Игра человека как социокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Исмагилов, Ралиф Галимханович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Исмагилов, Ралиф Галимханович
Введение.
Глава 1. Игра и социальная жизнь.
§ 1. Функции игры в духовном становлении человека.
§ 2. Игра как способ сохранения и воспроизводства социального иммунитета.
Ф Глава 2. Социокультурный контекст проявления игры.
§ 1. Отношение игры к труду и культурному досугу.
§ 2. Локализация игры в горизонтах повседневности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Гендерная игра: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Ковалева, Лариса Ивановна
Педагогика формирования игровой культуры досуга2005 год, доктор педагогических наук Пономарев, Валерий Дмитриевич
Игра учащихся как педагогический феномен культуры1997 год, доктор педагогических наук Шмаков, Сталь Анатольевич
Игровые начала культуры: Социально-философский аспект2004 год, кандидат философских наук Башкирцева, Юлия Станиславовна
Игра в моделировании социальной реальности: социально-философский аспект2009 год, кандидат философских наук Михайлова, Эльвира Рифкатьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра человека как социокультурный феномен»
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью социально-философского осмысления игры человека как специфического социокультурного феномена, в котором рельефно проявляются способность человека вписаться в социальную систему и сохранить собственное «Я», его духовные и нравственные ресурсы. Игра представляется как действие совокупности материальных и духовных сил, восстанавливающих социальную сущность человека. Она выступает творческой силой, позволяющей субъекту игры расширить диапазон личностного бытия, вписаться в социальную систему и проявиться в ней.
Играющий человек немыслим без принятия ответственности за свои решения. Самоактуализируясь в игре, человек снимает покров «святости» с системы ценностей и ценностных ориентаций, что предполагает инициацию его деятельности. Такой человек контролирует границы игры, чтобы не допустить расширения игровых практик в собственной жизни, с целью сохранения предельно ответственного, адекватного отношения к неигровым уровням бытия.
Игра человека отражает жизненно важные для него цели. Игры, выбираемые человеком, указывают не только на его социокультурный тип, но и на степень духовного и нравственного развития. Игра увеличивает степень свободы субъекта, позволяя ему в условно-символической форме освоить социальное пространство.
В социальной сфере формируется не только субъект игры, но и наблюдатель с равноценным, обезличенным к жизненному материалу отношением. Рав-ность им определяется как состояние предельно обезличенного ко всему и ко всем отношениям, как глубинное выражение собственной независимости и отрешенности. В равности достигается состояние беспристрастного отношения к формам реальности, к живой и неживой, духовной и телесной, вербальной и невербальной. Такой человек лишь наблюдает за течением жизненных процессов, возвышается над игрой, над областью переживаний.
Современный человек живет в постмодернистском мире, который явно пытается быть играющим и играемым; при этом активно формируется мироощущение, что играют не только люди, играет и сама социальная система. Однако феномен игры не может быть изучен в полной мере без учета социокультурного фона, на котором она разворачивается как социальное действие.
В традиционном обществе оформленная игра отсутствует, вместо нее имеется комплекс социальных регуляторов мифологической природы. С другой стороны, пытаться представить общество с гипертрофированной игрой, т.е. панигро-вое общество, значит, ответить на вопрос о том, какие в нем произойдут катаклизмы: не доигравшее и переигравшее общество понимаются нами как деформированные и вырождающиеся.
В игре следует различать внеигровые моменты и в этом плане необходимо выделить игровые элементы в неигровых областях. Во многих областях жизни фиксируются игровые моменты; значит, следует различать: игру в неигре и неигру в игре.
В социально-философском плане игра не только продлевает активную жизнь, но и защищает ее; поэтому игра, как форма духовной активности, придает такой жизни новые, яркие и эмоциональные краски, формирует дополнительные смыслы и этические позиции.
Социальная деятельность означает наличие предмета, средств, цели, результата и совокупность выполняемых операций. С данных позиций игра как тип деятельности имеет специфику: в ней отсутствует в явном виде результат. Однако неявно, имплицитно результат присутствует в игровом процессе; ведь игра не означает некую конечность действия; она апеллирует к бесконечному. Игрок, даже проиграв сначала, имеет возможность реализоваться на следующем этапе игры. Тем самым, результат постоянно наличествует в самой процессуальности, в становлении. Игра продолжается как процесс постоянного приобщения к культурным ценностям; играющие претерпевают трансформацию игрового «Я», стремясь выразить «самость» в игре тела и духа, достичь тем самым гармонии с самим собой.
Акт игры уникален, неповторим; игровой материал не жестко детерминиро ван в вещной, предметной форме; играющие замещают игровые материалы, меняют ориентиры, смыслы, значения. Игровая свобода и равенство означают внешнюю и внутреннюю независимость от самих себя, а также от социального и природного окружения. Поэтому важен момент свободы в игре как независимости; но пока лишь человек больше мечтает о свободе, о свободе как некой грезе, 4 которая лишь временами достается ему как неожиданный дар в момент игры.
Мозаика жизненных траекторий представляет собой достаточно широкий I репертуар возможностей; человек способен выбирать различным, но индивиду-^ альным способом, хотя само общество и уравнивает, типизирует личность. Однако в определенной степени оно ее и индивидуализирует, оставляя тем самым пространство для игры человека.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты игры исследовались представителями разных научных школ и направлений. Анализ игры как понятия и как сферы человеческой жизнедеятельности присутствует в трудах 'I мыслителей Древнего Китая и Индии, в сочинениях античных, средневековых философов, в работах представителей Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии.
Эвристический смысл понятия «игры» заставляет обратиться к широкому кругу литературных источников по философии, антропологии, социологии, педагогике, политологии. В классической философии игра преимущественно артикулирована в деятельностно-социальном ключе; игра понимается как специфический вид активности субъекта, отличный как от традиционной деятельности в силу своей антиутилитарной природы, так и от непосредственного общения в силу фиксированной нормативности игрового пространства. Игра предстает как избыщ
Ф ток человеческих сил, и в то же время она реализуется в рамках принятых правил. При этом если несоблюдение правил игры выводит человека за границы игрового пространства, то их буквальное соблюдение еще не гарантирует его включенности в игру. Последняя предполагает в выполняемых действиях эмоциональную напряженность, порыв, страсть, наличие которых во многом позволяет квалифи-w цировать действия как игровые.
Несмотря на атрибутивную внеутилитарность, игра выполняет в культуре утилитарно значимые для человека, но не для самой игры, функции. В историко-философской традиции зафиксированы следующие функции игры: социализирующая («упражняющие качества» игры у Г. Спенсера и К. Гросса), коммуника-4 тивная (идея коллективности у В.Штерна и трансакции Э.Берна), познавательная (Платона «Надо жить играя»), функция социальной компенсации («нереализован-Ь ные возможности» Л.С. Выготского). ^ В неклассической философии феномен игры подвергается осмыслению в контексте социальности. Согласно И. Хейзинги, предпринявшего интегральное исследование игры, последняя выступает базовой формой развития культуры как таковой. Культура возникает в форме игры, она изначально разыгрывается. Значимы в этом плане лудологические концепции Э.Финка, Г.Г.Гадамера, М.Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, Ж.-П.Сартра, Р.Кайюа, Г.Гессе. ^Г Э.Финк ведет речь об игре в силу ее атрибутивной отнесенности к миру возможного; Г.Г.Гадамер указывает, что игра выступает по отношению к ф субъекту как превосходящая его действительность; М.Хайдеггер замечает, что игра представляет собой в системе отсчета личности «язык трансценденции»; Х.Ортега-и-Гассет акцентирует внимание на празднично-спортивном отношении к жизни. В аксиологическом пространстве игра трактуется в контексте осмысления проблемы подлинности индивидуального бытия. Согласно Ж.-П.Сартру, игра выступает формой существования человеческой свободы.
В постнеклассической философии игровая процессуальность экстраполиру-^ ется на внесоциальную сферу и игра обретает универсальный статус. Игра - это # не только сознательная деятельность субъекта, но и сугубо объективные процессы, для которых также характерна релятивность, автохтонная самодостаточность и вариативность.
Игровые типы процессуальное™ распространяются и на природную сферу. А w Игра понимается как самопроизвольная процессуальность; игра «играется» сама по себе. Субъектом игры выступает сама природа в режиме вечного становления.
В рамках постмодернистской традиции конституируется целый веер концепций нелинейной процессуальное™ («игра письма» у Р.Барта, «игры науки» у Ж.-Ф.Лиотара, «игры истины» у М.Фуко, концепция «игровой структуры» ^ Ж.Деррида). Такие структуры фундируют парадигмальную установку постмодерна на видение предмета как находящегося в процессе самоорганизации. Постмо-I дернизм радикальным образом переосмысливает классическое понимание игры, расширяя область действия случайности по сравнению с традиционными рамками ее понимания.
Учитывая широкий спектр концепций игры, диссертант стремится главное внимание обратить на социальную компоненту игры. В данном отношении выделяются труды К.Маркса, В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, представителей неомарксистской западноевропейской и отечественной мысли Г.Маркузе, Э.Фромма,
Г Б.П.Вышеславцева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, А.Ф.Лосева, В.С.Соловьева. t
Весьма ценным является тезис об игре как активной и созидательной силе социальных процессов.
К.Маркс, исследуя сущность игры, пишет, что труд не может стать игрой даже в будущем обществе социальной справедливости, ибо в этом обществе главным остается не более высокая форма распределения, а сам способ производства1. Человек развивает дремлющие в собственной природе способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.
Однако игра человека как отдельный социокультурный феномен и как спо-% соб воспроизводства социального иммунитета исследовалась явно недостаточно. Значительную помощь в исследовании общих оснований игры оказали работы
1 См.: Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 46. - Ч. 2. - С. 221.
С.С.Аверинцева, Ю.П.Азарова, Д.М.Азаматова, В.А.Андрусенко, М.М.Бахтина, Э.Берна, И.Е.Берлянд, Д.Винникот, П.П.Гайденко, Б.С.Галимова, АЛ.Гуревича, Н.А.Гильмутдиновой, М.М.Демина, З.Е.Дорофеевой, В.М.Ефимова, Р.Р.Ильясова, М.С.Кагана, Р.Киппер, С.А.Кравченко, А.Ф.Лосева, А.В.Лукьянова, В.В.Малявина, А.И.Мазаева, И.М.Орешникова, Е.А.Покровского, О.П.Пучниной, ЗЛ.Рахматуллиной, И.Ю.Рыбниковой, В.В.Сильвестрова, А.С.Спиваковой, Р.С.Сулейманова, В.И.Устиненко, В.Г.Федотовой, В.Н.Финогентова, Е.А.Флериной, ИТ.Фролова, В.С.Хазиева, Н.А.Хренова, Л.А.Ширяева, Р.Штейнера, Д.Б.Эльконина.
Игровые явления в контексте социального бытия исследуются Д.М.Азаматовым; научное и техническое творчество как специфические формы игрового феномена изучается Л.А.Ширяевым; игровая компонента современного социума исследуется Р.Р.Ильясовым, игра в аспекте формирования гуманитарной культуры изучается И.М.Орешниковым1.
Объектом исследования выступает игра человека.
Предметом исследования - игра человека, которая рассматривается как социокультурный феномен, усиливающий самозащитные качества человека.
Цель диссертации - выявление социокультурной сущности игры, придающей человеку стабильность, укорененность и защищенность в условиях противоречиво действующей на него социальной системы.
В соответствии с данной целью в диссертации решались следующие взаимосвязанные задачи:
• дать анализ позитивных и негативных функций игры в процеесе духовного становления человека;
• исследовать игру как способ сохранения и воспроизводства социального иммунитета;
• выявить отношение игры к труду и культурному досугу;
• определить место игры в повседневной жизни человека.
1 См.: Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992.
Методологической основой диссертации выступает социокультурный подход, основанный на принципах объективности, историзма и системности.
Социальные процессы исследованы автором преимущественно с позиций ® личностного переживания и осмысления. Методология персонализма предоставляет значительные возможности для самовыражения, предельную ответственность автора за объективность разграничения игровых и неигровых способов деятельности, отказ от догматических установок и способов мышления. Игра человека реализуется в форме его отдельного, автономного бытия, позволяет ему сохранить самоценность и критичность его мировоззренческой позиции.
Автор исходит из концепции игры как специфического вида активности че-t ловека, отличного от традиционных для него форм деятельности. Игра выступает фактором сохранения стабильности и преемственности личностного существования. Проблема состоит в том, насколько игра способна сохранять социальный иммунитет, поддерживать и воспроизводить его.
Обозначенный подход позволил отойти от понимания игры только как вида непродуктивной деятельности, лишенного утилитарной направленности и позволил исследовать игру как проявление активной формы человеческой духовности. : Кроме того, использовались общенаучные методы: идеографический, анализ и синтез, индукции, аналогии, обобщения и моделирования. Эмпирическую базу исследования составляет социологический опрос 550 студентов и старшеклассников образовательных учреждений г. Уфы для выявления значимости отдельных компонентов игрового фактора в организации полноценной личной культуры.
Научная новизна диссертации обусловлена целостным, системным подходом к изучаемой проблеме и формулируется в виде следующих положений:
• выявлено, что степень игровой активности связана с общим уровнем ч игровой культуры социальной системы и личной культурой человека;
• • обосновано, что игра, как проявление духовного начала, отлична от трудового усилия, но полностью не оппозиционна ему. Игра указывает на преобладание жизненных сил в трудовом процессе над силами, которые сдерживают творческие потенции индивида;
• выявлено, что игра, выступая в качестве способа сохранения и воспроизводства социального иммунитета, снимает накапливающееся внешнее и внутреннее напряжение в личности и социальной системе;
• обосновано, что в обществе человек становится самодостаточным и автономным, если оказывается способным организовать полноценную игровую деятельность, в которой получают развитие его сущностные силы. Однако игра, в процессе которой человек на место своих подлинных сущностных сил подставляет вынужденные, искусственно-вызванные силы, есть имитация трудовой деятельности и культурного досуга;
• обнаружено, что игра занимает промежуточное положение между трудом и досугом, имея с ними некоторые сближающие их свойства.
Теоретическое и практическое значение работы. Результаты исследования найдут применение в разработке разделов социальной философии и антропологии. Игра позволяет снимать напряжение в субъект субъектных и субъект объектных отношениях. В этих отношениях присутствует игровой элемент, обеспечивающий не только различие социальных сил, но и их относительное равновесие.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при анализе конкретных аспектов социальной действительности: образования, воспитания, морали, права, повседневности. Результаты и выводы работы найдут применение при разработке дисциплин гуманитарного цикла в образовательных учреждениях, при составлении учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров.
Апробация диссертации. Научные результаты апробировались на республиканской научно-практической конференции по физическому воспитанию и спорту (Уфа, февраль 1998 г.), на республиканской научной конференции «Движение декабристов в историческом самосознании» (Уфа, апрель 1998 г.), на республиканской конференции молодых ученых «Мировоззрение в системе духовности» (Уфа, 1999 г.), на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитаризации и гуманизации образования» (Уфа, апрель 2002 г.), на республиканской научно-практической конференции «Современные образовательные процессы: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, март 2004 г.), на всероссийской конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, февраль 2005 г.), на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, май 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Наука и культура России» (Самара, май 2005 г.), на межвузовской конференции «Наука, религия, образование» (Уфа, июнь 2005 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, ноябрь, 2005 г.).
Основные положения апробировались на методологическом семинаре «Проблема обоснования знания» профессора А.Ф.Кудряшева в 2004-2006 годах.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего 253 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Онтология игры1998 год, доктор философских наук Ретюнских, Лариса Тимофеевна
Игра в рекреационно-развлекательном пространстве студенческой молодежи: опыт культурологического анализа2011 год, кандидат культурологии Мухтаров, Касим Шамильханович
Театральность как феномен в бытии культуры2013 год, доктор философских наук Тазетдинова, Руфина Ринатовна
Абсолютное и трансцендентальное измерения игры человека2009 год, кандидат философских наук Шерсткина, Елена Анатольевна
Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа2007 год, кандидат культурологии Баннов, Кирилл Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Исмагилов, Ралиф Галимханович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, игровое отношение присутствует в деятельности, но его значение, ценность, следствия разные. В настоящем исследовании представлена игра человека как неотъемлемая характеристика его социокультурного бытия. В ходе проведенного анализа сделан вывод, что, хотя игра и выступает в качестве мощного ресурса поддержания духовно-энергетических сил человека и общества, хотя в игре заключен «избыток» этих сил, она отлична от трудовой деятельности и от досуга. Ведь если свести игру полностью к досугу, то она неизбежно оказалась бы последней и конечной целью всей жизни. Поэтому автор настаивает на тезисе, что играм следует уделять место в промежутках между занятиями.
Игра в «позитивном» смысле выполняет функцию своеобразного «лекарства»; конечно, при условии, если для этого выбрано подходящее время. В игре человек распрямляется, поскольку приобретает опыт творчества, опыт быть другим, опыт свободного поиска.
Социально-философский анализ показывает вовлеченность игры в общественный контекст действия: человек не всегда оказывается на своем месте, не творит действительность, а играет в нее. Собственно субъект игры - не игрок, а сама игра. Она привлекает игрока, вовлекает его и удерживает в своих границах. Это происходит потому, что в самой человеческой реальности есть нечто, что делает человека игроком.
Игромания именно потому и трудно излечима, что сама игра заключена в корнях человека. Игра, будучи неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, способна обернуться разрушительными последствиями. В данном отношении необходимо овладевать культурой игры. Игровая культура не может формироваться стихийно, поскольку в игре заключены глубинные смыслы человеческой жизни не только для себя, но и для других. Поэтому всегда следует различать эмпирическую, формальную адаптацию к социальной среде и социальный иммунитет как способность человека, социальной группы, общества достойно противостоять трудностям жизни. Поскольку социальный иммунитет предполагает духовную адаптацию человека к миру, игровое отношение преобразуется в творческую активность социального субъекта. Этот субъект не только приспосабливается к социальной среде, но и воздействует на нее. В то же время субъект изменяет и собственную природу, развивая дремлющие в последней способности и подчиняя, в конечном счете, игру данных сил и потенций своей власти.
В ходе проведенного исследования игры как социокультурного феномена, как проявления положительной и отрицательной духовности, сформулированы следующие выводы:
• позитивная игра не противостоит серьезному отношению к жизни, а связана с нравственной компонентой деятельности, с искусством движений, имеющим собственную эстетику;
• игра обуздывает чрезмерную взволнованность общества и человека социальными недугами, предотвращая наступление общественной истерии;
• игра, позволяет снять накопившееся напряжение, но не духовную обеспокоенность, выступает формой существования и способом поддержания социального иммунитета, который можно определить как «энергию» порядка, упорядочения элементов общественной системы, которая в игре разрастается до социального целого. Играющий социум дает возможность развиваться не только сильным, но и ослабленным в экономическом и духовном отношении общественным «корпускулам»;
• отношения между субъектом и миром не могут оставаться натянутыми. Игровой элемент, присутствующий в них, не только не позволяет социальным силам достигать состояния антагонизма, но и обеспечивает их относительную равновесность; игра позволяет социальному субъекту приобрести невосприимчивость по отношению к элементам тоталитарного духа. Игра проявляется как форма преодоления социальных фобий; в антагонистическом обществе только вне игры человек и бывает часто самим собой и, как только прекращается физическое, моральное или иное принуждение к игре, от последней бежит как от неизлечимой заразной болезни. Игра, в процессе которой человек на место своих подлинных сущностных сил подставляет искусственно-вызванные силы, превращается в процесс его саморазрушения; в современном обществе игра приобретает внешний характер; это выражается в том, что материал игры уже принадлежит не ему самому, а другому «Я», так что сам он в игре начинает принадлежать не себе, а Другому; свобода человека заключается в том, что он не играет в навязанные ему социальные игры, переводящие его в режим автоматизированного существования. Человек воспроизводит собственную свободу в лакунах игры, дающей возможность ему быть и остаться свободным.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Исмагилов, Ралиф Галимханович, 2006 год
1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.: МНПП «Гендальф», 1992. - 544 с.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. - 93 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
4. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995. 170 с.
5. Апинян Т.А. Тоска по мифу и миф как событие современности // Философские науки. 2004. - № 11. - С. 73-83.
6. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: Т. 4 М.: Мысль, 1984. - С. 625-634.
7. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. -М., 1935.-95 с.
8. Ауман Р., Шепли Л. Значения для неатомических игр. М.: Мир, 1977. -357 с.
9. Баимов Р.И. Великие лики и литературные памятники Востока. Уфа: Гилем, 2005.-496 с.
10. Бартрам Н.Д. Игрушка // Бартрам Н.Д. Избранные статьи. М., 1979. -С.45-57.
11. Бауман 3. Рассказанные жизни и прожитые жизни // Социс. 2004. - №1. -С. 11.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
13. Бейда A.A., Королев С.А. Игровые задачи и ЭВМ. Минск: Нар. асвета, 1991.-144 с.
14. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф.Смирнова. -М.: Педагогика, 1982. 288 с.
15. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992. -С.96.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб. М.: «Университетская книга», ACT, 1996. - 398 с.
17. Бибарцева Т.С. Формирование игровой культуры социального педагога -Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. - 17 с.
18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
19. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
20. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1999. - 222 с.
21. Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века М.: Ладо-мир, 2002. - 343 с.
22. Бруно Дж. Диалоги / Пер. с итал. М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.
23. Булгаков С.Н. Русская трагедия / Булгаков С.Н. Соч.: В 2-х т.: Т. 2. М.: Наука, 1978.-С. 751.
24. Булгаков С.Н. Философия хозяйства М.: Наука, 1990. - 412 с.
25. Бэйфэнг Л. Игры на логику-М.: Эксмо, 2002. -240 с.
26. В часы досуга / Сост. И.Н. Крайнева. СПб: «Кристалл», 1996. - 544 с.
27. Вагин И.О., Глущай А.И. Основной инстинкт. СПб.: Питер, 2002. -256с.
28. Вахитов P.P. Современный террористический акт как Текст Спектакля / Философская мысль. 2001. - № 2. - С. 78-85.
29. Вербицкий A.A., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: ВНМЦПТОМ, 1990. - 48 с.
30. Винникот Д. Игра и реальность М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 228 с.
31. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Ч. 1 / Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
32. Воробьев H.H. Основы теории игр. Бескоалиционные игры. М.: Наука, главная редакция физико-математической литературы, 1984. — 496 с.
33. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1996. - № 6. - С. 62-67.
34. Выготский JI.C. Переиздание. М.: Изд. дом Шальва Амонашвили, 2002. -224 с.
35. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
36. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. М., 1914. - С. 283-284.
37. Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.-256 с.
38. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1988. 699 с.
39. Газизова Г.М. Кто людей веселит. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2002. - 68 с.
40. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -С. 93-94.
41. Галигузова J1.H. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 17-26.
42. Галяутдинов И.Г. Поиграем вместе, друзья / На башк. и рус. яз. Уфа: Китап, 1995.-239 с.
43. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения // Пер. с англ-М.: «Оникс», 1994-511 с.
44. Гегель. Философия религии: В 2-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1976. - 532 с.
45. Герасимов И. Игра и познание (к постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 1995. -№ 1. - С. 159-165.
46. Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука, 1976.-328 с.
47. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. - 207 с.
48. Герцен А.И. Письма об изучении природы. М.: Госполитиздат, 1946. -316 с.
49. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во, 1995. — 464с.
50. Гик Е.А. Занимательные математические игры М.: Знание, 1987. - 160 с.
51. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т.: Т. 1.-М.: Мысль, 1989.-417 с.
52. Горбов Ф.Д. Я второе Я. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 224 с.
53. Горохов П.А. Правовой нигилизм: опыт философского анализа. Оренбург, 2000. -169 с.
54. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. - 367 с.
55. Давыдов Э.Г. Игры, графы, ресурсы. -М.: «Радио и связь», 1981. 112 с.
56. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192 с.
57. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. Минск: Харвест, 1998. - 432 с.
58. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // Философские науки. 1983. - №2. - С. 54-61.
59. Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности // Вестник Моск. ун-та. 1983. - Сер. 7. Философия - №1. - С. 14-20.
60. Демин М.В. Труд как вид человеческой деятельности // Философские науки. -1984. -№1.-С. 10-18.
61. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.
62. Добролюбов H.A. Избранные философские произведения: В 2-х т.: Т. 2. -М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1948. 584 с.
63. Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002. - № 6. - С. 143-146.
64. Достоевский Ф.М. Бесы / Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т.: Т. 9. М.: «Правда».
65. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.
66. Дьюи Дж. Школа и общество / Пер. с англ. М.: Типография торгового дома А.Н. Печковский, П.А. Буланже и К°, 1907. - 60 с.
67. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. — М.: Наука, 1981.-336 с.
68. Ершова Г.Г. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста / Психологические науки и образование. 2002. - № 4. - С. 38-52.
69. Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. - 272 с.
70. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. — М.: Просвещение, 1988. -144 с.
71. Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1. - М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1895. - 759 с.
72. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьника // Вопросы психологии. 1994. - № 5. - С. 60 -67.
73. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990 .- № 6. - С. 86-92.
74. Запорожец A.B. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. - С. 5-10.
75. Зенкевич И.А., Ширяев В.Д. Игры со многими участниками: Учеб. пособие. Саранск: Мордов. ун-т., 1989. - 92 с.
76. Зенкович-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказ-котерапии. СПб: Златоуст, 1998. - 352 с.
77. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-пресс, 1996. - 336 с.
78. Золотухина Е. Гарри Поттер и все-все-все / Логос. 2004. - №5(44) -С.235-245.
79. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. -523 с.
80. Игорный бизнес / Пер. с англ. и фр. и под ред. и сост. А.В.Пурника. М.: НВЦ «Библиомаркет», 1994. - 208 с.
81. Игровые методы в обучении // Практикум по дошкольному педагогике / Красницкая Г.С. и др. М., 1997. - С. 102-107.
82. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры / Л.В.Воронкова М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80с.
83. Игры в компании друзей / Сост. Н.Н.Докучаева. СПб.: Кристалл; Валери СПб., 1997.-224 с.
84. Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. М.: Молодая гвардия, 1991. -224 с.
85. Игры народов СССР / Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев. М.: Физкультура и Спорт, 1985. - 269 с.
86. Игры народов СССР: Сборник материалов, составленный В.Н. Всеволод-ским-Гернгроссом и др. М-Л., 1933. - 563 с.
87. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
88. Ильина Т.В. Игрушка не игрушка. - Л.-М. Искусство, 1964. - 72 с.
89. Ильясов P.P. Социально-философский анализ феномена игры. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1998. - 21 с.
90. Ильясов P.P., Муфтиев Г.Г. Философия человеческой игры. Уфа: УИ РГТЭУ, 2005.-166 с.
91. Исмагилов P.C. Очерки по истории Нуримановского района Башкортостана. Уфа: Китап, 1998. - 272 с.
92. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-192 с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
94. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 710 с.
95. Карабанова O.A. Игры в коррекции психического развития ребенка. Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 192 с.
96. Карточные игры вашей компании / Сост. В.В. Рафеенко. Донецк: ПКФ «БАО», 1997.-384 с.
97. Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке / Пер. с нем. М.: Гардарика, 1998.-780 с.
98. Квасова И.И. Теория и практика повседневности // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): В 5 т.: Т. 5. М.: Современные тетради, 2005. - 443 с.
99. Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
100. Киппер Р. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Психология, 1986.-212 с.
101. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. — М.: Слово, 2002.-224 с.
102. Кислинг Б. Сексуальные игры. Руководство к немедленному действию / Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Изд-во Астрель», 2004. -238 с.
103. Кларин М.В. Обучение как игра / Школьные технологии, 2004. №5. -С.45-58.
104. Клаузевиц К. О войне. M.-JL: Гос. военное изд-во, 1932. - 224 с.
105. Клушина Н.И. В какие игры мы играем / Русская речь. 2003. - №1. -С.51-54.
106. Козлова H.H. Методология анализа человеческих документов // Социс. -2004.-№1-С. 14-27.
107. Контарь А.Е. Игра и ее роль в подготовке педагога // Magister. 1996. -№2.-С. 89-95.
108. Кордемский Б.А., Ахадов A.A. Удивительный мир чисел: (головоломки и задачи для любознательных). -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
109. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. -М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. 227 с.
110. Кравченко С.А. Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы) // Общественные науки и современность. -2002.-№6.-С. 143-155.
111. Красных В.И. Игорный-игральный-игровой // Русская речь. 2001. - №4. -С. 49-53.• 112. Кроник Е.А., Кроник A.A. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. - 204 с.
112. Крушевский A.B. Теория игр. Киев: Вища школа, 1977. - 215 с.
113. Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988. -204 с.
114. Кузанский Н. Игра в шар // Кузанский Н. Сочинения: В 2-х т.: Т. 2 М., 1980.-С. 249-317.ф 116. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993.-383с.
115. Лабиринты одиночества / Перевод с англ. и сост., общ. ред. и предисл.
116. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
117. Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. - 551 с.
118. Лейбниц Г.В. Новые опыт о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1983.-686 с.
119. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. > Морено / Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс»,1994.-352 с.
120. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.: Т. 2. М., 1983.ф -С. 303-324.
121. Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976.-202 с.
122. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1960.
123. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
124. Лотман И. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 270 с.k 126. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дво• рянства (XVIII-начало XIX века). СПб.: Искусство - СПб, 1994. - 399 с.
125. Лукреций Кар. О природе вещей // Хрестоматия по античной литературе. М., 1965. - Т. 2.- С. 190-207.
126. Лукьянов A.B. И.Г.Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. - №6. - С. 81-89.
127. Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: РИОф БашГУ, 2001. 236 с.
128. Лукьянов A.B. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа: РИО БашГУ, 1993. - 190 с.
129. Лучшие в мире загадки / Сост. H.H. Курлов. Минск: ООО Попурри, 2004.-59 с.
130. Льюс Р.Д., Райфа X. Игры и решения: Введение и критический обзор. -М.: Иностранная литература, 1961.- 644 с.
131. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. М.:
132. Междунар. пед. академия, 1994. 368 с.
133. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.-392 с.
134. Майерс Д. Социальная психология. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. -684 с.
135. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1997. - 639 с.
136. Мак-Кинсли Дж. Введение в теорию игр / Пер. с англ. М.: Физматгиз, 1960.-420 с.
137. Малявин В.В. Мудрость «безумных речей». О духовном наследии Чжуан-чзы // Чжуан-чзы: Даосские каноны. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 44-48.
138. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. - Ч. 2. - 524 с.
139. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 41-174.
140. Маркова Н. Играющие с человеком // Народное образование. 2004. -№4-С. 247.
141. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995. - 352 с.'
142. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Изд-во Смысл, 1999. - 424 с.
143. Менделеев В.А. Энциклопедия игр. Харьков: ИМП Рубикон, 1995. -400с.
144. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 224-227.
145. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. -320с.
146. Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII первая половина XIX в. - М.: Наука, 1989. - 160 с.
147. Миненко H.A. Культура русских крестьян Зауралья XVII первая половина XIX в. - М.: Наука, 1991. - 256 с.
148. Минскин Е.М. От игры к знаниям. Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
149. Мифы Древнего Рима. От Эллады к Риму. Саратов: Изд-во Надежда, 1994.-576 с.
150. Монтень М. Опыты: Избр. произведения в 3-х томах / Пер. с фр. — М.: Голос, 1992.
151. Монтессори М. Помоги это сделать самому. М.: Карапуз, 2000. - 52 с.
152. Морено Я. Психодрама / Пер. с анг. М.: Апрель Пресс, 2001. - 528 с.
153. Мочалов Л.П. Головоломки. М.: Просвещение, 1996. - 190 с.
154. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984. -160 с.
155. Нейман Дж. фон., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. М.: Наука, 1970. - 708 с.
156. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII-начало XIX века. Л.: Искусство, 1988. - 213 с.
157. Непомнящий H.H. Люди-феномены. М.: ООО «Аиф-Принт», 2001. -284 с.
158. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989. -160 с.
159. Николов Л. Структура человеческой деятельности / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1984. - 176 с.
160. Ницше Ф. Об истине и лжи во внеморальном смысле // Философские науки. 1997.-№1. с. 52-62.
161. Овсянников М.Ф. Искусство как игра // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1996. №2. - С. 84-88.
162. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили, нравы, этикет. М.: АРТ-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
163. Орешников И.М. Постмодернистская парадигма культуры. Антинормативность или неонормативность ведущая к нигилизму? / Нормативные основы культуры. Материалы региональной научной конференции. — Уфа: 2001.-С. 14-17.
164. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. 148 с.
165. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизации искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник / Пер. с исп. М.: Радуга, 1991.- 639 с.
166. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. - 408 с.
167. Оуэн Г. Теория игр / Пер. с англ. М.: Мир, 1971. - 232 с.
168. Панченко A.M. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999. - 520 с.
169. Партхасаратхи Т., Рагхаван Т. Некоторые вопросы теории игр двух лиц. -М.: Мир, 1974.-295 с.
170. Паскалев Ж. Электронные игры / Пер. с болг. М.: Радио и связь, 1983. -112 с.
171. Петухов В.В., Пахомова Е.И., Седова H.H. Право человека и дискриминационные практики в современной России // Общественные науки и современность. 2003. - №2. - С. 40-49.
172. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 272 с.
173. Писарев Д.М. Избранные философские и общественно-политические статьи. Л.: Госполитиздат, 1949. - 720 с.
174. Платон. Собрание сочинений: В 3-х т.: Т. 3. Ч. 2. - М.: Мысль, 1972. -678 с.
175. Плеханов Г.В. Письма без адреса // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т.: Т. 5. М., 1958. - С. 282-393.
176. Плотин. Сочинения. СПб.: Алетейя, 1995. - 672 с.
177. Поваляев В.Г. Диалектика игры / Вестник МГПУ. 2003. - №2(5) - С. 3739.
178. Покровский Е.А. Детские игры: преимущественно русские. М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1987. - 416 с.
179. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад, Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 575 с.
180. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1 Чары Платона / Пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.-448 с.
181. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.-268 с.
182. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
183. Пучнина О.П. Коммуникативно-деятельностные игры в контексте общей типологии игр // Ученые записки НТГПИ. 2001. - Вып. 3. - С. 100-102.
184. Рабинович Е.Г. Риторика повседневности: Филологические очерки. -СПб.: Изд-во Ивана Лимбиха, 2000. 240 с.
185. Радищев А.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1959. - 304 с.
186. Ракаева А. Играем пальчиками Уфа: Китап, 1998. - 44 с.
187. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или онтология игры. Липецк: Липецкое изд-во, 1997. - 143 с.
188. Розенмюллер Н. Кооперативные игры и рынки. М.: Мир, 1974. - 159 с.
189. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.: Изд-во академии наук СССР, 1955. - 396 с.
190. Садриев М.М. Социология молодежи. Учебное пособие. Уфа: Гил ем, 2005.-308 с.
191. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс», 1997. -160 с.
192. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. - 544 с.
193. Семенов С.Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации): Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 144 с.
194. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РОСМЭН, 1998.-478 с.
195. Сорокин П.А. Система социологии. М. : Наука, 1993. - Т. 1. - 447 с.
196. Спенсер Г. Опыты научные, политические, философские / Пер. с анг. -Минск: Современный литератор, 1998. 1408 с.
197. Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-132 с.
198. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 1. -С.67-171.
199. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. -210с.
200. Студенецкий Н.В. Веселый отдых. М.: Искусство, 1956. - 208 с.
201. Султангареева P.A. Семейно-бытовой фольклор башкирского народа. -Уфа: Гилем, 1998.-243 с.
202. Султанова Л.Б. Проблема неявного знания в науке. Уфа: Изд-во УГ-НТУ,2004.-С. 184.
203. Твист А. Игра на интерес: профессия аферист. - М.: ACT, 1998. - 448 с.
204. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. М.: Наука, 1987. -240 с.
205. Тимонин Н.В. Игра в исследованиях и публикациях последних лет (19911999 гг.) // Традиционная культура. М., 2001. - № 1. - С. 62-69.
206. Томас П., Белобородова Е. Игровая работа в Англии // Народное образование. 2000. - № 4-5. - С. 64-68.
207. Уразманов Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (годовой цикл XIX XX вв.) - Казань, Дом печати, 2001. - 196 с.
208. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980. - №2. - С. 69-77.
209. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: В 2 т.: Т. 2. М.: Изд-во ACT, 2003.-592 с.
210. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества // Вопросы философии. 2003. - №11. - С. 3-19.
211. Финогентов В.Н. Философия. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1996. - 168 с.
212. Фихте И.Г. Назначение человека / Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т.: Т. 2 -СПб.: Мифрил, 1993. С.65-225.
213. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. - 111 с.
214. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
215. Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки дискуссии, проблемы, обобщения. -М.: Политиздат, 1979.-336 с.
216. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Пер. с англ. Минск: Изд-во В.П. Ильин, 1997. - 416 с.
217. Хазиев B.C. Измышления о педагогике Уфа: Изд-во БГПУ, 1998. - 199с.
218. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
219. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.-464 с.
220. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Пер. с нидерл. и сост. Д.В. Сильвестрова. 2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
221. Хренов H.A. Морфология досуга. М.: Гос. рес. центр русского фольклора, 1998.-448 с.
222. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
223. Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат / Вопросы философии. 2005 - № 11. - С. 106-118.
224. Четырева Л.Б. Социальное конструирование труда. Самара: Самарский университет, 2002. - 192 с.
225. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство СПб, 2000. -296 с.
226. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура Социальных Игр. М.: КСП+, 2001.-158 с.
227. Шеллинг Ф.ВЙ. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласа-Томск: Изд-во «Водолей», 1999.-251 с.
228. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства / Пер. с нем. М.: Мысль, 1999. -608 с.
229. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2000.-Т. 1.-С. 49-50.
230. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т.: Т. 6. М., 1957. - С. 251-358.
231. Шильгави В.П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
232. Ширяев Л.А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект. Уфа: УГАТУ, 1997. - 50 с.
233. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа, 1995. - 80 с.
234. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Геш-тальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 663 с.
235. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики / Пер. с нем. М.: Парси-фаль, 1995.-256 с.
236. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума). М., 1966. - С. 92-132.
237. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 192 с.
238. Экслайн В. Игровая терапия / Пер. с анг. М.: Апрель-пресс, 2000. -480с.
239. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
240. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
241. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Сов. Россия, 1991.—464 с.
242. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. с англ.- СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
243. Ээльмаа Ю. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / Директор школы. 2003. - № 9. - С. 36-41.
244. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Минск: ООО Харвест, 2003. -82 с.
245. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Детская литература, 1990. -159с.
246. Якубова Р.Х. Творчество Ф.М.Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003. - 180 с.
247. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Республика, 1994.-527 с.
248. Гармаш I.1.1гри та розваги. Киев: Урожай, 1998. - 272 с.
249. Farb P. Word Play: What Happens When People Talk. N.Y., 1976. - 421 p.
250. Lecercle J.J. Three-way games // Philosophy today. Celina, 1992. - Vol. 36, №4.-P. 336-349.
251. Mitchell E.D., Mason B.S. The theory of Play. N.Y., 1935. - 547 p.
252. Stalnaker R. Knowledge, belief and counterfactual reasoning in games // Economics and philosophy. Cambridge, 1996. - Vol. 12, № 2. - P. 133-163.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.