Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 102
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУМЫКОВ.
1.1. Определение этноса и историческая справка.
1.2. Этническая идентичность.
1.3 л Детерминация и процесс формирования психологических особенностей кумыков.
1.4. Общие вопросы технологии исследования психологических характеристик этносов.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУМЫКОВ.
2.1. Программа исследования национально-психологических особенностей кумыков.
2.2. Анализ результатов исследования национально-психологических особенностей кумыков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса2004 год, кандидат психологических наук Соколова, Юлия Витальевна
Национально-психологические особенности калмыков1997 год, кандидат психологических наук Бадмаева, Занда Сергеевна
Национально-психологические особенности представителей осетинского этноса2016 год, кандидат наук Туаева, Кристина Георгиевна
Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов: на материале исследования народов Дагестана2008 год, доктор психологических наук Гаджимурадова, Зугра Магомедовна
Национальный характер как объект социально-философского анализа: на примере таджикской нации2007 год, кандидат философских наук Авганова, Зарина Асламовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков»
Актуальность исследования. Этническая идентичность и ее психологические составляющие в последние годы интенсивно исследуется на разных уровнях, причин тому несколько: во-первых, в процессе выделения республик из состава СССР после его схода с политической и административной арены немедленно активизировались агрессивные настроения, выразившиеся в военных столкновениях (Грузия, Абхазия, Осетия, Приднестровье и др.), которые латентно продолжаются до настоящего времени; во-вторых, рост интереса к этнической идентичности, выражающийся в крайних взглядах, является искусственно конструируемым, опирающимся не на исторически обусловленные факты и события, а на отдельные явления, чаще всего, эмоционального плана; в-третьих, современная идентичность с определенными психологическими признаками конкретного этноса формировалась беспрерывно, поэтому в социальной психологии не имеет значения, какие это были условия, поскольку такой анфас - арена политических исследований, где возможны сослагательные наклонения.
Психологические признаки этнической принадлежности тех или иных национальностей, составлявших огромный Советский Союз, характеризовались тем, что большинство людей чувствовали себя защищенными в социальном, правовом и других планах. Во всяком случае, даже если это и противоречило личному убеждению отдельных представителей этноса, правовое поле было таковым, что народ в целом не мог полностью идентифицировать себя с каким-либо этносом.
С распадом единой нравственно-ценностной и психологической платформы началась полоса социальной нестабильности, поэтому этнос начинает играть роль спасительного островка. Именно в этносе сохраняются психологические типы, культура, история. С этой точки зрения исследование психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков является своевременным и актуальным.
Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью психологических характеристик этнических особенностей кумыков, как одного из древнейших народов Кавказа: известные исследования не могут в полной мере ответить на данный вопрос, объяснить этнопсихологические феномены, проявившиеся в период смены ценностно-нормативной базы в обществе и государстве. В теоретическом поле, с одной стороны, наблюдается повышение интереса к этнопроблемам во всем их спектре, поэтому появилось множество статей и книг, в частности, конкретно по кумыкам; с другой - в большинстве исследований наблюдается политический акцент, что вполне объяснимо, но не может являться продуктивной базой для дальнейших этнопсихологических исследований.
В сущности, системный политический и экономический кризис определил не только позиции исследователей, но и проблемы в этнопсихологии, важнейшей из которых является проблема психологических характеристик представителей отдельных этносов.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический отдел по этническим проблемам очень велик; даже простое перечисление имен исследователей от М. Лацаруса, Г. Штейнталя и ранних исследователей до Б.Ф. Поршнева и множества современных - невозможно. Поэтому степень научной разработанности следует определять в психологическом разделе -исследованности процессов категоризации на «мы» и «они», социальной идентификации и социальной дифференциации, политизированности этнической идентичности и т.д.
В этом направлении речь может идти не столько о научной разработанности психологических проблем идентичности, сколько об адаптированности к российской тематике и национальным особенностям. По исследованиям кумыков в данном направлении прямо или косвенно касаются работы А. Акбиева, K.M. Алиева, В.Ф. Алиевой, А. - Г.С. Гаджиева, З.Г. Залибекова, А.И. Османова, и др. Психологические особенности этноса кумыков не исследовались.
Объект исследования - современные кумыки.
Предмет исследования - национально-психологические особенности кумыков, проявляющиеся в их поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении.
Цель исследования - проследить онтогенез, психологические показатели и формы проявления этнических особенностей кумыков, показать их влияние на деятельность и поведение.
Основная гипотеза:
Психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса под влиянием совокупности социально-экономических, политических и природных факторов.
Основная гипотеза конкретизировалась в частных:
1. Социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса кумыков и его культуру.
2. Индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации и проявляются в эмоциональных особенностях, волевой активности, в структурах внутри этнического и межэтнического общения.
Цель и гипотезы определили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ концепций этнического и национального формирования народов.
2. Определить доминантную совокупность факторов становления психологических особенностей кумыков.
3. Исследовать на этнопсихологическом уровне национальные особенности кумыков, их влияние и проявления в жизнедеятельности.
Методы исследования. Исходя из поставленных задач, в исследовании были использованы сравнительно-исторический и монографический методы, анализ статистических данных, беседа и наблюдение. Применялась также комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, в которой доминирующее место занимают теоретическое и практическое исследование идей и взглядов о национальной психологии народа (этноса) (проанализировано более 500 источников), представленных в исторической, этнографической, философской литературе, контент-анализ специальных научных источников, литературных произведений творчества кумыков (свыше 400 источников); беседы и интервью с кумыками, живущими в различных районах Дагестана и вне его (опрошено свыше 1500 человек). Методологическую основу исследования составили: в области единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко, A.B. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, C.JL Рубинштейн и др.); системно-структурного и комплексного подходов к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, К.К. Платонов, C.JL Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.) и изучения ценностных, смысложизненных ориентаций, изучение самоактуализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Ф. Рыбалко, М. Рокич и др.); принцип изучения динамической, функциональной структуры личности (В.В.Козлов, В.В. Новиков, К.К. Платонов); в области социальной психологии, психологии различных общностей и психологии поведения, этнопсихологии и других отраслей наук (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, Е.В. Конева, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.В. Новиков, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Шевчук и др.).
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются, прежде всего, в постановке и решении проблем изменения психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков, а также в следующем:
- выявлены этнопсихологические особенности кумыков в постсоветское время;
- определены основные национально-психологические портреты современных кумыков;
- проведена социально-психологическая «привязка» к этническому портрету кумыков;
- определены этнические стереотипы кумыков, их ценностные ориентации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные закономерности дополняют общую теорию развития социальных общностей на уровне этносов. Кроме того:
1. Представленная сущностная характеристика национально-психологических особенностей кумыков дает возможность прогнозировать программы социальной работы в этом направлении.
2. Выявленные активные факторы формирования национальной психологии кумыков вносят практическую и теоретическую ясность в понимании проблем этнической психологии до и после вхождения в состав России и особенности религиозного сознания.
3. Впервые проведенное стандартное этнопсихологическое исследование кумыков позволит в дальнейших исследованиях ориентироваться на определенные закономерности, которые предполагались, но не были зафиксированы в исследованиях.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты легли в основу ряда социально-психологических комплексных программ по исследованию национального самосознания кумыков, в которые входят про граммы воспитания, образования, конфессиональные и др. Кроме того, результаты использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов в университетах Дагестана, применяются в совершенствовании процесса межличностного общения кумыков с представителями других этносов Кавказа и России, в частности, кумыков и аварцев, кумыков и дагестанцев, кумыков и русских и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальная психология развивается, существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые следует обозначать как национально-психологические особенности.
2. Национально-психологические особенности входят в структуру национальной психологии в виде устойчивого признака нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
3. Национально-психологические особенности характеризуются следующими свойствами: невозможностью объединения общим показателем, интенсивным влиянием на характер функционирования других психологических явлений, устойчивость и консервативность, многообразие и др.
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, на совместном заседании кафедр «История Дагестана« и «Психология» Дагестанского государственного педагогического университета, на съездах и методологических семинарах Международной Академии психологических наук (2001-2005 гг.).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением адекватного предмету, целям и задачам апробированного методического инструментария, репрезентативностью и достаточным объемом выборки и неоднократной проверкой данных в течение длительного времени. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. на территории Республики Дагестан.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 130 наименований, из них на иностранном языке - 9.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении1995 год, кандидат психологических наук Набиев, Мехродж Мирзонабиевич
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп2008 год, кандидат психологических наук Склярова, Дарья Викторовна
Этническое и культурное возрождение народа Дагестана в современных условиях2006 год, кандидат философских наук Джабиров, Рашид Пашаевич
Психология семьи тува этноса в условиях социально-экономических изменений2001 год, доктор психологических наук Товуу, Наталия Оюновна
Психологические особенности развития этнического самосознания студентов: на материале вузов Карачаево-Черкесской республики2007 год, кандидат психологических наук Акбашева, Рахила Сегидуловна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович
6. Результаты исследования социальных ценностей кумыков показали, что в ранжированном ряду терминальных ценностей первое место занимает «здоровье», на втором - «верные друзья», далее - «уверенность в себе» и др. Среди инструментальных ценностей: «честность», «воспитанность», «образованность» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Национальная психология этноса развивается, существует и проявляется в виде определенных социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые обозначаются как национально-психологические особенности. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным к общему признаку нации.
2. Структурообразующими компонентами национальной психологии являются национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции, в то время как к динамическими компонентами относятся национально-психологические особенности.
3. Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым относятся: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.
4. Национально-психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса, поэтому, как и у любого древнего народа, характеризуются рядом показателей: выносливостью, стойкостью в достижении поставленных целей, настойчивостью, способностью «ждать» и переносить большие трудности, сплоченностью, чувством единой национальной принадлежности.
5. Ярко выраженными национально-психологическими особенностями кумыков являются этноконсолидирующие признаки (родной язык, обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религия и черты характера). Неявными признаками являются черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи. В связи с этим, большинство кумыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович, 2005 год
1. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия//Этнополитический вестник. - 1995. - № 2. - С. 15-35.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 171 с.
3. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1965.285 с.
4. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Даг Учпедгиз, 1995. - 96 с.
5. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. - № 2. - С. 135-140.
6. Агеев B.C. Психологические исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С. 95-102.
7. Аджи Мурад. Полынь половецкого поля. М., 1994.
8. Акбиев Арсен. Кумыки. Вторая половина XVII первая половина XVIII века. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. - 152 с.
9. Алексеева Т.Т. Географическая среда и биология человека. — М., Мысль, 1977.-302 с.
10. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927. - 140 с.
11. Алиев А. Адаты и обычаи даргинцев, записанные со слов жителей селения Усиша, Урахи, Цулахар. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. - Д. 1616.
12. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачала, 1968. - 290 с.
13. Алиев K.M. Кумыкские общины за рубежом: история и современность // Возрождение. № 5. - 1999.
14. Алябьева З.С. Национальное самосознание и личность // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. Л.: Лениздат, 1989. -188 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
16. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
17. Арутюнан Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. - № 7. - С. 42-49.18. «Барамта» // Кавказ. 1869. - № 2.
18. Берже А. Прикаспийский край // Кавказский календарь. 1857.
19. Богданов А. Из психологии общества. СПб., 1904. - 215 с.
20. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Л., 1994.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. - 1983.
22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность; — М.: Наука, 1987.
23. Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. М.: Октябрь, 1923.- 192 с.
24. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. — № 5. -С. 69-76.
25. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. -М.: АН СССР, 1961.-387 с.
26. Гаджиева С.Ш., Аджиев А.М. Кумыки (Краткое историко-этнографическое описание) / Возрождение. 1999. - № 5.
27. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Книга первая. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. - 368 с.
28. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века (на материале сравнительного исследования этностереотипов старшего и молодого поколений аварцев и кумыков). Махачкала: Юпитер, 2002.- 192 с.
29. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее значение и последствия. -СПб., 1875.-313 с.
30. Геллнер Э. Нация и национализм.-M.: Прогресс, 1991.-319 с.
31. Гербер И. Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 // История, география и этнография Дагестана XYIII - XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена, Х.М. Хашаева. -М.: Изд. вост. литературы, 1958. - С. 60-120.
32. Гумилев JI. Этногенез и биосфера Земли. Д.: Гидрометеоиздат,1990.
33. Даибов З.Н. Пословицы и поговорки кумыков // Дослукъ. 1957. -№2.-С. 63-70.
34. Дашдамиров А.Ф. К методике исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 34-49.
35. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. - № 3. -С.3-13.
36. Дриль Д.А. Малолетние преступники. М., 1888. - Вып. 2, 4.255 с.
37. Дубровин Н. История войны и владычество русских на Кавказе. -В 6 т.-СПб., 1871.-Т. 1. Кн. 1.-640 е.; Кн. 2.-422 с.
38. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. — № 5.
39. Задибеков З.Г. Этнические особенности среды обитания кумыков // Возрождение. 1999. - № 5.
40. Ерина С.И., Конева Е.В. Общение в организации. Ярославль: ЯрГУ, 2001.- 112 с.
41. История Дагестана. В 4-х т. - М.: Наука, 1967. - Т. 1. - 431 с.
42. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цаху-ров, агулов. Махачкала, 2001.
43. Кавелин К.Д. Собр. соч. В 4 т. - СПб., 1900.
44. Собрание юридических обычаев кумыкского народа по делам кровным//Кавказ. 1886.-№ 141, 142, 178, 179.
45. Карнышев А.Д.Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997. - С. 54-88.
46. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. -№ 2. - С. 24-38.
47. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. -№ 2. - С. 100-111.
48. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.-М., 1970.-78 с.
49. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М.,1996.
50. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - 233 с.
51. Кузеев Р.Г. Национальное движение в России // Этнографическое обозрение. 1993. -№ 6.
52. Кузнецов А.И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989. - № 4. - С. 19-31.
53. Кумыки, их нравы, обычаи и законы. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д.2153.
54. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Старый Сад, 1998.
55. Лебедева М.Н. Социальная психология этнических миграций. -М.:ИЭА РАН, 1993.
56. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. - 329 с.
57. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.В. Шорохова и др. М.: Наука, 1985. - С. 138-153.
58. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. -Вып. 2.
59. Линден В. Высшие классы коренного- населения Кавказского края и правительственные мероприятия по определению их основных прав. Тифлис, 1917.
60. Лобанов-Ростовский М.Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы // Кавказ, 1846.-№37.
61. Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступниках. СПб., 1892.- 160 с.
62. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
63. Лысцов В.П. Персидский поход Петра 1, 1722-1723 гг. М.: МГУ, 1951.-247 с.
64. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник // XXY Международный Конгресс востоковедов СССР. М., 1960.
65. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. — Махачкала, 1992.
66. Макаров Т. Кумыкский округ // Кавказ. 1863. - № 29.
67. Методы и приемы этнопсихологического исследования / Сост. С.А. Трифонова. Ярославль: ЯрГУ, 2001.
68. Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопросы философии. -1989.-№9.
69. Мусаелян М.Н. Межнациональные противоречия и конфликты, и поиски путей их решения. М.: Политиздат, 1992. - 96 с.
70. Несколько слов о кумыках // Кавказ. 1852. - № 29.
71. Никольская З.А. Исторические предпосылки национальной консолидации аварцев // Советская этнография. 1953. — № 1.
72. Окольничий Н. Перечень последних событий в Дагестане // Военный сборник. — 1859. № 3.
73. Орлов Ю.М. и др. Измерение потребности в общении с помощью вопросника // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории / Отв. ред. М.Н. Нудельман. М.: МГПИ, 1974.
74. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 2002.
75. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат//Этнология. -М: Наука, 1994. С. 5-14.
76. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-232 с.
77. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. -М.: Наука, 1973.
78. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана // Сб. статей Ин-та истории, языка и литературы. Махачкала: Даг ФАИ, 1988. - 166 с.
79. Рождественская H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. - № 4. - С. 79-87.
80. Сергеева Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Социальная психология XXI век. - Ярославль: МАПН, 1999. - Т. 2. -С. 283.
81. Скворцов JI.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. -№3.- С. 138-155.
82. Скворцов J1.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 2000. - 317 с. ■
83. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб., 1977.
84. Снежкова И.М. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. — М., 1983.
85. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997.-№ 1.-С. 50-60.
86. Социальная психология. М.: Политиздат, 1975.
87. Степанов Е.Н. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия / Под ред. В.А. Ядова. М., 1994.
88. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. - 320 с.
89. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. -М., 1993.
90. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.
91. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 1998.
92. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
93. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.
94. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881.
95. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социальные исследования. 1997. -№ 8. - С. 40-49.
96. Ферри Э. Преступление как социальное явление // Проблема преступности. М., 1924. - Сб. 2. - 266 с.
97. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
98. Фокс В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1980.
99. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание в современной теории и социальной практике // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. Л.: Лениздат, 1989.
100. Хамзаев. Кое-что о кумыках // Кавказ. 1865. - № 68-70.
101. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
102. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1994. - 236 с.
103. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. — № 3. -С. 73-85.
104. ЧурсинТ.В. Авары.-М, 1995.
105. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
106. Шахбанова М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах республики Дагестан): Автореф. . канд. филос. наук. Махачкала, 1999.
107. Шевчук В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы.-Ярославль, 1992.
108. Шелепов Г.В. Общность происхождения признаки этнической общности // Советская этнография. - 1968. - № 3. - С. 65-74.
109. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.
110. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. 1848. -№ 30. - С. 39-44.
111. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993.
112. Эллис X. Преступник. Киев-Харьков, 1898. - 256 с.
113. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996.
114. Этническая психология / Отв. ред. Н.Н. Андреева. М.: УДН, 1984.-77 с.
115. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. -Л.: Наука, 1985.-325 с.
116. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М.,1977.
117. Этносы и этнические процессы. -М.: Наука, 1993. 343 с.
118. Эфроимсон В. П. Загадки гениальности // Наука и религия. -1987.-№ 9.-С. 40-45; № 10.-С. 10-12; № 11,-С. 24-27.
119. Юнг К. Архетип и символ. М. : Наука, 1991. - 194 с.
120. Юнг К. Проблемы души нашего времени. M., 1994.
121. Bennigsen А. , Wimbush S. Е. Muslims of the Soviet Empire. L.,1985.
122. Bios P. An Adolescence. A psychoanalytic interpretation. N.Y.: The free press of Glencoe, Inc., 1962. - P. 269.
123. Brake M. Comparative youth Cultures. -L., 1985. 24 p.
124. BrownR. Social psychology. -N.Y., 1965.
125. Campbell D. T. Stereotypes and perception of group differences. -Am. Psychol. 1967.
126. Coleman J. The Nature of Adolescence. London: Methuen, 1980.
127. Cooley Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y.: Norton,1984.
128. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups // Intergroup Behavior.-Oxford, 1981.-P. 144-168.
129. Tajfel H. Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psichologi of intercroup behavior // Psihologi of intercroup relations. Chicago: «Nelson-Hall», 1986.
130. Turner J. Social categorization and social differentiation in the minimal group paradigm // Differentiation between Social Groups / Ed. H. Tajfel. L., 1978.-P. 101-140.
131. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Glencoe, 1960.
132. Sumner W. L. Folkways. L., 1958.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.