Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дроненко, Денис Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат философских наук Дроненко, Денис Михайлович
Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа национально- 12 культурной идентичности
1.1. Понятие национально-культурной идентичности
1.2. Основные подходы к трактовке социальной идентичности
1.3. Кризис идентичности как парадигма актуализации наций в 52 современном обществе
2. Феноменология национально-культурной идентичности
2.1. Национальная идея как рефлексия национально-культурной 75 идентичности
2.2. Знаково - символическая природа национально-культурной 90 идентичности
2.3. Рационалистическая, экзистенциальная и структуралист- 109 екая интерпретации национально-культурной идентичности Заключение 129 Примечания 138 Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идентичность человека в современном обществе как социально-философская проблема2009 год, кандидат философских наук Телухин, Андрей Юльевич
Идентичность личности педагога в современном обществе как культурно-историческая проблема2011 год, кандидат педагогических наук Телухин, Андрей Юльевич
Образ "Другого" в становлении цивилизационной идентичности2009 год, кандидат философских наук Зарова, Елена Дмитриевна
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов2003 год, кандидат философских наук Ашхамахов, Руслан Хамедович
Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика2005 год, доктор философских наук Малыгина, Ирина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема»
Актуальность темы исследования: Характерное для современности расширение сферы сближения, интернационализации образов жизни, находящее выражение в процессе глобализации, проявляется, в стирании национального и культурного своеобразия, неповторимости субъекта. Возникает ситуация, характеризующаяся исходной неясностью мотивов существования индивида и нации — кризис идентичности, рассматриваемый диссертантом как кризис традиционного детерминизма социального развития. Происходит процесс изменения социально - культурных моделей, обеспечивающих воспроизводство национальных социумов, характеризующийся «возрождением этничности», и становящийся проблематичным в связи с тем, что национальная идентичность зачастую трактуется как результат личного выбора.
Современный человек переходит от отождествления своих индивидуальных и коллективных представлений к ощущению разрыва как между ними, так и между различными коллективными отождествлениями, в результате возникает ситуация кризиса социального сознания. Возникает необходимость в создании исследовательской программы с привлечением понятий, соответствующих такой ситуации. Одним из таких понятий является «национально - культурная идентичность». Происходящие трансформации традиционных моделей поведения человека в общности, когда относительно устойчивая культура являлась основой для формирования мировоззренческих установок и норм, предполагают самостоятельный выбор индивидом ориентиров идентификации.
Предлагаемое автором понятие «национально-культурной идентичности» позволяет подойти к изучению связи «нация - индивид» в рамках современной парадигмы человека и общества — нация не только объединяет индивидов, но и налична в каждом из них. Это изменяет взаимоотношения национально-культурной идентичности с тем, что обычно называется «социальная идентичность»: с одной стороны, индивид, будучи членом общности мы»), неотделим от нее, с другой стороны общность («мы») возможна при ее внутреннем присутствии в «Я». Национально-культурная идентичность рассматривается как единство устойчивости и изменчивости, дающее индивиду возможность самопроектирования, изменяясь и модифицируясь вместе с индивидом во времени, создает перспективу сочетания социального обновления с преемственностью.
Национальная идентичность в традиционных концепциях нации исследуется, исходя из характерного для англоязычной литературы рассмотрения ? нации как государства, согражданства, как результат социализации, осознанного выбора в конкретном социально-политическом контексте. Предлагаемое диссертантом понятие национально - культурной идентичности призвано отразить значительную роль культуры как способа самовоспроизводства нации в самоидентификации. На смену традиционному, жестко ограниченному и однозначному процессу утверждения национального самосознания приходит процесс свободного интеллектуального поиска, идентичности - самоотождествления с различными группами при сохранении внутреннего плюрализма.
Использование понятия «национально-культурная идентичность» дает возможность представить транзитивный характер существования таких социумов, как нации, который определяется современным пониманием наций независимо от ее воплощения в государстве, как социума актуализации культуры, находящегося между мегасоциумом и социумом «малых групп».
Степень разработанности темы. В социальной философии к настоящему времени сформировались различные методологические подходы к исследованию проблем, связанных с теоретическим обоснованием социально-философского анализа национально - культурной идентичности.
В зарубежной социальной теории продуцирование концепций национально - культурной идентичности обусловлено реализацией общефилософских, психоаналитических, социологических и междисциплинарных подходов. В классической философской традиции идентичность — фундаментальная характеристика бытия, предполагающая сохранение тождественности самому себе, противостоящая "различию", важнейшая характеристика личности, означающая единство, целостность индивида во времени и пространстве, противостоящая "инаковости" (Платон, Аристотель, Г.В; Лейбниц, Гегель, Ф. Шеллинг), в постмодернистской традиции — концепция отсутствия,, утраты индивида как центра и источника тождественности (Ж. Делез, Ж. Деррида). В социологической традиции для исследования идентичности как набора определенных ролей индивида используются не только устойчивые понятия "ролей", "социализации" (Дж. Мид, Ч.Х. Кули), но и "ярлыки / стигмы" (Э. Гоффман), "референтная группа" (Р. Мертон), "явная" и "латентная идентификация" (А. Гоулднер), "позитивная идентичность" (Г. Тэджфел). Психоаналитическая традиция рассматривает идентичность не только в виде результата частичного отождествления с образом "другого" (3. и А. Фрейд), но и как растворение обществом личностного своеобразия (К.Г. Юнг), отчуждение индивида от своей подлинной сущности (Ж. Лакан), анализ присущего индивиду способа быть - человеком (Л. Бинсвангер), соответствие действий индивида и его способа осознавания ситуации (Р. Лэйнг). Наконец, в рамках междисциплинарных исследований идентичность исследуется как интегрированный набор возможных форм мыслительной, физической, социальной деятельности, усваиваемых индивидом (Э. Эриксон, Т. Эберт, Г. Су-ни, А. Грамши, Ю; Кристева).
В отечественной социально - философской теории направление анализа национальной идентичности определяется методологической позицией исследователя. В рамках позиции, активизирующей традиционный для отечественных социальных наук материалистический дискурс «национального», рассматривая исторический; процесс в его целостности и многообразии, ряд исследователей (А.А. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.П. Огурцов, H.G. Розов, Ю.А. Левада, С.В. Лурье, G.C. Савоскул, М.Н. Руткевич, С.Т. Калтахчян) признают за нациями существование вне и независимо от человеческого сознания, которое в состоянии их более или менее полно отразить. В рамках данного направления национальная идентичность отражает субъективные моменты, обусловленные личностью индивида, которые редуцируются, как правило, к «этнической самоидентификации».
Представители другого направления— «релятивистской теории нации» — рассматривают нацию как внутригрупповую дефиницию, как семан-тико - метафорическую категорию, которая обрела эмоциональную и пол и-тическую легитимность, и, следовательно, ставят под сомнение жесткую связь истории, государства и национальных интересов, опираясь на реальное многообразие становления этносов и наций (А.Г. Здравомыслов, В.А. Тиш-ков, Е.В. Барабанов, С.Я. Матвеева, B.C. Малахов, Т.М. Фадеева). Центральной категорией такого подхода является понятие, определяющее сознавание народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других — национальная идентичность как основание "феномена этничности". В пределах собственной методологии такое направление объективирует конкретные формы самоопределения национальной идентичности — "национальное чувство", "национальные интересы", "национальная идея", что приводит к суб-станциализации национальной идентичности, которую предлагается мыслить как своего рода субстрат.
В контексте исследования наиболее важным направлением разработки проблемы национальной идентичности является формирование методологии собственного дискурса исследования нации. По мнению диссертанта, такая методология должна опираться как на традиционные для русской социальной философии понятия — нация как коллективная историческая индивидуальность, самодостаточная общность (В.В. Макаров), так и на современные концепции — идентичность как пространство конституирования смыслов (Т.Н. Брысина).
Существенный вклад в разработку методологических оснований проблемы национальной идентичности внесли представители саратовской социально-философской школы В.Б. Устьянцев, В.Н. Гасилин, С.И. Замогильный, А.С. Борщов, В.П. Барышков, Б.И. Мокин, В.П. Рожков, С.П. Позднева. Методологически проблема национальной идентичности должна рассматриваться в рамках неклассической рациональности как рефлексия собственного становления и бытия нации в единстве с опытом переживания и понимания (С.И. Замогильный).
Актуальность в целом проблемы социальной идентичности, необходимость создания последовательного методологического обоснования проблемы национально - культурной идентичности в отечественной социальной философии и очевидная практическая значимость обусловили выбор темы, постановку целей и задач настоящего диссертационного исследования.,
Цель и задачи диссертационного исследования - выявление методологических оснований и перспективных направлений социально - философского анализа национально - культурной идентичности.
Достижение поставленной цели предполагает решение задач: сформулировать авторскую концепцию национально - культурной идентичности; выделить важнейшие методологические основания исследования национально - культурной идентичности в социальной философии; выявить связь концепции кризиса идентичности с проблемой национально - культурной идентичности; определить специфику феноменологического анализа национально - культурной идентичности; сформулировать основания концепции структурной интерпретации национально - культурной идентичности.
Объектом исследования является процесс социально - культурной реализации индивида в рамках нации и место в этом процессе самоопределения национально - культурной идентичности.
Предметом исследования являются социально - культурные механизмы становления национально - культурной идентичности и их феноменологическое и диалектическое обоснование.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, историков, экономистов. Диссертационная работа базируется на использовании таких философских категорий как "нация", "этнос", "идентичность", "тождество / различие". При разработке методологических оснований диссертационного исследования использовались работы таких исследователей, как Л. Актон, Г. Балакришнан, Р. Барт, П. Бергер, JI. Бинсвангер, Дж. Бройи, К. Вердери, Гегель, Э. Геллнер, Э. Гидценс, Ж. Де-лез, М. Дуглас, С. Жижек, Р. Лэйнг, М. Манн, Т. Нейрн, С. Прист, Р. Салецл, Ж.-П. Сартр, Э. Смит, С. Уолби, М. Фуко, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Э. Хобсбаум, К. Хюбнер, П. Чаттерджи, а также разработки отечественных исследователей: Е.М. Авраамова, А.Н. Анфертьев, Э.А. Баграмов, Е.В. Барабанов, В.П. Барышков, А.С. Борхцов, Ю.В. Бромлей, Т.Н. Брысина, Н.Я. Веретенников, В:Н. Гасилин, Б. Гройс, Г.Г. Дилигенский, С.И. Замогильный, А.Г. Здравомыслов, С.Т. Калтахчян, Ю.А. Левада, Л. Люкс, В.В: Макаров, B.C. Малахов, Б.И. Мокин, А.П. Огурцов, А.С. Панарин, С.П. Позднеева, В.П. Рожков, М.Н. Руткевич, С.С. Савоскул, Л.В. Скворцов, Н.Е. Тихонова, В.А. Тишков, В.Б. Устьянцев, Г.П. Федотов, С.С. Хоружий, В.Н. Ярской.
Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: на основе установления взаимосвязи между понятиями "нация", "национальная идентичность" и "национальное самосознание" представлена трактовка категории национально - культурной идентичности; с помощью систематизации важнейших концепций идентичности раскрыты социально - философские основания исследования национально -культурной идентичности; выявлены сущность и значение концепции кризиса идентичности в современной социальной теории как парадигмы актуализации наций; выделена специфика социально - философского исследования национальной идеи как рефлексии национально - культурной идентичности; выяснены направления исследования знаково - символическои природы национально - культурной идентичности; сформулированы направления социально - философской интерпретации национально - культурной идентичности с использованием рационалистических, экзистенциальных и структуралистских конструктов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Национально-культурная идентичность - совокупность структурирующих характеристик локального социального пространства, отражающая динамику процессов воспроизводства субъективности как отдельного индивида так и нации и' выступающая регулятивом соответствия; между субъективными смыслами и вовлеченностью в процесс социопроектирования.
2. Национально - культурная идентичность, с одной стороны, включена в структуру национального самосознания как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса содержания национального самосознания, так как идентичность - не только субъективное переживание своей индивидуальности, но и то, что объективно определяется как размещение в определенном мире и может быть усвоено лишь наряду с этим миром, что акцентирует бы-тийно-конституирующий смысл роли национально-культурной идентичности в современном существовании наций.
3. Национально - культурная идентичность имплицирует как социальную (отождествление одной общности с другой или общности с собой, индивида с общностью), так и индивидуальную (личностное самоотождествление) идентичность. Национально - культурная идентичность индивида - в той или иной степени свободный выбор из нескольких идентичностей; в результате проблематичной становится сама идентичность, которую еще нужно идентифицировать со множеством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться.
4. Положение о национально - культурной идентичности как функциональности предполагает размещение ее в весьма определенных темпоральных границах, обусловленных социально, культурно, политически. Это означает трансформацию культурно опосредованных, метафорических по сути подходов к до-рефлексивному восприятию "национального", находящую свое воплощение в характерных для различных эпох национальных идеях. Национальная идея является категорией, описывающей такой аспект становления; национально - культурной идентичности, который состоит в систематизированном обобщении существа "национального" в его надвременном бытии, и представляется как правило в форме тех или иных философских, общественно - политических текстов.
5. Знаково - символическая природа национально - культурной идентичности выражается в наделении нации свойством рефлексивности, способностью осознавать условия своей субъективности, которое выражается в появлении «любви к Родине» и «комплексов национальной вины» - символических структур, упорядочивающих представления индивидов об ответственности, стыде, осквернении и чистоте. Рассмотрение национально - культурной идентичности с точки зрения субъекта предполагает, что она связана в первую очередь с проблемой интерсубъективности — идентичность субъекта зависит от отношения к Другому ("нации", "отчизне", "товарищу", "земляку") как в смысле социальной символической структуры, так и в смысле конкретного другого субъекта. Исследование связи национально-культурной идентичности и традиции предполагает рассмотрение нации как достаточно замкнутого целого, взаимодействующего с другими возможными нациями, что актуализирует проблемы межкультурного понимания
6. Основная цель рационалистическойt интерпретации национально-культурной идентичности - преодоление ее субъективности как основания социальной действительности индивида через «историческое бытие» субъекта. В рамках экзистенциальной интерпретации бытие действительно включено в существование. «Я» индивида, «социальная реальность», практическое осуществление взаимопринадлежности индивидов определяются как историческое будущее экзистенции, национально-культурная идентичность предстает как непрерывный, постоянно возобновляемый выбор решения о том, как для самого себя осмыслить свой фундаментальный социальный проект, понять себя в своем социальном проекте. Структуралистская интерпретация национально - культурной идентичности, основываясь на выделении механизма «синтагматической инсталляции», дает возможность «воссоздать» идентичность так, чтобы в подобной реконструкции можно было обнаружить особенности "функционирования" той совокупности характеристик локального социального пространства, которая была принята за "объект".
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (г. Волгоград, 2000 г.), Всероссийской научно практической конференции «Прогрессивные технологии в обучении и производстве» (г. Камышин, 2002 г.), региональных межвузовских научно - практических конференциях и содержатся в опубликованных научных работах. По теме диссертации опубликованы 10 печатных работ общим объемом 2,6 п.л.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты помогли проследить закономерности и тенденции социальных процессов, выявить точки соприкосновения в анализе этой проблемы различных гуманитарных наук. Практическое значение результаты данного исследования имеют в разработке стратегической национальной и культурной политики, учитывающей современный уровень развития культурных, политических, экономических взаимосвязей в рамках нации. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов и спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, политологии, теории управления.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Личностное самоопределение в русском духовном опыте: функционально-контекстуальный подход2007 год, доктор философских наук Веретенников, Николай Яковлевич
Феномен культурной идентичности в пространстве культуры2006 год, кандидат культурологии Япринцева, Кира Львовна
Соотношение этнической и национальной идентичности2005 год, кандидат философских наук Гулевский, Алексей Николаевич
Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве1993 год, кандидат исторических наук Галкина, Елена Михайловна
Проблема идентичности субъекта цивилизационных процессов российского общества: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Зараев, Александр Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дроненко, Денис Михайлович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная идентичность в, современной социальной теории рассматривается как характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе. Таким образом, все личностные дескрипторы непосредственно соотносятся с идентичностью или подразумевают ее. В этом случае каждый человек становится обладателем нескольких идентичностей. Исходя из этого проблема национально-культурной идентичности исследовалась в данной работе в направлении выяснения ее фундаментальности в структуре социальных отношений индивида, а также определения соотношения с индивидуальной идентичностью и самосознанием. Национально - культурная идентичность, с одной стороны, структурно включена в национальное самосознание как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса национального самосознания, поскольку национально - культурная идентичность как отражение динамики реконструкции субъективности индивида и нации выступает не только субъективным переживанием собственной индивидуальности индивидом, но и объективно определяется как размещение в определенном социальном пространстве, значит может быть усвоена лишь наряду с этим пространством, что акцентирует бытийно-конституирующий смысл роли национально-культурной идентичности в современном существовании наций.
Социально - философские основания современного понимания национально - культурной идентичности включают ряд концептуальных положений. Во-первых, национально - культурная идентичность предстает как совокупность определенных ролей, в той или иной степени свободный выбор из нескольких социальных идентичностей; в результате проблематичной становится сама идентичность, которую еще нужно идентифицировать со множеством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться. ством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться. Во-вторых, обнаружение национально - культурной идентичности возможно не только в пределах сознания, но и в рамках поиска «истинного Я», идентичность которого ускользает от схватывания, избегает обнаружения, скрывается как от других, так и от самой себя. В-третьих, национально - культурная идентичность понимается как комплексный, интегрированный набор возможных форм мыслительной, физической, социальной деятельности, которые индивид усваивает в процессе освоения одной из ролевых моделей, следовательно, национально - культурная идентичность никогда не «отражает» реальность, а сконструирована для ее оформления и существует лишь постольку, поскольку ее формирует некоторый дискурс, который не только является средством для определения, но и отражает на себе результаты этого процесса, соотносится с различными дискурсами (и характерными для них идентичностями).
Концепция кризиса идентичности отражает процесс актуализации наций и предоставляет возможность методологически обоснованного определения проблематичности сохранения целостности нации, ее субъективности. Перспектива преодоления основной методологической проблемы, составляющей кризис идентичности, связывается автором с изучением социальных интерпретаций - когнитивных систем, обладающих собственной логикой и языком, трансформированных в факт обыденной жизни и конституирующих социальность индивида, следовательно соответствующих предложенной идее социопроектирования и социального структурирования;локального социального пространства. Социальные интерпретации дают возможность представить, как происходит "осознание бытия" национально - культурной идентичности, определить, что национально - культурная идентичность выступает как социальность собственно бытия, составная часть социальной реальности, инструмент ее конструирования, исходное подтверждение тому, чтобы быть-собой, которое о-сознано.
Процесс бытия «национального», понимаемый как самоопределение, или становление национально-культурной идентичности, описывается понятием «воспроизводство», и, следовательно, как социальная деятельность, является повторяющейся. Это означает, что такая деятельность не создается, а, как правило, постоянно воспроизводится, причем теми же средствами, которыми индивиды реализуют себя как участники социальной деятельности. В своей деятельности и посредством этой деятельности индивиды воспроизводят условия делающие ее возможной. В этом повторяющемся упорядочении задействована специфическая, рефлексивная форма самосознания: необходимая в этом случае преемственность предполагает рефлексивность, которая, в свою очередь, возможна только благодаря преемственности; что «сводит» их во времени и пространстве. Такая «рефлексивность» должна пониматься уже не как самосознание, но как необходимое для становления национально-культурной идентичности социологизированное «само-о-сознание» - рефлексирование самого течения социальной жизни, предполагающее наличие способности дискурсивного осознания собственных интенций действовать так, а не иначе. Лежащее в основе самоопределения национально культурной идентичности целенаправленное действие не определяется как набор отдельных интенций, вырванных из пространственно-временного контекста; но рассматривается! как непрекращающаяся деятельность; рефлексивность, или «самоидентификация», которая должна необходимо присутствовать у индивидов и ожидается ими от других, является присущей им способностью к рационализации, понимаемой здесь как процесс обоснования целесообразности. Действия индивида, конституируясь в пространстве - времени (структу-рируясь), становятся воспроизводимой областью самоопределения, становления национально-культурной идентичности.
Процесс становления национально-культурной идентичности предполагает создание определенной формы организации бытия индивида. Для обозначения этой формы предложено понятие «локального социального пространства», в котором находят выражение соответствующие ориентации становления национально-культурной идентичности: локальное социальное пространство связано с витальными ценностями; интегрирует в себя объективные пространственные отношения и субъективные отражения этих отношений в процессе восприятия пространственных изменений, переживания отдельных свойств пространства, формирования осознанного отношения индивида к пространству своего существования; объединяет в себе пространственные формы включения индивида в социальные отношения.
Самоидентификация как процесс установления индивидом наличия и «границ» локального социального пространства, выступает важнейшим и необходимым условием сохранения преемственности стадий развития личности, определения набора субъективных смыслов, конституируемых в процессе рефлексивной деятельности, и создающих «пространство», в котором конституируемое обретает «право на бытие». Учитывая, что все формы сознания человека в той или иной степени проективны, у субъекта постоянно существует проблема свободного самоосуществления, которое позволило бы реализовать проекты социальной деятельности и целеполагания. Национально-культурная идентичность выступает регулятивом, обеспечивающим способность отличить проект, предполагающий личностное самоопределение, правовую ответственность, от того или иного проективно оформленного субъективного смысла.
Такая, «внешняя» по сути логика национально - культурной идентичности, рассмотрение ее как объекта была дополнена привлечением совершенно иных форм мышления и категорий, дающих возможность определить, какому до-рефлективному опыту индивидов как носителей "национального" национально - культурная идентичность соответствует. Выработка таких категорий и связанного с ними до-рефлективного опыта была названа феноменологией национально - культурной идентичности. Рассмотрение национально - культурной идентичности как функциональности предполагает размещение ее в весьма определенных темпоральных границах, обусловленных социально, культурно, политически. Это означает трансформацию культурно опосредованных, метафорических по сути подходов к до-рефлексивному восприятию "национального", находящую свое воплощение в характерных для различных эпох "национальных идеях". Национальная идея становится категорией, описывающей такой аспект становления национально - культурной идентичности, состоящий в систематизированном обобщении существа "национального" в его надвременном бытии, и представляется как правило в форме тех или иных философских, общественно - политических текстов. Определенный уровень систематизации;."трансцендентальный схематизм", присущий национальной идее, позволили выделить основные варианты ее сущностного развертывания, зачастую отождествляемые с национальной идентичностью на основе обозначения "универсально единых сущностных признаков" нации.
1. Выделение некоторой особой исторической эпохи, где встречается "подлинная" национальная сущность.
2. Существование национального "прамифа", служащего источником духовной эволюции той или иной нации.
3. Выделение внутренней сущности, энтелехии - внутреннего принципа нации, ее типа, судьбы, всегда присутствующего во всех внешних проявлениях "национального".
4. Признание того, что нация является "внутренней силой", "творческим живым началом", "духом", идеей, существующей в исторической динамике.
Знаково — символическая природа национально - культурной идентичности выражается в наделении нации свойством рефлексивности, способностью осознавать условия своей субъективности. Результатом такого подхода является, исследование «национальных чувств». Одно из таких чувств — "любовь к Родине", служащее как концептуальный вариант феноменологии национально - культурной идентичности. Близость людей, которая полагается как некая духовная основа переживания чувства "любви к Родине", предполагает, что оно не только лишь бессознательное чувство в виде "неразумной, предметно не определенной склонности", но и осмысливаемый акт "духовного самоопределения". Большое значение для понимания знаково - символической природы национально - культурной идентичности имеет также рассмотрение феномена "национальной вины". Образы "долга", "жертвы", "покаяния", как символические структуры, генерируемые в этом случае, становятся неотъемлемой частью "национального" локального социального пространства.
Рассмотрение национально-культурной идентичности с точки зрения субъекта предполагает, что идентичность связана в; первую очередь с проблемой интерсубъективности— идентичность субъекта зависит от отношения к Другому ("нации", "отчизне", "товарищу", "земляку" и так далее) как в смысле социальной символической структуры, так и в смысле конкретного другого субъекта. Это означает высокую роль взаимодействия на межкультурном уровне, обусловленную общим отношением к субъекту как представителю той или иной нации, носителю того или иного языка.
Это позволило высказать суждение о наличии некоего символического порядка, существование которого обеспечивает процесс и легитимацию результатов институционализации в рамках наличной социальной структуры, независимо от того, было влияние этой структуры поверхностным или же идентичность была в ней глубоко укоренена. Традиция, как такая общая символическая система, стабильно существующая больше, чем отдельный индивид, предполагается как функция передачи, обеспечивающая возможность понимания, оценки, репрезентации того, что "передается из поколения в поколение"; это означает рассмотрение не объектного содержания традиции, а сохранение "мотива" к передаче как таковой, нейтральной к содержанию.
Такое рассмотрение традиции должно предполагать выделение специфических средств для поддержания стабильности символической структуры и закрепления ее сакрального статуса. Основным из таких средств является ритуал. В каждом социуме всегда существует знание, которое может быть передано лишь в пределах определенной, замкнутой группы. Следовательно, процесс социальной передачи, механизм действия традиции, в условиях каждой нации предстает как "посвящение", обряд. Если каждая нация располагает собственными способами социальной передачи, то ритуал становится процедурой закрепления значений символов, изъятия их из ситуации "свободного о-значивания", нагружения символов объектностью.
Выделение различных интерпретаций национально - культурной идентичности в целом направлено на преодоление ограниченности субъекта становления национально - культурной идентичности собственным жизненным опытом. Рационалистическая; интерпретация, на основе исторического подхода, объективирующего предпосылки становления национально < - культурной идентичности, всегда связана с конкретным политическим контекстом и означает анализ процессов социальной регуляции и формирования политически ориентированного идентификационного поля.
Экзистенциальная интерпретация, основанная на суждении о национально - культурной идентичности как норме экзистенциального выбора индивида, рассматривает становление идентичности в качестве процесса возвращения экзистенции к собственной изначальности и ее действительной реализации посредством утверждения возможности отношения к бытию. Это означает, что национально-культурная идентичность — не объективное состояние, на которое конкретный индивид натыкается во внешнем мире, но кое-что, что он говорит или утверждает. Следовательно, самоопределение национально-культурной идентичности зависит, по существу, от жизненного опыта конкретного индивида, опыта различия. В экзистенциальной интерпретации национально-культурной идентичности понимание: различия, укорененного в идентичности, становится определением для явного существования, бытия, исходно предполагаемого в, наиболее элементарной функции жизненного опыта конкретного индивида; как концепция, это — также основание для заявления, что различие предшествует идентичности.
Структурная интерпретация национально - культурной идентичности позволяет определить когнитивную специфику идентичности, не предполагающую какую-то ее «эпистемологическую сущность» и рассматривает структурирующие качества идентичности. Структурная интерпретация, в авторской концепции подразумевающая со-установление компонентов и уровней национально -культурной идентичности на основе механизма "синтагматической инсталляции", создает направленное отображение идентичности, выходящее за пределы субъект-объектных отношений.
Самоопределение национально-культурной идентичности как стру кту-рация становится главным основанием преемственности социального воспроизводства во времени и пространстве, что предполагает постоянное "отслеживание" "течения" социальной деятельности; но подобный рефлексивный "контроль" всегда ограничен, поскольку само "течение" деятельности непрерывно производит последствия, являющиеся непредполагаемыми, и эти последствия также формируют новые условия социальной деятельности, и, следовательно, новые условия самоидентификации. Таким образом, "национальное" осуществляется посредством интенциональной деятельности, но не является интенциональным проектом, оно всегда ускользает от попыток реализовать какой-то заранее разработанный "сценарий".
Структурная интерпретация национально - культурной идентичности также выделяет социально - культурный механизм, который предложено назвать "синтагматической инсталляцией". Синтагматическая инсталляция в основе своей предполагает взаимодействие, которое не преследует коммуникационные цели, но включает в себя передачу значений со всеми аспектами контекстуальности национально - культурной идентификации; следовательно, это процесс, который может не рассматриваться как определенное событие в социальном времени и пространстве — индивиды инсталлируют пространственные и временные характеристики той или иной ситуации в процесс о - значивания. Тогда синтагматическая инсталляция становится наиболее общим горизонтом самоопределения национально - культурной идентичности, включающим интенцию к идентификации ("кем я хотел бы быть?") и собственно идентификацию ("кто я?"). Очевидно, что введение понятия "синтагматическая инсталляция" позволяет не противопоставлять концепции идентификации и идентификационной интенции, а рассматривать их как аспекты структурного становления национально - культурной идентичности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дроненко, Денис Михайлович, 2003 год
1. Экзистенция как свобода:. Пер. с итал. А. Педетти. // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 145-157.
2. Авраамова Е.М. В поисках макроидентичности: ложные ходы. // ОНС. 2001. - № 2. - С. 35-37.
3. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности. // ОНС. 1998. - № 4. - С. 19-29.
4. Агости Э. Революция, интеллигенция, культура: Пер. с исп. / Вступит. статья Р. Арисменди. М.: Политиздат, 1984. - 399 с.
5. Актон Л. Принцип национального самоопределения. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
6. Аристотель. Сочинения. В 4 т. / Ред. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. - 687 с. - (Философское наследие).
7. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, С. - Петербургское отделение, 1992. - 149 с.
8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пре-дисл. П.С. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.-608 с.
9. Арутюнян А.А. Россия и Ренессанс. // ОНС. 2001. - № 3. - С. 89101.
10. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема. // ОНС. 2001. - № 2. - С. 89-100.
11. Баграмов Э.А. Национальные идеи в евразийском контексте. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999. - 451 с.
12. Балакришнан Г. Национальное воображение. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. -(Серия «Новая наука политика»).
13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 62-73.
14. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // Вопросы философии. 1991. - № 8. - С. 102-116.
15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступит, ст. Г.К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.
16. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. JI.E. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
17. Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2 т. Т 2. / Общ. ред. и вступит, статья В.М. Богуславского.: Пер. с франц. М:: Мысль, 1968. -510 с. (Философское наследие).
18. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии. // Вопросы философии. 2002. - № 5. - С. 13-25.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер. Е. Руткевич. М.: Московский философский фонд, «Academia - центр», «Медиум», 1995. - 323 с. - (Первые публикации в России).
20. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии. 1990. - № 1. -С. 77-144; №2.-С. 87-154.
21. Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры). // Вопросы философии. 1993.- № 5. С. 75-93.
22. Библер B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения). // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 4-42.
23. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология: Пер. с нем. // Логос. 1992. - № 3. - С. 125-135.
24. Бодрийяр, Жан. Система вещей / Пер. с франц. Зенкина С.Н. М.: Рудомино, 1995. - 172 с.
25. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально -психологические проблемы в социологии русского зарубежья. / Под ред. Б.А. Амосова. М.: Издательская корпорация «Лотос», 1998. - 264 с.
26. Борисова О.В. Политическая социализация этнических групп в колониальном пространстве. // ОНС. 1998. - № 1. - С. 71-80.
27. Борщов А.С. Человек в универсуме и универсум человека // Современная парадигма человека: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во СГТУ, 2000. - 200 с.
28. Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
29. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) среде. // Вопросы философии. 1988. - № 7. - С. 16-28.
30. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
31. Веретенников Н.Я. Российская ментальность и современность. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 72 с.
32. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988. - 192 с.
33. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. // Вопросы философии. 1995.-№6.-С. 111-121.
34. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. Публикация и примеч. Н.К. Гаврюшина. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 62-87.
35. Гасилин В.Н. Новая идентификация человека и новая парадигма исследования // Современная парадигма человека: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во СГТУ, 2000. - 200 с.
36. Гегель. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и B.C. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с. - (Философское наследие).
37. Гегель. Работы разных лет. В 2 т./ Сост., общ. ред. А.В. Гулыга. -М.: Мысль, 1973. 630 с. - (Философское наследие).
38. Гегель. Феноменология духа. / Пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1999. - 443 с. - (Серия «Слово о сущем»).
39. Геллнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ. / Ред. и послесл. И.И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
40. Гельвеций. Сочинения. В 2 т.: Т. 2 / Сост. и общ. ред. Х.Н. Момд-жяна. М.: Мысль, 1974. - 687 с. - (Философское наследие).
41. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас. // Вопросы философии. -1993.-№3.-С. 28-35.
42. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-60.
43. Гумилев J1.A. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО «Мишель и К0»; «Ди - Карт», 1993. - 504 с.
44. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 23-35.
45. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории. // Вопросы философии. 1990.-№ II.-С. 31-43.
46. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. : Пер. с лат. и франц. Т 2. / Сост., ред. и примеч. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1994. - 633 с. - (Философское наследие).
47. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Я.И. Свирского М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 300 с.
48. Делез Ж. Различие и мовторение: Пер. с фр. Н.В. Маньковской, Э.П. Юровской. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.
49. Делез Ж. Тайна Ариадны: Пер В.П. Визгина. // Вопросы философии. 1993.-№ 4. - С. 48-53.
50. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. / Под ред. Т.Т. Тимофеева, К. Денчева, Ю.С. Оганисьяна, М. Эмара. М.: Вариант, 2002. - 528 с.
51. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 31-45.
52. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций. // Вопросы философии. -1991. № 3. - С. 29-42.
53. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI XIII веков. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999.-250 с.
54. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Пер. с англ. В. Софро-нова. М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с. (Серия «Архив XXI века»)
55. Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. М.: Наука, 1999. - 352 с.
56. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России. // ОНС. 1996. - № 2. - С. 153-164.
57. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Возвращение к «Русской идее»: кризис идентичности и национальная история. // Отечественная история. -1999.-№5.-С. 4-28.
58. Иванова И.Н. Развитие личностных ресурсов в контексте культуры // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. научн. трудов.- Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. 212 с.
59. Игнатов А.И. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности: Пер. с нем. В.К. Кантора. // Вопросы философии. 1995. - № 6. -С. 49-64.
60. Игнатов А.И. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма Достоевким и Ницше: Пер. с нем. З.А. Заритовской; Под ред. В.К. Кантора. // Вопросы философии. 1993. - № 4. - С. 35-46.
61. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) / А.С. Богомолов, П.П. Гай-денко, Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987. - 333 с.
62. Ильин И.А. О путях России. / Русская идея: В двух томах. Т.2. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство, 1994. - 684 с.- (История эстетики в памятниках и документах).
63. Каграманов Ю.М. Американская «симфония» // Вопросы философии.- 1996.-№ 1. -С. 70-90.
64. Калтахчян С.Т. Марксистко-ленинская теория наций и современность. М.: Политиздат, 1983. - 367 с.
65. Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл). // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 92-104.
66. Карсавин Л.П. Жозеф де Местр. // Вопросы философии. 1989. -№ 3. - С. 93-118.
67. Качалов П.В. Лакан: Заблуждение тех, кто на считает себя обманутыми. // Логос. 1992. - № з. С. 177-183.
68. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса. // ОНС. 2001. - № 2.-С. 20-30.
69. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (Социально-философский аспект). М.: ИФРАН, 1996. - 252 с.
70. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии. 1996. - № 20. - С. 21-28.
71. Ковалев A.M. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах. // ОНС. 1996. - № 1. - С. 97-104.
72. Кондильяк Э.Б. Сочинения. В 3 т. Т 3. / Пер. с франц.; Общ. ред. и примеч. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1983. - 388 с. - (Философское наследие).
73. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов. // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 3-24.
74. Красовицкая Т.Ю. О сталинской формулировке нации в контексте времени и места ее бытования. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999.-451 с.
75. Куницын Г.И. Самоопределение наций история вопроса и современность. // Вопросы философии. - 1989. - № 5. - С. 66-86.
76. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. - 316 с.
77. Левада Ю;А. Десять лет перемен в сознании человека. // ОНС. -1999.-№ 5.-С. 28-44.
78. Левада Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997.- № 4.
79. Лейбниц Г.-В. Сочинения. В 4 т. / Ред. и сост., авт. вступит, статьи и примеч. В.В. Соколов.: Пер. Я.М. Боровского и др. М.: Мысль, 1982. - 636 с. - (Философское наследие).
80. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.
81. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655 с.
82. Лурье С.В. Восприятие народом осваиваемой территории. // ОНС. 1998.-№5.-С. 61-74.
83. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // ОНС. 1999. - № 4. - С. 105-111.
84. Лэйнг Р. Разделенное Я. // Логос. 1992. - № 3. - С. 165-176.
85. Люкс Л. Евразийство: Пер с нем. Н. Бурихина. // Вопросы философии. 1993. - № 6. - С. 105-114.
86. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии. // Вопросы философии. 1996. - № 3. -С. 57-69.
87. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью. // Вопросы философии. 1998. -№ 2. - С. 43-53.
88. Малахов B.C. Ностальгия по идентичности // Логос. 1999. - № 3 (13).-С. 8-12.
89. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века: (Критические очерки). М.: Мысль, 1983. - 247 с.
90. Мильдон В.И. «Земля» и «небо» исторического сознания (две души европейского человечества). // Вопросы философии. 1992. - № 5. - С. 8799.
91. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века. // Вопросы философии. 1996. -№ 3. - С. 46-56.
92. Михайлов В.А., Кулешов С.В. Национальные интересы России. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999. — 451с.
93. Нейрн Т. Интернационализм и второе пришествие. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е.
94. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»),
95. Николаев С. Как создается национальная идея. // Свободная мысль. 1997. - № 6. - С. 70-84.
96. Общественное сознание и его формы / Предел, и общ. ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. - 367 с.
97. Огурцов А.П. Гносеология и коммуникативная природа сознания. / Диалог и коммуникация философские проблемы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С. 3-27.
98. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» (Парадоксы европеизма в современной России). // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 19-31.
99. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи: Пер. с древне-греч. М.: Мысль, 1990. - 860 с. - (Философское наследие).
100. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Техо-годи: Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. - 528 с. - (Философское наследие).
101. Платонова Д.В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов. // ОНС. 2001. - № 3. -С. 168-176.
102. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.Н. Русский вопрос в современной России. // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 65-74.
103. Прист, Стивен. Теории сознания. / Пер. с англ. Грязнова А.Ф. М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 288 с.
104. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов). Саратов: Изд-во Поволжской академии государственной службы, 1998. - 260 с.
105. Разумов А. Моя национальная идея. // Свободная мысль. 1997. -№4.-С. 4-13.
106. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Академический проект, 2000. - 768 с.
107. Рассел. Б. Человеческое познание: его сфера и границы. / Пер. с англ. Н. Воробьева; Статьи / Пер. с англ. В. Горбатова; Общ. ред., сост., вступит. ст. А. Грязнова. М.: ТЕРРА Книжный клуб, Республика, 2000. - 464 с. -(Библиотека философской мысли).
108. Рикер П. Торжество языка над насилием: Пер. с франц. и комм. О.И. Шульман. // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 27-36.
109. Рожков В.П. Запад и Россия. Философские основания цивилизаци-онной константы общественного сознания / Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - 244 с.
110. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения. // ОНС. 1999. - № 2. - С. 66-74.
111. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы. // Вопросы философии. 1999. - № 5. - С. 19-32.
112. Рывкина Р.В. Евреи в современной России. // ОНС. 1996. - № 5. — С. 47-58.
113. Рывкина Р.В. Между этнократией и гражданским обществом. // Свободная мысль. 1997. - № 4. - С. 81-95.
114. Савицкий П. Евразийство. / Русская идея: В двух томах. Т.2. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство, 1994. - 684 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
115. Савоскул С.С. Этнические аспекты постсоветской гражданской идентичности. // ОНС. 1999. - № 5. - С. 91-104.
116. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти: Пер. с англ. В. Мази-на. М.: Художественный журнал, 1999. - 205 с. - (Серия «Архив XXI века»)
117. Сартр Ж.- П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. -639 с. - (Мыслители XX века).
118. Сахаров А.Н. Основные этапы и особенности русского национализма. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999.-451 с.
119. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. - 264 с. - (Актуальные проблемы ист. материализма).
120. Смит Э. Национализм и историки. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
121. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т./ Сост. общ. ред. и вступит, ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.А. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. -892 с. - (Философское наследие).
122. Солоневич И.Л. Дух народа / Русская идея: В двух томах. Т.2. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство, 1994. - 684 с. - (История эстетики в памятниках и документах). (61)
123. Степанянц М.Т. Восток Запад: диалог философов. // Вопросы философии. - 1989. -№ 12.-С. 151-157.
124. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур. // Вопросы философии. 1996. - № 3. - С. 143-150.
125. Тихонова Н.Е. Личность, общество, власть в российской модели. // ОНС. 2001. - № 3. - С. 30-40.
126. Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика. // ОНС.- 1999.-№4.-С. 5-18.
127. Тишков В. Что есть Россия? (перспективы нацие строительства). // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С. 3-17.
128. Тишков В.А. Забыть о нации (Постнационалистическое понимание национализма). // Вопросы философии. 1998. - № 3. - С. 3-26. (56)
129. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. — М.: Наука, 1999.-451 с.
130. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко антропологической перспективе. // Вопросы философии. - 1990. - № 12. - С. 3-15.
131. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»; Львов: «Инициатива», 1998. -496 с. (Классики зарубежной психологии).
132. Уолби С. Женщина и нация. / Нации и национализм. / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002. - 416 с. - (Серия «Новая наука политика»).
133. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба. // Вопросы философии. 1992. - № 4. - g. 108-117.
134. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. / Избранные статьи по философии русской истории и культуры. / : В 2 т.т. / Сост., вступ. ст., примеч. В.Ф. Бойкова. СПб.: София, 1991. - 352 с.
135. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3 т.: Т. 3 / Пер. с нем. Под общ. ред. М.М. Григорьяна. М.: Мысль, 1967. - 486 с. - (Философское наследие).
136. Филимонова О.Ф. Ценностно-смысловые границы личностного пространства // Современная парадигма человека: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во СГТУ, 2000. - 200 с.
137. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. // ОНС. 1998. - № 3. - С. 181-187.
138. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн. / Русская идея: В двух томах. Т.1. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство, 1994. - 684 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
139. Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и духовном. / Русская идея: В двух томах. Т.2. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство, 1994. - 684 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
140. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. / Русская идея: В двух томах. Т.2. / Сост. В.М. Пискунов; Коммент. Н.Б. Злобина. М.: Искусство,1994. 684 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
141. Фуко М. Рождение клиники: Пер. с фр., ред. и предисл. А.Ш. Тхо-стова. М.: Смысл, 1998. - 310 с.
142. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО «KAMI», Издательский центр «ACADEMIA»,1995. 245 с. - (Серия «Первые публикации в России»).
143. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.: Республика, 1993. 447 с. - (Мыслители XX века).
144. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»: Пер. и примеч. А.В. Михайлова. // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 143-176.
145. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары. // Логос. 1992. - № 3. - С. 82-97.
146. Хесле В; Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Пер. с англ. // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-123.
147. Хобсбаум Э. Национализм и этничность. / Национализм (взгляд из-за рубежа). М., 1995.
148. Хоружий С.С. Карсавин и де Местр. // Вопросы философии. -1989. № 3. - С. 79-92.
149. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии. 1991. - № 5. - С. 26-57.
150. Хосе Ортега и - Гассет. Восстание масс. // Вопросы философии. - 1989. - № 3. - С. 119-154; - № 4. с г 114-154.
151. Хоскинг Дж. Российское национальное самосознание в XX веке. / Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999. -451 с.
152. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя. М.: Русич, 2000.
153. Хренов Н.А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры. // ОНС. 2001. - № 2. - С. 167-180.
154. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Канон +, 2001. - 400 с.
155. Чертихин В.Е. Этнический характер и исторические судьбы России. // ОНС. 1996. - № 4. - С. 78-86.
156. Чубайс И.Б. Россия и Европа: идейно идентификационный анализ. // Вопросы философии. - 2002. - № 10. - С. 29-44.
157. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т.: Пер. с нем. Т. 2 / Сост., ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И. Левиной и А.В1 Михайлова. М.: Мысль, 1989. - 636 с. -(Философское наследие).
158. Шохин В.К. "Проект" персонологической антропологии и философия ценностей. // Вопросы философии. 2002. № 6. - С. 112-118.
159. Этносоциология. / Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, А.А. Сусоко-лов. М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с. - (Программа «Высшее образование»).
160. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.
161. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. М.: REFL - book, К.: Ваклер, 1996. - 304 с.
162. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ стратификационного неравенства (К проблеме социального исключения) // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. научн. трудов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. - 212 с.
163. Ebert Т. The Romance of Patriarchy: Ideology, Subjectivity and Postmodern Feminist Cultural Theory. // Cultural Critique. 1985/86. Vol. 2.
164. Giddens A. Elements of the Theory of Structuration. / The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984. pp. 1-40.
165. Reynolds S. Medieval Origines Gentium and the Community of the Realm. // History. Vol. 68, 1983. P. 375-390.
166. Smith A. National Identity. London, 1991.
167. Smith A. The ethnic Origin of Nation. Oxford, 1986.
168. Suny G. The Revenge of the Past. Nationalism, Revolution and the Collapse of the Soviet Union. Stanford. Stanford University Press, 1993.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.