Поэтика романов А. Дюма "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Сорок пять" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Вышкин, Александр Львович

  • Вышкин, Александр Львович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 161
Вышкин, Александр Львович. Поэтика романов А. Дюма "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Сорок пять": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Самара. 2009. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вышкин, Александр Львович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТРИЛОГИЯ А.ДЮМА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

1.1. Проблемы изучения исторического романа 10 1.2 Соотношение черт исторического и приключенческого романа в трилогии

1.3. Отступления от исторической достоверности в трилогии.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ИГРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОМИНАНТА РОМАНОВ ДЮМА

2.1. Названия романов и глав как форма игры (к проблеме композиционной целостности трилогии).

2.2. Образ автора в трилогии.

2.3. Черты карнавала в трилогии.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романов А. Дюма "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Сорок пять"»

Романное творчество Александра Дюма-отца, на протяжении уже более полутора столетий привлекающее стойкий интерес читателей не только у себя на родине, но и во всем мире, не получило того внимания литературоведов, какого оно безусловно заслуживает. И дело не только в пусть медленно, но все же преодолеваемой репутации «несерьезного», «массового», «развлекательного», а то и «второсортного» писателя, которой классик французской литературы удостоился в первую очередь как раз по причине своей необыкновенной популярности. Мысль о том, что произведения Дюма заслуживают серьезного изучения, давно уже не нуждается в доказательствах; более того, стало уже очевидным, что без обращения не только к «феномену Дюма», но и к его творчеству невозможен серьезный разговор об истории французской литературы XIX столетия. Не случайно имя А.Дюма все чаще встречается в работах, ориентированных на типологическое обобщение [Литвиненко 1999, Stendhal etc.]. Вместе с тем, сам ракурс обращения литературоведов к творчеству Дюма по-прежнему остается достаточно ограниченным: принципиальное большинство исследований, посвященных романам писателя, ориентировано на изучение истории в творчестве Дюма, исторической достоверности / недостоверности созданных писателем образов, соотношению истории и вымысла в его романах [Рябов, Бейнарович, Florescu, Bassan] либо феномену популярности Дюма, авантюрному элементу в его романах, роли творчества Дюма в истории приключенческой литературы [Frigerio, Буянов], в то время как вопросам собственно поэтики романов писателя, в особенности вопросам романной техники, уделяется гораздо меньше внимания. Неравномерно распределяется внимание исследователей творчества

Дюма и среди романов писателя: два самых известных произведения, пользующиеся устойчивой репутацией вершины творчества Дюма, заслонили остальные его романы, и подавляющее большинство работ связано с трилогией о мушкетерах, в первую очередь, разумеется, с романом «Три мушкетера», и с романом «Граф Монте-Кристо», тогда как другие произведения писателя привлекают внимание исследователей лишь эпизодически.

Между тем очевидно, что романная техника А.Дюма заслуживает специального внимания.

Объектом исследования в этой работе является романное творчество А.Дюма. Предметом исследования стала поэтика трилогии, образуемой романами «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848). Представляется, что интерпретация этих произведений, созданных в период важного для французской действительности и французской литературы перелома, может оказаться полезной не только в рамках изучения творческого наследия одного из величайших французских писателей, но и для понимания изменений в самом романном мышлении эпохи.

Материалом исследования послужили романы А.Дюма «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848). В качестве дополнительного материала привлекались другие романы, исторические пьесы и очерки писателя.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения романного творчества Александра Дюма в контексте эволюции жанра исторического романа, а также недостаточной изученностью романной техники писателя в отечественном литературоведении.

Научная новизна определяется тем, что романная трилогия «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848) впервые рассматривается как единое целое и в контексте эволюции французского исторического романа. Впервые анализируются карнавальные мотивы и образы в романах Дюма.

Цель работы - анализ романной техники Александра Дюма в контексте эволюции французского исторического романа XIX века .

Достижение этой цели потребовало решения ряда задач:

1. Изучение теоретических работ по проблемам генезиса и поэтики исторического романа;

2. Исследование временной организации романов и анализ черт авантюрного хронотопа в романах;

3. Изучение взглядов Дюма на историю и его отношения к современной исторической науке;

4. Выявление и анализ отступлений от исторической достоверности (хронологические нарушения, неточности в обрисовке исторических фигур) в романах трилогии; Ч

5. Анализ трилогии с точки зрения целостности; выявление сквозных мотивов и образов, а также других способов обеспечения целостности трилогии;

6. Исследование авторских отступлений, их функций и специфики;

7. Изучение способов создания образа в романе;

8. Исследование черт карнавала (М.М.Бахтин) в романах (пиршественные образы, праздничность, мотив смены верха и низа, смех, образ шута / трикстера и др.).

Теоретической основой исследования стали структурно-семиологический, сравнительно-типологический методы. В работе использовались исследования по истории литературы и по теории романа

Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина, Н.Т.Рымаря, Н.А.Литвиненко, А.Л.Гринштейна, Б.И.Реизова, Н.Т.Тамарченко, Г.В.Заломкиной, Н.Д.Садомской, В.А.Лукова.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования полученных результатов в лекционных курсах по истории французской литературы XIX века, при подготовке семинаров и спецкурсов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Вышкин, Александр Львович

Выводы по 2 главе

В заглавие всех трех романов вынесено имя персонажа. При этом ни в одном из романов персонаж, имя которого вынесено в название, не является ведущим протагонистом романа и не может рассматриваться как его главный герой. Предметом игры, в том числе и игры, обеспечивающей композиционную целостность трилогии за счет создания перекличек между различными эпизодами и смыслами романов, становятся также и названия глав.

Многочисленные авторские отступления в ' романах «смягчают» доминирующее положение автора по отношению к читателю, устанавливая между автором и читателем отношения равенства, основанного на сотрудничестве и переосмысляя доминирующее положение автора в романе.

Важной функцией вмешательств автора в повествование, обращений к читателю становится установление связей между различными эпизодами или главами внутри романа, а также между романами трилогии.

Карнавальные мотивы и образы составляют важнейшую черту поэтики Дюма и в полной мере, хотя и в неодинаковой степени, проявились во всех трех романах.

Атмосфера праздника как важнейшей черты карнавала чрезвычайно важна для всех трех романов. При этом карнавальная образность в романе претерпевает существенную трансформацию: праздник, пир, увеселение ассоциируются в романах трилогии уже не с радостью и рождением (эросом), как в карнавальной культуре, но со смертью.

Большое значение для поэтики трилогии имеют мотив увенчания / развенчания карнавального короля, реализуемый, в частности, посредством сопоставления образов Генриха III и Шико, а также образа Генриха Наваррского, постоянно демонстрирующего скромность, недостаток честолюбия, отсутствие притязаний на трон, искусно разыгрывающего простака и недотепу. И Шико, и Генрих Наваррский выступают в трилогии в качестве трикстера. С мотивом увенчания / развенчания короля связан и мотив маски (переодевания), занимающий в романах важное место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Романы А.Дюма «Королева Марго», «Графиня Монсоро» и «Сорок пять» образуют трилогию, объединенную в первую очередь единством и последовательностью событий, выступающих в качестве исторического фона романов. При этом отношение между основной сюжетной линией и историческим фоном, степень и характер взаимосвязанности сюжета романа и воспроизводимых в нем исторических событий, функции и сюжетная значимость образов реальных исторических персонажей в каждом из трех романов оказываются неодинаковыми. Характер и степень связанности (циклизованности) романов также различаются: на сюжетном уровне и на уровне преемственности образов персонажей романы «Графиня Монсоро»и «Сорок пять» соединены более жестко, чем «Королева Марго» и «Графиня Монсоро». Способом объединения романов в целое (циклизации) являются: а) преемственность исторических событий, описываемых или упоминаемых в романе; б) эксплицитные отсылки к тем или иным эпизодам или персонажам из предыдущего романа, реализуемые в виде обращений к читателю; в) образы персонажей, действующих в романах; г) авторские комментарии, реализуемые в обращениях к читателю.

Роман «Королева Марго» задуман как первая часть тетралогии. В эпилоге, где показано бегство Генриха Наваррского из Парижа, а также дано предсказание астролога Рене о том, что ему суждено царствование, предполагало «продолжение», в котором читатель мог бы увидеть как будущий Генрих IV начинает борьбу за престол, как этого и боялась Екатерина Медичи.

Однако в романе «Графиня Монсоро» эта сюжетная линия, намеченная в первом романе, не находит продолжения: Генрих Навварский появляется в этом романе лишь в двух небольших сценах; опасения королевы-матери на протяжении всего текста практически не упоминаются, тем более что сам этот персонаж уходит на задний план, хотя Дюма и утверждает в первой главе что . однако в дальнейшем эти слова не найдут продолжения. В романе «Графиня Монсоро» не найдут ответов и друге вопросы, поднятые в первом романе: хотя Дюма и намекает в первой главе на судьбу Де JIa Моля и Коконаса, но почти сразу же показывает, что Маргарита довольно скоро забыла о своем возлюбленном в объятиях де Бюсси д'Амбуаза, которому она каждый месяц пишет из Наварры Впоследствии Маргарита исчезает из романа, где она не играет никакой роли (хотя в действительности бегство Генриха Анжуйского, о котором рассказывается в главах LI и LII, было осуществлено с ее помощью); в романе ни разу не упоминается и ее подруга Генриетта Неверская. «Графиня Монсоро» является продолжением «Королева Марго» совсем не в том смысле, в каком «20 лет спустя» являются продолжением «Трех мушкетеров»: за исключением Франсуа, герцога Алансонского (Анжуйского), ни один из протагонистов предыдущего романа не будет играть сколько-нибудь значительной роли в втором романе.

Роман «Графиня Монсоро» принципиально отличается от романа «Королева Марго» и в художественном отношении: менее напряженная интрига, здесь гораздо больше вымысла Прежде всего, возникает ощущение, что теряется из виду первоначальная цель тетралогии; будущий Генрих IV практически не участвует в повествовании, а истинным «героем» становится бесчестный герцог Алансонский, будущий герцог Анжуйский, который и станет, фактически, главным действующим лицом трилогии, в которую превратится тетралогия, и которая закончится его гибелью. Герцог Алансонский, который в первом романе был виновником гибели де Коконнаса и де Ла Моля, здесь станет инициатором и виновником гибели де Бюсси.

В романе «Королева Марго» Дюма оставался очень близок к исторической достоверности, он не выводит на сцену персонажей полностью вымышленных или малоизвестных, как это было в «Трех мушкетерах». В романе «Графиня Монсоро» Дюма обращается с историей гораздо более свободно: большую роль здесь играют полностью вымышленные персонажи ( такие, как Горанфло) или персонажи малоизвестные, которых Дюма заставляет действовать по своему усмотрению (Шико, Бюсси, Монсоро). Таким образом, частные интриги одерживают здесь верх над историей, к которой они присоединены лишь случайным и несколько искусственным образом. Если первый роман открывается свадьбой, имеющей очевидную историческую значимость - свадьбой будущего короля Франции, а само празднование стало ловушкой для вождей гугенотов, то свадьба, которой отрывается «Графиня Монсоро», носит частный характер. В ней участвуют персонажи, не имеющие реального исторического значения, либо не имеющие исторических прототипов. Тоже можно сказать и о финальных сценах романов: казнь Де Ла Моля и Коконнаса за заговор против Его Величества . и смерть Карла IX - не только «удачные сцены» для романиста, но и заметные исторические события, произошедшие в 1574 году, тогда как смерть де Бюсси и дуэль миньонов оказываются событиями вполне случайными и не должны иметь больших последствий для государства - тем более, что в действительности они произошли не в том порядке, в котором их расположил Дюма, и с интервалом в год. Этому более свободному отношению к истории соответствует и изменение в построении системы персонажей. В романе «Королева Марго» политические интриги и любовные интриги (сюжетные линии) тесно связаны, переплетаются, что приводит к тому, что на первый план выходят сразу несколько персонажей, и на место протагониста могут претендовать и де Ла Моль и Коконнас; и Екатерина и Карл IX, и Маргарита и Генрих Наваррский и герцог Алансонский. В романе «Графиня де Монсоро» место протагониста принадлежит неоспоримо двум персонажам: Шико, который в одиночку разрушает козни Гизов, и Бюсси, герою любовного романа, столкнувшего его с Монсоро и герцогом Анжуйским, который фактически является единственным звеном, соединяющим любовную и политическую интриги (сюжетные линии).

Атмосфера праздника как важнейшей черты карнавала чрезвычайно важна для всех трех романов; не случайно два первые романа начинаются с изображения праздника, а третий - с указания на необычность ситуации, что приводит к возникновению эффекта не-обыденности, праздничности, т.е. созданию карнавального хронотопа. Упоминания или описания праздников встречаются и в самих текстах романов, как и описания застолий, пирушек, увеселений. При этом карнавальная образность в романе претерпевает существенную трансформацию: праздник, пир, увеселение ассоциируются в романах трилогии уже не с радостью и рождением (эросом), как в карнавальной культуре, но со смертью. Так, в романе «Королева Марго» свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа - в первую очередь преддверие Варфоломеевской ночи с ее убийствами и грабежами, королевская охота едва не приводит к гибели Карла, как праздник обставлена поездка двора «в гости к адмиралу», которая завершается смертельным поединком Ла Моля и Коконаса, в романе «Графиня де Монсоро» праздничные приготовления связаны с казнью Сольеда, в романе «Сорок пять» пирушка Шико и Бороме — поединком и смертью бравого капитана.

Большое значение для поэтики трилогии имеют мотив увенчания / развенчания карнавального короля, реализуемый, в частности, посредством сопоставления образов Генриха III и Шико, а также образа Генриха Наваррского, постоянно демонстрирующего скромность, недостаток честолюбия, отсутствие притязаний на трон, искусно разыгрывающего простака и недотепу. И Шико, и Генрих Наваррский выступают в трилогии в качестве трикстера. С мотивом увенчания / развенчания короля связан и мотив маски (переодевания), занимающий в романах важное место.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вышкин, Александр Львович, 2009 год

1. Dumas, A. La Dame de Monsoreau. Edition etablie par Jacques Bony. Tome1./ A.Dumas. Paris : Garnier-Flammarion, 1995. 520 p.

2. Dumas, A. La Dame de Monsoreau. Edition etablie par Jacques Bony. Tome1. / A.Dumas. Paris : Garnier-Flammarion, 1995. 476 p.

3. Dumas, A. La Reine Margot. Preface de Jean Tulard / A.Dumas. Paris : Editions Gallimard, 1994.691 p.

4. Dumas, A. Les Quarante-cinq suivi de Theatre La Reine Margot, La Dame de Monsoreau. Documents, etudes, index des lieux et bibliographic etablis par Claude Schopp. / A.Dumas. Paris : Editions Robert Laffront S.A., 1992. 1020 p.

5. Дюма, А. Генрих IV. / А.Дюма //Генрих IV. Наполеон.М.: Русь, 1992. 352 с.

6. Дюма, А. Графиня Монсоро. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 7. / А.Дюма. М.: Правда, 1991. 543 с.

7. Дюма, А. Королева Марго. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 6. / А.Дюма. М.: Правда, 1991. 647 с.

8. Дюма, А. Сорок пять. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 8. / А.Дюма. М.: Правда, 1991. 669 с.

9. Дюма, А. Соратники Иегу./ А.Дюма . М.: СЕЙМЪ, 1992. 544 с.1. Научные работы

10. O.Alexandre Dumas. Une lecture de l'histoire. Sous la direction de Arrous. P.:2003.1. .Angenot, M. Le roman populaire. Recherches en paralitterature. / M. Angenot. Montreal: Les Presses de l'Universite du Quebec, 1975. 420 c.

11. Arnaud, N. Entretiens sur la paralitterature. / N. Amaud, Paris: Plon, 1970. 319 c.

12. Autrand, M. Le Roman d'Alexandre Dumas a l'epreuve de la Revolution. / M. Autrand. // Revue d'Histoire litteraire de la France. P.: Tallandier, 1990, p. 730 p.

13. Bassan, F. Dumas pere et l'histoire. A propos du drame «La Reine Margot». / F. Bassan. // Revue d'histoire du theatre. Paris: Plon, 1987. 491 P

14. Beaumarchais, J.-P. de, Couty D., Rey, A. Dictionnaire des litteratures de langue francaise. / J.-P. Beaumarchais, D. de Couty, A. Rey. V. 1-4. Paris: Tallandier, 1987. 428 c.

15. Bernard, C. Le passe recompose: Le roman historique franipaise du dix-neuvieme siecle. / C. Bernard. Paris: Tallandier, 1996. 423 c.

16. Charpentier, J. Alexandre Dumas. / J. Charpentier. P.: Tallandier, 1950. 412 c.

17. Clouard, H., Alexandre Dumas. /Н. Clouard. P.: Albin Michel, 1955. 184 c.

18. Dictionnaire de la theorie et de l'histoire litteraires du XIX siecle a nos jours. / Sous la direction de L. Armantier. Paris, 1986. 267 c.

19. Dunn, S. Nerval et le roman historique. / S. Dunn. Paris, 1981. 183 c.

20. Fernandez, D. Les douze muses d'Alexandre Dumas. / D. Fernandez. Paris: Grasset, 1999. 365 c.

21. Florescu, С. Fictionality in the historical novel. / C. Florescu // Semiotica. Berlin-N.Y.: 2000. Vol. 130, N 1/2. C. 179-185

22. Frigerio, V. Les Fils de Monte-Cristo. Ideologic du heros de roman populaire. / V. Frigerio. Limoges: Presses de l'Universite de Limoges, 2002. 335 c.

23. Gengembre, G. Le roman historique. / G. Gengembre. Paris: Klincksieck, 2006. 265 c.

24. Grivel, C. Alexandre Dumas. / C. Grivel. L.: Encrage, 1997. 427 c.

25. Grivel, C. Alexandre Dumas. Le bas-narrer, dans: Rene Guise et Hans-Jorg Neuschafer: Richesses du roman populaire, actes du Colloque International de Pont-a-Mousson. / C. Grivel. L. : Publication de l'Universite de Limoges, 1986. 381 c.

26. Grivel, C. Alexandre Dumas. Le Parler noir. / C. Grivel. / Trames Litterature populaire. Peuple, nation, region, actes du Colloque de Limoges 18-19-20 mars 1986. L. : Publication de l'Universite de Limoges, 1987. 270 c.

27. Guise, R. Le phenomene du roman-feuilleton (1828-1848) La crise de croissance du roman. / R. Guise. Lille: Universite de Nancy II, 1986. 375.

28. Jan, I., Dumas romancier. /I. Jan. Editions ouvrieres, P.: Seghers, 1973. 264 c.

29. Callet Bianco, A.-M. Alexandre Dumas et le peuple demythifie. / A.-M. Callet Bianco. // Le Peuple, mythe et realite sous la direction de Jean-Marie Paul. R.: Presses Universitaires de Rennes, 2007. 27 c.

30. Dossier Alexandre Dumas, 200 ans apres. // Magazine litteraire n°412. Septembre 2002.

31. Robert, M. Decouvrir le roman populaire. M. Robert., Paris: Seghers, 1976. 172 c.

32. Michel, N. Anthologie du roman populaire 1836-1918. / N. Michel. Paris: UGE, 1985. 342 c.

33. Nelod, G. Panorama du roman historique. / G. Nelod. Paris: Bruxelles, 1969.293 c.

34. Yves, O.-M. Histoire du roman populaire. / Paris, O.-M. Yves. P.: Albin-Michel, 1980. 371 c.

35. Perez-Reverte, A. Pourquoi j'aime encore lire Dumas. / A. Perez-Reverte. -P.: Point. 2002. 95 c.

36. Queffelec, L. Le Roman-feuilleton fran9ais au XIXe siecle. / L. Queffelec. Paris: Presses universitaires de France, 1989. 127 c.

37. Schopp, C.Alexandre Dumas. Le genie de la vie. / C. Schopp

38. Sylvain, C. Humeurs et humour d'Alexandre Dumas. / C. Sylvain. Paris, Jacques Grancher editeur, 1993. 427 c.

39. Tadie, J.-Y., Dumas. // J.-Y. Tadie. Le Roman d'aventures. Paris: Presses Universitaires de France, 1982. 329 c.

40. Vindt, G. Les grands romans historique: l'histoire a travers les romans. / G. Vindt. Paris, 1991. 256 c.44.«На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. Сборник работ/ Отв. ред. JI. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. 256 с.

41. Аверинцев, С.С. Бахтин, смех, христианская культура. / С.С. Аверинцев. // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992, 251 с.

42. Александр Дюма в России. М., 1996 Сб. ст. / Под ред. М.И. Буянова. М., РОДАД 2002.

43. Александр Дюма и современность: К 200-летию со дня рождения А. Дюма: Сб. ст. / Под ред. М.И. Буянова. М., РОДАД 2002.

44. Альтшуллер, М. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. /М. Альтшуллер. СПб., Азбука 1996. 382 с.

45. Анкерсмит, Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. / Ф. Анкерсмит. М., 2003. 174 с.

46. Апинян, Т.Т. Игра в пространстве серьезного. / Т.Т. Апинян. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 400 с.

47. Баблон, Ж.П. Генрих IV. / Ж.П. Баблон. Ростов на Дону: ФЕНИКС, 1998. 608 с.

48. Бак, Д.П. Авторское сознание в литературном произведении. Теория и история. / Д.П. Бак. М.: РГГУ, 2003. 224 с.

49. Балахонов, В.Е. Существует ли прогресс в нравственности? // Дюма А. История знаменитых преступлений XIV-XIX века. / В.Е. Балахонов. М.: Прогресс, 1992. Т. 1. - 357 с.

50. Балухатый, С.Д. Вопросы поэтики. / С.Д. Балухатый. Л.: ЛГУ, 1990, 320 с.

51. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989, 616 с.

52. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Axioma / МИФРИЛ 1997, 436 с.

53. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М. Бахтин. Работы 1920-х годов. / Киев: Next, 1994. 384 с.

54. Бахтин, М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. / М., 1979. С. 188-236.

55. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1965, 527 с.

56. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин Литературно-критические статьи. М.: Худож. литература, 1986. С. 121290;

57. Бахтин, М.М. Автор и герой / М.М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. 333 с.

58. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики / М.: Худож. литература, 1975. С. 234407.

59. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. 304 с.

60. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. // М.: Искусство, 1979, 423 с.

61. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975, 502 с.

62. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Рабле». / М.М. Бахтин.// Вопросы философии. / М.: 1992. №1.

63. Бейнарович, О.Л. Случайность и закономерность в произведениях Александра Дюма. / О.Л. Бейнарович // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. Вып. 2. СПб.: 2000. с. 83-90.

64. Бергсон, А. О смехе. / А. Бергсон. М.: Искусство, 1992. 128 с.

65. Благой, Д. Исторический роман. / Д. Благой // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т.Т. 1. М.; Л., Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Стлб. 335

66. Бланшо, М. Пространство литературы. / М. Бланшо. М., Искусство, 2002. 428 с.

67. Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX начало XX в. / В.И. Божович. М.: Наука, 1979. 319 с.

68. Буянов, М. По следам Дюма. / М. Буянов. М.: Российское Общество медиков-литераторов. 1993. с. 256.

69. Бютор, М. Роман как исследование. / М. Бютор. М:издательство Московского Университета, 2000. 381 с.

70. Бютор, М. Роман как исследование. М.: МГУ, 2000. 174 с.

71. Вайнштейн, О.Б. Язык романтической мысли. / О.Б. Вайнштейн. М.: РГГУ, 1994. 80 с.

72. Варфоломеев, И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. / И.П. Варфоломеев. Ташкент: ФАН, 1979. 168 с.

73. Вен, П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. / П. Вен. М.: Научный мир, 2003. 394 с.

74. Ветловская, В.Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики /В.Е. Ветловская. СПБ: Наука, 2002. 213 с.

75. Виноградов, В.В. Проблема образа автора в художественной литературе. / В. В. Виноградов. // О теории художественной речи. -М.Художественная литература, 1971.

76. Винокур, Г. О. О языке исторического романа. / Г. О. Винокур. // О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 529 с.

77. Виппер, Ю.Б. Творческие судьбы и история. / Ю.Б. Виппер. М.: Высшая школа, 1990. 271 с.

78. Вулис, А.З. В мире приключений. Поэтика жанра. / А.З. Вулис. М.: Советский писатель, 1986. 377 с.

79. Вулис, А.З. Серьезность несерьезных ситуаций. Сатира, приключения, детектив / А.З. Вулис. Ташкент: Изд-во лит-ры и иск-ва, 1984. 271 с.

80. Гаспаров, М. JI. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день. / М. JI. Гаспаров. // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. М.: Собрание; Наука. Т. 1, 2005, с. 26-29

81. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель. 1979

82. Гринштейн, А.Л. Карнавал и маскарад в художественной литературе. / А.Л. Гринштейн. Самара: Издательство Академии культуры и искусств 1999. 65 с.

83. Гринштейн А.Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // "На границах". Зарубежная литература от Средневековья до современности. М.: МГУ, 2000. 76 с.

84. Гуляев, Н. О формах романтической типологии / Н. Гуляев // Романтизм: грани и судьбы. 4.1. / Ред. И. Карташова. Тверь, 1998. С. 10-15.

85. Дмитриев, А. В. Социология юмора: Очерки. / А. В. Дмитриев. М.: Российская политическая энциклопедия 1996. 214 с.

86. Долинин, А.С. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. / А.С. Долинин. М.: Книга, 1988. 319 с.

87. Драйтова, Э.М. Повседневная жизнь Дюма и его героев / Э.М. Драйтова.- М.: Молодая гвардия, 2005. 505 с.

88. Драйтова, Э.М. Роман А. Дюма «Парижские могикане» как литературный эксперимент. / Э.М. Драйтова // Филология в системесовременного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции Выпуск 4. С.47

89. Драйтова, Э.М. Шут поневоле и шут-мудрец: Гуинплен и Шико. / Э.М. Драйтова // Александр Дюма и современность. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 29-34

90. Евреинов, Н.Н. Демон театральности. / Н.Н. Евреинов. М.-СПб.: Летний сад, 2002. 412 с.

91. Ермолаев, И., Сидорова, Г., Харитонов, А. и др. Александр Дюма в России. / И. Ермолаев, Г. Сидорова, А. Харитонов. М.: МГУ, 1996. 211 с.

92. Жегалов, Н. И занимательно и поэтично. Размышления над «приключенческой» книгой. / Н. Жегалов // Детская литература. -1976. -№3. С. 31-33.

93. Женнет, Ж. Фигуры. / Ж. Женнет. Работы по поэтике. В 2-х томах. -М.: Искусство, 1998.

94. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. / В.М. Жирмунский. СПб.: УРСС , 1996. 464 с.

95. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). / Н.В. Забабурова. Ростов-на-Дону: Изд-во: РГУ, 1992. 245 с.

96. Земсков, В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры. / В.Б. Земсков. И Общественные науки и современность. М.: РГГУ, №2, 2003. С. 136-142.

97. Зенкин, С.Н. Французский романтизм и идея культуры. / С.Н. Зенкин. М.: РГГУ, 2002, 288с.

98. Зенкин, С. Н. Теофиль Готье и традиции французского исторического романа / Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. С. 211-221.

99. Зиммель, Г. Приключение. / Г. Зиммель. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996, с. 212-226

100. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Отв. ред. П.А. Гринцер. М.:РГГУ, 1994. 371 с.

101. История всемирной литературы. Т.6. М.: Наука, 1989. 349 с.

102. Карасев, JT.B. Философия смеха. / JI.B. Карасев. М.: РГГУД996, 221с.

103. Карельский, А.В. Метаморфозы Орфея. / М.: А.В. Карельский. РГГУ, 1998. 605 с.

104. Карельский, А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. / А.В. Карельский. М.: РГГУ, 1990. 530 с.

105. Кармона, М. Мария Медичи. / М. Кармона. Ростов на Дону: ACT, 1998. 448 с.114. Клименко

106. Клула (Клоунас) И. Екатерина Медичи. / И. Клула (Клоунас), М: Художественная литература, 1997. 370 с.

107. Кожинов, В.В. Историзм в литературе. / В.В. Кожинов. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. М: Наука, 1976. Стлб. 227.

108. Кон, И.С. Историзм. / И.С. Кон // Советская историческая энциклопедия. Т. 6. М.: Наука, 1964. Стлб. 557.

109. Констан, Ж.М. Повседневная жизнь в эпоху Религиозных войн. / Ж.М. Констан. М.: Молодая гвардия, 2006. 423 с.

110. Косиков, Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени). / Г.К. Косиков // Проблема жанра в литературе Средневековья. М.: Наследие, 1994. С. 745-87.

111. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. / Гл. ред. А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978.

112. Кукарцева, М.А, Коломоец, Е.Н. Историография и историческое мышление (аналитический обзор). / М.А. Кукарцева, Е.Н. Коломоец // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004. С. 31-49.

113. Кукарцева, М.А, Коломоец, Е.Н. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования. / М.А Кукарцева, Е.Н. Коломоец Текст. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 1998. С. 33-41.

114. Ладыгин, М.Б. Теория романа в трудах романтиков. / М.Б. Ладыгин // Проблема метода и жанра в зарубежной литературе. Сборник научных трудов. Выпуск шестой. Москва: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.

115. Ладыгин, М.Б., Луков, В.А. Александр Дюма. Поиски жанра. К 175-летию со дня рождения А. Дюма. / М.Б. Ладыгин, ВА. Луков // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Вып. 2. М.: 1978. С. 179-195.

116. Ле Руа Ладюри, Э. Королевская Франция. / Э. Ле Руа Ладюри. М.: Международные отношения, 2004. 416 с.

117. Ленобль, Г.М. История и литература: Сборник статей. / Г.М. Ленобль. М.: Советский писатель, 1960; 338

118. Лики массовой литературы / Отв. ред. Зверев A.M. М.: Наука, 1991.308 с.

119. Литвиненко, Н.А. Проблема массового в романистике В.Гюго. / Н.А. Литвиненко // Филология в системе современного университетского образования. Вып. 5. М.: РГГУ, 2002. С. 76 82.

120. Литвиненко, Н.А. «Граница эпох» и французский исторический роман первой половины XIX века / Н.А. Литвиненко // На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. Сборник работ/ Отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. С. 104-116.

121. Литвиненко, Н.А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра. / Н.А. Литвиненко. М: Изд-во УРАО, 1999.

122. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. 1600 ст.

123. Литературные манифесты западно-европейских романтиков. М.: МГУ, 1980. 640 с.

124. Литературный энциклопедический словарь. / Ред. В.М. Кожевников, П.А. Николаев. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.135. Лотман, Ю.М.

125. Луков, Вал. А., Луков, Вл.А. Тезаурусный анализ мировой культуры. / Вал. А. Луков, Вл.А. Луков // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. Трудов. Вып.1/ Под общ. ред. Вл.А. Лукова.- М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005, с. 3-14.

126. Луков, В.А. Зарубежная литература от истоков до наших дней. / В.А.Луков. М.: Academia, 2003, 510 с.

127. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. / Ю.М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992-1993. 496 с.

128. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М. Лотман. М.: Прогресс, 1993.271 с.

129. Малкина, В.Я. Поэтика исторического романа. / В.Я. Малкина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 140 с.

130. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. / Е.М. Мелетинский. Москва: "Наука", 1986. 304 с.

131. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах. / Е.М. Мелетинский. Москва: "Наука", 1994. 200 с.

132. Мир романтизма / Под ред. И.В. Карташовой. Тверь: Твер. гос. унт, 2002. 326 с.

133. Михайлов, А.В. Культура комического в столкновении эпох // А.В. Михайлов // Обратный перевод. М., 2000. С. 91-144

134. Мишина, М.М. Художественное своеобразие романов А. Дюма с исторической тематикой. / М.М. Мишина : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.05 М.: 1993. 190 с.

135. Моруа, А. Три Дюма. / А. Моруа. М.: Молодая гвардия, 1986. 427 с.

136. Мошенская, Л. Мир приключений и литература. / Л. Мошенская // Вопросы литературы № 2, 1982Л.

137. Никитин, В.Е. Проблема исторической реальности. / В.Е. Никитин // Метафизические исследования. Выпуск 2. История. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 47-59

138. Олейникова, О.Н. Приключенческий роман как художественное целое / О.Н. Олейникова // Актуальные вопросы литературоведения. Воронеж, 1990. С. 90-101. 253, 315. 537, 540, 565

139. Орлов, С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. / С.А. Орлов. М.: Радуга, 1987. 173 с

140. Шевалье, П. Генрих III. / П. Шевалье. М.: ТЕРРА, 1996. 848 с.

141. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. 588 с.

142. Пахсарьян, Н.Т. Проблема «народного романтизма» и роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо». / Н.Т. Пахсарьян. // Романтизм: два века осмысления. Калининград: 2003. С. 115-123

143. Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века. / С.М. Петров. М.: Художественная литература, 1984. 374

144. Пинский, Л.Е. Исторический роман В. Скотта // Л.Е. Пинский // Магистральный сюжет. М.: Сов. Писатель, 1989. С. 297-320;

145. Плешкова, С.Л. Екатерина Медичи, черная королева. / С.Л. Плешкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 309 с.

146. Полтавцева, Н. Исторична ли история? / Н. Полтавцева. // Вопросы литературы. Март-апрель, 1997.

147. Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики / Под. ред. Т.Г. Струковой, С.Н. Филюшкиной. Воронеж, 1996. 244 с.

148. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2002. 192 с.

149. Реизов, Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. / Б.Г. Реизов. М.;Л.: Худож.лит, 1965. 497 с.

150. Реизов, Б.Г. Французская романтическая историография. / Б.Г. Реизов. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1956.

151. Реизов, Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. / Б.Г. Реизов. Л., 1958

152. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX в. / Б.Г. Реизов. М.: Высшая школа. 304 с.

153. Рымарь, Н.Т. Поэтика романа. / Н.Т. Рымарь. Куйбышев: изд. Саратовского ун-та, Куйб. филиал, 1990, 252 с.

154. Рымарь, Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь. В.П. Скобелев, Самарский гос. ун-т-Воронеж: ЛОГОС ТРАСТ, 1994, 262 с.

155. Рябов, Ф.Г. История в произведениях А. Дюма. / Ф.Г. Рябов // Новая и новейшая история. 2003. №1. С. 181-19

156. Садомская, Н.Д. Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература конца XIX начала XX в. / Н.Д. Садомская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 304 с.

157. Саморуков, И.И. К проблеме разграничения «массовой» и «высокой» литературы. Знаки канона в российской массовой литературе. / И.И. Саморуков // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. -2006. №1 (41). С. 101-109.

158. Сапаров, М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения / М.А. Сапаров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 85-103.

159. Силантьев, И.В. Поэтика мотива / И.В.Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.

160. Соколова, Т.В. Проблема поэтического живописания во Франции на рубеже 20 30-х годов XIX века. Т.В. Соколова //Литературные связи и традиции: Межвузов, сб. - Горький, 1976. С.111-123.

161. Соколянский, М.Г. Историзм. / М.Г. Соколянский // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна: 1999. С. 37-40.

162. Солоухина, О. Концепции читателя в современном западном литературоведении. О. Солоухина // Теории, школы, концепции. М.: Изд-во МГУ, 1985.

163. Спиридонов, Д. В. Проблема историзма в художественной литературе: референциальный аспект / Д. В. Спиридонов // Известия Уральского государственного университета. 2005. - № 39. — С. 220229.

164. Старикова, Н.Н. Исторический роман. К проблеме типологии жанра. / Н.Н. Старикова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология2007 март№ 2. С. 39-48

165. Старобинский, Ж. Поэзия и знание. / Ж. Старобинский. История литературы и культуры: В.2 т. М.: Наука, 2002. 231 с.

166. Стеблин-Каменский, М.Г. Мир саги. Становление литературы. / М.Г. Стеблин-Каменский. М.: Худ. литература 1984. С. 7.

167. Столяров, А. Роман Александра Дюма "Графиня де Монсоро". / А. Столяров // Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. М.: Художественная литература, 1996. - С. 715-728

168. Тамарченко, Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа в России. / Н.Д. Тамарченко // Известия Академии наук. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58. № 2. С. 44-53.

169. Тамарченко, Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого). / Н.Д. Тамарченко // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. Брянск, 1994. С. 97.

170. Тамарченко, Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX века. / Н.Д. Тамарченко. // Теория литературы. Том III. Роды и жанры. (Основные проблемы в историческом освещении), М.: ИМЛИ РАН, 2003, 589 с.

171. Тертерян, И.А. Романтизм как целостное явление / Тертерян И.А. Человек мифотворящий. -М.: Советский писатель 1988. 560 с.

172. Толмачев, В.М. Романтизм: лицо, культура, стиль. / В.М. Толмачёв // На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. Сборник работ/ Отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. С. 104-116.

173. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис-Пресс, 2006. 640 с.

174. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. / В.Н. Топоров. М.: Прогресс, 1994, 621 с.

175. Трельч, Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории / Э.Трельч // http ://www.gumer. info/bogoslovBuks/Philos/Trel/index.php. Дата обращения 06.12.08

176. Тюпа, В. И. Историческая реальность и проблемы современной компаративистики. Научно-методическое пособие. / В.И. Тюпа. М.: РГГУ, 2002. 76 с.

177. Уваров П. История, историки и историческая память во Франции // Отечественные записки № 5 (19) (2004) http://www.strana-oz.ru/?article= 949&numid=20

178. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. Рига: Зинатне, 1988. 456 с.

179. Французские короли и императоры. Ростов на Дону: Феникс, 1997. 462 с.

180. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. / О.М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997, 445 с.

181. Фрида, Л. Екатерина Медичи / Л.Фрида. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. 574 с.

182. Фролова, И.И. Огюстен Тьерри и его «Рассказы из времен Меровингов». / И.И. Фролова // Тьерри О. Рассказы. СПб.: Азбука, 1994. С. 18.

183. Хализев, В.Е. Теория литературы. / В.Е. Хализев. М.: «Высшая школа», 2000. 398с.

184. Хейзинга, Й. Homo ludens. / Й. Хейзинга. М.: Прогресс Традиция, 1997. 416 с.

185. Циммерман, Д. Александр Дюма Великий. / Д. Циммерман. М.: Терра Физкультура и спорт, 1996г. 272 с.

186. Шачкова, В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории. / В.А. Шачкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, Серия Филология. Искусствоведение. 2008, № 3, с. 277—281

187. Швейбельман, Н.Ф. «Поэтика блужданий» во французской литературе XIX века. / Н.Ф. Швейбельман. М.: Знание, 2003, 144с.

188. Шоссинан-Ногаре, Ги. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей (от Агнессы Сорель до Марии-Антуанеты) / Пер.с фр. С.В.Архиповой; Предисл. и науч. ред. А.П.Левандовского. М.: Мол. гвардия\, 2003. 249 с.

189. Щеблыкин, И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века. / И.П. Щеблыкин // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань, 1972. С. 3-23

190. Эко, У. Исторический роман / У. Эко // Заметки на полях «Имени Розы». М.: Издательство «Книжная палата», 1989. С. 464-467.

191. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах. / У. Эко Спб.: Симпозиум, 2007. 285 е.

192. Элиаде, М. Аспекты мифа. / М. Элиаде. М.: ИНВЕСТ-ППП, 1995, 240с.

193. Эрланже, Ф. Генрих III. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002. 410 с.

194. Эрланже, Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. 24 августа 1572 года. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002. 410 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.