Личность в контексте современной информационной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Чекалов, Денис Александрович

  • Чекалов, Денис Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 130
Чекалов, Денис Александрович. Личность в контексте современной информационной культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2001. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чекалов, Денис Александрович

Введение.

Глава Г Человек в контексте современной информационной культуры; постиндустриальное общество и постмодерн.

1.1 Современная информационная культура: постиндустриальное общество.

1.2. Человек перед лицом информационных технологий.

1.3. Состояние постсовременности; судьба метанарративной легитимации.

Глава 2. Информация, развлечения и личность.

2.1. Телевидение в контексте современной информационной культуры.

2.2. Компьютерные игры как феномен современной информационной культуры.

2.3. Интернет и личность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность в контексте современной информационной культуры»

Актуальность темы исследования определяется процессами, которые происходят в настоящее время в индустриально развитых странах мира и так или иначе затрагивают все человечество, в том числе и нашу страну. Последние три десятилетия XX века характеризуются глобальными изменениями во всех сферах жизни. Эти кардинальные перемены, затронувшие не только сферу экономической жизни, но и политику, искусство, мораль, заставляют нас обратить пристальное внимание на современную информационную культуру.

Информационные технологии оказывают все большее влияние на все сферы человеческой жизни. Они используются не только на заводах и фабриках, но и в повседневной жизни. Современный человек вряд ли сможет представить себя без тех средств обработки, хранения и транслирования информации, которые он привык видеть вокруг себя, начиная с телефона и заканчивая последними моделями компьютеров. Подобно любому крупному изобретению, информационные технологии изменяют жизнь не только отдельного человека, но и всего общества.

Компьютерная сеть Интернет, охватившая собой почти весь мир, заставляет человека по-новому взглянуть на время и пространство, на отношения между людьми, на способы работать и развлекаться. Информационные технологии находятся в постоянном развитии; соответственно, роль, которую они играют в человеческой жизни, становится все более и более значимой. То, о чем человек не мог даже помыслить только вчера, завтра становится необходимым. В этих условиях возникает настоятельная потребность в осмыслении происходящих процессов; и одна из наиболее важных проблем, встающих в связи с этим, заю1ючается в том, каково положение личности перед лицом этих изменений.

Перемены, свидетелями которых является человечество сегодня, не ограничиваются только лишь изменениями в области производства. Происходит ломка всего образа жизни, мировосприятия. Человек оказывается перед лицом новой реальности, к которой он не успел адаптироваться, которая, во многом кажется ему чуждой и враждебной, и при этом изменяется с такой скоростью, что обычному человеку сложно своевременно осмыслить эти изменения.

Степень научной разработанности данной проблемы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей. Представляется возможным утверждать это, несмотря на наличие целого ряда фундаментальных исследований, в которых рассматриваются как переход от индустриальной культуры к постиндустриальной, так и процессы, происходящие в связи с этим в духовной культуре.

Важное направление исследований, рассматривающих данную проблематику, связано с изучением индустриального общества, и его перехода в постиндустриальное. Прежде всего, здесь необходимо назвать работы таких авторов, как Д. Белл, О. Тоф-флер, Р. Арон, Д. Гелбрейт, 3. Бжезинский и др.

Другое направление, которое тесно связано с первым и не может быть рассмотрено в отрыве от него, связано с исследованием информационного общества. Это понятие было введено в научный оборот в начале 60-х годов, почти одновременно в США и Японии (Ф. Махлупа и Т. Умесао). Правомерно было бы сказать, что понятия «информационное общество» и «постиндустриальное общество» имеют одинаковое содержание; однако исследования, посвященные информационному обществу, преимущественно рассматривают свой объект через призму понятия информации и ее роли в жизни человека и общества, тогда как авторы, относящиеся к первому направлению, используют в качестве отправной точки понятие «индустриального общества». Информационное общество получило рассмотрение в работах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Ф. Феррароти, Дж. Нейсбит и др.

Еще одно направление исследований, посвященное рассматриваемым проблемам, связано с французским постструктурализмом. В центре их изучения находится постсовременность как состояние в духовной жизни общества, связанное с разрушением системы метанарративов («правил игры» в культуре), которые, обладая легитимизирующей силой, обосновывают жизнь человека и общества в целом. Необходимо отметить, что, если авторы, работавшие в русле первых двух направлений, концентрируют свое исследовательское внимание на таких аспектах, как производство и место человека в нем, социальная стратификация, развитие технологий, то постструктурализм, напротив, посвящает основное внимание рассмотрению того, что происходит в области духовной культуры. В русле данного направления работали Ж. Делез, Ж-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Барт и др.

Особое место в рассмотрении данной проблематики занимает Ростовская школа философии и культурологии. Среди принадлежащих к ней теоретиков следует назвать таких авторов, как Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Е. Я. Режабек, Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, О. М. Штомпель, В. К. Королев. Автор диссертации опирался на наработки, которые нашли свою реализацию в ряде коллективных работ по культурологии, под научной редакцией д.ф.н., профессора Г. В. Драча, на ряд идей и положений, содержащихся в работах д.с.н., профессора Ю. С. Борцова.

Представляется необходимым восполнить пробел, существующий в рассмотрении положения личности в контексте современной информационной культуры. Хотя большинство авторов, упомянутых выше, в том или ином аспекте затрагивают эту тему, чаще всего она остается не раскрытой полностью. В то же время, уместно говорить о том, что положение личности в рассматриваемых условиях заслуживает более подробного изучения и рассмотрения.

Проблема, рассматриваемая в диссертационном исследовании, может быть сформулирована следующим образом. Сможет ли человек, оказавшийся перед лицом радикальных изменений, сохранить себя, как личность? Не станет ли он слепым рабом информационных технологий? Этот вопрос не является ни праздным, ни чисто теоретическим. Сфера духовной культуры подвергается кардинальным изменениям. Положения, еще недавно представлявшиеся незыблемыми, теперь отметаются. Происходит конституирование нового типа мировидения - со своей моралью и принципами интеракции. Представляется, что осмысление проблемы личности в контексте современной информационной культуры есть необходимое условие для того, чтобы человек выжил как существо моральное, ответственное, чтобы смог справиться с теми изменениями, которые происходят вокруг него.

Цель настоящего исследования, таким образом, состоит в том, чтобы рассмотреть проблему личности в контексте современной информационной культуры.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач.

- рассмотрение положения человека, в условиях развивающихся информационных технологий;

- исследование состояния постсовременности, как состояния современной информационной культуры, в аспекте влияния на формирование и существование человека как личности;

- изучение процесса делегитимации метанарративов на примере компьютерных игр, в которых она проявилась особенно отчетливо;

- анализ влияния, которое оказывают на личность современные средства связи и развлечения, на примерах телевидения, компьютерных игр и Интернета.

Научная новизна диссертации определяется поставленными в ней задачами.

- Произведен анализ положения личности в условиях развивающихся информационных технологий, которое отличается противоречивостью; с одной стороны, полноценно развитая личность, во многом, востребована обществом, есть определенные возможности для ее формирования, с другой, существуют значительные препятствия, не всегда позволяющие реализоваться этому потенциалу. Рассмотрено состояние современности, характеризующееся микронарративной легитимацией, в контексте влияния на формирование и существование человека как личности.

- Исследовано разрушение метанарративной легитимации в компьютерных играх.

-- Рассмотрено влияние, оказываемое на личность информационными технологиями - современными средствами связи и развлечений, в результате чего обнаружены тревожные тенден--ции усиления одиночества, бездумного усвоения предлагаемых стереотипов поведения и мышления, способствующих развитию у человека ориентации на внеморальные поступки.

Методологическая основа диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация ориентирована на деятельностный подход к пониманию сущности культуры (труды В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, а также работы М.С. Кагана и П.С. Гуревича) а также на общенаучный принцип системности, специфические способы культурологического рассмотрения, учитывающие множественность видений культуры и необходимость комплементарного подхода к ее анализу. По-прежнему большой методологической ценностью отличаются работы Э.В. Ильенкова. Разумеется, в работе также учитываются аксиологический, семиотический и гуманистический взгляды на культуру.

На защиту выносятся следующие положения.

- В контексте современной информационной культуры возникает ряд серьезных препятствий для формирования человека, как личности; обилие информации и ее оценочных трактовок усложняет выработку человеком собственного мнения, а, в конечном счете, и самих жизненных ориентиров.

- Современные информационные технологии, которым свойственна анонимность и безадресность, усугубляют одиночество личности, придавая ему особое трагическое звучание. Возникают сложности в отношении самоидентифицикации человека с определенной социальной группой, возникают тенденции рассматривать окружающий мир как враждебный.

- Разрушение структур метанарративной легитимации, связанное со становлением легитимации микронарративной, может приводить к негативным последствиям в плане формирования личности, в том числе, способствовать выработке ориентации на чистый прагматизм и забвение духовных ценностей.

- Микронарративная легитимация ставит под вопрос функционирование морали как способа регулирования общественной жизни и как ориентира для личностного выбора, что приводит к необходимости личностной легитимации, каковая не всегда бывает возможна в адекватной форме.

- Телевидение в современном мире представляет собой ярко выраженную форму распадающегося постмодернистского сознания. Минуя в своем большинстве критический анализ человеческого сознания, телевизионные передачи зачастую прививают людям убеждение об отсутствии общезначимых моральных норм и гуманистических принципов.

- Компьютерные игры, обращаясь к массовому сознанию, развивают и закрепляют в людях микронарративную легитимацию, ориентированную на чистый прагматизм и отрицание моральных, гуманистических ценностей.

- Компьютерная сеть Интернет, предоставляя широкие возможности доступа к разного рода информации, в то же время, обладает рядом особенностей, негативно влияющих на формирование личности.

- Способы решения намеченных проблем лежат на пути укрепления моральных ценностей, гуманистического воспитания, возрождения принципов коммуникации, ориентированной на общение, и утверждение ценности каждой человеческой личности, развитию умения видеть в другом личность, а не еще один объект прагматической интеракции.

Практическая значимость исследования. Основные наработки диссертации могут быть использованы, прежде всего, в научных исследованиях, посвященных положению личности в нашей стране, в индустриально развитых государствах, не являющихся странами западного типа (например, Япония), в развивающихся странах, с неизбежностью вовлеченных в процесс развития информационного общества, а также комплексному рассмотрению положения личности в современном мире, в условиях диалога множества культур; в учебном процессе, при подготовке специалистов гуманитарных наук; государственными, общественными и общественно-политическими организациями при разработке их стратегии и тактики решения проблем, сопутствующих жизнедеятельности человека в условиях развитие современной информационной культуры, как в нашей стране, так и за рубежом.

Апробация основных положений и выводов диссертации получила свое выражение в том, что основные положения диссертации были изложены на двух научных конференциях и отражены в трех статьях, опубликованных в научных сборниках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего в себя 150 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Чекалов, Денис Александрович

Выводы по второй главе.

В контексте современной информационной культуры все больщую роль в жизни человека начинают играть электронные средства связи и развлечений, такие, как тедевидение, компьютерные игры, Интернет. Важной их особенностью является то, что нормы и ценности, которые они проповедуют, воспринимаются реципиентами в значительной мере некритически. В то же время, эти идеи и ценности далеко не всегда соответствуют моральным принципам. В качестве «героя» могут выступать как положительные, так и отрицательные персонажи, при этом грань между ними постепенно стирается, что способствует созданию у реципиента иллюзии о не существовании различия между добром и злом, подтолкнуть его к аморальным действиям.

Электронные средства связи и развлечений могут способствовать не только объединению людей, но и их разобщению. Погруженный серфингом в Интернете, просмотром телепередач, компьютерной игрой человек все меньше времени уделяют общению с другими людьми, заменяя его такими суррогатами общения, как, например, многопользовательские игры. Анонимность общения через Интернет может подталкивать человека к поступкам, на которые он не решился бы в реальной жизни, в том числе и аморальным. Обилие информации, предоставляемой Интернетом, не всегда компенсируется адекватной моральной оценкой этой информации. В компьютерных играх человек низводится до положения вещи, которую можно уничтожать, использовать и обменивать на другую по мере необходимости. Все это может послужить препятствием гармоничному развитию личности.

Заключение

В контексте современной информационной культуры перед человеком открываются новые возможности и встают новые проблемы. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, который соверщается на нащих глазах в промыпшенно развитых странах мира, состоит в кардинальном изменении всей социально-экономической сферы жизни общества. По мере того, как большая часть производственных процессов оказЛЛлвается переложенной на плечи машин, человек постепенно выходит из сферы непосредственного производства и становится над этим процессом. Подобное изменение роли человека в производственном процессе не может не быть связано с изменениями в самом человеке, в его сознании. Выходя за рамки процесса непосредственного производства, человек берет на себя функции управления и контроля по отношению к этому процессу. Это приводит к увеличению значения информации, от высоких теорий до сводок о конъюнктуре рынка, а также выводит на первый план менеджмент всех уровней как один из основных видов деятельности.

Подобные перемены в социально-экономической сфере, положении человека в процессе производства, не могут не быть связаны с изменениями в общественном сознании. На наших глазах происходит ломка старого и конституирование нового. Именно этот процесс разрушения старых установок, идеалов и ценностей и постепенного становления новых, которые ничем не лучше и не хуже прежних, и получил название состояния постсовремент-ч и о ности. В условиях новой социально-экономической реальности по старые правила игры в культуре уже не могут действовать, и человек вынужден изобретать новые.

Противоречие состояния постсовременности заключается в том, что общество, требуя гармоничной личности, не создает в то же время условий для ее формирования. Распавшееся постмодернистское сознание продолжает оставаться одномерным, и его единственное измерение - прагматичность. Развитые страны Запада, претерпевающие переход от индустриального общества к постиндустриальному, не в состоянии самостоятельно решить эту проблему, преодолеть одномерность личностного сознания. Поэтому они вынуждены прибегать к помощи иных кулГьтур - России, развитых стран Востока (в первую очередь - Японии), арабского мира и других. Проблема перехода от индустриального общества к постиндустриальному, с одной стороны, и состояние постсовременности, с другой, перестает быть проблемой чисто западной культуры.

Информация давно перестала быть нейтральной. Это обоюдоострое оружие и в контексте современной информационной культуры его значение возрастает. В тексте «Концепции национальной безопасности - 2000» впервые появился пункт об опасности возможных войн в информационной сфере, об исключительной важности обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем государства. Рассуждения о том, что глобальные информационные сети объединяют человечество, в настоящий период не совсем соответствуют действительности. Этому способствует отсутствие глобальных телефонных сетей, специальных сетей для Интернета. Высокая стоимость ПК, их очень быстрое моральное устаревание, низкая покупательная способность не способствуют всеобщему развитию компьютерных технологий. Высокая степень безработицы во многих странах порой приводит к тому, что вместо использования компьютерного оборудования с последующим его обновлением, постоянным обучением персонала администрации выгоднее и дещевле использовать квалифицированный персонал.

В контексте современной информационной культуры для личности характерно состояние тревоги и беспокойства за себя, своих родных, свое будущее. Это состояние беспокойства выражается в «стрессе принятия рещений». Поставленный в ситуацию, при которой от мгновенной реакции человека зависит его будущее, человек боится ошибиться. Границы мира расширились, введение компьютерных технологий, расширение границ Интернета позволяет говорить о возникновении новой реальности. Наряду с теми положительными прогрессивными характеристиками, которые имеет новая реальность, можно утверждать, что личность не всегда адекватно реагирует на новую реальность. Одни готовы запретить компьютерные, сетевые игры, общение по Интернету, чаты и сайты. Другие готовы переселиться в новую виртуальную реальность, находя там для себя все условия для интеллектуального развития.

Действительно, мечта о всеобщем компьютерно-виртуальном рае для всех, во имя всех рухнула. Новые информационные технологии, в значительной степени обеспечивая дальнейшее развитие науки и техники, поставили перед человечеством самим фактом своего существования ряд важных проблем. Развитие информационных технологий приводит к тому, что на первый план в человеческой коммуникации выходит получение необходимой информации, то есть прагматически ориентированная интеракция, но не собственно человеческое общение.

Общесро, в котором человеку приходится жить и работать, постоянно изменяется. Обычный человек, как правило, не успевает осмыслить происходящие перемены, понять, что они означают, не говоря уже о том, чтобы своевременно и адекватно приспособиться к ним. Тем не менее, перед каждым человеком остро встает необходимость адекватного взаимодействия с другими людьми и общественными институтами. Микронарративная легитимация обеспечивает эффективность такого взаимодействия, но не в состоянии решить задачи, которые требуют метанарративов. Решая конкретные, чисто прагматические задачи, носящие, в большинстве своем, сиюминутный характер, человек оказывается не в состоянии решать смысложизненные вопросы, лишается ориентиров, более значимых, чем практическая выгода.

В этих условиях с особой остротой встают вопросы о нравственном воспитании, о привитии подрастающему поколению гуманистических ценностей. Эта задача имеет еще большее значение, поскольку роль «воспитателя» детей и юношества в настоящее время взяла на себя индустрия развлечений, в том числе, телевидение, компьютерные игры. Разумеется, подобные «учителя» не имеют своей целью развитие у реципиентов чувства ответственности, воспитание моральности. Напротив, нацеленные на чистое развлечение, которое, в конечном итоге, должно принести выгоду их создателям, популярные телешоу и компьютерные игры, вольно или невольно, пропагандируют жестокость, цинизм, бессердечность, приучая своих реципиентов видеть в других людях всего лишь инструменты для достижения своих целей.

Существование человека, лишенного не только личных моральных ориентиров, но и существование его в обществе, где отсутствие таких ориентиров является нормой и даже расценивается как достоинство, не может не вселять более чем серьезных опасений. Тем не менее, приходится признать, что на сегодняшний день это - та цена, которой человечество расплачивается за право войти в мир информационных технологий. Автор понимает широту и сложность поставленных проблем, их обилие для отдельной работы. Она не претендует на окончательное решение этих вопросов, их всеохватывающее рассмотрение.

Из всего сказанного следует необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые целесообразно решать в первую очередь. Представляется разумнымЛЛначать с замечания, что информационные технологии постоянно развиваются, изменяя тем самым человеческую жизнь. Из этого можно заключить, что проблема личности перед лицом информационных технологий никогда не сможет быть полностью раскрыта. В настоящей диссертации была предпринята попытка анализа ситуации, какой она представляется в настоящее время. С развитием информационных технологий будет происходить изменения и в положении личности.

Важным аспектом данной проблематики является положение личности перед лицом абсолютно новых, не существующих в настоящее время информационных технологий. Обоснованно предположить, что их возникновение и распространение поставит новые вопросы и потребует новых ответов. В настоящее время сложно предполагать, какими именно будут эти технологии, но не остается сомнений, что их создание более чем возможно. Уже сейчас проводятся исследования, направленные на проектирование интерактивного телевидения, полноценно совмещенного с компьютером. Результаты данных разработок, опубликованные на сегодняшний день, еще не заняли лидирующих позиций в области информационных технологий (например, интерактивные передачи); однако возможно, что в будущем эта ситуация изменится, поставив новые задачи перед исследователями.

Однако представляется неверным сводить дальнейшие исследования к простой констатации перемен, происходящих в культурном континууме. Возникает необходимость рассмотрения и анализа тенденций, характерных для этого развития. В более далекой перспективе, речь идет об исследовании становления новой структуры метанарративной легитимации, и того, насколько она способствует формированию и существованиюличности, или, напротив, обоснованию невозможности становления такой структуры. Достижение данных исследовательских целей позволит ответить на ряд вопросов, связанных с перспективами развития культуры в рассматриваемых странах.

Следующим направлением, по которому могут развиваться дальнейшие исследования диссертационной проблематики, является анализ проблемы личности в индустриально развитых государствах, не являющихся странами западного типа. Примером такой страны является Япония, где положение личности оказывается совершенно другим, в связи с иным типом мировидения, иным самоопределением человека в обществе и континууме культуры. Прежде всего; речь здесь может идти о взаимовлиянии западной культуры и восточной в рассматриваемых странах, а также о японском стиле менеджмента и его влиянии на личность.

Не стоит забывать, вместе с тем, что информационное общество не оставляет незатронутыми и развивающиеся страны. Они также с неизбежностью вовлекаются в процесс развития информационных технологий. В первую очередь, это выражается в импорте культуры западного типа, начиная с простых предметов потребления, и заканчивая стилем поведения, образом жизни и смысложизненными ориентациями. Положение личности, находящейся в рамках самобытной культуры, и в то же время постоянно сталкивающейся с феноменами культуры чужеродной, по всей видимости, с особой остротой поднимает проблему культурного маргинализма и не может быть обойдено вниманием исследователей. Следовательно, проблематика, связанная с положением стран перед лицом импорта (часто в достаточной степени агрессивного) иной культуры, дополняется и -усложняется тем, ЧТО речь теперь идет О культуре информационной.

Таким образом, в конечном счете, оправданно говорить о рассмотрении проблемы личности в современном мире, в условиях диалога множества культур. Информационные технологии способствуют сближению стран. Однако необходимо задаться вопросом, насколько благотворным окажется, в конечном счете, это сближение, если рассматривать заданную проблему не с точки зрения экономической целесообразности и эффективности, а с гораздо более важных позиций - исходя из интересов человека, как личности. Представляется, что диалог культур по-новому ставит проблему личности, и данная тема является чрезвычайно важной для исследования.

Одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего анализа диссертационной проблематики является рассмотрение проблемы личности в нашей стране. Прежде всего, изучение данной темы предполагает ответы на вопросы, в какой степени допустимо говорить о становлении постиндустриального общества в нашей стране, об информационной культуре, о состоянии постсовременности и разрушении легитимизирующей метанарративной структуры. Важно также отметить, что наша страна в настоящее время подвергается влиянию со стороны зарубежных культур. При этом речь идет не только об американской культуре, но и о японской, латиноамериканской и других. Обоснованно предположить, что вопрос о положении личности, оказавшейся перед лицом таких изменений, может считаться важной темой исследования в области отечественной культуры.

Исследование проблемы личности в контексте современной информационной культуры, тем не менее, не может ограничиваться исключительно теоретическими работами. Представляется важным, что значимость данных работ может бытьЛ, реализована только тогда, когда достигнутые в них выводы получат непосредственное применение в реальной жизни. В самом деле, можно ли назвать позитивными результаты, при которых проблема получает освещение, намечаются пути ее решения, но не предпринимается никаких шагов по практическому воплощению этих наработок.

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует общественных механизмов, ориентированных на воспитание подрастающего поколения в духе непреходящих моральных ценностей, принципов гуманизма. Напротив, как неоднократно было показано в диссертации, взрослеющий человек неоднократно сталкивается с «доказательствами» того, что гораздо проще быть бессердечным, жестоким, ориентироваться исключительно на материальную выгоду. Встает вопрос, кто именно возьмет на себя важную задачу воспитания подрастающего поколения?

Очевидно, это поднимает новый ряд проблем, которые далеко выходят за рамки не только данного исследования, но и самой культурологической проблематики. По всей видимости, речь должна идтиЛ в первую очередь, о внесении изменений в систему школьного образования. Помимо чисто образовательной роли, школы, возможно, должны взять на себя и функцию воспитания. Необходимо также разработать ряд практических мер, связанных с критическим анализом ценностей, пропагандируемых телевидением, компьютерными играми, поп-музыкой. Задача это не только чрезвычайно ответственная, но и очень сложная, поскольку, как было показано на примере Интернета, она не подлежит решению простыми запретительными мерами, но требует кропотливой, терпеливой работы в области прививания моральных ценностей. Не запрещать то, что плохо, ибо запреты чаще всего только усиливают притягательность запрещаемого, но демонстрировать достоинства того, что хорошо, поощрять подрастающее поколение к следованию морально-гуманистическим ценностям.

Разумеется, такая работа требует целенаправленных мер со стороны всего общества в целом, начиная от государства, общественно-политических организаций, и заканчивая школами и иными организациями на местах. Представляется также важным разработка адекватных программ воспитания детей в духе гуманизма, с учетом конкретных особенностей страны и региона, в котором они проживают. В том числе, справедливым представляется необходимость адекватного использования компьютерного информационного пространства. Совершенно неправильно, что многочисленные чаты, на которых проводят время многие представители самых разных слоев молодежи, предоставлены сами себе. В лучшем случае ими занимается какой-нибудь непрофессионал, исключительно из любви к искусству. А ведь это важный канал воспитания молодежи, возможность раскрытия творческого потенциала. Необязательно делать один сайт или несколько крупных. Это может быть сеть сайтов, чатов, вести которые должны хорошо обученные профессионалы.

Какими бы серьезными ни были проблемы, встающие перед человеком в контексте современной информационной культуры, ни одна из них не должна заставить его опустить руки, сдавшись и отказавшись от себя как от полноценной личности, смириться с положением одномерного человека. Постиндустриальное общество, в то же время, предоставляет в его руки и эффективные рычаги для решения этих проблем, в лице тех же самых информационных технологий. Если выражаться образно, информационные технологии в руках человека подобны огню, который может и опалить его, и полностью уничтожить не только самого человека, но и весь его мир, но, вместе с тем, при адекватном использования способны значительно улучшить жизнь всех людей на земле. То, каким путем пойдет человечество, последует ли слепо за неконтролируемым прогрессом технологий, который, возможно, приведет мир к гибели, или же научится контролировать его и использовать с ориентацией на морально-гуманистические ценности и идеалы - это, в конечном счете, зависит от самого человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чекалов, Денис Александрович, 2001 год

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.

3. Американская социологическая мысль. М.: Издательство МГУ, 1994.

4. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.

5. Арнольдов В.И. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностейА 1993.

6. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций! СПб.: Глобус, 1994.

7. Барулин В.С. Социальная философия. Общество как мир культуры. М.: Издательство Московского университета, 1993.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Acade-mia, 1999.

9. Белл Д. Постиндустриальное общество // «Американская модель»: с будущим в конфликте. М.: Прогресс, 1984.

10. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1992.

11. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992.

12. Бикметов Р. М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. М.: Издательство Магистр, 1997.

13. Борцов Ю.С. Педагогическая технология логико-проблемного изучения гуманитарных дисциплин. Ростов-на-Дону, 1994.

14. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии. М., 1997.

15. Борцов Ю.С, Кушников А. Н., Штомпель О. М. Образование: Вторжение компьютера в изучение гуманитарного знания // Тезисы докладов Санкт-Петербургской конференции «Региональная информатика». СПб., 1992.

16. Борцов Ю.С, Матяш Д.В., Харламова Г.С Феномены социокультурного пространства. Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2000.

17. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Мысль, 1989.

18. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Издательство иностранной литературы, 1968.

19. Винер Н. Творец и робот. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

20. Волков Ю.Г., Малицкий B.C. Гуманизм и общество бу-дущего//Социс. 1993. №3.

21. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космоплане-тарный феномен. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1993.

22. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

23. Гелбрейт? Д. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1987.

24. Гелбрейт Д. Почему правые не правы? // Известия, 1991, 2 марта.

25. Глобальные проблемы и будущее человечества. Вып. 1-4 М., 1985-87.

26. Гордон Л. А. Общество «недовольных». Особенности массового сознания в переходный период // Полис. 1998. №3.

27. Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Прогресс, 1995.

28. Гусейнов А. А. Мораль и насилие // Вопросы философии, 1990. №5.

29. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1979.

30. Делез Ж. Логика смысла. М.: Academia, 1995.

31. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха. // Венера в мехах. М.: Культура, 1994 г.

32. Драч Г. В. Культурология и информатизация гуманитарного образования // Тезисы научно-методической конференции «Информатизация базового гуманитарного образования». М., 1995.

33. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1991.

34. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М.: Наука, 1980.

35. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.

36. Ерасов Б. Социальная культурология. М.: Прогресс, 1997.

37. Ерошева-А., Милкус А. Наших детей «косит» компьютерная наркомания. // Комсомольская правда, 1999, 3 апреля.

38. Загоровский И. Не так страшен Интернет. // Комсомольская правда, 2000, 2 ноября.

39. Заковоротная М. В. Информатизация общества. Модели национальной идентичности. // Научная мысль Кавказа. 1997. №4.

40. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского центра высшей школы, 1999.•у

41. Злобин Н. С. Культура и общественный прогд)ессс. М.: Мысль, 1990.

42. Золотухина-Аболина Е. В, Постмодернизм: распад созна-ния//ОНС, 1997. №4.

43. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Издательство политической литературы, 1991.

44. Иноземцев В. С. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии. // Вопросы философии. 1998. N9.

45. Кабанников А. Однажды мы начнем спать с компьютерами. // Комсомольская правда, 1999, 3 ноября.

46. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М.: Библион, 1994.

47. Кинг А. Грядущее информационное общество. // Компьютеризация общества и человеческий фактор. Реферативный сборник. М.: Академия наук СССР. Институт назАной информации по общественным наукам, 1988.

48. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Прогресс, 1997.

49. Кон И. С. Открытие Я. М.; 1978.

50. Кондратов В. А., Чичина Е. А. Этика, эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

51. Королев В. К. Экономика как феномен культуры. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 1999.

52. Корсунцев И. Г. Субъект и знаковые системы. М.: Российское философское общество. 2000.

53. Косарева Л.Н., Матяш Т.П. Наука в истории культуры. // Известия СКНЦ ВШ. Серия «Общественные науки». №3, 1976.

54. Костина А. В. Эстетика рекламы. М.: Социум, 2000.

55. Костюк В. Н. Информация как социальный и Э5;ономиче-ский ресурс. М.: Издательство Магистр, 1997.

56. Краткий словарь по философии. М.: Издательство политической литературы, 1970.

57. Кризис современной цивилизации: выбор пути. М.: Мысль, 1992.

58. Культурология XX век. М.: Юристъ, 1995.

59. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

60. Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарика, 1999.

61. Лагунов В. Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь: Тверьиздат, 1993.

62. Лиотар Ж-Ф. Постсовременное состояние. // Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

63. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998.

64. Маньковская И. Б,, Мотлевский В. Д. Виртуальная реальность. // Культурология XX века. Словарь. СПб., Университетская книга, 1997.

65. Маньковская Н. Б. Постмодернизм. // Культурология XX века. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

66. Маркузе, Г. Одномерный человек. // Американская социологическая мысль. М.: Издательство МГУ, 1994.

67. Матяш, Т. П. Сознание. // Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

68. Мейлер И. Идеология виновна в постигших человечество катастрофах. //Известия, 1993,11 сентября.

69. Морита А. Сделано в Японии. М,: Прогресс, 1993.

70. Мэмфорд Л. Мегамашина. // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.

71. Несмеянов Е. Е, Игра в карты как явление европейской культуры. // Очерки сравнительной культурологии. Вып. 1. Исторические основания взаимодействия культур. Ростов н/Дону: РГУ, 1993.

72. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.

73. Орлова Э. А. Человек в городской культуре. М.: Наука, 1987.

74. Паунд Э. Путеводитель по культуре. М.: Логос, 2000.

75. Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1992.

76. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.: Российская политическая энциклопедия, 1995.

77. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992.

78. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.

79. Полякова И. Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М.: Мысль, 1990.

80. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология. М.: Экономика, 1990.

81. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии, 1993. №33.

82. Постмодернизм и культура. // Вопросы философии, 1993. №5.

83. Пригожий И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991. N6.

84. Ракитов А. И. Информационная революция: наука, экономика, технология. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1993.

85. Ракитов А. И. Цивилизация, культура, технология, рынок // Вопросы философии, 1992.№5.

86. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Мысль, 1991.

87. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Издательство политической литературы, 1991.

88. Седов Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем// Общественные науки и современность. 1993. N5,

89. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб.: Глобус, 1994.

90. Семенов М. А. Проблемы современной НТР // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1965. Вып. 19.

91. Современная западная социология. М.: Издательство политической литературы, 1990.

92. Современная западная философия. М.: Издательство политической литературы, 1991.

93. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

94. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992.

95. Степин В. С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: Прогресс, 1994.

96. Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек. М.: Издательство политической литературы, 1985.

97. Тавризян Г. М. Техника. Культура. Человек. JA.: Прогресс, 1991.

98. Тамбовцев В. Л. Государство и экономика. М.: Магистр, 1997 г.

99. Толстых В. И. Образ жизни. М.: Издательство политической литературы, 1975.

100. Тоффлер А. На пороге будущего. // «Американская модель»: с будущим в конфликте. М.: Прогресс, 1984.

101. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.

102. Урсул А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки, 1991.№ 5.

103. Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

104. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

105. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

106. Фомичева О, С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000.

107. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

108. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995.

109. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Мысль, 1990.

110. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

111. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. СПб: Пнев-ма, 1999.

112. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.

113. Хозин Т.е. Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 1982.

114. Хорни К. Наши внутренние конфликты. О психологии женщины. Психоанализ и культура. Юристъ. М.: 1995.

115. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

116. Человек и общество. Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

117. Черри К. Человек и информация. М.: Связь, 1979.

118. Чесноков С. Новые средства коммуникации таят угрозу культуре. Известия, 1994, 26 января.

119. Швальбе, Б. и X. Личность. Карьера. Успех. М.: Прогресс, 1993.

120. Шейкин А. Г. Информация. Культурология XX века. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

121. Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетики. М.: Мысль, 1963.

122. Шерковнин Ю. А. Психологические проблемы массовых коммуникационных процессов. М.: Связь, 1973.

123. Шкода В. В. Чему открыто открытое общество? М.: Издательство Магистр, 1997.

124. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология XX века. Антология. М.: Юристъ, 1995.

125. Штомпель О. М. Социокультурный кризис. Теория и методология исследования проблемы. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского центра высшей школы, 1999.

126. Элькони Д. Б. Психология игры. М.: Издательство иностранной литературы, 1978.

127. Эрроу К. Информация и экономическое поведение //Вопросы экономики. 1995. N5.

128. Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перяспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.

129. Агоп R. Progress and Disillusion: the Dialectics of Modem Society. N.Y. 1969.

130. Barbrook R., The Holy Fools. Verso, 1999.

131. Bell D. The Year 2000 The Trajectory of an Idea. // Daedalus: Journal of the American Academy of Arts and Sciences, Cambridge, 1967.

132. Bemal, J. Big Brother is Online. Lincolnshire, 1999.

133. Chapanis A., Garner W. R., and Morgan C. Т., Applied Experimental Psychology. New York, John Wiley & Sons, Inc., 1949.

134. Ellwood Ch. Cultural Evolution. N. Y., 1927.

135. Ferrarotti F. The Myth of Inevitable Progress. Westport (Cora.) L., 1985.

136. Fourastie J. La civilisation de 1995. Paris, 1970.

137. Fromm E. Our Way of Life Makes us Miserable. // «The Saturday Evening Post». July 25 August 1.

138. Hoggart R. Speaking to Each Other, vol.1, London, 1970.

139. Kluver R. Globalization, Informatization, and Intercultural Communication. Oklahoma, 1999.

140. Manovich L. The Labor of Perception. //Telepolis. 1996.

141. McLuhan M. The Mechanical Bride., L., 1967.

142. Millarch, F. Net Ideologies: From Cyber-liberalism to Cyber-realism. Westminster, 1999.

143. Poster M. Postmodern Virtualities. // Poster M. The Second Media Age. Blackwell, 1995.

144. Postman, Neil, Wir amusieren uns zu Tode. Frankfurt, 1985.

145. Takamitsu S. Technology key in postindustrial society. // The Japan Times digest. 1996.

146. Toffler A. The Future of Law Order. «Encounter», London, 1973, vol 41, July, N1.

147. Touraine A. La socie te post-idustrielle: Paris, 1969.

148. Webb, S. Cyberspace as Everyday Life. London, 2000.

149. Wiemker, M. Cyberpunks: A Sociological Analysis With Special Interest In The Description Of Their Online Activities. Aachen, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.