др.]. Данное направление рассматривало ментальность как способ исследования культурно-исторических аспектов истории, которые позволяют реконструировать картину мира ментальности.

В рамках исторической психологии понятие ментальности было применено к книгоизданию [Бермант О.В., 1998], государственному делопроизводству [Орлова Г.А., 1999], автобиографической литературе [Еремеев Я.М., 2003], журнальной периодике [Бакшутова Е.В., 2005], граффити [Белкин А.И., 2003]. В указанных работах медиа-процессы затрагиваются как аспект письменной передачи информации.

Объект исследования. В качестве объекта исследования были выбраны 1760 новостных выпусков телевизионных каналов «Россия» и «НТВ» за 20072008 гг.

Цель исследования состоит в изучении психолого-исторических особенностей медиаментальности на материале новостного вещания каналов российского телевидения.

Предмет исследования: медиаментальность на материале новостного вещания.

Задачи исследования разделялись на теоретические, методические и эмпирические.

Теоретические задачи:

1. Анализ понятий ментальности, медиаментальности и картины мира в контексте психолого-исторического подхода.

2. Анализ концепта «Древо мира».

Методические задачи:

3. Установление круга источников для психолого-исторического изучения медиаментальности.

4. Подбор исследовательского инструментария и разработка процедуры для реализации психолого-исторического подхода в изучении медиаментальности и её картины мира.

Эмпирические задачи:

5. Изучение вертикально-горизонтальной организации новостной картины мира.

6. Анализ новостных выпусков с использованием качественных и количественных методов анализа в контексте медиаментальности.

7. Анализ особенностей структурных элементов картины мира медиаментальности.

8. Описание семантики картины мира по стратам.

Гипотезы исследования:

1. Медиаментальность может быть определена как вид ментальности, где атрибутами являются процессы передачи и усвоения информации в СМК и формирование картины мира.

2. Картина мира медиаментальности может быть представлена с помощью модели «Древо мира».

3. Структура и семантика «Древа мира» может быть обусловлена картиной мира медиаментальности, которое находит отражение в новостном блоке.

Методологические основания и теоретические принципы исследования определены так, чтобы дифференцировать культурно-исторический и экспериментально-эмпирический подходы в психологии и одновременно использовать их как взаимодополнительные в анализе масс-медиа.

Диссертационное исследование опирается на принцип историзма и опыт его использования для психологического анализа в культурно-исторической теории JI.C. Выготского; социальный реализм школы Э. Дюркгейма и концепцию примитивной ментальности JI. Леви-Брюля; методологию исторической реконструкции картины мира, предложенную ментальной историей; динамический подход к анализу психологических функцией и творений (историческая психология И. Мейерсона); критику субъектоцентризма Ю. Хабермасом и его теорию коммуникативного разума; герменевтику «Древа мира» В.Н. Топорова, М.Н. Соколова, Е.Г. Кагарова, Р. Гедона, Р. Линтона, Р. Креза, Л. Кука; исследования по исторической психологии В.А. Шкуратова.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью замысла исследования, разнообразием применяемых методов, сочетанием теоретического анализа, историко-гуманитарного описания материала и количественной обработкой эмпирических данных.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Впервые проведён сравнительный анализ понятия «менталь-ность» в субъектоцентристской и социально-реалистской традициях гуманитарных наук; уточнено определение медиаментальности через видовые признаки ментальности; понятие медиаментальности апробировано в эмпирическом исследовании; эмпирически установлено, что в основе картины мира, транслируемой новостным телевидением, лежит архаический архетип «Древа мира»; установлено, что зрительская стратификация новостной картины мира аналогична вертикальному разделению мирового древа; выявлено, что семантика зрительского восприятия информационных сообщений расположена по стратам низа-середины-верха соответственно с их древней аксиологией.

Работа является одним из первых в отечественной науке опытов применения к массовым информационным процессам концептуального аппарата исторической психологии. Её научная новизна определяется методологическим замыслом совмещения истории и психологии, переводом стандартного предмета психолого-эмпирического исследования в макроисторический формат, синтезом в нём историко-гуманитарных и психолого-эмпирических элементов.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что она строится как раздел исторической психологии массовых коммуникативных процессов. Для этого теоретически и эмпирически апробируется понятие медиаментальности, специально сконструированное для исторического анализа актуальных явлений масс-медиа. Теоретически значимый результат достигается тем, что сложившееся в традиции Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, М. Блока, Л. Февра понимание ментальности сопоставляется с её аналогом в современной субъект-ориентированной психологии и делается вывод о различии исследовательских целей и процедур в двух направлениях познания человека. Одно специализируется на изучении индивидуальной организации психики и личности современного человека, другое - на долгосрочных изменениях и тенденциях человеко-культурных систем. Обосновывается правомерность и собственный круг задач исторической психологии в изучении масс-медиа. Получает расширение и культурно-историческая теория. Традиционно сконцентрированная на знаковом и предметном опосредованиях, она применяется к словесно-визуальному материалу, который в контексте исторически понимаемой ментальности является особым классом артефактов со своим режимом опосредования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предлагает и демонстрирует инструменты конкретного анализа масс-медиа в долговременной протяженности последних. Это открывает возможности прогностики и экспертизы тенденций масс-медиа и, таким образом, отражаемых в масс-медиа явлений. Практически значимыми являются следующие результаты исследования:

1. Полученные результаты можно использовать для психологического анализа медиасобытия.

2. Результаты эмпирического исследования применимы в работе новостных служб, в частности, при нахождении баланса между стратами «верх-середина-низ» для улучшения подачи новостного материала.

3. Полученные результаты по индивидуальной семантике «Древо мира» можно использовать для повышения эффективности рекламного продукта среди потребителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Медиаментальность представляет собой определенный вид ментальности, в которой главными отличительными признаками являются передача и усвоение информации в средствах массовой коммуникации и формирование картины мира; понятие «медиаментальность» описывает человеческое измерение культурно-исторических систем массовой технической коммуникации; структурная организация медиаментальности представлена картиной мира.

2. Картина мира медиаментальности в новостном телевещании организована по горизонтали (во времени) быстрыми циклами содержательно-рейтинговых изменений новостных блоков; её вертикальная (пространственная) организация создана стратами верха, середины и низа; вертикальное измерение миро-картины новостных выпусков аксиологически дифференцировано.

3. Понятие медиаментальности как обозначение человеко-культурной системы массовой технической коммуникации распространяет на изучение масс-медиа подход исторической психологии в рамках несубъектоцентристской социально-реалистской методологической традиции. Оно вносит в изучение масс-медиа историзм, единство психологического анализа и герменевтики культурных источников, ценностно- смысловой подход к человеку, учёт социокультурного контекста явлений, охват долгосрочных социальных процессов и сдвигов.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Неделях науки в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, 2007, 2008), всероссийских конференциях преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 2007- 2009); «Ананьевских чтениях - 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход» (Санкт-Петербург, 2008); международных конференциях «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрог, 2007, 2009); «Психология - наука будущего» (Москва, 2007); «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Пенза, 2007).

Материалы диссертационного исследования используются в Таганрогском институте управления и экономике при чтении дисциплин «Методологические основы психологии», «История психологии, часть И»; в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) при чтении спецкурса «Личность в медиаментальности и видеоцивилизация образа».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим авт. объемом в 4,1 п.л., из них 1 работа - в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, перспективы дальнейшего исследования и практические рекомендации; списка используемой литературы из 136 источников, из которых 36 — на иностранных языках; 3 Приложений. Работа включает 3 Рисунка, 21 Таблицу. Основное содержание диссертации изложено на 148 машинописных страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Коновалова, Надежда Владимировна

Выводы по III главе

По результатам историко-эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Исторический анализ наиболее крупных картин мира показал, что культурные памятники сохраняют трехчленное деление. Медийный продукт также подчинен такому делению.

2. В архаичной системе координат деление на «верх-середина-низ» и их наполненность зависит от географии и исторического периода.

3. Результаты эмпирического исследования по горизонтальной линии исследования медиаментальности показали:

- телеканал «Россия» использовал образную форму подачи информации, телеканал НТВ - образно-нарративную;

- рейтинги события сначала были высокими, после третьего дня рейтинги упали, на пятый день рейтинги поднялись. Это связано с тем, что событие длилось в течение девяти дней, но не было его интенсивного развития;

- выделены следующие противоречия: неточность времени взрывала, противоречивая информация о подозреваемом.

4. Во втором направлении статистическое трехмерной картины мира было проанализировано с помощью типологического анализа, жанр-анализа и рейтинг-анализа. Данные виды анализа позволяют изучить медийную среду, выделить структурные элементы медиаментальности, определить модель медийной картины мира.

5. С помощью типологического анализа были получены следующие результаты:

- выделены основные страты медийной картины мира «верх-середина-низ», а также типы новостей;

- каждый тип новостей был разделен на подтипы, позволяющие проанализировать новостной материал качественными методами;

- в новостном массиве соотношение страт «верх-середина-низ» большая часть принадлежит страты «середина», а страты «верх» и «низ» распределились примерно одинаково.

6. Жанр-анализ показал:

- доминирующими жанрами являются рассказ, очерк и боевик в новостных выпусках;

- наименее выраженными жанрами являются триллер и роман.

7. На основе рейтинг-анализа были получены следующие результаты:

- в страте «верх» первые места занимают категории «природные явления» и «небо», но по хронометражу категория «небо» - последнее место, последнее место занимает категория «техника»;

- самым длинным хронометражем обладают категории «техника» и «духовная практика», самым коротким — категория «небо»;

- в страте «середина» высокими рейтингами обладают категории «военные действия», «политика» и «последствия катастроф», низкими рейтингами — «история» и «катастрофы»;

- в страте «низ» представлены две категории. Средний рейтинг в данных категориях примерно одинаков, хронометраж различен.

8. Результаты по данной линии исследования доказали, что вертикальное измерение медиакартины новостных выпусков создается трёхстратной структурой типа мирового древа.

9. Результаты по семантической насыщенности конструкта «верх-середина-низ». Полученные результаты по фокус-группе следующие:

- наибольшую активность в обсуждении роликов вызвали ролики из страт «верх» и «низ». Это связано с тем, что аудитории интересны данные медиасобытия, носящие познавательный характер;

- наименее обсуждаемыми роликами были ролики страты «середина», т.к. для молодежи не интересны были предложенный материал.

10. Семантический дифференциал показал:

- ролики страты «верх» были оценены как положительными, так и отрицательными оценками, где превалировали отрицательные оценки;

- страта «середина» оценена преимущественно положительными оценками, т.к. оценивался не сам ролик, а личность политического деятеля;

- страта «низ» оценивалась как положительными так и отрицательно оценками.

11. Выделение групп эмоциональных оценок аудитории, на основе семантического дифференциала показало:

- в страте «верх» доминирует субъективная оценка событий, но вместе с тем респонденты склонные оценивать данную сферу с точки зрения объективных оценок;

- страта «середина» оценивается аудиторий с позиции эмоциональной составляющей события, в которой выражают субъективное отношение к происходящему;

- страта «низ» оценивается респондентами на основе эмоций и объективной оценки, происходящим событиям.

12. Для выявления коллективных представлений о семантической насыщенности выделанного нами конструкта, мы использовали метод «направленных ассоциаций». Мы получили следующие результаты:

- к страты «верх» относился ролик «Планет», к страты «середина» — «Крестный отец», к страты «низ» - «Наводнение»;

- первый ролик «Планета» представлен положительными ассоциациями, в которых отражен символизм верха. Вместе с тем респонденты отмечают, что слова «небо» и «космос» не идентичны друг другу. Слово «небо» вызывает ассоциации связанные небесными телами и техникой, «космос» — прогрессом и научными программами;

- второй ролик «Крестный отец» не вызвал интереса у аудитории. Ассоциации по данному ролику сводились к синонимам к слову «обыденность». Они носят отрицательный характер, т.к. респонденты обобщили сюжеты данной страты, тем самым высказав общее мнение к ней. Аудитории не интересны медиасобытия данной страты, т.к. они отражают повседневную жизнь, а также насыщены насилием;

- третий ролик «Наводнение» вызвал бурную дискуссию. Ассоциации по данному ролику носят отрицательный характер. Ассоциации отражали как эмоциональное состояние респондентов после просмотра ролика, также символизм данной сферы;

- ролики «Планета» и «Наводнение» отражают коллективные представления о данных стратах в сознании людей. В обоих роликах присутствуют ассоциации, описывающие символизм страт;

- в первом ролике «Планета» ассоциации связанны с такими сферами как церковная и описательная;

- в третьем ролике «Наводнение» представлены следующие сферы: эмоциональный отклик: страх, ужас, мрак; ощущение от ролика: пустота, сила, плотность, холод; символизм страты «низ»: мистика, чудовищность.

В заключение необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе настоящего диссертационного исследования, подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сформулировать итоговые выводы:

1. В диссертационном исследовании были проанализированы две научно-философские традиции, в которых разрабатывалось определение ментальности. Они условно сопоставлялись с экспериментальной и культурно-исторической линиями современной психологии. Экспериментальная психология охарактеризована как субъект-ориентированная, или, в терминологии концепции коммуникативного рационализма Ю. Хабермаса, как субъектоцентрист-ская. Историческая психология определяет ментальность как коллективный феномен, обозначает межиндивидную организацию общества и культуры. Исследование ментальности предполагает анализ культурных памятников (текстов, предметов, обрядов и т.п.). Ментальность не дана прямо и непосредственно в отчётах испытуемых, она дана в системе их общих представлений и действий. Сложившееся в традиции Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, М. Блока, Л.Февра понимание ментальности сопоставляется с её аналогом в современной субъект-ориентированной психологии, и делается вывод о различии исследовательских целей и процедур в двух направлениях познания человека. Одно специализируется на изучении индивидуальной организации психики и личности современного человека, другое - на долгосрочных изменениях и тенденциях человеко-культурных систем. Обоснованы правомерность и собственный круг задач исторической психологии в изучении масс-медиа.

2. На основе скорректированного понятия ментальности выведено определение медиаментальности. Оно уточнено в полемике с концепциями визуальной культуры, а также в сравнении с письменной ментальностью. Медиаментальность определена как человеческое измерение культурно-исторических систем массовой технической коммуникации. Указанный класс ментальности производится и осуществляется в процессах передачи и приёма сообщений по техническим каналам связи.

3. Понятие медиментальности позволило ввести исторически обоснованную гипотезу об архетипической организации новостной медиакартины в контекст психологического анализа и построить процедуру исследования в направлении от описания медиа-артефактов к их опытно-психологическому изучению.

4. Проверена и подтверждена гипотеза о древе мира как архаическом архетипе новостной телевизионной картины мира. Анализ литературы позволил подкрепить гипотезу о присутствии этого архетипа в современных, в т. ч. информационных картинах мира. Исследование дистанцировалось от релятивистских и, как правило, публицистических, идеологизированных, избыточно эмоциональных выводов о беспорядочности масс-медийной картины мира. В соответствии с гипотезами диссертации в ней вычленялись устойчивые исторические конфигурации. В частности, те моменты в строении медиа-ландшафта, которые выводили к древу мира.

5. По данным эмпирического анализа 1760 новостных выпусков каналов «Россия» и «НТВ» подтверждена гипотеза о том, что медиакартина новостных выпусков представима в горизонтально-вертикальной системе координат подобной архаической структуре мирового древа. В этой конфигурации социальная горизонталь аналогична вытянутой средней площадке вертикального древа мира. Однако в досовременности она не может быть протяженной, поскольку речь идёт о ментальности с плохим разделением социальной горизонтали «мы-они» и трансцендентной вертикали «профанное-божественное». В ходе изучения новостных выпусков телевидения подтвердилось предположение о том, что в информационной картине масс-медиа социальная горизонталь имеет значительную устойчивость вследствие её фактографической загруженности. Само тематическое содержание привязывает её к повседневным делам человека, удлиняет разрастанием его «профанной» практики. Эмпирически доказано, что нейтральная аксиология «горизонтали» поддерживается даже при чрезвычайном характере информации. В то же время «верх» и «низ» аксиоло-гически нагружены. Экспериментальное исследование индивидуальной семантики по трём стратам медийной картины мира подтвердило сходство модальностей оценок современных испытуемых с аксиологией архаической картины мира.

Практические рекомендации данной работы состоят в том, что оно предлагает и демонстрирует инструменты конкретного анализа масс-медиа в долговременной протяженности последних. Это открывает возможности прогностики и экспертизы тенденций масс-медиа и, таким образом, отражаемых в масс-медиа явлений. Практически значимыми являются следующие результаты исследования: понятие «медиаментальность» эмпирически апробировано впервые; результаты эмпирического исследования применимы в работе новостных служб, в частности, при нахождении баланса между стратами «верх-середина-низ» для улучшения подачи новостного материала; полученные результаты по индивидуальной семантике «Древо мира» можно использовать для повышения эффективности рекламного продукта среди потребителей.

В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается усовершенствовать методологическую базу исследования, расширить выборку эмпирического исследования горизонтальной плоскости исследования медиаментальности, изучить наличие картины мира медиаментальности на материале другой медийной продукции (фильмы, сериалы, передачи и т.д.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Коновалова, Надежда Владимировна, 2010 год

1. Алленов М. Тексты о текстах Текст. / М. Алленов. М.: Изд-во «Новое литературное обозрение», 2003. С. 125.

2. Ахиезера А.С. Россия: критика исторического опыта Текст. / А.С.Ахиезера. М.: Изд-во «Философское общество», 1991. Т. 1. 319 с.

3. Багиров Э.Г. Изображение и язык / Семиотика средств массовой коммуникации Текст. / Э.Г. Багиров. М.: Изд-во «МГУ», 1973. 215 с.

4. Богданович Г.Ю. О понятии ментальность и механизме как принципе лингвоку л ьтур о логических описаний Текст. / Г.Ю. Богданович // Вопросы духовной культуры филологический науки. 2002. С. 121-127.

5. Барт Р. Риторика образа Текст. / Р. Барт / Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Изд-во «Прогресс», 1994. 316 с.

6. Барт Р. Изображение как знаковая система, типы знаков и коды прочтения. Полисемия Текст. / Р. Барт. М.: Изд-во «ЛОКИД-ПРЕСС», 2005. 494 с.

7. Баталов Э.Я. Американские ценности в современном мире Текст. / Э.Я. Баталов / Историография нового времени стран Европы и Америки. ]У[.: Изд-во «Прогресс», 1990. 250 с.

8. Бакшутова Е. В. Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX-начала XX вв. (по материалам журнала «Русская мысль» 1880-1918 гг.) Текст.: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.В. Бакшутова. Самара, 2005. 20 с.

9. Белановский С.А. Метод фокус-групп Текст. / С.А. Белановский. М.: Изд-во «Магистр» , 1997. 300 с.

10. Белановский С.А. Глубокое интервью Текст. / С.А. Белановский. М.: Изд-во «Никколо-Медиа», 2001. 320 с.

11. П.Бермант О.В. Письменная ментальность в России 1917-1996 гг. поматериалам художественного книгоиздания Текст.: Дисс.канд. психол.наук / О.В. Бермант. Ростов-на-Дону, 1998. 200 с.

12. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка Текст. / М. Блок. 2-е изд., доп. М.: Изд-во «Наука»,1986. 254 с.

13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр. пер.с фр. М.: Изд-во «Университет»; «Добросвет», 2006. 389 с.

14. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл Текст. / А.П. Бутенко, Ю.В.Колесниченко // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 94.

15. Генон Р. Древо в средоточии мира Текст. / Р. Генон // Наука и религия. 1994. № 8. С. 56-66.

16. Гегель Г.Ф. Философия религии Текст. / Г.Ф. Гегель. М. Изд-во «Мысль», 1976. 250 с.

17. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» Текст. / А.В. Гостев // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 73-95.

18. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра. Послесловие к книге Л. Февра «Бои за историю» Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Изд-во Наука, 1991. 519 с.

19. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии Текст. / А.Я. Гуревич / Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М.: Изд-во «Наука», 1989. С. 75-89.

20. Гуревич А.Я. Ментальность. Опыт словаря нового мышления Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Изд-во «Мысль», 1989. 455 с.

21. Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции. Послесловие к книге Ле Гоффа Ж. «Цивилизация Средневекового Запада» Текст. / А.Я. Гуревич. Екатеринбург Изд-во «У-Фактория», 2005. 286 с.

22. Гуревич А.Я. История в человеческом измерении Электронный ресурс. /http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/gu4.html, 2005.

23. Гуревич А .Я. Школа «Анналов» и проблема исторического синтеза Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Изд-во «Индрик», 1992. 328 с.

24. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое Текст. / В.Гейзенберг. М. Изд-во «Наука», 1989. 132 с.

25. Дашковский П.К. К вопросу о соотношении категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект Текст. / П.К. Дашковский // Философские дескрипты. 2002. Вып. 2. С. 36-44.

26. Демин А.Н. О совмещении качественного и количественного подходов в исследовательском цикле Электронный ресурс. http://www.sociology.ru/forum/99-lDemin.html.

27. Денисова Г. Стереотипы и их роль в формировании коммуникативных навыков в условиях неродного двуязычия Текст. / Г. Денисова / Россия и Запад: диалог культур. Т. 2. М. Изд-во МГУ, 2000. 150 с.

28. Денисова Ю.В. В защиту стереотипа Текст. / Ю.В. Денисова / Россия и Запад: диалог культур. Выпуск 4. М.: Изд-во «МГУ», 1996. С. 98.

29. Деннис Э., Мерим Д. Беседы о масс-медиа Текст. / Э. Деннис, Д. Мерим. М. Изд-во «Рос.-ам.инф.п/ц:Вагриус», 1997. 383 с.

30. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов Текст./ Е.Г.Дьякова, А.Д Трахтенберг. Екатеринбург: Изд-во «УрО РАН», 1999. 350 с.

31. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции Текст. / Ж. Дюби / Одиссей. Человек в истории. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 111 с.

32. Еременко А.В. Ментальное пространство личности Текст. / А.В. Еременко / Психология XXI века проблемы и тенденции развития. Материалы международной научно-исследовательской конференции (17-18 декабря 2007). 4.1. М.: Изд-во «МНЭПУ», 2007. 230 с.

33. Зеленин Д.К. Тотемичеекий культ деревьев у русских и у белорусов, Текст. / Д.К.Зеленин // Известия АН СССР. Серия 7. Отделение общественных наук». 1933. № 8. С. 29-39

34. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Текст. / И.П. Ильин. М.: Изд-во «Интрада», 1996. 199 с.

35. Катаров Е.Г. Мифологический образ дерева, растущего корнями вверх Текст. / Е.Г. Кагаров // Доклады АН СССР. 1928. Серия В. № 15. С. 55-66

36. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза Текст. / Е.А. Климов / Психология профессионала. Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. С. 250-268.

37. Коломиец В. Рейтинговая доля Электронный ресурс. / Отечественные записки. http://magazines.russ.rU/oz/2003/4/2003439.html.

38. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении Текст. / В.Г. Кусов // Социологический исследования. № 9. 2000. С. 132-136.

39. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) Текст. / З.И. Левин. М.: Изд-во «Институт Востоковедения РАН», 2001. 176 с.

40. Лесная Л.В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни Текст. / Л.В. Лесная // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 139.

41. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль / Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во «МГУ», 1980. С. 130-140.

42. Леонтьев А.Н. Психология образа Текст. /А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-5.

43. Леонтьев А.Н. Образ мира Текст. /А.Н. Леонтьев / Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М.: Изд-во «Мысль», 1983. Т. 2. 314 с.

44. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Текст. / Ю.М. Лотман. Таллин: «Ээсти Раамат» 1973. 33 с.

45. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа Текст. / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С.3-14.

46. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д.А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2003. 487с.

47. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека Электронный ресурс.: http://yanko.lib.ru/gum.html.

48. Мартен М. Язык фильма Текст. / М. Мартен. М.: Изд-во «Искусство», 1959.211 с.

49. Ментальность как предмет семиосоциопсихологического анализа Электронный ресурс.: http://politicon.iatp.org.ua/Library/kalina/kalinal6.htm-23k.

50. Моль А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. М.: Изд-во «Искусство», 1978. 83 с.

51. Московичи С. Век толп Текст. / С. Московичи. М.: Изд-во «МГУ», 1996. 75 с.

52. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире Текст. / М.М. Назаров. М.: «Едиториал УРСС», 2000. 240 с.

53. Никитина И.П. Мировоззрение Текст. / Философия. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «КД Университет», 2004. 512 с.

54. Орлова Г.А. Российская бюрократическая ментальность (1801-1917) Текст.: Дисс. . канд. психол. наук/Г.А. Орлова. Ростов-на-Дону, 1999. 200 с.

55. Петренко В.Ф. Основы психосемантики Текст. / В.Ф. Петренко. Смоленск. Изд-во «СГУ», 1997. 395 с.

56. Полежаев Д. В. Психология социальной установки в контексте исследования ментальных феноменов Электронный ресурс.: http://boiytko.nm.ru/papers/subject3/polezhaev.htm, 2001.

57. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе Текст. / Е. Поликарпова. Таганрог: Изд-во «Типография Таганрогского государственного радиотехнического университета», 2002 37 с.

58. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 г. Текст. / Г.Г. Почепцов. М.: Изд-во «Наука», 1998. 95 с.

59. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса Текст. / И. Пригожин, И.Стенгерс. М.: Изд-во «Прогресс », 1986. 432 с.

60. Родькин П. Визуальная конструкция бытия бумажной культуры, «Новое визуальное восприятие». Современное визуальное искусство в условиях нового перцептуального вызова Текст. / П. Родькин. М.: Изд-во «Юность», 2003. 232с.

61. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир Текст. / В.М. Розин. М.: Изд-во Эдито риал УРСС, 1996. 224 с.

62. Рогозина И.В. Ментальный образ как один из способов репрезентации мира / Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики Текст. / И.В. Рогозина. Барнаул, 2000. 59 с.

63. Рикер П. Память, история, забвение Текст. / П. Рикер/ М.: Изд-во «Гуманитарной литературы», 2004. 46 с.

64. Румянцева Т.Г. Дерево Текст. / Т.Г. Румянцева / История философии. Энциклопедия. Минск: Изд-во «Интерпрессервис; Книжный Дом», 2002. С.301-304.

65. Самосудова Г.Г. Художественный текст субъективный образ объективного мира Текст. / Г.Г. Самосудова / Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. Барнаул, 2000. С. 25-32.

66. Сальтини В. О мнимой рациональности кинематографического языка Текст. / В. Сальтини / Строение фильма. М.: Изд-во «СФ», 1984. 72 с.

67. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию Текст. / В.В. Семенова. М.: Изд-во «Добросвет», 1998. 289 с.

68. Соколов М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. Текст. / М.Н. Соколов. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2002. 319 с.

69. Соционика, ментология и психология личности Те кст. М.: Изд-во «Добросвет», 1997. № 5. С.5-27

70. Стриженко А.А. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания Текст. / А.А. Стриженко. Барнаул: Изд-во Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2003. 385 с.

71. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии Текст. / Г.Г. Татарова. М.: Изд-во «NOTA BENE», 1993. 224 с.

72. Типология и классификация в социологических исследованиях Текст. М.: Изд-во «Наука», 1982. 296 с.

73. Топоров В.Н. Пространство и текст Текст. / В.Н. Топоров / Текст: семантика и структура. М.: Изд-во «Наука», 1983. 256 с.

74. Топоров В.Н. Растения Текст. / В.Н. Топоров / Мифы народов мира Энциклопедия. Т. 2. М.: Изд-во «Прогресс», 1992. С. 368-369.

75. Топоров В.Н. Мировое древо Текст. / В.Н. Топоров / Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Изд-во «Наука», 1980. Т.1. С. 389-406.

76. Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» Текст. / В.Н. Топоров / Труды по знаковым системам. Т. 5. Тарту: Изд-во «Ээсти Раамат», 1971. С. 7-15.

77. Трепакова А.В. Современное американское кино в социально-культурном аспекте Текст.: Автореф. дисс. . канд. культ, наук / А.В. Трепакова М.: Изд-во МГУ, 2003. 21 с.

78. Трубецкой К.С. История. Культура. Язык Текст. / К.С. Трубецкой. М.: Изд-во «Прогресс», 1995. С. 31-54.

79. Федотова JI.H. К вопросу о рейтинге телепередачи Текст. /Л.Н. Федотова // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1991. № 6. С. 5-12.

80. Февр Л. Бои за историю Текст. / Л. Февр. М.: Изд-во «Наука», 1991.529 с.

81. Февр Л. Как жить историей Текст. Л. Февр / Бои за историю. М.: Изд-во «Наука», 1991.26с.

82. Хабермас Ю. Коммуникативное действие и дискурс Текст. / Ю. Ха-бермас. М.: Изд-во «Мысль», 1993. 288 с.

83. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. /Ю. Хабермас. Пер. с немецского. СПб.: Изд-во «Наука», 2001. 381 с.

84. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне Текст. / Ю. Хабермас. Пер. с немецкого. М.: Изд-во «Весь мир», 2003. 416 с.

85. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций Текст. / Р. Харрис. СПб.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.448 с.

86. Хрестоматия по истории психологии Текст. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.И. Ждан. М.: Изд-во «Моск. ун-та», 1980. 487 с.

87. Хрестоматия по истории философии Текст.: в 3-х тт. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. Т.1. 250 с.

88. Хрестоматия по философии Текст. / Под ред. А.А. Радугина. М.: Изд-во «ЦЕНТР», 1998. 432 с.

89. Цвик В.Л. Телевизионные новости России Текст. / В.Л. Цвик. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2002. 171 с.

90. Шкуратов В.А. Историческая психология Текст. / В.А. Шкуратов. Изд. 1-е Ростов-на-Дону: Изд-во «Город N», 1994. 288 с.

91. Шкуратов В.А. Сверхбыстрое время новые времена Электронный ресурс.: http://mncipi.narod.ru/1015.htm.

92. Шкуратов В.А., Бермант О.В., Советская массовая культура как случай письменной цивилизации Текст. / В.А. Шкуратов, О.В. Бермант / От массовойкультуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М.: Изд-во «Идея-Пресс», 1998. С. 25-35.

93. Шкуратов В.А. Бахтин и гуманитарная психология Текст. /

94. B.А.Шкуратов / Бахтинские чтения. Орёл, 1997. С. 56-66.

95. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти Текст. / В.А. Шкуратов. Ростов-на-Дону: Изд-во Наррадигма, 2006. 400с.

96. Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрёстках человекоз-нания Текст. / В.А. Шкуратов / Одиссей. М.: Изд-во «Просвещение», 1991.1. C.20-35.

97. Шкуратов В.А. От Манхэттена до Норд-оста Текст. / В.А. Шкуратов. Самара: Изд-во «СамИКП-СНЦ РАН», 2002. 102 с.

98. Шкуратов В.А. Пушкинская наррадигма: шаги письменной легитимации Текст. / В.А. Шкуратов / Сотворение истории. Человек. Память. Текст. Казань, 2001. С 132-140.

99. Шпенглер О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М.: Изд-во «Мысль», 1993. 663 с.

100. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии Текст. / Д. Шульц, С. Шульц. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 329 с.

101. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения Текст. / М.Элиаде. М.: Изд-во «Крон-пресс», 1999. 252 с.

102. Улановский А. М. Феноменологические описания в психологии Электронный ресурс.: http://www.hpsy.ru/public/x825.htm.

103. Уорт С. Разработки киносемиотики Текст. / С. Уорт / Строение фильма. М.: Изд-во «Радуга», 1984. 10 с.

104. Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала Текст. / A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1971. №1. С. 4555.

105. Bal М. Visual essentialism and the object of visual culture Текст. / M.Bal //Journal of visual culture. Vol. 2(1). P. 5-32.

106. Chandler D. Media Semiotics: The basics Текст. / D. Chandler. London-New York: Routledge, 2002. 106 p.

107. Chimisso C. The mind and the faculties: the controversy over «primitive mentality» and the struggle for disciplinary space at the inter-war Sorbonne Текст. / С. Chimisso // History of the human sciences. 2000. Vol. 13. № 3. P. 47-68

108. Cook R. The tree of life, Image of the cosmos Текст. / R. Cook. London, 1974. 108 p.

109. Cooke L. A visual convergence of print, television and the internet: charting 40 years of design change in news presentation Текст. / L. Cooke // New Media & Society, 2005. Vol.7. №22. P. 34-44

110. Coomaraswamy A.K. The tree of Jesse and Indian parallels or sources Текст. / A.K. Coomaraswamy // Art Bulletin. 1929. Vol. 11. P. 23-40

111. Coomaraswamy A. K. The tree of Jesse and Oriental parallels Текст. / A.K. Coomaraswamy // «Parnassus». 1936. P. 60-75

112. Coomaraswamy A. K. The inverted tree Текст. / Coomaraswamy A.K. // The Quarterly Journal of the Mythic Society. 1938. Vol. 29. P.55-60

113. Czer L. Der mythische Lebensbaum und die Ficus Ruminalis Текст. / L.Czer // Acta Antiqua. 1962. Vol. 10. № 4. P. 10-30

114. Grusin R. Remediation: Understanding New Media Текст. / R. Grusin / Cambridge, 1999. P. 144-129

115. Danziger K. Consructing the subject: historical origins of psychological research Текст. / К. Danziger. Cambridge, 1990. 115 p.

116. Dewald J. Lost Worlds: The Emergence of French Social History, 18151970 Текст. /J. Dewald. Park, 2006. 258 p.

117. Duttmann A.G. The ABC of visual culture, or a new decadence of illiteracy Текст. /A.G. Duttmann // Journal of visual culture. Vol 1(1). P. 101-103.

118. Engberg R.M. Tree designs on pottery with suggestions concerning the origin of proto-ionic capitals Текст. / R.M. Engberg / May H. G., Engberg R. M.,

119. Material remains of the Megiddo culture. Chi.: 1936 (The University of Chicago -Oriental institute publications, Vol. 26). 118 p.

120. Emeneau M.B. The strangling figs in Sanskrit literature, «University of California Publications in Classical Philology» Текст. / M.B. Emeneau. Ottawa, 1960. 120 p.

121. Hancar F., Der heilige Baum der Urartäer in vorarmenischer Zeit, Текст. / F. Hancar// Handes Amsoryaa. 1961. № 10-12. 258 p.

122. Halloran J. Mass Communication Research: Asking the Right Questions Текст. / J. Halloran / Mass Communication Research Methods. New York, 1998. 121 p.

123. Kardiner The Psychological Frontiers of Society Текст. / Kardiner. New York, 1945. 150 p.

124. Kaplan B. Studiung Personality cross-culturally Текст. / В. Kaplan. New York, 1961. 189 p.

125. Kuiper F.B.J. The bliss of Asa Текст. / F.B.J. Kuiper // Indo-Iranian Journal. 1964. Vol. 8. №> 2. P. 55-78.

126. Levy-Bruhl L., et al. La mentalite primitive Текст. / L. L6vy-Bruhl // Seance du 15 fevrier 1923, 8ос1ё1ё Fran?aise de Philosophie., 1923. 144 p.

127. Leroy O. La raison primitive Текст. / О. Leroy. Paris, 1927. 166 p.

128. Linton R. The tree of culture Текст. / R. Linton. New York, 1955. 170 p.

129. Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture Текст. / W.J.T.Mitchell //Journal of visual culture. Vol 1(2). P. 165-181.

130. Mitchell W.J.T. There Are No Visual Media Текст. / W.J.T. Mitchell // Journal of visual culture. Vol 4(2). P. 257-266.

131. Meyerson I. Les fonctions psychologiques et oeuvres Текст. / I.Meyerson. Paris, 1948. P. 114-130

132. Richards G. Putting Psychology in Its Place: A Critical Historical Overview Текст. / G. Richards. London, 2001. 131 p.

133. Rose N. The Psychological Complex: Psychology, Politics, and Society in England, 1869-1939 Текст. /N. Rose. London, 1985. 356 p.

134. Rose N. Governing the Soul: The Shaping of the Private Self. London, 1989. 423 p.

135. Thomson M. Psychological Subjects: Identity, Culture and Health in Twentieth-Century Britain Текст. / M. Thomson. London, 2006. 369 p.

136. Taylor M.D. Three local motifs in Moldovian trees of Jesse Текст. / M.D. Taylor // Revue des etudes Sud-Est Europé ennes. 1974. Vol. 12. P. 5685.

137. Widengren G. The king and the tree of life in ancient Near Eastern religion Текст. / G. Widengren / Uppsala, 1961 (Uppsala Universitets Arsskrift, Vol. 4). 255 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.