Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Павельева, Ирина Николаевна

  • Павельева, Ирина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Павельева, Ирина Николаевна. Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павельева, Ирина Николаевна

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы оптимизации творческого развития старших школьников на занятиях по изобразительному искусству с использованием природных материалов.

1.1 Оптимизация творческого развития старшеклассников как педагогическая проблема.

1.2 Психолого-педагогические основы работы школьников с природными материалами.

1.3 Роль среды в художественно-эстетическом воспитании школьников.

1.4 Выводы к главе I

Глава II. Фитодизайн в школе как эффективное средство оптимизации творческого развития школьников.

2.1 Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы.

2.2 Организация занятий по фитодизайна в 8-9 классах общеобразовательной школы.

2.3 Выводы к главе II. 120 Заключение 122 Список литературы 127 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема эстетического и экологического воспитания на современном этапе в связи с интенсивным развитием информационных технологий и технического прогресса представляет главную задачу всего педагогического процесса, включая художественное образование и развитие творческих способностей школьников. Возрастает необходимость в формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного отбирать в большом информационном потоке познавательные художественные образы, понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.

Окружающий мир, разнообразные изобразительные формы, художественное наследие не только информируют, но и являются одновременно мощнейшим средством формирования определенных социально-эстетических предпочтений, вкусов, нравственных ориентиров.

Эстетическое развитие и художественная культура является неотъемлемой частью общей культуры личности в процессе ее развития.

Комплексное решение проблем развивающего обучения в системе школьного образования, в том числе - и художественно-эстетического, невозможно без включения в процесс работу с природным материалом и элементов флористического дизайна.

Под флористическим дизайном мы понимаем творческую деятельность, связанную с природными материалами, базирующуюся на основных положениях и закономерностях изобразительного искусства и имеющую ярко выраженный проектный характер. Средствами флористического дизайна являются цветографические и художественно-образные способы визуализации определенных смыслов, понятий, объектов.

В цветочной аражеровке, как деятельном проявлении ведущих принципов флористического дизайна, растение является основным средством оперирования визуально воспринимаемой формой и способом ее перевода в цветографические композиции художественно-эстетического порядка.

Наша точка зрения на использование элементов природного материала в процессе школьного обучения основывается на художественно-эстетических традициях русского и зарубежного изобразительного опыта, а так же - на органическом единстве дизайнерского и изобразительного (эмоционально-образного) подхода к решению проблемы формирования основ эстетического восприятия действительности.

В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты развития личности подростка с включением в этот процесс элементов знаковости и художественной образности всесторонне рассматривались в исследованиях В.П. Беспалько, ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и других.

Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных способностей личности, формирования творческих интересов отображены в работах психологов: Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Е.Ф. Ломова, Б.С. Мейлаха, СЛ. Рубинштейна, Б.Г. Теплова, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона.

Вопросам ВУЗовской и школьной художественной педагогики, методики обучения изобразительной деятельности посвящены исследования А.Д. Алехина, Г.Б. Беды, С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других, где рассматривались аспекты восприятия и развития школьников во взаимодействии учебного процесса с природой.

Многочисленные аспекты взаимодействия человека и среды, эстетически целесообразные способы функционирования индивида в предметном окружении современного мира, некоторые другие вопросы, связанные с историей и теорией, методикой дизайна и художественного проектирования отражены в работах таких авторов, как: В.В. Аронов, Г.Б. Беда, JI.H. Безмоздин, B.JI. Глазычев, К.Г. Зайцев, А.И. Ковешников, Б.В. Нешумов, М.С. Степанов, Ю.А. Ходьков, Е.Д. Щедрин и других.

Теоретическим аспектам флористического дизайна посвящены исследования и разработки П. Асманпа, Д.Г. Хессайона, Н.В. Наумовой, Н.В. Осиповой, Н.П. Сухановой и других.

Из зарубежных исследований в области художественного восприятия и визуального мышления наибольший интерес представляют, с нашей точки зрения, работы таких авторов как Р. Арнхейм, Н. Джордж, Дж. Уолкер, Р. Боумен, Г. Земпер, Н. Кларк, Э. Рудер, К. Кимура, Дж. Овинк, П. Рэмонд и некоторые другие. .

В диссертационных исследования последнего времени вопросы флористического дизайна рассматриваются с профессиональных или теоретических позиций, значительное место в них отводится проблемам эстетического и социокультурного характера.

Методические аспекты аранжировки растений и природного материала как части флористического дизайна, исследовались применительно к системе высшей школы. Однако проблема обучения изобразительному искусству в контексте с работой из природного материала не рассматривается применительно к системе школьного образования. Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства с использованием природного материала — проблема, которую мы рассматриваем в нашем диссертационном исследовании.

Назревшая необходимость теоретического осмысления проблемы формирования эстетически целесообразного визуального восприятия действительности школьниками - подростками с использованием адекватных их возрасту форм и методов педагогического воздействия, недостаточность разработок и разрозненность фактологического материала по данной проблеме обусловили актуальность выбора темы исследования.

Проблема исследования заключается в определении, научном обосновании, экспериментальной апробации наиболее эффективных путей и методов обучения учащихся основам фитодизайна в общей системе художественно-эстетического образования старших школьников.

Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования - процесс обучения учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы основам фитодизайна в системе учебно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогическое руководство изобразительной деятельностью учащихся, направленное на оптимизацию творческого развития подростков с использованием средств фитодизайна в 8 - 9 классах общеобразовательной школы.

Указанные проблемы, объект, предмет исследования потребовали решения следующих задач:

Рассмотреть историю проблемы обучения школьников изобразительному искусству с использованием природного материала, развитие творческих способностей и эстетического восприятия путем общения с окружающим миром.

- Установить возрастные и индивидуальные особенности наиболее целесообразного восприятия различной информации школьниками-подростками и ее последующее применение в работе с природными материалами на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

- Определить роль и место флористического дизайна в общей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников средствами изобразительного искусства.

- Опираясь на результаты исследования разработать и научно обосновать систему педагогического руководства процессом обучения школьников-подростков основам фитодизайна.

Гипотезой исследования является предположение о том, что целенаправленное, научно обоснованное использование основ фитодизайна в процессе обучения учащихся старшего школьного возраста изобразительному искусству, с учетом особенностей их возрастного и психологического развития, а также создание и экспериментальная проверка специальных методических «ключей», блоковых рекомендаций и средств наглядности обеспечивает высокий уровень формирования творческого и общего развития школьников, способствует успешному оптимальному художественно-творческому развитию личности школьников.

Теоретическую основу исследования составили научные положения отечественной педагогики, психологии, философии и эстетики, рассматривающие проектный вид изобразительной деятельности как специфическую форму отображения действительности; труды, научные исследования, высказывания известных искусствоведов, теоретиков и практиков дизайна и художественного конструирования; научно-теоретические основы педагогики и методики эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- анализ школьных программ, учебных планов п документов, касающихся учебной деятельности в области изобразительного искусства;

- анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, методической литературы, научных трудов по методике обучения изобразительного искусства и дизайна;

- наблюдение за процессом изобразительной деятельности школьников, анализ их учебных и творческих работ;

- опрос и анкетирование школьников и учителей изобразительного искусства;

- диагностика учебной и творческой деятельности учащихся с использованием природных материалов в процессе решения художественно-образных задач на уроках изобразительного искусства. психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, поисково-формирующий и контрольный этапы.

Первый этап эксперимента (констатирующий) — включал в себя изучение и оценку современного состояния проблемы. Мы рассматривали накопленный положительный опыт, а также анализировали негативные тенденции, относящиеся к объекту исследования.

Второй этап эксперимента (поисково-формирующий) - заключался в теоретическом анализе психолого-педагогической, программно-методической, искусствоведческой литературы по проблемам художественного образования и деятельности связанной с работой из природных материалов (фитодизайном); наблюдение за изобразительной деятельности учащихся старшего школьного возраста по специально разработанной программе. В учебный процесс вводилась экспериментальная методика, направленная на развитие эстетического видения действительности, развития чувства цвета и формы, развитие творческой активности и художественного вкуса старших школьников. Эта часть эксперимента включала в себя разработки и исследования, связанные с привлечением таких методик, как собеседование, анкетирование и т.д. Проводились изучение и систематизация результатов учебной и творческой деятельности учащихся по изобразительному искусству с использованием элементов фитодизайна.

Третий этап эксперимента (контрольный) — анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение данных, их обобщение и оформление. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Проводилась фиксация результатов обучения и соотношение уровня художественно-творческого развития школьников экспериментальных классов. Задача этого этапа - подтверждение правильности применения методических приемов, наглядных пособий, содержание и организация уроков изобразительного искусства с использованием природных материалов.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит:

- в выявлении оптимальных методов и психолого-педагогических особенностей творческого развития подростков, художественного отражения ими многообразных форм современной действительности средствами флористического дизайна (природными материалами).

- в раскрытии, экспериментальной апробации и научном обосновании эффективного педагогического руководства формирования творческого развития учащихся в процессе их обучения основам фитодизайна.

- в освящении истории проблемы развития цветочной аранжировки и работы с природными материалами как художественно-творческих и обучающих направлений изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами система методических рекомендаций и средств наглядности способствует продуктивному формированию у школьников старшего подросткового возраста способности художественно-образного восприятия действительности.

Практические результаты могут быть использованы при разработке новых учебников, пособий, учебных программ; использоваться учителем в проведении занятий по изобразительному искусству п труду. Также результаты исследования могут использоваться в процессе повышения квалификации педагогических работников и преподавателей предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Достоверность исследования обеспечивается научно обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, методикой исследования, поставленным в нем задачам и многообразием оптимально используемых методов.

Апробация результатов исследования.

В диссертации представлен опыт работы педагогической деятельности автора в качестве учителя старших классов общеобразовательных школ г. Москвы (шк. №895 V вида) и г. Подольска Московской области (шк. №25, шк. №18, лицей №5), и в качестве старшего преподавателя кафедры живописи Московского государственного областного университета.

На защиту выносятся:

- научио-теоретичские положения по оптимизации творческого процесса школьников старшего возраста средствами флористического дизайна как специфической художественно-творческой деятельности, направленной на эстетическое отношение к окружающей действительности; основные структурные составляющие (методические ключи) оптимальной системы обучения старших школьников основам флористического дизайна на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;

- разработанная программа по оптимизации творческого развития старших школьников средствами фитодизайна.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Павельева, Ирина Николаевна

Выводы к главе П

Подводя итоги формирующего и сравнительного экспериментов можно сделать следующие выводы:

1. Структура и содержание системы упражнений во многом определяют результат обучения. Наша система включает разнообразные задания и упражнения, методы и методические приёмы, направленные на овладение учащимися основ флористического искусства, необходимой суммой знаний, умений и навыков посредством неуклонного, целенаправленного и эффективного творческого развития.

2. В отличие от традиционных методов обучения основам изобразительной грамоты, где разработана достаточно стройная и эффективная система усвоения знаний, вполне последовательная и результативная методика совершенствования специальных умений и навыков, паша комплексная методика ориентирована на совершенствование творческих способностей учащихся, их постепенное формирование и развитие, что призвано сделать процесс обучения максимально качественным и эффективным.

3. Оптимизация творческого развития старшеклассников на занятиях будет наиболее эффективна тогда, когда деятельность ученика при выполнении творческих, подготовительных и тренировочных упражнений и заданий будет максимально ориентирована на развитие творческих и изобразительных способностей, что послужит прочной основой глубокого и сознательного усвоения знаний, развития умений и навыков.

4. Продуманная и научно обоснованная рациональная система заданий способствует глубокому усвоению теоретического материала, скорейшему и устойчивому овладению изобразительными умениями и навыками, что активизирует мыслительную и практическую деятельность учеников, создает необходимые условия для результативного совершенствования творческих способностей.

5. Развитие творческих способностей учащихся средствами флористического дизайна процесс длительный и трудный, требующий многократных и целенаправленных действий и педагога и ученика, поэтому мы в своём исследовании попытались заложить лишь основы формирования базовых профессиональных способностей учащихся.

6. Совершенствование творческого развития будет эффективным только в случае целенаправленных усилий и осознанных действий учащихся на всем протяжении процесса художественного образования и дальнейшей самостоятельной деятельности.

7. Результаты апробации экспериментальной методики в формирующем эксперименте и данные сравнительных экспериментов показали сформированность творческую активность учеников на уровне «выше среднего». Эффективность предложенной методики была убедительно доказана в сравнительной характеристике уровней сформированное™ творческого развития учащихся экспериментальных и контрольных групп по разработанным нами критериям. Сравнение результатов работы экспериментальных групп с контрольными наглядно доказывает преимущество предложенной системы упражнений, подтверждает ее педагогическую результативность.

8. Анализ работ учащихся экспериментальных групп показал, что прогресс заметен не только в тех областях развития способностей, усвоения знаний, выработки умений и навыков, которые непосредственно являлись сферой наших интересов, но и в общеобразовательной и профессиональной художественной подготовке. Они показали результаты существенно выше учащихся экспериментальных групп. Всё это позволяет нам аргументировано отстаивать перспективность внедрения в учебный процесс методик, ориентированных, прежде всего, на совершенствование способностей, чтобы уже на их основе строить процесс усвоения знаний и приобретения специальных изобразительных умений и навыков.

Заключение

Подводя итоги настоящего диссертационного исследования необходимо отметить, что все поставленные нами цели и задачи исследования были решены, прошли убедительную и объективную научно экспериментальную проверку, подтверждая выдвинутую в ходе исследования гипотезу.

Обширная экспериментальная работа подтвердила педагогическую результативность комплексной методики оптимизации творческого развития старшеклассников средствами фитодизайна. Продуктивность системы заданий и упражнений, направленных на целенаправленное и последовательное формирование художественных способностей, дала возможность разработать основные методические рекомендации, аргументировано предложить их для внедрения в учебный процесс на уроках ИЗО и внеурочных занятиях в общеобразовательной школе, что будет способствовать главной задачи — формированию всесторонне развитой, гармоничной личности.

В ходе проведенного нами экспериментального исследования удалось решить следующие задачи:

1. На основе исторического обзора литературного наследия мастеров искусства, их биографов и исследователей, всестороннего анализа научного педагогического и методического опыта, накопленного в области теоретического осмысления и практического решения проблемы творческого развития в процессе обучения основам изобразительной грамоты и профессионального мастерства, мы пришли к выводам, что многие из величайших гениев прошлого понимают несовершенство обыденной практики взаимодействия человека с окружающим миром. Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы получают в их трудах и трактатах необходимое теоретическое, искусствоведческое и методическое обоснование.

В историческом разделе нашего исследования пристально изучен, проанализирован и критически осмыслен опыт виднейших художников и педагогов нашей страны, учёных-исследователей, педагогов-практиков накопленный в повседневной работе по подготовке молодого поколения. Анализ научных работ и диссертационных исследований по интересующей нас проблеме, дал нам возможность проследить развитие теоретической мысли и педагогических изысканий в вопросах творческого развития. В диссертационных исследования последнего времени вопросы флористического дизайна рассматриваются с профессиональных или теоретических позиций, значительное место в них отводится проблемам эстетического и социокультурного характера. Проблемы развития изобразительных способностей, художественно вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству решаются в них изолированно друг от друга, вне общей методической системы, требующей стройной, научно обоснованной структуры и экспериментально проверенной методической базы. Таких комплексных исследований до настоящего времени не проводилось.

2. В ходе углубленной теоретической проработки исследуемой проблемы с привлечением в свой арсенал современных представлений о природе способностей и достижений в области исследования психологии способностей к изобразительной деятельности мы установили иерархию проблем творческого развития учащихся, определили стратегию и тактику педагогических воздействий с целью отбора наиболее эффективных, совершенных и целесообразных методов, приёмов и средств обучения и воспитания на занятиях фитодизайном.

3. На обширном экспериментальном материале нам удалось доказать, что процессом развития творческих способностей учащихся общеобразовательных школ необходимо и возможно целенаправленно управлять. По результатам исследования стало очевидно, что изучение основ фитодизайна, является определяющим фактором успешности профессиональной деятельности и является базовым фундаментом развития изобразительных и творческих способностей студента.

4. Кропотливая подготовительная работа, проведённая нами на начальных этапах исследования, изучение опыта мастеров искусства, педагогического наследия выдающихся художников-педагогов, дизайнеров, флористов, а также собеседования с педагогами и учениками, опросы и анкетирование испытуемых, личные наблюдения и эксперименты, анализ изобразительной продукции позволили нам разработать программу экспериментального обучения. Разработанная нами система заданий и упражнений, разнообразных методов и приёмов педагогических воздействий, призванных планомерно и целенаправленно совершенствовать творческие способности, апробирована экспериментально, подтвердила свою целесообразность и высокую эффективность. Таким образом, разработанная нами комплексная методика и общие контуры системы упражнений и заданий, приёмов и методов развития и совершенствования творческих способностей средствами фитодизайна могут быть внедрены в учебный процесс.

5. Наша гипотеза о том, что целенаправленное, научно обоснованное использование основ фитодизайна в процессе обучения учащихся старшего школьного возраста, с учетом особенностей их возрастного и психологического развития, а также создание и экспериментальная проверка специальной системы методических рекомендаций и средств наглядности обеспечивает высокий уровень формирования творческого и общего развития школьников, способствует успешному развитию художественно-образной активности учащихся и эстетическому воспитанию в целом успешно подтвердилась

Результаты эксперимента показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика. Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-образные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павельева, Ирина Николаевна, 2008 год

1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. БХГ им. И.А.Бодуэна де Куртунэ, 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся Ленинград, 1985. С. 78-90.

5. Александрова Т К Формирование межпредметных умений учащихся в учебной деятельности. Л. Изд-во ЛГПИ, 1988 - 42 с.

6. Алексеев М.Н. Сущность процесса обучения // Советская педагогика. -1965 -№1 -С. 37-47.

7. Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности //Человек и общество Л • Изд-во ЛГУ, 1975. - Вып. 13 - С. 57-69.

8. Ананьев Б Г. Избранные психологические труды. В двух томах. М Педагогика, 1980. - Т 1 - 230 с.

9. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика. -1975. № 7. - С. 12-25.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: Изд-во ЛГУ, - 1969 339с.

11. Андреев В И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности, основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-236с.

12. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука. - 1974 - 144 с.

13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

14. Асманн П. Современная флористика. М.: Культура и традиции, 1998.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.; Изд-во МГУ, 1979. - 150 с. 3. Атутов П. Р., Поляков В. А., Андрианов П. Н. И др. Дидактика технологического образования. - М., 1998.

16. Бабанский Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1988, -С. 353-359

17. Бабанский Ю.К. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-189с.

18. Бабанский Ю.К. Педагогика/Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1983. С. 149.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса -М. :Просвещение, 1982. -198 с.

20. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

21. Бабанский Ю К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.' Педагогика, 1982 -192 с.

22. Баранова Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей 6-7 лет. Диссертация канд. пед.наук. Нижний Новгород. -1998. -183 с.

23. Баранов С.П., Болотина JT.P., Сластенин В.А. Педагогика. М.просвещение, 1987 С. 39-42.

24. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М: Просвещение, 1981. -142с.

25. Барнет Ф. Цветы к праздникам. М.; Росмен, 1997.

26. Бехтерев В.М. Как научить детей учиться М,. Просвещение, 1987 -112с.

27. Белкин А.С. Ситуация успеха Как ее создать. М : 1991. - С. 246.

28. Бороздина Л.В Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. -М : Просвещение, 1986. С. 96.

29. Березовик Н.А., Сманцер А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. Минск Народная асфета. - 1987. - 74 с.

30. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе -Мн,: Высшая школа., 1983.-С. 144-211.

31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989 -192с

32. Блинов В.М Эффективность обучения. (Методологический анализ определения этой категории в дидактике) М.: Педагогика, 1976 - 192 с.

33. Богословский В.В. Взаимоотношения между учителем и учащимися как фактор развития познавательной активности и самостоятельности школьников // Отношения как проблема психологии воспитанья. JL, 1973.-74

34. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С, 13-17.

35. Бердяев П.А. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика. -1976. 248 с.

36. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика. -1976. 248 с.

37. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. - 143 с.

38. Бороздина JLB. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986 С. 96.

39. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 7 -44.

40. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

41. Вачаева И.Ю. Цветы в интерьере. М.: Нива России, 1998

42. Верзилин Н.Н., Корсунская В.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976.

43. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология; Сб. статей памяти А.Н. Леонтьева.-М.: Изд-во МГУ, 1983. 200 с.

44. Венгер Л.Н. Психологические механизмы мотивации человека. М / Просвещение, 1990. - 284 с.

45. Волков КН. Психология и педагогические проблемы. М.: Просвещение, 1981. - С. 5 - 26.

46. Воронцов В.В. Уход за комнатными цветами. М.: ЗАО «Фитон +», 1999.

47. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996

48. Выготский Л.С. Мышление и речь / Избр. психол. исследования. М. Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 39 - 328.

49. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988-251с.

50. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи /Хрестоматия по педагогической психологии / В.А. Красило, А.В. Новогорцева. -М. Международная пед. академия, 1995. С, 23 - 31.

51. Гальперин П.Я. Диагностика состояния мотивации познавательной деятельности студентов. Минск: Изд-во БГУ, 1989. - 20 с.

52. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1994.

53. Гафитуллин М.С. Уровни новизны (методика оценки творческой деятельности и получение новизны) // Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе // Серия «Познание». Вып. 6. -Рига, 1993.-108 с.

54. Герасимов С.О. Редкие комнатные растения.- М.: Аквариум, 1997.

55. Гинзбург М.Я. Культура жилища. М., 1988

56. Головкин Б.Н. Комнатные растения. М.: Лесная промышленность, 1989.

57. Голу П.В. Проблемы внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1985. 19с.

58. Григорян З.Г. Проблема мотивации школьников в советской психологии: Учебное пособие. М.: Изд-во МГПУ, 1985. - 115 с.

59. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. - 143 с.

60. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников //Вопросы психологии. 1981. -№ 6. -С. 13-26

61. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М, 1982-21 с

62. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: педагогика, 1986. - 240 с

63. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова и др М.: Педагогика, С. 65-78.

64. Давыдов В.В. Исторические предпосылки учебной деятельности / Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова. М : Изд-во АПН СССР, 1983 - С 5-22.

65. Декоративные растения / Советы профессионалов (пер. с англ.). М.: Ниола-Пресс, 1998.

66. Деятельность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т Т. 1 / Под ред. В В Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 -С. 263-264.

67. Дидактика средней школы / Под ред МН Скаткина М. Просвещение, 1992.-319 с.

68. Дьяченко В.К Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: 1989 - 160с.

69. Дягилева JI.C. К вопросу об уровнях развития познавательных интересов младших школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ. - 1989. -53с.

70. Евстратова Л. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. М.: Эксмо -пресс, 2001.

71. Елисеев Н.А. Зеленые друзья в доме. Санкт - Петербург: Литера, 1998

72. Жарова Л .В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1997. - 80 с.

73. Жданова Р. А. Формирование мотивации учения у старших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 15 с.

74. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1991. 160 с.

75. Закон Российской Федерации об образовании // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 30. М.: Издание Верховного Совета РФ, 1991. -С. 2221 -2258.

76. Занков И.В. Развитие школьников в процессе учения.-М., 1987.

77. Занков И.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

78. Занков Л.Б. Беседы с учителем / Вопросы обучения в начальных классах. М.: Просвещение, 1970. - 200 с.

79. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.А. Практикум по педагогике. М.; Просвещение, 1996, С. 86 - 92.

80. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1992, - С. 107 - ИЗ.

81. Зимняя И.А. Педагогическая психология // Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 1997. - 477 с.

82. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: 1992.-С. 41-45.

83. Ивлева Е.В. Женские украшения. Минск; Элайда, 2000.

84. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1992. 351 с.

85. Иконников В., Каган М.С. Эстетические ценности предметно -пространственной среды. М., 1990.

86. Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников. Ростов-на-Дону, 1991. 224 с.

87. Ильин B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1994. 144 с.

88. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для пед. инст. -М.; Просвещение, 1994. -496 с.

89. Ильясов И.И. Структура процесса учения.-М.: 1996. -160 с.

90. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля // Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 5 - 17.

91. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Педагогика, 1991. - 96 с.

92. Каган М.С. Опыт. Человеческая деятельность. М.: Изд-во полит, литер. 1984.-328с.

93. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 328 с. 27.Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П.Г Саморуковой. -М: Просвещение, 1998.

94. Калашникова Н.Г., Жарикова Е.Н., Щанов Ю.А. Диагностика сформированное™ учебной деятельности младших школьников: Пособие для учителей, методистов, школьных психологов. Барнаул: АКИПКРО, 1996.-40 с.

95. Кан-Калин В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

96. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань. КГУ, 1992 - 224 с.

97. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа. -1992.-№ 11-12.-С. 29-31.

98. Кирилова Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. Сб.: Образование, 1996. - 135 с.

99. Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения // Активизация учебной деятельности. Изд-во МГУ, 1992, С 5-15.

100. Климов Е.А. Путь к профессии. JL, 1994. - 140 с.

101. Князева O.JL, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.

102. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. Ред А.А. Бодалев; АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1988. - 191 с.

103. Коломинская Я.Л., Панько Е.А. Учитель о психологии детей среднего возраста. М.: 1988, С. 70 - 74.

104. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избран. Пед. соч. / Под ред. А.Н Пискунова. т. 1. - М.: Педагогика. - 1982. - С. 242 - 476.

105. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,2000.

106. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982, -207 с.

107. Концепция педагогического образования. -М., 1992.

108. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.

109. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

110. Краткий психологический словарь. М., 1985.

111. Круглов В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 193 с.

112. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и в комментариях к ним' Учебно-методическое пособие. -М., 1998.-С, 162- 163.

113. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М: Знание, 1991. № 4. 80 с.

114. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997.

115. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974 .

116. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с

117. Кукла Г.П Дидактические условия эффективности организации контроля учебной деятельности школьников: Автореф. дис. канд. пед наук. Челябинск, 1994. - 17 с

118. Кулько В.А, Цехмистрова Т.Д Формирование у учащихся умений учиться. М.1 Просвещение, 1993. - 80 с.

119. Лезин Б.Д. Умственные способности и возраст.- М • Педагогика, 1971. -196с

120. Леонтьев АН. Деятельность Сознание Личность. М/ Политиздат, 1975.-С. 181.

121. Леонтьев В.Г Психологические механизмы мотивации -Новосибирск. Изд-во НГПИ, 1992.-216 с

122. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М. Просвещение, L981 - 165 с.

123. Лернер И Я. Процесс обучения и его закономерности. М: Знание, 1980.-96с.

124. Левпнсон-Лессинг Ф.Ю. Процесс и структура человеческого умения -М. Просвещение, 1970. -128 с.

125. Дж. Локк. Антология гуманной педагогики.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

126. Ломов С.П. Орнаментальная композиция — М.:Агар, 2003.

127. Лысенкова С.Н Методом опережающего обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 102 с.

128. Максимова Г.П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач //Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Волгоград, 1988. -С. 16-86.

129. Малахова Е.Н. Изготовление искусственных цветов учебный курс.-М-:2005

130. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М.: Педагогика, 1983. - 63 с.

131. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Просвещение -1984,- с.

132. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Педагогика, 1990-192 с.

133. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. Просвещение, 1993. -191 с.

134. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М: Просвещение, 1994.

135. Махмутов М.И Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. Педагогика, 1985.-367с

136. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника М.: Педагогика, -1989 - 224 с

137. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности. Самосознание. -Пермь: 1990. -С. 43-81.140 .Монтессори. М. Антология гуманной педагогики. ~М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,1999.

138. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Дисс. канд. пед. наук. М, 1988.139 с.

139. Муравьев Е, М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Шуя, 1996.

140. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - с.

141. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. - Воронеж, 1995. - С. 313 -325.

142. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 1995. - С. 491.

143. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.

144. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 1999,

145. Николаенко Н.П. Композиции из цветов (ИКЭБАНА). Ташкент: ЦК Компартии Узбекистана, 1998.

146. Новоселов Ю.А. Интерьер вашего дома, М.; компания «Евразийский регион», 1995.

147. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений школьных учреждений. М: Просвещение, 1982.

148. Педагогическая диагностика в школе. Минск: 1997.-С. 89-90.

149. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. - 602 с.

150. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. -М.: Просвещение, 1991

151. Петровский А.В. Общая психология. -М.: 1986. -С. 73 -75.

152. Пидкасистый П.И Педагогика. М.: 1998. - С. 87 - 90.

153. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

154. Подласый И.П. Педагогика/ Общие основы. Процесс обучения. М.: 1999.-(С. 360-394). -432с.

155. Психологический словарь. М.: Педагогика. - 1983. - 448 с.

156. Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского. М : Педагогика, 1987 -240 с.

157. Пушкина Г.А Некоторые принципы конструирования комплекса методик для исследования мотивации учебной деятельности // Новые исследования в психологии. М.: 1980. № 2 - С. 82.

158. Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции. Московский пед. университет. М: 2000.

159. Раннев В.Р. Интерьер. М: Высшая Школа, 1997.

160. Растения в интерьере. Минск: ООО "Харвест", 1997

161. Рахимов А.З. Формирование мотивов учения школьников. -Уфа: 1988. -С. 4-29.

162. Рошаль И.В. Азбука цветов. Санкт-Петербург: Кристалл, 1998

163. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-328 с.

164. Русское народное творчество и обрядовые праздники в учебно-воспитательном комплексе. Под редакцией А. В. Орловой. Владимир, 1995

165. Савремеев И.И. Цветы круглый год. Санкт - Петербург: Дельта, 1999

166. Свиридова И.А. Зависимость познавательного интереса учащихся от методов обучения // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -JL, 1981. 50 с.

167. Семенова А. Комнатные растения: друзья и враги. ИД: Невский проспект, 1998.

168. Серпухова В.И. Комнатные и балконные растения. М.: Прескурантиздат, 1991.

169. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося / Педагогика 1997. - № 3. - С. 40 -45.

170. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: педагогика, 1984.- 96 с.

171. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика. 1981. - 208 с.

172. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1998

173. Стецюк В. Картины из цветов. М.: Культура и традиции, 1999

174. Суханова Н.П. 1000 способов, как украсить дом цветами. М.: Олма-пресс,2001.

175. Суханова Н.П. Ароматы в вашем доме. -М,: Олма-пресс, 2002,

176. Суханова Н.П. Искусственные цветы. М,: Олма-пресс, 2002.

177. Суханова Н.П. Цветы и праздник. М.: Олма-пресс, 2002.

178. Успенская Е. Флористика. -М.: Внешсигма, 2000.

179. Филиппова С.Н. Изделия из кожи.-Донецк;Сталкер,2003.

180. Сухомлинский В.АФормирование учебной деятельности школьников //.-М.: Педагогика -1982.-216 с

181. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1990.-192 с.

182. Цветков А.С. Цветы в доме интерьер здоровья. - Нижний Новгород: Времена, 1998.

183. Цветы в доме. Фитодизайн. М: Аделант, 2000г

184. Энгельмейер П.К. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. - - 208 с.

185. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989.-560 с.

186. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1993

187. Энциклопедия. Все о комнатных растениях. М.: Аст - Астрель,2001.

188. Эстетика, словарь. -М.: Полит.культура,1989.

189. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. статей/ под ред. В. Сомова. М.,1994.

190. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

191. Arkes H.R., Garske Y.P. Psychological Theories of Motivation. -Monterey, 1992.

192. Buck R. Human Motivation and Emotion. N.Y., 1996.

193. Dionne E.D. Motivating workers with incentives // National Safety News.1990.-N1,

194. Espenbeck J. Motivation. Ihre Psychologie und Philosophic. Berlin, 1994.

195. Ford M. Motivating humans: goals, emotions and personal agency beliefs. -N.Y.,1999,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.