Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности: На примере преподавания в общеобразовательной школе по экспериментальной авторской программе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кузьмина, Людмила Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьмина, Людмила Николаевна
Введение.
Глава I. Духовное и нравственное развитие личности в современном обществе как педагогическая проблема
1.1 История формирования этических норм в России с 1917 по 1991 год.
1.2 Основы формирования этических норм в российском обществе после 1991 года.
1.3 Приоритет духовности и нравственности как основная проблема современной России.
Глава П. Опыт реализации основных задач курса этики в общеобразовательном учебном заведении
2.1 Цель, задачи и структура экспериментального курса по-этике для 5классов.
2.2 Содержательно-организационный аспект экспериментальной проверки авторского курса.
2.3 Оценка результативности и эффективности преподавания курса этики в 5-9 классах.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование элементов предпринимательской культуры школьников в образовательной области "технология"2007 год, кандидат педагогических наук Александрова, Светлана Александровна
Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского1984 год, кандидат философских наук Карпова, Наталия Львовна
Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к этическому воспитанию младших школьников2000 год, кандидат педагогических наук Долматова, Нина Владимировна
Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе2000 год, кандидат педагогических наук Синдикова, Гульнара Маратовна
Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе2005 год, кандидат педагогических наук Иванова, Татьяна Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности: На примере преподавания в общеобразовательной школе по экспериментальной авторской программе»
Мировой опыт педагогической мысли свидетельствует, что наряду с тем, что действительно устаревает и отживает, в арсенале теории и практики воспитания человека есть ценности непреходящие - духовные, нравственные, которые прочно сохраняют за собой статус общечеловеческих. Духовные ценности всегда выступали в качестве цели и идеала, стремясь к достижению которых, общество, представители его различных социальных слоев испытывали действительную потребность в дальнейшем прогрессе культуры, человеческой цивилизации.
Основная черта социокультурной ситуации в сегодняшней России -вступление в эпоху политической и экономической свободы. Чтобы свобода не привела к самоуничтожению людей, образование должно помочь формирующейся в духовно-нравственном аспекте личности приобрести силу самостоятельного выбора между добром и злом. Духовность, нравственность - характеристики личностные. Они изначально влияют на состояние нравственного здоровья человека в социуме. Современная жизнь выдвинула в первый ряд те моральные качества, без которых невозможно существование индивидуальной и общественной нравственности. Нельзя поднять духовный, нравственный потенциал Российского общества, не воспитывая в человеке эти качества с тем, чтобы они стали нормой отношений между людьми.
Необходимость гуманизации образования позволяет выделить проблему духовного и нравственного развития личности как приоритетную. Решение ее педагогическими средствами связано со светским характером образования. Необходимо учитывать многонациональностъ и многоконфес-сиональность, ментальность и социальность как факторы, определяющие содержание образования и соответственно влияющие на характер, формы и методы педагогического воздействия. Ориентируясь на потребности ребенка, его индивидуальность, возрастные и психологические особенности, учитель должен овладеть системой трансформации духовного, нравственного опыта человечества в практику школьного образования и способами воспитания духовности и нравственности.
Сутью вульгаризации советского образования явилось забвение необходимого соответствия между биосоциальной, духовной природой человека и его потребностями биодекватной этому системой образования. Потеря соответствия привела к насилию со стороны системы. Как известно, любое насилие отрицает саму сущность человековедения. Ярчайшим проявлением этого служит тот факт, что в нормативных документах общего образования нет таких предметов как этика, человековедение. Лидирующей декларируется функция информатизации, компьютеризации, англоязычной культуры при забвение проблемы самореализации, самовоспитания и духовно-нравственного становления личности через педагогическое воздействие на молодое поколение; подверглись игнорированию мировоззренческие функции знаний, способные выполнять регулятивную функцию в деятельности и поведении человека, превращая знания в убеждения.
Осуществление идеи гармонизации процесса развития личности, воспитания международного мировоззрения педагогическими средствами поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы сосуществования современного общества. Необходимо духовно "насытить" среду, в которой растут новые поколения россиян. Этому, с нашей точки зрения, способствует изучение этики - "миротворческой науки, чело-векознания в области прав и норм воспитания Человека". Особую актуальность эта проблема обретает, если состояние практики, духовности общества в целом рассматривать в преломлении на представленный возраст учащихся и моральный климат конкретного региона.
Разработать программу курса этики для 5-9 классов и практически ее внедрить в образовательный процесс гимназии № 2 г. Сургута, было нам предложено директором данного учебного заведения. В регионе возникла крайне неблагоприятная моральная обстановка: алкоголизм, токсикомания и наркомания, моральная распущенность, предвзятое, а порой и откровенно враждебное отношение к лицам не русской национальности среди подростков становилось нормой. Необходимо было активизировать процесс духовно-нравственного воспитания подростков, их моральной устойчивости педагогическими средствами через этическое образование, а в методических службах города не было программ, освещающих данный вопрос. Проведенное анкетирование учащихся с целью выяснения актуальности нововведения для подростков подтвердило наши предположения: результаты анкетирования красноречиво говорили о тенденции молодого поколения города к явному пренебрежению нравственными законами бытия и сознания.
В процессе экспериментальной практической деятельности нами была разработана программа этического образования учащихся 5-9 классов с учетом специфики региона. В основе программы не только мировые морально-этические ценности, позволяющие разрешать национальные и этнокультурные разногласия, формировать мировоззренческую позицию, этическую и поведенческую культуру, но и этноэтика и этнокультура русского народа, дающая образец милосердия, сострадания, понимания и взаимоуважения.
Содержательная и методическая оснащенность программы была максимально приближена к возрастной категории ребенка, так как:
- позволяет дать учащимся образец духовности, нравственности для сравнения и выбора;
- оказывает помощь в личностном, нравственном саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании;
- подготавливает ребят к умению жить нравственно в различных неблагоприятных социальных условиях, то есть соответствует целям цивилизованного общества и правового демократического государства в формировании духовно-нравственной личности.
Таким образом было определено ведущее противоречие, имеющее место в теории и практике: между необходимостью обеспечения духовного и нравственного становления личности учащегося через этическое образование и относительно узкой, в основном - интеллектуальной (информационной, компьютеризационной) сферой учебного процесса, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей.
Основная проблема диссертационного исследования заключается в поиске соответствия государственного светского характера образования и новых средств, форм и методов передачи знаний, создающих духовно-нравственный потенциал, содействующих духовно-нравственному становлению личности, способной строить жизнь достойную человека. Создавая последовательно предпосылки трансформации духовных, нравственных ценностей, норм и правил морали на уроках этики, учитель вырабатывает у своих воспитанников позитивное отношение не только к народным, но социально-культурным ценностям человечества, традициям в жизни сообщества и ценностным ее основам, национальной и мировой художественной культуре, творчеству, духовно-нравственному созиданию.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка возможности духовно-нравственного становления личности школьников педагогическими средствами в рамках целенаправленного этического образования.
Объект исследования - духовно-нравственное становление личности школьника практически осуществляемое через решение вопросов этического образования по экспериментальному курсу "Этика".
Предмет исследования - процесс этического образования как средство духовно-нравственного становления личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Гипотеза исследования.
Проблему духовного и нравственного становления личности, ее морального самосовершенствования можно решить педагогическими средствами, не нарушая светского характера образования, в соответствии с гуманистическими, миротворческими запросами государств и общества, если:
- постепенно усложнять целевые установки духовно-нравственного становления личности школьника с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- процесс духовно-нравственного становления личности школьника будет осуществляться поэтапно, с учетом постижения учащимися ступеней этической грамотности;
- будут подбираться педагогические средства, стимулирующие проявление духовно-нравственных качеств личности (создание этических ситуаций, включение памятников духовной культуры, слово учителя и его личностные качества), и создаваться условия (ситуации), требующие их проявления.
Задачи исследования.
1. Уточнить основные существующие этические понятия.
2. Выяснить и определить условия эффективности этического образования, как основы духовного, нравственного становления личности учащегося, формирования его миропонимания педагогическими средствами.
3. Разработать и экспериментально проверить программу курса "Этика" для 5-9 классов общеобразовательных учреждений как основу духовного и нравственного становления личности учащегося.
4. Определить эффективность влияния предмета "Этика" на духовно-нравственное становление личности учащихся, формирование этической грамотности на примере преподавания в 5-9 классах общеобразовательных учреждений по экспериментальной программе.
Методологической основой исследования служил диалектический подход в рассмотрении существующих связей, явлений и процессов в социокультурном развитии как закономерных, объективных и необходимых. Связь изменений в объеме получаемых знаний из области этики, этикета, культуры, нравственности и духовности может существенно изменить качественные характеристики, что будет соответствовать положению о единстве теории и практики, сознания и поведения (основное положение современной философии воспитания о необходимости гуманизации образования, ценностного отношения к человеку и утверждения человеческих ценностей в общественном сознании, развития этических качеств личности, как субъекта общественных отношений), преемственности творческого характера педагогической деятельности.
- Исследование опиралось на гуманную педагогику Ш. Амонашвили, О.С. Газмана, В.А. Сухомлинского и других, на концептуальные положения "Живой этики" Н. Рериха, этноэтику русского народа, которые приняты диссертантом в качестве базовых, на концепцию духовно-нравственного становления личности Т.И. Петраковой, М.Г. Тайчинова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и ряда других.
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами нами использовался комплекс методов, позволяющих получить достоверные данные: теоретические (анализ психологической, философской, педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта); эмпирические (наблюдение учащихся, анкетирование, тестирование учащихся с целью определения этической грамотности и личностных духовно-нравственных предпочтений учащихся, самооценка духовно-нравственного личностного роста); экспериментальная работа: методы статистической обработки полученных результатов исследования.
Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации обоснована необходимость этического образования как неотъемлемой составляющей духовно-нравственного становления личности школьника, формирования его миротворческого мышления педагогическими средствами, влияющего на развитие нравственных чувств, моральных качеств личности ученика, его сознательно-волевых способностей и потребностей мотивирующего позитивную, миротворческую направленность его жизнедеятельности; стимулирующего формирование ценностной ориентации и духовных потребностей с учетом новых социокультурных потребностей развития не только конкретного (Сургутского) региона, но и российского общества в целом.
Теоретическая значимость. В данном исследовании представлены системный деятельностный подход и принципы духовного и нравственного становления личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, основанные на взаимосвязи преемственности тем и подразделов курса; принципы и методы деятельности учителя в процессе воспитания духовности; разработаны основы диагностирования состояния проявления нравственных качеств обучающихся детей, уровня усвоения ими теоретического материала; создана система учета специфических условий творческой деятельности субъектов - участников процесса обучения и воспитания (определенный возрастной уровень интеллектуального, социального развития и духовные потребности).
Содержание программы предусматривает введение спецкурса "Соци-оника", который способствует решению задач в области духовного самосовершенствования человека. Введение в раздел программы 9 класса курса "Соционика" помогает решить основную задачу этического образования и воспитания: создание общества с экологичными отношениями между людьми - отношениями, построенными на милосердии, терпимости к вероисповеданиям и национальной принадлежности, сострадании и сопереживании.
Практическая значимость. Разработана программа курса "Этика", обеспечивающая включение учащихся в процесс духовного, нравственного становления через разнообразные способы общения, виды деятельности (коммуникативный, творческий, практический, интеллектуальный) и ее формы. Осуществлено введение системы оценочной деятельности, направленной на выявление этической грамотности. Решение учебных задач этического образования, пути постижения этической грамотности, а также предлагаемой возможности свободного выбора темы (варьирование тем) позволяют в комплексе плодотворно решать проблему духовного и нравственного становления личности и достичь намеченной цели - дать цивилизованному обществу Человека с миротворческим мышлением.
В ходе диссертационного исследования разработаны и экспериментально проверены эффективность теоретических предложений и рекомендаций по этическому образованию и воспитанию духовности, нравственности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений различного типа / типовых школ, с углубленным изучением предметов, лицеев, гимназий/, содержание курсов "Этика" и "Соционика" с их тематическим планированием. Результаты проведенного исследования могут быть широко использованы в практике общеобразовательных учреждений; педагогами дополнительного образования, работающими с детьми 10-15 лет, и осуществляющими профилактику правонарушений; при разработке спецкурсов в педагогических вузах, при чтении лекций, проведении семинаров работников образования.
Достоверность полученных результатов духовного и нравственного становления личности учащихся 5-9 классов и сделанных на их основе выводов обеспечивается результатами опытной работы, организованной в соответствии с целями и задачами исследования на протяжении девяти лет в условиях гимназии № 2, школы № 35, гимназии № 3, школы № 1 г. Сургута, использованием адекватных задачам исследования методов. В эксперименте было задействовано 26 классов, в которых обучалось 680 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап: поисково-теоретический (1993-1994) - изучение психолого-педагогической и научной литературы по исследуемой проблеме в условиях общеобразовательной школы № 24, получившей в 1995 году статус гимназии № 2. Анкетирование учащихся, учителей, родителей с целью определения актуальности данной темы. Отбор близких по целевой направленности программных материалов, учебных пособий, дидактического материала. Определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Разрабатывалась программа для проведения практического эксперимента.
Второй этап (1994-1997). Корректировалась содержательная часть программы: структура, разделы, темы и подтемы; выявлялись и дифференцировались педагогические приемы и методы, определяющие эффективность этического образования и воспитания духовности; подбирались оптимальные формы и средства педагогического процесса, принципы работы учителя; определялись оптимальные нормы объема и глубины знаний; вырабатывались нормы оценок, система оценивания и критерии оценки ожидаемых результатов.
Третий этап (1997 - 1999 годы). Проведение эксперимента в условиях общеобразовательной школы № 35 с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического направления. (В эксперименте было задействовано четыре класса, в которых обучалось 111 учащихся). Уточнение и проверка содержательной части программы, ее структуры, эффективности разработанных диссертантом методических приемов и средств постижения этической грамотности, воспитания духовности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Четвертый этап (1999-2002 год). Контрольное апробирование программы в условиях гимназии № 3 г. Сургута. Теоретическое обобщение и обоснование, проверка на практике данных исследования; сформулированы результаты и научные выводы. Применение новых методик исследования эффективности влияния курса "Этика" на духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов в условиях эксперимента. Статистическая обработка полученных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Обоснование возможности решения проблемы этического образования личности, формирования ее миротворческой позиции педагогическими средствами при условии этического образования.
2. Содержание курса, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ.
3. Системный подход в формировании этической грамотности учащихся, предполагающий постижение четырех ступеней, прохождение которых обеспечивает последовательное (от простого к сложному, от элементарных представлений об этических нормах - к осознанию их в системе) духовно-нравственное становление личности.
4. Способы формирования этической грамотности, предполагающие включение ребенка в субъект субъектную позицию.
5. Система оценочной деятельности преподавателя в курсе "Этика", предполагающая применение 10-и балльной шкалы оценки этической грамотности в 5-7 классах и двух балльной (зачет/незачет) - в 8 - 9 классах, в единстве с вербальной оценкой учителя.
Основной базой исследования явились учебные заведения города Сургута: гимназия № 2 (1994-1997 гг.), общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно - эстетического направления (1997-1999 гг.); гимназия № 3 (2000-2002 гг.); общеобразовательная школа № 1 - контрольная группа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе практической работы в школе учителем этики, на семинарах учителей, школьных и городских методических объединений учителей русской литературы и мировой художественной культуры, школьных научно-методических семинарах и педагогических советах. Программа в 1999 году получила сертификат на право преподавания по авторской программе. В 2000 году программа была представлена в номинации "Культура и образование" в конкурсе педагогических инициатив "Образование Сургута - XXI веку", где получила грант, и решением Конкурсного совета была рекомендована для печати.
Программа выставлялась и была одобрена на городской выставке "Образование Сургута - XXI веку" (август, 2000 год), международной конференции /г. Ханты-Мансийск, август 2000/, научно-практической конференции "Воспитание человека культуры - воспитание человека будущего"/ г. Сургут, 28 февраля 2002/, научно-практической конференции "Пути и формы реализации духовных и культурных ценностей русского народа в современной школе" /город Сургут, 5-6 апреля 2002/.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из трех параграфов), заключения, библиографии и приложений. Материал изложен на 198 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 9 диаграмм и 17 приложений. Библиографический указатель включает 190 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода2011 год, кандидат педагогических наук Морозова, Елена Аргентиновна
Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии1998 год, кандидат педагогических наук Саласкина, Закия Идрисовна
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса "Основы православной культуры"2004 год, кандидат педагогических наук Ефименкова, Светлана Анатольевна
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов2005 год, кандидат педагогических наук Аргунова, Галина Абубекировна
Формирование нравственной культуры старшеклассников в условиях этнорегиональной образовательной системы: на примере республики Северная Осетия-Алания2012 год, кандидат педагогических наук Годжиева, Регина Батразовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кузьмина, Людмила Николаевна
139 Выводы
Эксперимент позволил более четко сформулировать основные положения научной концепции духовного и нравственного развития личности учащегося. Под духовным и нравственным развитием личности следует понимать педагогический процесс, осуществляющий формирование духовных и нравственных качеств личности учащегося в условиях: специально созданной среды / уроки этики/, располагающей каждого (и учителя и ученика) к творческому активному познанию как теоретических азов морали и культуры общения. так и их практическому выходу; обеспечение доступности духовных, нравственных переживаний не мистически, а реально влияющих на сознательно-волевую. эмоциональную сторону личности; передачи и восприятия (в определенной мере) частиц духовного, нравственного опыта - этнокультуры русского народа - в совокупности изменяющихся потребностей, сознательно-волевых способностей и проявлений личности, на которую оказывалось целенаправленное педагогическое воздействие В практике этот процесс осуществлялся при насыщенном духовном общении Частицы духовности, проникая в сознание ребенка, постепенно влияют на формирование представлений о гуманистических ценностях человечества. этнокультуры русского народа. ориентируют его в свободном выборе предполагаемой жизнедеятельности, развивают мышление, воображение, расширяют кругозор. Последовательно создавая предпосылки трансформации этнокультуры русского народа, учитель сможет выработать в своих воспитанниках позитивное отношение к культурным традициям в жизни общества и мирового сообщества, национальной и мировой художественной культуре, моральным ценностям современного мира.
В исследовании нами использовано помимо устоявшегося в науке определения "Этика как философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность" [161. - С 412]. другое значение слова этика, а именно, "этика - сама нравственность, духовность".[51. - С. 80].
В исследовании этнокультуры русского народа с точки зрения этноэтики, в частности, понимания слова "этикет", помимо основной позиции (этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения), мне не чужда позиция Т В. Цивьян: под этикетом "понимаются такие правила ритуализован-ного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии.".[6. - С. 20]. В результате педагогического исследования нам удалось разработать:
- программу курса этики для 5-9 классов общеобразовательных школ как основу духовно - нравственного становления личности школьника;
- технологию ситуационного урока этики;
- методику отслеживания уровня воспитанности учащихся, получающих этическое образование;
- ступени постижения этической грамотности;
- тематическое планирование уроков по всем разделам программы. В исследовании удалось определить:
- цели и задачи экспериментального курса этики,
- основополагающие принципы построения курса;
- уровень требований к учащимся (тематические и итоговые знания и умения учащихся на каждой ступени этической грамотности):
- оптимальный объем содержания блоков передаваемой информации, ее адекватность и соразмерность запросам субъекта:
- систему оценивания учащихся на уроке;
- критерии оценки ожидаемых результатов,
- примерный расчет учебных часов по разделам программы. Педагогическое исследование позволило выявить:
- взаимосвязь морали цивилизованного общества и этноэтики русского народа как способа педагогического воздействия на формирование социальной, мировоззренческой, духовно-нравственной позиции учащихся;
- количественные (этическая грамотность) и качественные (духовно-нравственные) изменения в личности школьника, обусловленные системным изучением курса этики;
- педагогические факторы и критерии для определения развития и духовно -нравственного становления личности школьника в процессе изучения курса этики;
- наметить методы познания духовно-нравственных ценностей:
- метод передачи-восприятия понятий, относящихся к категории "ценности мировой моральной культуры" и "ценности этнокультуры русского народа";
- метод формирования представлений о "ценностях мировой моральной культуры" и "ценностях этнокультуры русского народа";
- метод осознания смысловой сущности "ценностей мировой моральной культуры" и "ценностях этнокультуры русского народа".
Специфическая особенность применения этих методов - особая "аура", создаваемая при работе с шедеврами мирового художественного искусства и русской национальной культуры и этнокультуры. Она насыщена эмоциональностью, доверительностью, доброжелательностью, сочувствием и милосердием, располагает субъектов к духовному сотрудничеству Другими словами, это - атмосфера духовно-нравственного развития учащихся 5-9 классов в процессе разнообразного общения, с учетом их возрастных особенностей; уровня развития, социокультурных условий, факторы, технологические приемы, способствующие совершенствованию практики обучения этической, моральной культуре и воспитания духовности и нравственности педагогическими средствами.
В исследовании: 1 Показаны:
-теоретический и практический аспекты эффективности педагогической инновации, их взаимосвязь и взаимодействие в учебно-воспитательном процессе;
- способы и методы проверки готовности курса этики к внедрению в образовательный процесс;
- результаты внешней экспертизы.
2. Дан подробный анализ этапов и методов экспериментальной деятельности.
3. Сделаны выводы и обобщения по результатам каждого педагогического наблюдения.
В проведенном педагогическом исследовании, охватывающем большой временной отрезок (9 лет) и контингент учащихся 5-9 классов четырех образовательных учреждений г. Сургута, доказано:
- готовность педагогической инновации — программы курса "Этика для 5
- 9 классов общеобразовательных учебных заведений" — к внедрению в процесс обучения и воспитания учащихся Сургутского региона.
- Результативность экспериментального курса этики в формировании этической грамотности учащихся через урочную и факультативную деятельность.
- Эффективность курса этики в решении проблем духовно-нравственного становления и развития личности школьника в условиях образовательных учреждений.
143
Заключение.
В диссертационном исследовании "Этика как основа духовного и нравственного становления личности (на примере преподавания в 5-9 классах общеобразовательных учреждений)" дан теоретический анализ проблемы духовно-нравственного развития личности в российском обществе с 1917 - 2000 год.
Анализ литературы позволил констатировать тот факт, что данная педагогическая проблема - широка и многогранна. Опора на этическое образование учащихся - один из путей ее решения. Поэтому мы говорим о необходимости изучения учащимися 5-9 классов курса этики как основы духовно-нравственного становления личности. При этом важно выбрать соответствующую модель содержания программы и опытно-экспериментальной проверки влияния этического образования на формирование миротворческой позиции духовно-нравственной личности.
В проведенном педагогическом исследовании была подтверждена рабочая гипотеза. Проблему духовно-нравственного становления личности, ее морального самосовершенствования в соответствии с гуманистическими, миротворческими запросами общества и государства можно решить педагогическими средствами, не нарушая светского характера образования, через этическое образование при следующих условиях:
- постепенном усложнении целевых установок духовно-нравственного становления личности школьника с учетом его психологических, возрастных, социальных особенностей;
- если процесс духовно-нравственного становления личности школьника будет осуществляться поэтапно, с учетом постижения учащимися четырех ступеней этической грамотности;
- будут подбираться педагогические средства, стимулирующие проявление духовно - нравственных качеств личности, требующие их проявления в повседневной жизни.
В диссертационном исследовании представлены авторские материалы (программа курса этики, примерное тематическое планирование уроков, тестовые итоговые задания), которые использовались в экспериментальной практической деятельности на протяжении девяти лет. В работе широко применялись социологические и экспериментально-педагогические исследования уровня обученности и уровня воспитанности учащихся, в которые были вовлечены учащиеся с 5 по 9 класс четырех образовательных учреждений г. Сургута: гимназии № 2, основной общеобразовательной школы № 35, гимназии № 3, общеобразовательной школы № 1.
Данная модель духовно-нравственного становления личности учащихся 5-9 классов предусматривает:
- изучение и осознание учащимися этических правил и норм в их историческом преломлении и конкретной человеческой деятельности через постижение четырех ступеней этической грамотности;
- последовательное изложение этических, гуманистических принципов, формирующих духовно-нравственное мировоззрение: культурособразно-сти, коллективности, диалогичности, гуманности, непрерывности и незавер-шимости в образовании и воспитании;
- характеристику приемов и форм изучения основных категорий этики как учебной дисциплины: технологической цепочки построения урока этики, технологии и методики проведения ситуативного урока; методов формирования сознания, коммуникации, самовоспитания, педагогического консультирования, организации деятельности и опыта поведения, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля в обучении;
- полную взаимосвязь компонентов морального самоопределения и самосовершенствования личности, позволяющих реализоваться на основе единства целеполагания и целевыполнения самой личностью.
Итоги теоретического и экспериментального исследования позволяют говорить о следующих результатах:
1. На основе проведенного теоретического анализа сделан вывод о приоритете духовности и нравственности как основной проблеме современной России.
2. Научно обоснована возможность решения проблемы духовно - нравственного становления личности, формирования ее миротворческой позиции педагогическими средствами при условии этического образования.
3. Разработан способ решения проблемы в условиях Сургутского региона - программа курса "Этика для 5-9 классов общеобразовательных школ".
4. Сформулированы основные положения научной концепции духовно-нравственного становления личности учащегося.
Под духовно-нравственным развитием личности следует понимать педагогический процесс, осуществляющий формирование духовных и нравственных качеств личности в совокупности изменяющихся потребностей, созна^ тельно-волевых способностей и проявлений самой личности, на которую оказывалось целенаправленное педагогическое воздействие.
5. Экспериментально проверено содержание курса эпики, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ.
6. Обоснована необходимость введение спецкурса "Соционика" в программу курса для 9 класса.
7 Впервые введен системный подход в формировании этической грамотности учащихся, предполагающий постижение четырех ступеней.
8. Определены основные условия духовно-нравственного становления личности в процессе этического образования:
- полноправное включение данного курса в учебный план общеобразовательных школ;
- органическое "встраивание" проблемно-этических задач, заданий, ситуаций в воспитательный процесс во взаимосвязи с другими компонентами;
- принятие самими учащимися этических правил и норм, моральных ценностей для личностного самоопределения и гражданского становления.
9. Подтверждена необходимость оценочной деятельности учителя в процессе постижения учащимися этической грамотности и выработки модуля поведенческой культуры: в 5-7 классах - 10-балльной шкалы, в 8-9 классах -2-х балльной (зачет /незачет) в единстве с вербальной оценкой учителя.
10. В ходе практической деятельности было доказано: предлагаемый способ решения проблемы духовно-нравственного становления личности школьника - программа курса "Этика" - является эффективным и результативным в процессе духовно-нравственного становления личности школьника.
Исследование не исчерпало всех вопросов, связанных с этическим образованием и духовно-нравственным воспитанием личности учащихся. В перспективе речь может идти об изучении особенностей решения данной проблемы для младшего и старшего школьного возраста, представляющего преемственность и системный подход между курсами; разработке комплексной учеб-но-восгтитательной программы для школ и специального пособия, содержащего методические рекомендации по реализации курса "Этика".
Основное содержание диссертации отражено нами в следующих публикациях:
1. "Этика" - Программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. - Сургут: Дефис, 2000. - 64 с.
2. Этика как один из учебных предметов общеобразовательных школ. //Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П Выпуск второй. - М., Международная педагогическая академия, 2000. - С. 23 - 24.
3. О необходимости введения соционики в школьный курс "Этика". //Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Сборник научных трудов под ред. проф Симонова В П Выпуск второй. - М., Международная педагогическая академия, 2000. - С. 21.
4. Приоритет духовности и нравственности как основная проблема современной России. /'/Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сборник научных трудов под ред проф. Симонова В.П. Выпуск третий. - М., Международная педагогическая академия. 2001. - С. 96-100.
5. Из опыта реализации задач авторского курса "Этика" в общеобразовательном учреждении с этнокультурным компонентом. //Курсом реформ: Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров Сборник научных трудов под редакцией проф В.П Симонова. - М., Международная педагогическая академия, 2002. — С. 14-19.
6 Сертификат на обучение по авторской программе (регистрационный № 26, шифр СА9903, код 997) - Сургут, городская администрация и комитет по образованию и науке, 1999
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузьмина, Людмила Николаевна, 2002 год
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Педагогика, 1979. - 111с.
2. Аксиологические аспекты историко-педагогического образования стратегии развития отечественного образования. /Под ред. чл.-кор. РАО З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 280 с.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогика содействия: гуманизация педагогического процесса. //Перспективы. 1990. - №> 4. - С. 15
4. Ангелов Стефан. Марксистская этика как наука. Перевод с болгарского А.Ф. Федотова. М.: "Прогресс", 1973. - 483 с.
5. Байбурина А.К., Топорков АЛ. У истоков этикета. М: Наука, 1990. -165 с.
6. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания. //Воспитание школьников. 1968. - № 4. - С. 11.
7. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. - 36 с.
8. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 е.; Т. 2 - 399 с.
9. Блонский П.П. Курс педагогики. М.: 1918. - С. 140-142.
10. Блонский П.П. Педагогика. М.: 1922. - С. 103.
11. Блонский П.П. Нравственное воспитание в текущий момент. Бюллетень ОНО МСРД (Трудовая школа). М : 1919. - С. 43.
12. Богат Е.М. Что движет солнце и светила: Любовь в письмах выдающихся людей. М.: Дет. лит., 1978. - 383 с.
13. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет /развитие коммуникативных способностей ребенка/. Екатеринбург: "АРГО", 1997. - 192 с.
14. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики. //Педагогика. 1998. - № 7. - С. 82-87.
15. Босарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 80 с.
16. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. //Философия образования. Сборник научных статей. М. "Новое тысячелетие", 1996. - С. 76 - 90.
17. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1996 - 11с.
18. Валеев И.И. Зигзаги советской школы. Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. - 152 с.
19. Веселова В В. Ценностные ориентации для педагогики XXI века. //Аксиологические аспекты историко-педагогического образования стратегии развития отечественного образования /Под ред. чл. кор. РАО З.И. Равкина. -М.: РАО, 1994.- 280 с.
20. Вечерний час отшельника. //Избранные педагогические произведения. В 3-х т.-Т. 1. М.: Изд-во АПН, 1961. - С. 200.
21. Вопросы истории современной и зарубежной школы и педагогики. Сборник трудов. М. Просвещение, 1975. - 180 с.
22. Воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе. М.: Учпедгиз, 1973. -Ч. II. - С. 74.
23. Газман ОС. Свобода ребенка в образовательном процессе. //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. 1. - М.: 1993. - С. 19-20.
24. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945 1985 гг.). - Кишинев, 1990. - 163 с.
25. Гаврилова О. Против наркомафии единым фронтом. //Сургутские Ведомости. - 2001. - № 10. - С. 6.
26. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 608 с.
27. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующее общество. //Педагогика. 2000. - №-6. - С. 8-9.
28. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. / Предисловие к рус. изд. Е. Панасенко. М.: Мол. гвардия, 1979. - 190 е., ил.
29. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Просвещение, 1989. - 65 с.
30. Горюнова Л.В. Добротолюбие. Учебник для детей. М.: Изд-во "Жизнь. Творчество. Детство ", 1994. - 184 с.
31. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой нижегородской научно-практической конференции (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н А. Добролюбова, 1999. - 161 с.
32. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
33. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия, 1982. - 208 с.
34. Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч. II. - Теория и практика воспитания. - М.: 1918. - С. 209.
35. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
36. Дьюи Дж. Демократия и образование: Перевод с английского. М.: Педагогика - Пресс, 2000. - 384 с.
37. Для вас, гимназистки: Книга для старшеклассниц. /Авт.-сост. И.Н. Крайнева. СПб: Фолио - Пресс, 1996. - 528 с.
38. Живая Этика. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 --с. (Антология гуманной педагогики).
39. Журавлев В Н. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. - 168 с.
40. Завражин С.А., Алексеева О.В. Педагогические раздумья Даниила Андреева. /Современные проблемы историко педагоги-ческих исследований. - М.: Педагогика, 1992. - 201 с.
41. Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии1937-1998 годы). Справочник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЗАО "НЕСТО", 1999. - 208 с.
42. Золотухина Аболина Е В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. - 384 с.
43. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. //Педагогика.- 1992, №-11-12.-С. 50.
44. Зотов Н. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление: философско-этическое исследование. Томск, 1984. - 245 с.
45. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974.-126 с.
46. Иванов В., Рыбакова Н. Что такое этика? М.: Политиздат, 1963. - 47с.
47. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников.- М.: Педагогика, 1972. 96 с.
48. Иголь E.JI. Моральная природа этического исследования. М.: Знание, 1992. - С. 11.
49. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. /Под ред. З.И. Равкина. М.: Педагогика, 1993. - 227 с.
50. Из истории советской школы и педагогики: Труды института теории иистории педагогики. /Отв. ред. В 3. Смирнов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.1 л- J 1J с.
51. Калинин М.И. Советы партийному работнику. М.: Политиздат, 1977. -С. 45.
52. Капто А. Философия мира: истоки, тенденции и перспективы. М.: Наука, 1990. - 87 с.
53. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 134 с.
54. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с.
55. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 142 с.
56. Коган JT.H. Социология культуры. Екатеринбург, УрГУ, 1992. - С. 67.
57. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с.
58. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - 512 с.
59. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореферат дис. канд. пед. наук. Курск, 1999. -20 с.
60. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: РАО, 1993. 135 с.
61. Королев Ф.Ф., Раскин Л.Е. Воспитательные задачи школы. М.: 1930. -168 с.
62. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 -1931). М.: АПН РСФСР, 1961.- 508 с.
63. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Госполитиздат, 1959. -267 с.
64. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема. // Пед. Соч.: В Ют. Т. 5. - М.: Госполитиздат, 1959. - С. 205.
65. Крупская Н.К. Общественное воспитание. //Лед. Соч. В 10 т. Т. 2. -М.: Госполитиздат, 1959. - С. 133.
66. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М.: Политиздат, 1984. - Т. 5. - С. 363.
67. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М.: ВЛАДОС, 1997. - 168 с.
68. Кузьмина JI. Н. Этика. /Программа для 5-9 классов образовательных учебных заведений. Сургут: Дефис, 2000. - 64 с.
69. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского университета, 1998. - 115 с.
70. Лернер И.Я. Принцип гуманизации педагогического процесса. //Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: Педагогика, 1992. - С. 24
71. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - С. 122.
72. Лихачев В.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога). //Педагогика. 2001. - № - 3. - С. 35-36.
73. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. /Сост. и общая ред. Г.А.Дубровской. Изд. 2-е, доп. - М.: Дет. лит., 1988. - 238 с.
74. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. //Полн. собр. соч. Т. 41. - М.: Политиздат, 1970. - С. 301.
75. Ленин В.И. О воспитании и образовании. /Сост. В.П. Груздев; Общ. ред. и вст. ст. В.И. Додонова. М.: Просвещение, 1987. - С. 26.
76. Макаренко А С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.- 332 с.
77. Макаренко А С. Коммунистическое воспитание и поведение. //Пед.
78. Соч.: В 8т. М.: Наука, 1984. - Т. 4. - С. 337 - 340.
79. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. //Пед. Соч.: В 7 т.- М.: Изд-во АПН,1958. Т. 4. - С. 319.
80. Маленкова ЛИ. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000.-230 с.
81. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов. /А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов, В.И. Бакштановский и др., Общ. ред. А.И. Титаренко. 3-е изд. доработ. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - 366 с.
82. Мартынов Ф.Т. О разновидностях духовности и об отношении к ним в современной России. //Вестник Уральского университета. Екатеринбург: УрГУ, 1999.-С. 48 - 52.
83. Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - С. 78.
84. Матятин О. Предисловие. //Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М : Детгиз, 1979. - С. 4.
85. Маслова Н.В. Ноосферное образование: концепция, технология, методика. //На пути к ноосферному образованию. Сборник материалов международной конференции "Мышление XXI века и образование". М. РАЕН, 1999. - С. 95 - 100.
86. Медведицков А.П История образования. В 3-х ч. Ч. 1. Проблемы воспитания. Учебное пособие. - Омск. Изд-во Омского педуниверситета, 1995.- 108 с.
87. Мелик Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы возможности. //Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 12.
88. Мир детства; Подросток. /Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н.Филонов. М.: Педагогика, 1982. - 432 с.
89. Митина В. Новое мышление: его роль в миротворческом воспитании. //Приоритеты современной педагогики: Мир Экология - Сотрудничество. -М: 1993. - С. 96-109.
90. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра "Семья". М.: НМО "Творческая педагогика", 1991. - 88 с.
91. Модзалевский J1.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. В двух томах. СПб.: Алетейя, 2000. - Т. 1. - 429 е., Т.2. -496 с.
92. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: Изд-во МНЭПУ,1995. 54 с.
93. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. - 352 с.
94. Монахов В. Диагностика. //Педагогический вестник. 1997. - № 3. - С. 4.
95. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики (1917 -1987). М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
96. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 246 с.
97. Найк Анита. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. /Пер. с анг. В. Жеребцова. - М.: ACT -ПРЕСС, 1997. - 336 с.
98. На пути к ноосферному образованию: Сборник материалов международной конференции "Мышление XXI века и образование". М.: РАЕН, отд. ноосферного образования, 1999. - 126 с.
99. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборникла. Сборник документов. 1917-1973 гг. Составители: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
100. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. /По материалам "круглого стола", Москва, 1989 г. М.: Знание, 1989. - 64 с.
101. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. М.: Педагогика, 1979. - С. 10.
102. Нуйкин А.А. Мужской разговор. М.: Дет. лит., 1990. - 224 с.
103. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. /Под ред. П.В. Конаныхина. М.Серпухов: 1996. - 117 с.
104. О реформе образовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - С. 47.
105. Основы коммунистической морали. Учебное пособие для системы комсомольской политучебы. М.: Политиздат, 1979. - С. 4.
106. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. М.: Политиздат, 1972. - С. 158.
107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19171941). /Отв. ред. Н.П. Кузин, Н.М. Колмакова, З.И. Равкин. М.: Педагогика,1980.-456 с.
108. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19611986 гг.) /Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М.: Педагогика, 1987. - 416 с.
109. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. //Педагогика. 2001. - № - 3. - С. 23.
110. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. 3-е изд. -М.: Дет. лит., 1989. - 351 с.
111. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., ИМПЭТО, 1997.-96 с.
112. Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917 1927). - М.: 1927. - С. 65.
113. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое общество, 1999. - 192 с.
114. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 160 с.
115. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
116. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
117. Пономарева Г.М., Немировская Л.З., Тюляева Т.И. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО "Фирма «Издательство ACT», 1998. - 400 с.
118. Попов Л.А. Нравственное воспитание и марксизм. //Педагогика. 1994. - № 2 - С. 40
119. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М.: "Центр", 1998. - 160 с.
120. Приоритеты современной педагогики: Мир Экология -Сотрудничество: Материапы международного педагогического проекта P E A C E. /Под ред. Э.С. Соколовой. - М.: 1993. - 160 с.
121. Проблемы истории советской школы и педагогики. /Под ред. З.И.Равкина/. М.: Наука, 1991. - 284 с.
122. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
123. Равкик З.И. Творцы и новаторы школы, рожденные Октябрем. Кнмга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
124. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. /Под ред. В.М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. - С. 33.
125. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. /Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989 - 605 с.
126. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. СПб.: Изд-во "Лань", 1998. -256 с.
127. Ротанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально педагогической деятельности образовательной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.
128. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. - 144 с.
129. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: учебно-справочное пособие. М.: МПА, 1999. - 48 с.
130. Склярова A.M. Нравственное воспитание: проблемы и перспективы в формировании духовности. //Проблемы человека в меняющемся мире. СПб., 1997. -С. 124-131.
131. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.
132. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: ACT - ПРЕСС, 1997. - 288 с.
133. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. /Под ред. З.И. Равкина/. В 3 т. - М.: Российская Академия образования, 1994. - Т. 1 - 185 е., Т. 2 - 139 е., Т. 3 - 223 с.
134. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993. 200 с.
135. Сушков Б.Ф. Русская культура: Новый курс. М.: Наука, 1996. - 335 с.
136. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Сост. О.В. Сухомлинская. -М.: Педагогика, 1990. 304 с.
137. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999. - 201 с.
138. Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности. Сборник материалов и тезисов Всероссийской научно практической конференции. - Сургут. Редакционно - издательский центр СурГПИ, 1998. -156 с.
139. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Народна Асвита, 1972. - 206 с.
140. Харчев А.Г., Яковлев Б Д. Очерки истории марксистско ленинской этики в СССР. -Л.: Лениздат, 1972.
141. Христианская мораль и этика основа общества. - М.: "Триада", 1994. -232 с.
142. Федорова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.
143. Филатова Е. Соционика для вас. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 284 с.
144. Философия образования. Сборник научных статей. М., "Новое тысячелетие", 1996. - 288 с.
145. Философский энциклопедический словарь. /Редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.
146. Франк С Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992,- 511с.
147. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой отечественной войны: историко- педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. - 240 с.
148. Ценностно-содержательные основы воспитания личности в образовательном пространстве ХМАО. Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999. - 234 с.
149. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема. Киев: Радянска У край1. Украина, 1972.
150. Шацкий С Т. Основные принципы построения новых программ. // Педагогические сочинения: В 4-х Т. Т. 4. - М.: Изд-вл АПН, 1962. - С. 92.
151. Шевелев В В. Серебро или золото? М.: Дет. лит., 1981. - 127 с.
152. Шемшурина А.И. Критерии нравственного движения личности. //Народное образование. 2000. - № 9-10. - С. 69.
153. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: ВЛАДОС, 1999. 112 с.
154. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. М. Школа - Пресс, 1998. - 96 с.
155. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. М. Школа - Пресс, 1998. - 96 с.
156. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. В помощь учителю: В 2-х книгах. М.: Школа - Пресс, 1998. Книга 1 - 96 е.; Книга 2 - 96 с.
157. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками седьмых классов. В помощь учителю. М.: Школа - Пресс, 1999. - 128 с.
158. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
159. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
160. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
161. Шнекендорф З.К. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности -основа формирования личности в воспитательно образовательных системах. //Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. - М. - Серпухов: 1996. - С. 3-5.
162. Шульгин В Н. О воспитании коммунистической морали. М.: 1928. -С. 9.
163. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. -М.: Наука, 1968.
164. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1998. - 77 с.
165. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: Педагогическое общество России, 1997.
166. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
167. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
168. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000 - 48 с.
169. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Наука, 1974. - Т. 1. - С. 55.
170. Этикет и антиэтикет: книга для стильной молодежи. /Авт. сост. В.В.Иванова. М.: Лабиринт - К., 1999. - 384 с.
171. Этические беседы с учащимися: VIII класс.: Пособие для учителя. /И.Ф. Горленко, А.В. Санникова и др.; Науч. ред. И.Ф. Харламов. Мн.: Нар. асвета, 1986. - 239 с.
172. Эйнгорн Н.К. Кризис морали и мораль кризиса в России на изломе исторического времени. //Вестник Уральского университета. Екатеринбург: УрГУ, 1999. - С. 83-88.
173. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. XX века. Автореферат дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 1997. - 25 с.
174. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО-ПРЕСС, 1998. - 463 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.