Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Линь Лю

  • Линь Лю
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Стерлитамак
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Линь Лю. Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Стерлитамак. 2011. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Линь Лю

ВВЕДЕНИЕ. г , .3нот Г НАУЧНО-метоДические основы нравствен-гогике спитания аетей в китайской народной педа

1.1. Проблема нравственного воспитания детей в педагогической теории и практике . сущность, структура и содержание нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике.9. яо

1 - л .26

Факторы нравственного воспитания детей в китайской семье

Выводы по первой главе.шо

2' нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной недаго

2.1. Педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье

22 п .104

• • Программа педагогического сопровождения нравственного воспитания детей в современной китайской семье.115

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики»

Актуальность исследования. Институт семьи сегодня развивается в условиях качественно новой, сложной и противоречивой ситуации. Доминирующими в обществе стали нуклеарный тип семьи и многочисленные варианты неполных семей. Некоторые формы современной семейной организации не существовали в традиционном китайском обществе: неполные семьи, семья супругов, сознательно выбравших бездетность, пожилые пары, отдельно проживающие от детей, супруги, встречающиеся исключительно в выходные и праздничные дни и др. Они породили множество проблем в семейном воспитании, а именно, появление у подрастающего поколения чувства превосходства и сознания привилегированности вследствие потакания родителями повышенным материальным запросам своих детей; эгоистичность ребенка в семье, имеющего одного ребенка; рождение «маленьких императоров» как результат государственной политики, поощряющей однодетные семьи.

В Китае государство традиционно уделяет особое внимание функционированию и укреплению института семьи. С 50-х годов XX века китайскими властями проводится в жизнь программа строительства современной семьи

ЗИЙ-Ш.Ш («пяти хорошо» - ухао цзятин). В такой семье должны быть уважение к старшим и любовь к юным, гармония между мужем и женой, доброе отношение к соседям, охрана окружающей среды, трудолюбие и бережливость в семейном быту. Насущная потребность реализации государственной семейной политики со стороны современного общества требует формирования милосердных, ответственных, гуманных граждан. Поэтому актуализируется необходимость нравственного воспитания детей в китайской семье на основе народной педагогики в современных условиях.

Именно нравственное воспитание выступает в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств, способствует возрождению новых духовных ценностей, обогащает культурное наследие китайского народа.

Конечно, проблемы семейного нравственного воспитания детей являются объектом исследования различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики И др.

Отправной точкой нашего исследования были труды зарубежных и отечественных ученых-классиков Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гер-барта, JI.H. Толстого, Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова и др.

В своем исследовании мы опирались на работы ученых в области методологии, теоретических основ современной педагогики и методов педагогического исследования В.И. Андреева, П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, В.А. Полякова и др.

Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, С.И. Голод, C.B. Дармоде-хин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В этом же направлении ведется разработка проблемы в трудах китайских исследователей Чэнь Хэцинь, Тао Синчжи, Чжан Болин, Сюй Тэли, У Юйчжан.

На важность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни указывали классики советской педагогики: A.C. Макаренко и В.А. Сухо-млинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры учащихся, в формировании ответственного отношения к отцовству и материнству.

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады, И.А. Горчаковой, И.В. Гребенникова, Е.И. Зритневой, Т.В. Кузнецовой, O.P. Кунца, JI.H. Тимощенко, А.Е.Тюленева и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни в современных условиях.

Принципиальными для нашего исследования являются труды, посвященные народным традициям воспитания детей и их реализации на практике:

И. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Э.В. Екеевой, Б.М. Борлаковой, Н.Ш- Блягоз, С.М. Иванова, Л.В. Кузнецовой, Ф.Т. Кущетеровой, Т.Н. Петровой, К.И. Султанбаевой, Я.И. Ханбикова, С.Н. Федоровой, М.Г. Харитонова и др.

Х.Х. Баймурзиным, В.И. Баймурзиной, Х.Х.-М. Батчаевой, Г.Н. Волковым, А.Э. Измайловым, З.Г. Нигматовым, А.Ф. Хинтибидзе и др. проведены аналитические исследования основ народной педагогики.

В последние десятилетия появились новые исследования, в которых дан глубокий анализ проблем нравственного воспитания в Китае: Ма Юн, До Юн, Вэй Шушэн, Чжу Юнсинь и др.

Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с нравственным воспитанием детей, говорит об актуальности и практической сложности решения данного феномена. Вместе с тем, не рассматривается специфика данной проблемы в исследуемом регионе. На практике недостаточно уделяется внимание нравственному воспитанию детей в современной китайской семье на основе народной педагогики.

Таким образом, актуальность исследования проблемы нравственного воспитания детей на основе китайской народной педагогики обусловлена обострением противоречий между:

- потребностью в теоретическом осмыслении китайской народной педагогики нравственного воспитания как новой практики в образовании и недостаточной разработанностью данной проблемы; необходимостью совершенствования нравственного воспитания детей в современной китайской семье и существующими подходами, не обеспечивающими эффективность данного процесса.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме проблемы исследования: каковы сущность и сод©Ржание нравственного воспитания детей в современной китайской семье н^ основе народной педагогики?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации; «Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики».

В соответствии с сущностью выявленной проблемы и противоречиями нами определена цель исследования: теоретически обобщить, систематизировать и установить содержательный и методический аспекты нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики.

Объектом исследования является китайская народная педагогика нравственного воспитания.

В качестве предмета исследования выступает процесс нравственного воспитания детей в современной- китайской семье на основе народной педагогики.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и теоретически обобщить состояние проблемы в исторической, этнографической, философской, социологической и психолого-педагогической литературе.

2. Выявить сущность, структуру и содержание нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике.

3. Охарактеризовать систему методов, форм и средств, факторов нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике.

4. Обосновать педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики.

5. Разработать научно-методический комплекс нравственного воспитания детей в современной китайской семье.

Методологические и теоретические основы исследования. Общую методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности мира; о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы.

В ходе исследования диссертант опирался на следующие труды:

- на философско-социологические (А.И. Антонов, М.М. Бахтин, Э.К. Васильев, С.И. Голод, C.B. Даромодехин, Э.В. Ильенков, В.А. Конев, Чэнь Хэцинь, Тао Синчжи, Чжан Болин, Сюй Тэли, У Юйчжан и др.) и психологические теории (A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, A.A. Деркач, JI.M. Веккер, А.Г. Ковалев, B.C. Мухина, Б.М. Петров и др.);

- в области методологии, теоретических основ современной педагогики и методов педагогического исследования (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев; П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, ВВ. Краевский, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В.А. Поляков и др.);

- на научную концепцию совершенствования нравственной: культуры учащихся в формировании ответственного отношения к отцовству и материнству (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);

- на этнопедагогические теории об эффективности использования народного опыта воспитания в современной практике семьи (И. Арабов, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Х.Х. Баймурзин, Г.Н. Волков, З.Г. Нигма-тов, JI.В. Смирнова, С.Н. Федорова, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов и др.);

- на труды китайских ученых в области проблем нравственного воспитания Ma Юн, JIo Юн, Вэй Шушэн, Чжу Юнсиньи др.

Для решения задач использовался комплекс методов исследования:

-общетеоретические (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, группирование и др.);

- прогностические (педагогическое моделирование).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2007 - 2008 гг.) был посвящен осмыслению и оценке современного состояния проблемы, ознакомлению с российской, китайской и зарубежной литературой по исследуемой проблеме, формированию общих принципов исследования, его ключевых идей, определению проблемы, объекта, предмета, формированию цели исследования.

Второй этап (2008 - 2010 гг.) включал в себя выявление и изучение сущности и содержания нравственного воспитания в китайской народной пе дагогике, его анализ и теоретическое обобщение.

Третий этап (2010 - 2011 гг.) связан с завершением исследовательской работы: проводилась систематизация результатов исследования, уточнение теоретических положений, разработка программы педагогического соПрово ждения нравственного воспитания и научно-методического комплекса по нравственному воспитанию в современной китайской семье, оформление ре зультатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования:

- выявлена сущность, структура и содержание нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике;

- охарактеризована система методов, форм и средств, факторов нравст венного воспитания детей в китайской народной педагогике; и

- обоснованы педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики;

-разработан научно-методический комплекс нравственного воспита ния детей в современной китайской семье.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально культурное значение и посвящено поиску эффективных средств совершенст вования нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики. Исследование расширяет направление научных разработок, связанных с теоретико-методическим обеспечением совершеист вования нравственного воспитания; вносит вклад в развитие категориального аппарата педагогической науки: уточнены понятия «нравственность», <<1У1° раль», «нравственное воспитание».

Обоснование нравственного воспитания детей в современной кйтаи ской семье на основе народной педагогики составит основу для новых нау4 ных представлений о решении проблемы данного направления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе работы данные о современном состоянии и тенденциях развития системы нравственного воспитания молодежи в Китае могут быть полезны для дальнейшего исследования китайской народной педагогики в этой области. Научно-методический комплекс может быть использован при совершенствовании модели нравственного воспитания в современных условиях. Материалы данного исследования могут заинтересовать руководителей, педагогов школ, учреждений дополнительного образования в воспитательных мероприятиях и вузов для обогащения в содержательном и методическом плане курса «Этнопедагогика», страноведческих дисциплин, для разработки спецкурсов.

Достоверность и обоснованность результатов научного исследования обеспечиваются системным и целостным подходом к изучению проблемы, внутренней непротиворечивостью логики исследования, адекватностью выбранных методов исследования его логике и задачам, опорой на фундаментальные исследования по данной проблеме, широким кругом, использования оригинальных китайских и российских источников, непротиворечивостью выводов современным научным представлениям о воспитании.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных (г. Уфа (2009), г. Рязань (2009, 2010), г. Стерлитамак (2005, 2007)), Всероссийских (г. Уфа (2010), г. Стерлитамак (2006), г. Сибай (2010)), региональных научно-практических конференциях (г. Стерлитамак), а также в выступлениях перед студенческой и преподавательской аудиторией и нашли отражение в 21 публикации автора.

Выполненная работа позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. На основе анализа понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», использовавшихся в разных странах в разное время, выявлена сущность трактовки наиболее популярного в настоящее время в Китае понятия «нравственное воспитание», которое включает в себя пер65^ ^ ний о нравственности, воспитание нравственных чувств и поведеИ1^' реДЫДУние условий для активного усвоения детьми нравственного опыта- х г щих поколений. Структура нравственного воспитания китайской

ОДНОЙ ейНЫХ льтата педагогики представлена из цели, задач, основных понятий, нра^ качеств личности, норм и требований, содержания (отношение и тр4^ ^о^у К себе, отношение к другим ЛЮДЯМ, отношение К природе и к ВОЗВЬ1&*е й И В

- божественному началу, отношение внутри группы, с группами хс^ обществе в целом, вкладе в общество); методов (общих и специф^*-^" форм и средств, нравственного идеала личности и конечного сформированность «государева сын», «благородного мужа»). ^ т о ^ бы

2. Факторами, влияющими на нравственное воспитание, являК^ товые традиции, трудовое, умственное, физическое воспитание, релиГ"^^

3. Нами установлены следующие педагогические условия, не^ мые для нравственного воспитания ребенка в современной китайской ^ еИ к психологическая, практическая и эмоциональная готовность родггХ"^ нравственному воспитанию ребенка; знание родителями родного язь^-^" источника информации на генетическом и бытовом уровнях; знание ур**"^ лями традиций народного воспитания; привлечение родителями к нра^'*^ ному воспитанию детей в семье общественных институтов (школы, венности и др.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двууС-заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Линь Лю

Выводы по второй главе

1. В современном Китае появилось множество проблем, связанных с нравственным воспитанием детей в семье. Возникновению проблем способствовала демографическая политика Китайской народной республики, значительное улучшение бытовых условий многих семей, эгоистичность ребенка, проблема «маленьких императоров», снижение пропорционального соотношения расширенного и нуклеарного типов семей, место ребенка в семье, новые тенденции отношения родителей и детей, развод брака и др.

Данные проблемы вызвали озабоченность китайской власти. В связи с этим с 50-х годов XX века китайскими властями проводится в жизнь программа строительства современной- семьи 31 («пяти хорошо» - ухао цзятин): в такой семье должны быть уважение к старшим и любовь к юным; гармония между мужем и женой; добрые отношения с соседями; трудолюбие и бережливость в семейном быту; охрана окружающей среды.

2. По результатам проведенного нами исследования выявлены следующие педагогические условия, в которых нравственное воспитание детей в современной китайской семье может быть осуществлено более эффективно: Ими являются: готовность семьи к нравственному воспитанию ребенка, владение родителей родным языком, знание родителями традиций народного воспитания, привлечение родителями специалистов по семейному воспитанию и др.

3. Для успешного осуществления нравственного воспитания детей в семье необходимо научно-методическое сопровождение родителей. Оно заключается в разработке концепции и программы нравственного воспитания детей в китайской семье, моделей осуществления нравственного воспитания детей, пакете диагностических средств, серии бесед, лекций по народной педагогике, рекомендаций. Научно-методический комплекс способствует целенаправленной, планомерной организации процесса нравственного воспитания детей в семье, просветительской работе с родителями в области народной педагогики, активному взаимодействию различных социальных институтов.

4. В Китае проживают представители многих национальностей. Поэтому главным элементом внедрения народной педагогики в современную семью через школу является, во-первых, изучение представителей различных этнических общностей. Педагоги предварительно изучают нравы, обычаи, традиции народов, которые их интересуют. Этот процесс должен быть непрерывным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся с течением времени. Во-вторых, важнейшим направлением педагогической деятельности является изучение педагогом воспитательной системы межличностных отношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. В-третьих, большое значение имеет деятельность педагога по сплочению многонационального коллектива, задача которой найти правильные подходы к каждому конкретному представителю той или иной этнической общности. В-четвертых, особым направлением деятельности педагога является предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе на национальной основе. В-пятых, важнейшим элементом воспитательной деятельности является формирование культуры межнационального общения.

139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития общества связан с актуализацией проблем воспитания человека и формирования личности, основу которой составляет традиционная педагогическая культура народа. Народная педагогика аккумулировала в себе прогрессивный тысячелетний опыт воспитания детей. Использование потенциала китайской народной педагогики нравственного воспитания в современных условиях способствует педагогическому решению некоторых проблем семейного воспитания.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы, раскрывающие положения, выносимые на защиту:

1. Актуальность исследуемой проблемы определяется наличием совокупности исторических и социокультурных предпосылок, обусловленных прогрессивными, инновационными тенденциями в обществе, отражающими необходимость подготовки родителей в нравственном воспитании детей и педагогов к репродуктивной и продуктивной жизнедеятельности в современном постоянно изменяющемся социуме, что актуализирует целенаправленную разработку китайской народной педагогики с учетом ее методологического, концептуального, прикладного уровней.

Выявлены и раскрыты сущность и структура китайской народной педагогики нравственного воспитания детей. В представлении китайского народа нравственное воспитание - это передача знаний о нравственности, целенаправленное воздействие на чувства, поведения и представления ребенка, в результате которого должен вырасти «благородный муж».

Нравственность как категория имеет свои основные понятия, цели и задачи, основные направления, нравственные качества личности, нравственный идеал личности, функции, содержание и методы, нормы и требования.

2. Определены методы, формы и средства нравственного воспитания китайской народной педагогики. На основе сравнения с методами, формами и средствами, существующими у других народов, нами выделены две группы методов: общие и специфические. В группу специфических методов мы отнесли сяо (выполнение правил ли), правила ли (полное и абсолютное послушание родителей).

3. В педагогическом опыте китайцев, как и у других народов, формировался нравственный идеал. Идеал мужчины представлен в виде «государева сына» или «благородного мужа». Разумеется, этот идеал выступал как воплощение лучших человеческих черт и свойств, особенно ценимых и почитаемых в народе: мужество, стойкость, ответственность, честность, выдержка.

Идеал женщины определяется совокупностью таких качеств, как» женская мягкость, кротость, сочетаемая с глубиной чувств, стойкость соблюдения жизненных правил.

4. Уточнены и конкретизированы такие понятия, как «нравственное воспитание», «нравственный идеал», «нравственные качества личности», «нравственные ценности» применительно к проблеме исследования. Раскрыто их содержание.

5. Обоснованы педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье, включающие готовность семьи к нравственному воспитанию ребенка, взаимосвязь семьи с образовательными учреждениями, знание учителей традиций народного воспитания, привлечение общественных институтов культуры к нравственному воспитанию детей, пропагандистская и организаторская деятельность специализированных советов и комиссий, активными участниками которых являются социальные педагоги школ.

6. Разработан научно-методический комплекс нравственного воспитания детей, состоящий из концепции нравственного- воспитания детей в современной китайской семье, программы просветительской работы с родителями по народной педагогике, моделей деятельности педагогов по нравственному воспитанию детей, методических рекомендаций, диагностических средств определения степени использования прогрессивных традиций народного воспитания в семье. Научно-методический комплекс выступает в качестве целостного ядра при проектировании содержания, технологий и условии педагогического сопровождения процесса нравственного воспитания детей.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть посвящена исследованию и сравнительному анализу воспитательных традиций народов, населяющих Китай.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Линь Лю, 2011 год

1. Аблеев, С.Р. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие для вузов / С.Р. Аблеев. М.: Высшая школа, 2004. - 207 с.

2. Абрамова, H.A. Китайский этнос: от традиции к современности / H.A. Абрамова. Чита : Изд-во Чит. ун-та, 2006 - 111 с.

3. Адамчик, В.В. История Китая / В.В. Адамчик, А.Н. Бадан. М.: Хар-вест, 2007. - 736 с.

4. Алимов, И.А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая / И.А Алимов, М.Е. Ермаков, A.C. Мартынов. М.: Муравей, 1998.-288 с.

5. Антиповский, A.A. Политика в области науки и образования в КНР в 1949-1979 гг. / A.A. Антиповский, Н.Е. Боревская, Н.В. Франчук. -М.: Наука, 1980.-288 с.

6. Апакаев П.А. Этнопедагогику в жизнь школы / П.А. Апакаев /А Эт-нопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса: материалы Всерос. научн.-практич. конф. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 11-14.

7. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция / С.А. Арутюнов // Сов. этнография. 1981. - №2. - С. 97-99.

8. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршав-ский.-Л.: Наука, 1975 132 с.

9. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография / В.И. Баймурзина. — 2-е изд., перераб. и доп. -Уфа: БГУ; Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. 255 с.

10. Ю.Баранов, И.Г. Верования и обычаи китайцев / И.Г. Баранов. М.: Му-равей-Гайд, 1999. - 304 с.

11. П.Борисова, O.A. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / O.A. Борисова. М.: Айрис-пресс, 2005. - 128 с.

12. Барский, К. Китайская грамота мимики и жестов / К. Барский, Д. Па-лецкий // Азия и Африка сегодня. 1994. - № 4. — С. 59-63.

13. З.Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки / В.Г. Белинский. М.: Художественная литература, 1978— 613 с.

14. М.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986-290 с.

15. Блейз, Л. История в костюмах / Л. Блейз. М.: Олма-пресс, 2001. -176 с.

16. Блонский, П.П. Курс педагогики: Введение в воспитание ребенка: пособие для вузов и учит, ин-тов / П.П. Блонский М.: Задруга, 1916. -286 с.

17. Боенко, М.А. Основные направления реформ в системе педагогического образования КНР / М.А. Боенко // Философия образования. -2006.-№ 2 (№16).-С. 113-117.

18. Боревская, Н. Е. Школа в КНР. 1957-1972 гг. / Н.Е. Боревская. М.: Наука, 1974.- 160 с.

19. Боревская, Н.Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия / Н.Е. Боревская; Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока. М.:1. Вост. лит., 2003.-271 с.

20. Боревская, Н.Е. Китайские педагоги об образовательных реформах в новой России / Н.Е. Боревская // Педагогика. 2007. - №10. - С. 8091.

21. Боревская, Н.Е. Модернизация учебных планов и программ в школах КНР / Н.Е. Боревская // Педагогика. 2002. - №10. - С. 85- 92.

22. Боревская, Н.Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае / Н.Е. Боревская // Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 128-135.

23. Боревская, Н.Е. Образовательная политика в Китае и в России: сравнительный анализ / Н.Е. Боревская // Педагогика. 1996. - № 1-С. 94-104.144 «р.

24. Боревская, Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысЯ** ^ тае / Н.Е. Боревская; Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока. М

25. Дал. Востока РАН, 2002. 146 с.

26. Бромлей, Ю.В. Этнографические изучения этнических функций ^^ туры / Ю.В. Бромлей // Традиции в современном обществе : исо^ вание этнокультурных процессов. М., 1990. - С. 5-16. ^

27. Ван, Юэшэн. Исследование семьи и брака в Китае в XVIII в. / Ю^

28. Ван. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 253 с. /

29. Васильев, Л.С. История религий- Востока: учеб. пособие для вуз . .

30. Л.С. Васильев. М.: Книжный Дом, 2006. - 702 с.

31. Васильев, Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае ^ VII вв. до н. э. / Л.С. Васильев. М.: Восточная литература, 19<5* '267 с. уг/

32. Васильев, Л.С. Китай: наследие конфуцианства / Л.С. Васильев

33. Азия и Африка сегодня. 1966. - №8. - С. 12-19.

34. Васильев, Л.С. Культурно-религиозные традиции стран Восток-учеб. пособие / Л.С. Васильев. М. : Изд-во МГИМО, 1976.- 390 с.

35. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. —'2.е изд.- М.: Вост. лит., 2001.-488 с.

36. Васильев, Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзы» / Л. С. Васильев // Этика и ритуал в современном Китае М., 1988. - С. 173-201.

37. Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайского государства: формирование основ социальной структуры и политической администрации /

38. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1983. - 326с.

39. Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа /

40. В.П. Вахтеров. М.: Рус. мысль, 1901- 241с.

41. Вендровская, Р.Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования / Р.Б. Вендровская // Аксиологические аспекты историкопедагогическогообоснования стратегии отечественного ооразова-ния.-М., 1994.-С. 35-38

42. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. учеб. заведений / Г.Н. Волков .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2000. -176 с.

43. Галаган, А.И. Образование в КНР и России в 1990-2002 гг.: сравнительный анализ / А.И. Галаган //Социально-гуманитарные знания. -2004-№6.- С. 232-245.

44. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / И.Ф. Гер-барт; ред. Н.К. Бауман М.: Учпедгиз , 1940. - 292 с.

45. Герцен, А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 10 / А.И. Герцен. М.: Изд-во АН СССР, 1956.- 532 с.

46. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : учеб. пособие для студ. вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2001.-475 с.

47. Девятов, А.П. Практическое китаеведение : базовый учебник / А.П. Девятов М.: Восточная книга, 2007. - 544с.

48. Делюсин, Л. Модернизация и учение Конфуция / Л. Делюсин // Азия и Африка сегодня. 2002. - № 7. - С. 7-11.

49. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник для студ. вузов / А.Н. Джуринский. М.: Владос-пресс, 2003.-400 с.

50. Дин, Вэнь. Трансформация современной китайской семьи / Вэнь Дин. Владивосток : Ома - 2001- 418 с.

51. Доватор, Р.Л. Вклад прогрессивной русской педагогики конца XIX -начала XX в. в разработку теории нравственного воспитания / Р. Л. Доватор // Советская педагогика 1982. -№3- С. 98-101.

52. Доменак, Ж.-Л. Семейные отношения в Китае / Ж.-Л. Доменак, Шан-мин Хуа. М.: Наука, 1991.- 215 с.

53. Древнекитайская философия: собр. текстов: в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко. М.: Мысль, 1972. -ТЛ.-363 с.

54. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М.В. Крюков, JI.C. Переломов, М.В. Софронов, H.H. Чебоксаров. М.: Наука, 1983.-415 с.

55. Ду, Яньянь Развитие высшего педагогического образования в Китае и России / Яньянь Ду. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. - 145 с.

56. Духовный опыт Китая / сост. и пер. В.В. Малявин.- М.: Аст-Пресс, 2006.-397 с.

57. Екеева, Э.В. Этническая ономастика в воспитании у старшеклассников интереса к национальной культуры: монография / Э.В. Екеева. — М.: ИНПО, 2007.-172 с.

58. История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. перераб. / П.А. Константинов и др. - М.: Просвещение, 1974. - 447 с.

59. Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П.Ф. Каптерев. 2-е изд., доп. - СПб.: Земля, 1914.-212 с.

60. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1905.- 106 с.

61. Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дал. Востока РАН. -М.: Восточная литература, 1999. 768 с.

62. Кобзев, А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И. Коб-зев- М. : Восточная литература, 2002. — 606 с.

63. Козловский, Ю. Б. Конфуцианские школы : философская мысль и авторитарные традиции / Ю.Б. Козловский // Народы Азии и Африки.-1987.-№3.-С. 67-77.

64. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.

65. Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии: VII-XVI вв. / Н.И. Конрад. М.: Искусство, 1980. - 144 с.

66. Конфуций. Уроки мудрости: пер. с древнекит. / Конфуций; сост., вступ. ст., коммент. М.А. Блюменкранца. М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2002. - 958 с.

67. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова- СПб.: Лань, 2003.-416 с.

68. Краткий словарь по социологии. -М.: Политиздат, 1988. 367 с.

69. Крюков, М.В. Род и патронимия в древнем Китае: автореф. дис. . канд. ист. наук / М.В. Крюков. М., 1965 - 26 с.

70. Крюков, М.В. Система родства китайцев : эволюция и закономерности / М.В. Крюков. М.: Наука, 1972.- 328с.

71. Крюков, М.В. Формы социальной организации древних китайцев / М.В. Крюков. М.: Наука, 1967.- 201 с.

72. Крюков, М.В. Этническая история китайцев в XIX начале XX века / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М.: Наука, 1993. -413 с.

73. Крюков, М.В. Этнографические исследования в КНР: научно-аналитический обзор / М.В. Крюков. М.: ИНИОН, 1986. - 68 с.

74. Кузнецов, B.C. Конфуцианство в современном Китае / B.C. Кузнецов //Вопросы истории.- 1997.-№ Ю-С. 155-159.

75. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. — 232 с.

76. Кун, Чжихуа, Юй, Синьянь. Фу Цзы: Чжунхуа цзятин цзяоюй // Шанхай: Шанхай жэньмин чубаньшэ. Кит. яз. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 10. Китаеведение. Реферативный журнал.— 1999 — № 1— С. 67.

77. Левкович, В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения / В.П. Левкович // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. - С. 28-43.

78. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: в 3 ч. Ч. 3. Семейный период воспитания / П.Ф. Лесгафт- СПб.: Тип. А. Бенко, 1912.-229 с.

79. Ли Ганю Гао Цзинвэнь. Шичан цзинцзи юй даодэ дайцзя Чжэсюэ яньцз. Кит. яз. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 10. Китаеведение. Реферативный журнал.-1998.-№ 2.- С. 74.

80. Ло Юн Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Ло Юн-Казань, 2005. 161 с.

81. Ломанов, A.B. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя / A.B. Ломанов. М.: Восточная литература, 1996. - 248 с.

82. Ломанов, A.B. Хэ Линь и современное конфуцианство / A.B. Ломанов // Проблемы Дальнего Востока. 1999 - № 5 - С. 123-136.

83. Малявин, В.В. «Сильные дома» и идейная борьба в Китае II-III вв.: автореф. дис. канд. ист. наук/В.В. Малявин-М., 1976-23с.

84. Малявин, В.В. Китай в XVI-XVII вв. Традиция и культура / В.В. Малявин. М.: Искусство, 1995.- 288 с.

85. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. М.: ACT,2000.- 632 с.

86. Малявин, В.В. Конфуций /В.В. Малявин. М.: Молодая гвардия,2001.-353 с.

87. Мамаев, И. Исторический очерк Китая / И. Мамаев, В. Колоколов // История Китая. Духовная культура Китая. М., 2003. - С. 33-102.

88. Манухина, О.В. Институт семьи и брака в Китае в период рефорзу! и открытости (исторический аспект): автореф. дис. . канд. ист. наук / О.В. Манухина. М., 2007. - 16 с.

89. Мартынов, Д.Е. Николай Иванович Зоммер первый исследователь неоконфуцианства в России / Д.Е. Мартынов // Философия , религия и культура стран Востока: четвертые Торчиновские чтения. - СПб, 2007.- С. 452-458.

90. Мауковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мауковский. М.: Статистика, 1994. - 199 с.

91. Меликсетов, A.B. История Китая : учебник / A.B. Меликсетов, Л.С. Васильев, З.Г. Лапина. М.: Оникс, 2004. - 752 с.

92. Монсон, П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы / П. Монсон. СПб.: Нотабене, 1992. - 446 с.

93. Мухамедьянов, С.А. Этнопедагогические очерки / С.А. Мухамедья-нов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. - 159 с.

94. Насырова, М.Б. Этнопедагогический словарь-справочник: учеб. пособие / М.Б. Насырова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 168 с.

95. Невилл, Р. «Бостонское конфуцианство» корни восточной культуры на западной почве / Р. Невилл // Проблемы Дальнего Востока - 1995-№ 1.-С. 452-458.

96. Нестерова, O.A. История и теория мировой культуры : задачи, тесты, упражнения / O.A. Нестерова. -М.: УРАО, 2000. 176 с.

97. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран / под ред. А.Н. Козырина. М.: Академия, 2007. -432 с.

98. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г.В. Палаткина // Педагогика.- 2002.- № 5.- С. 41-47.

99. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Ба-банского .- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 478¡с.

100. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008. 430 с.

101. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: БРЭ, 2002. 528 с.

102. Переломов, JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / JI.C. Переломов. М.: Наука, 1981.-331 с.

103. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци; под ред. В.А. Ротенберга. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1-2

104. Петрова, Т.Н. Чувашская педагогика как фактор мировой культуры / Т.Н. Петрова. Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1996. - 86 с.

105. Пономаренко, М.П. Семья как субъект социалистического образа жизни / М.П. Пономаренко // Актуальные проблемы социалистического образа жизни. М., 1982. - С. 64-69.

106. Пономаренко, М.П. Социальные ячейки / М.П. Пономаренко. — М.: Гарант-Парк, 1997. 129 с.

107. Пословицы и поговорки народов Востока / сост. Ю.Э. Брегель — М.: Изд-во вост. лит., 1961 736 с.

108. Почагина, О.В. Модели семейной организации в Восточной и Юго-Восточной Азии : проблемы сравнительного анализа / О.В. Почагина // Китай, китайская цивилизация и мир: история, современ

109. ГГсГ™тез-докл-iv междунар-науч- конф- .б-8окт. 1993.-М., 1993.-С. 37-41.

110. Почагина, О.В. Модели семейной орпшизации в Китае и на Филиппинах: информационный бюллетень / О.В. Почагина; Ин-т Дал. Востока РАН. — 1997. — № 1, — с. 1-121.

111. Почагина, О.В. Семейная организация китайцев / О.В. Почагина Китайская традиционная культура и проблемы модернизации. М.,1994.-4.2.-С. 28-34.

112. Шов "°ЧаП1На' °-В- СеМЬЯ Г» новые формы иные ценности /

113. ГГ С6МЬИ И бРЗКа Е КНР: ИНф°Р- матеРиалы: экспресс-гагформ. / А.Л. Верченко и др, Ин-т Дал. Востока АН СССР М 1991. - Вып. 7. - С. 1-69.

114. П8ностьСГГ * ПеДаГОГИКа НаР0Д0В МИРа: *ность. учеб. пособие , К. Салимова, Н. Додде. М, Пед. о-во России,

115. Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. -М.: Политиздат, 1990. -313 с.

116. Сермяжко, Е.И. Настольная книга родителей: хрестоматия по семейному воспитанию / Е.И. Сермяжко, В.В. Чечет. Минск: Нар. ас-вета, 1987.- 175с.

117. Сидихметов, В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихме-тов. Смоленск: Русич, 2000. - 374 с.

118. Сладковский, М.И. Китай. Основные проблемы истории, экономики, идеологии / М.И. Сладковский. -М.: Мысль, 1978.-301 с.

119. Смирнов, И. О «китайских церемониях», культе предков и старости в Китае / И. Смирнов // Отечественные записки 2005.— № 3 (23).-С. 5-22.

120. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма, 1998. - 844 с.

121. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. и автор вступ. очерков С. Соловейчик. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 271 с.

122. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979. - 336 с.

123. Тан Цань. Изменение структуры и функций семьи в Китае.— (на кит. яз.)

124. Тертицкий, K.M. Китайцы: традиционные ценности в современном мире / K.M. Тертицкий. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 347 с.

125. Торчинова, Е.А. Религии Китая: хрестоматия / Е.А. Торчинова. -СПб.: Евразия, 2001. 512 с.

126. Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования : мат. науч.-практич. конф.: в 2-х ч. — Чита: Изд-во За-6ГПУ, 1997.

127. Федорова, С.Н. Этнопедагогический практикум для будущих педагогов: учеб.-метод. пособие / С.Н. Федорова. Йошкар-Ола: ТЗзд-во Марийск. ун-т, 2009. - 124 с.

128. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губ-ский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. -М. : Инфра-М, 2004. 576 с.

129. Фицджералд, Ч.П. История Китая / Ч.П. Фицджеральд; пер. с англ. Л.А. Калашниковой. -М.: Центрполиграф, 2005.-460 с.

130. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 865 с.

131. Фукс, С.Я. Барымта (очерк обычного права казахов ХУШ-Х1Х вв) / С.Я. Фукс // Ученые записки Харьков, юрид. ин-та Вып.З.

132. Харьков, 1948.-С. 131-170.

133. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

134. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мауковский. -М.: Статистика, 1987. 224 с.

135. Цивьян, Т.В. Предисловие / Т.В. Цивьян // Паремиологические исследования: сб. ст.- М.: Восточная литература, 1984 С. 12. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

136. Честерфилд, Ф. Письма к сыну / Ф. Честерфилд. М.: Рипол1. Классик. 2000. - 416 с.

137. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика.- 2005.- № 1- С. 86-95.

138. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. Л.:1. Наука, 1986. 304 с.

139. Чукас, Е.А. Влияние конфуцианской философии на семейно-бытовые отношения в Китае / Е.А. Чукас // Россия и Китай на дальневосточных рубежах Благовещенск, 2002.- С. 438-441.

140. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. М. Политиздат, 1991. — 222 с.

141. Этика и ритуал в традиционном Китае : сб. статей.- М.: Наука, 1988.-331 с.

142. Юань Кэ Мифы древнего Китая / Кэ Юань. М.: Наука, 1965. 496 с.146. , 2006Щ , -42Ши?, Фтък^шшя, , лшійш , 1996^ , 5965Гиз. фщштщ mm,І9?9¥,-56ІЖ149. фшшшйі^Ш „Фяшрл. , лш*1. WftMt , 2ооо^ , -660^:

143. ФЩШШ|Г£, ЦЩ, ЯїШШЩШ:, 2009¥, 519Ж151. , ттш, гяхъшоь, шв m , 1. ЗвіЖ

144. ФІІШІІ штт , цізшшнда±, 2000 щ ,369^

145. ФШШЩ^тТ*) , 3MS5 , , 2000¥ , -670^"154. tè , ЯШ , , 2000¥ , —275Ж

146. ФШШГіШ , ЙОі^М , 1997^ , -369^156. фшшщаж ШІШШШ^ , , 1994- щ , 347^157. , яжт, тіт, ±ш»щда±,2000 , 476Ж158. фшйшжщ,, жтш, , їж ¥,-538 ж159. штт , явйшсшшле*ь , 1994^,-502 ж160. ФШ, тт, їїшт, , шб , 587Ж161. фш^іш , «ш, тшт±, 2ооз^, -211 ж

147. Фтшшттт^^т, тш, шшшйш: , 2000, -336 ж-408 Ж164. Ä 7 , % , ,2001^ , -179 Ж165. ÁóMw, (П)тт{%кш, ітжт%, лшсїгі±І»± , 2001 ¥ , 206 Ж

148. АШАЗЗШ ЙФ® , , ЖШШ ¡±í»± , 2000 Щ , -223Ж167. 2002^, 150Ж168. , їж^ , илілкймі , 1999^ , -227 ж169. ^Ш^-ф^ЗД , 1985 ¥ , -332Ж170. , ФЗИШ , 1959 ¥ , -347Ж

149. П+^РШИЗШ , И-SPS , AMfÄfö , 1994 ¥ , -366 Ж

150. ПШЧ-^ , ítóB^^ái , йт'бЖШі , 1998^ , 143 Ж173. ШШ 1997*ÉJg4 ^ , 125- 138Ж

151. ШШШПт , ШШ , НЖ± , 2000 Щ , -397Ж175. ?LЧ-ЪШЪЪ ШШШ, ФШ^ЬЖЛЙЙ,2010^,-299 Ж176. , шшт , , 1990 ^ , -233 ж177. ^iBWSÈ , АШЙ , А!ШЇГіШ*± , 1983 Щ , -297 Ж178. ^ЙМ^ФіМІІ , «ійзр ,1987 ^-7^ , — 578 Ж179. , ©Щй|,| ттщt . 1999$ , 4оз ff

152. S«»« , ад ШШШІЬ , 2001 * , -301 Ж

153. Riley Nancy Е. «China's Population: New Trends and Challenges». Population Bulletin. Jun 2004.

154. Wang Yan. China's "Generation Me": Encounters hardships in starting families.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.