К.И. Чуковский и С.Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Обухова, Мария Александровна

  • Обухова, Мария Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 249
Обухова, Мария Александровна. К.И. Чуковский и С.Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Саратов. 2007. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Обухова, Мария Александровна

Введение.

Глава первая.

Чуковский и Маршак в литературной жизни 1922-1934 годов.

Глава вторая.

Чуковский и Маршак в 1935-1964 годы.

Глава третья.

Автобиографическая проза Чуковского и Маршака.

Повести «Серебряный герб» и «В начале жизни».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «К.И. Чуковский и С.Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы»

Имена К.И. Чуковского и С.Я. Маршака часто звучат в одном ряду, их произведения печатаются под одной обложкой. Создатели поэзии для самых маленьких читателей, они заняли значительное место в духовной истории народа и общественном сознании. Стихи Чуковского и Маршака - неотъемлемая примета детства для многих поколений, в восприятии большинства читателей они слились в нерасторжимую чету классиков детской литературы.

Оба писателя давно и прочно вошли в круг литераторов первого ряда, их творчество не раз становилось объектом научной рефлексии. Каждому из них посвящены объемные разделы в учебных пособиях по детской литературе, оба неоднократно были героями серьезных монографических исследований. Литературное наследие и Чуковского, и Маршака составляет множество томов, жанры и темы, к которым обращались писатели, весьма многообразны. Но они шли по параллельным дорогам в жизни и в литературе, и их пути часто пересекались.

Начиная с первых статей и отзывов на их детские книги, критики и ученые, обращавшиеся к творчеству одного из писателей, неизбежно упоминали другого. По остроумному замечанию М. Петровского, «их имена вошли в массовое сознание (с помощью расхожей критики) в виде некоего тандема, сиамских близнецов детской поэзии, литературной двустволки, стреляющей дуплетом: Маршак-Чуковский, Чуковский-Маршак. Что-то вроде «Ильф и Петров». Или «Маркс и Энгельс». Или «Макс и Мориц»»1.

1 «Между нами долго была какая-то стена»: Письма К. И. Чуковского к С.Я. Маршаку / Публикация и предисловие М. Петровского //Альманах Егупец. -№ 12. - Киев, 2003. http://judaica.kiev.ua/Eg12/Egl2-13.htm.

Знаменитый критик Корней Чуковский после 1917 года «выдумал детскую литературу» (JI. Гинзбург), став автором первых истинно художественных произведений для детей. Маршак вошел в историю как замечательный лирический поэт и главный организатор детской словесности, который привлек в нее множество талантов. Таковы вкратце их устоявшиеся литературные репутации. За рамками остаются размышления, споры, титанический труд, вдохновленный общей идеей создания настоящей литературы для детей, а также более сорока лет тесных личных отношений Чуковского и Маршака, постоянный творческий диалог между ними.

Эти сорок лет - с 1922 по 1964 годы - огромный временной отрезок и для одного человека, и для отечественной истории. В общении Чуковского и Маршака неизбежно отразились события, коллизии различных периодов в жизни страны и литературы. Так, в начале 1920-х годов они вместе увлеченно размышляли над особенностями творчества для юных читателей, писали и издавали первые детские книжки, а в конце 1920-х сообща боролись с литературными чиновниками, преодолевая цензурные препоны. В 1936-1938 ходатайствовали о безвинных жертвах режима, в тяжелые военные годы служили Родине пером, работая в Совинформбюро, выступая в газетах, и бесконечно помогали людям, в чьи судьбы вмешалась война. В 1960-е Чуковский и Маршак активно участвовали в литературном процессе, они с радостью приветствовали молодые яркие таланты и возмущенно выступали против их гонителей (оба писателя принимали участие в судьбах А.И. Солженицына и И.А. Бродского).

Главной связующей нитью в их отношениях всегда было творчество. Работая в одной области литературы, они были интересны друг другу как самобытные художники. Об этом можно судить по переписке, которую писатели вели с 1928 года до смерти одного из ее участников - Маршака - в 1964 году. Предметом их эпистолярного диалога не раз становилось обсуждение литературных достижений и планов собеседника. Чуковский и Маршак нередко обращались к одним и тем же жанрам и сходным темам, например, автобиографической повести о детстве, стихотворению для детей, критико-публицистическому выступлению о проблемах детской литературы, к переводам одних и тех же произведений. Таким образом, можно говорить о скрытом, внутреннем диалоге между писателями, который они вели в своих книгах.

Сотрудничество писателей началось с общей англомании - любви к английской литературе и стремления поделиться ее богатствами с русским читателем. И Чуковский, и Маршак переводили всю жизнь, заставив заговорить по-русски Уитмена, О' Генри, Киплинга, Бернса, Шекспира, Блейка. Чуковский в своей книге «Высокое искусство» создал отечественную теорию перевода и посвятил целую главу переводам Маршака. «Если б Маршак жил во времена Жуковского и Пушкина, они признали бы его совершенно своим» , - утверждал Чуковский, оценивая мастерство Маршака-переводчика. Среди их главных литературных побед была книга английского детского фольклора «Nursery Rhymes», эта «многостильная, несокрушимо здоровая, бессмертно веселая книга с тысячами причуд и затей»3. «Скрюченная песня», «Барабек», «Котауси и Мауси» Чуковского и «Дом, который построил Джек», «Шалтай-Болтай», «Три зверолова» Маршака - эти шедевры стали достоянием русской поэзии.

Главным делом, призванием, вдохновением, а порой и болью каждого из них стала детская литература. М. Петровский писал, что общей идеей, объединившей Чуковского и Маршака, было исповедание русской демократической культуры. «Кризис отечественного народолюбия, выродившегося в коммунистический разгул и разгул кича, заставил искать замену рухнувшему в тартарары «народу». Замена была открыта в воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К. И. Лозовская, 3. С. Паперный, Е. Ц. Чуковская. - М., 1977.

С.448.

3 Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. - М., 2001. Т. 3. С. 195. поистине великом «малом народе» - в детях. Детская субкультура была понята (или «восчувствована») как самая демократическая и, пол видимому, единственная общенациональная часть культуры» . По замечанию Б.М. Гаспарова, во всей русской поэзии XX века едва ли найдутся стихи, способные соперничать с «Мойдодыром» Чуковского по числу читателей5. То же самое можно сказать о «Почте» или о «Детках в клетке» Маршака. Даже если бы каждый из них был только детским поэтом, этого было бы уже достаточно, чтобы навсегда войти в русскую культуру. Но они не только создали «золотой фонд» поэзии для детей, за всю жизнь Чуковский и Маршак проделали колоссальную организационную и редакторскую работу, привлекая в детскую литературу блестящие таланты, борясь за то, чтобы до ребенка непременно дошла хорошая книжка. «Мы считаем себя вправе высказать свои пожелания, - писали литераторы в совместном письме в коллегию Наркомпроса в конце 1920-х, - так как мы на деле доказали, что нам издавна дорого процветание детской словесности. Один из нас (Чуковский) вовлек в детскую литературу таких авторов, как Саша Черный, Маршак и Борис Житков, а другой (Маршак) «создал» Виталия Бианки и авторов «Республики Шкид»»6.

Детская литература воспитывает, взращивает читателя «взрослой» литературы и является для нее неким иратекстом. Постепенно сливаясь в сознании носителей культуры с фольклором, она становится национальным мифом, неотъемлемой частью общекультурного фона. Образы детских классиков тоже подвергаются неизбежной мифологизации.

За те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере

4 «Между нами долго была какая-то стена»: Письма К. И. Чуковского к С.Я. Маршаку / Публикация и предисловие М. Петровского// Альманах Егупец. -№ 12. - Киев, 2003. http://judaica.kiev.ua/Eg12/Egl2-13.htm.

5 Гаспаров Б.М. Мой до дыр // НЛО. - №1. С. 304-319. С. 304.

6 Чуковский К.И. Собр. соч.: В 15 т.-М„ 2001. Т. 2. С. 603. лет семьсот»7, - удивлялся Маршак в своей автобиографии. «.Я пишу и печатаюсь шестьдесят три года. Помню Куприна молодым человеком, еще до того, как он написал "Поединок", и юного Блока в студенческой нарядной тужурке»8, - писал К. И. Чуковский в 1960-е годы. Маршак и Чуковский прошли столь долгий путь в литературе, что мифы о них начали складываться еще при жизни.

В рамках наиболее распространенного мифа, свойственного обыденному сознанию, при произнесении имен «Чуковский», «Маршак» большинству представляются благостные старцы, улыбчивые сказочники, окруженные гурьбой своих юных читателей. Или даже один добрый старичок, эдакий Маршак-Чуковский, потому что все это было так давно, в раннем детстве: кого тогда интересовало, кто именно придумал Мойдодыра и Шалтая-Болтая: Маршак, Чуковский, или, может быть, Сергей Михалков. Дети вырастают, но в памяти уже взрослых людей, как волшебный Тяни-Толкай, продолжает существовать смутный образ «сиамских близнецов детской поэзии».

Сам Чуковский с горькой иронией в конце жизни повторял: «Я совершенно ясно представляю себе, как в 1980 году, проходя мимо моего балкона, кто-то скажет: «Вот на этом балконе сидел Маршак». «Какой Маршак? - поправят его. - Не Маршак, а Чуковский!».9

На стихах Чуковского и Маршака выросло несколько поколений, отсюда ощущение, что они и их книги всегда были непременной частью детства каждого человека, родившегося в России. Однако формирование отношения к поэзии Маршака и Чуковского длилось не один год, процесс канонизации писателей, признание их классиками детской поэзии был сложен и длителен.

Вопрос о статусе и месте писателей в литературе возник уже в 1920-е годы. Тогда книги Чуковского и Маршака практически целиком

7 Маршак С.Я. Собр. соч.: В 8 т. - М„ 1971. T.6. С. 9.

8 Чуковский К.И. Собр. соч.: В 15 т. - М„ 2001. Т. 1, С. 5.

9 Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И. Лозовская, З.С. Паперный, Е.Ц. Чуковская. - М., 1977. С.

273. составляли фонд русской детской поэзии для самых маленьких. Их произведения выходили огромными тиражами, неоднократно переиздавались, порой в течение одного года. За 1923-1926 годы увидели свет шесть книжек Чуковского, причем только «Тараканище» за это время выдержал шесть изданий. Маршаком в это время были написаны и напечатаны «Детки в клетке», «Цирк», «Пожар», «Почта», «Багаж». Произведения поэтов одновременно входили тогда в детский круг чтения, причем они занимали в нем пустовавшую до сих пор нишу интересной и высокохудожественной книжки для самых маленьких - двух-пятилетних -читателей. Неудивительно, что поэты приобрели фантастическую популярность в детской среде. Однако на тот же период пришлось активное неприятие их творчества в массовой критике и всевозможные цензурные препоны, которые преодолевали книги Чуковского и Маршака на пути к изданию. В конце 1920-х на страницах газет и журналов велась яростная борьба с аполитичностью, бессодержательностью и буржуазностью детской книги Чуковского и Маршака. Но попытки создания негативной репутации писателей как «врагов и вредителей» советской детской литературы не увенчались успехом. Представление о поэтах как о социальном зле, названном «чуковщиной», существовало отдельно от мнения их настоящих читателей - детей.

Маршаку и Чуковскому еще предстояло пройти долгий путь вхождения в утвержденный и канонизированный свод классиков, чьим традициям следуют, чье творчество досконально изучают. Введение имен Чуковского и Маршака в программы и учебники по детской литературе и особенности интерпретации их творчества в учебно-методических изданиях - один из важнейших механизмов мифологизации фигур писателей. Когда советская детская литература начала складываться как отдельная филологическая дисциплина, встала проблема подачи творчества Чуковского и Маршака в ее контексте. Изучать или не изучать, если все же изучать, то в каком ракурсе?

Одна из первых программ по советской детской литературе, созданная в 1940 году, содержала разделы, посвященные обоим писателям наряду с разделами о В. Маяковском, С. Михалкове, Э. Багрицком, А. Барто. Но это еще не была устоявшаяся точка зрения, рассмотрение творчества поэтов в ходе лекционного курса предполагало дискуссионность, критическое отношение к их художественным принципам. Так, разбор всего корпуса текстов Маршака был разделен на два этапа, соответствующих периодам его творчества (раннему и современному). Анализ первого этапа содержал отдельный вопрос об «ограниченности творческого диапазона при блестящей поэтической форме»10. Точно так же и в изучение Чуковского необходимым пунктом была включена «критика установок» поэта в его «Заповедях для детских писателей»11.

Однако к концу 1940-х годов взгляд авторов программ и учебников на поэтов кардинально изменился, была выстроена другая иерархия детских писателей: М. Горький, В. Маяковский, А. Гайдар и С. Михалков. Чуковскому и Маршаку в ней не нашлось никакого места. Маршак фигурировал здесь только в перечислительном ряду: «Теме счастливого детства большое внимание уделяют многие советские поэты и писатели -3. Александрова, А. Барто, С. Маршак, В. Осеева, Н. Носов и др.»; «О замечательных детских садах пишут стихи 3. Александрова, Е. Благинина, Е. Трутнева, А. Барто, С. Маршак и др.»12. Чуковский же не упоминался вовсе. Очевидно, что составители при отборе персоналий руководствовались не объективными научными принципами, а политической конъюнктурой, фавориты власти автоматически попадали в классики, а опальные писатели вычеркивались (Чуковский в 1946 году подвергся травле за «безыдейную и вредную» сказку «Бибигон»).

10 Советская детская литература. Программа на 1939/40 учебный год / Сост. А.П. Бабушкина. - М„ 1940. С.6.

11 Там же.

12 Колокольцев Н.В. Детская литература. Учебно-методическое пособие для заочников пед. училищ. - М., 1950. С. 65,71.

1950-е годы стали следующим этапом вхождения Маршака и Чуковского в образовательное поле. Маршак был официально признан в качестве «крупного поэта советской детской литературы» на несколько лет раньше Чуковского, причем наиболее существенным в этом «звании» оказалось слово «советской». Для придания Маршаку непоколебимого статуса классика его творчество рассматривалось как направленное к одной цели - «воспитанию юных советских граждан коммунистами, любящими свою советскую родину»13. В учебниках появился целый раздел «С. Я. Маршак». Он открывался рассказом о совместной работе с Горьким, который будто бы и поручил поэту «рассказать молодому советскому поколению о социалистическом строительстве и людях, преобразующих отсталую Россию в мощную социалистическую державу»14. Стихи поэта анализировались с точки зрения правильности их политического содержания: «Темы и образы стихов С.Я. Маршака показывают, чем замечательна советская жизнь («Рассказ о неизвестном герое»), подчеркивают героические черты в характере советского человека («Короткая повесть»), помогают увидеть, как борются народы за мир («На страже мира»), (.) славят труд советского человека («Почта», «Почта военная», «Лесная книга»), разнообразно рисуют жизнь и труд советского школьника (.,.)»15. Утверждалась точка зрения на Маршака как на «мастера социалистического реализма в советской поэзии для детей»16. В перечислительном ряду, который всегда четко отражал литературную иерархию детских писателей на определенный исторический момент, его имя ставилось сразу после имен Горького и Маяковского.

Постепенно в учебниках и программах появился и Чуковский. Сначала эпизодически в обзорах детской литературы 1920-х годов или в связи с его критическими работами о детской словесности начала XX

13 Гречишникова А.Д. Советская детская литература. Учебное пособие для учительских институтов. - М.,

1953. С. 155.

14 Там же. С. 216.

15 Там же. С. 155.

16 Детская литература. Ч.З. Советская детская литература. Программа курса для библиотечных институтов /

Сост. И.В. Иноземцев, Н.Б. Медведева, Е.П. Привалова. - М., 1955. С. 22. века17, затем - в отдельной главе18. Чуковский был полностью реабилитирован - при анализе сказочных образов, придуманных им, упоминался даже запрещенный ранее Бибигон. Более того, в учебнике говорилось о «несправедливой критике» поэта в 1920-е годы, о том, что борьба с «чуковщиной» вредила «правильной оценке заслуг Корнея Ивановича Чуковского»19.

В 1959 году оба писателя в одном ряду впервые были названы «основоположниками советской детской поэзии», признаны организаторами детской литературы, постоянными единомышленниками и соратниками М. Горького и В. Маяковского в борьбе за настоящее искусство для детей. «В. Маяковский, С. Маршак, К. Чуковский, используя традиции народного творчества и классической поэзии, создали для детей стихи совершенно нового качества и по праву считаются основоположниками советской детской поэзии»20.

В 1960-80-е годы Маршак и Чуковский уже прочно вошли в обязательное содержание курсов по детской литературе в учительских институтах и педучилищах, их имена стали заметной составляющей учебников и хрестоматий. В них окончательно оформились и закрепились мифы о Чуковском и Маршаке, которые учебная и методическая литература в дальнейшем распространяла и популяризировала. Был выработан определенный алгоритм, по которому строился рассказ о жизни и творчестве каждого из писателей, были отобраны факты личной и творческой биографии писателей, ничем не омрачающие репутацию настоящих советских детских классиков. Глава обычно открывалась формулой: Чуковский (Маршак) - «один из зачинателей советской детской литературы, добрый и веселый сказочник», «автор широко

17 Привалова Е. П. Основные черты советской детской литературы / Под ред. В.А. Мануйлова. - М. 1954; Детская литература. 4.3. Советская детская литература. Программа курса для библиотечных институтов / Сост. И.В. Иноземцев, Н.Б. Медведева, Е.П. Привалова. - М., 1955; Алексеева О.В. и др. Детская литерату ра. Пособие для пед. училищ. - М., 1959.

18 Алексеева О.В. и др. Детская литература. Пособие для факультетов начальных классов пед. институтов пед. училищ. - М., 1960.

Там же. С. 213.

20 Детская литература / Под ред. Бурмистровой T.A., Богдановой 3.A. - М., 1959. С. 205. известных, любимых детьми оригинальных произведений и поэтических переводов зарубежных писателей»21, далее следовало замечание о том, что писателя знают и любят все от мала до велика, известен он также и за рубежом. Затем кратко излагалась биография, при этом особенно подчеркивалось пролетарское происхождение литератора («Маршак родился (-.)в семье мастерового-химика»", Чуковский был незаконнорожденным сыном прачки). С особой интонацией говорилось о государственных наградах, присужденных писателям. Стихи и пьесы Маршака обычно анализировались по тематическому принципу, выделялись темы труда, детства, подвига в его драматургии и лирике для детей, отмечались фольклорные традиции, многообразие ритмического рисунка. С Чуковским поступали еще проще: о поэтике его сказок рассказывали в соответствии со схемой его «Заповедей детским поэтам», просто иллюстрируя их примерами из текстов писателя23. Истинный классик советской литературы (взрослой или детской) не мог не быть сатириком, обличителем отжившего строя или современных буржуазных стран, поэтому пристальное внимание уделялось анализу «Мистера Твистера» Маршака, исключительно в таком ракурсе рассматривался «Серебряный герб» Чуковского - эта автобиографическая повесть трактовалась как «сатира на отживающий быт»24.

Один из главных приемов создания мифа о писателе -специфический отбор информации, тотальное цензурирование его творчества. Так, например, «взрослое» наследие Чуковского - его критические и литературоведческие работы - упоминались лишь вскользь, благодаря чему был рожден и закреплен миф о «дедушке Корнее» как

21 Дановский А.В. Хрестоматия. Учебное пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподаватель в начальных классах общеобразовательной школы» / Сост. Дановский А.В. - М., 1978. С. 177, 182.

22 Чернявская Я.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения педагогических институтов / Под ред. В.В. Гниломедова. - Минск, 1984. С. 195.

23 Детская литература. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.А. Терновского. - М., 1977.

24 Программы педагогических институтов. Детская литература. Для специальности № 2110 «Педагогика и психология дошкольная» / Сост. Алексеева О.В., Зубарева Е.Е. - М., 1970. С. 24. исключительно детском поэте и собирателе милых детских нелепостей в книге «От двух до пяти». Неполное и схематичное представление о творчестве сосуществовало со столь же далеким от реальности образом личности писателя.

Изучение творчества Чуковского и Маршака в рамках высшего образования было лишь одним из многообразных средств и механизмов создания устойчивой литературной репутации наряду с публикациями в периодической печати, изданиями монографий, выпуском фильмов и радиопередач о писателях, интервью, иллюстрированием их текстов и т.д. Создание мифа о Чуковском и Маршаке в 1960-80-е годы было продиктовано необходимостью внести в контекст официальной советской культуры, сделать «своим» наследие писателей, которое уже и без того стало национальным культурным достоянием.

В последнее время наблюдается процесс, обратный описанному. Начиная с 1990-х годов по настоящее время издано огромное количество фактографической литературы, связанной с жизнью писателей (дневники, переписка, мемуары), которая отвергает все созданные ранее мифы. Чуковский и Маршак предстают перед читателями как живые, противоречивые характеры, не безликие «соратники по борьбе за сказку и фантастику в детской литературе», а люди, которые всю жизнь были связаны сложными отношениями дружбы и противоборства.

Многие писали об их несхожести, парадоксальной дружбе-вражде, об общности творческих принципов в литературе для детей и своеобразии писательской индивидуальности каждого: «друзья-враги, соперники и соратники, они с двадцатых годов срослись в общественном сознании в неразлучную пару авторов-близнецов, доисторических титанов литературы»' . Отношения их не всегда были ровными и безоблачными, порой перемежались острыми конфликтами, но всегда стремились к

25 Лукьянова И. Корней Чуковский. - М., 2006. С. 924. гармонии, так как были основаны на общем наборе культурных ценностей.

Неугасимый интерес к писателям, противоречия и споры, многообразные трактовки текстов являются индикатором значимости фигуры литераторов, указывающим на то, что они еще не спрятаны в пыльный архив истории, а живут и играют существенную роль в современной культуре.

Фигура К.И. Чуковского уже долгое время находится в поле пристального внимания широкой читательской аудитории, издателей и специалистов-литературоведов. Парадоксальность его художественного дара порождает сегодняшний подход к изучению поэтических произведений автора. Бесконечно простые, на первый взгляд, тексты сказок вызывают подчас неожиданные толкования. Их игровая природа воздействует на читателя таким образом, что его не покидает ощущение загадки, нераскрытой тайны. За время существования поэтических сказок к ним выработалось устойчивое отношение как к пласту эзотерической литературы, русской «Алисе в стране чудес». Сейчас существуют множество попыток «расшифровки», истолкования этих сказок, поиска их

26 литературных, политических и мифологических подтекстов . Маршак признан не только как детский классик, но как глубокий и самобытный лирический поэт, о его «взрослых» стихах написаны научные статьи и диссертации27.

Детские книги Чуковского и Маршака и сегодня выходят колоссальными тиражами, пьесы Маршака успешно ставятся в театрах, выходят все новые и новые исследования, посвященные их творчеству. В литературоведческое поле активно возвращаются те части наследия

26 Липовецкий М. Сказковласть: «Тараканище» Сталина// НЛО. -№45. С. 122-136; Гаспаров М. Мой до дыр // НЛО. - №1. С. 304-319; Золотоносов М. «Ахутокоц-Ахум»: Опыт расшифровки сказки К. Чуковского о Мухе // НЛО. - №2. С. 262-282.

27 Разова В.Д. Поэзия Маршака. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Ленинград, 1964; Петровский М. Диалог о столе. М. Цветаева и С. Маршак // Памир. - 1989. - №2. С. 117-127; Гаспаров М.Л. Маршак и время // Литературная учеба. - 1994. -ноябрь/декабрь. С. 153-167. писателей, которые по общественно-политическим причинам были обойдены вниманием в советские годы. Так, последнее десятилетие ознаменовано новым открытием Чуковского-критика, эта часть его

28 творческого наследия активно осваивается . В научный контекст вошла и библейская лирика Маршака29. В рамках знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» изданы книги о Маршаке и о Чуковском30. Причем биографы писателей не смогли обойти вниманием тему взаимоотношений писателей: М. Гейзер посвятил этому небольшую главу, которая так и называется «Чуковский и Маршак», И. Лукьянова в жизнеописании Чуковского на протяжении всего текста не раз упоминает о С. Маршаке и о его роли в судьбе литератора.

Писательские и человеческие дороги Чуковского и Маршака столь часто пересекались, что тема «Чуковский и Маршак» может быть раскрыта на различном материале. Много и плодотворно писали об их детской поэзии. В. Шкловский сравнил литературные индивидуальности Маршака и Чуковского с Томом Соейром и Геком Финном, «домашним» и «уличным» мальчишками в детской поэзии31. Ст. Рассадин в своей книге «Так начинают жить стихом» уделил внимание описанию поэтических манер двух авторов. Критику принадлежит афористичный вывод о разнице их талантов: «Чуковский - поэт эпический, а Маршак -лирический. Чуковский - Гомер нашей детской поэзии. Маршак - ее Пушкин»32.

Актуальность темы. Объемного исследования, посвященного деталям и перипетиям жизни двух масштабных фигур, определивших несколько важнейших векторов литературного движения XX века, пока

28 Карлова Т.Г. К.И. Чуковский-журналист и литературный критик. - Казань, 1988; Кочеткова А.А. К.И.

Чуковский-литературный критик 1900-1910 годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). - Саратов, 2004.

24 Гейзер М.М. Библия в творчестве русских поэтов XIX- начала XX веков (А.С. Пушкин, С.Я. Маршак).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических паук (10.01.01). - М.,

1996.

30 Гейзер М.М. Маршак. - М., 2006; Лукьянова И. Корней Чуковский. - M., 2006.

31 Шкловский В.Б. Старое и новое. Книга статей о детской литературе. - М., 1966.

Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. - М., 1967. С. 60. еще не создано. Взаимодействие, взаимовлияние и взаимоотталкивание Чуковского и Маршака рассматривается эпизодически в работах о каждом из писателей в отдельности. Монографического исследования, объединившего оба эти имени в пределах общей творческой биографии, еще нет.

Отсутствуют и целостные опыты литературоведческого прочтения двух писательских биографий, преломленных в их автобиографических повестях. Между тем автобиографические повести «Серебряный герб» Чуковского и «В начале жизни» Маршака представляют наименее изученную часть творчества писателей, даже авторы объемных монографий33 о творчестве Маршака и Чуковского не рассматривают эти произведения. До сих пор эти книги воспринимали исключительно как источник сведений о детских годах писателей, и никогда прежде они не становились объектом отдельного исследования, в рамках которого могут быть выявлены основные черты поэтики прозы Чуковского и Маршака. На наш взгляд, автобиографические повести о детстве являются значительной составляющей того внутреннего творческого диалога, который вели писатели, «поскольку все мы родом из детства, тем более поэты, тем более поэты, сочиняющие для детей»34. Сравнительный анализ повестей «Серебряный герб» и «В начале жизни» позволяет не только ярче представить личности писателей, но и выявить природу таланта, уяснить специфику прозаической манеры Чуковского и Маршака.

Множество точек, в которых пересекаются литературные миры Чуковского и Маршака, позволяют создать комментированную хронику их личных и творческих отношений, осмыслить диалог, который вели писатели на протяжении нескольких десятилетий, вписав его в социокультурный контекст 1920-1960-х годов. Двойной биографический

33 Петровский. М.С. Книга о Корнее Чуковском. - М., 1966; Галанов Б.С. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. -М., 1965.

Между нами долго была какая-то стена»: Письма К. И. Чуковского к С.Я. Маршаку / Публикация и предисловие М. Петровского // Альманах Егупец. -№ 12. - Киев, 2003. http://judaica.kiev.ua/Eg12/Egl2-13.htm. портрет рассматривается в данной диссертации параллельно с двойным автобиографическим повествованием. Хронологические рамки работы связаны с двумя датами - знакомство литераторов в 1922 году и смерть Маршака в 1964.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка восстановить подробную историю личных и творческих взаимоотношений Чуковского и Маршака через призму меняющихся литературных эпох с привлечением переписки, дневников, мемуаров, а также литературно-художественных (автобиографических) источников. Впервые осуществлен сопоставительный анализ автобиографических повестей Чуковского и Маршака.

Цель диссертационного сочинения - рассмотреть эволюцию личных и творческих отношений Чуковского и Маршака в контексте литературных эпох - с 1920-х до 1960-х годов, выявить специфические для каждого писателя и универсальные черты автобиографической прозы.

Для достижения выбранной цели необходимо решить следующие задачи:

- восстановить и проанализировать историю личных контактов Чуковского и Маршака, выявить основные темы их общения и характер взаимоотношений;

- рассмотреть «двойную биографию» Чуковского и Маршака в общественно-литературном контексте 1920- 1960-х годов;

- проанализировать автобиографические повести - «Серебряный герб» Чуковского и «В начале жизни» Маршака, выявляя особенности прозаической манеры каждого из писателей и моменты внутреннего творческого диалога между ними.

Предмет работы - разнообразные биографические источники: переписка Чуковского и Маршака (1928-1963гг.), дневниковые записи Чуковского, мемуары современников о Чуковском и Маршаке, писательская публицистика, автобиографические повести - Чуковского «Серебряный герб» и Маршака «В начале жизни».

Объектом диссертационного исследования стал личный и творческий диалог писателей в контексте меняющихся литературных эпох, биография и художественная автобиография писателей.

Методология исследования представляет собой комплекс литературоведческих подходов, обеспечивающих возможность реконструкции личных и творческих контактов писателей в контексте различных литературно-общественных ситуаций, а также изучения художественной природы автобиографических повестей. В связи с этим в диссертации использованы элементы биографической методологии, а также приемы образного, мотивного, структурно-функционального и интертекстуального анализа. Система взглядов на жанры биографии и автобиографии изложена в трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.А. Николиной, Л.Я. Гинзбург35.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что многоаспектный анализ автобиографических повестей Маршака и Чуковского вносит существенное уточнение в теорию автобиографического жанра. Изучение творческого диалога двух писателей позволяет расширить рамки сравнительно-типологического подхода к литературным явлениям.

Практическая значимость работы: материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, истории детской литературы, в спецкурсах, посвященных жанру автобиографии.

Положения, выносимые на защиту:

35 Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) //Лотман. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллин, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С.365-376; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. - М., 2002; Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Л., 1987; Гинзбург Л. О психологической прозе. - M., 1999.

- личный и творческий диалог Чуковского и Маршака (1921-1964 годы) представляет собой «двойную биографию» литераторов, связанных общими интересами к детской литературе, искусству художественного перевода, жанру автобиографической повести;

- меняющиеся литературно-общественные эпохи - от 1920-х годов к 1960-м, накладывая печать времени на творческие программы Чуковского и Маршака, отчетливо выявили общее и особенное во взглядах писателей на литературу, историю, современность, судьбы и принципы существования детской словесности, природу и законы художественного творчества в целом;

- имена Чуковского и Маршака мифологизированы советским общественным сознанием как имена литераторов, связанных родственными писательскими интересами, между тем сопоставление их литературно-общественных позиций обнаруживает существенные различия в художественных программах писателей;

- в автобиографических повестях Чуковского и Маршака отражены особенности прозаической поэтики, восходящей к контексту всего творчества каждого из писателей;

- поэтическая стихия, лиризм - свойства, определяющие суть всего творческого метода Маршака, являются характерологической чертой его повести «В начале жизни»;

- ирония, игровое начало, тяготение к драматизации повествования свойственны автобиографической прозе Чуковского и роднят жанровую природу его повести «Серебряный герб» со стихотворными сказками.

Структура работы: диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Обухова, Мария Александровна

Заключение

Чуковский и Маршак прожили в литературе бок о бок почти полвека. Каждый из них прошел нелегкий путь художника, которому выпало творить в одну из самых страшных исторических эпох. Они всегда при любых обстоятельствах истово и безоглядно служили искусству.

Многообразие творчества Чуковского и Маршака определило несколько важнейших векторов в развитии всей отечественной литературы. Детская поэзия и перевод - два явления, которые писатели «открыли» русской культуре, возведя то, что до них считалось ремесленными ответвлениями настоящей литературы, в ранг высокого искусства. Здесь пересеклись их творческие интересы и личные судьбы.

Автобиография и биография, лингвистически объединенные общими корнями, в основе своей являются гибридными созданиями истории и текста. Автобиографическое произведение - документ, в котором запечатлена уникальность личности, жизненного опыта, нравственного кодекса пишущего. В случае, когда автор автобиографии -художник, текст в полной мере отражает его творческую индивидуальность. Воссоздание истории взаимоотношений двух писателей не могло быть реализовано без достаточного полного представления об их личностях, что в свою очередь, стало возможным через обращение к их автопортретам.

Эпистолярий поэтов, оценки литературных достижений друг друга, разбросанные в статьях и письмах, - все это позволило реконструировать диалог, который вели на протяжении четырех десятилетий два столь непохожих человека и писателя. Отношения Чуковского и Маршака переживали расцветы и кризисы, но всегда были основаны на живом интересе к творчеству друг друга, на глубинном родстве взглядов и убеждений писателей. Если в начале совместного пути их в основном связывала детская литература, то в более поздний период центр общих творческих интересов сместился на перевод. Детскую литературу оба считали не «литературой для маленьких», а фундаментом полноценной и развитой в будущем личности; перевод - настоящим искусством, которое требует не только умения ремесленника, но и истинного поэтического вдохновения. Общими человеческими принципами обоих писателей были неустанный труд и стремление помочь ближнему.

Они шли схожими путями в литературном творчестве, часто обращались к одним и тем же жанрам и родственным темам, однако сопоставление их произведений выявляет глубокую самобытность творчества каждого. Сравнительный анализ автобиографических повестей позволил раскрыть особенности прозаической поэтики Маршака и Чуковского, взглянуть на нее к контексте всего творчества каждого из писателей: поэтическая стихия, лиризм - свойства, определяющие суть всего творческого метода Маршака, они являются основой и его автобиографической повести, поэтика «Серебряного герба» так же, как поэтика сказок Чуковского, приближена к драматической.

В данном исследовании охвачены биографический и автобиографический аспекты темы «Чуковский и Маршак». Но она многообразна и далеко не исчерпана.

В настоящее время продолжаются научные изыскания, посвященные особенностям художественных миров детской поэзии Чуковского и Маршака1, но развернутое сопоставление поэтики их детских произведений еще ждет своего исследователя. Интереснейшие

1 Кузьмина М.Ю. Сказочный эпос К.Чуковского. (Стилевое выражение авторской позиции). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). - Петрозаводск, 1997; Аутлеева Ф.А. Фольклорные и литературные традиции в художественном творчестве и переводческой деятельности С.Я. Маршака. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). - Майкоп, 2005. перспективы предполагает работа о переводах писателей, об их взглядах на основные принципы переводческой деятельности. Обращение и Маршака, и Чуковского к жанру публицистического выступления о проблемах детской литературы делает возможным анализ их взаимовлияния и диалога в области теоретических взглядов на творчество для детей, а также выявление особенностей публицистической манеры каждого. Наконец, существуют более мелкие, но не менее увлекательные аспекты темы, например, жанр поэтического экспромта в творчестве обоих поэтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Обухова, Мария Александровна, 2007 год

1. Маршак Я. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1958-1960.

2. Маршак Я. Собр. соч.: В 8 т. - М . , 1968-1972.

3. Маршак Я. В начале жизш1. Страницы воспоминаний. - М., 1961.

4. Маршак Избранная лирика / Предисловие К. Чуковского. - М., 1965.

5. Маршак Я. Наднись на часах. Эпиграмматические стихи / Сост., вступ. статья, коммеит. В.Д. Берестова. - М., 1987.

6. Маршак Я. Стихотворения и поэмы / Подгот. текста и прим. М.Л. Гаспарова; сост. В.В. Смирновой и М.Л. Гаспарова. Вступ. статья В.В.Смирновой. - Л., 1973.

7. Маршак Цирк / Рис. В. Лебедева. - Л., 1925.

8. Маршак Про одного читателя // Воробей. - 1924. - JST'» 3. 22.

9. Маршак Загадки // Воробей. - 1924. - № 7. 40. Ю.Маршак Дети отвечают Горькому // Правда. - 1934. - 18 мая.11 .Маршак О большой литературе для маленьких. Доклад на первомВсесоюзном съезде советских писателей. - М., 1934.

10. Маршак За большую детскую литературу. Доклад на первом Всесоюзном совещании по детской литературе при ЦКВЛКСМ //Комсомольская правда. - 1936. - 22 янв.

11. Маршак Путешествие или экскурсия? // Правда. - 1936. - 27 дек. И.Маршак Гордитесь правом писать для детей // Комсомольскаяправда.- 1937.-9 янв.

12. Маршак Волшебное перышко // Правда. - 1937. - 5 авг.. 1 б.Маршак О детских календарях // Правда. - 1938. - 26 фев.

13. Маршак Герои -детям // Литературный критик. - 1939. - 21 дек.

14. Маршак Будушим героям // Правда. - 1939. - 22 мая.

15. Маршак Жизиь побеждает смерть // Октябрь. - 1942. - №8. 97-98. 2292О.Маршак Правдивая повесть // Правда. - 1964. - 30 янв.

16. Маршак Дом, увенчанный глобусом // Повый мир. - 1968. - № 9. 157-182.

17. Маршак О молодых ноэтах // Новый мир. - 1969. - № 9. 89-105.

18. Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 Т. - М . , 1965-1969.

19. Чуковский К.И. Собр. соч.: В 15 т. Т. 1-12.-М., 2001-2006.

20. Чуковский К.П. Дневник 1901-1929 / Подготовка текста и комментарии Е.Ц. Чуковской; встун. статья В.А. Каверина. - М., 1991.

21. Чуковский К.И. Дневник 1930-1969 / Составление, подготовка текста, комментарии Е.Ц. Чуковской. - М., 1995.

22. Чуковский К. Стихотворения / Составление, вступительная статья и примечания М.С. Петровского. - СПб., 2002.

23. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства. -М., 1938.

24. Чуковский К. Секрет // Пионер. - 1938. - № 2. 20-43; № 3. 53-68; № 4. 82-84.

25. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. / Предисловие и пояснения К. Чуковского. Первое полное издание. Сост., подг. текста,прим. Е. Чуковской. - М., 1999.

26. Чуковский К. Солнечная. - М.; Д., 1936, 34,Чуковский К,И, Русскими глазами. Речь на церемонии присужденияпочетной степени доктора литературы Оксфорда в Англии в 1962 году /Публикация Е, Чуковской // Звезда. - 1989. - №5. С, 198-192.

27. Хуже собаки. По Мих. Воронову. Переработал К, Чуковский, - М., 1932.230Зб.Гринвуд Дж. Маленький оборвыш / В пересказе Т. Богданович и К.Чуковского. - Л., 1954.

28. Джэдд А. Золотая Аира: Повесть в излож. К. Чуковского // Воробей. - 1924.-№ I . e . 11-24.

29. Чуковский К. К спорам о детской литературе // Литературная газета. - 1929.-№37.

30. Чуковский К. Окружим детскую литературу любовью. Речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. 21 августа // Правда. - 1934. -22 авг.

31. Чуковский К. Дайте детям книгу! // Правда. - 1935. - 4 июня.

32. Чуковский К. Поэзия и дисциплина // Красная новь. - 1936. - №1. 208-212.

33. Чуковский К. Работать по-новому. Доклад на первом Всесоюзном совещании по детской литературе при ЦКВЛКСМ // Детскаялитература. - 1936. - №2. 9-16.

34. Чуковский. К. Замечательный поэт // Красная газета. - 1936. - 2 июня.

35. Чуковский К. Библиотека при школе//Правда. - 1937. - I сент.

36. Чуковский К. Трехлетние // Правда. - 1937. - 23 сент.

37. Чуковский К. Про детей: Пестрые заметки // Известия. - 1938. - 1 мая.

38. Чуковский К. Дети великой эпохи // Московский комсомолец. - 1941. - 29 авг.

39. Чуковский К. Дети и война // Литературная газета. - 1 9 4 1 . - 7 июля.

40. Чуковский К, Книги и бомбы // Вечерняя Москва. - 1941. - 9 окт.

41. Чуковский К. Госпиталь № 11 // От Советского информбюро. 1941- 1942. - М., 1982. Вып. 1. 43-45.

42. Чуковский К. Дети и война. - Ташкент, 1942.

43. Чуковский К. У живого источника // Литература и искусство. - 1943. - 13 фев.

44. Чуковский К. Нужна история русской детской литературы // Литературная газета. - 1952. - 24 мая.231

45. Чуковскнй К. Что вспомнилось // Прометей. - 1966. - №1. 240-244.

46. Маршак С, Чуковский К. Волшебство и реальность // Литературная газета. - 1960. - 18 февр.

47. Аль Д. ...Улица Пестеля, первый подъезд. К 100-летию со дня рождения Я. Маршака // Простор. - 1987. - J^ ^ 11. 166-173.

48. Анин Б. У Маршака прошлой зимой. Из записной книжки журналиста // Дошкольное воспитание. - 1964.-№.9. 9-10.

49. БиленкоЗ. То, что хранит память...//Радуга. - 1970.-№12. 173-177.

50. Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И. Лозовская, З.С. Паперный, Е.Ц. Чуковская. - М., 1977.бО.Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Новое собрание. - М., 1999.

51. Григорьев К. Поэт и закройш,ица. Переписка Я. Маршака с Г.И. Зипченко//Октябрь.- 1979.-№3. 212-221.

52. Ефетов М. В доме с мезонином. Из воспоминаний о Я. Маршаке // Детская литература. - 1986. - №3. 37-39.

53. Жизнь и творчество B.C. Житкова. - М, 1955.

54. Жизнь и творчество Корнея Чуковского / Сост. В. Берестов. - М, 1978.

55. Жизнь и творчество Я. Маршака. Маршак и детская литература. - М., 1975.232

56. Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда 1910- 1930-х годов. Исследования и материалы. Ки. 1. - СПб, 2002.

57. Каверин. В. Эпилог. - М., 2006.

58. Коган Л.Р. Чуковский начинался в Одессе // Вечерняя Одесса. - 1982. - 10 марта. http://\v\vw.chukfainilv.ru/Komei/Memones/Kogan.htm.71 .Козловский Я. Уроки Маршака // Юность. - 1987. - № 11. 69-71.

59. Конашевич В.М. О себе и своем деле: Воспоминания. Статьи. Письма. С приложением воспоминаний о художнике. - М., 1968.

60. Корней Чуковский - Лидия Чуковская. Переписка: 1912-1969 / Вступ. статья А. Лурье, комментарии и подготовка текста Е.Ц. Чуковской,Ж.О.Хавкиной.-М,2003.

61. Николаев В. Держава поэта. Из воспоминаний о Я. Маршаке // Подъем. - 1972.-№ I . e . 112-119.

62. Пантелеев Л. Две встречи // Память. Исторический сб. Вып. 3. - М.; Париж, 1980.http://www.chukfamilv.ru/Komei/MeiTiories/panteleev_vstrechi.htm

63. Пантелеев Л. Маршак в Ленинграде // Живые памятники. - М.; Л., 1966. 363-442.

64. Письма К. Чуковского разных лет // Вопросы литературы. - 1972. - N^l\. 152-182.81. «По агентурным данным» // Родина. - 1992. - №1. 92-93.233

65. Радищев Л. Книги, люди и Корней Чуковский // Звезда. - 1958. - Кч 12. 189-194.

66. Рассадин Ст. Книга нрощаний. Воспоминания о друзьях и не только о них. - М., 2004.

67. Рахтанов И. Рассказы по памяти. - М . , 1971.

68. Рубашкин А. «Мне хочется родниковой воды...». Воспоминания о Я. Маршаке // Нева. - 2000. - №1. 193-204.

69. Рубашкин А. Слушая Маршака // Сибирские огни. - 1963. - N^6. 167- 171.

70. Самойлова Л. Самое дорогое воспоминание. К 100-летию со дня рождения Я. Маршака // Дальний восток. - 1987. -Ш\0. 143-152.

71. Сродни совести. Из писем К. И. Чуковского// Литературное обозрение. -1982.-№4. 98-109.

72. Черненко Г. «Я ему был рад так же, как и он мне» (Хармс в письмах Б. Житкова) // Советский эрос 1920-1930-х годов. - СПб., 1997. 15-18.

73. ЧИСТОВ К.В. Я. Маршак в моей жизни // Звезда. - 2003. - №9. 151- 157.

74. Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском. - М., 1989.

75. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. В 3 т. - М., 1997.

76. Чуковская Л.К. Сочинения: В 2 т. - М., 2000.

77. Чуковская Л.К. Сочинения: В 2 т. - М . , 2001.

78. Чуковский Н.К. О том, что видел. Воспоминания. Письма / Вступ ст. и коммент. Е.Н. Никитина. - М., 2005.

79. Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. - Л., 1990.

80. Шварц Е. Житие сказочника. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о писателе - М., 1991.

81. Шварц Е. Некомнатный человек // Нева. - 1957. - № 3 . 202-203.

82. Шишман Несколько веселых и грустных историй о Данииле Хармсе и его друзьях. Рассказы. - Л., 1991.234100. я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о Маршаке / Сост.Б.Е. Галанов и др. - М., 1988.

83. Бабель И.Э. Проза. Драматургия / Сост., предисл. и коммент. Б.М. Сарнова.-М.,2000.

84. Бруштейн А. Дорога уходит в даль...-Кишинев, 1987.

85. Жаботинский В. Пятеро: Повесть. http://a-kobrinskv.tripod.coiTi/zv/.

86. Инбер В. Как я была маленькая // Инбер В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1965. Т. 2. 341-425.

87. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. - Петрозаводск, 1975.

88. Катаев В.П. Белеет нарус одинокий. - Воронеж, 1951.

89. Форш О.Д. Сумасшедший корабль: Роман. - М., 1990. 4.

90. Агишев И. О национальной детской книге // Красная печать. - 1928.-№9-10. 89.

91. Адамов Е, Ритмическая структура книги. - М., 1974.

92. Алексеева М.И. Детские журналы Советской России 1920-х годов. Методические указания к спец. семинару для студентов-заочников редакционно-издательских отделений факультетовжурналистики гос. университетов. - М., 1966.

93. Алексеева О.В. и др. Детская литература. Пособие для пед. училиш.-М., 1959.ИЗ. Алексеева О.В. и др. Детская литература. Пособие дляфакультетов начальных классов пед. институтов и пед. училиш. - М.,1960.235

94. Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей 1930- 1950-е годы. - М., 2005.

95. Баткин. Л. «Неужели вот тот - это я?» // Знамя. - 1995. - N 2. 189-195.

96. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

97. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

98. Белая Г.А. Дон-Кихоты революции - опыт побед и поражений. - М., 2004.

99. Белунова Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX - начала XX (Жанр и текст писем). - СПб., 2000.

100. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929- 1953.-СПб., 2000.

101. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП (б), ВЧК - ОГПУ - ПКВД о культурной политике. 1917-1953 /Под ред. А.Н. Яковлева. Сост. А.П. Артизов, О.В. Наумов. - М., 1999.

102. Воздвиженский В.Г. Литературный процесс 1917-1932гг. // Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-хгодов: Хрестоматия / Сост. Г.А. Белая. - М., 2001. 7-52.

103. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, - М., 1967.

104. Габбе Т. Повесть о детстве и для детей// Литературный критик. - 1938.-Кн. 8-9. 156-182.

105. Галанов Б. Платье для Алисы. Художники и писатели. Диалоги. - М., 1990.

106. Герчук Ю. Художественная структура книги. - М., 1984.

107. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Л., 1987.

108. Гинзбург Л. О психологической прозе. - М., 1999.

109. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. - Л., 1989.

110. Гречишникова А.Д. Советская детская литература. Учебное пособие для учительских институтов. - М., 1953.236

111. Дановский А.В. Хрестоматия. Учебное пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподаватель в пачальпых классахобщеобразовательной щколы»/ Сост. Дановский А.В. - М . , 1978.

112. Данько Е. О читателях Чарской // Звезда. - 1934. - №3. 124- 140.

113. Детская книга вчера и сегодня / Сост. Э.З. Ганкина. - М., 1988.

114. Детская литература / Под ред. Бурмистровой Т.Д., Богдановой З.А.,-М., 1959.

115. Детская литература. Критический сборник / Под ред. Луначарского. - М.; Л., 1931.

116. Детская литература. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.А. Терновского. М., 1977.

117. Детская литература. Ч.З. Советская детская литература. Программа курса для библиотечных институтов / Сост. И.В.Иноземцев, Н.Б. Медведева, Е.П. Привалова. - М., 1955.

118. Добренко Б. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. - СПб., 1999.

119. Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. - СПб.,1997.

120. Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. - Саратов, 1994.

121. Елина Е.Г. О соотношении понятий «литературный процесс» и «литературная жизнь» // Вопросы литературы. - 1998. - № 3. 31-38.

122. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1961.

123. Иллюстрация и творчество: Диалог ведут художник Май Митурич и критик Лидия Кудрявцева // Литературное обозрение. -1985.-№9. 87-89.237

124. Кожевникова Н.А. О соотношении типов повествования в художественных текстах // Вопросы языкознания. - 1985. - №4. 45-52.

125. Колокольцев Н.В. Детская литература. Учебно-методическое пособие для заочников пед. училнш- - М., 1950.

126. Колядич Т.М, Мгновенья, полные как годы... (1920-е годы в воспоминаниях писателей): Учебное пособие по спецкурсу. - М., 1993.

127. Кузнецов Г., Кузнецов В. Сказка - ложь, да в ней намек...// Вопросы литературы. - 2003. - март/апрель. 295-300.

128. Ламзина А.В. Рама // Введение в литературоведение. - М., 2004.

129. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). - Свердловск, 1992.

130. Лотман М. Ю. Текст и структура аудитории // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике итипологии культуры. 161-166.

131. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора)// Лотман. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. Т. 1. Статьипо семиотике и типологии культуры. 365-376.

132. Лукьянова И. Корней Чуковский. - М., 2006.

133. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература 1917-1967 годы. Очерки. - М., 1969.

134. Маранц Н. Книжка-картинка как предмет искусства // Детская книга вчера и сегодня. - М . , 1988. 177-180.

135. Марголина А. Советская повесть о детстве // О детской литературе: Сб. ст.-М., 1950. 181-192.

136. Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы / Председатель ред. совета П.К. Соколов. - М, 1995.

137. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. -М., 2002.238158. «...Одним дыханьем с Ленинградом...»: Ленинград в жизни итворчестве советских иисателей. - Л., 1989.

138. Общество и власть: 1930-е годы. Повествование в документах / Отв. ред. Н.К. Соколов. - М , 1998.

139. Оныт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия / Сост. Г.А. Белая. - М., 2001.

140. Оскоцкий В. Границы вымысла и пределы документализма // Вопросы литературы. - 1980. - №6. - 29-58.

141. Павлова П. Лирика детства. - М, 1987.

142. Павлова Н. Образ детства - образ времени. О современной автобиографической прозе. - М . , 1990.

143. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934: Стенографический отчет. - М., 1934.

144. Покровская А.К. Основные течения в современной детской литературе. - М, 1927.

145. Привалова Е. П. Основные черты советской детской литературы / Под ред. В.А. Мануйлова. - М., 1954.

146. Природа ребенка в зеркале автобиографии. Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е.Кошелевой.-М., 1998.

147. Программы педагогических институтов. Детская литература. Для специальности № 2110 «Педагогика и психология дошкольная»/ Сост.Алексеева О.В., Зубарева Е.Е. - М., 1970.

148. Путилова Е.О. Вступ. статья // Русская поэзия детям: В 2 т. - СПб., 1997.

149. Путилова Е.О. Очерки по истории критики советской детской литературы 1917-1941.-М., 1982.

150. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 1920-х годов. Жанрово-стилевые аспекты. -Свердловск, 1990.239

151. Романова. Г. Автобиографические жанры // Литературная учеба. - 2003.-№ 6. 195-199.

152. Ронен О. Детская литература и социалистический реализм // Соцреалистическнй канон / Под ред. Е. Добренко. - СПб., 2000.

153. Саввин Н. Принцины критики детских книг. - М., 1924.

154. Савина Л.Н. Процесс социализации ребенка как основа сюжетно- композиционной структуры новести Л.Н. Толстого «Детство» //Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 8. - М., 2003. 226-232.

155. Сарнов Б. Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма. - М., 2005.

156. Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945 / Сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. - М., 2003.

157. Троцкий Л.Д. Литература и революция. - М., 1991.

158. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л., 1929.

159. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. - Л., 1982.

160. Филиппов В.В. Проблемы документализма в художественной литературе // Русская литература. - 1978. - №1. 198-204.

161. Хализев В.Е. Текст // Введение в литературоведение. - М., 1999.

162. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Под ред. М. В. Строганова. - Тверь, 1991.

163. Цветаева М. О новой русской детской книге // Детская литература. - 1966. - .№6. 23-24.

164. Чернявская Я.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики иметодики начального обучения педагогических институтов / Под ред.В.В. Гниломедова.-Минск, 1984.

165. Чужак Н. «Литература». К художественной политике РКП. - М., 1924.

166. Чуковская Л. В лаборатории редактора. - М., 1963. 240

167. Шкловский В. Старое и новое. Книга статей о детской литературе. - М., 1966.

168. Шнейдерман Э. Бенедикт Лившиц: арест, следствие, расстрел // Звезда.-1996.- № 1 . 82-126.

169. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. История советской детской книги 1920-х годов. - М., 2002.

170. Бермаг! Д.А. Корней Иванович Чуковский. Библиографический указатель. - М., 1999.

171. Дульнева К.П., Рудяков Г.М. Самуил Яковлевич Маршак. Библиография критической литературы на русском языке за 1923-1967годы.-М., 1970.

172. Открытое письмо М. ГОРБКОМУ. // Литературная газета - 1930, - 27 янв. Подписи: Б. Перес, А. Яковлев, А. Пасимович, Федорченко и др.

173. Бегак Б. Маршак// Литературная газета. - 1934. - 20 апреля.

174. Берестов В. Эниграмматическая поэзия Маршака // Маршак Я. Надпись на часах. Эпиграмматические стихи. - М., 1987.

175. Бойко «Не легковесен ты и не тяжел...». Маршак-эстетик // Вопросы литературы. - 2000. - №1. 67-87.

176. Болотин Лирический силуэт пионерии. Рец. на кн.: Маршак Отряд. 4-е изд. - Л., 1933 // Детская и юношеская литература. - 1933. -№9. 14-15.

177. Бородин Быль и зоология // Литература и искусство. - 1944. - 4 марта.241

178. Борьба за сказку. Из архива К. Чуковского / Вступительная статья и публикация Е. Чуковской // Детская литература. - 1988. - №5. 31-35.

179. Бухштаб Б. Поэзия Маршака 1920-х годов // Киига детям. - 1930. - № 1 . 16-20.

180. Воспитывать советское юношество в духе коммунизма // Литературная газета. - 1946. - 14 сент.

181. Галанов Б.С. Я. Маршак. Жизнь и творчество. - М., 1965.

182. Гаспаров М. Мой до дыр // НЛО. - №1. 304-319.

183. Гаспаров М.Л. Маршак и время // Литературная учеба. - 1994. - ноябрь/декабрь. 153-167.

184. Гейзер М.М. Маршак. - М., 2006.

185. Гейзер М.М. Библия в творчестве русских поэтов XIX- начала XX веков (А.С. Пушкин, Я. Маршак). Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). -М., 1996.

186. Г-ков Попутчики в детской литературе (Издания «Радуги») // Правда. - 1925. - 6 мая.

187. Горький М. «Человек, уши которого заткнуты ватой». К дискуссии о детской книге // Правда. - 1930. - 19 янв.

188. Горький М. О безответственных людях и детской книге наших дней // Правда. -1930.-10 марта.

189. Горький М. Письмо в редакцию// Правда. - 1928. - 14 марта.

190. Грин Рец. на кн.: Чуковский К. Солнечная. - М.; Л., 1933 // Детская и юношеская литература. - 1931. - №4. 4-5.

191. Гуськов И.А. Ода или элегия? Проблема самоидентификации России в жанровом аспекте. К юбилею одной книги // Образы России внаучных, художественных и политических дискурсах. - Петрозаводск,2001. 208-214.242

192. Дедюмнн Письмо в редакцию// Вопросы литературы. - 1990. - март. 226-231.

193. Егоров П. Преодоление чуковщины // За коммунистическое просвещение. - 1930. - 6 окт.

194. За книгу, зовущую к борьбе и победе // Детская литература. - 1932.-№ I . e . 1-6.

195. За подлинную советскую детскую книгу // Учительская газета. - 1930.-4 фев.

196. Замечательный писатель Я. Марщак. Методические и библиографические материалы. - Липецк, 1959.

197. Зелинский К. Размыщления в стихах Корнелия Зелинского по поводу «Мойдодыра» Корнея Чуковского // Детская и юнощескаялитература. - 1933. - №7. 17.

198. Золотоносов М. «Ахутокоц-Ахум»: Опыт расщифровки сказки К. Чуковского о Мухе // НЛО. - №2. 262-282.

199. Золотоносов М. Не «дедущка Корней», а именно «белый волк» // Санкт-Петербургский университет. - 1998. - № 13 (3480).http://www.chukfamily.ru/Komei/Biblio/Zolotonosov.htm.

200. Нвич А. Воспитание поколений. - М., 1969.

201. Искрин В. Не согласны! // Комсомольская правда. - 1930. - 25 янв.

202. Кальм Д. БЭ и МЭ, или насчет БУЗЫ. Заметки на полях детских книг // Литературная газета. - 1931. - JV2 3.

203. Кальм Д. Против халтуры в детской литературе // Литературная газета. - 1929. - 16 дек.

204. Кальм Д. Псевдо-диспут о детской книге: (На доклад т. Разина в Доме печати) // Литературная газета. -1930.-13 янв.

205. Карабчиевский Ю. О Марщаке // Новый мир. - 1993. - № 8. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/arhiv/karab/esse/marsh.html.243

206. Караваева А. О книжках Маршака // На литературном посту. - 1931.-№24. 29-34.

207. Карлова Т.Г. К.И. Чуковский - журналист и литературный критик. - Казань, 1988.

208. Книги, нерекомендуемые в массовых библиотеках // Красный библиотекарь. - 1929. - №5/6. 151 -161.

209. Кон Л. Не лучшее у автора. Рец. на кн.: Чуковский К. Муха Цокотуха. - М.; Л., 1933 // Детская и юношеская литература. - 1934. -№5. 19-21.

210. Кон Л. Советская детская литература восстановительного периода (1921-1925).-М., 1955.

211. Кондаков И.В. «Леные неленицы» Корнея Чуковского: текст, контекст, интертекст // Общественные науки и современность. - 2003. -№1.С. 158-176.

212. Коротков Г. Снова о детской литературе // Красная газета. - 1930. - 7 янв.

213. Кочеткова А.А. К.И. Чуковский - литературный критик 1900- 1910 годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидатафилологических наук (10.01.01). - Саратов, 2004.

214. Кузьмина М.Ю. Сказочный эпос К.Чуковского. (Стилевое выражение авторской позиции). Диссертация на соискание ученойстепени кандидата филологических наук (10.01.01). - Петрозаводск,1997.

215. Крупская Н. Детскую книгу - в арсенал классового воспитания // Комсомольская правда. - 1930. - 30 янв.

216. Крупская Н.К. Книга для дошкольника // На путях к новой школе. -1932.-№9-10. 71-72.

217. Крупская Н.К. О «Крокодиле» Корнея Чуковского // Правда. - 1928.- 1 февраля.244

218. Крупская Н.К. Пусть заговорят страницы детских книг о борьбе и победах рабочих масс // Комсомольская правда. - 1930. - 30 янв.

219. Крушинский Серьезные недостатки детских журналов // Правда. - 1946. - 29 авг.

220. Куценко Ф.П. Поэтическая речь Маршака-лирика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологическихнаук.-М., 1977.

221. Куценко Ф.П. Эстетика слова в лирике Я. Маршака. О поэтической организации текста // Пауч. труды Кубанскогогосударственного университета. - 1977. - Вып. 203. 159-174.

222. Левин Ф. Гимназия. Рец. на кн.: Чуковский К. Гимназия. - М.; Л., 1938 // Детская литература. - 1939. - №7. 35-38.

223. Лилина З.И. Дайте хорошую книгу детям // Друг детей. - 1929. - №1.

224. Липовецкий М. Сказковласть: «Тараканиш,е» Сталина // НЛО. - №45. 122-136.

225. Лойтер СМ. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. Диссертация на соисканиеученой степени доктора филологических наук (10.01.01). -Петрозаводск, 2002.

226. Ляпин Е. «Крокодил» Чуковского и русский балладный стих // Российская наука на заре нового века. - М., 2001. 442-428.

227. Михайлов Н. Мастер. Записки о творчестве Я. Маршака. - М., 1979.

228. На фронте детской литературы // Учительская газета. - 1930.-4 фев.

229. Неелов Л.М. Переступая возрастные границы // Проблемы детской литературы, - Петрозаводск, 1976, 53-70.

230. Папасенко Н. Чуковский в Одессе // Альманах Егупец. - Киев. - 2002. - № 1 1 . http://judaica.kiev.ua/Eg_l 1/Egl 112.htm.245

231. Пашнев Э. Сталин-цензор // Литературная газета. - 1997. - 19 ноября.

232. Петровский М. Диалог о столе. М. Цветаева и Маршак // Памир. - 1989. - №2. 117-127.

233. ПетровскиР! М. Что ж ты в лекциях поешь... // Радуга. - 1988. - №6. 132-137.

234. Петровский. М.С. Книга о Корнее Чуковском. - М., 1966.

235. Письмо секции ленинградского отдела ВССП // Литературная газета.-1929.-№37.

236. Повысить идейный уровень молодежной и детской печати // Комсомольская правда. - 1946. - 15 сент.

237. Разин Н. Куда направить огонь. Заметки о детской литературе // Литературная газета. -1931.-14 янв.

238. Разин Н.И. Про серого заиньку или пятилетку?: Против аполитичности в детской литературе // Комсомольская правда. - 1930.- 25 янв.

239. Разова В.Д. Поэзия Маршака. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Ленинград, 1964.

240. Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей.-М., 1967.

241. Рахтанов И. Дружба. Па утреннике Маршака и К. Чуковского // Литературная газета. - 1934. - 22 янв.

242. Рыбникова М. Детский фольклор и детская литература // Литературный критик. - 1935. - JNbl. 154-169.

243. Самуил Яковлевич Маршак. К 80-летию со дня рождения. Методические и библиографические материалы. - Томск, 1967.

244. Сарнов Б. Страна нашего детства. - М., 1965.

245. Сарнов Б.М. Самуил Маршак. Очерк поэзии. - М., 1968. 246

246. Свердлов А. Как представляется мир Корнею Чуковскому // Учительская газета. - 1930. - 4 фев.

247. Свердлова К. О «чуковщине»// Красная печать. - 1928. - №9-10. 92-94.

248. Свердлова К. Рец. па кп.: Маршак Почта. 7-е изд. - Л., 1932 // Детская литература. - 1932. - №7. 4-5

249. Свердлова К. Рец. па кн.: Маршак Война с Днепром. - Л., 1931 // Детская литература. - 1932. - № 1. 4.

250. Свпрская И.П. Творчество К.И. Чуковского для детей. Лекция по курсу «Советская детская литература». Для студентов заочн.отделения. - Л., 1959.

251. Семеновский Н. Рец. на кн.: Маршак Прогулка на осле. 2-е изд. - М., 1932 // Детская литература. - 1932. - № 13. 5

252. Сивоконь Чуковский и дети. - М., 1983.

253. Смирнова В. Гимназия Рец. на кн.: Чуковский К. Гимназия - М.; Л., 1938 // Пионерская правда. - 1939. - 8 апр.

254. Смирнова В. О детях и для детей. - М., 1967.

255. Смирпова В.В. Я. Маршак. Критико-биографический очерк. - М., 1954.

256. Советская детская литература. Программа па 1939/40 учебный год / Сост. А.П. Бабушкина - М., 1940.

257. Столица 3. Элементы сказки в сочинении К. Чуковского «Приключения Крокодила Крокодиловича» и реакция школьников //Сказка и ребенок. -М.; Л., 1928. 90-106.

258. Темкин Внимание новому фронту: (О новой детской литлитературе) // Комсомольская правда. - 1925. - 21 авг.

259. Теряева М. Лицо автора детской книги // Книга и революция. - 1930.-№19. 15-20.

260. Теряева М. На фронте без перемен (о детской книге) // Книга и революция. - 1930. - № 27. 15-20.247

261. Трифонова Т. О самых маленьких, о самых важных // На литературном посту. - 1929. -№11-12. 63-68.

262. Флерина Е. С ребенком надо говорить всерьез // Литературная газета. - 1929. - 30 дек.

263. Халатов А. Возрождение «россеянства» // Книга и революция. - 1929.-№ I . e . 25-28.

264. Халатов А. Открытое нисьмо ВОАПП и всей нролетарской писательской общественности // Книга детям. - 1929. - N44-5. 1-2.

265. Ханин Д. Основные вопросы детской литературы // Звезда. - 1930.-№3. 192-205.

266. Целинский За нового детского писателя в детской литературе // На литературном посту. - 1930. -JV» 21-22. 67-68.

267. Черниенко Л.В. Школьная повесть в советской прозе 20-30-х годов (Художественные возможности и пути развития). Диссертация насоискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). -М., 1981.

268. Чугуев Т. Плохая книжка хорошего писателя // Известия. - 1936. - 3 июня.

269. Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 3 . 56-62.

270. Чуковская Е.Ц., Хавкина Ж.О. Наша биография - не в нашей власти // Дружба народов. - 2001. - № 11.

271. Шабад Е. Без методологических позиций. Обзор детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста //Детская и юношеская литература. - 1933. - №7. 22-25.

272. Шатилов Б. «Еж» // Октябрь. - 1929. - .№12. 184-189.

273. Шатилов Б. О «Заповедях» Чуковского, о воскресении Лазаря и о прочем // Книга детям. - 1929. - №4-5. 3-8.

274. Юдин Н. Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского // Правда. - 1944.- 1 марта.248

275. Яковлев В. На новые рельсы // Комсомольская правда. - 1930. 25 янв.

276. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М.Прохоров.-М., 1969-1978.

277. Литературная энциклопедия / Гл. ред. А.В. Луначарский. - М., 1929-1939. Т. 1-9, 11.

278. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. -М., 1998.249

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.