Повесть "Мать" в системе идейно-эстетических взглядов М. Горького тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Егорова, Юлия Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Егорова, Юлия Михайловна
Глава I. Поиск новых ориентиров в творчестве М.Горького на рубеже XIX - XX веков.17-54
Глава И. Замысел повести и его воплощение.55-94
Глава III. Мифопоэтика повести «Мать».95-128
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи, 1890 - 1900-е гг.2001 год, доктор филологических наук Белова, Тамара Дмитриевна
"Окуровская Русь" как социально-исторический феномен в повестях М. Горького конца 1900 - начала 1910-х гг.: "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"2001 год, кандидат филологических наук Семенова, Александра Леонидовна
Концепция цельной личности в раннем творчестве М. Горького1984 год, кандидат филологических наук Красунов, Владимир Кузьмич
Концепция мира и человека в художественно-философских исканиях С.Н. Сергеева-Ценского и М. Горького: На материале переписки 1910-1930-х годов2003 год, кандидат филологических наук Немцова, Надежда Михайловна
Концепт человека в художественной системе М. Горького: рассказы первой половины 1920-х годов2009 год, кандидат филологических наук Гребенщикова, Надежда Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повесть "Мать" в системе идейно-эстетических взглядов М. Горького»
Смена веков всегда была трудным временем в истории человечества. Низвержение былых кумиров и морали, обретение новой веры и идеалов, поиск иных жизненных ориентиров сопровождались духовным кризисом, потерей точки опоры в сознании миллионов людей. Таким был рубеж XIX - начала XX века, когда складывалась система идейно-эстетических взглядов Горького.
Сегодня перед современным российским горьковедением стоят сложные, но очень интересные задачи: на основе новых архивных материалов, увидевших свет благодаря снятию определенных запретов, более объективно показать масштаб и значимость личности М.Горького не только в русской и мировой литературе, но и в истории страны, а также разработать новые методологические установки в изучении его творчества. Однако это не означает полного отказа от опыта советского горьковедения, ставшего хрестоматийным и незыблемым для многих поколений, это лишь дополнит и обогатит горьковедение как науку, избавив его от тенденциозности.
Радует тот факт, что настойчивые попытки сбросить Горького с пьедестала современности сменились трезвой констатацией реального положения вещей: «Горького до странности нельзя вычеркнуть из русской литературы, останется белое пятно, которое не заполнить ничем», — такого мнения придерживается исследователь В.П. Муромский в своей статье «Все дальше от канона» (247, 253). Споры вокруг личности Горького стали утихать, появились признаки более вдумчивого отношения и к уже известным фактам творческой биографии писателя,' и к новым, дающим возможность пересмотреть наши взгляды на историко-литературную ситуацию.
В отличие от российского литературоведения, на Западе интерес к Горькому никогда не ослабевал, напротив - последние годы зарубежные исследователи проявляют все больший интерес к творчеству и особенно к эпистолярному и публицистическому наследию писателя. К тому же отношение их к Горькому всегда было одинаково объективно - и в прошлом, и в нынешнем веке. Его не возводили в ранг иконы, но и постыдного низвержения также не наблюдалось, о чем свидетельствует славист из Германии Р.-Д. Клюге в статье «О русском авангарде, философии Ницше и социалистическом реализме»: «Максим Горький, без сомнения, является крупным писателем XX века, творчество которого наверняка переживет все перемены вкусов. Но на Западе интерес к нему носит более стойкий и стабильный характер, поскольку его никогда там не боготворили. а всегда изучали его богатое и неравнозначное творчество с одинаковым прилежанием» (226, 65).
У российского горьковедения появилась прекрасная возможность выровнять свое отношение к Горькому, освободившись от легенд и мифов, прошлого. Одним из них стало мнение, что не только повесть «Мать» явилась, первым произведением «соцреализма», который, по мнению В.П.Муромского, «сталинскими идеологами был объявлен и на самом деле стал "основным творческим- методом" советской литературы» (247, 253), но и все раннее творчество писателя. Другим, созданным сразу после выхода «Матери», что лишенная . всякой* художественной привлекательности повесть несет в себе исключительно политическую, революционную направленность. Немногие пытались исправить несправедливость данной характеристики., Потому и сегодня повесть Горького «Мать» остается одним из малоизучаемых произведений.
Еще в 60-х годах об этом писал в своей статье «Горький и, авангард» зарубежный писатель Андре Стиль: «Если о каких-то книгах говорилось и писалось очень много, это еще не значит, что о них уже сказано все.
Перечитывая их в свете требований и задач нынешнего дня, каждый раз обнаруживаешь в них нечто новое. Они неисчерпаемы. Пример тому "Мать" Горького» (265, 185). В современной России также появилась необходимость иного прочтения, свободного от догматики, политики и идеологии, позволяющего обнаружить новый контекст произведения. В этой связи стоит сказать об актуальности данного диссертационного исследования.
Методологическим ориентиром для автора стали положения и концептуальные выводы, следующие из работ современных российских и зарубежных горьковедов, ученых и критиков, а также так же писателей, общественных деятелей и литературных исследователей рубежа XIX -начала XX века, наиболее полно и объективно отобразивших литературный и философский процессы этого периода: С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.А. Богданова, В.А. Базарова, А.Ф. Лосева. Используются работы исследователей творчества. Горького» Н.П. Белкиной, С.В. Касторского, К.Д. Муратовой, Э.Л. Ефременко, А.И. Овчаренко, Е.Б. Тагера, Б.А. Бялика, В.А. Келдыша, Л.А. Спиридоновой, В.Б. Катаева, Л:А. Колобаевой, А.Д. Синявского, М.М. Дунаева, Г.А. Митина;, Н'.Н. Иванова и др.; зарубежных исследователей - Р.-Д. Клюге, А. Стиля, Б: Шера, И. Уайла, Г. Хьетсо, М. Никё и др.
В диссертационном исследовании были использованы новые архивные источники, материалы сборника «М.Горький в эпоху революции 1905 - 1907 годов», Горьковского сборника (К 100-летию со дня рождения): Ученые записки Горьковского Гос. педаг. института, коллективного труда «Русская литература' рубежа веков (1890-е - нач. 1920-х гг.)» и др., газетные и журнальные публикации разных лет, данные энциклопедий и словарей, материалы различных конференций, а также-интернет-ресурсы.
Объектом данной работы являются религиозно-философские искания М.Горького в конце XIX - начале XX века и история создания произведения. Предмет исследования - повесть «Мать», в которой, на наш взгляд, эти искания были наиболее полно представлены и реализованы.
Научная новизна диссертации заключается в обоснованном выявлении многоплановости повести, что существенно раздвигает рамки закрепившегося за книгой определения «энциклопедии революционной борьбы» и «первого произведения соцреализма» и увеличивает ее значимость, ставя в один ряд с хрестоматийными трудами великих классиков русской литературы.
В результате проведенного в данной работе исследования, помимо основного — революционного - пласта были выявлены:
• философско-психологический пласт, раскрывающий вечный конфликт «отцов и детей», противостояние двух поколений, трансформирующийся.в позитивный вариант разрешения через отношения «матерей и детей» посредством активной, понимающей, созидательной любви и> внутреннего перерождения человека;
• религиозно-богостроительский пласт, основанный на идее возникновения Человека с большой буквы, наделенного жизненной-активностью, внутренней духовной силой и мощью, верой и желанием усовершенствовать мир путем революционного преобразования: Однако в данном случае, говоря о «революционном преобразовании», мы имеем в виду не насильственное, кровавое свержение старого строя-, а прогрессивно-революционное духовное- самосовершенствование, способное в корне изменить жизнь, создать новое сверхобщество. Для достижения этой цели Еорысий предлагает заменить изжившую себя формальную религию на новую веру, новую-религию - социализм, веру во имя человека и для человека. Соблюдая принцип преемственности, писатель не отказывается от христианских ценностей. Напротив, совершенствуя и дополняя, Горький помещает их в новую форму -социализм. Человек с большой буквы, став коллективной силой, по мнению писателя, способен заменить Бога;
• символико-мифологический пласт, представляющий поиск автором новой веры для миллионов людей; попытка определить социализм как новую религию, заимствуя христианскую символику и мифологические традиции.
Каждый из пластов детально раскрывается в диссертации, представляя то, как Горький решал обозначенные в повести проблемы.
Цель данной работы - показать многоплановость повесть «Мать», выявить все ее пласты, указать, каким образом писатель решает поставленные перед собой задачи, а также доказать, что повесть «Мать» стала новаторским, этапным произведением в процессе эволюции творчества писателя, итогом целого периода его жизни.
Таким образом, автор будет решать в своем исследовании следующие задачи:
• на основе анализа событий, происходивших на рубеже веков в России и в мире, а также глубочайшего духовного кризиса; повлиявшего на писателя, выявить аспекты, подтолкнувшие его к созданию повести «Мать»; рассмотреть популярные в то время новые философские идеи, политические концепции, труды видных общественных деятелей и писателей, повлиявших на мировоззрение и формирование собственной позиции молодого Максима Горького;
• раскрыть творческую историю- произведения, выявить причины, повлиявшие на изменение первоначального> замысла, представить реальных прототипов героев повести-, рассмотреть ее разные редакции, указав, в чем различие между ними; упомянуть о- намерении Горького касательно создания ее продолжения, выявить в произведении влияние раннего романтического творчества писателя;
• выявить и проанализировать разные стилистические пласты произведения.
Методология и методы исследования предопределены поставленными задачами, для решения которых использован общеметодологический системный подход и частные методы: типологический, сопоставительный.
Практическая значимость данного диссертационного исследования, состоит в том, что работа может быть использована не только горьковедами и широким кругом читателей, но также филологами, социологами, политологами, преподавателями при составлении программ курсов лекций по русской литературе конца XIX — начала XX века и студентами гуманитарных вузов. Представленные в данном исследовании материалы будут востребованы в комментариях к томам Полного Собрания Сочинений писателя, в частности, серии «Публицистика M.FopbKoro». Положения и выводы диссертации полезны для школьного преподавания русской литературы.
Апробация работы прошла в виде изложения основных положений диссертационного исследования и его научных результатов на международных научных конференциях:
Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения» (Нижний Новгород, 2002 г.);
Творчество Максима Горького- в социокультурном контексте эпохи» (Нижний Новгород, 2006г.);
Тема Отечества в творчестве выдающихся российских писателей и представителей музыкальной культуры конца XIX - первой половины XX века» (Казань, 2007 г.);
Русская литература XX. века: актуальные1 вопросы текстологии, и источниковедения» (Москва, ИМЛИ РАН, 2007 г.);
Человек и мир в творчестве М. Горького» (Нижний Новгород, 2008 г.);
М.Горький: взгляд из XXI века» (Москва, ИМЛИ РАН, 2008 г.); «Творчество М.Горького в свете национальных традиций» (Казань, 2009 г.);
Актуальные проблемы славянской компаративистики: теория и методология лингвистических и литературоведческих исследований» (Седльце, Польша, 2009 г.), а также в публикациях по теме диссертации.
Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Авторская позиция в произведениях М. Горького 1890-х годов2002 год, кандидат филологических наук Леднева, Татьяна Петровна
Горький и Казань: К научной биографии писателя2000 год, кандидат филологических наук Коновалова, Светлана Александровна
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца XIX - первой половины веков и их особенности в формировании младописьменной литературы Северного Кавказа2009 год, доктор филологических наук Кондрашова, Ирина Игоревна
Пьесы А.М. Горького 1930-х годов: текст и контекст2007 год, кандидат филологических наук Иезуитов, Сергей Андреевич
Рецепции произведений М. Горького о русской революции в литературах стран Арабского Востока2014 год, кандидат наук Аль-Масуд Мохаммед Кадим Хассун
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Егорова, Юлия Михайловна
Заключение.
Повесть «Мать» занимает особое место в творчестве М.Горького. Она стала результатом долгого эволюционного пути, поиска и сомнений: писательского и гражданского, а также следствием целого ряда событий личной жизни. «Мать» - этапное произведение, которое сделало молодого литератора писателем «всемирно услышанным». Несмотря на то что Горький был недоволен повестью, она все же обрела свой особый статус благодаря данным Лениным характеристикам «очень своевременной книги», «энциклопедии революционной борьбы». По мнению современного американского исследователя С. Форрестера, повесть стала «<.> предтечей соцреалистического романа» (276, 256). В дальнейшем оба эти фактора сузили значение произведения, не дав возможность ни специалистам, ни широкому кругу читателей рассматривать его с иных позиций. Справедливости ради надо сказать, что в- разное1 время появлялись отдельные статьи, в которых предпринимались попытки по-новому взглянуть на повесть, однако это* не имело выхода в. серьезные исследования. Серьезно, и основательно повесть «Мать» начала изучаться фактически заново в конце XX века, когда появилась возможность объективного многостороннего подхода к изучению личности А.М.Горького, а также- его эпистолярного, публицистического и творческого наследия.
Цель данного диссертационного исследования - показать двойственную природу повести «Мать»: не только< ее «временный» i революционный и- соцреалистический) пласт, но и «вечный» (христианский, философско-психологический). В'работе рассматривается, процесс формирования взглядов Горького на рубеже XIX - XX веков; а также творческая история повести и этапы изменения ее текста.
В результате детального изучения задействованного материала, раскрытия поставленных автором данной работы задач, можно сделать следующие выводы:
1) В 80-90-е годы XIX века в России разразился кризис не только экономический, политический, общественный, но и духовный, затронувший такие области как история, литература, философия, психология. Возникла необходимость коренных преобразований во всех областях миропорядка. Россия меняла земледельческий, деревенский, барско-крестьянский уклад на промышленный, городской, буржуазный. Экономический переворот выдвинул новый общественный класс -пролетариат, сразу занявший обособленное и самостоятельное место в капиталистическом обществе. Новый класс нуждался в новой идеологии, которой стал марксизм. В отличие от определившейся политической идеологии, эстетическая идеология не была обозначена и разработана. Горький, как и, многие писатели, общественные деятели, находился в то время, на распутье, мучительно самоопределяясь, ища и утверждая свою «правду».
2) Кризис рубежа веков совпал у Горького- с духовным кризисом, приведшим к попытке самоубийства. Отлученный от церкви он совершил паломничество по святым местам, после чего начал искать смысл жизни и новую веру в идее социализма. Увлечение «богостроительством» стало фактическим поиском новой веры и религии для пролетариата.
3) Поиски собственной правды,- смысла жизни и места Бога в, мире многократно усилили интерес Горького к книгам. В период 1890-х- 1900-х Алексей Пешков знакомится с трудами по истории философии и книгами зарубежных мыслителей начиная-с античности и заканчивая работами его современников. Результатом влияния; оказанного чтением, и сотрудничества с декадентско-символическим журналом «Северный вестник» стало то, что в течение нескольких лет писатель не мог определиться со своими взглядами. Он называл себя то идеалистом, то скептиком, то демократом. Сотрудничество с тяготевшим к марксизму журналом «Жизнь», а также чтение трудов основоположников этой идеологии, увлечение трудами немецкого философа Ницше помогло писателю определиться. Он пришел к выводу, что жизнь есть деяние, своим трудом человек способен преобразовать природу и весь мир. Отрицая пессимизм как пассивное миросозерцание, он провозгласил наступившее столетие веком Человека с большой буквы, приравнивая его к богу. В отличие от «богоборческого» социализма Маркса, у Горького он носил «богостроительный» характер. Этим объясняется тот факт, что Горький, осознавая необходимость социальных реформ, больше тяготел к духовной революции. Для творчества Горького конца XIX - начала XX века стал характерен синтез романтизма и реализма. Писатель создал героя нового времени - борца и созидателя «сверхобщества» будущего.
4) Реальной основой произведения, посвященного становлению и развитию революционного движения, были прокатившиеся по России в период с 1902 по 1905 года волнения. Вначале писатель планировал создать повесть о борьбе революционного» подполья в Нижнем Новгороде и тому, «как сказывается на судьбах людей служение великой идее». Однако поражение Первой русской революции 1905 года, а также трагические события в жизни самого писателя изменили первоначальный замысел произведения. Все* это заставило Горького по-иному взглянуть на идею повести. Теперь он- планирует создать книгу, навеянную размышлениями о детях, будущем, которое им предстоит построить, о духовном возрождении человека и судьбе России. По'воспоминаниям М.Ф. Андреевой, за время пребывания в Америке она перепечатывала «Мать» пять раз. - так много исправлений* вносил Горький в текст первой-редакции. Однако доработка повести продолжалась вплоть до 1923 года. Окончательный вариант «Матери» вышел в Полном собрании сочинений в
1923 году, в Берлине, в издательстве «Книга» (том седьмой). Более это произведение доработкам не подвергалось. Существовало три редакции, претерпевшие наиболее существенные изменения: первая (1907 года), вторая (1913 года) и третья, заключительная, (1922 года). Из переписки Горького тех лет стало известно, что писатель намеревался создать дилогию, вторая часть которой называлась бы «Сын». Рассматривались и другие варианты - «Павел Власов», «Герой». Однако замысел воплощен не был.
5) После выхода повести в свет за ней очень быстро закрепилось определение «нужной книги», и она обрела чисто «практическое значение». «Мать» стали называть одним из образцов соцреализма -нового метода в русской литературе XX века. Однако в то время, когда создавалась повесть, основные критерии этого метода не были разработаны и определены. Горький, что вполне естественно, вышел за его пределы, синтезировав собственный творческий) опыт и' знание различных литературных течений: После того как произведение^ назвали? «энциклопедией революционной борьбы», мало кто отваживался рассматривать его с иных позиций. W если ряд исследователей' все же указывал на очевидное влияние на повесть ранних романтических произведений писателя, а также1 на черты символизма,.то Of наличии в ней христианских и религиозных мотивов вообще не было принято говорить. Только в последние десятилетия горьковеды стали говорить, о мифологическом пласте в повести. Менее разработан вопрос о психологическом, и воспитательном значении повести, способном разрешить вечный конфликт двух поколений, «отцов и детей». Горький возложил эту миссию на матерей; памятуя-об-их высоком предназначении-в мире. Развивая- идею о духовной связи «матерей и детей», писатель пытается разрешить конфликт по-иному: активная материнская любовь, готовность к. самопожертвованию во имя- близкого человека, взаимное желание понять и принять взгляды детей, «воскрешают» героиню к новой жизни.
Подводя итог диссертационного исследования, следует заметить, что повесть «Мать» действительно занимает особое, значимое место не только в творчестве самого писателя, но и в мировой литературе в целом. Это доказывает неослабевающий интерес к ней долгие годы. Наличие хорошо изученных и выявление новых пластов этого многопланового произведения свидетельствуют о перспективности его дальнейшего изучения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Егорова, Юлия Михайловна, 2009 год
1. Блок А. Собрание сочинений: в 8 тт. -М.-Л., 1962.
2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М.: Гослитиздат, 1949-1955.
3. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1968-1976.
4. Горький М. Полн. собр. соч. Варианты: В 10 т. М.: Наука, 19741982.
5. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: В 24 т. М.: Наука, 1997-2008.
6. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1898.
7. Большой Библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. 1520 с.
8. Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия: Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь / В.М. Воскобойников. М.: Эксмо, 2007.-288 с.
9. Ю.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. Н. Новгород, 1997. С. 569-570 и 263-264.
10. Краткая литературная энциклопедия. В 8-ми т. (Т.9, доп.) / Гл. ред.
11. A. А. Сурков. М.: Сов. Энциклопедия, 1962 - 1978.
12. Летопись жизни и творчества А.М.Горького. Вып. 1: 1868-1907. М: Изд. АН СССР, 1958. - 702 с.
13. Летопись жизни и творчества А.М.Горького. Вып. 2: 1908-1916. -М.: Изд. АН СССР, 1958. 621 с.
14. Летопись жизни и творчества А.М.Горького. Вып. 3: 1917-1929. -М.: Изд. АН СССР, 1959. 764 с.
15. Летопись жизни и творчества А.М.Горького. Вып. 4: 1930-1936. -М.: Изд. АН СССР, 1960. 719 с.
16. Литературный распад // Литературная энциклопедия: В 6 т. Спб.: Изд-во «EOS», 1909.
17. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред.
18. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1987. -750с.18."Личная библиотека А.М.Горького в Москве: Описание: В 2 кн. Кн. 1-2.-М.: Наука, 1981. -Кн.1. -410 с.;Кн.2.-227 с.
19. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. С.-Пб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1996. - 848 с. с иллюстр.
20. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители Л.Тимофеев и С.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 512с.
21. Словарь символов / Под ред. Кериота Хуана Э. М.: «REFL-book». -1994.-608 с.
22. Советская Энциклопедия. В 30-ти т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1969- 1978.
23. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве// М., 1996. С. 6465.
24. Абрамович С.Д. «Мать» Горького и чеховская традиция // Горьковские чтения 1986: Материалы конф. - Ч. 2. / Горьк. ун-т и др. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1987. - 176 с.
25. Адамович Г. Критическая проза. М., 1996. 241 с.
26. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Т. 1-3. СПб.: Научное слово, 1906-1910. - Вып. 1. - 1906. - 243 е.; - Вып. 2. - 1908. - 180 е.;-Вып. 3.-1910.-138 с.
27. A.M. Горький нижегородских лет: Воспоминания / Сост. А.И. Елисеев; науч. ред. С.С. Зимина. Горький: Волго-Вятский кн. изд-во, 1978.-335 с.
28. Балика Д.А. Философские интересы молодого М. Горького // Горьковский сборник (К 100-летию со дня рождения): Ученые записки Горьковского Гос. педаг. института. Вып. 110. - 1968. -С.77.
29. Балухатый С.Д. Фельетоны Иегудила Хламиды в «Самарской газете»: (Из истории ранней публицистики М.Горького). Стиль раннего М.Горького // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики: Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 244-278, 279-301.
30. Баранов В.И. Огонь и пепел костра: М.Горький: Творч. Искания и судьба. Горький: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1990. - 367 с.
31. Барахов B.C. Искусство литературного портрета: Горький о В.И. Ленине, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове. М.: Наука, 1976. - 184 с.
32. Барахов B.C. Драма Максима Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2004. -382 с.
33. Белкина Н. В творческой лаборатории М. Горького. М.: Советский писатель, 1940. С. 106.
34. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1989. 543 с.
35. Богданович А.Е. Из жизни Алексея Максимовича Пешкова// Елисеев А. М. Горький на родине. / Сборник воспоминаний. Горький, 1937. С. 100-101.
36. Браз Т.А. «Мать»ю Пьеса в 5-ти действиях. По повести М.Горького. Инсценировка Т.Браз. М.: Искусство. - 1940. - 260х.
37. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип/ Проф. С.Н. Булгаков. — Варшава: Добро, 1929. 39с.; 17 см. - (Христианство, атеизм и современность; №10). - С. 13.
38. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж, 1953. - С. 7-117.
39. Буренин Н. Из жизни большевистского подполья. Библиотека «Огонек», М., 1933. С. 23-24.
40. Буренин Н.Е. Памятные годы. Воспоминания. Л.: Лениздат, 1967. -356 с.
41. Быковцева Л.П. Горький в Италии. М.: Сов. писатель, 1975. - 400 с.
42. Бялик Б.А. Творчество М. Горького в советскую эпоху. М.: Госкультпросветиздат, 1956. - 76 с.
43. Бялик Б.А. Властители дум и чувств. В.И. Ленин и М. Горький. М.: Советский писатель, 1970. 248 с.
44. Бялик Б.А. «Все в человеке, все для человека!» // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма / ИМЛИ. М.: Наука, 1977. С. 123-152.
45. Бялик Б. Дело Власовых и дело Артамоновых /БВЛ. Серия 3. М., 1967. Т.148. С. 27.
46. Бялик Б.А. Почему полуправда хуже неправды.// Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып.2. — М., 1989. — С. 79-120.
47. Вайман С. Человек и идея. Перечитывая горьковскую «Мать».// Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.-С. 37-64.
48. Вайнберг И.И. Горький, знакомый и незнакомый // Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. 1990. -С.3-74:
49. Вайнберг И.И. Роман «Мать»: История и судьба // Горький М. Мать. -М.: Книга, 1986. С. 390-409.
50. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. -344 с.
51. В.И.Ленин и А.М.Горький. Письма. Воспоминания. Документы. -Изд. третье, дополненное. М.: Наука, 1969. - 497 с.
52. Волков А.А. А.М.Горький и литературное движение советской эпохи. -М.: Сов. писатель, 1958. 664 с.
53. Волков А.А. Ленин и Горький. М.: Современник. 1974. С. 152.
54. Вопросы горьковедения («Мать» М. Горького): Межвузовский сборник. Вып. Г. Горький, 1974. 228 с.
55. Вопросы горьковедения: Межвузовский сборник. / Горьк. ун-т. -Горький: Изд-во ГГУ, 1985. -112 с.
56. Воровский В. Из истории новейшего романа / Максим Горький // Статьи о русской литературе (Вступит. Статья и сост. И. Черноуцана; примеч. Л. Птушкиной, О. Семеновского, И. Черноуцана. М.: Худ. лит., 1986. С. 270.
57. Боровский В. Статьи о русской литературе (Вступит. Статья и сост. И. Черноуцана; примеч. Л. Птушкиной; О. Семеновского, И. Черноуцана. М.: Худ. лит., 1986. С. 271.
58. Голубков М.М. Максим Горький. Mi: Изд-во Мое. Ун-та, 1997. -93 с.
59. Горький. Материалы и исследования. Т.З. 1941.С.292.
60. Горький и его эпоха. Материалы и исследования / АН СССР, Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. — Вып. 1,2. М.: Наука, 1990.
61. Вып;3: Неизвестный Горький (к 125-летию со дня; рождения). М.: Наследие, 19941- 326 с.
62. Вып. 4: Новый взгляд на М.Горького. М: Наследие, 1995.-260 с.
63. Вып.5: М; Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным; Зиновьевым, Каменевым, Короленко. — М.: Наследие, 1998. -342 с.
64. Вып. 6: Вокруг смерти Горького. (Документы, факты, версии). М.: Наследие, 2001. - 360 с.
65. Вып.7: М.Горький и его корреспонденты. М.: ИМЛИ РАН, 2005. -680 с.
66. Вып. 8: Публицистика М.Горького в контексте истории. М.: ИМЛИ РАН, 2007. - 639 с.
67. Вып. 9: Концепция мира и человека в творчестве М.Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 448 с.
68. Горьковские чтения. Т. 1-Х. - М: АН СССР, 1940-1968.
69. Горьковские чтения 2002: «Максим Горький и литературные искания XX столетия». / Материалы Международной конференции. Н.-Новгород: Изд-во НГУ, 2004. - 670 с.
70. Горьковский сборник (К 100-летию со дня рождения М.Горького) / Ученые записки. Вып. 110. Серия Филологических наук. Волго-Вятское изд-во, 1968. 312 с.
71. Грачева A.M. К вопросу о типологии романа М.Горького «Мать» // Горьковские чтения 1988: Материалы конф. / Горьк. ун-т и др. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. - 176 с.
72. Гречнев В.Я: Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького (воспоминания о писателях). М.; Л.: Наука, 1964. — 132 с.
73. Гронский И. Из прошлого. М., 1991. - 346 с.
74. Груздев И. Горький. Л.: Молодая гвардия, 1958. - 366 с.
75. Груздев И. Горький и- его время. 1868 1896. / Издание третье, дополненное. М.: Художественная литература, 1962. - 700 с.
76. Десницкий В.А. М.Горький. М.: ГИХЛ, 1935. С. 150.
77. Десницкий В.А. М. Горький: Очерк, жизни и творчества. М: Гослитиздат, 1959. — 479 с.
78. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. 4.V. Издание второе, исправленное, дополненное. М., Христианская литература, 2003. С. 365.
79. Егорова Ю.М. Отражение христианских идей в повести Горького «Мать» // Горьковские чтения 2004: «Творчество t Максима' Горького в, социокультурном контексте эпохи». / Материалы Международной конференции. Н.-Новгород: Изд-во НГУ, 2006. - С. 165-171.
80. Егорова Ю.М. Проблема человеческого- самосознания в повести" Горького. «Мать» // Горьковские чтения 2006: «Человек и мир в творчестве М; Горького»./ Материалы» Международной конференции. Н.-Новгород: Изд-во НГУ, 2008. - С. 94-99.
81. Егорова Ю.М1 Из истории текста повести М. Горького "Мать" // Русская литература XX века: актуальные вопросы текстологии иисточниковедения. Материалы Первого Международного текстологического семинара: Москва, ИМЛИ РАН. 2009. С. 226230.
82. ЕгороваЮ.М. Повесть «Мать»: от замысла к воплощению // Вестник Ставропольского госуд. Унив-та. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — Вып.62.(3). С. 67-71.
83. Жак JI. От замысла к воплощению (в творческой мастерской Горького). М: Сов. писатель, 1983. - 272 с.
84. Иванов JH.H. Мифотворчество русских писателей (М. Горький, А.Н. Толстой). — Ярославль, 1997. С. 5.
85. Иокар Л.Н. Роль Горького в^ сохранении культурного наследия // С любовью и тревогой: Ст. очерки, рассказы. М.:, Сов. писатель, 1990.-С. 68-73.
86. Кайгородова В.Е. Мир глазами автора* и героев в романе А.М.Горького «Мать». // Проблема характера в советскойлитературе./ Межвуз. сб. научи, трудов. Челябинск. 1988. - С. 3340.
87. Кайгородова В.Е. Новый человек и вечные ценности в повестях М.Горького 1900-х годов // Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение. / Межвуз. сб. науч. тр./Перм. пед. ин-т.-Пермь, 1989. С.107-115.
88. Калустова Н.Г. Путь М. Горького к «Матери». // Проблемы творческого метода. / Тюменский гос. ун-т. — Тюмень. 1981. -С.29-38.
89. Калустова Н.Г. Истоки женского образа в романе М.Горького «Мать» // Вопросы литературы народов СССР: Респ. межвед. науч. сб. / Одес. Ун-т. Киев; Одесса: Вища шк., 1989. Вып. 15. - С. 49-59.
90. Касторский С.М. Горький художник. Очерки. - М.: ГИХЛ, 1963. -348 с.
91. Касторский С. «Мать» М Горького. Творческая история повести. Л, ГИХЛ, 1940. С. 71.
92. Касторский С.М. Повесть М.Горького «Мать», ее общественно-политическое и литературное значение. Л.: Учпедгиз: 1954. С. 58.
93. Касторский С.М. Статьи о Горьком. Изд. 2, перераб. и доп. - Л.: Сов. писатель, 1958. - 601 с.110! Катаев В.Б. Реализм и натурализм // Русская-литература рубежа веков (1890-е нач. 1920-х гг.) // Кн.1. М.: Наследие, ИМЛИ РАН. 2000. С. 218;
94. Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская* литература рубежа веков (1890-е — нач: 1920-хгг.): -Кн.1. М.: Наследие, ИМЛИ РАН. - 2000: - С.13.
95. Келдыш В:А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. -280 с.
96. Колганова А.А. От потерянных людей до Павла Власова // Вослед чужому гению. -М.: Прометей, 1989. С. 186-209.
97. Колобаева JI.A. Точка зрения героини в романе М.Горького «Мать»./Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. - Филология. - 1976. - №4 -С. 3-9.
98. Колобаева JI.A. Автор и герой в романе М.Горького «Мать».//Актуальные проблемы соцреализма./ Под ред. И.Волкова, Р.Кузнецовой, В.Фатющенко. М., 1981. - С. 188-191.
99. Колобаева JI.A. Концепция личности в творчестве М.Горького./ Учебно-методич. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 56 с.
100. Курылев Ю.И. Философско-этические воззрения А.М.Горького. -Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1988. 152 с.
101. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. С. 513526.
102. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1937. С. 329.
103. Лосев А.Ф. Проблема* символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. С. 8.
104. Лосев А.Ф. Философия'имени. М., 1927. - С. 32-162; 206-246.
105. Луначарский А.В. Великий переворот (Октябрьская революция). 4.1. Пб.: Изд. З.И. Гржебина, 1919. С. 43.
106. Луначарский А.В. Религия и социализм. 4.2. СПб.: Изд. Шиповник, 1911. С. 388.
107. Луначарский А.В. Статьи о М. Горьком. М.: Гослитиздат, 1958. -110 с.
108. Максим Горький в воспоминаниях современников: В 2-х т. — М.: Художественная, литература, 1981.
109. Максим Горький и его» современники // Куприяновский П.В*. М. Горький и журнал «Северный вестник».— Л., 1968. С. 27.
110. Максим Горький. Из литературного наследия: Горький и еврейский вопрос. Иерусалим. 1986. С.115, 119.
111. Максим Горький: PRO ЕТ CONTRA/ Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890-1910-е гг. С.-Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 857 с.
112. Масарик Т. Россия и Европа: Эссе о духовных течениях в России. T.III. 4.2-3. СПб.: РХГИ, 2003. С. 407-408.
113. М. Горький в эпоху революции 1905 1907 годов. Материалы, воспоминания, исследования. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957.-410 с.
114. М. Горький и А.Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания. / Сборник материалов. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. - 287 с.
115. М. Горький и В. Короленко. Переписка. Статьи. Высказывания. / Сборник материалов. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. - 287 с.
116. М. Горький о литературе. / Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1953. - 868 с.
117. Меньшиков М.О. Красивый цинизм. Критические очерки о произведениях М: Горького. СПб., 1902. 185 с.
118. Михайловский Б.В. Творчество М.Горького и мировая литература: 1892 1916. М., 1965. - 36-39.
119. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. М.: Просвещение, 1969.-335 с.
120. Михеева И.Н. Проблемы пролетарской и буржуазной морали в творчестве А.М.Горького // Очерки этической мысли в России конца-XIX начала XX,века / АН1 СССР. Ин-т философии. Ml: Наука, 1985. С. 217-231.
121. Муратова К.Д. Сопутники (В. Вересаев и М. Горький) / Максим Горький и его современники. Л1., 1968.— С.54.
122. Муратова К.Д. М. Горький в борьбе за развитие советской литературы. М.-Л.: АН СССР, 1958. - 485 с.
123. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. -М.: Прогресс, 1986. 640 с.
124. Наследие М.Горького и современность. М.: Наука, 1986.
125. Нечаев В. О христианских именах.//Душеполезное чтение. М., 1861.-4.1.-С.42-70.
126. Никё М. Горький еретик и богостроитель. // Une Confession. Roman. - PHEBUS. - Paris. - 2005. - P. 9-23.
127. Никё M. Ницшеанский пласт в «Исповеди» М. Горького // Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 35-39.
128. Никитин А. Находки в семейном архиве: По! страницам неопубл. рукоп. Петра Заломова // Истоки. 81: Портр., очерки, этюды. Воронеж: Центр.-Чернозем. Кн. изд-во, 1981. С. 85-93.
129. Нович И. М. Горький в эпоху первой русской революции. М.: ГИХЛ, 1960-462 с.
130. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути. От М. Горького до В. Шукшина. М.: Современник, 1977.-479 с.
131. Овчаренко А.И. О положительном герое в творчестве М. Горького 1892-1907. Статьи. М.: Советский писатель, 1956. 588 с.
132. Овчаренко А.И. Публицистика М. Горького. Изд. 2-е. М.: Советский писатель. 1965. С. 53-79.
133. Пиковская А.П. Буревестник революции // В бой роковой.: Путеводитель по местам револ. Славы нижегородск. Пролетариата. Горьк.: Волго-Вят. Кн. изд-во, 1977. С. 55-78.
134. Письма A.M. Горького к М. Хилквиту // Горьковские чтения. 1959-1960. М: Изд-во АН СССР, 1962.
135. Плеханов Г.В. Еще о религии' // Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры: Избр. Произведения и извлеч. Из тр. М: Мысль, 1977. С. 224-269.
136. Плеханов Г.В. Искусство^ и литература. М.: ОГИЗ. Государственное издательство Художественной литературы, 1948. С. 757.
137. Поссе В.А. Мой жизненный путь. М.: ЗИФ, 1929. - 326 с.
138. Равдин Б.Н. К проблеме «Горький и Ницше» // Четвертые Тыняновские чтения: Тез докл. И материалы для обсуждения / Ин-т философии и права. Рига: Зинатне, 1988. С. 17-20.
139. Революционное движение в Н: Новгороде и Нижегородской, губернии в 1905-1907 гг.: Сб. документов и материалов. Горький. 1955. С.239.
140. Революционный-путь Горького. М., ГИХЛ, 1933. С. 48.
141. Резников JI.Я. Антиисторизм ругателей М.Горького // История советской литературы: Новый взгляд: По материалам Всесоюз. науч.-творч. конф. / АН СССР. ИМЛИ; Союз писателей СССР. 4.1. М. Наука, 1990. С. 179-198.
142. Резников Л.Я. Атеистические заветы Максима Горького // Учащимся о религии: Сб.: Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 82-92.
143. Речи нижегородских рабочих на суде. Изд. 2-е. Книгоизд. «Борьба», 1906. С. 18, 19.
144. Романова С.Н. Нравственный мир героев романа «Мать» // Горьковские чтения 1986: Материалы конф. - Ч. 2. / Горьк. ун-т и др. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1987. — 176 с.
145. Сергиевский И. Избранные работы. / Статьи о русской литературе. -М.: Гос. изд-во Худож. литературы, 1961. 344 с.
146. Серебрянский М. Литературные очерки (Статьи о Советской литературе). М.: Советский писатель, 1948. С. 18-19.
147. Синявский А.Д. Роман М.Горького* «Мать» как ранний образец социалистического реализма.// Избавление от миражей. Соцреализма сегодня. М:, 1990. - 87 с.
148. Синявский А. Д. Что такое социалистический реализм // Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003. 418 с.
149. Современники о Горьком: Воспоминания, письма, очерки / Сост. С.И.Сухих. Горький: Волго-Вят кн. изд-во, 1988. - 255 с.
150. Спиридонова Л:А. М. Горький: Диалог с историей. М.: Наследие, - 1994.-320 с.172: Спиридонова^ Л.'А. М: Горький: Новый взгляд. М.: ИМЛИ РАН, 2004.-264 с.
151. Спиридонова1 Л.А. Новое о Горьком // История советской литературы: Новый взгляд: По материалам Всесоюз. науч.-творч.конф. / АН СССР. ИМЛИ; Союз писателей СССР. 4.2. М.: Наука, 1990. С. 79-89.
152. Спиридонова JI.A. Повесть «Мать» как евангелие новой веры // Литература, культура и фольклор славянских народов / Материалы конференции к XII Международному съезду славистов. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 157-174.
153. Стиль Г. Мировое значение романа «Мать» // Брехт Б. О литературе. М.: Худож. лит., 1977. С. 266-267.
154. Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель, 1988.-512 с.
155. Тагер Е.Б. Творчество М. Горького советской эпохи. М.: Наука, 1964.-378 с.
156. Тарасова А.А. Из творческой лаборатории Горького. М.: Наука, 1964. - 157 с.
157. Толстой Л.Н. о литературе (статьи, письма, дневники). / Речь в обществе любителей российской словесности. М.: Изд-во «Худ. литература», 1955. С. 501
158. Трифонов Н.А. А.В: Луначарский и М. Горький (К истории литературных и личных-отношений до Октября)/ Максим Горький и его современники. Л., 1968.— С.114.
159. Уайл И. Максим Горький. Взгляд из Америки: Книга о жизни и творчестве./ZIrwin Weil. Gorky. His Literary Development and Influence on Soviet Intellectual life. Random House. New York. - 1966. - 124 p.
160. Удодов А.Б. Русская литература XX века: поиск ориентиров. -Воронеж, 1995.-260 с.
161. Фортунатов Н.М. Чехов и нижегородцы. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1982.-160 с.
162. Хоменко Н.И. Свободное слово и сердце матери: (Из истории наблюдений над поэтикой романа М. Горького «Мать») //
163. Литература Дальнего Востока и проблемы реализма / Хабар. Пед. Ин-т. Хабаровск, 1976. С. 54-67.
164. Хороша М. Толстой о Горьком // На литературном посту, 1928. №10.
165. Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М.: Наследие, 1997. - 344 с.
166. Шахнович М.И. A.M. Горький о происхождении религии. — Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. I. Изд. АН СССР, М.-Л., 1957.
167. Эйхенбаум Б.М. Писательский облик М.Горького // Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. С. 437-442.
168. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 298 с.
169. Scherr Barry P. Maxim Gorky. Boston. 1988. P. 45.
170. V. Газетные н журнальные публикации
171. Адамович Г. Максим Горький // Лит. обозрение. 1992. - №5-6. -С. 36-50.
172. Александров В. Образ матери // Лит. критик. 1937. - №6.
173. Алексеева Л.Ф. Произведения М.Горького, которые любил В.И.Ленин // Лит. в школе. 1988. - №3. - С. 5-12.
174. Анастасьев Н. Диалог (Советская литература и художественный опыт XX века) // Вопр. литературы. 1983. - Март. - №3. - С. 62104.
175. Андреевич Е.А. Соловьев. О Нитче // Жизнь. 1901. Т.4. С. 229, 309.
176. Афанасьев В. Неизвестный отзыв JI. Андреева о романе Горького «Мать» // Вопр. литературы. 1960. - Июнь. - №6.
177. Балатова Е. Мать и сын // Лит. Россия. 1963. - 27 дек. - №52.
178. Баранов В.И., Баранова Н.Д. Повесть «Мать» и творчество Горького 20-х годов // Вопросы горьковедения. Горький. - 1974. -№5.-С. 24-57.
179. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» М.Горького// Изв. РАН. Серия литература и язык. 1993. - №4.
180. Басинский П.В. Логика гуманизма: (Об истоках трагедии Максима Горького) // Вопр. литературы. 1991. - №2. - С. 129-155.
181. Богданова Т. Символика высоких обобщений // Сов. культура. — 1960.20 дек.-№150.
182. Бонч-Бруевич В. Максим Горький и царская цензура // На литературном посту. 1926. - №4.
183. Бугров Б., Гиленсон Б. Метод, стиль, мастерство //Вопр. литературы. 1967. - Окт. - №10: - С. 244-247.
184. Бялик Б. Героическая поэма о рабочем классе (К 70-летию романа М. Горького «Мать») // Лит. газета. 1976. - 21 июля. - №29.
185. Бялик Б. Обращаясь к Горькому. «Мать» в Театре на Таганке // Лит. газета. 1969. - 25 июня. - №26.206:Бялик Б. Так начиналась повесть «Мать» // Лит. газета. 1970. - 24 июня. - №26.
186. Вайман; С. Под руинами соцреализма: Человек и- идея в повести «Мать»-// Лит. обозрение. 1991. - №12. - С. 26-33.
187. Вахрушев В. Максим Горький канонический и; неканонический: О разн. Ред. Романа «Мать» и очерка «В.И.Ленин» // Волга. - 1990. -№4.-С. 169-177.
188. Вестник жизни. 1907.- №1.- С. 139.
189. Буль Р. «Я желаю объяснить все причины.» (Речь П.А. Заломова в суде по делу о демонстрации 1 Мая 1902 года в Сормове) // Лит. газета. 1975. - 30 апр. - №18.
190. Галаган Г.Я. Л. Толстой 1900-х годов и роман М. Горького «Мать» // Русская литература. 1983. - №1. - С. 152-158.
191. Голубков М.М. Герой и его время в романе М.Горького «Мать»: (К 30-летию создания романа) // Лит. в школе. 1986. - №3. - С. 11-18.
192. Горький М. Вчера и сегодня // Лит. обозрение. 1987. - №11. - С. 103.
193. Горьковская коммуна. 1936. — 20 июня.
194. Давыдов О. Болотная мать. Максим Горький как религиозный писатель II Независимая газета. 1996. - 6 июня.
195. Дементьев А. Книга о социалистическом реализме // Лит. газета. -1951. 4 авг. - №92.
196. Десницкий В. Историческое значение романа М. Горького «Мать» // Лит. учеба. 1933. - №2.
197. Желтова Н.И. Роман Горького «Мать» и статья А.И.Ленина «Предисловие к русскому переводу писем К.Маркса к Л.Кугельману» // Рус. литература. 1985. - №4. - С. 108-110.
198. Жуков И. «Мать»: История создания. // Коме, правда. 1983. - 27 марта.220.3абурдаев Н. Молодому поколению. Неизвестные письма П.А. Заломова // Правда. 1968'. - 22 окт. - №296.
199. Заломов П. Мои встречи с A.M. Горьким // Лит. газета. 1937.-27 сентября.222.3аломов П. Ясный путь //Лит. газета. 1950. - 1 мая.
200. Искандер Ф. О повести М.Горького «Мать» // Юность. 1987. -№9.
201. Касторский С. Ниловна // Звезда. 1938. - №6.
202. Касторский С. У истоков социалистического реализма («Мать» М. Горького) // Звезда. 1949. - №3.
203. Клюге Р.-Д. О русском авангарде, философии Ницше и социалистическом реализме // Вопр. литературы. 1990. - №9. - с. 64-78.
204. Козьмин М. Книга, зовущая к борьбе (Роман A.M. Горького «Мать» во Вьетнаме) // Коме, правда. 1968. - 5 март. - №54.
205. Колобаева JI.A. Горький и Ницше // Вопр. литературы. 1990. -№10.-С. 162-173.
206. Колобаева JI.A. «Точка зрения» героини в романе М. Горького «Мать» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. - Филология. - 1976. - №4. -С. 3-9.
207. Колодный JI.E. Двуглавый Буревестник // Моск. правда. 1990. -14-16 окт.
208. Конов Ф. Памятная встреча с Заломовым // Правда. — 1969. 8 янв. -№8.
209. Косолапов Г. Книга, обошедшая весь мир: Роману М. Горького «Мать» 70 лет // Горьк. Правда. - 1976. — 30 мая; Веч. Новосибирск. — 1976. — 3 июня; Звезда Прииртышья. Павлодар. -1976. -4 июня; Новгород. Правда. - 1976. - 10 июня.
210. Лилиенфельд Ф. В поисках идеала // Вопр. литературы. 1989. -№6.-С. 186-199.
211. Литературная Россия 1967-№3- 13 янв - С.7.
212. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура // Ученые записки Тартуского ун-та. Труды по знаковым системам. - Тарту. -1973.-№6.-С. 249-303.
213. Луначарский А. Литературные силуэты. М,-Л.: Госиздат, 1925. С. 139.
214. Макаров А. А. Движение писательской мысли: О работе М.Горького над повестью «Мать» // Рус. речь. 1987. - № 3. - С. 1623.
215. Макарова О. Пансо ставит Горького // Сов. культура. 1968. - 10 февр. -№18.
216. Малюгин В. Герои повести «Мать» // Литература и жизнь. 1959. -29 апр. -№51.
217. Мезенцев П. Уроки Максима Горького: К 80-летию романа «Мать» //Наш современник. 1987. -№11. - С. 157-160.
218. Митин Г. Вредоносны ли мечты Горького? // Лит. Россия. 1989. — 10 марта.
219. Митин Г. Евангелие от Максима// Литература в школе. — 1989. -№4 С. 48-65.
220. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство. -1903.-№4.
221. Муромский В.П. Все дальше от канона. Новые труды о Горьком // Русская литература. СПб., 1997. - №1. - С.253.
222. Никё М. Влиял ли Ницше на Горького // Slavica. OCCITANIA. -Toulousa. 2006. - № 22. - С. 401-426.
223. Никитин А. По следам «Джона Графтона» // Правда. 1981. - 3 окт.
224. Никитин А. Слово о матери: Как была найдена неизвестная речь Петра Заломова: 1971. //Горьковская правда. — 1976. 30, 31 марта.
225. Новикова Е. Еще раз о Горьком, или в поисках истины // Учит, газета. 1990. - 13 марта.
226. Образование. 1903. - №8. - Отд.Ш. - С.89.
227. Общественные науки в России. РЖ «Литературоведение». Серия 7. М.: РАН Институт научной информации по общественным наукам, 1992. №4. - 142 с.2540 литературном наследстве А.М.Горького // Правда. 1936. - 19 июня.
228. Ольховский Е. «Видеть человека человеком.» // Нева. - 1983. -№8.-С. 198-200.
229. Паниев Н. Правнучка Ниловны // Лит. газета. 1958. - 17 июня. -№72.
230. Погодин К. Герой повести не выдуман // Правда. 1969. - 29 сент. - №272.
231. Полевой Б. Живые герои советской литературы // Правда. 1954. -23 окт. -№296.
232. Родоначальник социалистического реализма: Горьковские традиции живут и побеждают // Известия. 1978. - 26 марта.
233. Рыбаков В. Это было в Сормове // Правда. 1962. - 1 мая. - №121.
234. Рымин Н. Роман «Мать» в Болгарии // Горьк. правда. 1976. - 3 авг.
235. Савинкова Т.В. Революция 1905-1907 годов и образ героической личности в советской литературе // Рус. литература. 1986. — №1. -С. 241-247.
236. Сарнов Б. Роман «Мать» // Огонек. 1988. - №19.
237. Скобелев П. «Очень своевременная книга.» // Учит, газета. -1976.- 17 июня.
238. Стиль А. Горький и авангард // Иностранная литература. 1968. -Июнь.-№6.- С. 185-187.
239. Стишова JI. Волжский сокол // Октябрь. 1968. - Март. - №3. - С. 202-207.
240. Стишова JI. Заломовы // Литература и жизнь. 1960. - 6 марта. -№29.
241. Сурганов Вс.А. С тревожной думой о России: Ленин и Горький. Попытка восхождения к истокам одной полемики // Лит. обозрении. -1988.-№8.-С. 16-25.
242. Тагер Е.Б. О художественном мастерстве Горького // Октябрь. -1951.-№11.-С. 164-176.
243. Тахо-Годи А.А. Миф и символ в сказке Горького «Девушка и смерть» // Филологии, науки. 1968. - Апр. - №4. - С. 3-11.
244. Точеный О. Пламенное сердце революционера // Книжное обозрение. 1977. - 29 апр. - №17.
245. Трауберг Л. Слово о фильме «Мать» // Советский экран. 1976. -Ноябрь. - №22. - С. 14-15.
246. Федосова И. Вглядимся в улицы города: Ниж. Новгород и Сормово в романе М.Горького «Мать» // Горьк. правда. 1988. - 7 мая.
247. Форрестер С. «Мать» Горького- как литературный источник повести Чуковской «Софья Петровна» // Вопросы литературы. — 2009. Сентябрь-Октябрь. - №5. - С. 241-261.,
248. Чикин В. Возвращение Павла (Послесловие к повести М. Горького «Мать», составленное из писем П. Заломова к своим друзьям) // Коме, правда. 1967. - 12 мая. - №110.
249. Чикин В. «Заломова видите? Поклонитесь» (Три встречи Максима Горького со своим главным героем) // Моск. комсомолец. 1968. -28 март. - №73.
250. Чикин В. Знаменитый сормович // Коме, правда. 1957. - 15 мая. -№113.
251. Шевелев Э. Своевременная книга: К истории создания и изд. романа «Мать». // Аврора. 1986. - №6. - С. 3-13.
252. Шкловский В. Революция была его героем //Лит. газета. 1970. — 4 февр. - №6.
253. Эйкалович Г. Родословная Софии // Новый журнал. Нью-Йорк. -1986.-№164.-С. 221-222.1. VI. Интернет-издания
254. Басинский П. К вопросу о «ницшеанстве» М. Горького // http: www.som,fio.ru/getblob.asp?id
255. Столешников А.П. Максим Горький Иегудил Хламида //http: www.zarubezhom.com/gorky.htm
256. Отношения Горького и Ницше // www.philology.ruslibrary.ru1. ОГЛАВЛЕНИЕ J y
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.