Модификация и трансформация культурной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Предовская, Мария Михайловна

  • Предовская, Мария Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Предовская, Мария Михайловна. Модификация и трансформация культурной идентичности: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2009. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Предовская, Мария Михайловна

Введение.

Глава 1. Культура и идентичность: введение понятий и их предварительное определение.

1. Культура: определение понятия и его характерные особенности.

2. Понятие идентичности: основные научные методы интерпретации.

3 Понятие культурной идентичности.

4. Структурные компоненты культурной идентичности.

5. Характеристики культурной идентичности как целостного феномена.

Глава 2. Модификация и трансформация культурной идентичности.

1. Идентичность в традиционном культурном пространстве.

2. Идентичность в инновационной культуре: от статической к модификационной модели.

3. Идентичность в современном культурном пространстве: симуляционная модель постмодерна.

4. Кибер-идентичность: трансформационная модель.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модификация и трансформация культурной идентичности»

Актуальность темы исследования

Кто я такой?" - вот один из самых древних вопросов, который задавал себе человек. И осваивая окружающий мир, через обретение в нем и среди других людей собственного места, человек в итоге пытался понять самого себя. Уже в этом кроется двоякость: невозможно познать себя только через Я или только через Иное, через личностное или через социальное. Таким образом, понятие идентичности причастно этой двойственности, и как одновременно тождественность самому себе, и как различие в отношении другого. Эта внутренняя неоднозначность, возможно, и послужила, наравне с красотой самого слова, одной из причин того, что категория "идентичность" быстро приобрела популярность, как в научных, так и в общественно-политических кругах, постепенно приближаясь к сфере обыденного использования. И когда мы очередной раз сталкиваемся с «социальной», «этнической", "национальной", "региональной", "языковой", «гендерной», "индивидуальной" или "коллективной" идентичностью, мы зачастую склонны воспринимать смысл понятия, опираясь на контекст и здравый смысл, а не на точное его значение. Но в результате эти и многие другие термины, связанные тем или иным образом с понятием "идентичность", размываются. Поэтому вполне понятно желание не только не вводить еще очередное "новое определение", а, скорее, подобно Р. Брубейкеру и Ф. Куперу отказаться от этого понятия как избыточного, недостаточного, или слишком многозначного. Однако, несмотря на концептуальную и онтологическую проблематичность понятия идентичности отторгнуть его и в исследовательском опыте, и в различного рода социальных практиках невозможно. Напротив, в разных областях знания возникают разнообразные попытки уточнить это понятие и ввести его в аналитику уже в новом и специфицированном качестве, то есть как понятие социологическое, психологическое, этнографическое, политологическое, педагогическое, кросскультурное и т.д. Подобная эпистемическая ситуация в определенной степени оказывается теоретическим вызовом и философской антропологии, для которой феномен человека, индивида, личности, Я и сопутствующих им антропологических практик, включая, конечно, и широкий диапазон культурных практик, представляет собой тематическое поле исследования.

По сущностному своему смыслу, понятие идентичности всегда отсылает к формам и практикам, благодаря которым человек обретает отчетливую различенность в действительности и в то же время включается в многообразные связи с другим, входит в сообщества, наделяется социальной данностью. Однако следует отметить, что в сегодняшнем мире сама культура обладает двойственностью, благодаря которой она, с одной стороны, предстает как оплот традиций и стабильности, оказываясь одним из главных трансляторов ценностей, делающих возможным идентичность и как тождественность, и как отличность. Но с другой, - именно сегодняшняя культура втягивает человека в такие процессы, где разбиваются «скрижали ценностей», а сам человек лишается каких-либо устойчивых «языков» для выражения своего здесь-бытия. Поэтому собственно философско-антропологический анализ понятия культурной идентичности теоретически мотивирован стремлением определить культурную идентичность в предельности ее оснований и раскрыть те эффекты, модификации и трансформации, которые испытывает Я, вступая в поле современной культуры. Ведь именно в культуре ярче всего отражаются и фиксируются те перемены, которые происходят в мире и в буквальном смысле определяют здесь-бытие человека и способы его восприятие самого себя.

Степень разработанности проблемы

Сложность и противоречивость феномена идентичности, его безусловная значимость для изучения человека, привела тому, что попытки его теоретической артикуляции представлены в невероятно широком междисциплинарном диапазоне. Темы так или иначе связанные с идентичностью постоянно привлекают внимание многих ученых, принадлежащим самым различным наукам. И в принципе количество литературы, затрагивающие те или иные аспекты идентичности, носит необозримый характер. Однако введение понятия "культурной идентичности" позволяет сузить сферу исследования, ограничивая ее тематически. К авторам, через исследования которых в данной работе трактуется понятие культура, можно отнести: Аристотеля, Ф. Боаса, Ф. Бэкона, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, В. Гудикунста, Демокрита, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Й. Ким, К. Клакхона, А. Крёбера, О. Конта, Б. Малиновского, К. Маркса, Дж. Мартина, М. Монтеня, Г. Спенсора, Н.Суссман, Э. Тайлора, А. Тойнби, Е. Тромпенаарса, С. Хантингтона, М. Хечта, Г.Х. Хофстида, JI. Чени, О. Шпенглера, М. Херсковица, Э Холла. И отечественных исследователей:

Е. В. Боголюбову, Е. А. Вавилина, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, А. С. Кармина, JI. Е. Кертмана, А.П. Садохина, Э. В. Соколова, Ю.Н. Солонина, В.П. Фофанова.

Истоки понятия "идентичность" обнаруживаются в философских трудах Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, П. Рикера, Ж. Лакана, М. Фуко, М. Бахтина, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, М. Мамардашвили и др. Проблема идентичности решалась в западной психологии А. Ватерманом, У. Джеймсом, Д. Марсиа, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом, Э. Эриксоном, и т.д., а в отечественной - Н. В. Антоновой, А.И. Донцовым, Е.П. Ермолаевой Т.Г. Стефаненко, Л.Б. Шнейдер, Д. Шэффер и.т.д.

Современная традиция исследования идентичности в социологии сформировалась на базе работ У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, и развивалась как зарубежными как зарубежными (П. Бергер, Э. Гоффман, Э Дюркгейм, М. Кун, Т. Лукман, С. Московичи, Т. Парсонс, X Тэджфел, Р. Тэрнер, Ю. Хабермас, Л. Цурхер, А. Штраус др ), так и отечественными мыслителями (О.А. Борисова, Ю.Г.Волков, Л. С. Выготский, Е.Н. Данилова, М В. Заковоротная, Ю.А. Левада, Г. Я. Миненков,, Павлова О.Н., В. А. Ядов) И, наконец, при определении понятия "культурная идентичность" использовались труды Ю. В. Арутюняна, В. Беньямина, Л. Бимер, Ж. Бодрийяра, И. Ванер, Т. И. Вендиной, Дж. Л. Грехема, М. Н. Губогло, А. Я. Гуревича, Л. М. Дробижевой, И. Р. Ишмуратовой, В. Н. Козулина, М. Коллиер,

В. Кросса, B.C. Малахова, И. В. Малыгина, Б.В. Маркова, А. А.Пелипенко, А. Г. Смирновой, JI.A. Софроновой, Е.Э. Суровой, Н. Суссман, В. Ю. Сухачева, Ш. Тёкл, М. Томаса, Г. Триандиса, М. Хетчета, А. И. Шендрика В результате можно сделать вывод, что проблемное поле уже в значительной степени сложилось, выработался достаточно развитый концептуальный аппарат, позволяющий представить структуру и различные теоретические измерения культурной идентичности. Таким образом, несмотря на то, что культурная идентичность не выступала в отечественной науке непосредственным предметом философско-антропологичсеского анализа, для подобного исследования уже сложились все предпосылки, включая богатый концептуальный аппарат, позволяющий рассматривать эту проблему в широком тематическом диапазоне.

Задачи и цели исследования

Рассматривая культурную идентичность с позиций философско-антропологического анализа, исследование ставит своей целью создать достаточно развернутое, концептуальное представление об этом феномене в рамках именно философской антропологии, что позволит, используя уже существующие понятия и методы, интерпретировать культурную идентичность как особый способ взаимоотношений человека и культуры, человека и Другого, человека с самим собой и с обществом, а также показать, что изменения, которым исторически подвержена культурная идентичность, существенно влияют на видение человеком своего места и на его взаимоотношения с окружающей повседневностью.

Подобная теоретическая ориентация определяет и конкретные исследовательские задачи:

• представить наличные подходы к культуре и идентичности и на основе интегративного подхода сформировать четкое представление о понятии "культурная идентичность";

• выявить структурные особенности культурной идентичности, рассматривая ее как устойчивый феномен, и эксплицировать те сущностные интенции, которые отсылают к изменчивости и динамичности индивида;

• представить сущностные исторические структурности и факторы, ответственные за изменения культурной идентичности;

• по возможности полно проанализировать современное состояние культурной идентичности, выделяя при этом те явления, которые оказывают на нее особо значимое влияние;

Иными словами, конкретная задача исследования состоит в раскрытии концептуального поля, на котором мог бы состояться теоретический обмен между тремя основными подходами к изучению культурной идентичности (психологическим, социологическим и философским), что и обеспечило бы наиболее эффективное развитие этой темы в рамках философской антропологии.

Методологическая основа исследования

Исследование строится на теоретических результатах и обобщениях, полученных российскими и зарубежными учеными, специализирующимися в области исследования проблем, связанных с культурой, идентичностью и непосредственно с культурной идентичностью.

Разночтения и разногласия при определении и трактовках понятия культурной идентичности, свидетельствуют как о сложности самого феномена, так и о необходимости синтетического подхода к его изучению. Поэтому диссертационное исследование, -включая в себя ряд принципов феноменологической, структуралистской и пост-структуралистской методологии, а так же сравнительно-исторического и компаративистского анализа, концептуально и методологически основывается на принципах интегративной философской антропологии.

Научная новизна исследования

Научная новизна предлагаемого исследования заключается прежде всего в самой постановке проблемы. В стремлении описать культурную идентичность не только как имеющий место и стабильный феномен, но как развивающуюся, динамическую систему. А также в последовательном выявлении структуры, особенностей функционирования и изменения культурной идентичности, в анализе ее современного состояния, в разработке I обеспечивающего этот анализ методологического и концептуального аппарата, и сформулирована в следующих, выносимых на защиту положениях:

1. Культурная идентичность - это один из значимых способов самоаффицирования личности, возникающий из формальной или не формальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни.

2. Культурная идентичность включает себя объективные и субъективные компоненты, каждый из которых подвержен историческим изменениям, и структурная связанность которых изменяется со временем, подвергаясь как модификации, так и трансформации.

3. Современные типы культурной идентичности возникают под воздействием нарастающего взаимодействия человека и новейших технологий (СМИ, ПК, Интернета) и могут быть отнесены к "трансформационной" форме культурной идентичности, сущность которой заключается в доминировании субъективных компонентов над объективными.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные результаты помогают приблизиться к более полному пониманию вопросов, связанных с одной из значительнейших проблем человеческого существования - тем, как именно формируется самовосприятие и самоопределение человека.

Результаты исследования дают возможность конкретизации дальнейших философско-антропологических исследований, посвященных феноменам идентичности и культурной идентичности. Вместе с тем они могут быть использованы для разработки специальных исследовательских техник и опросников для выявлении широкого круга феноменов, так или иначе связанных с восприятием человеком самого себя и своего места в мире и современном обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных лекционных курсов по культурологии, философской антропологии и теории межкультурной коммуникации.

Апробация работы

Материалы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского Государственного Университета и на теоретическом семинаре кафедры социологии и философии Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Результаты исследования докладывались на различных конференциях (Санкт-Петербург 2001- 2008 гг.). Отдельные аспекты диссертации освещены в ряде публикаций научных статей и тезисов выступлений на конференциях.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на научно-практических конференциях:

Научной конференции "Научная рациональность и структуры повседневности" (С.-Петербург, 1999); Научной конференции "Виртуальное пространство культуры" (С.-Петербург, 2000); Международном форуме "Ритуальное пространство культуры" (С.-Петербург, 2001); Первом Международном Конгрессе "Термины и понятия в сфере физической культуры" (С.-Петербург, 2006); Международной научной конференции "Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов" (С.-Петербург, 2008)

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 18 июня 2008 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в семи публикациях общим объемом (2 п.л.)

Структура и объем диссертации подчинены целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав (девяти параграфов), заключения и библиографического списка из 255 источников. Объем составляет 188 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Предовская, Мария Михайловна

Вывод:

Иными словами, все аспекты культурной идентичности, которые для реальной жизни представляют идентичность объективную, в кибер-реальности теряют свое значение в той степени, в какой в этом заинтересован пользователь. И на основе субъективной и социальной идентичности выстраивается новая, субъективная трансформируемая культурная идентичность, которая может частично переноситься из сетевого пространства и в реальную жизнь.

Заключение.

Проведенное исследование показало, что культурную идентичность можно определить как самоощущение личности, возникающее их формальной или не формальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни. Она не может рассматриваться как нечто единожды обретаемое, неизменное и неделимое, но обладает структурой, включающей такие компоненты как биологический (к которому относятся раса, этнос, тендер, здоровье, возраст), географический, социальный, мировоззренческий и профессиональный. Другими словами культурная идентичность является сложным феноменом, состоящим из ряда компонентов, которые пребывают в постоянной динамике. Она позволяет личности удерживать подвижное, способное к самокоррекции единство, обеспечивая этим адаптацию к окружающей среде повседневности.

При рассмотрении динамики развития структуры культурной идентичности от средних веков, через новое время к двадцатому веку и вплоть до начала XXI-го обнаруживается, что культурная идентичность исторична. Ее структура и способы функционирования меняются, реагируя на изменения в социуме и культуре. Она есть один из механизмов, обеспечивающих адаптацию человека к быстро меняющейся окружающей среде.

К концу XX века массовая культура и развивающаяся техническая среда создают альтернативу классической, идеальной культурной идентичности, изменчивость которой носила модификационный характер. Современные технологии, и, прежде всего те из них, которые связаны с персональными компьютерами, порождая новые способы восприятия информационного поля, научают человека новым способам восприятия и взаимодействия с внешним миром, ориентированным на взаимодействие с масштабными информационными потоками, провоцируя естественный переход к новому типу культурной идентичности, которую можно назвать трансформационной.

Трансформационная культурная идентичность будет характеризоваться доминированием субъективных компонентов над объективными и высокой внутренней изменчивостью.

Таким образом, можно говорить о расширении за счет изменения структуры культурной идентичности тех зон в человеческой личности, которые могут быть охарактеризованы как зоны не просто приватного, но утаиваемого, скрываемого от социума, и изменении значимых пространств, где идентичность находится и создается.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Предовская, Мария Михайловна, 2009 год

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативнуга социологию. СПб., 1999.

2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

3. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152-158.

4. Адорно Т.В., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПб.: "Медиум"-"Ювента". 1997.

5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии. № 1, 1996. С. 131-143.

6. Арендт X. Вальтер Беньямин.// Иностранная литература. № 12. 1997.

7. Арендт X. "Массы и тоталитаризм"// Вопросы социологии. № 2. 1992. С. 2433.

8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

9. Асмус Ф. Этика Канта. 1965. //Кант И. Сочинения в шести томах М., «Мысль», 1965. т. 4. ч. I. С. 547-548

10. Ю.Астафьева О.Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2004.N 3, С. 42-48

11. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в условиях общественного выбора// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. № 1. 1999. С. 45-56.

12. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. С. 64-85.

13. Бак-Морс С. Эстетика и анестетики. // Кабинет. 1994. С. 175-199

14. Баркер К. Глобализация и культурная идентичность// Контексты современности-П: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

15. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

16. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире. // Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002

17. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. № 3. 1999. С. 40-46.

18. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. СПб.: Наука. 2004.

19. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.//Беньямин В. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конституирование реальности. Трактат посоциологии знания. М.: Медиум. 1995.1

21. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. 22". Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.

22. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000.

23. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет. 2000.

24. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

25. Бодрийяр Ж. Транссексуалыюсть//11оск fuzz., № 17. 1994.

26. Борисова О.А. Ускользающая идентичность или анализ категории "идентичность" в рамках структурно конструктивистского подхода. // Вестник Удмуртского Университета. Социология и философия. № 3. 2006.

27. Бранд Г. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., Алетея, 2006.

28. Брубейкер Дж., Купер Ф. За пределами идентичности //Ab Imperio. 2002, №3. С. 61 115

29. Брюшинкин В.Н. К методологии анализа понятия идентичности.// Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США. Сб. науч. тр. Калининград, 2003.

30. Будде Г. Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 131-155.

31. Бьюкетмен С. Конечная тождественность. (Предисловие к книге)// Комментарии. М., 1997, №11. С. 169-174.

32. Бхабха X. Местонахождение культуры.// Перекрестки: журнал исследований восточно-европейского пограничья. 2005, № 4-5. С. 159-176.

33. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, Наука. 1978.

34. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.

35. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. 2006. №7. С. 13-22.

36. Воронина О., Клименкова Т. Тендер и культура // Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.

37. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. Издательство СПбГУ., 2007.

38. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб.: Издательство Вольфа. 1914.

39. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука. 1994.

40. Горошко Е. И. Интернет-коммуникации в тендерном измерении // Вестник пермского университета. Выпуск 3. «Язык культура - цивилизация». - Пермь, 2006.

41. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

42. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL: Гидрометеоиздат. 1990.

43. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

44. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998.

45. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. // Собрание сочинений. Т. 1. М.: Гнозис, 1994.

46. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ. // Социологические исследования. № 10. 2004. С. 27-30.

47. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М., Раритет. Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.

48. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. М., 2000.

49. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998.

50. Делез Ж. Фантазм и современная литература // Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

51. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Язык как фактор этнической идентичности.// Вопросы психологии, 1997, № 4. С. 75-86

52. Дубин Б.В. Массовые коммуникации и коллективная идентичность. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 1 (67). 2003. С. 17-27.

53. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск. 1994.

54. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность //Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. С.51-59.

55. Жидков B.C. Искусство как средство конструирования коллективной идентичности: Опыт большевистской социальной инженерии // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.

56. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал. 1999.

57. Жичкина А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. // Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2, С. 75-78

58. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

59. Залесский П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7-8, 1999. С. 42-44

60. Зальцман Р. Анализ конфликтного дискурса в транснациональном дистанционном семинар: a case study // "Телекоммуникации и информатизация образования", М.: Изд-во СГУ., №3 (22), 2004.

61. Иванова H.JI. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа. // Психологический журнал, 2004, Т. 25, №1, Январь-Февраль, С. 52 -61.

62. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.

63. Идентичность и толерантность: Сб. статей. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.

64. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М: Интрада, 1998.

65. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство "Водолей", 1998.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

67. Каган М.С. Время как философская проблема. //Вопросы философии. № 10, 1982. С. 117-124.

68. Калинников JI. А. Природа символа в гносеологии Канта и философский символизм. // Логическое кантоведение-4: Труды международного семинара. Калининград: Калинингр. ун-т., 1998.

69. Кант И. Антропология с прагматической токи зрения. СПб.: «Наука». 1999.

70. Кант И. Критика практического разума.// Сочинения на немецком и русских языках. М.: Московский философский фонд, 1997. Т. III.

71. Кант И. Критика практического разума. СПб., Наука, 1995

72. Кант И. Критика способности суждения М., СПб., Наука, 1995

73. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. СПб. Наука.,1995

74. Кант И. Приложение к "наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". //Кант И. Сочинения. В 6 т.- М.: Мысль, 1964. Т.2.

75. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994

76. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107-124.

77. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я».// Социологические исследования. № 5. 1995. С. 102-110.

78. Копылов Ф. Рассказы о хирургах. М., 1948.

79. Кроукер А., Кук Д. Телевидение и тождество культуры. // Комментарии, №11. М., 1997. С. 159-168

80. Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик. 2006.

81. Куницын И. А. Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации //Закон и право. -2004. № 4. - С. 70 - 73

82. Куприянова И.С. Гомосексуальная ориентация в структуре тендерной идентичности мужчины // Материалы конференции "Человек. Власть. Общество". Саратов, 2001

83. Куштанина В. А. Выход на пенсию как момент пересмотра идентичности.// Мир России. № 4. 2008. С. 152.

84. Лакан Ж. "Стадия зеркала" и другие тексты. Париж: EOLIA, 1992.

85. Левада Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев.// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1997, № 4.

86. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург. 2000.

87. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

88. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992

89. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении.// Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 2.-М.: Мысль, 1983.

90. Леонтович О. А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире. // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. -Волгоград: Перемена, 2000.

91. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология под ред. Велика А.А. М.: Смысл, 2001.

92. Локвуд Д. Я абориген. М., 1977.

93. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре. //Студенческий меридиан. №9-10,1983.

94. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

95. Люббе Г. Историческая идентичность. //Вопросы философии. №4. 1994. С. 94-113.

96. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

97. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, 1998, №2. С. 43-53.

98. Малахов B.C. Ностальгия по идентичности.//Логос, № 3,1999. С. 8-12.

99. Малыгина И. В. Национализм как форма-культурной идентичности иего российская специфика. // Общественные науки и современность. № 1. 2004С. 147-153.

100. Мамардашвили М. Кантианские вариации М. 1997.

101. Марков Б.В. После оргии.//Бодрийяр Ж. Америка СПб., 2000.

102. Марков Б.В. Проблема человека в эпоху масс-медиа. Перспективы человека в глобализирующемся мире. // СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.62-84

103. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.

104. Марков Б.В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя. 1999.

105. Маркузе Г. Одномерный человек М., 1998.

106. Миненков ГЛ. Европейская идентичность как горизонт Белорусского воображения. // Европейская перспектива Белоруссии интеллектуальные модели. Вильнюс: ЕГУ, 2007. С. 60-105.

107. Миненков Г. Я. Концепт идентичности: перспективы определения. Часть I. http:// www. belintellectuals.eu

108. Миненков Г.Я. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX-XX веков: современное прочтение. Вильнюс: ЕГУ. 2003.

109. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.

110. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

111. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации // Тендерные исследования. №2, 1999. С.260-265

112. Мчеделов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах. // Социологические исследования. № 10. 2006. С. 33-40.

113. Нанси Ж.-Л. Corpus. M.:Ad marginem. 1999.

114. Овчинников В. Сакура и дуб. М.: Дрофа. 2003.

115. Олескин А. В., Кировская Т.А. Проблематика сетевой самоидентификации. // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. М.: Академический проект. 2005

116. Орлов Б. Россия в поисках новой идентичности. М., 1995.

117. Орлов Д. Закат идентичности и игры в другого // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.: Эйдос, 1998. Вып 6. С. 182-197

118. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

119. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001.

120. Парнов Е. Трон Люцифера. М.,1991.

121. Пелипенко А. А. Идентичность художественного сознания как культурно-психологический феномен. // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.

122. Перов Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта.// Кант. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.

123. Пламмер К. Идентичность.// Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия./ Под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. Ун-та, 2000.

124. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново. 1994.

125. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000.

126. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичностей у детей и подростков. / Под ред. М. Барретта, Т. Рязановой, М. Воловиковой., М.: Изд-во Института психологии РАН.

127. Рикёр П. Кант и Гуссерль.// Интенциональность и текстуальность Философская мысль Франции XX в. Томск: Водолей. 1998

128. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

129. Романов И.В., Хван А.А. К анализу понятия "профессия" // Вопросы прикладной психологии: Сборник научных трудов. Новокузнецк, 1995. - С.51-60.

130. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. М., 2006.

131. Румянцев O.K. История как антропология. // Логос живого и герменевтика телесности. М., 2005. С. 118-173.

132. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Ред. А.АЛковлеваМ., 1989.

133. Сепир Э. Статус лингвистики как науки. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

134. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.

135. Смирнова А.Г Формирование национальной идентичности в России: легко ли быть русскими? // Философский век. Альманах Вып. 16 Европейская идентичность и российская ментальность. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. С. 201-214.

136. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

137. Соколов Э. В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.

138. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. СПб.: Высшее образование, 2005.

139. Софронова Л. А. О проблемах идентичности. // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006.

140. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения// Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI. С. 93.

141. Структура культуры и человек в современном мире. М., 1987.

142. Сурова Е.Э. Самоидентификация человека в культуре.// Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 1.СП6.: Санкт-Петербургское философское общество. 2002. С. 98-102.

143. Сухачев В.Ю. История без субъекта.// Метафизические исследования, выпуск 3, Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Алетейа, 1997.

144. Сухачев В.Ю. Опыт сознания и действительность Другого. // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 6, вып. 3(№ 20), 1998.

145. Сухачев В.Ю. О символической природе философского мышления. // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 73-82.

146. Сухачев В.Ю. Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России. // Национальная идентичность — теория и реальность. СПб.: Гражданская инициатива, 1999. С. 30-37.

147. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (№ 21).

148. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

149. Тард Г. Мнение и толпа. //Психология толп. М., 1998.

150. Тарле Е. Наполеон. М., 1992.

151. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, С. 15-44.

152. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

153. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995

154. Уайт JI.A. Энергия и эволюция культуры. // Работы JI.A. Уайта по культурологии: сборник переводов. М. Российская Академия наук. Институт научной информации по общественным наукам, 1996.

155. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.

156. Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера.// Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН, СПб., 1997. С. 94-124.

157. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации.// Человек. №6,2003.

158. Фетисов В.Я. В поисках идентичности.// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. № 2. 1999. С. 167-181.

159. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". СПб.: Азбука-классика. 2008.

160. Фрейд 3. Я и Оно. Т. 1., Тбилиси, 1991.

161. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2. Академический проект. 2004.

162. Фурастье Ж. Европейская цивилизация и европейская идентичность: анализ проблемы // Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992. С. 3-36.

163. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса Минск. 2000.

164. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006

165. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

166. Хайдеггер М. Кант и Проблема Метафизики. М., 1999.

167. Хайдаггер М. Вопрос о технике.// Хайдаггер М. Время и бытие. М., 1993.

168. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности М.: ACT. Транзиткнига. 2004.

169. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT. Транзиткнига. 2007.

170. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

171. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 113-123

172. Холл С. Проблема культурной идентичности и децентрация субъекта. // Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань: Издательство Казанского Университета. 2000. С. 169-174.

173. Шеманов А. Ю. Проблема символичности живого тела и самоидентификация человека. // Логос живого и герменевтика телесности.

174. Постижение культуры. М.: Академический проект. 2005

175. Шендрик А.И. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологи. // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.

176. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

177. Шнейдер Л. Б. Идентичность. Хрестоматия. М.: МПСИ. 2003.

178. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007.

179. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003

180. Эксле О. Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья. Новое Литературное Обозрение, 2007.

181. Эриксон Э. Детство и общество СПб., 1996.

182. Эриксон Э. Идентичность и неукорененность в наше время. // Философские науки. 1995. № 5-6. С. 217- 236.

183. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис М.: Издательская группа Прогресс, 1996.

184. Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

185. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Т. 4. № 3-4. 1995. С. 158-181.

186. Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное. // Социологические исследования. № 3. 1985. С. 66-74.

187. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.

188. Ashcraft К. L. Resistance through consent? Occupational identity, organizational form, and the maintenance of masculinity among commercial airline pilots. // Management Communication Quarterly, 2005, 19(1), PP. 67-90

189. Babbitt С. E., Burbach H. J. A comparison of self-orientation among college students across the 1960s, 1970s and 1980s.// Youth and Society, 21, 1990

190. Betancourt H., Lopez S. R. The study of culture, ethnicity, and race in American psychology//. American Psychologist, 48(6), 1993. P. 629-637.

191. Blumenthal P. J. Kaspar Hausers Geschwister. Piper Verlag GmbH 2005

192. Bukatman S. Terminal identity. The virtual subject in postmodern science fiction. Durham and London: Duke university press. 1993

193. Candland D. K. Feral Children and Clever Animals: Reflections on Human Nature. Oxford: University Press, 1993.

194. Chaney L. H., Martin, J. S. Intercultural business communication. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice-Hall. 2007.

195. Childs P., Storry M. British Cultural Identities. Routledge, 2002.

196. Collier M. J. Theorizing cultural identifications: Critical updates and continuing evolution. // W. B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. P. 235-256.

197. Cote J. E. Arrested adulthood: The changing nature of maturity and identity. New York: New York University Press. 2000

198. Cote J. E. Levine C. G. Identity Formation, Agency, and Culture: A Social Psychological Synthesis. Lawrence Erlbaum Associates, 2002

199. Cross W. E. Shades of black: Diversity in African-American identity. Philadelphia: Temple University Press. 1991.

200. Edensor T. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford, New York: Berg, 2002

201. Gadamer H.-G. Subjectivity and intersubjectivity, subject and person.// Continental Philosophy Review, 2000, № 33. P. 275-287.

202. Graham J. L. The influence of culture on the process of business negotiations: An exploratory study. //Journal of International Business Studies, 16(1), 1985. P. 8196.

203. Gecas V., Burke P. J. Self and identity.// K. S. Cook, G. A. Fine, J. S. House (Eds.), Sociological perspectives on social psychology Boston: Allyn & Bacon. 1995. P. 41-67

204. Gergen K. J. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. New York: Basic Books. 1991

205. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1963

206. Gudykunst W. В., Kim, Y. Y. Communicating with strangers: An approach to intercultural communication (2nd ed.). New York: McGraw-Hill. 1992

207. Hall E. T. The silent language. New York: Doubleday. 1959

208. Hall S. Cultural identity and diaspora. // Rutherford J. (Ed.), Identity: Community, culture, difference. London: Lawrence & Wisbart. 1990. P. 222-237.

209. Hall S. New Ethnicities. // Hall S. Critical Dialogues in Cultural Studies. D. Morley en Kuan-Hsing Chen, London: Routledge, 1996.

210. Hecht M. L. A research odyssey: Toward the development of a communication theory of identity. //Communication Monographs, 60(1). 2002 P. 7682

211. Hecht M. L., Jackson R. L.II, Ribeau S.A. African American communication: Exploring identity and culture. Mahwah, NJ: Lawrence Erbaum. 2003

212. Herdt G. Gay culture in America: Essays from the field. Boston: Beacon. 1992

213. Hofstede G. H. Culture's consequences: International differences in work-related values. Thousand Oaks, CA: Sage. 1980

214. Hoover K. R., Marcia J., Parris K. The Power of Identity: Politics in a New Key. Chatham House Publishers, 1997

215. Husserl E. Cartesianische Meditationen. Eine Einleitung in die Phanomenologie. // Gesammelte Schriften. Hrgs. von E.Stroker. Hamburg: Felix Meiner, 1992.

216. Inness S. A. Dinner roles: American women and culinary culture. New York: New York University Press. 2001;

217. Kim Y. Y. Cross-cultural adaptation: An integrative theory. //R. L. Wiseman (Ed.), Intercultural communication theory (International and Intercultural Communication Annual, Vol. 19). Newbury Park, CA: Sage. 1995. P. 170-193

218. Kroeber A. L., Kluckhohn C. A Critical Review of Concepts and Definitions. Harward: Papers of Peabody Museum of American Arheology and Ethnology. 1952

219. Mathews G. Global CultureUndividual Identity: Searching for Home in the Cultural Supermarket. Routledge, 2000

220. Martin J. Motherhood and power: The production of a women's culture of politics in a Mexican community. //American Ethnologist, 1990,17(3), PP. 470-479.

221. Money J. Kaspar Hauser Syndrome of "Psychosocial Dwarfism": Deficient Statural, Intellectual and Social Growth Induced by Child Abuse. Prometheus Books., UK., 1993

222. Mumby D. К. Organizing men: Power, discourse, and the social construction of masculinity(s) in the workplace. // Communication Theory, 1998, 8(2), PP. 164182.

223. Naylor L.L. Culture and Change: An Introduction. Bergin & Garvey, 1996

224. Noor Al-Deen, H. S. (Ed.). Cross-cultural communication and aging in the United States. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 1997

225. Oliver M. The Politics of Disability. London: Macmillan, 1990

226. Orbe M. P. Constructing co-cultural theory: An explication of culture, power, and communication. Thousand Oaks, CA: Sage. 1998

227. Padden C., Humphries T. Inside deaf culture. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2005

228. Philipsen G. Speaking like a man in teamsterville: Culture patterns of role enactment in an urban neighborhood. // D. Carbaugh (Ed.), Cultural communication and intercultural contact. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1990. PP. 1-26.

229. Phinney J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research.// Psychological Review, 108(3), 1990, P. 499-514.

230. Prebish C. S. Religion and Sport: The Meeting of Sacred and Profane. Greenwood Press, 1993

231. Richards B. What is identity? // I. Gaber, J. Aldridge (Eds.), In the best interests of the child: Culture, identity, and trans-racial adoption. London: Free Association. 1994. P. 77-88

232. Sellers R. M., Smith M. A., Shelton J. N., Rowley S. A. J., Chavous, Т. M. Multidimensional model of racial identity: A reconceptualization of African American racial identity. //Personality and Social Psychology Review, 2(1), 1998

233. Shakespeare T. Power and Prejudice: Issues of Gender, Sexuality and Disability // Barton L. (ed.). Disability and Society: Emerging Issues and Insights. Essex: Longman, 1996. P. 191-214.

234. Smith A, Porter D., Sport and National Identity in the Post-War World Routledge, 2004

235. Spencer-Oatey H. Culturally speaking: Managing Rapport through talk across Cultures. London: Continuum, 2000.

236. Spencer-Oatey H., Xing J. Managing rapport in intercultural business interactions: A comparison of two Chinese-British welcome meetings. // Journal of Intercultural Studies, 2003 24(1), P. 33-46

237. Sussman N. M. The dynamic nature of cultural identity throughout cultural transitions: Why home is not so sweet. // Personality and Social Psychology Review, 4(4), 2000.

238. Tajfel H. (Ed.). Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press. 1978

239. Triandis H. C. The self and social behavior in differing cultural contexts.// Psychological Review, 96(3), 1989.

240. Trompenaars E Riding the waves of culture: Understanding diversity in global business. Burr Ridge, IL: Irwin. 1994

241. Turkle S. Life on the screen. Identity in the age of the internet. Simon & Schuster paperbacks, 1995.

242. Turner R. H. The real self: From institution to impulse. // American Journal of Sociology, 81, 1976. PP. 989-1016.

243. Unger P. Identity, Consciousness and Value. Oxford: University Press, 1990.

244. Wood M. R., Zurcher L. A. J. The development of a postmodern self: A computer-assisted comparative analysis of personal documents. New York: Greenwood Press. 1988

245. Varner I., Beamer, L. Intercultural communication in the global workplace (3rd ed.). Boston: McGraw Hill//Irwin. 2005

246. Weigert A. J., Teitge J. S., Teitge D. W. Society and identity: Toward a sociological psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1986

247. Woodward К Questioning Identity: Gender, Class, Ethnicity. Routledge, 2004

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.