Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Павлова, Екатерина Владимировна

  • Павлова, Екатерина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 200
Павлова, Екатерина Владимировна. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2010. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Павлова, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава 1. Музыка и литература. Проблема взаимодействия видов искусств.

1.1. Проблема взаимодействия музыки и литературы в её историческом освещении.

1.2. Музыка и литература: проблема позиционирования музыкально-литературных феноменов в научно-исследовательской области.

1.3. К систематизации феноменов взаимодействия литературы и музыки.

1.4. Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление.

1.5. К проблемам проникновения музыкального искусства в художественный текст.

Глава 2. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности.

2.1. Мотив посещения оперы.

2.2. Мотив исполнения оперной музыки на фортепиано.

2.3. Мотив концертной музыки.

2.4. Мотив фиктивной музыки.

2.5. Мотив музыки в её социально-функциональном контексте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности»

Томас Манн относится к числу писателей, творчество которого насыщено музыкальными компонентами, соответственно, переступает рамки одного вида искусства, литературы. Данное обстоятельство способствовало и способствует на сегодняшний день активным научным исследованиям музыкально-литературной проблематики в произведениях немецкого писателя. Творчество Томаса Манна представляет собой наглядный пример авторской интенции использовать, задействовать возможность проникновения одного вида искусства в другой, их продуктивное взаимодействие в художественных целях, собственно авторских замыслах.

Имея дело с достаточно специфической областью исследования, особенность которой раскрывается, прежде всего, в её пограничном характере между двумя самостоятельными дисциплинами, видами искусств, мы задались и вопросом научно-критического освещения музыкально-литературной проблематики в целом.

Таким образом, были намечены цели данного исследования:

- научно-критическое обоснование, «легитимизация» интермедиальной исследовательской области «Музыка и литература»;

- исследование феномена интермедиальности в раннем творчестве Томаса Манна.

Поставленные цели предполагают решение следующих задач:

- проследить пути взаимодействия искусств - музыки и литературы - в их историческом освещении;

- поставить вопрос о позиционировании исследовательской области интермедиального характера в рамках современного литературоведения;

- исследовать уже имеющиеся подходы к систематизации феноменов музыкально-литературного взаимодействия;

- рассмотреть раннее творчество Томаса Манна на предмет авторской интенции расширить круг художественных возможностей, изобразительных средств посредством литературной обработки и, в последующем, литературного «оформления» музыкальных произведений;

- выделить в раннем творчестве Томаса Манна мотивы с интермедиальным компонентом (музыкальными описаниями);

- исследовать художественные техники и возможности, используемые автором в целях тематизации музыкальных произведений.

Материалом для исследования интермедиального характера послужило раннее творчество Томаса Манна, а именно новеллы «Маленький господин Фридеман» (1897), «Паяц» (1897), «Тристан» (1902), «Кровь Вельзунгов» (1905) и роман «Будденброки» (1901). Причиной выбора материала, а также его ограничения, послужило следующее положение: контекстуальная система философско-музыкальной проблематики для Томаса Манна на этот период творчества носит относительно константный характер. Соответственно, раннее творчество писателя можно принять за экспериментальную художественную область для её гомогенного, однородного описания и анализа, что в последующем, на следующих этапах творчества Манна — например, в романах «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947) потребует несколько иного методологического подхода ввиду усложнения музыкально-литературной проблематики. Философско-музыкальная концепция, музыкально-теоретическая основа будут во многом расширены, обогащены и усложнены.

Традиционное исследование творчества Томаса Манна на предмет проникновения музыкального искусства, на наличие музыкальных компонентов избирает отправной точкой в своем подходе к интермедиальной проблематике произведений философский музыкально-теоретический дискурс, складывающийся из текстов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Р. Вагнера, что, безусловно, недопустимо упустить из внимания. Намеренно или же без особого умысла авторы критических статей и монографий, посвященных музыкально-литературной тематике творчества Манна, в своих исследованиях трансферируют, «возвращают» феномен музыки из произведений писателя в сферу музыкального искусства. Музыка становится главной фигурой, не литературные произведения, тексты произведений.

В центре данного исследования находится результат трансфера музыкального искусства в литературу, тексты произведений Томаса Манна, содержащие в себе описания музыкальных произведений, реализованные вследствие использования определенных литературных техник. Так, с методологической точки зрения мы отталкиваемся от строго «внутрилитературного» дискурса, нежели от внелитературного, определяющего тенденциозный подход в исследовательской традиции. Соответственно, исследование принимает индуктивный характер — отталкиваясь, именно, от анализа конкретного литературного текста, отрывка.

Методологической базой для данного исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных исследователей по интермедиальной тематике, а именно, по вопросам взаимодействия музыки и литературы. Следует отметить, имена зарубежных исследователей представлены в несколько большем объеме. Причиной данному обстоятельству является следующее: именно зарубежные авторы на протяжении десятилетий особенно активно и последовательно обращались и обращаются с научно-исследовательской целью к интермедиальной и в частности музыкально-литературной проблематике.

Особое внимание в диссертации уделено работам отечественных исследователей А. Махова, И. Глебова, Б. Реизова. Исследования зарубежных авторов А.-Х. Леве, С.П. Шера, К.С. Брауна, А. Зихелынтиля, В. Вольфа, К. Вратца, Й. Одендаля послужили отправной точкой в исследовании музыкально-литературной проблематики.

Актуальность данного исследования раскрывается, с одной стороны, в актуальности самого интермедиального исследовательского компонента, который определяет собой ситуацию в современном литературоведении: пересечение границ одной научной дисциплины, взаимодействие различных видов искусств. С другой, данная работа представляет собой одну из попыток исследовать творчество Томаса Манна на предмет музыкального феномена, но в отношении интенции автора привлечь интермедиальный компонент с целью обогащения собственной поэтики, системы изобразительных средств. Новизна исследования включает себя несколько аспектов: - систематизация международного исследовательского опыта, материала в области интермедиальности, в частности в области «Музыка и литература»; представление нового подхода к раскрытию интермедиальной проблематики в произведениях Томаса Манна в отношении описаний музыкальных произведений в тексте на примере раннего творчества писателя.

Новизна работы открывает горизонт, перспективы последующего использования полученных результатов, как в научно-теоретических, так и в практических целях. Теоретическая часть работы: материалы по вопросам музыкально-литературного взаимодействия и накопленный терминологический инструментарий - может быть рассмотрена как база для дальнейшего исследования в области «Музыка и литература». Результаты аналитической работы в отношении раннего творчества Томаса Манна послужат углублению, расширению исследовательской области интермедиальной проблематики произведений немецкого писателя. Соответственно, работа предполагает собой вклад как в научно-литературное исследовательское наследие в отношении творчества Томаса Манна, так и в литературоведение, точнее в сравнительное литературоведение, интермедиально обусловленную литературоведческую область компаративистики.

Структура диссертации определяется выдвинутыми целями, а также поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух основных глав с

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Павлова, Екатерина Владимировна, 2010 год

1. Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistisehen Grenzgebietes. Hrsg. von Steven Paul Scher. Berlin 1984.

2. Andreas Sichelstiehl: Musikalische Kompositionstechniken in der Liteartur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren. Essen 2004. S.36.

3. О технике введения лейтмотивов подробнее в книге: Vaget, Hans Rudolf: Seelenzauber. Thomas Mann und die Musik. Fr/Main: Fischer Verlag GmbH, 2006. S.512.

4. Подробнее об этой категории излагается в первой части работы в ссылке на работу А. Зихелынтиля.

5. Кукольный театр появляется также в романе «Будденброки», и именно, в качестве подарка маленькому Ганно на рождество, и служит биографическим элементом в произведениях Томаса Манна.

6. OLDE. Raumes und der Zeit entronnen,Wie lange fern! verschmolzen das Du und das Ich, dasWie fern so lang! Deinund Mein sich zu erhabenerWonne. Trennen konnte sie des Tagestueckisches Blendwerk, doch

7. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Будденброки. История одного семейства / Т. Манн : пер. с нем. Н. Ман. М.: Изд. Художественной литературы, 1959. - С. 542.

8. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe - Tagebücher in 10 В. В. 2.1. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008. - S. 354.

9. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe - Tagebücher in 10 В. B. 1.1. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008. - S. 826.

10. Согласно терминологии Й. Одендаля: Johannes Odendahl: Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

11. Гофман Э.Т.А. Крейслериана, ч. I: Мысли о высоком значении музыки; Совершенный машинист // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. В 6. т. : пер.с нем. Т.1. М.: Худож. лит., 1991. - 434с.

12. Манн, К. Мефистофель : История одной карьеры: роман : пер. с нем. / К. Манн : пер. с нем. СПб. : Азбука, 2000. - 378,1. с.

13. Манн, Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом : роман : пер. с нем. / Т.Манн : пер. с нем. С.Апта, Н.Ман. М.: Терра, 1997. - 654с.

14. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Будденброки. История одного семейства / Т. Манн : пер. с нем. Н. Ман. — М.: Изд. Художественной литературы, 1959.-807с.

15. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 7. Рассказы / Т. Манн : пер. с нем.- М.: Изд. Художественной литературы, 1960. 551с.

16. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10. Статьи 1929-1955 / Т. Манн : пер. с нем. М.: Изд. Художественной литературы, 1961. - 551с.

17. Ницше Ф. Казус Вагнера: проблема музыканта // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. : пер. с нем. Т. 2. М.: Рипол Классик, 1997.

18. Ницше Ф. Рождение трагедии : пер. с нем. / Ф. Ницше : пер. A.B. Михайлова ; сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. A.A. Россиуса. М. : Ad Marginem, 2001.- 735 с.

19. Роллан, Р. «Жан-Кристоф»: роман в 4 т. : пер. с фр. / Р.Роллан : пер. с фр. под ред. Н. Любимова; вступ. ст. Т. Мотылёвой. — Киев: Муз. Украша, 1987. -783с.

20. Турнье, М. Лесной царь : роман : пер. с фр. / М.Турнье : пер. с фр. И.Волевич, А.Давыдова. Спб.: Амфора, 2001. - 479с.

21. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М. : Просвещение, 1992. - 477 с.

22. Шопенгауэр, А. Свобода воли и основы морали Артура Шопенгауэра = Две основные проблемы этики : пер. с нем. / А. Шопенгауэр : пер. с нем. Ф.В. Черниговца. 3-е изд. - СПб. : Суворин, 1896. - V, 363, 4. с.

23. Шеллинг В.Ф. Философия искусства : пер. с нем. / Ф.В. Шеллинг : пер с нем. М. : Мысль, 1999. - 607 с.

24. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. / Ф. Шлегель ; вступ. ст., сост., пер. с нем. Ю. Н. Попова. М. : Искусство, 1983. - 2 т.

25. Betrachtungen eines Unpolitischen / Thomas Mann. Hrsg. und textkritisch durchges. von Hermann Kurzke. Frankfurt am Main : Fischer, 2009. - 643 S.

26. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe -Tagebücher in 10 В. В. 2.1. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

27. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe — Tagebücher in 10 В. B. 2.2. Kommentar. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

28. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe -Tagebücher in 10 В. B. 1.1. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

29. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe -Tagebücher in 10 В. В. 1.2. Komentar. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

30. Mann, Thomas. Briefe I 1889-1913, Bd. 21 (Große kommentierte Ausgabe), hg. v. Heinrich Detering, Frankfurt am Main 2002.

31. Theodor W. Adorno Thomas Mann, Briefwechsel 1943-1955, hg. v. Christoph Gödde, Frankfurt am Main 2002.

32. Wagner, Richard. Tristan und Isolde, Sämtliche Schriften und Dichtungen, Bd. 7. Leipzig 1911.Научно-критическая литература:

33. Адорно, Теодор В. Философия новой музыки / Т.В. Адорно. М.: ЛОГОС: XXI в. 2001. - 343с.

34. Апт С. Над страницами Т. Манна // Очерки / С. Апт. М: Советский писатель, 1980. -483 с.

35. Асанова, H.A. «Жан Кристоф» Р.Роллана и проблема взаимодействия в искусстве / H.A.Асанова. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 1978. - 103с.

36. Асанова, H.A. Философский роман Мишеля Турнье / Н.А.Асанова, А.С.Смирнов. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 1997. - 143с.

37. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979. - 421 с.

38. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики : исслед. разных лет / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 500 с.

39. Белобратов А. Высказать невысказываемое, произнести непроизносимое / А. Белобратов // Иностранная литература. 2003. - № 2. - С. 138 - 145.

40. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Рихард Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 692 с.

41. Взаимодействие наук при изучении литературы : сборник статей АН ССР, Ин-т рус. литературы. — JL: Наука, Ленингр. от-е., 1981. 277с.

42. De Musika : сборник статей / ред. И. Глебов. Петроград: Госуд. Академич. Филармония, 1993. - 287 с.

43. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки / Е.Л.Гуревич. М: ACADEMIA, 2000. - 289 с.

44. Друскин М. История зарубежной музыки / М.Друскин. М: Музыка, 1983.-315 с.

45. Жеребин А.И. Зачинатель и «завершители» = Идея синтеза искусств и ее русские критики / А.И. Жеребин // Вопросы литературы. М. 2009. — Вып. 4.

46. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе = Литература и музыка / В.Г. Зусман. -Н.Нов.: Деком, 2001. — 167с.

47. Какабадзе Н.М. Томас Манн : Грани творчества / Н. М. Какабадзе, Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. -Тбилиси : Мерани, 1985. 213 с.

48. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы / Б.О. Курбанов. Баку: Элм, 1972.-356 с.

49. Махов А.Е. Música Literaria = Идея словесной музыки в европейской поэтике / А.Е. Махов. Москва: Intrada, 2005. - 224с.

50. Михайлов A.B. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Германии 19 века // Музыкальная эстетика Германии 19 века: в 2 т. Сост. А.В.Михайлов, В.П.Шестаков. Т.1. -М., 1981. С. 9-73.

51. Михайлов A.B. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Современное западное искусство: XX век. М.: Наука, 1988. С. 267278.

52. Немецкое философское литературоведение наших дней: антология : пер. с нем. / сост. Д. Уффельманн, К. Шрамм. — СПБ: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.-552с.

53. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945 / Н.С.Павлова. М: Наука, 1982.-478 с.

54. Поэтика: слов, актул. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358с.

55. Раку, М. Вагнер = Путеводитель. / М. Раку. М.: Классика XXI, 2007. -320 е., ил., компакт-диск.

56. Реизов Б.Г. Литература и музыка = Контакты и взаимодействия // Литература и музыка / Б. Г. Реизов. Л: Издат-во Ленинград. Ун-та, 1975. -362 с.

57. Русакова A.B. Т. Манн в поисках нового гуманизма / A.B. Русакова. JI: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1969. - 165 с.

58. Ручьевская Е. Слово и музыка / Е. Ручьевская. Л: Музгиз, Ленинград, отделение., 1960. - 278 с.

59. Стоковский Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский. М: Издат-во Советский композитор, 1963. - 378 с.

60. Стрекаловская Х.А. Судьбы романтического мифа: Вагнер и Шенберг // Мифология и повседневность. СПб., 1999. - С. 473-483.

61. Тишунина Н.В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения // Филологические науки. 2003. № 1 (январь февраль). - С. 19-26.

62. Шайтанов И.О. Триада современной компаративистики: глобализация -интертекст диалог культур / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2005. -2005 ; N6. - С. 130-137.

63. Шевченко E.H. Проблема искусства в романах Клауса Манна 30-х годов: автореферат на соискание учёной степени к.ф.н. / Е.Н.Шевченко. — Н.Н: ННГУ, 1993.-16с.

64. Фёдоров A.A. Т. Манн. Время шедевров / A.A. Фёдоров. М: Издат-во Москов. Ун-та, 1981.-276 с.

65. Abel, Angelika : Musikästhetik der klassischen Moderne. Thomas Mann -Theodor W. Adorno Arnold Schönberg. München 2003.

66. Ansei, Michael: Die Erfindung des Schriftstellers Thomas Mann / hrsg. von Michael Ansei. Berlin u.a. : de Gruyter, 2009. - IX, 494 S.

67. Begemann, Chr. / Wellbery, E.D.(Hg) / Kunst-Zeugung-Geburt. Theorien und Metaphern aesthetischer Produktion in der Neuzeit / Christian Begemann; E.David Wellbery. Freiburg im Breisgau: Rombach Druck- und Verlagshaus GmbH u/ Co, KG, 2001/-384S.

68. Boisits, Barbara Hrsg. : Die Vorstellung von Musik in Malerei und Dichtung / hrsg. von Barbara Boisits . Wien : Praesens-Verl.; Wien : Österr. Ges. für Musikwiss., 2006. - 207 S. : III.

69. Boulez, P. : Poésie centre et absence - musique / Pierre Boulez. In: Melos 30, 1963.

70. Brinkemper, Peter V. Spiegel & Echo : Intermedialität und Musikphilosophie im "Doktor Faustus" / vorgelegt von Peter V. Brinkemper. Würzburg : Königshausen und Neumann, 1997. - 520 S.

71. Brown, Calvin S. : The Relations Between Music and Literature as a Field of Study. In: CL 22, 1970, S. 97-107.

72. Caduff, Corina : Die Literarisierung von Musik und bildender Kunst um 1800. Muenchen 1995.

73. Comparative Literature: Method and Perspective, hsg. von N.P. Stallknecht undH. Frenz (Carbondale: Southern Illionois University Press, 1971, S.l).

74. Dahlhaus, Carl : Die Idee de absoluten Musik. Kassel, 1978.

75. Dahlhaus Carl; Danuser, Hermann : Erzählte Musik. Fiktive Poetik in Thomas Manns „Doktor Faustus", in: Thomas Mann. Doktor Faustus, 1947-1997, hrsg. von Werner Röcke. Bern 2001, S. 293-320.

76. Danuser, Hermann : Musikalische Prosa. Regensburg 1975.

77. Dichtung und Musik: Kaleidoskop ihrer Beziehungen/Günter Schnitzler (Hrsg.).1. Aufl. Stuttgart 1979.

78. Die wechselseitige Erhellung von Literatur und Musik: Ein Arbeitsgebiet der Komparatistik? Neohelicon 5, 1977, S. 93-123.

79. Eicher, Thomas : Intermedialität. Vom Bild zum Text. Bielefeld: Aisthesis-Verl.1994, 220 S.

80. Fliethmann, Axel : Die Medialität der Intertextualität. Die Textualität der Intermedialität das Bild der Seife. In: Die Kommunikation der Medien. Tübingen. 2004, S. 122.

81. Frey, Hans-Jost : Der unendliche Text. Frankfurt 1990.

82. Gess, Nicola : Gewalt der Musik. Literatur und Musikkritik um 1800. Freiburg i.Br./Berlin 2006.

83. Gier, Albert; Gruber, Gerold W.: Musik und Literatur: komparativistische Studien zur Strukturverwandschaft. Frank/Main; Berlin; Bern; New Yourk; Paris; Wien 1995.

84. Gottfried, Herwig : Mythos und Mythisches in der Gegenwartsliteraturstudien. Stuttgart 1996.

85. Grage, Joachim : Literatur und Musik in der klassischen Moderne. Mediale Konzeptionen und intermediale Poetologien. Würzburg: Ergon Verlag., 2006.

86. Hanna Stegbauer : Die Akustik der Seele. Zum Einfluss der Literatur auf die Entstehung der romantischen Instrumentalmusik und ihrer Semantik. (Palaestra 325) Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht 2006. 293 S. Gebunden. EUR (D) 46,90.

87. Hoffmann, Gerd : Die Musik im Werk Thomas Manns, in: Aufbruch 11 (1955), S. 561-572.

88. Heibig, Jörg : Intermedialität. Theorie und Praxis eines interdisziplinären Forschungsgebietes. Berlin: Schmidt, 1998. 319S.

89. Hoetzl, Ernst : Musikgeschichte heute? Versuch einer Perspektive. Mit einem Vorwort von Fabio Luisi. Wien; Koeln; Weimar; Boehlan 1995.

90. Hoesterey, Ingeborg : Verschlungene Schriftzeichen. Intertextualität von Literatur und Kunst in der Moderne/Postmoderne. Frankfurt 1988.

91. Hoff, Dagmar von; Martin, Ariane : Intermedialität, Mediengeschichte, Medientransfer : zu Georg Büchners Parallelprojekten Woyzeck und Leonce und Lena / Dagmar von Hoff; Ariane Martin. München : Meidenbauer, 2008. - 238 S. : III.

92. Huber, Martin : Text und Musik: musikalische Zeichen im narrativen und ideologischen Funktionszusammenhang ausgewählter Erzähltexte des 20. Jahrhunderts. Frankfurt am Main; Berlin; New York; Paris; Wien 1992.

93. Just, Klaus Günther : Das deutsche Opernlibretto. In: Poetica 7, 1975, S. 20320.

94. Kaiser, Hartmut M. : Intertextuelles Spiel mit Wagner-Analogien. Thomas Manns Burleske „Tristan" und der „Ring der Nibelungen", in: Thomas-MannJahrbuch 14 (2001), S. 189-212.

95. Kesting, Hanjo: Krankheit zum Tode. Musik und Ideologie, in: Thomas Mann (Text+Kritik), hrsg. von Heinz Ludwig Arnold. München 1982, S. 27-44.

96. Koopmann, Helmut : Der schwierige Deutsche : Studien zum Werk Thomas Manns / Helmut Koopmann. Tübingen : Niemeyer, 1988. - 192 S.

97. Koopmann, Helmut : Thomas Mann : Konstanten seines literarischen Werks / Helmut Koopmann. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1975. - 194 S.

98. Koopmann, Helmut (Hg.): Thomas-Mann-Handbuch, Stuttgart 1990.

99. Kohut, Daniel L. : Musizieren: Theorie des Lehrens und Lernens. Essen 1996.

100. Kopriva, Roman; Kovär, J. : Kunst und Musik in der Literatur. Ästhetische Wechselbeziehungen in der österreichischen Literatur der Gegenwart. II. bilaterales germanistisches Symposion Österreich-Tschechien Brünn, Tschechien, Dezember 2003. Wien 2005.

101. Kristeva, Julia : Bachtin, das Wort, der Dialod und der Roman. In: Jens Ihwe (Hg.), Literaturwissenschaft und Linguistik. Band 3. Frankfurt a. M.1972. S. 347.

102. Kreutzer, Hans J. : Obertoene: Literatur und Musik. Neue Abhandlungen ueber das Zusammenspiel der Kuenste. Wuerzburg 1994.

103. Kreutzer, Hans J. : Faust. Mythos und Musik. München 2003.

104. Kurzke, Hermann : Thomas Mann : ein Porträt für seine Leser / Hermann Kurzke. München : Beck, 2009. - 249 S.

105. La Motte-Haber, Helga de : Musikästhetik / hrsg. von Helga de La MotteHaber. Laaber : Laaber-Verl., 2004. - 458 S. : III., Notenbeisp.

106. Lachman, Renate (Hg.): Dialogizität. München 1982

107. Levi-Strauss, Claude : Sehen. Hoeren. Lesen. München; Wien 1995.

108. Levi-Strauss, Claude : Mythos und Bedeutung. 5 Radiovortraege. Frank/Main 1980.

109. Literatur intermedial: Musik Malerei - Photografie - Film/hrsg. von Peter V. Zima. - Darmstadt: Wiss. Buchges., 1995.

110. Literatur und Musik: ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes / hrsg. Von Steven Paul Scher. — Berlin: E. Schmidt, 1984.

111. Mall, Claudia: Literatur und Musik. Am Beispiel von Anthony Burgess' „A clockwork orange", Bret Easton Ellis' „American psycho" and Nuck Hornbys „High fidelity". 2003. 108 Bl.

112. Medicus, Fritz : Das Problem einer vergleichneden Geschichte der Künste. In: Philosophie der Literaturwissenschaft. Hg. E. Ermatinger. Berlin 1930, S. 188-239.

113. Müller, Jürgen E. : Intermedialität. Formen moderner kultureller Kommunikation. Münster: Nodus-Publ., 1996. 395S.

114. Mertens, Folker : Groß ist das Geheimnis. Thomas Mann und Musik. Leipzig: Militzke Verlag e. K., 2006. 272S.

115. Metzger, Heinz-Klaus : Musik wozu? Frank/Main 1980.

116. Musik ist die teuflische Analogie des gefuehlsbetonten Lebens/Suzanne Katherina Langer: Feeling and Form: A Theorie of Art, New Yourk(Schirmer), 1953.-S.27.

117. Odendahl, Johannes : Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

118. Peacock, Ronald : Das Leitmotiv bei Thomas Mann. Bern 1934.

119. Petri, Horst : Literatur und Musik. Form- und Strukturparallelen. Goettingen 1964.

120. Pirner, M.L. : Musik und Religion in der Schule: Historisch-systematische Studien in religioes-musikalischer Perspektive/Manfred L. Pirner. Goettingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1999. - 253S.

121. Rajewsky, Irina O. : Intermedialität. Tübingen u.a.: Francke, 2002. XI, 216S.

122. Riethmüller, Albrecht : Sprache und Musik: Perspektiven einer Beziehung. Laaber 1999 (Spektrum der Musik; Bd. 5). 178 S. 9-14.

123. Scher, Steven Paul : Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Hrsg. von Steven Paul Scher. Berlin: Erich Schmidt Verl., 1984. 432S.

124. Schmiz, Jens : Konstruktive Musik : Thomas Manns "Doktor Faustus" im Kontext der Moderne / Jens Schmitz. Würzburg : Königshausen & Neumann, 2009. - 446 S.

125. Schnitzler, Günter : Dichtung und Musik: Kaleidoskop ihrer Beziehungen/Günter Schnitzler (Hrsg.).-l. Aufl.-Stuttgart:Klett-Cotta, 1979. 307S.

126. Schnitzler, Guenter Hrsg.; Andraschke, Peter : Intermedialität : Studien zur Wechselwirkung zwischen den Künsten ; [Festschrift für Peter Andraschke zum 65. Geburtstag] / Günter Schnitzler . (Hg.). Freiburg im Breisgau : Rombach.

127. Sexl, Martin : Einfuehrung in die Literaturtheorie. Wien 2004.

128. Sichelstiehl, Andreas : Musikalische Kompositionstechniken in der Liteartur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren. Essen 2004.

129. Simonis, Anette : Intermedialität und Kulturaustausch : Beobachtungen im Spannungsfeld von Künsten und Medien / Annette Simonis (Hg.). Bielefeld : Transcript, 2009. - 346 S.

130. Sombroek, Andreas : Eine Poetik des Dazwischen : zur Intermedialität und Intertextualität bei Alexander Kluge / Andreas Sombroek. Bielefeld : transcript, 2005.-317 S.

131. Thomas Mann, Die Sendung der Musik. Zum 50järigen Dirigenten-Jubileum Bruno Walters, in: Essays. Band 5; Deutschland und die Deutschen 1938B1945, hg. V. Hermann Kurzke u.a., Frankfurt am Main 1996.

132. Thorau, Christian: Semantisierte Sinnlichkeiten. Studien zu Rezeption und Zeichenstruktur der Leitmotivtechnik Richard Wagners. Stuttgart 2003.

133. Unger H.H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18 Jarhundert. Wuerzburg 1941.

134. Vaget, Hans Rudolf : Seelenzauber. Thomas Mann und die Musik. Fr/Main: Fischer Verlag GmbH, 2006. 512S.

135. Valk, Thorsten : Literarische Musikästhetik : eine Diskursgeschichte von 1800 bis 1950 / Thorsten Valk. Frankfurt am Main : Klostermann, 2008. - 469 S.

136. Vratz, Christoph : Partitur als Wortgefuge. Sprachliches Musieieren in literarischen Texten zwischen Romantik und Gegenwart. Würzburg 2002.

137. Walton K.L. : Mimesis as make believe: On the foundations of the representational arts / K.L. Walton. Cambridge - London: Harvard unv. press, 1990.-450p.

138. Walzel, Oskar : Wechselseitige Erhellung dr Künste. Ein Beitrag zur Würdigung kunstgeschichtlicher Begriffe. Berlin 1917.

139. Werner, Theodor W. : Musik und Literatur in ihren Wechselbeziehungen. In: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte. Hg. von Paul Merker und Wolfgang Stammler. Bd. 2, Berlin 1926-28, S. 431-440.

140. Wolf, Werner : Intermedialität. Ein weites Feld und eine Herausforderung fiier die Literaturwissenschaft. In: Herbert Foltinek u. Christoph Leitgeb (Hrsg.), Literaturwissenschaft: intermedial interdisziplinaer. 2002.

141. Wolf, Werner : The musicalization of fiction: a study in the theory and history of intermediality / Werner Wolf. Amsterdam u.a.: Rodopi, 1999.

142. Yoo, Hyun-Joo : Text, Hypertext, Hypermedia : ästhetische Möglichkeiten der digitalen Literatur mittels Intertextualität, Interaktivität und Intermedialität / Hyun-Joo Yoo. Würzburg : Königshausen und Neumann, 2007. - 242 S.

143. Zum Verhältnis von zeitgenössischer Musik un zeitgenössischer Dichtung. (Hrsg.Otto Kolleritsch). Studien zur Wertungsforschung. Wien/Graz: Styria, 1998. -208 S.v v

144. Zmegac, Viktor : Kulissenwelt. Zu einer Szene bei Thomas Mann, in: Zmegac: Tradition und Innovation: Studien zur deutschsprachigen Literatur seit der Jahrhudertwende. Wien 1993, S. 168-179.Справочная литература:

145. Мазель, JI. Строение музыкальных произведений : учебн. пособие. — 3-е изд. / Л. Мазель. М.: Музыка. 1986. - 528с. : нот

146. Оперные либретто = Краткое изложение содержания опер. М.: Музыка, 2000.-438 с.

147. Поэтика: слов, актул. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358с.

148. Geschichte der deutschen Literatur/ Von den Anfaengen bis zur Gegenwart von Wolf Wucherpfennig. -Leipzig: Ernst Klett Verlag Leipzig GmbH, 1996. -368S.

149. Handbuch Literaturwissenschaft. Band 1: Gegenstände und Grundbegriffe. Hg. v. Thomas Anz. Stuttgart, Weimar 2007.

150. Lexikon der dt.-sp. Gegenwartsliteratur seit 1945. Muenchen: Thomas Kraft GmbH, 2003. - 587S.141. "Schopenhauer, Artur", Microsoft (R) Encarta (R) 98 Enzyklopaedie. (c) 1993-1997.Электронные источники:

151. Ильенков Э.: Заметки о творчестве Вагнера Электронный ресурс. : Режим доступа : www.wagner.newmail.ru, свободный. — Загл. с экрана.

152. Электронный ресурс. : Режим доступа : librettoguide / www.impresario.ch/libretto/, свободный. — Загл. с экрана.

153. Электронный ресурс. : Режим доступа : www.rwagner.net/opere/e-t-walkure.html, свободный. Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.