Особенности влияния социальной идентичности на решение "сложных жизненных ситуаций" в социальной группе студентов: На примере студентов высших учебных заведений Алтайского края в начале XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Мальцева, Анна Васильевна

  • Мальцева, Анна Васильевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 175
Мальцева, Анна Васильевна. Особенности влияния социальной идентичности на решение "сложных жизненных ситуаций" в социальной группе студентов: На примере студентов высших учебных заведений Алтайского края в начале XXI века: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Барнаул. 2004. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Мальцева, Анна Васильевна

Введение

Глава 1. Вопросы теории, методологии и методики исследования влияния социальной идентичности современной студенческой молодежи на решение «сложных жизненных ситуаций»

1.1 Теоретико - методологические основания осмысления феномена социальной идентичности в социологии

1.2 Проблема влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в контексте виталистской социологии

1.3 Студенческая молодежь как социальная группа и методика изучения влияния социальной идентичности современных студентов на решение «сложных жизненных ситуаций»

Глава 2. Результаты исследования особенностей влияния социальной идентичности современной студенческой молодежи на решение «сложных жизненных ситуаций» (на примере студентов вузов Алтайского края)

2.1 Специфика проявлений социальной идентичности современной студенческой молодежи (на примере студентов вузов Алтайского края)

2.2 Основные способы решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами (на примере студентов вузов Алтайского края)

2.3 Основные тенденции влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в современной социальной группе студентов на примере студентов вузов Алтайского края)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности влияния социальной идентичности на решение "сложных жизненных ситуаций" в социальной группе студентов: На примере студентов высших учебных заведений Алтайского края в начале XXI века»

Актуальность исследования

Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня является чрезвычайно актуальной для всего мирового сообщества. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества.

В процессе глобальных научно-технических изменений и информатизации происходит этно-культурная унификация, стандартизация образа жизни, поведения, что способствует динамике идентичностей, ведущей к утрате ощущения строгой упорядоченности мира и законов социального развития. Современное состояние модернизации российского общества является важным динамическим фактором социальных изменений, которые способны продуцировать кризисное сознание и деструктивное поведение, являясь значимым фоном для разнообразных социальных ситуаций.

Исследование различных форм идентичности является важным аспектом понимания и прогнозирования современных социальных процессов, с одной стороны, и, с другой стороны, основанием для разработки теоретического фундамента новых представлений о социальном развитии, учитывающих реальное социокультурное многообразие мира, многополюсность его развития.

Изучение проблемы влияния социальной идентичности на решение сложных жизненных ситуаций в социальной группе студентов особенно важно для получения знаний о том, какие жизненные ситуации являются сложными, какие способы их решения предпочтительными, и какое значение приобретает социальная идентичность, как феномен духовной жизни, в наиболее восприимчивой и перспективной группе молодежи. Качество социальной идентичности студенческой молодежи в настоящем определяет содержательные характеристики будущего общества.

Состояние изученности проблемы:

Понятие социальной идентичности, сформированное первоначально в русле философских, общепсихологических и социально-психологических теорий, в последние годы получило распространение в контексте изучения общественных процессов и явлений, и в настоящее время приобретает значение базовой категории в социальном познании. Современные исследования идентичности носят междисциплинарный характер, объединяя усилия этнографов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и представителей других гуманитарных дисциплин.

Научно-исследовательские работы по проблеме взаимосвязи социальной идентичности и поведения человека можно классифицировать следующим образом:

1. Исследования концептуально-теоретических аспектов проблематики социальной идентичности и поведения: а) работы на основе культурантропологического подхода, рассматривающие социально-культурную идентичность как основополагающий фактор поведения человека (Л.Г. Ионин, А. Кардинер, К. Леви-Стросс, М. Мид); б) исследования в контексте социально-психологического подхода, интерпретирующего социальную идентичность как структурную совокупность различных ролей, усваиваемых (интериоризируемых) в процессе социального обучения (Ж.П. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон); как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» (Э. Эриксон); как целостный образ личности в единстве с ее многообразными социальными связями (B.C. Агеев, В.А. Ядов, X. Таджфел, Дж. Тернер), как отражение возрастных этапов (М. Кле, Э. Эриксон, X. Таджфел), как регулятор социального поведения (К. Левин, Дж. Браун, С. Смарт), как результат соотнесенности себя с группой (У.Б. Сванн, Б. Симон, X. Таджфел, Дж. Тернер); в) работы, выполненные с позиций социально-философского подхода, определяющего персональную идентичность как результат индивидуализации человека, где индивидуализация характеризуется мировоззренческим и поведенческим обособлением человека от природы и от других людей (Б. Бёрьесон, Ж. Делёз, И. Кант, Э. Фромм); г) социологические работы и исследования, рассматривающие социальную идентичность как фактор, определяющий место, роль, функции человека в обществе (X. Беккер, П. Бергер, Э. Гидденс, Э. Гоффман, Э. Гуссерль, Ч. Кули, Т. Лукман, Дж. Мид, Р. Тернер).

2. Исследования теоретических и практических проблем социальной идентичности как фактора, определяющего социальные отношения: а) исследование видов социальной идентичности и их влияния на поведение и самосознание социального субъекта (С.А. Баклушинский, А.О. Бороноев, A.M. Грачева, Г. Люббе, Н.Г. Орлова, B.C. Собкин, Т.Г. Стефаненко, Н. Северин, В.Х. Харнахоев, Е.Е. Хамаева, В.А. Ядов); б) исследование различных аспектов проявления идентичности в контексте социальной и индивидуальной жизни (А. Андреев, Ю.В. Арутюян, Т.С. Баранова, Л.М. Дробижева, О.И. Карпухин, Ю.Л. Качанов, С.Г. Климова, А.Г. Смирнова, В.А. Ядов, Р. Коллинз, Н. Элмере, Д. Харвье-Легер, Р.С. МакГи, Б. Киммерлинг, Д. Мур, С. Уайдекомб); в) исследование взаимосвязи социальной идентичности и поведения в условиях общественной трансформации (А.А. Артеменков, Л.Г. Бызов, Н.М. Лебедева, Н.В. Сверкунова, В. Хесле, В.А. Ядов) и глобализации (A.M. Амребаев, 3. Бауман, Л.Г. Бызов, Н. Иванова, М. Карыбаева, Ф. Кессиди, Н.И. Федотова, Т. Фридман, Э. Гидденс, М. Глак, П.Дж. Нидевен).

Несмотря на широкое поле междисциплинарного изучения взаимосвязи феномена социальной идентичности и поведения, актуальная проблема социальной идентичности современных студентов требует самостоятельного исследования. Социологический анализ особенностей влияния социальной идентичности современных студентов на решение социально и индивидуально значимых сложных жизненных ситуаций позволит, с одной стороны, оценить значение содержания образовательного пространства для формирования адекватной социальной идентичности студентов, с другой стороны, рассмотреть дополнительную возможность прогнозирования поведения социальной группы. Рассмотрение феномена влияния социальной идентичности на поведение в контексте социологии жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектно-сти человека будет способствовать решению вопроса о том, при каких условиях идентичность ведет к наращиванию жизненных сил человека и оптимизации взаимодействия человека и общества.

Объект исследования: влияние социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций».

Предмет исследования: особенности влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в социальной группе студентов.

Цель диссертационной работы: изучение особенностей влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в социальной группе студентов.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико - методологические основания осмысления феномена социальной идентичности в социологии и его значение для интерпретации социальной реальности.

2. Установить методологические возможности концепции жизненных сил человека в изучении проблемы влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций».

3. Определить специфику студенческой молодежи как социальной группы, разработать и апробировать методику социологического изучения влияния социальной идентичности современных студентов на решение «сложных жизненных ситуаций».

4. Выявить специфику проявления социальной идентичности в социальной группе студентов (на примере студентов вузов Алтайского края).

5. Изучить основные способы решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами (на примере студентов вузов Алтайского края).

6. Определить особенности взаимосвязи проявлений социальной идентичности и основных способов решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами (на примере студентов вузов Алтайского края).

Гипотеза — основание:

Социальная идентичность является одним из основных факторов, определяющих способы решения «сложных жизненных ситуаций» в социальной группе студентов.

Гипотезы - следствие:

1. Современное социологическое знание содержит теоретико-методологические основания, позволяющие интерпретировать обоснованность и значимость феномена социальной идентичности в социологии.

2. Социологическая концепция жизненных сил человека дает возможность определить, при каких условиях социальная идентичность способствует наращиванию жизненных сил человека и оптимизации взаимодействия человека и общества.

3. Влияние социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» обусловлено спецификой социальной группы.

4. Социальная идентичность современного студенчества характеризуется специфическим набором оснований идентификации, в которой помимо традиционных, институциональных, присутствуют и нетрадиционные, узкие, являющиеся результатом погружения в особую деятельностную среду.

5. Способы решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами включают элемент временной дезориентации и социально-культурной деструктивности.

6. Различные формы социальной идентичности специфически воздействуют на выбор способов решения «сложных жизненных ситуаций» в социальной группе студентов.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы системности, историзма, деятельности, культуроцентричности, гуманизма, детерминизма.

Теоретической основой исследования являются:

1. Отдельные идеи феноменологической социологии (Э. Гуссерль, П. Бергер, Т. Лукман), рассматривающий социальную идентичность как каузальное, функциональное, символическое явление.

2. Символический интеракционизм чикагской школы (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, Р. Тернер, X. Беккер, И. Гоффман), объясняющий процесс выработки социальной идентичности как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

3. Концепция социальной структурации (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гид-денс), объясняющая взаимосвязь социальной идентичности и места субъекта в структуре социальных отношений.

4. Социологическая концепция жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности человека (С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова, Т.А. Семилет, Л.Д. Демина), раскрывающая взаимосвязь социального и феноменологического, индивидуальной, групповой и общественной субъектности человека, в контексте культуроцентричности социального взаимодействия.

Ведущая роль при теоретическом и эмпирическом изучении проблемы роли социальной идентичности современной студенческой молодежи в решении «сложных жизненных ситуаций» отводится указанной социологической концепции жизненных сил человека, поскольку она позволяет изучать широкий спектр социальных феноменов, характеризующих человека как биопсихосоциальное существо.

Информационная база исследования:

1. Результаты эмпирических социологических исследований «Роль русской национально-культурной идентичности современной студенческой молодежи в разрешении основных социальных ситуаций», «Особенности влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» студентами высших учебных заведений Алтайского края», проведенных диссертанткой в 2003-2004 гг.

2. Научные публикации по проблеме влияния социальной идентичности на повседневное социальное поведение, данные Всероссийского архива социологических данных, труды классиков социологии, социальной философии.

Методы исследования: а) общенаучные методы: типология, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ, экстраполяция, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод, гипотетико-индуктивный метод, концептуальный синтез; б) методы разработки социологического инструментария: ассоциативный эксперимент, метод незаконченных предложений, контент-анализ; в) методы сбора информации: вторичный анализ данных социологических исследований, структурированное интервью, шкалирование; г) методы обработки информации: факторный анализ, корреляционный анализ, качественный типологический анализ, интерпретация, концептуализация.

Научная новизна исследования:

1. Обосновано теоретико-методологическое значение социологического витализма в изучении проблемы влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций».

2. На основании категориального аппарата социологической концепции жизненных сил человека, определено значение культуроцентричной социальной идентичности как фактора, способствующего наращиванию жизненных сил человека и оптимизации его социальной и индивидуальной субъектности.

3. Разработана методика социологического изучения социальной идентичности российских студентов, определения жизненных ситуаций, которые в социальной группе современных студентов являются сложными, и влияния социальной идентичности студентов на решение «сложных жизненных ситуаций».

4. Изучена специфика проявления социальной идентичности современной студенческой молодежи.

5. Выявлены основные жизненные ситуации, которые в социальной группе студенческой молодежи являются сложными, и основные способы их решения современными студентами .

6. Определены особенности влияния социальной идентичности студентов на решение «сложных жизненных ситуаций» в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социологический витализм как направление неклассической социологии является адекватным теоретико-методологическим основанием изучения проблемы влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций». Интерпретация человека как биопсихосоциального существа позволяет определить не только материальные и духовные составляющие жизни человека, но и те социальные силы, которые интегрируют материальное и идеальное в жизни людей в целостность, являющуюся важнейшей характеристикой совместного бытия людей.

2. Понятие «сложные жизненные ситуации» в контексте социологической концепции жизненных сил человека это ситуации, возникающие в ходе жизне-осуществления человека или его ближайшего окружения, порождающие противоречия и характеризующиеся невозможностью автоматического решения на основании предыдущего жизненного опыта. Варианты решения таких ситуаций предполагают выбор между «равновесными» альтернативами, наиболее существенными из которых являются: а) ситуативная и перспективная полезность; б) общечеловеческие и индивидуальные ценности; в) предпочтение жизнеосуществления на глобальном или локальном уровне. Жизненные ситуации, которые для современных студентов являются сложными, могут быть разделены на следующие категории: материально-физические, статусно-ролевые, эмоционально-коммуникативные, социально-экспериментальные.

3. Влияние социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в современных условиях проявляется в следующем: а) наиболее значимыми для студенческой молодежи оказались идентифите-ты семейно-родственного, тендерного, деятельностного и религиозного характера; б) семейно-родственная идентификация в ситуациях статусно-ролевого характера связана с избранием технических - разрушительных - ситуативных вариантов решения «сложных жизненных ситуаций», что выявляет низкий уровень реализации социальной и индивидуальной субъектности студентов; в) идентификация по религиозному основанию ведет к предпочтению аналитических - созидательных - перспективных решений в «сложных жизненных ситуациях» социально-экспериментального типа, оставаясь незадействованной при разрешении других типов «сложных жизненных ситуаций»; г) идентификация по деятельностному типу детерминирует наибольшее проявление индивидуальной и социальной субъектности студентов, коррелируя с выбором аналитических - созидательных - перспективных решений в «сложных жизненных ситуациях» материально-физического и социально-экспериментального типа; д) высокая способность к реализации субъектности проявляется под воздействием тендерной идентификации, стимулируя выбор аналитических - созидательных - перспективных способов решения ситуаций эмоционально-коммуникативного и социально-экспериментального типа.

4. Этно-культурные и гражданские идентифитеты для современных студентов имеют лишь потенциальную значимость. Они вытесняются с основных позиций в идентификационной матрице, нарушая систему адекватной реализации и воспроизведения жизненных сил человека, заменяясь семейно-родовыми, гендерными, деятельностными и формально религиозными. Происходит сужение ценностно-смыслового и нормативно-ценностного комплексов.

Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивается комплексной теоретико-методологической основой исследования, использованием адекватной совокупности методов сбора, обработки и теоретического анализа полученной информации, обоснованным применением методов математической и статистической обработки полученной информации.

Теоретическая значимость диссертационной работы:

Результаты исследования способов решения «сложных жизненных ситуаций» в контексте социальной идентичности позволяют определить характер социально-культурных и нормативно-ценностных изменений в молодежной социальной группе, особенности и направленность актуального социально значимого развития. Принципиальным для данной работы является определение человека как биопсихосоциального существа, воспроизводящего и реализующего в социальном контексте свою индивидуальную и социальную субъект-ность, жизненные силы. Разработанная типология «сложных жизненных ситуаций», методов их решения и качества решения, дает дополнительные возможности для социологического анализа социальных феноменов.

Практическая значимость результатов исследования:

Идеи и выводы диссертации могут быть использованы в деятельности молодежных общественных организаций, в воспитательной работе образовательных учреждений, в корректировке форм и методов молодежной политики, в консультативной и коррекционной работе с молодежью, в преподавании учебных курсов при подготовке социологов, психологов, специалистов по социальной работе.

Апробация работы:

Основные положения и результаты работы представлены автором на научно-практических и теоретических конференциях: международная научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков» (Санкт

Петербург, октябрь, 2003 г); международная научно-практическая конференция «Региональная национальная политика: исторический опыт и критерии оценки эффективности» (Кемерово, ноябрь, 2003 г); всероссийском научно-методический симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, сентябрь, 2003 г.); круглых столах: круглый стол Алтайского регионального центра СО РАО «Институт мониторинга качества региональных образовательных систем СО РАО» и Славянского общества Алтайского края по проблемам развития русской национальной школы (Барнаул, апрель, 2003 г.); круглый стол МОО «Объединение социологов Сибири» и ФС АлтГУ, 2004 г., посвященный вопросам формирования идеологии консолидации российского общества (Барнаул, февраль, 2004 г.).

Эмпирическое социологическое исследование, проведенное в рамках диссертационной работы, было отмечено грантом Министерства образования РФ (шифр А 03-1.3-165).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Мальцева, Анна Васильевна

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РЕШЕНИЕ «СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ» (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

2.1 Специфика проявлений социальной идентичности современной студенческой молодежи (на примере студентов вузов Алтайского края)

Измерения идентичности социального субъекта многогранны, взаимодополнительны и уникальны. Определение своей сущности, «самости», «Я» возможны в рамках этнической, гражданской, религиозной, профессиональной, возрастной, политической, территориальной, культурной и других формах социальной идентичности. Социальной в том смысле, что существование любой ипостаси идентичности человека всегда социально, его осмысление себя возможно только в присутствии социального другого, в социально окрашенной ситуации социального же взаимодействия. Проявления социальной идентичности субъекта, меняющие свою актуальность в зависимости от социального контекста, позволяют увидеть не только какая сторона сознания индивида осуществляет контроль над его социальным поведением, но и оценить качества, принципы, основные акценты той или иной формы социальной идентичности. [5,12,13,27,76,78,105,133,143,176,192,262]

Проведенное зимой 2004 года исследование «Роль социальной идентичности студентов в решении «сложных жизненных ситуаций» позволило зафиксировать, рассмотреть и концептуализировать особенно важные, с точки зрения исследовательских предпосылок, аспекты социальной идентичности на примере студентов вузов Алтайского края. При обработке и анализе данных использовались такие подходы, как выделение содержательных результатов, обобщение показателей внутри блоков, установление межблоковых связей для выделения наиболее значимых из них. Описание связей осуществлялось на основе одномерного, двухмерного и корреляционного анализов. Для выявления внутренних взаимосвязей использовался метод факторного анализа, позволивший выявить скрытые переменные, важные для понимания роли социальной идентичности современных студентов-первокурсников Алтайского края в решении «сложных жизненных ситуаций».

Исследование проводилось в несколько этапов: на начальном, методом ассоциативного эксперимента было проведено изучение наиболее важных для студентов-первокурсников определений социального «Я» человека или идентифитетов, сбор данных производился с использованием методики М. Куна и Т. Макпартлэнда. Так, нескольким группам студентов-первокурсников различных факультетов вузов Алтайского края было предложено написать не менее 15 определений своего «Я». Полученные списки идентифитетов затем были систематизированы, после чего был получен перечень идентифитетов хотя бы однажды встретившихся в ответах студентов. Анализируя этот этап, нельзя не отметить, что определения «Я» давались респондентами в виде трех принципиальных категорий: существительных, прилагательных и словосочетаниях. При этом наиболее информативными, исчерпывающими и компетентными были ответы, данные в формате имени существительного, эти ответы включали непосредственное указание на определение «Я» в качестве социальной роли. Именем прилагательным, в основном, обозначались идентифитеты инфантильно-шутливого характера, неформальность которых была очевидна, и разнообразие которых говорило скорее об их «эксклюзивной» встречаемости в повседневной социальной действительности, такие определение не вошли в итоговый список идинтифитетов, предполагавшийся для процедуры шкалирования. Преобладание имен прилагательных при описании «Я» может свидетельствовать о недостаточной рефлексивности и субъективировании себя в окружающем социальном контексте, включая собственную жизнь и взаимоотношения с другими людьми.

Следующим этапом было получение данных о степени важности и выраженности каждого из идентифитетов, для чего составленный список был подвергнут процедуре шкалирования. По его результатам был проведен факторный анализ.

Было задано 6 факторов, вклад каждого фактора в дисперсию показан на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1

Scree Plot

Component Number

В первый фактор с факторным весом больше 0.4 вошли следующие идентифитеты: родственник/родственница (0.655), гражданин РФ (0.630), выпускник/выпускница школы (0.616), однокурсник/однокурсница (0.603), студент/студентка (0.585), внук/внучка (0.570), член семьи (0.548), житель Алтайского края (0.554), сосед/соседка (0.552), сын/дочь (0.504), зритель (0.468), пассажир (0.462), друг (0.462), человек (0.435), сибиряк (0.424). Название фактора: «семейно-родственный». Мы видим, что объединяются идентифитеты по семейно-родственному типу, также сюда были отнесены определения «гражданин РФ», «сибиряк/сибирячка» и «житель Алтайского края», являющиеся, по сути, категориями политической и административно-территориальной соответственно, но в действительности, включаемые респондентами в связку семейно-родственных отношений. Включение в один ряд идентифитетов: член семьи, внук/внучка, сын/дочь, родственник/родственница (предполагающих отношения в такой социальной группе, как семья) и гражданин РФ, барнаулец, житель Алтайского края (предписывающих определенные функции субъекта в рамках социально-территориальной или политической общности), а также — выпускник школы, однокурсник/однокурсница (отношения по принципу ведущего типа деятельности).

Во второй фактор вошли идентифитеты: оптимист/оптимистка (0.639), никто (-0.603), пессимист/пессимистка (-0.576), студент/студентка (0.567), человек (0.533), коммунист (-0.521), личность (0.505), любитель/любительница новых ощущений (0.492), мужчина/женщина (0.450), демократ (0.449), алкоголик (-0.436), русский/русская (0.406), потребитель товаров и услуг (0.404), любящий/любящая (0.403). Учитывая, что наибольшие веса имеют идентифитеты эмоционального характера, то и все остальные определения социального «Я» приобретают такой же оттенок. То есть, такие основополагающие категории, как принадлежность этнической группе, политическая ориентация, осознание себя личностью или человеком происходит, прежде всего, на аффективном уровне.

В третий фактор вошли идентифитеты: футболист (0.574), спортсмен (0.565), водитель личного автомобиля (0.546), крестный отец/мать (0.542), «продвинутый» (0.449), путешественник/путешественница (0.424), дачник (0.421). Как можно увидеть, наибольший вес имеет идентифитет «футболист», сразу за ним следуют «спортсмен» и «водитель личного автомобиля». Обобщая все остальные идентифитеты, можно назвать этот фактор «деятельностным».

В четвертый фактор вошли идентифитеты: умник/умница (0.676), эгоист (0.526), красавец/красавица (0.458), «продвинутый» (0.430). Фактор социально-психологической идентификации включил с наибольшим весом определение «умница/умник», а также, вероятно, наиболее показательные для студенческой молодежи качества: «эгоист», «красавец/красавица» и «продвинутый». Категория ума обязательно дополняется индивидуалистическими эгоцентрическими качествами, вместе с эстетическим компонентом и требует «продвинутости», которую респонденты определили, как «осведомленность о последних модных новинках, умение «клубиться» (посещая клубы), располагать финансовыми средствами выше среднего и иметь широкие социальные связи». Фактически все это на, языке социологии, называется доступом к «социальному капиталу», который определяется, как отношения между людьми, по которым курсируют ресурсы или информация об этих ресурсах. Социальный капитал не является характеристикой индивида, а описывает отношения между людьми, в которые включен данный индивид.

В пятый фактор вошли идентифитеты: творческая личность (0.756), поэт (в душе) (0.578), философ (в душе) (0.488). С большим отрывом здесь лидирует идентифитет «творческая личность», который, собственно, и объясняет остальные определения: «поэт (в душе)» и «философ (в душе)». Фактор креативности показал значимость и достаточную смысловую структурированность характеристик неординарности, творчества и стремления к обобщенному и осмысленному восприятию реальности современных студентов.

В шестой фактор вошли идентифитеты: сельчанин/сельчанка (-0.604), барнаулец (0.600). Фактор территориальности показал значимость принадлежности к горожанам, в частности, к жителям Барнаула. Нужно сказать, что отсутствие в этом факторе идентифитета, отражающего принадлежность также к более широкой общности (например, «житель Земли», «гражданин РФ», «сибиряк/сибирячка» или «житель Алтайского края») отражает тенденцию к сужению границ социального пространства человека. Учитывая величину территории Российской Федерации, высокую стоимость передвижения и крайне низкие доходы молодежи, особенно в Алтайском крае, можно сказать, что такая ситуация является вполне логичной. Не имея возможности доступа к различным географическим точкам нашей страны и всего мира, наша молодежь ограничивает свое социальное пространство местом, которое является местом ее социального функционирования.

Таким образом, в социальной группе студентов вузов выделяются следующие смысловые группы идентифитетов, характеризующие особенности проявления социальной идентичности: идентификация по семейно-родственному основанию, объединяющая кроме семейных и родственных идентифитетов, еще и пространственно приближенные (сосед/соседка, горожанин); идентификация по аффективному основанию, придающая эмоциональное звучание национальным, гражданским и политическим идентифитетам; идентификация по деятельностному типу, объединяющая характерные для студентов виды деятельности; идентификация по степени принадлежности к «прогрессивной» (кастовой) части студенчества (продвинутый); идентификация по уровню креативности (творческая личность); идентификация по характеру принадлежности к определенному пространству.

Важной частью исследования влияния социальной идентичности современных студентов на решение «сложных жизненных ситуаций» было проведение структурированного интервью (на примере студентов вузов Алтайского края). Вопросы интервью были направлены, с одной стороны, на изучение особенностей проявления различных форм социальной идентичности студентов-первокурсников Алтайского края; с другой, в рамках каждой из форм социальной идентичности нас интересовали такие ее характеристики, как: 1) качество ее феноменологической и технологической компонент; 2) особенности внутригрупповой идентификации; 3) акценты идентификации. Поясним значение каждого из пунктов. Под формой социальной идентичности, понимается такая структура представлений субъекта о себе и спектре своих социальных ролей, которая позволяет ему адекватно действовать в различных контекстах социальной реальности. Так, в соответствии с принципом деятельности, нами были проанализированы ответы респондентов по основным формам социальной идентичности: этническая (табл. 2.1.3), гражданская (табл. 2.1.4), религиозная (табл. 2.1.5), профессиональная (табл. 2.1.6), возрастная (табл. 2.1.7), политическая (табл. 2.1.8), территориальная (табл. 2.1.9), культурная (табл. 2.1.10) и идентификация на основе общих поведенческих стратегий (табл. 2.1.11). Под феноменологической компонентой социальной идентичности, согласно социологической концепции жизненных сил человека, понималась такая ее составляющая, которая несет в себе смысловое содержание некоторой идеи, образа, ценности, ориентацию на духовные основы существования. Под технологической - преобладание инструментально-прагматического подхода к социальной реальности, присутствие идеи некоторого действия, поступка. В качестве особенностей внутригрупповой идентификации мы рассматривали реальные и номинальные признаки, по которым респонденты относили себя к социальным группам определенного рода, ориентация на их размер и приверженность интегрированное™ (или солидарности) системного или социального характера. Внутригрупповая интегрированность по системному или социальному типу рассматривается Э. Гидценсом, как неотъемлемая черта социального взаимодействия. «Интеграция понимается нами, как упорядоченные связи, взаимообмены или просто взаимность практик (автономии и зависимости) между индивидами или коллективными действователями. В этом случае социальная интеграция предполагает системность на личном уровне, в ситуации соприсутствия или взаимодействия лицом к лицу. Системная же интеграция относится к взаимодействию с теми, кто отсутствует физически во времени или пространстве. Механизмы системной интеграции, несомненно, включают в себя механизмы социальной интеграции, однако последние отличаются по ряду ключевых параметров от тех, что вовлечены в процессы взаимодействия на личном уровне (в условиях соприсутствия)» [225;73] Таким образом, можно представить социальную и системную интеграцию в следующей таблице (2.1.1):

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационная работа выполнена в соответствии с методологическим и методическим основанием социологического витализма и посвящена изучению социальной идентичности как одного из факторов, определяющих выбор решения в «сложных жизненных ситуациях». Значимость изучения влияния социальной идентичности современных студентов на решение «сложных жизненных ситуаций» объясняется тем, что, во-первых, поведение студентов может рассматриваться как индикатор процессов, происходящих в наиболее реактивной части общества, что позволяет выявлять скрытые социальные тенденции, во-вторых, исследование поведения студентов позволяет прогнозировать ситуацию недалекого будущего, когда сегодняшние студенты начнут максимально реализовывать свои жизненные силы в социальной и индивидуальной жизни, в-третьих, социологические исследования позволяют планировать в образовательном процессе коррекционные социально-педагогические мероприятия.

Современный подход к осмыслению понятия социальной идентичности представлен, как синтез идей феноменологической социологии, символического интеракционизма чикагской школы, социодраматического подхода, концепции социальной структуры, что дает возможность интерпретировать с социологической точки зрения, обоснованность существования, способ проявления, формы реализации феномена социальной идентичности. Особое значение в работе придается виталистской социологии, как выполняющей важную объяснительную функцию при социологическом рассмотрении проблемы влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций», поскольку она позволяет рассматривать социальную идентичность, как средство, помогающее человеку воспроизводить и реализовывать свои жизненные силы. На основании идей концепции жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности человека, разрабатываемой Алтайской социологической школой сделан вывод, что лишение человека атрибутов идентификации, наполняющих его социальное пространство, разрушительно влияет на его жизненные силы, приводит к неадекватному восприятию социального времени, своей собственной целостности во времени жизни.

Под социальной идентичностью в данной работе понимается — совокупность базовых экзистенциальных и феноменологических характеристик человека как субъекта социального взаимодействия с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе. Социальная идентичность рассматривается как функциональная составляющая индивидуальной и социальной субъектности человека, которая переживается человеком как непрерывная во времени самотождественность, основанная на принятии личностью целостного образа себя в контексте социального пространства. Социальная идентичность играет системообразующую и системосохраняющую роль, создавая основания консолидирующие субъектов; предписывающую и символизирующую роль, которая проявляется в конституировании и модификации значимых для субъектов признаков; интернализирующую и социализирующую роль, создавая условия для трансляции конструктов, определяющих правила взаимодействия в конкретном социуме.

Под «сложными жизненными ситуациями» в диссертации понимаются ситуации, возникающие в ходе жизнеосуществления человека или его социального окружения, порождающие противоречия и характеризующиеся невозможностью автоматического решения на основании предыдущего жизненного опыта. Варианты решения «сложных жизненных ситуаций» предполагают выбор между «равновесными» альтернативами, наиболее существенными из которых являются: а) ситуативная и перспективная полезность; б) общечеловеческие и индивидуальные ценности; в) предпочтение жизнеосуществления на глобальном или локальном уровне.

По результатам исследования социальной идентичности в социальной группе студентов первого курса вузов Алтайского края были сделаны следующие выводы:

1) в социальной группе студентов вузов выделяются смысловые группы идентифитетов, характеризующие особенности проявления социальной идентичности: идентификация по семейно-родственному основанию, объединяющая кроме семейных и родственных идентифитетов, еще и пространственно приближенные («сосед/соседка», «горожанин»); идентификация по аффективному основанию, придающая эмоциональное звучание национальным, гражданским и политическим идентифитетам; идентификация по деятельностному типу, объединяющая характерные для студентов виды деятельности; идентификация по степени принадлежности к «прогрессивной» (кастовой) части студенчества («продвинутый»); идентификация по уровню креативности («творческая личность»); идентификация по характеру принадлежности к определенному пространству;

2) в социальной группе студентов выделены традиционные институциональные основания идентификации: этническая идентичность, религиозная идентичность, профессиональная идентичность, возрастная идентичность, политическая идентичность, территориальная идентичность, культурная идентичность, идентичность на основе поведенческих стратегий;

3) выделены следующие особенности а) социальной идентичности современных студентов-первокурсников свойственно отсутствие системной интегрированности в отношении этнической и культурной социальной идентичности, б) относительно всех форм социальной идентичности отмечается сужение социально-пространственной и социально-временной границ, что приводит к доминированию семейно-родственных оснований и искажает перспективу видения социальной реальности.

Все ситуации были классифицированы по нескольким категориям сложности на материально-физическом, статусно-ролевом, эмоционально-коммуникативном и социально-экспериментальном уровнях. Под социальноэкспериментальной понимается «сложная жизненная ситуация», возникающая в результате деятельности других людей, при этом конкретный человек переживает социальный опыт включения в мало зависящие от него условия, как, например, «развод родителей», «пропажа вещей», «проблемы проживания в чужом городе». В качестве эмоционально-коммуникативных рассматривались «сложные жизненные ситуации», возникающие в результате взаимодействия субъекта с другими людьми при его непосредственном влиянии и участии важную роль в которых играет эмоциональный компонент, как, например, в ситуациях «неразделенной любви», «ссоры с друзьями», «ссоры с родителями», «непонимания с преподавателем». К статусно-ролевым в работе отнесены ситуации, возникающие вследствие принадлежности субъекта к определенному социальному статусу или возможности изменения этого статуса, например, «отчисление из вуза», «нежелательная беременность», «неудачный брак», «воинская обязанность». Под материально-физическими понимались «сложные жизненные ситуации», возникающие в связи с достижением и сохранением атрибутов определенной социальной роли, например, «внешние недостатки», «отсутствие собственного жилья», «плохое здоровье».

Способы решения «сложных жизненных ситуаций» классифицировались в соответствии с тремя основными характеристиками - способом действия, последствием действия, временными рамками действия. По способу действия выделялись технические и аналитические действия, по последствиям -разрушительные и созидательные, по временным рамкам - ситуативные и перспективные. К техническим относились решения стандартные, имеющие характер социальных автоматизмов, без стремления респондента к глубокому анализу ситуации, без отнесения к жизненным планам в целом и отсутствии стремления к преодолению трудностей принципиально новым для своей социальной группы способом. Аналитическими считались решения, отражающие стремление опрашиваемого к всесторонней оценке ситуации, поиску нестандартных и новых решений, предполагающие учет интересов социального окружения, содержащие руководство морально-этическими соображениями, попытку сделать выводы и научиться. Созидательными назывались решения, которые обладают конструктивностью, указывают на поиск дополнительных решений, содержат видение в проблеме источника развития, позиционирование собственной субъектности, причинно-следственных зависимостей, тесную смысловую связь с другими ответами (наличие общей логики ответов). Как созидательные в исследовании оценивались действия, которым присущ выбор решения в контексте существующих социальных институтов, наличие социальной ответственности за последствия, нацеленность на преемственность и трансляцию социального опыта, желание и умение включать себя в социальную систему и функционировать в ней. К разрушительным, были отнесены действия, характеризующиеся полной противоположностью. Перспективными в нашем исследовании были названы действия, имеющие в своем основании стремление к обретению конструктивной личностной автономности, умение видеть свои жизненные стратегические цели, содержат указание на жизненные планы, стремление к социальной компетентности, «социабельности», видение новых ресурсов для своего жизнеосуществления, стремление анализировать жизнь в целом, видеть связь между отдаленными (на первый взгляд) аспектами проблемы. Ситуативными называются действия, опирающиеся на сиюминутную выгоду, поверхностную оценку ситуации, отражающие стремление респондента решить сложную ситуацию, не осознавая всех возможных негативных последствий для себя и своего социального окружения, без учета морально-этического компонента и имеющегося опыта решения подобных ситуаций, содержащие налет некой инфантильной безответственности и социальной некомпетентности.

Автором были выделены следующие варианты сочетаний основных характеристик действий по разрешению «сложных жизненных ситуаций»: аналитическое - созидательное - перспективное» решение, которое опирается на широкий диапазон представлений о природе и причинах сложившейся ситуации, сочетается с ориентацией на поддержание основных социальных институтов, с низкой конфликтностью, с поиском позитивных моментов и обучающего потенциала происходящего для последующей жизни, учитывает интересы окружающих и имеет стройную логику, проявляющуюся в выборе других решений в контексте стратегических целей субъекта; аналитическое - созидательное - ситуативное» решение, которое, сохраняя заряд целесообразности, социальной компетентности и позитивной активности, тем не менее, не учитывает сложное многообразие взаимосвязанных сторон проблемы, не позволяя тем самым субъекту в полной мере реализовать свой социально-личностный потенциал при ее решении; аналитическое - разрушительное - перспективное» решение, которое демонстрирует низкую социальную компетентность респондента (неумение и нежелание идти на компромиссы, проявлять эмпатию, стремиться к позитивной автономности) при сохранении попытки всестороннего анализа ситуации и стремления учесть возможные последствия в контексте своей, личной, жизненной перспективы; аналитическое - разрушительное - ситуативное» решение показывает неумение индивида не только регулировать атмосферу социального взаимодействия, но и его недальновидность, отсутствие четкой жизненной перспективы; техническое - созидательное - перспективное» решение, которое говорит о склонности респондента в сложных жизненных ситуациях прибегать к стандартным способам решений без учета нюансов, при сохранении желания позитивного социального взаимодействия и учета последствий своих решений в отношении жизненных перспектив; техническое - созидательное - ситуативное» решение, которое сохраняет позитивные последствия социального взаимодействия на основе автоматизмов, но не обладает уже целостностью картины жизненных перспектив при отсутствии у актора здорового «поискового рефлекса» в отношении новых способов решений; техническое - разрушительное - перспективное» решение, которое свидетельствует социальную ригидность респондента, низкую способность к интеграции, недостаток стремления к повышению собственной социальной компетентности и при слабой саморефлексии может перерасти в устойчивые модели социального взаимодействия, ведущие к системной и социальной дезорганизации; техническое - разрушительное - ситуативное» решение, которое свидетельствует не только о социальной ригидности индивида, низком уровне его социабельности, но и об отсутствии в принципе какой бы то ни было системы ориентиров для действования в социальной реальности.

Выделены основные способы решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами.

В ситуациях сложностей на социально-экспериментальном уровне аналитические - созидательные - перспективные решения вербализуются в ситуациях: «друг попал в секту», «ЗППП», «смерть близких», «трудности с устройством на работу»; технические — разрушительные - ситуативные решения предлагаются для «ситуаций опасности для жизни и здоровья», «развода родителей» и «стихийных бедствий»; аналитические - созидательные - перспективные решения предлагаются наряду с техническими -созидательными - ситуативными в ситуациях связанных с «проблемами проживания в другом городе», «пропажей личных вещей», «отсутствие финансовой помощи родителей».

В группе статусно-ролевых ситуаций студенты вербализуют аналитические - созидательные - перспективные решения в ситуациях «воинской обязанности», «провала сессии», «опасности перехода в более низкий социальный слой», «выбора политической позиции», «следования социальным и юридическим нормам». Технические - разрушительные -ситуативные решения доминируют в ситуациях «неудачного брака» и «незапланированной беременности».

В группе эмоционально-коммуникативных ситуаций аналитические -созидательные - перспективные решения доминируют в ситуациях: «предательство любимых и близких», «отсутствие спутника жизни», «неразделенная любовь», «ссоры с друзьями», «ссоры с родителями», «проблемы морального выбора». В ситуации «непонимания с преподавателями» доминируют технические - созидательное - ситуативные решения. Ситуация «чувства одиночества» решается аналитическим -разрушительным - перспективным способом.

Сложные жизненные ситуации», связанные с материально-физической стороной социальной жизни, решаются аналитически - созидательно -перспективно, в случаях «вредных привычек», «плохого здоровья», «недостатка атрибутов социальной успешности», «платного образования», «отсутствия необходимой информации», «внешних недостатков». Технические -разрушительные - ситуативные решения характерны для ситуаций «отсутствия собственного жилья». Технические - созидательные - ситуативные решения вербализуются в ситуации «отсутствия необходимого оборудования».

Влияние социальной идентичности на решение сложных жизненных ситуаций в современных условиях определяется следующими особенностями: наиболее значимыми для студенческой молодежи оказались идентифитеты семейно-родственного, тендерного, деятельностного и религиозного характера. Семейно-родственная идентификация в ситуациях статусно-ролевого характера связана с избранием технических - разрушительных - ситуативных вариантов решения «сложных жизненных ситуаций», выявляя низкий уровень реализации социальной и индивидуальной субъектности студентов. Идентификация по религиозному основанию ведет к предпочтению аналитических -созидательных - перспективных решений в «сложных жизненных ситуациях» социально-экспериментального типа, оставаясь незадействованной при разрешении других типов «сложных жизненных ситуаций». Идентификация по деятельностному типу детерминирует наибольшее проявление индивидуальной и социальной субъектности студентов, коррелируя с выбором аналитических созидательных - перспективных решений в «сложных жизненных ситуациях» материально-физического и социально-экспериментального типа. Высокая способность к реализации субъектности проявляется под воздействием тендерной идентификации, стимулируя выбор аналитических - созидательных -перспективных способов решения ситуаций эмоционально-коммуникативного и социально-экспериментального типа.

Таким образом, в современных условиях прослеживаются следующие тенденции: наиболее ресурсными, т.е. востребуемыми в моменты принятия решений, оказались идентификации по семейно-родственному, деятельностному, тендерному и религиозному типу. Эти идентификации определяют консолидирующие основания, конституирующие признаки и создают условия для трансляции конструктов, определяющих правила взаимодействия в конкретном социуме.

Системообразующая, системосохраняющая предписывающая и символизирующая, конституирующая, интернализирующая и социализирующую роль этнокультурных и гражданских идентифитетов обладает потенциальной значимостью. Они вытесняются с основных позиций в идентификационной матрице, нарушая систему адекватной реализации и воспроизведения жизненных сил человека, заменяясь семейно-родовыми, тендерными, деятельностными и формально религиозными. Происходит обеднение ценностно-смыслового и нормативно-ценностного комплексов.

123

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Мальцева, Анна Васильевна, 2004 год

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990

2. Актуальные проблемы культуры XX века. / Под ред. В.И. Добрыниной. М., 1993

3. Александров В.Б. Нравственность и социальная реальность/ Социальная динамика и духовная культура. Под ред. В.Б. Александрова. Тверь, 1991

4. Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи/ Методологические проблемы исследования молодежи. НИЦ при Институте Молодежи. М., 1998

5. Амребаев A.M. Религиозная идентичность в условиях глобализации// опубликовано на http://kisi.kz/Parts/Confs/cnf2/Amrebaev.html.

6. Андреев Г. Обучение и воспитание в ВУЗе неразделимы// опубликовано на http://www.informika.rU/text/magaz/higher/3 96/61

7. Андреев А. «Этническая» революция: причины и следствия// Москва. 2002. Апрель. С. 126-138

8. Апостолова В.Г. Культура как основа духовного обновления общества. М., 1993

9. Арефьев АЛ. Поколение, которое теряет Россия// Социологические исследования. 2002. №8 с. 97-106

10. Ю.Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Д., 197711 .Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова Е.Н. Большевизм социокультурный феномен// опубликовано на http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19835

11. Бажутина Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности// Изв. СО АН СССР. История, философия и филология. Вып. 3. Новосибирск, 1992.

12. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность// Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том 4. Выпуск 6. Под ред. B.C. Собкина. М., 1996

13. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности личности// Социальная идентификация личности. М., 1993

14. Баскакова М.В. Христианство и русская национальная культура: православная интерпретация// Социальная динамика и духовная культура. Под ред. В.Б. Александрова. Тверь, 1991

15. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986

16. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире/ Индивидуализированное общество. М., 2002

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

18. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961

19. Бекова Т.Б. Молодежь в системе высшего образования: выбор пути// Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». С-Пб., 2000.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995

21. Блинов Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы// опубликовано на http://www.region.ulsu.ru/books/youthculturesand

22. Бойко Е. Студент богатый и студент бедный// опубликовано на www.math.rsu.ru

23. Боряз В.М. Молодежь: методологические проблемы исследования. JL, 1979

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

25. Бызов Л.Г. Первые контуры переходной эпохи.// Социологические исследования. 2001. №4 с. 3-16

26. Бызов Л.Г. Становление новой политической идентичности в постсоветской России. Эволюция социально-политических ориентаций и общественного запроса. / Россия: становление демократических ценностей? М., 1999.

27. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора// опубликовано на http://www.netda.ru/sborniki/rustroj/rs-leontiy.ht

28. Василенко И. Диалог культур. Диалог цивилизаций// опубликовано на http://politstudies.rU/fulltext/1997/4/8.htm

29. Васильев А. Ценностные установки молодежи. // Человек и труд. 1994. №6 с.54-60.

30. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат //Витгенштейн Л. Философские работы. М.,1994.

31. Волков В.В. О концепции практик в социальных науках// Социологические исследования. 1997. №6 с. 9-23

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары, 1974

33. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования. 1993. №1. с. 123-126

34. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи. // Социологические исследования. 1998. №9 с. 123-128

35. Гречиков В.И. Феномен работающего студента ВУЗа. // Социологические исследования. 1999. №8. с. 87-94

36. Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций. // Социологические исследования. 1998. №8. с. 36-47

37. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 1994

38. Григорьев С.И. Жизненные силы человека: формирование оснований социологической концепции. // Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул. 2001

39. Григорьев С.И. Социологическая концепция жизненных сил человека: контекст развития социальной культуры на пороге XXI века. // Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул. 2001

40. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. Барнаул, 2002

41. Григорьев С.И., Немировский В.Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. (К формированию основ социальной логотерапии и социальной педагогики) Барнаул-Красноярск, 1995

42. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000

43. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии. М., 1999

44. Губогло М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России). // Этнографическое обозрение. 1998. №6. с. 89-97

45. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. / Собрание сочинений. М., 1994, Т. 1

46. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995

47. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996

48. Драганова М. Социальная идентификация жителей сельских поселений и малых городов Восточной Европы. // Социологические исследования. 2002. №2. с. 52-61

49. Дробижева Л.М., Аклаева А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996

50. Дряхлов М. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. // Социологические исследования. 1997. №7. с. 143-150

51. Дугин A. Homo novissimus. // опубликовано на http://www.courier.com.ru/homo/hoO 104dugin.htm

52. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. С-Пб., 1994

53. Ермаков С. Расовые архетипы, этническая психология и окружающая среда. / Расовый смысл русской идеи. Вып. 1. М., 2000.

54. Иванова Н. Социальная идентичность в условиях трансформации общества. / Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003

55. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974

56. Ильинский И.М., Шаронова А.В. Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993

57. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996

58. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения/ Собр. соч.: в 8т. Т. 7.

59. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994

60. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. 2000. №3. с. 124-129

61. Карпушин О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологические исследования. 1999. №12. с. 12-25

62. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000

63. Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций// опубликовано на http://www.assamblea.kg/em2 5.htm (Информационно-аналитический бюллетень «Этнический мир»)

64. Качанов Ю. Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности. // Социальная идентификация личности. / Под ред. В.А. Ядова. М., 1993

65. Кессиди Ф. Глобализация и культурная идентичность. // Вопросы Философии. 2003. № 1. с. 76-79

66. Климова С.Г. Критерии определения групп "мы" и "они". // Социологические исследования. 2002. №6. с. 83-96

67. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999

68. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода. // Социологические исследования. 1995. №1. с. 142-146

69. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М. 1999.

70. Коган М.С., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972

71. Козлова О.Н. О методах анализа социо-культурных явлений. // Социологические исследования 1993. - №11

72. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей. // Социологический журнал. 1995. №2. с. 34-41

73. Колчигин С.Ю., Капышев А.Б. Духовная сущность человека и ее модификация в культуре. / Человек культуры: русский язы в современном мире. Материалы Всероссийского симпозиума 21-23 сентября 2001г. Бийск, 2001

74. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979

75. Константиновский Д.Л., Хохлушкина Ф.А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования// Социологический журнал. 1998. №3-4. с. 20-27

76. Королев С.А. Долгие проводы советской эпохи. / Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 9. М.: РНИС и НП, 2001

77. Костюк К.Н1 Архаика и модернизм в российской культуре// опубликовано на http://www.rir.ru/socio/scipubl/si/si-3-4-9/kost

78. Коханович Л.И., Лисовский В.Т. Молодежь России социальное развитие. М., 1992

79. Красиков А. Становление новой российской идентичности в контексте геостратегии/ Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003

80. Краткий философский словарь. / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1954

81. Крылов К. Идентичность// опубликовано на http://www.traditio.ru/krylov/id.htm

82. Кули Ч. Социальная самость. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1994.С.316-335.

83. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. М., 2000

84. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М., 2000

85. Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб, 1998

86. Левада Ю. От мнений к пониманию. М., 2000

87. Леви-Стросс К. Культурная антропология. М., 2001

88. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). // Социологические исследования. 1998. №5. с. 98-105

89. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса. // Народное образование. 1994. №5. с. 11-19

90. Лукашевич Е.В. Специфика менталитета специфика значения? / Человек культуры: русский язык в современном мире. Материалы Всероссийского симпозиума 21-23 сентября 2001г. - Бийск, 2001

91. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок молодежи. // Социологические исследования. 1998. №8. с. 27-36

92. Люббе Г. Историческая идентичность. // Вопросы философии 1994. №4. с. 108-113

93. Макацария Г.В., Лисовский В.Т. Современный студент (социальные проблемы обучения и воспитания в высшей школе). Тбилиси, 1982

94. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью. // Вопросы Философии. 1998. №2. с. 43-54

95. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

96. Манхейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений -состязательность экономические амбиции. М., 2000

97. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983

98. Маркова Н. Культуринтервенция. // Народное образование. 2002. № 4. с. 203-217

99. Маршак А.В. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи. // Социологические исследования. 1998. №12. с. 94-97

100. Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества. // Социологические исследования. 1998. №12. с. 97-101

101. Мигранян A.M. Россия в поисках идентичности (1985 1995). М., 1997

102. Мид Дж. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.215 260.

103. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

104. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990

105. Модернизация: современный опыт и Россия. М., 1994

106. Молодежный ренессанс (проблемы социализации молодежи). / Под ред. В.Р. Быстрицкого. М., 1990

107. Молодежь России: социальное развитие. / Под ред. В.И. Чупрова и др. М., 1992

108. Молодежь: будущее России. / Под ред. И.М. Ильинского М., 1995

109. Мониторинговое исследование «Молодежь России» НИЦ Института молодежи. М., 1995

110. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. // Социально-политический журнал. 1998. №1. с. 148-158

111. Начало пути: поколение со средним образованием/ Отв. ред. М.Х. Титма. М., 1989

112. Омельченко E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000

113. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени/ Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991

114. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства/ Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991

115. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология. // Социологические исследования. 1999. №5

116. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999

117. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль. М., 1996. с. 462-478

118. Попова О.В. Проблемы исследования политической идентичности// опубликовано на http://politanalysis.narod.ru/popoval.html

119. Празаускас А.А. Слагаемые государственного единства. // опубликовано на http://pubs.carnegie.ru/p&c/default.asp?n=indexl996-2001 .asp

120. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия./ Ред. Е. Алексеева. М., 2003

121. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993

122. Расторгуев В.Н. Горизонты культурной политики: методология создания государственной программы. / Социальная динамика и духовная культура. / Под ред. В.Б. Александрова Тверь, 1991

123. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности, анализ и консультирование. // Социологические исследования. 1996. №6. с. 110-120

124. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998

125. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы. // Социологические исследования. 1994. №10. с. 30-43

126. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998. №5. с. 90-98

127. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности. // Вестник МГУ, серия 18 «Социология и политология». 2001. №3. с. 22-54

128. Сверкунова Н.В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. СПб., 2002

129. Светлицкая Е.Б. Новая российская идентичность// Общественные науки и современность. 1997. №1. с. 72-81

130. Северин Н. Духовная идентичность и православная система ценностей. // опубликовано на http://www.moskvam.ru/1999/cont99.htm

131. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998

132. Семилет Т.А. Зависимость качества социальной культуры и социального образования от особенностей духовного строя нации. // Образование и социальное развитие региона. 2000. № 3-4. с. 18-24

133. Симонова О.А. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э. Эриксона. // Вестник МГУ. серия 18 «Социология и политология». 2001. №2. с. 15-29

134. Смирнова А.Г. Формирование национальной идентичности в России: легко ли быть русским?// опубликовано на http://ideashistory.org.ru/almanacs/alml 6/01 Soderz

135. Соколов Э.В. Культура и личность. Д., 1972

136. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. М., 1993

137. Социальная динамика и духовная культура. / Под ред. В.Б. Александрова Тверь, 1991

138. Социальная идентификация личности. / Под ред. В.А. Ядова. М., 1993

139. Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. / Под ред. В.Т. Лисовского, O.K. Крокинского. С-Пб. 1995

140. Социальные проблемы молодежи. / Под ред. Г.Е. Зборовского. М., 1996

141. Старикова Е.Н. Основные направления трансформации представлений студенческой молодежи региона о справедливости в 80-90е годы XX века.

142. Опыт социологического анализа проблемы в Алтайском крае). Дис. канд. социол. наук. Барнаул, 2002

143. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. / Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том 4. Выпуск 6 / Под ред. B.C. Собкина. М., 1996

144. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности. // опубликовано на www.anthropology.ru/ru/texts/sukhach/limits

145. Сыроед Н.С. Теоретико-методологический анализ категории справедливости. Владивосток, 1997

146. Татарова Г.Г., Бурков А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом незаконченных предложений// Социологические исследования. 1999. №8. с. 123-133

147. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Том 1. № 1. С. 121-133.

148. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986

149. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000

150. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001

151. Трубина Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Екатеринбург, 1996

152. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности. М., 1994

153. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации. // Социологические исследования. 1997. №8. с. 40-47

154. Федотова Н.И. Кризис идентичности в условиях глобализации// опубликовано на http://www.courier.com.rU/homo/ho0603fedotova.htm#up

155. Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодежи/ Рабочаякнига социолога. М., 1983

156. Франк С.Л. Духовные основы общества. Нью-Йорк, 1998

157. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995

158. Фромм Э. Душа человека. М., 1992

159. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1988

160. Хани Р. Компоненты глобальной культуры. / Этнос и политика. Авт. сост. Празаускас А.А. М., 2000

161. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. М., 2000.

162. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. №10. с. 112-123

163. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998

164. Ценностный мир современного студента. (Социологическое исследование). / Под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. М., 1992

165. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. // Социологические исследования. 1998. №3. с. 96-106

166. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000

167. Чупров В.И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. // Социологические исследования. 1991. №9. с. 62-68

168. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. // Социологические исследования. 1994. №6. с. 50-58

169. Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ. // Международный журнал социальных наук. 1994. №3 (6) .Август, с. 82-90

170. Шилкина Н.Е. Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества. Дис. канд. социол. наук. Барнаул, 2002

171. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков. // Социологические исследования. 1999. №5. с. 52-62

172. Щюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. 1988. №2. с. 129-138

173. Эриксон Э. Идентичность и неукорененность в наше время// Философские науки, 1995 № 5-6. с. 217-231

174. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

175. Этноидентичность. Образование. Том IV. Вып. VI./ Ред. B.C. Собкин. М., 1998

176. Этнос и политика. Авт. сост. Празаускас А.А. М., 2000

177. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. // Социологический журнал. 1994 №1. с. 35-52

178. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993

179. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России, №3-4, 1995. с. 163-174

180. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.,1987

181. Ядов В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни и общегосударственном масштабе// Общество и экономика. 2002. №12. с. 90-93

182. After identity. A reader in law and culture/Ed. by D. Danielsen and K. Engle. N.Y., L., 1995

183. Apple M.W. Education and power. Boston, 1982

184. Banks J.A. Multiethnic education: theory and practice. Boston. 1981

185. Becker G. Human capital. New York, 1964

186. Bennett C. Culture and changing realities. Chicago: Society of intercultural education training and research (SIETAR), Third annual SIETAR Cobference, 25

187. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: theory and practice. Boston London, 1990

188. Berger P.L., Luckmann T.L. The social construction of reality. A treatise on sociology of knowledge. New York, 1966

189. Boerner P. Concepts of national identity. An interdisciplinary dialogue. Baden-Baden, 1986

190. Boyer E.L. High school. New York, 1983

191. Brown J., Smart S. The self and social conduct: linking self-representations to prosocial behavior// Journal of personal and social psychology. V 60 (3). 1991

192. Cahoone L.E. The dilemma of modernity: philosophy, culture and anti-culture. Albany: State University of New York, Cop. 1988

193. Cole L.A. History of education from Socrates to Montessori. New York, 1950

194. Cook L.A., Cook E.F. A sociological approach to education. New York, 1965

195. Cooley Ch. H. Human nature and social order. New York, 1964

196. Cornelius D.K., St. Vincent E. Cultures in conflict. Chicago, 1964

197. Creating culture: profiles in the study of culture/ D.J. Austin. Broos (ed.). Sydney etc.: Allen & Unwin, 1987

198. Culture, globalization and the world-system. Contemporary conditions for the representation of identity/ Ed. by A.D. King. L., 1991

199. Deaux K. Reconstructing social identity// Personal and Social psychology bulletin. V19 (1). 1993

200. Ellmers N. Identity management strategies: the influence of socio-cultural variables on strategies of individual mobility and social change// International Sociology. 1997. Vol. 13 (2). June.

201. Erickson E. Childhood and society. New York, 1963

202. Erickson E.H. Identity: youth and crisis. New York, 1967

203. Erickson E.H. Life history and historical moment. New York, 1975

204. Erickson E.H. The life cycle completed. A review. New York, 1992

205. Ericson E. Childhood and society. N.Y., 1950

206. Friedman Th. The Lexus and the olive tree. Understanding globalization. N.Y., 2000

207. Friedman Th. Cultural identity and global process. L., New-Delphi, 1994

208. Fromm E. The revolution of hope. Toward a humanized technology. N.Y., 1968

209. Gainer M.L., Ashkinazi L.A. A study of the educational motives of applicants of Institutions of higher education// Russian education and society. August 1996. V 38. N. 8.

210. Giddens A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modern age. Cambridge, 1991

211. Giddens A. The constitution of society. Oxford: Polity Press, 1997

212. Globalization and identity: dialectic of flow and closure/ Ed. by B. Mayer and P. Geschiere, Oxford, 1999

213. Gluck M. Extended review of Modernity and self-identity// History and theory. 1993. №32

214. Goffman E. Stigma: notes on the management of spoiled identity. Endlewood Cliffs, 1963

215. Goffman E. The presentation of Self in everyday life. New York, 1959

216. Hagg M. The social psychology of group cohesiveness: from attraction to social identity. N.Y., 1992

217. Hattington M. The politics of God's funeral: the spiritual crisis of Western civilization. New York: Holt, Rinehart and Winston, Cop. 1983

218. Hervien-Leger D. The transmission and formation of socioreligious identities of modernity// International Sociology . 1998. V 13 (2) June

219. Hoetink H. Some notes on ethnic boundaries and culture. With a glance at Brazil// Luso-Brazilian Review. V 32. Winter 1995.

220. Hook S. Education for modern man. New York, 1963

221. Hum Ch. The limits and possibilities of schooling: an introduction to the sociology of education. Boston-London, 1985.

222. Kneller G.F. Foundations of education. New York, 1963

223. Macdonald J. A philosophy of education. Toronto, 1965.

224. Mead G. H. Mind, Self and society. Chicago, 1934

225. Moore D., Kimmerling B. Individual strategies of adopting collective identities: the Israeli case// International sociology. Dec. 1995V 10. No. 4. pp. 388-407,

226. Mukheijee R. Social reality and culture// Current Sociology. 1998 . V 46 (2), April

227. Nedeveen P.J. Globalization and culture. Three paradigms// Economic and political weekly. Vol. XXXI. No. 23. June 8. 1996

228. Popper K.R. The open society and its enemies. London, 1945

229. Random House Roget's Thesaurus. New York, 1995

230. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton, 1965

231. Russell B. Education and the good life. New York, 1926

232. Russell B. Education and the social order. London, 1961

233. Searle, J. The Construction of Social Reality. New York, Free Press. 1995

234. Simon B. Et al, On being more than just a part of the whole: regional identity and social distinctiveness// European journal of social psychology. 25 (3). 1995

235. Smith A.D. National identity. London, 1983

236. Sorokin P.A. Crisis of our age. New York, 1991

237. Sudman S., Bradburn R. Asking questions: a practical guide to questionnaire design. San Francisco, 1982

238. Sudman S., Bradburn R., Schwarz Thinking about answers. The application of cognitive processeses to surway methodology. San Francisco, 1996

239. Swann W.B. Identity negotiation: where two roads meet// Journal of personal and social psychology. V 53. 1987

240. Swann W.B., Hixon J., DeLaRonde C. Embracing the bitter "truth ": negative self-concept and marital commitment// Psychological science. V 3 (2). 1992

241. Taifel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982

242. Taifel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. // Psychology of intergroup relations/ Eds. S. Worchel, W.G. Austin. Chicago, 1986

243. The contemporary Giddens' social theory in a globalization age. (Eds.) Bryant C.G.A., Jary D. London, 2003

244. Toffler A. Future shock. New York, 1970

245. Weber M. The methodology of the social sciences. N.Y.: 1949

246. Widdecombe S. Dimensions of adolescent identity// European journal of social psychology. V 18 (6). 1988

247. Williams R. The sociology of culture. New York: Schocken Books

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.