Преступность в государствах мусульманской правовой семьи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Нуртазин, Арман Багитжанулы

  • Нуртазин, Арман Багитжанулы
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Омск
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 216
Нуртазин, Арман Багитжанулы. Преступность в государствах мусульманской правовой семьи: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Омск. 2005. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Нуртазин, Арман Багитжанулы

ВВЕДЕНИЕ. С.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ С. 11 ПРЕСТУПНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ МУСУЛЬМАНСКОЙ • ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

§ 1. Понятие и характеристика ислама. С.

§ 2. Мусульманское уголовное право в контексте исламского права. С.

§ 3. Современные тенденции развития ислама и их криминологические последствия. С.

Глава II. СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ. С.

§ 1. Характеристика преступности в государствах мусульманской правовой семьи. С.

§ 2. Проблема терроризма в государствах мусульманской правовой семьи. С.

§ 3. Уголовно-политические стратегии в государствах мусульманской правовой семьи. С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преступность в государствах мусульманской правовой семьи»

Актуальность темы исследования. Начало XXI века ассоциируется с активизацией религиозного экстремизма. События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, 1 сентября 2004 г. в Беслане, ноября 2005 г. во Франции, которые потрясли весь мир, несмотря на все различия между ними, имеют общую характеристику: их идеологию приписывают исламу, а исполнение - мусульманам. Мировое общественное мнение выражает озабоченность склонностью последователей ислама к насилию. По материалам опроса более 90 тыс. людей в 50 странах, подавляющей части респондентов (немусульман) ислам представляется религией, наиболее связанной с насилием1.

Среди западных политиков популярна теория конфликта цивилизаций, распространено мнение о надвигающейся угрозе со стороны исламской цивилизации. Оно в огромных масштабах тиражируется средствами массовой информации (СМИ), активно внедряется в общественное сознание. В результате исламская религия чаще ассоциируется со словами «терроризм» и «взрывы смертников», чем «дружба» и «мирные инициативы». Так, в соответствии с данными проведенных нами опросов жителей Омска и Новосибирска были получены следующие ответы на вопрос: «С какими словами СМИ чаще всего связывают исламскую религию?»: ислам это мир, дружба -2,1%, пост, молитва - 21,4, паломничество, хадж в Мекку - 12,8, деятельность террористических организаций - 60,9, иное — 2,8%.

Как видим, ислам чаще воспринимается как идеология террористов. С таким подходом, конечно, нельзя согласиться. Бесспорно, правы те, кто заявляет, что террор и терроризм в своей сущности имеют наднациональный и внерелигиозный характер. Причины такого положения коренятся, на наш взгляд, в религиозном невежестве населения, незнании и непонимании принципиальных основ исламского вероучения. Этот упрек в равной степени

См.: Исламский экстремизм: общая озабоченность мусульманских и западных сообществ (социологическое исследование) // www.pewglobal.org может быть адресован как тем, кто придерживается атеистических взглядов, так и членам любой религиозной общины, включая мусульманскую. В результате сложные вопросы, доступные уровню богословских знаний, прими-тивизируют, фетишизируют, искажают. В угоду определенным политическим интересам к ним приклеивают ярлыки экстремизма и насилия.

Исламскими ценностями спекулируют в среде также экстремистских и террористических организаций. Таких организаций в мире несколько десятков, их лидеры умело манипулируют сознанием своих адептов, внушая им идеи благородной борьбы за веру предков, высокой миссии шахидов - мусульман, которые погибают героической смертью (шахада) и получают достойное воздаяние в загробной жизни.

В связи с этим можно констатировать наличие большого исследовательского «поля» на стыке исламского вероучения и криминологии. Изыскания, частично проведенные на этом «поле» (С.Ш. Боронбеков, Н.Т. Ведерникова, А.Н. Игнатов, И.М. Клейменов, П.Н. Кобец, Д.А. Ли, В.В. Лунеев, М.А. Сарсембаев, О.В. Старков, А.Н. Харитонов и др.) выявили множество проблем, требующих специального научного анализа.

Фундаментальной проблемой является выработка методологии проведения соответствующих исследований. Другая комплексная проблема имеет отношение к состоянию криминологической обстановки в государствах мусульманской правовой семьи. Информированность в этой области недостаточная. Поэтому существуют мифы: о вопиющей нищете и всеобщей безграмотности, дикости населения государств мусульманской правовой семьи, плохой работе полиции и повальной коррумпированности бюрократии. Между тем, как и в любых иных странах, в государствах исламского мира проявляются как криминогенные, так и антикриминогенные факторы, и проблема состоит в том, чтобы не только выявить эти факторы, но и попытаться установить их связь с государственной религией. Несомненно, это предполагает проведение специального исследования.

На фоне процессов активизации религиозного радикализма, исламиза ции и реисламизации государственных и правовых механизмов во многих странах Востока, Азии и Африки осуществление криминологических исследований в рассматриваемом направлении имеет большое практическое значение. Pix значимость возрастает в связи с бурным демографическим ростом населения государств мусульманской правовой семьи, его динамичной иммиграцией в развитые страны.

Радикализм, в свою очередь, тяготеет к вырождению в терроризм. Эти процессы Россия испытала на примере Чечни, которая уже второе десятилетие является средоточием террористической деятельности в Российской Федерации - и во многом благодаря финансовой и организационной помощи со стороны религиозных радикалов. Чечня стала одним из глобальных полигонов отработки операций по созданию очагов экстремизма путем спекуляции религиозными идеями ислама.

Сказанное подчеркивает на актуальность избранной темы настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Теоретическая цель - познание закономерностей возникновения и развития экстремизма, преступности и терроризма в государствах мусульманской правовой семьи, определение научных основ их изучения. Прикладная цель - разработка проблемных и дискуссионных криминологических и правовых вопросов религиозного радикализма, формирование и совершенствование системы мер криминологического и уголовно-правового контроля над рассматриваемым явлением.

Названные цели реализуются в решении следующих задач:

- разработать методологию изучения преступности в государствах мусульманской правовой семьи;

- рассмотреть основные положения исламского вероучения;

- дать характеристику мусульманского уголовного права в контексте исламского права;

- определить современные тенденции развития ислама и их криминологических последствий; проанализировать состояние преступности в государствах мусульманской правовой семьи;

- изучить и оценить проблемы терроризма в странах мусульманской правовой семьи; исследовать уголовно-политические стратегии в государствах мусульманской правовой семьи.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения в странах мусульманской правовой семьи. Предметом исследования является уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, анализ уголовно-политических стратегий борьбы с преступностью в государствах мусульманской правовой семьи.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, специальная богословская, философская, социологическая, психологическая, уголовно-правовая и криминологическая литература. В диссертации использованы исторический и сравнительно-правовой подходы. Сбор, обработка, обобщение, анализ, интерпретация исследовательского материала осуществлялись с применением различных методов: индукции и дедукции, обобщения и классификации, социологических (опрос) и статистических (сводки и группировки, составления таблиц, регрессионного анализа и др.).

Выводы и предложения диссертации базируются на результатах современных исламоведческих, политологических, уголовно-правовых и криминологических исследований. В своих выводах автор опирается на труды Р.Г Абдулатипова, Г.А. Аванесова, К.К Горяинова, Р. Давида, Г. Дже-маля, А.И. Долговой, К.В. Жаринова, Ж. Кепеля, K.M. Керимова, М.П. Клейменова, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, М.Н. Марченко, Л.И. Медведко, С.А. Модестова, В.Н. Пластуна, А. Рашида, Ф.М. Решетникова, А.Х. Саидова,

A.B. Сухарева, JI.Р. Сюкияйнена, А.Б. Филипса, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, А.Н. Харитонова и др.).

Научная новизна диссертации определяется тем, что это, по существу, первое специальное комплексное исследование преступности в государствах мусульманской правовой семьи. В работе представлена современные тенденции криминологических проблем борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Автором предпринята попытка дать методологию проведения криминологических исследований в странах мусульманской правовой семьи, системного преодоления неблагоприятных процессов в развитии религиозного экстремизма, ограничения оснований для криминальной активности под предлогом защиты исламских ценностей.

Научную новизну диссертационного исследования определяют также основные положения, выносимые на защиту:

1. В исламском правосознании усматривается дуализм в понимании ислама, его применения для решения жизненных проблем, в ритуальной практике, отношении к иноверцам.

2. Понимание отдельных сторон исламского вероучения может играть как криминогенную, так и антикриминогенную роль. Это ярко видно на примере учения о джихаде.

3. Система уголовного права стран мусульманской правовой семьи основана на переплетении и взаимодействии формального вида права (законодательства) и традиционного (мусульманского права).

4. В зависимости от того, в какой степени традиционное мусульманское уголовное право включено в систему регулирования конфликтных общественных отношений, следует выделить, во-первых, страны с вестернизи-рованным уголовным правом; во-вторых, государства с частичным восприятием западного опыта в сфере уголовно-правового воздействия, в-третьих, страны, где придерживаются ортодоксальных воззрений на мусульманское уголовное право и его функции. Существует и четвертая группа мусульманских государств, которые находятся в состоянии нестабильности, становления, и их уголовно-правовая система характеризуется неустойчивостью, вспышками бессудных и беззаконных расправ при наличии выраженного стремления подвергнуть ее так называемой исламизации.

5. Обращение политических лидеров Ичкерии к религиозному фундаментализму отвечало не религиозным чаяниям, а сугубо прагматичным соображениям.

6. Религиозный экстремизм играет негативную роль не только в политике. Фактически он выступает против самого ислама. Его начинают отождествлять с экстремистскими действиями, совершаемыми мусульманами. Свидетельством тому - феномен исламофобии, фиксируемый опросами населения.

7. Преступность в государствах мусульманской правовой семьи характеризуется в целом более низкими показателями, чем в странах романо-германского и англосаксонского права. Однако вестернизация образа жизни неизбежно сопровождается ростом преступности, в особенности корыстной и насильственной.

8. Терроризм - не религиозное явление, а политическое (во многом психопатологическое), его идеология порождена социалистическими учениями.

9. Феномен «религиозного терроризма» - это следствие целенаправленной деятельности западных спецслужб.

10. Стратегия борьбы с преступностью в государствах мусульманской правовой семьи включает в себя совокупность отношений к следующим явлениям: глобализму и субъектам его осуществления; либеральным и модернистским ценностям и тенденциям; различным течениям и школам в исламе; иным религиозным конфессиям; политизации ислама; терроризму.

11. Основанием для типологии стратегий уголовной политики, реализуемой государствами мусульманской правовой семьи, служит степень радикализма и направленность реализации. Внутренний вектор обращен к тем уголовно-политическим средствам, которые используется в границах данной страны. Внешний вектор указывает на угрозы безопасности (международной, региональной и т.д.), исходящие от исламских организаций определенного государства. В связи с этим целесообразно выделить следующие типы стратегий: а) экстремистскую; б) радикальную; в) фундаменталистскую; г) умеренную; д) либеральную.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы как в соответствующих отраслях юридической науки (теории государства и права, истории политических и правовых учений, уголовном праве и криминологии), так и в практике противодействия борьбе с преступностью в России. Ряд теоретических положений, имеющих отношение к криминологической характеристике преступности в государствах мусульманской правовой семьи, разработан диссертантом самостоятельно, другие концептуальные основы получили дополнительную аргументацию с позиций защиты международной, региональной, федеральной, личной безопасности, религиозных интересов, гарантированных законодательством Российской Федерации.

В диссертации сформулирован ряд выводов, имеющих значение для совершенствования информационного и организационного обеспечения противодействия религиозному экстремизму.

Материалы исследования могут быть применены в учебном процессе при преподавании курсов теории государства и права, истории политических и правовых учений, криминологии, уголовного права, в целях преподавания спецкурса «Основы противодействия террористической деятельности».

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы демографической и криминологической статистики, результаты опроса в 2004-2005 гг. жителей двух сибирских городов - Омска и Новосибирска (322 и 245 человек соответственно). Изучалась практика борьбы с экстремизмом и терроризмом в Египте, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии во время обучения автора в университете Аль-Азхар (г. Каир).

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России. Материалы исследования используются в учебном процессе и научно-исследовательской работе Омской академии МВД России, Барнаульского и Тюменского юридических институтов МВД России. Основные теоретические выводы и практические рекомендации докладывались автором на Международных и межвузовских научно-практических конференциях в Москве, Каире (Арабская республика Египет), Омске, Иркутске, Барнауле (2002-2005 гг.), а также опубликованы в шести научных работах.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Нуртазин, Арман Багитжанулы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные итоги проведенного исследования суммируются в следующих выводах:

1. В исламском правосознании усматривается дуализм в понимании ислама, его применении для решения жизненных проблем, отношении к иноверцам. С одной стороны, в силу того, что религия призвана отражать онтологическую сущность мироздания, она предназначена для всех и, следовательно, должна быть доступна всем. С другой — в каждой религии, имеющей историческую традицию, скрыты такие глубины, достичь которых в состоянии только люди, обладающие духовным опытом и знаниями.

В мусульманстве этот онтологический дуализм усугубляется еще и двойственностью самого учения, которое не только предлагает понимание основ мироустройства, но и является практическим пособием жизни мусульманина.

В истории ислама видны признаки дуалистичного отношения к иноверцам: предписывается более толерантное отношение к монотеистам (иудеям и христианам), нежели к язычникам. Однако веротерпимость к иноверцам имеет определенные пределы.

2. Понимание отдельных сторон исламского вероучения может играть как криминогенную, так и антикриминогенную роль. Это ярко видно на примере учения о джихаде.

Неверно вырывать из контекста вероучения отдельные тезисы, а главное - вольно их интерпретировать. Ислам требует внимательного отношения и тонкого понимания. При этом важно искать те смыслы, которые будут иметь конструктивное значение. В этом и заключается созидательная роль ученых-богословов, толкующих священные тексты). Это соображение, в первую очередь, имеет отношение к пониманию джихада.

Само слово «джихад» означает «прилагать усилие», «стараться». Можно говорить о двух важных смысловых оттенках слова «джихад», происходящего от корня «джахд» - старание: первый - это усилия, прилагаемые для устранения препятствий, существующих внутри самого индивида; второй -действия, направленные на создание удовлетворительной социальной и естественной среды для свободной религиозной проповеди и возможностей для отправления религиозного культа. И в том, и в другом случае речь идет об усилиях, направленных на достижение свободы человека во всем, что составляет его внутренний и внешний мир.

С этой точки зрения, джихад можно понимать как борьбу с неправильным толкованием вероучительных положений и, прежде всего, в мусульманском мире. Современный джихад - есть в первую очередь противодействие извращениям ислама со стороны экстремистов, невежественных фанатиков и тех, кто сознательно направляет их действия, искажая смысл ряда аятов, эксплуатируя дуалистичность некоторых положений ислама и неумело проводя исторические параллели.

Крайний радикализм характеризует понимание джихада со стороны ваххабитов — своего рода простестантов от ислама. Характерно, что протестантизм в исламе пытается восстановить традицию, разрушая ее. В этом парадокс любого протестанского учения, рассчитанного - всегда на невежественных, малообразованных людей, не знающих и не понимающих значения религиозной традиции. Посягая на нее, ваххабиты (равно как и иные реформаторы ислама) подрывают сам ислам, его исторические, национально-этнические корни.

Высокомерное отношение ваххабитов к исламу сказывается на трактовке джихада. Их понимание джихада - понимание террористов. Толкование джихада при этом основано на подмене понятий. Произвольно вырывая из контекста Корана, истории, социальной обстановки некоторые аяты, террористы придают им то значение, которое соответствует их целям. Таким образом, они совершают кощунство - «подгоняют» Коран под себя, принижают значение Священного Писания, превращая его в инструмент политической борьбы, за которой чаще всего просматриваются корыстные интересы.

Истинный смысл даже вооруженной борьбы мусульман заключается в самозащите, самообороне (так называемый оборонительный джихад).

Понятие оборонительного джихада в исламе содержит ряд положений:

1. Защита Ислама от заговоров врагов.

2. Защита исламских территорий. В каждом случае, когда враг нападает на земли мусульман с целью их захвата, или установления над ними политического господства, защита от нападения является долгом.

3. Защита мусульманской уммы.

Современную позицию подлинного ислама по отношению к джихаду и терроризму характеризуют следующие тезисы:

- ислам и террор несовместимы и в мусульманстве нет места террору;

- ислам во все времена, безусловно, был на стороне мира;

- Коран считает человеческую жизнь одной из величайших ценностей;

- ислам считает убийство человека одним из самых страшных грехов;

- даже в условиях войны ислам определяет соответствующие правила и запрещает убийство людей, не принимающих участия в военных действиях;

- джихад отнюдь не означает террор;

- акции террористов-самоубийц считаются в исламе страшным преступлением.

Приведенные тезисы и являются методологической основой для оценки экстремистских проявлений в современной политике, которые пытаются связать ислам с терроризмом.

3. Система уголовного права стран мусульманской правовой семьи основана на переплетении и взаимодействии формального вида права (законодательства) и традиционного (мусульманского) права. В зависимости от того, в какой степени традиционное мусульманское уголовное право включено в систему регулирования конфликтных общественных отношений, еледует выделить, во-первых, страны с вестернизированным уголовным правом (Алжир, Бахрейн, Египет, Индонезия, Кувейт, Сирия, Тунис, Турция), во-вторых, государства с частичным восприятием западного опыта в сфере уголовно-правового воздействия (Иордания, Катар, Марокко, Нигерия, Оман), в-третьих, страны, где придерживаются ортодоксальных воззрений на мусульк* манское уголовное право и его функции (Иран, Йемен, Ливан, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан). В диссертации сведения об этих государствах приведены в таблице, информация которой сгруппирована по следующим графам: политическая система государства, система права, состояние уголовного законодательства, изменения уголовного законодательства и практики его применения.

Существует и четвертая группа мусульманских государств, которые находятся в состоянии нестабильности, становления, и их уголовно-правовая система характеризуется неустойчивостью, вспышками бессудных и беззаконных расправ при наличии выраженного стремления подвергнуть ее так называемой исламизации (Афганистан, Ирак, Сомали).

4. Обращение политических лидеров Ичкерии к религиозному фундаментализму отвечало не религиозным чаяниям, а сугубо прагматичным соображениям. Во-первых, это обещало большую финансовую помощь со стороны Саудовской Аравии. Во-вторых, союзниками в борьбе за независимость становились «непримиримые исламисты» со всего света. В-третьих, зеленое знамя ислама превращалось в средство реабилитации преступников, взявшихся за его древко, и заранее объявленной амнистии за вновь совершаемые ими преступления. Любое преступление, совершенное во имя ислама, становилось подвигом.

Введение шариатского уголовного кодекса (скопированного с Уголовного кодекса Судана) в Чечне имело идеологически-провокационный характер. Для внешних сторонников - спонсоров джихада это служило свидетельством того, что их деньги тратятся на «святое дело» и что денег следует давать больше. Для внутренних последователей - «воинов Аллаха» это было средством искоренения анархии и укрепления дисциплины. Для населения Чечни, которое при криминальном режиме Дудаева-Масхадова лишилось работы, образования, медицинского обслуживания и в целом - будущего, это имело устрашающий эффект и изначально глушило всякую мотивацию к неповиновению или, тем более, к сопротивлению

5. Религиозный экстремизм играет негативную роль не только в политике. Фактически он выступает против самого ислама, который начинают отождествлять с экстремистскими действиями, которые совершаются религиозными радикалами. Свидетельством тому служит феномен исламофобии, фиксируемый опросами населения.

Среди респондентов самым популярным считается мнение о том, что наибольший «заряд воинственности» характерен для ислама. Ислам в настоящее время нуждается в социальной реабилитации, что будет способствовать и снижению криминогенности явлений, связанных с его развитием. Развитие ислама в России должно контролироваться не экстремистскими кругами и элементами, а государством, чтобы избежать проявлений радикализма и усиления межрелигиозной и межнациональной напряженности. Ислам содержит в себе огромный антикриминогенный потенциал, который может быть востребован и реализован.

6. Преступность в государствах мусульманской правовой семьи характеризуется в целом более низкими показателями, чем в странах романо-германского и англосаксонского права. Вестернизация образа жизни неизбежно сопровождается ростом преступности, в особенности корыстной и насильственной.

В постсоветских государствах, которые обозначили свое стремление вернуться в лоно ислама, его влияние на жизнь населения не является пока слишком заметным. Это и понятно. Во-первых, законы шариата и в дореволюционных областях Российской Империи, населенных мусульманами, не были столь сильными, чтобы заменить собой обычное право, которое не противоречило шариату. Во-вторых, советский период с его атеистическими гонениями в свою очередь не дал развиться росткам ислама на постсоветском пространстве. Среди современных «постсоветских» мусульман в основном нет глубоких знаний об исламе, его сущности. Религиозность обычно сводится к участию в некоторых ритуалах. Настоящий, подлинный, высокий, интеллектуальный ислам еще не стал достоянием мусульман постсоветского Востока и Закавказья. Люди продолжают жить по советским привычкам и прочим атрибутам современной «цивилизованной» жизни. Отсюда и довольно высокий уровень преступности — в тех государствах, где существует минимум требований, предъявляемых к регистрации преступлений. В тех странах, где такие требования отсутствуют, фиксируются низкие показатели криминальной активности.

7. Терроризм - не религиозное явление, а политическое (во многом психопатологическое), его идеология порождена социалистическими учениями.

Даже этимология данного термина (от лат. terror, фр. la terreur, англ. terror - страх, ужас) указывает на это. Терроризм и его идеология возрастали и распространялись, прежде всего, на европейской почве. Документально установлено, что именно в России идеология терроризма впервые приобрела законченный и оформленный вид. Таким документом стал «Катехизис революционера» С. Нечаева, в котором автор обосновывает «полезность» политических убийств. Подобные взгляды, полагает соискатель, кроме всего прочего, указывают на явную психопатологию их выразителей.

Если социалистические идеи, обретая религиозную почву, создают опасность перерождения в политические крайности, то эксплуатация религиозных чувств в политических целях неизбежно ведет к терроризму.

8. Феномен «исламского терроризма» является следствием целенаправленной деятельности западных спецслужб.

Советское руководство, организуя вторжение в Афганистан, плохо просчитало все возможные последствия такой акции, а главное - явно недооценило возможность начала оборонительного джихада, для которого появились все формальные основания. К сожалению, отсутствие советников-исламоведов в окружении верхушки политической элиты СССР конца 1970-х гг., которая по сложившейся традиции была атеистической и самонадеянной, оказалось фатальным. Никто из лиц, принимающих решение в тот ответственный момент, не осознавал, что оборонительный джихад означает всенародное сопротивление, которое победить невозможно. Более того, вопрос о религиозном факторе в тот период вообще не обсуждался.

Напротив, противники СССР в «холодной войне», прежде всего, руководители США, отлично поняли идеологические преимущества, которые дает им провозглашение джихада за освобождение Афганистана, и немедленно этим воспользовались. Афганистан был буквально нашпигован работниками западных спецслужб, которые, в отличие от советских военных советников, были хорошо информированы относительно исламской идеологии и возможностях манипулирования сознанием людей путем эксплуатации мусульманских ценностей. Следует обратить внимание, что эти манипуляции были успешны потому, что они хорошо накладывались на объективные предпосылки. В дальнейшем, когда обострились отношения между американскими «советниками» и афганскими моджахедами, эти манипуляции потеряли былую эффективность.

Нынешний, весьма опасный период активизации экстремизма с «мусульманским лицом», датируют серединой 1980-х гг., когда международные радикально настроенные исламские организации набирали по всему Ближнему Востоку добровольцев - молодых религиозных радикалов - для последующей отправки в Пешавар (Пакистан) на границу с Афганистаном. Там в специальных лагерях готовилось пополнение моджахедам, воевавших с советскими войсками. Всей этой деятельностью с одобрения ЦРУ руководила пакистанская Межведомственная военная разведка. Здесь же проявляла активность разведка Саудовской Аравии, которая делала ставку на распространение идей вахаббизма. Таким образом, современный так называемый исламский терроризм является детищем западных спецслужб. Заметная роль западных спецслужб прослеживается в деятельности всех наиболее известных религиозных террористических организаций.

9. Стратегия борьбы с преступностью в государствах мусульманской правовой семьи включает в себя совокупность отношений к следующим явлениям: глобализму и субъектам его осуществления; либеральным и модернистским ценностям и тенденциям; различным течениям и школам в исламе; иным религиозным конфессиям; политизации ислама; терроризму. Основанием для типологии стратегий уголовной политики, реализуемой государствами мусульманской правовой семьи, служит степень радикализма и направленность реализации. Внутренний вектор указывает на те уголовно-политические средства, которые используется в границах данной страны, внешний - на угрозы безопасности (международной, региональной и т.д.), исходящие от исламских организаций определенного государства. В связи с этим целесообразно выделить следующие типы стратегий: а) экстремистскую; б) радикальную; в) фундаменталистскую; г) умеренную; д) либеральную.

Типы уголовной политики в государствах мусульманской правовой семьи следует оценивать с точки зрения тех угроз, которые они представляют для безопасности России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Нуртазин, Арман Багитжанулы, 2005 год

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

2. Абу Амина Билялъ Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. М., 2002.

3. Агрономов А.И. Джихад: «священная война мухаммедан». М.,2002.

4. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1999.

5. Аликперов Х.Д. Социальная обусловленность компромисса в концепции уголовной политики // Советское государство и право. 1991. -№ 12.

6. Алъ-Ассуми Набилъ Абдельрахман. Преступление и наказание по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 2001.

7. Альф А., Николаев Р. Пушечное мясо для «религиозных» войн готовят в Азербайджане // Независимая газета. -1999. 7 окт.

8. Армур Роллин. Ислам и христианство: Непростая история. М., 2002.

9. Арухов З.С. Проблемы взаимоотношений государства и религии в исламском мире // http://www.kavkaz21.ru/Archiv/2001/06/19/analitikl.

10. Асанов С. В стране султана // http://www.islam.kiev.ua/gazeta/0402/ index, shtml11 .Ас-Суюти. Аль-Ашбах уа ан-Назаир. Каир, 1995. (на араб, языке; перевод наш — А.Н.).

11. И.Бангладеш II www.newsinfo.ru

12. Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в Европейский Союз // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

13. Безопасность в Бахрейне // http://archive.travel.ru

14. Безопасность туристов // http://www.onlinetour.ru/olt/ oaeabout.html1 в.Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом // Гос-во и право.-1998.-№3.

15. П.Большой энциклопедический словарь. М., 1994.

16. Бородин C.B. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

17. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении.-М., 2000.

18. Внешняя политика Иордании // http://www.sedmoycanal.com/news

19. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

20. Гилкрист Д. Мухаммад пророк ислама. - М., 2003.

21. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.-М., 1999.28Дворкин АД. Сектоведение. Н. Новгород, 2003.29Дело врачей // http://www.amnesty.org.ru/russian/russiaweb.nsi7pr

22. ЪОДенни Фредерик М. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира: В 2 т. Т. 1. - М., 1996.

23. Джемаль Г. Огненный ислам // Завтра. 2001.- 10 июля.

24. Ъ2Джемалъ Г. Фашисты вернулись? // Освобождение ислама. М.,2004.

25. ЪЪ,Евросоюз удовлетворен новым Уголовным кодексом Турции // http://news8. thdo.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid

26. Жаринов КВ. Терроризм и террористы: Исторический справочник. -Минск, 1999.

27. ЪЬ.ЖеваховНД. Воспоминания.-М., 1993.-Т.2.

28. Жигалина О.И. Исламский радикализм в иракском Курдистане и политика Ирана // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

29. Журавлев И.В., Мелъков С.А., Шершнев Л.И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. М., 2004.

30. ЪЪ.Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха // Хрестоматия по исламу / Пер. с араб. М., 1994.

31. Ъ9.Ибрахим Джанан. Ислам как религия мира и толерантности // Ислам о терроре и террористах-смертниках. М., 2004.

32. Иванов В. Королевство ислама: между Востоком и Западом // Деловые люди. 2004. - апр.

33. АХ.Игнатенко А. Ислам и политика. -М., 2004.

34. Имамы о культуре // http://www.judea.ru/article.phpЗ?id=199

35. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. -М., 2000.

36. Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1997.47.Иордания II crugosvet.ru

37. Ислам в Иране // http://news.join.com.ua/index.php?action=news&cata

38. Ислам в Сирии //http://www.hronos.km.ru/text/2004/chvanov0904.htm

39. Итоговый документ Международной мусульманской конференции, состоявшейся 4-6 июля 2005 г. в Аммане (Иордания) под девизом «Истинный Ислам и его роль в современном обществе» // www.islam.ru.51 .Катар II http://www.krugosvet.ru/articles/91/1009104/

40. Катехизис революционера // Борьба классов. — 1924. — № 1-2.53 .Кепель Ж. Джихад. М., 2004.

41. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1979.

42. Керимов Д. Д. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

43. Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование: Дис. д-ра юрид. наук. Омск, 1992.

44. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире // Сравнительное правоведение. -М., 1978.60 .Коваленко Б. В., Пирогов А. И., Рыжов O.A. Политическая конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

45. Кожушко Е. П. Современный терроризм. Минск, 2000.

46. Комиссия Говорухина. М., 1995.

47. Конфликты в Индонезии // ИТАР-ТАСС / NEWSru.comбА.Коргун В.Г. Ислам и национальный вопрос в Афганистане // Исламна современном Востоке. М., 2004.

48. Корецкий Д., Милюков С. Внесудебная репрессия как законный способ борьбы с преступностью // Уголовное право. 2004. — № 1.

49. Король Иордании против экстремизма // http//www.religio.ru/ lecsicon/09/l 65 .htm.

50. Косач Г.Г. Саудовская Аравия после 11 сентября 2001 года: внешняя политика в условиях антитеррористической кампании // Ислам на современном Востоке.-М., 2004.

51. Криминология: Учебник для юридических вузов. Под общей ред. А.И. Долговой. М., 1997.

52. Кулагина JI.M., Ахмедов В.М. Иран и проблема ближневосточного урегулирования // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

53. Ю.Куприн А. Долгое противостояние // Азия и Африка сегодня. 2004. -№8.71 .Кургинян С. В преддверии смуты // Завтра. 1996. - № 40.

54. Лалетин Ю.П. Теократия талибов и афганская государственность // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

55. Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М., 1998.1А.Ливия и ее лидер // http://evreimir.com/article.php

56. Лукаилук И.И. Глобализация, государство, право. XXI век. М.,2000.

57. Лунеев В.В. Глава III. Преступность // Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. -М., 2000.

58. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ.-М., 1997.1%.Малашенко А. В поисках альтернативы. М., 1991.

59. Малашенко А., Тренин Д. Время юга: Россия в Чечне, Чечня в России.-М., 2002.

60. Малышева Д.Б. Религиозный экстремизм на постсоветском пространстве // Ислам на современном Востоке. — М., 2004.

61. Мамедова Н.М. Особенности и перспективы трансформации исламской государственности в Иране // Ислам на современном Востоке. -М., 2004.

62. Ъ2.Мартинрлли А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социологические исследования. 2002. - № 12.

63. ЪЪ.Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

64. Материалы круглого стола «Международный терроризм — инструмент глобализации? Правда и мифы» // http://anti-glob.narod.ru/st/stl4.htm

65. ЪЪ.Материалы XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1961

66. ЪЬ.Матяш. А. Наемники для Чечни готовятся в Азербайджане // www.gazeta.ru.

67. Маудуди A.A. Основы ислама / Пер. с араб. Новосибирск, 2001.

68. Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: «Столкновение цивилизаций»? Миры в мировых и «других» войнах на разломе эпох. — М., 2003.

69. Мейссан Т. 11 сентября 2001 года. Чудовищная махинация. -М., 2002.

70. Метелев С.Е. Криминальная миграция: Дис. канд. юрид наук. -Омск, 1996.

71. Мир Валиддин. Коранический суффизм. / Пер с англ. СПб, 2004.

72. Михайленко П.П., Гелъфанд И.А. Предупреждение преступлений -основа борьбы за искоренение преступности. М., 1964.

73. Модестов С.А. Геополитика ислама. М., 2003.9Ь.Моторный И.Д. Современный терроризм и оценка диверсионно-террористической уязвимости гражданских объектов. — М., 2004.

74. Муллы не молчат // http://ksi.ru/temp/msg.php?s=260005085&mid= 6295894

75. Мухаммед Фетхуллах Гюлен. Ислам и террор несовместимы // Ислам в терроре и акциях террористов-смертников. М., 2004.

76. Муххаммад Сайд алъ Ашмави. Аль ислам ас сийяси. Каир, 1992. {на араб, языке; перевод наш-А.Н.).

77. Наказание в Саудовской Аравии // http://www.spring 96.org/cgi-bin/view

78. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.

79. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. — Т. 4. Восточно-мистические группы. -М, 2002.

80. Общественная активность в Индонезии // http://www.idelo.ru/344/ 16.html

81. Одесский М., Фельдман Д. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки формирования. — М., 1997.

82. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб., 2002.

83. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М., 2000.

84. Панарин A.C. Онтология террора // www.arcto.ru/modules.php. name=News&file=article&sid=993.

85. Пахомов Е. Из подполья с Кораном // http://www.religare.ru/ print6344.htm.

86. Переворот в Мавритании // http://mercury.world.ru/news/ headlines.php

87. Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Криминологический взгляд. -2005. -№ 1.

88. Политика в Индонезии // www.all-games.ru

89. Поляков К.И. Объединенный Йемен: эволюция идеологии и ислам. -М., 2000.

90. Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

91. Права человека в Марокко // http://www.archive.travel.ru/morocco

92. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003.

93. Президент Египта в Москве // Азия и Африка сегодня. 2004.8.

94. Преступность в Эмиратах // http://www.onlinetour.ru/olt/ оае about.html

95. Приглашение на казнь // Азия и Африка. 1995. - № 5.

96. Противостояние суннитов и шиитов навязано извне // http://www.interfaxreli-gion.ru/islam/?act=news&di.

97. Пылаева К. Возникновение движения ваххабитов // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. - 2005- № 1.

98. Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и большая игра в Центральной Азии.-М., 2003.

99. Религия в Иордании // http://www.sedmoycanal.com/news

100. Реформа законодательства в Брунее // http://www.panasia.ru/main/ malaysia/ religion/index

101. Решение Европейского суда по жалобе властей Марокко на клевету в СМИ // http://echr.ru/documents/doc/6032302/6032302.htm

102. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. -М., 1993.

103. Рихтаржик К. Социология на путях познания. М., 1981.

104. Родионов. М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

105. Россия и мусульманский мир. 2001. - № 5.

106. Савинков Б. Записки террориста. М., 2002.

107. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

108. Самосудов В.М. По сталинской «владимирке». Омск, 2001.

109. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. -М., 2003

110. Сарсембаев М.А. Мухаммед как пророк и государственный деятель // Мусульманское право: Учебник. Алматы, 1999.

111. Сарсембаев М.А., Баишев Ж. Мусульманское уголовное право // Мусульманское право. Алматы, 1999.135. Сатанизм.- СПб., 1997.

112. Саудовская Аравия // http://www.krugosvet.ru/articles/56/1005630; Слова и дела // http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=204318.

113. Сахаров М. Шариатское право в Судане // http://www.africana.ru/news/lands/ Sudan/shary.htm

114. Сикоев P.P. Правление на основе шариата (на примере Исламского эмирата талибов) // Ислам на современном Востоке. М., 2004.

115. Соблюдение прав человека // http://daily.sec.ru/dailypblshow.cfm

116. Суворов Т.А. Шариат и употребление спиртных напитков // Судебно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. науч. тр. Часть III. -Омск, 2002.

117. Суд Иордании заочно приговорил иракского курда к 15 годам лишения свободы // http://fin.org.ua/newws.php?i=l 28566.

118. Суровое наказание залог порядка в Саудовской Аравии // http://www.cry.ru/2005/03/14/news/204822

119. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М., 1986.

120. Сюкияйнен JI.P. Шариат: религия, нравственность, право // Гос-во и право. 1996 - № 8.

121. Тажин М. Беслан не порождение ислама // Gesellschaft/Общество. -2002.-20 oct./oKT.

122. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. История и личность. -М., 1991.

123. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2004.

124. Терроризм в Египте // http://www.flb.ru/

125. Терроризм и террористы: Исторический справочник. Минск,1999.

126. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. -СПб., 1850.

127. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. -СПб., 1850.

128. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997.

129. Трагедия Беслана: унижение, забвение, смерть // www.rodinanps.ru

130. Уголовный кодекс Турции. СПб., 2003.

131. Ферри Э. Уголовная социология. М., 2005.

132. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005.

133. Хайдар А.Н. Некоторые аспекты социально-экономического развития Йеменской республики на современном этапе // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). -Вып. З.-М., 1998.

134. Хамза Актан. Террористические акты и действия смертников в свете Корана и сунны // Ислам о терроре и террористах-смертниках. М., 2004.

135. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

136. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью (вопросы теории): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Н. Новгород, 1997.

137. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью. -Омск, 1997.

138. Хизбут-Тахрир // http://www.confession.ni/dosje/2 l/77.html.

139. Хикмет Юджеоглу. Ислам о шахидах и террористах-смертниках // Ислам о терроре и террористах-смертниках. М., 2004.

140. Хомейни Р. Аль Хукома аль Исламийя. Тегеран, 1980.

141. Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри. (Inside terrorism) / Пер. с англ. - М., 2003.

142. Шахрур М. Проект манифеста мусульманского Дела. Дамаск, 1999 (на араб, языке).

143. Шейх Сайд Афанди Чиркейский. Кто такие ваххабиты // Sufizm.ru

144. Шюон Ф. Понять ислам // Вопросы философии. — 1994. № 7.

145. Ягудин Б.В. Религия и политика (на примере Исламской Республики Иран) // Ислам на современном Востоке. — М., 2004.

146. Яндарбиев 3. Чечения битва за свободу. - Львов, 1996.

147. Afganistan. The Massacre in Mazar-e-Sharif // Human Rights Watch Report. 1998.-Nov.

148. Bartelson J. Three Concepts of Globalization // International Sociology. L., 2000. - Vol. 15(2).

149. Bendahou C. Morocco // International Encyclopedia of Comparative Law.-Vol. 1.- 1973.

150. Esposito J.L. Islam. The Straight Path. Oxford Univer. Press, 1991.175. http://alea-spb.by.ru/countries/Egypt/egypt.htm176. http://www.rian.ru177. http://www.rusk.ru/newsdata.php

151. Pipes D. In the Path of God. Islam and Political Power. N.-Y. Basic Books Inc. Publ., 1983.

152. Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization: The Central Conception // Theory, Culture, Society. L., 1990. - Vol. 7. № 2-3.

153. Schact J. Introduction au droit musulman. Paris, 1983.

154. Shaw C.R., McKay H.D. Juvenile Delinquency and Urban Areas. -Chicago: University of Chicago Press, 1942.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.