Изучение романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе средней школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Баранникова, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Баранникова, Татьяна Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА".
1.1. Роман « Мастер и Маргарита» и русская философская мысль.
1.2. Литературные традиции в романе «Мастер и Маргарита».
ГЛАВА II. ВОСПРИЯТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В АСПЕКТЕ ЗАЛОГА КУЛЬТУР».
2.1. «Диалог культур» как основа для изучения романа М.А.Булгакова' «Мастер иМаргарита».
2.2. Проблема восприятия в трудах методистов и психологов.
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В И КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.v.
3.1. Изучение первичного восприятия романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».г.
3.2 Методика изучения романа "Мастер и Маргарита" на уроках литературы. экспериментальное обучение.
3.2.1. Формирование представлений учащихся о личности и фтософско-эстетических взглядах писателя.
3.2.2. Освоение композиционной структуры произведения, его тематического и жанрового своеобразия.
3.2.3. Углубление понятия о традициях и новаторстве (Традиции романтизма в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастический мир романа.).
3.2.4. Сатира в романе "Мастер и Маргарита". Традиции Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина в способах создания сатирических образов в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Образ Воланда и его место в художественной системе романа.
3.3.5. Изучение фольклорных традиций при рассмотрении мифологических персонажей.
3.2.6. Углубление понимания нравственно-философской проблематики романа, понятия о жанровом .своеобразии произведения в контексте историко-литературного развития.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение произведения с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя: Старшие классы гуманитарного профиля2001 год, кандидат педагогических наук Соловьева, Ольга Олеговна
Эсхатологические мотивы в творчестве М.А. Булгакова: на примере романов "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита"2008 год, кандидат филологических наук Орлова, Ольга Анатольевна
Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М.А. Булгакова2004 год, кандидат культурологии Сидорова, Елена Геннадиевна
Методика изучения темы революции и Гражданской войны на основе сопоставительного анализа на уроках литературы в 11 гуманитарном классе2003 год, кандидат педагогических наук Мацыяка, Елена Владимировна
Методика изучения романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в IX классе якутской школы с привлечением материала литературной критики2005 год, кандидат педагогических наук Семенова, Светлана Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе средней школы»
В настоящее время преподавание литературы в школе вышло на новый уровень. Школьное литературное образование включает в себя задачи художественного и общекультурного развития школьников, формирование читателя, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и воспитание на этой основе нравственности, культуры оечч и эстетического вкуса школьников. Разрабатываются концепции и программы с включением новых писательских- имен и произведений. Наиболее радикальному изменению подверглась программа XI класса, включающая в себя курс русской литературы XX века. Круг чтения учащихся обогатился "возвращенными" произведениями М. Булгакова, А.Платонова, А.Ахматовой, Е.Замятииа, И.Шмелева, Б.Пастернака и других. Расширился раздел современной литературы, представленный произведениями В.Астафт-.^а, И.Коледина, А.Приставкина, В.Распутина, С.Антонова, JI .Петру шевской.
До недавнего времени существовала единая программа по литературе для общеобразовательных школ. Положение изменилось. Разработаны новые программы, осуществляющие уровневый и профильный подходы в обучении.
Диалог эпох" в изучении курса, заявленный в этих программах, является одним из условий целостного изучения литературы, так как преемственность литературного развития понимается как синтез духовных ценностей, содержащихся в творениях минувших эпох и включенных в современность.
В работе по литературе на первый план выдвигаются художественная ценность и непреходящее общечеловеческое значение произведений. Поток новых имен, свидетельств, фактов открыл современному читателю новый пласт русской культуры, ранее неизвестной. Основой современного литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.
Возросший интерес к творчеству М.Булгакова, отражает характерную для данного периода развития отечественной культуры ситуацию. Явление "возвращенной литературы" требует изучения, осознания, изменения сложившихся оценок художественных произведений. Творчество Михаила Булгакова в своем подлинном объеме вносит существенные коррективы в сложившиеся представлений об историко-литературном процессе XX века.
Однако нередко в учебно-методическом плане возникают сложности, так как г тературоведческие и методические концепции начали разрабатываться недавно.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что творчество М.Булгакова - явление новое и сложное для методики преподавания литературы, а также тем, что предстоит еще определить место и значение творчества М. Булгакова в истории русской литературы и основные направления работы по соответствующей теме в школе.
Суть предложенной в данном исследовании концепции состоит в следующем: из возможных направлений изучения романа «Мастер и Маргарита» мы выбрали ориентацию на художественные традиции и новаторство в романе, что поможет целостному восприятию текста. Это позволит также вести на уроках "диалог культур" с учетом предыдущего читательского опыта учащихся, включить роман в школьный историко-литературный курс, расставить необходимые акценты, соответствующие разработанному нами направлению изучения романа «Мастер и Маргарита», что обогатит идейно-эстетические оценки произведения. Такой подход к изучению позволит рассматривать роман не только в контексте эпохи его создания, но и как факт культуры.
Автором данного исследования было проведено анкетирование в московских школах №№ 227, 1289, 171 к № 3 г.Одинцово Московской области, в котором принимало участие 240 человек. Опрос показал, что 156 учеников из рекомендуемых программой произведений М.Булгакова выбирают для изучения роман "Мастер и Маргарита" . Однако, практика школьного преподавания показывает, что изучение романа "Мастер и Маргарита" нередко носит ознакомительный характер.
В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа "Мастер и Маргарита" в школе.
При изучении романа возникает ряд проблем, решение которых актуально для современной теории и практики преподавания литературы. Не определены аспекты содержания и методики уроков, которые помогут повысить эстетический эффект воздействия творчества М.Булгакова на развитие школьников, на уровень их образованности, на их внутренний мир и нравственную позицию, сформируют у школьников представление о преемственности художественных традиций в русской литературе. Важно акцентировать внимание на отборе материала и на е^ч, интерпретации.
Цель диссертации - теоретическое обоснование, разработка и создание методической системы изучения творчества М.Булгакова в 11 классе. В основу уроков по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» положена ориентация на художественные традиции руссукой и мировой литературы.
Объект исследования - процесс изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11 классе средней школы.
Предмет исследования, данной работы - обоснование и методика изучения романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" с учетом целостного восприятия и анализа художественного текста с ориентацией на художественные традиции и новаторство.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Изучение романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции и новаторство писателя будет эффективным и расширит представления о историко-литературном процессе если:
- роман изучается в контексте историко-литературного развития;
- методика проведения занятий основывается на формировании у учащихся целостного восприятия и осмыслении культурного опыта, включающего в себя мифологические, фольклорные и литературные традиции и на анализе традиционных тем, образов русской литературы в романе «Мастер и Маргарита», традиций романтизма, на исследовании «гоголевских реминисценций», рассмотрении традиционности булгаковской «дьяволиады», поэтики фантастического и на этой основе уяснение новаторства романа ;
- учитываются особенности восприятия романа «Мастер и Маргарита», возрастные особенности и возможности старшеклассников, уровень их литературного образования;
- система заданий позволяет открыть новые грани м литературного произведения, усиливает внимание к слову писателя, к литературоведческим исследованиям;
- историко-литературные и теоретико-литературные знания обобщаются и творчески применяются в рецептивной деятельности, устной и письменной речи учащихся.
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
- выявить особенности восприятия школьниками романа «Мастер и Маргарита»;
- определить один из подходов к изучению творчества М. Булгакова;
- разработать формы и приемы анализа романа «Мастер и Маргарита»;
-экспериментально проверить эффективность разработанной системы занятий с ориентацией на художественные традиции и новаторство в романе «Мастер и
Маргарита» и проанализировать результаты экспериментальной работы, выявив произошедшие изменения в представлениях школьников о историко-литературном процессе и о литературе в целом.
Методологической основой исследования явились труды по философии, социологии, эстетике, литературоведению, психологии, теории и методике обучения литературы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; анкетирование учащихся и учителей; педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий); качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в три этапа:
1 этап (1994 -1996) - изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей восприятия учащимися средней школы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», установления уровня литературного развития школьников.
2 этап (1996 - 1997) - разработка концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции русской литературы, обучающий эксперимент, который проводился на базе средних школ
1289, № 227, 171 г. Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области.
3 этап (1997-1998) - апробация разработанных рекомендаций на базе средних школ №№ 3, 1289, 227 г.Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области, анятиз полученных данных, оформление работы .
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- рассматривается одно из перспективных направлений школьного изучения романа М.Булгакова. «Мастер и Маргарита» в контексте «диалога культур», объединяющего в себе духовные ценности, содержащиеся в творениях минувших эпох ;
- рассмотрены основные аспекты изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе изучения восприятия учащимися текста романа; теоретически разработана и "экспериментально проверена эффективность методической концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» в выпускном классе с ориентацией на художественные традиции и новаторство, на целостность восприятия и анализа текста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации к проведению занятий по ромайу М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе, рни могут быть использованы при чтении лекций по методике преподавания литературы в педвузах, при проведении уроков, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Булгакова в 11 классе средних школ разного типа, в системе подготовки и переподготовки учителей, при создании программ и учебных пособий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе. Выводы делались на основе анализа устных, письменных и творческих работ учащихся, результатов анкетирования и бесед с учителями и школьниками.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на кафедре методики преподавания литературы Mill У, на Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год Ml И У, на 6-той научной международной конференции "Вопросы поэтики и интерпретации художественного текста При изучении произведений различных родов и жанров" (Голубковские чтения) в 1997 году.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поиск путей изучения курса литературы в 11 классе обусловлен современным его состоянием, характеризующимся процессами обновления программы, включением в нее новых произведений. При этом особенно остро звучит вопрос о целостности курса, объединяющего в себе разноплановый литературный материал.
2. Одним из эффективных способов изучения литературного материала, включенного в курс литературы 11 класса, является ориентация на литературные традиции и новаторство, используемые, в частности, при изучении романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.
3. Изучение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно осуществлять путем включения литературного материала в «диалог культур».
4. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно проводить с учетом целостности восприятия литературного процесса и литературного текста.
5. Ориентация на художественные традиции и новаторство существенно влияет на уровень восприятия и оценки романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», стимулирует творческую активность старшеклассников.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Особенности изучения произведений М. А. Булгакова в 9-11 классах якутской школы2003 год, кандидат педагогических наук Саввина, Ксана Семеновна
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского2006 год, кандидат филологических наук Омори Масако
Полигенетичность демонических образов романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2012 год, кандидат филологических наук Малкова, Татьяна Юрьевна
Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. А. Булгакова2001 год, кандидат филологических наук Пенкина, Елена Олеговна
Пространство и время в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"1996 год, кандидат филологических наук Гаврилова, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Баранникова, Татьяна Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение романа М.А. Булгакова - важное* и необходимое звено в системе литературного образования учащихся, связанное с развитием целостности восприятия и осмыслении культурного опыта, накопленного веками, включающего в себя мифологические, фольклорные и литературные традиции. Проблема изучения романа на уроках литературы в 11 классе средней школы рассматривается в исследовании в теоретическом и экспериментальном аспектах. В связи с темой исследования была намечена цель: теоретически и практически разработать систему изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» , определить содержание этапов и методику работы на каждом из них.
Гипотеза и цель исследования выдвинули"необходимость решения задач , которые заключаются в том, чтобы выявить особенности восприятия романа «Мастер и Маргарита», определить один из подходов к его изучению, разработать формы и приемы анализа романа, экспериментально проверить эффективность разработанной нами системы.
Результаты , полученные в ходе опытно-экспериментальной работы , подтвердили правильность предложенной нами методики и выдвинутой гипотезы.
Проведя теоретическое и опытно-экспериментальные исследования по теме диссертации, мы пришли к ряду выводов, реализация которых в школьной практике поднимет изучение романа «Мастер и Маргарита» на качественно новый уровень:
1. Была подтверждена наша гипотеза о том, что ориентация на художественные традиции и новаторство при изучении романа «Мастер и Маргарита» является одной из наиболее целесообразных концепций анализа, способствующего формированию целостного восприятия произведения, обогащению идейно-эстетических оценок .
2. Обращение к художественным традициям и новаторству при изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в XI классе позволяет вести "диалог культур", открывает возможность для более полного изучения V школьного курса литературы на историко-литературной основе.
3. Ориентация на художественные традиции и новаторство позволит использовать предыдущий читательский опыт учащихся при анализе произведения.
4. Разработанная в соответствии с выдвинутой концепцией методическая модель изучения романа "Мастер и Маргарита" позволила выделить в его структуре „ традиционные литературные мотивы, образы, темы, определить на основе литературоведческого материала характер юс трансформации.
5. Предложенная система уроков была проверена опытно-экспериментальным путем в 11 классах средних школ города Москвы № №171, 227,1289 и № 3 г.Одинцово Московской области. ;
Перспективы дальнейшего изучения" избранной нами проблемы состоят в дальнейших исследованиях методических концепций различных аспектов творчества М.Булгакова.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Баранникова Т.А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. Методические рекомендации для учителей и студентов. - М.: МИГУ, 1998 г. - 45с.
2. Баранникова Т.А. К проблеме стиля романа « Мастер и Маргарита». Научные труды МИГУ. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1998 г. - с.123-125.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Баранникова, Татьяна Александровна, 1998 год
1. Агеносов В.В. Советский философский роман,- М.: Прометей, 1989-300с.
2. Акимов В.М. Свет художника, или М. Булгаков противм1. Дьяволиады. М., 1995.
3. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество / / Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - С. 35-70.
4. Барков А.Н. О чем говорят парадоксы // Лит. Обозр. 1991 - №5 - с.56-68.
5. Барков А.Н. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992. - с.87-92.
6. Барковская Н.В. Мотив грозы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1992.-Вып. 1. — с.127-131.
7. Бежин Л. Приближение к Мастеру // Москва 1991.- №5. - с.178.
8. Безродный М.В. Об одном источнике романа "Мастер и Маргарита" // Русск. лит. 1988. - № 4. - с.205-208.
9. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991.207с.
10. Булгаков М. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 5 М.:
11. Художественная литература, 1990 . 734 с.
12. Булгаков М. "Белая гвардия. Мастер и Маргарита" Минск:
13. Мастацкая литература, 1988. с.667.
14. Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита: Черновые вариантыромана / Вступ. Заметка, публ. и прим. В. Лосева // Москва. 1991 .-№ 5 .-С. 187-201.
15. Булгаков М. Великий канцлер. Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита» . М.: Новости, 1992. - 540>с.
16. М.А. Булгаков драматург и художественная культура его времени - М., 1988.
17. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л: Художественная литература, 1978. - с222.
18. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита». // Дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук М., 1996.
19. Берковский Н.П. Романтизм в Германии. Л, 1т930. - 21-50.
20. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: 1990. -192с.
21. Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. Киев, 1984.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1986 .- с. 351, 331.
23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М., 1979.- с. 24-134.
24. Белозерская- Булгакова. Л.Е. Воспоминания.М.: Художественная литература ,1989. с. 183.
25. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. - 203 с.
26. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии. -198° N 6. - С. 31-39.
27. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М.,-1979. - 73 с.
28. Бурлаченко О. Ю. О формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы // Активизация преподавания литературы в средней школе. М., 1961.- С. 78-98.
29. Бэлза И.Ф. Генеалогия Мастера и Маргариты /J Контекст 1978. М.: Наука, 1978.-С. 156-248.
30. Бэлза И. Ф. Дантовская концепция « Мастера и Маргариты» // Дантовские чтения . 1987. М .: Наука, 1989. - С. 58-90.
31. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской : « Мастер и Маргарита» и предыстория мифопоэтического «московского » текста // Лит. Обозрение. 1994 .- № 3\4 . С. 87-90.
32. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе "Мастер и Маргарита"// Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 2. СПб., 1994 - С. 74-90.
33. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. - С. 299-313.
34. Васильева И.И. О значении идеи М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общейия// Психологические исследования. М.: Наука, 19В5. - С. 82-96.
35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Д.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.
36. Выготский А.А. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с.
37. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитзидат, 1959. - 654 с.
38. Виноградов И.И. Завещание мастера// По живому следу : Духовные искания русской классики. М ., 1987 . - С. 350- 370.
39. Вейман Р. История литературы и мифологии. М., 1975.в
40. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителя / Под ред. А. Н. Докусова. -М., 1974.- 176 с.
41. Воспоминание о Михаиле Булгакове. М., 1988. - 525 с.
42. Волков А.Р. К теории традиционных сюжетов // Сравнительное изучение славянских литератур . -М., 1973.
43. Волков В.В., Суран Т.И. Концепция судьбы как встречи, вины, заслуги и воздаяния у М.А. Булгакова: (Иешуа и Воланд в судьбах героев "Мастера и Маргариты") // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. - С. 291-297.
44. Вулис А.З. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарит". М.: Художественная литература, 1991. -222 с.
45. Вулис А.З. Поэтика "Мастера и Маргариты". Звезда Востока. -N10.
46. Выготский JI. С. Психология искусства / Под. ред. М.Г.Ярошевского. М., 1987. - 344 с.
47. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и лирическая символика в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 3. СПб., 1995 -С. 25-35.
48. Газизова А.А. Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Реальное и сверхъестественное в произведении // Русская литература: XX век. М. : Просвещение , 1995. - С. 273-286.
49. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа "Мастер и Маргарита". Даугава, Рига. 1988 - NN 10-12 ; 1989- № 1.
50. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М.: Наука , 1986. - 128 с.
51. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1993. - 304 с.
52. Гершензон М. Статьи о Пушкине.- М., 1926. с. 94.
53. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991. - 160 с.
54. Гогоберидзе Г. М. Активизация творческой'деятельности старшеклассников в процессе изучения литературного произведения на эвристической основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.- 153 с.
55. Гоголь Н.В." Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород" -М.: Московский рабочий, 1990. 540с.
56. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедиз., 1962.-495 с.
57. Голубков В. В. Пособие к изучению художественных произведений. -М., 1915.
58. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. О психологических аспектах изучения литературы в школе. М., 1990.-38 с.
59. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М. - Л.: Просьещение, 1966. - 266 с.
60. Гудкова В.В. Истоки // Лит. обозр. 1991. - N 5. - с. 3-11.
61. Гудкова В.В. Власть канона.//Литературное обозрение.-1986.-N1.
62. Гус М. Горят ли рукописи? Знамя. 1968. - Кн. 12. - с. 213-220.
63. Гусев В., Мужчиль В. Образ Христа у Достоевского и Булгакова ("Братья Карамазовы" и "Мастер и Маргарита") // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. Киев: УМВ ВО, 1992. - с. 79-83.
64. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях . Автореферат докт.дис. М ., 1993.
65. Данилов В. В. Литература как предмет преподавания. М., 1917. - 176 с.
66. Дубина Н., Храмова С. Из наблюдений над художественным мастерством прозы М.А.Булгакова (роман "Мастер и Маргарита") //Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ.- Киев: УМК ВО. 1992. с. 6973.
67. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.-75 с.
68. Ефимова Е.С. Основные мотивы русских быличек. Межвузовский сборник научных трудов-М.: Из-во Прометей, МПГУ, 1992 .- с.20-26 .
69. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной лйтературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974. - 134 с.
70. Жабицкая Л. Г. Психологический анализ критериев оценки литературного произведения старшими школьниками: Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1968. - 21 с.
71. Жирмунский В. У истоков европейского романа. М., 1972.154 с.
72. Журнал Литература в школе. 1996. - N 1. Журнал Литература в школе. - 1993. - N 5. Журнал "Литература в школе. - 1991. - N 1.
73. Земская Е.А. Новое о Михаиле Булгакове // Наше наследие. -1988. -N3.-с. 113 -121.
74. Запальская О. Выбор и покой.// Выбор.-Москва. 1988 - N 3.
75. Зеркалов A.M. Воланд, Мефистофель и другие // Наука и религия. -1987. N8.-с. 49-51, N9.-с. 27-29. '
76. Зеркалов A.M. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. 1986. - N 9. - с. 47-52.
77. Зеркалов A.M. Лежащий во зле мир: Михаил Булгаков и время // Знание сила. -1991.-е. 34-41.
78. Зеркалов A.M. "Евангелие Михаила Булгакова". Энн Эрбор : Ардис,1984.
79. Зинченко В.П. Образование, мышление, культура // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. - С. 90-102.
80. Зинин С. А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 кл.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.
81. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба. -1991.-Кн. 2.-е. 147-165.
82. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология.-М., 1964.
83. Иезуитова Р.В. Путь развития романтической повести . В кн.: Русская повесть XIX века: История и проблематика . Л., 1973.
84. Ильев С. Христологическая традиция русской литературы в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова // Творчество
85. Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя : Сборник научных работ. Киев: УМК ВО, 1992". - с. 77-79.
86. Ильин В.Н. Арфа Давида : Религиозно-философские мотивы русской литературы . Сан-Франциско, 1980. - Т. k- С.421.
87. Ионин Л.Г. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопросы философии. 1990. - N 2. - с. 44-56.
88. Искусство анализа художественного произведения // Сост. Т. Г. Браже. -М., 1971.-237 с.
89. Йованович М. Об источниках "Мастера и Маргариты" // Изв. РАН. Серия лит-ры и языка. 1992 - т. 51.- N 1. - с! 60-72.
90. Казаркин А.П. Истолкование лит. пр-я: (Вокруг "Мастера и Маргариты" М. Булгакова): Учеб. пособие. Кемерово, 1988. - 82 с.
91. Казаркин А.П. Литературный контекст романа"*«Мастер и Маргарита» // Проблемы метода и жанра . Томск, 1979.- Вып . 6 . -С.47
92. Канчуков У. Расслоение Мастера // Литературное обозрение. -1991. -N 5.-75-77.
93. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988. - 225 с.
94. Карпов И.П. Явное и тайное в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Карпов И.П.,Шенцева Н.В. Новое о русской литературе: Материалы и размышления. Йошкар-Ола, - с. 196-208.
95. КареаловаЕ.В. Совесть, истина, человечность. // Лит. в школе. 1994. -№ 1 - с.72-79.
96. Киченко А.С. О фольклорных параллелях к образу ведьмы в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. Украинские республиканские Булгаковские чтения. Черновцы ,1991
97. Киселев Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" // Научн. докл. высш. шк. Филол. науки. 1991. - №6 -с.3-11.
98. Ковалевская Е. Г. Слово в тексте художественного произведения // Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. Межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1983. - с. 70-87.
99. Кожинов В. Литература и слово // Поэтика и стилистика русской литературы. Л, 1971. - с. 320-328.
100. Камараш Итван. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа «Мастер и Маргарита» в Венгрии. Будапешт: Гос. б-ка им.Сечени, 1984.
101. Козлов Н. П. Об авторской активности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Содержательность художественных форм. Куйбышев , 1987. - С 69.
102. Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: Страницы жизни и творчества. Саранск: Модлов. кн. изд-во., 1993 - 400 с.
103. Красухин Г. Покой и воля. М.: Современник, 1987.
104. Кедровский А.Е. Возвращенные имена. Курск, 1994. - 154 с.
105. Кертис Д. Романтическое видение // Лит. обозр. 1991. - N 5. -с. 24-28.
106. Кон И.С. Психология ранней юности .- М., 1989
107. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат; 1984. - 335 с.
108. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1988. - 367 с.
109. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.^Просвещение 1980.- 192 с.
110. Королев А. Между Христом и Сатаной //.Театральная жизнь. 1991.- N 13 -с.30, N 14 - с.29, N 15 - с.28.
111. Крепе. М.Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов "Мастер и Маргарита" и "Доктор Живаго". Эпп. Эрбор: Ардис, 1984.
112. Колтунова М.В. О концепции личности в романе "Мастер и Маргарита" // Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии. Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1994. С.55
113. Кораблев А.А. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" //
114. Вопросы лит.- 1991 № 5. - С.35-54.
115. Кораблев А.А. Хорошо придуманное пророчество // Лента. -1991.- №-5 С. 165-170.
116. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981. - 190 с.
117. Курдюмова Т.Ф. Изучение прозаических произведений в школе // Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. -С. 43-48.
118. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.,ч»1974.- 174 с.
119. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1998 .- 80 с.
120. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. М., 1963. - 198 с.
121. Лакшин В.Я. Вторая встреча. -М.: Советский,писатель, 1984. -с.257-365.
122. Лакшин В.Я. Пути журнальные : Из литературной полемики 60-х годов. М.: 1987, - С . 350-370.
123. Лесскис Г.А." Мастер и Маргарита" Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция ) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. -1979,-Т.38.- N 1 .
124. Левитов Н. Д. Психология старшего школьника. М., 1955.215 с.
125. Левицкая Г. Н. Развитие умения учащихся самостоятельно анализировать прочитанное произведение: Дис. канд. пед. наук. -М., 1964.
126. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. -280 с.
127. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -302 с.
128. Литературные традиции в поэтике М.Булгакова. Межвузовский сборник научных трудов .- Куйбышев, 1990.
129. Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Межвузовский сборник научных трудов. -Кемерово, 1988.
130. Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, КГУ, 1980.
131. Литературное произведение и читательское восприятие. Межвузовский сборник научных трудов. Калинин,'1982.
132. Лихачев Д. С. Литература Реальность - Литература. - Л., 1981. -216 с.
133. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры. // Избранные статьи. В 3-х томах. Таллин, 1992. - Т.З.
134. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия.// Избранные статьи. В 3-х томах . Таллин, 1992. - Т.З.
135. Лосский Н.О. История русской философии. -М., 1991 . С.514
136. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
137. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
138. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. М., 1966. - с. 16-24.
139. Маныкина А. А. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе: Автореф. дис. кайд. пед. наук. М., 1992.- 16 с.
140. Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературных произведений к анализу. М., 1986. - 128 с.
141. Медрин Д.Н. Литература и фольклорная традиция . Вопросы поэтики. Саратов, 1980.
142. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. - с.406.
143. Мельник В.И. ,Мельник Т.В. О генезисе демонических мотивов. Украинские республиканские Булгаковс&ие чтения. -Черновцы, 1991.
144. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе "Мастер и Маргарита". -Томск, Томский государственный университет, 1991.
145. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе . Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук.-М., 1995 .-с. 1-20.
146. Методика преподавания, литературы: Учебник для педвузов// Под. ред. О.Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана В - 2-х частях. - М., 1994.-303с.
147. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1985. - с.384.
148. Методические рекомендации по изучению произведений, ранее не включенных в программу. Саратов, 1990. - 50 с.
149. Мифологический словарь. М., 1992.
150. Миллиор Е. Мир наоборот // Литературное обозрение. -1991.-№ 5. -с.64.t
151. Михаил Булгаков, Владимир Маяковский : Диалог сатириков. -М.: Высшая школа, 1994.
152. Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения. Сб. обзоров/ АН СССР, ИНИОН. -М.,1991.
153. Молдавская Н. Д. Литературное развитее школьника в процессе обучения. М., 1976. - 244 с.
154. Научная программа: русский язык, культура, история. Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании ( Голубковские чтения ) М., 1995. -106с.
155. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., 1959. - 206 с.
156. Немцов В.И. Контексты творчества М.Булгакова: (К проблеме традиций) // Литературные традиции в поэтике М.Булгакова. -Куйбышев, 1990. С. 15-18.
157. Немцов В.И. М.Булгаков: становление романиста. Из-во Саратовского ун-та, Самарский ф-л, 1991. - 162с. м
158. Неизвестный Булгаков. Сост. и комментарий В.И.Лосева. М., 1992.-с.5.
159. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе .- М. .'Просвещение, 1971.
160. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры (скрытые мотивы и аллюзии в прозе М.Булгакова) // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. 1995. - Т.54. - № 2.- с.51-58.
161. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. - 156 с. „
162. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. - 152 с.
163. Новиков В.В . Михаил Булгаков художник. - М: Московский рабочий, 1996. - с.260.
164. Новое о Булгакове : учебно-методическое пособие для учителей Йошкар-Ола, 1993.
165. Острогорский В. П. Беседы о преподавании словесности. С.-Пб, 1885.
166. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1904.
167. Паустовский К. Булгаков // М.Булгаков «Мастер и Маргарита» -М., 1997 с.471.
168. Погорельский А. Лафертовская маковница . // Русская романтическая новелла .- М.: Художественная лит-ра, 1989.- с. 1040.
169. Подругина И. А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М., 1994. - 78 с.
170. Проблемы анализа художественного произведения в школе Методические рекомендации для студентов -М.:Прометей,1996.
171. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя // Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. -192 с.
172. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Литература // Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 1994.
173. Пути и формы анализа художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир: ВГПИ, 1991.
174. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" в школьном изучении. Кировоград, 1991.
175. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. М., 1959.
176. Роткович Я. А. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. М., 1956. - 415 с.
177. Рубинштейн М. М. Воспитание читательских интересов у школьников. М., 1950. - 214 с.
178. Рыбникова М. А. Методика преподавания литературы. М., 1930.-95 с.
179. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. -М., 1963.-294 с.
180. Сахаров В. Страницы русского романтизма. М.: Советская Россия, 1988.
181. Скорино JI. Лица без карнавальных масок // Вопросы ► литературы .-1968. N 6. - стр.28-38.
182. Семенина С.К. Изучение романа "Мастер и Маргарита" на уроках в школе. Владикавказ, 1993.
183. Семенов А.Н. Поглубже вглядеться: индивидуальные задания по русской литературе для X -XII классов. Рига, 1989.
184. Собкин B.C. Психологический анализ уровней литературного развития школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1982.
185. Соколов Б.В. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита": Очерки творческой истории М.: Наука, 1991.
186. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия .- М: Локид-миф,1996. стр. 323-333
187. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова.- М.: Эллис Лак,1997.
188. Солоухина О.В. Традиции русской литературы в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита"// Москва. -N 3. 1987.
189. Соловьев В. Три разговора . Собр.соч., С-Пет.: Общественная польза, 1903.- ,Т.9.- 473с.
190. Творчество М. Булгакова: Исследования. Материалы. Ю Библиография. Кн.З.- СПб: Наука, 1995.
191. Творчество М.Булгаков: Исследования.Материалы, Библиография. Кн 1 . JL: Наука, 1991.
192. Творчество М.Булгакова. Сборник статей. Томск, 1991.-150с.
193. Толстой А.К. Собрание сочинений в -4-х томах. М.: Художественная литература, 1964.-T.III.
194. Украинские Республиканские Булгаковскеие чтения. -Черновцы, 1991.
195. Утехин Н.П. Исторические грани вечных тем. Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979.
196. Урок литературы в средней школе // Под ред. Т.Ф.Курдюмовой М.: МГПИ им. В.И. Ленина , Прометей, 1984.
197. Урок литературы // Сост. Т.С. Зепалова и Н.Я. Мещерякова. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1984.196 .Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы в 2-х частях под. Ред. Ф.Ф.Кузнецова . М., 1994.
198. Фиалкова Л.Л. К генеалогии романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. - 40.- N 6. - с. 532-536.
199. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. трудов. М., 1986. - 190 с.
200. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины .- М . тип А.И. Мамонтова, 1914 .- с. 209-213, 739.
201. Ханне Д.ДЖ. Роль Иешуа в романе "Мастер и Маргарита" // Возвращенные имена русской литературы. Самара, 1994. - с. 7490.
202. Химич В.В. "Странный" реализм М.Булгакова // Рус. лит. ХХв. : направления и течения. Екатеринбутг, 1992. - Вып. 1.-е. 105-115.
203. Чудакова М.О. Творческая история романа Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопр. лит. 1976. - N 1. - с. 218-235.
204. Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер // Возвращенные имена русской литературы. Самара, 1994. - с. 5-10.
205. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь: История и современность. М., 1985.
206. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М.: Книга, 1988.
207. Чудакова М. Послесловие.Литературное обозрение.-1991.-N 5. 207.Чеботарева В.А. Рукописи не горят: Сб.статей о творчестве М.Булгакова. Баку: Язычи, 1991.
208. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе Булгакова.// Русская литература.- N1. 1984.
209. Чудакова М.О. Творческая история романа "Мастер и Маргарита // Новый мир. -1987. N 8.2Ю.Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. -334.
210. Шаталов С.Е. Время метод - характер. -М, 1989.- с.6
211. Щетинина Л.Н. "Роман вам принесет еще сюрпризы.". Пространственно-временной континуум романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и проблемы его изучения // Метод, препод, рус. яз. и лит. 1993. - Вып. 21.-е. 12-20.
212. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания. Ф.А.Брокгауз И.А.Эффрон. - СПб., 1890. - т.60. - Слюэ -София Палеолог. - Ярославль: TERRA, 1992. - 560 с.
213. Яблоков Е.А. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Обществ, науки и современность. 1992. - N 3. - С.97-108.
214. Яблоков У.А. "Я часть той силы.": Этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // РусГлит.- 1988.- N 2. - с.3-31.
215. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов.писатель, 1983. - 319с.
216. Яновская Л.М. Треугольник и фиолетовый рыцарь // Таллин. -1987 N 4. - с.101-103.
217. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-86 с.
218. Литература на иностранных языках
219. Averianova Е. Code de 1 "honneur des chevaliers et desbogatytrs. // M.M. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Издательство Мордовского ун-та, 1995. с. 186-187
220. Barratt A. Between two worlds. A critical introduction to "The Master and Margarita". Oxford, 1987. - 347p.
221. Curtis J.A.E. Bulgakov's Last Decade: The writer as Hero // Cambridge, 1987.
222. Ericson E.E. The apocalyptic vision of Mikhail Bulgacov's the "Master and Margarita". Leviston, Qweenston, Lampeter, 1991. - II, 204p.
223. Hatfield H. The Walpurgins nights of G' and Bulgakov // G' in the 20th century. 1987. - N 51/54. - p.3710.
224. Thompson E. The Artistic World of Michail Bulgakov// Russ lot The Hague ; Paris; 1973 Vol 2 5 ,p. 54 - 64.
225. Milne L. Michail Bulgakov: A critical biography. Cambridge, 1990. 342 p.
226. NatovN. Michail Bulgakov. Boston: Twayne, 1985.
227. Emerson С/ Bakhtin and Vygotsky on internalisation of language || The guarterly newsletter of the laboratory of comparative human condition. San Diego,1983 .- Vol. 5 , № 1. - P. 9-13.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.