Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Омер, Сабир Омер

  • Омер, Сабир Омер
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 145
Омер, Сабир Омер. Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Новочеркасск. 2009. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Омер, Сабир Омер

ВВЕДЕНИЕ.

Глава1. Теоретико-методологические основы исследования 12 национальной идентичности в условиях глобализации.

1.1. Социологический дискурс национальной идентичности.

1.2. Национальная идентичность как матрица самоопределения курдского общества.

1.3. Глобализация и основные направления трансформации национальной идентичности.

Глава 2. Национальная идентичность в концептах глобализации.

2.1. Национальная идентичность и транснациональное социальное пространство.

2.2. Социологический постмодерн: проектирование национальной идентичности.

2.3. Движения контридентичности: концепция действующего человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц»

Актуальность темы исследования состоит в том, что наступивший XXI век можно назвать веком взрыва идентичностей. Национальная идентичность как самоопределение, самопричисление индивидов и групп в координатах национальной общности, вопреки логике глобализации с моделями гражданства мира и транснациональной идентичности, воспроизводится и производится в глобализируемом мире, что проецируется на сферу международных, внутриобщественных, межличностных отношений, затрагивая, таким образом, социальные мега-, мезо-микроуровни. Национальная идентичность является не только последствием архаизации и локализации, но и способом, инструментом интеграции народов в современном мире. Эти обстоятельства делают необходимым анализ и оценку национальной идентичности в социологическом дискурсе, сравнение и выявление объяснительного, аналитического и прогностического потенциалов исследования^. сформировавшихся теоретико-методологических подходов к национальной идентичности в контексте глобализационных процессов.

Формирование национальной идентичности в условиях глобализации характеризуется, с одной стороны, обособлением, дистанцированием от других национально-этнических групп, поисками коллективного национального «Я», с другой - включением ресурса идентичности в качестве «приза» в соревновании за позиции в глобализируемом мире. Современная национальная идентичность испытывает влияние «транснационализации», что делает затруднительным сохранение ее целостности, но остается по существу формой самоопределения, которая вбирает часто парадоксальные, но связанные с многообразием возможностей в определении национальной стратегии символы. Таким образом, национальная идентичность в контексте глобализации является процессом дифференциации, фрагментаризации, комплиментарности системных и субъектных факторов. Сложность процесса национальной идентификации состоит в многомерности критериев идентичности, актуализации политического, социального, культурно-символического капиталов.

Итак, исследование национальной идентичности в современном глобализируемом мире содержит отчетливо выраженные теоретико-методологические и социально-когнитивные интересы и может быть сформулировано, как имеющие самостоятельный социологический дискурс.

Степень разработанности темы. Национальная идентичность, как объект социологического анализа, характеризуется структурно-функциональным подходом (Т.Парсонс, Р.Мертон), который состоит в интерпретации процесса интеграции социальных общностей в национальное государство. Условиями формирования идентичности выступают социальная модернизация, формирование демократических институтов и выработка форм гражданского населения в политической жизни. Г.Тэджфелл, А.Щютц, Дж.Мид анализируют когнитивные и социально-ориентационные модели идентичности, исходя из существования идентификационной матрицы как образца социальной деятельности.

В постклассической социологии (Э.Гидденс, З.Бауман, Э.Смит, У.Бек) обосновывается конструктивистский характер национальной идентичности, которая является в контексте глобализации результатом интернализации «внешних структур» для реализации целей национального ренессанса, конкуренции с «другими» и выработки консолидирующих ценностей.

Российские исследователи Н.Покровский, В.Ядов, Т.Данилова определяют национальную идентичность в контексте глобализации как способ организации общества в условиях перехода от традиционного общества к обществу позднего модерна. В работах А.Здравомыслова, В.Тишкова, А.Арутюнова глобализация представляется- фактором, выполняющим противоречивую роль в формировании национальной идентичности. Стимулируя воспроизводство и переопределение национальной идентичности, глобализация вызывает к жизни архаичные формы идентичности, которые в условиях социально дезинтегрированного общества усиливают этнополитическую дистанцию. Глобализация продуцирует так называемые демонстрационные формы идентичности, которые в условиях российского общества становятся фактором марганизации социального поведения.

Глобализация, несмотря на устойчивые теоретические схемы, содержит значительные «лакуны» в интерпретации и объяснении идентификационных процессов, что находит отражение в противоречивой оценке последствий глобализации как в теории позднего модерна, так и в концепции альтерглобализации. Можно предположить, что теоретико-методологический конструкт национальной идентичности, основанный на макросоциологическом понимании заданности системы экономических и социальных отношений, не получил адекватного замещения в идее транзитивной идентичности, которая, скорее, исходит из процедуры «отрицания» и, в меньшей степени, из поиска конструктивных определений идентичности в эпоху глобализации. Анализ процессов национальной идентификации показывает, что эффекты глобализации, рельефизируют коллективные национальные образы и обретение связи с обществом происходит на основе принятия модели самоопределения в национальном пространстве в контексте нахождения других национальных групп по критерию соревновательности. Многомерность дифференциации национальной идентичности выражается в переориентации с устойчивой фиксации идентификационных матриц на перспективу перемены идентификационных стратегий в условиях динамически изменяющегося мира.

Объектом исследования является национальная идентичность как процесс самоопределения этнических общностей в глобализированном мире на основе поиска и конструирования условий консолидации и интеграции на национально-государственном и глобальном уровнях.

Предмет исследования - дифференциация процесса формирования национальной идентичности, как самоопределения национальных общностей, ориентированного на решение проблем национальной интеграции и повышение значимости национальных притязаний в глобальном масштабе.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе национальной идентичности как процесса, протекающего в условиях глобализации и ориентированного на многомерность социальной дифференциации, как процесса фрагментаризации идентификационных матриц.

Исходя из указанной цели, в исследовании определяются следующие задачи:

- проанализировать социологический дискурс национальной идентичности;

- охарактеризовать специфику формирования национальной идентичности в обществе Курдистана на основе социальной и политической дифференциации, соревнования диаспорной и родово-клановой идентификационных матриц;

- проанализировать трансформацию национальной идентификации, как процесс конструирования идентификационных моделей с целью усиления позиций в глобализируемом мире;

- рассмотреть подходы к национальной идентичности с позиции концепции позднего модерна;

- показать особенности постмодернистского видения национальной идентичности;

- выявить теоретические и социальные основы движения контридентичности как альтернативы базисным национально-идентификационным матрицам.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и выводы структурно-функциональной теории и конструктивистской теории (Т.Парсонс, З.Бауман, Э.Гидденс), в рамках которых дается анализ условий и тенденций воспроизводства, изменения и влияния глобализации на формирование национальной идентичности. В осуществлении поставленных задач используются выводы российских ученых Т.Даниловой, В.Ядова, Н.Покровского о нестабильном характере идентификационных матриц, связанном с дифференциацией идентификационных моделей в обществе позднего модерна.

Эмпирической базой исследования выступают, во-первых, сформулированные отечественными и зарубежными авторами обобщения и оценки относительно формирования национальной идентичности в контексте глобализации, во-вторых, социально-статистические материалы международных организаций (ООН, ЛАГ, Исламская конференция, MOM) об интенсивности миграционных потоков и диаспорном расселении курдского народа вне пределов этнического пространства.

Научная новизна исследования определяется в совокупности полученных результатов и заключается в следующем:

- рассмотрены концепции национальной идентичности в зарубежной социологии; показано, что национальная идентичность анализируется как реакция. на процессы глобализации, являясь инструментом сохранения национального государства и национальной культуры в условиях глобальной унификации, и как инструмент социальной ориентации и консолидации этнических групп, мобилизации и отстаивания интересов, что вносит новизну по сравнению с классическими моделями национальной идентичности, основанными на феномене национального самосознания и формирования национального государства;

- дан анализ становления и формирования национальной идентичности в обществе Курдистана, которое характеризуется определенным изоляционизмом в условиях рисков ассимиляции и дискриминации со стороны этнократических элит и движением к модернизации, выработке общенациональных идеалов, ориентированных на идею воссоединения, как следствие разделённости и диаспорности курдского народа, что смещает исследовательские акценты в сторону осмысления специфики формирования национальной идентичности в контексте «рассеянности»; охарактеризованы основные направления трансформации национальной идентичности в эпоху глобализации, которые состоят в конфликтности возрождения архаичных (клановых, племенных, конфессиональных) образцов идентичности и принятия демонстративных идентификационных моделей, что является определенной новацией по сравнению со структурно-функциональной и социально-психологической моделями идентичности; проанализированы теоретические и социально-практические экспликации концепции позднего модерна, согласно которым национальная идентичность является условием минимизации социальной неопределенности и нейтрализации последствий возрастания этнической неоднородности современных обществ, что является «шагом» в понимании многомерности формирования национальной идентичности по сравнению с описанным в классической социологии «набором» структурных и институциональных индикаторов;

- выявлены особенности постмодернистского видения национальной идентичности, включающей отрицание схемы «свой — чужой», как базисной, для определения идентичности и перевода идентичности в состояние постоянного изменения, что дает возможность исследования «плавающих» нестабильных идентичностей;

- охарактеризованы идейно-теоретические и социальные основы движений контридентичности, которые базируются на принципах неинтегрированности в государство' и выбора наступательных стратегий в отстаивании и реализации интересов локальных и национальных сообществ в условиях глобализации, что ориентирует на принятие альтернативной, по сравнению с глобалистской теорией отмирания национальной идентичности, концепции национально-культурного своеобразия.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Национальная идентичность в системе социологического знания выявляет субъектно-деятельностный аспект общественной жизни, что подчеркивается в существующих подходах к проблеме формирования и развития идентичности. Несмотря на различия в анализе условий формирования и направленности национальной идентичности, базисным является понимание национальной идентичности, как акта самоопределения, самопричисления к определенной группе или сообществу и, соответственно, интеграции в современном мире:

2. Национальная идентичность в курдском обществе формировалась в условиях отсутствия национального государства и политики ассимиляции со стороны правящих этнократических элит, что способствовало приданию курдской национальной идентичности значения инструмента сохранения курдской культуры и истории, так как курдский вопрос был табуирован на исторической территории курдского народа, в условиях влияния евроцентризма выработались позиции, претендующие на объединение курдского народа посредством создания позитивного образа «прошлого» и национальной объединительной мифологии.

3. Основные тенденции трансформации национальной идентичности в условиях глобализации состоят в нарастании оборонительной национальной идентичности как механизма противодействия унифицирующим последствиям глобализации и идентификационной мозаичности, связанной с культурной диффузией и перемещением идентификационных матриц в пространство конкуренции глобальных и национально-культурных образцов.

4. Концепция позднего модерна содержит представление о национальной идентичности как способе социальной консолидации и реализации национальных интересов, признавая возрастающую неопределенность идентификационного выбора, ограниченность удовлетворения базисных социальных потребностей в рамках классических идентификационных матриц.

5. Особенность постмодернистского видения национальной идентичности связана с отказом от схемы «свой-чужой» и переводом идентификации в символическое пространство, в котором важен индивидуальный выбор и возможности перемены идентификационных образцов в культурно-историческом и политическом контекстах.

6. Движения контридентичности опираются на теорию социальной периферии, согласно которой только коллективная деятельность вне интеграции с государственными институтами, отказ от задач их совершенствования способствуют выработке альтернативных матриц идентичности, удовлетворяющих интересам групп, ориентированных на понимание многообразия идентичностей и их равенства в ~ обществе мультикультурализма.

Научно-теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование определяется анализом методологического аспекта осмысления национальной идентичности, выявлением ее места в процессах глобализации. Данное исследование направлено . на углубление теоретического знания идентификационных процессов и имеет прикладное значение в оценке современных этнополитических и региональных конфликтов.

Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в чтении курсов общей социологии, социологии политики, спецкурсов по проблемам глобализации и социальной идентичности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Омер, Сабир Омер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная идентичность в современном глобализируемом мире переживает неоднозначный процесс: с одной стороны, можно говорить об ускользающей национальной идентичности и формировании идентификационной матрицы на основе транснационализма, транснациональности территориальности, привязанности к исторической памяти и культурному наследию, но не определяемым национально-государственным дискурсом. С другой стороны, происходит процесс «взрыва» идентичностей, которые проявляют себя не только как реакция на процесс культурной унификации, но и как альтернатива глобализации.

Идентичность, таким образом, не может мыслиться, как только объективированный социальный конструкт. Анализ существующих подходов к проблеме национальной идентичности убеждает в том, что национальная идентичность изменяется не постепенно, а переживает периоды бифуркации, что не обязательно связано с образцами социального модерна. Структурный функционализм в этом контексте является наиболее «уязвимым», эволюционная парадигма идентичности должна неизбежно вести к её отмиранию, замещению глобальной моделью, но современная национальная идентичность часто строится на традиционных, ревайвалистских ценностях и не обладает большей степенью отвлечённости и аморфности по сравнению с традиционными установками.

Символический интеракционизм, акцентируя внимание на процессе понимания, допускает большую «свободу» в интерпретации идентичности. Однако, не ясным остаётся, каким образом национальные идентичности могут согласоваться, а не быть «яблоком раздора». Социологический дискурс национальной идентичности, таким образом, включает объективно-субъектные измерения, что означает анализ институциональных и структурных предпосылок идентичности как совокупности условий определяющих идентификационный выбор, как отдельных личностей, так и групп, и народов.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что современная национальная идентичность, являясь социальной идентичностью, создаётся и поддерживается рефлексивной деятельностью, и в силу её преднамеренности, соотнесения между индивидуальной и коллективной идентичностями, можно говорить о том, что национальная идентичность в условиях глобализации выполняет двоякую функцию. Во-первых, она закрепляет позиции определённой этнической общности по отношению к другим народам и государствам. Во-вторых, стимулирует деятельность по укреплению и возрастанию позиций в современном глобализируемом мире, который характеризуется инфраструктурой транснациональных институтов, но функционирующих в конкретном национально-государственном контексте. Можно отметить, что современная нация сталкивается с множеством вариантов выбора под влиянием взаимодействия локального и глобального. И национальная идентичность может рассматриваться как возможность переопределения места нации, в зависимости от разделяемых большинством территориальных, политических, культурных претензий и установок.

Рассматривая национальную идентичность как динамический процесс, как то, что имеет отношение к сознанию нации/народа и формируется им, представляется обоснованным, для реализации основной цели исследования, обращение к проблеме курдской идентичности. Во-первых, курдский народ находится в состоянии становления национальной идентичности, что даёт возможность эксплицировать богатый исторический и современный материал, показать, каким образом сталкиваются и взаимодействуют традиционные территориальные, политические и современные транснациональные установки. Во-вторых, курдская национальная идентичность формируется в условиях «рассеивания» курдского народа, который проживает не только на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иран, Армения), но и в диаспорах в Западной Европе и США.

Современная курдская идентичность находится на стыке глобальных и локальных процессов: сохраняющиеся установки на формирование национального курдского государства и защиту и развитие курдской национальной культуры вступают в динамическое взаимодействие с культурной диффузией, с влиянием и проникновением образцов глобальной культуры. В этом процессе занимают место и идеология курдского национализма, и чувство консолидируемой этнической идентичности, и опыт сопротивления ассимиляции со стороны государственного большинства, и концепты унифицирующей идентичности, выдвигаемые представителями курдской диаспоры. Особенность этого процесса состоит в том, что существует достаточно сложная процедура согласования локальных вариантов курдской идентичности и «курдскости» как коллективной идентичности.

Можно сделать вывод о том, что для исследования курдской идентичности важно развести конфликтогенный потенциал нации и государства: учитывая ситуацию курдского народа, нужно определить пути формирования коллективной идентичности на основе ценностей гражданского национализма и глобализации, понимаемой как интегрированность курдского народа в современные экономические, политические и культурно-информационные процессы. Отстаивая позицию права курдов на создание собственного национального государства и осознания себя как единой нации, следует исходить из сознательного выбора как результата соглашения между политическими элитами и массой.

Иные варианты решения этого вопроса ведут к актуализации трайбализма или к идентичности «без национальности», имитационной идентичности, которая может разделяться интеллигентскими и космополитически ориентированными слоями, но встречать враждебность и непонимание со стороны традиционных массовых слоев курдского общества.

Анализ формирования курдской идентичности в условиях глобализации позволяет сформулировать значимые аналитические и прогностические допущения. Трансформация национальной идентичности выходит за рамки конфликта глобализации и идентичности. Взрыв идентичности, являясь результатом глобализации, содержит тенденции сопротивления, стимулирует поиск различий в глобализируемом мире. Но из этого обстоятельства следует вопрос: «Каким образом, формируются различия, и с какой целью мы осознаём эти различия?». Идентичность может использоваться в нарастании конфликтогенного потенциала, стать инструментом негативной социальной мобилизации, привести к волне национализма и ксенофобии, если различия через национальную идентичность, определяются как выбор изоляционизма или религиозного фундаментализма.

Допуская, что глобализация усиливает идентичности, содержит позитивное влияние на социальную сплочённость нации, стимулирует потребность в повышении интеллектуального, образовательного потенциалов и на стремление к репутации в мире, можно сделать вывод о неразделимости этих процессов, требующих запрета на оценочные суждения по принципу хорошо/плохо и дающих возможность аналитически определить условия и тенденции развития национальной идентичности как фактора, делающего современный мир многообразным. Данное суждение не является столь абстрактным, так как выявляет безальтернативность сотрудничества народов и рассматривает «единообразие» глобализации приемлемым в контексте предоставления равных условий для развития наций и народов и реализации принципов толерантности и социальной ответственности в диалоге наций и государств.

Данное положение имеет не только международный контекст; в условиях массовой миграции, этнической разнородности современных национальных государств, можно считать, что национальная идентичность становится ключом к солидарности и общему благу.

136

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Омер, Сабир Омер, 2009 год

1.Абалкин JL Система ценностей в российской экономической мысли // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 148-152

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Ин-т социологии РАН. М., 2001. - 288 с.

3. Асп К. Введение в социологию. СПб. : Алетейя, 2000. - 245 с.

4. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: ГДРФ, 2003.-336 с.

5. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма -ответы на глобализацию). М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 301 с.

6. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. : Лениздат, 1992. 142 с.

7. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: СПбГУ, 1994.- 168 с.

8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987.-333 с.

9. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. -М.:ИЭ, 1998.- 130 с.

10. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Изд. центр Академия, 1998. -432 с.

11. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы = Alma mater. 1991. - № 9. - С. 46-51

12. Гидденс Э. Навстречу глобальному Риску // Отечественные записки.-2002.

13. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития / М.С. Горбачев, О.Т. Богомолов, А.Г. Арбатов и др., М.: Альпина-Паблишер, 2003. -589 с.

14. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993. -460 с.

15. Демель К. История и идентичность: итоги семинара // Общественные науки. Сер. Философия: РЖ / ИНИОН. 1996. - № I.

16. Душков А. География и психология: Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.-285 с.

17. Иоанн Павел П. Обращение к Папской академии социальных наук. Рим, 2001.

18. Кольев АН. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. - 799 с.

19. Кувалдин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. Анализ. Хроника. 2002. - № 2. - С. 37-57

20. Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние общественного развития. // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). -М., 2004.

21. Моммзен Т. История Рима,- М.: Эксмо, 2005. 560 с.

22. Разуваев В.В. Внешняя политика и национальная идентичность // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. - № 2.

23. Ромашов Р. А., Оль II. А, Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности).-СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2002. 141 с.

24. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы //Вопросыфилософии. 1999. - №5. - С. 25-28.

25. Седова Н.Н. Человек этнический. - Волгоград, 1994.

26. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. - № 3. - С. 20-28

27. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации // Политический журнал. -2004. -№7(10).

28. Толстых В. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект //Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003.

29. Тойнби А. Постижение истории. Избранное. М., 1991. - 599 с.

30. Хюбнер К. Нация: от забвения к порождению. М., 2001.

31. Хантингтон С. Кто Мы? М., 2004. 635 с.

32. Abbas Vali, Essays on the origins of Kurdish Nationalism. Mazda Publishers, Costa Mesa, California, 2003. - P. 37.

33. Abbas Vali, Constructions of Nation and National Identity in Kurdish Historical Writing. Mazda Publishing, 2003. - P. 201.

34. Agger B. Critical Theory, Poststructuraiism. Postmodernism: Their Sociological Relevance//Annual Review of Sociology. 1991. P. 17

35. Ahmad, Kamal Madhar. Kurdistan during the First World War. London: Saqi Books, 1994.-P. 61.

36. Al-Ali, N. and Khoser K. New approaches to migration? Transnational communities and the transformation of home. London: Routledge, 2002.

37. Allan K. Jonathan H. Turner. A Formalization of Postmodern Theory//Sociological Perspectives. № 43. 2000.

38. Amir Hassanpour. Conception of Kurdish Nationalism. California. 1996.

39. Amir Hassanpour. The Making of Kurdish Identity. Mazda Publishers, Costa Mesa, California, 2003.

40. Amir Hassanpour. Nationalism and Language in Kurdistan. San Francisco: Mellen Research University Press, 1992.

41. Amir Hassanpour. Shahrzad M. Kurdish Diaspora-Springer US. Tornto 2005

42. Anderson P. The Origins of Postmodernity. New York: Verso, 1998.

43. Arfa Hassan, The Kurds: An Historical and Political Study. London: Oxford University Press, 1966.

44. Baker S. The Fiction of Postmodemity. New York: Rowman and Littlefield, 2000.

45. Basch L. N. Glick Schiller C. Szanton Blanc. Nations unbound: transnational projects, postcolonial predicaments, and deterritorialized nation-states. — Basel: Gordon and Breach Science Publishers SA, 1994.

46. Bauman Z. Is there a postmodern sociology? // Theory, Culture and Society. -1988.-№ 5 (205)

47. Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford & Cambridge, MA: Blackwell 1995.

48. Bauman Z. Life in Fragments. Essays in Postmodern Morality. Oxford &Cambridge, MA: Blackwell, 1995a.

49. Beck U. Redefining power in the global age: Eight theses. Dissent, fall 2001

50. Best S., Kellner D. The Postmodern Turn. New York: Guilford Press, 1997.

51. Beyer. J. Cooperative capitalism // Journal of sociology. British. 1996. - №. 2, Vol. 47,- P.205-231.

52. Boerner P. Concepts of National Identity: An Interdisciplinary Dialogue. New York. 1986.

53. Blumer H. Social Movements, Studies in Social Movements: A Social Psychological Perspective / edited by Barry McLaughlin, Toronto, Ontario: The Free Press, 1969.

54. Botwinick A. Postmodernism and democratic theory. Philadelphia: Temple University Press, 1993

55. Braduel F. History of sociology /University of Chicago.- Chicago, 1980.- P 69.

56. Bruinessen M. Agha, Shaikh and State. London: Zed Books Ltd. 1992.

57. Bruinessen M. Transnational aspects of the Kurdish question. Working paper, European University Institute, Florence. 2000.

58. Buell F. National Culture and the New Global System. New York 1994.

59. Castells M. The Power of Identity. Maiden, MA: Blackwell, 1997.

60. Clark J. Globalizing Civic Engagement // Civil Society and Transnational Action. James & James Ltd, 2003.

61. Cohen R. & Rai S. M. Global Social Movements. London and New Brunswick : Athlone Press., 2000.

62. C.J. Edmonds, Kurdish Nationalism // Journal of contemporary History. -1971.-№ 1

63. Cvetlcovich Ann, Kellner D. Articulating the Global and the Local: Globalization and Cultural Studies. Boulder, CO: West view Press, 1997.

64. Dallmayr F. R. Globalization from Below in International Politics, Contemporany sociology.-1999 Vol. 36, № 3

65. Delia Porta D., Kriesi, H. & Rucht, D. Social Movements in a Globalizing World Houndmills and London: Macmillan., 1999.

66. Delia Porta, D., Tarrow, S. Transnational Protest and Global Activism Lanham: Rowman and Littlefield., 2005.

67. Delia Porta, D., Dianni M. Social Movements: An Introduction. Maiden, MA: Blackwell Publishing. - 1999.

68. Edensor T. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford: Berg, 2002.

69. Edwards M., John G. Global Citizen Action. Boulder: Lynne Reinner Publishers, 2001.

70. Entessar Nader. Kurdish Ethno-Nationalism. Boulder: Lynne Reinner, 1992.

71. Faist T. Transnationalism in international migration: implications for the study of citizenship and culture // Ethnic and Racial Studies, 2000.

72. Faist T. Social Citizenship in the European Union, Nested Membership, Journal of Common Market Studies-2001. 39

73. Featherstone Mike. Undoing Culture: Globalization, Postmodernism and Identity. London: Sage, 1995.

74. Featherstone Mike ed. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. London: Sage, 1990.

75. Fulbrook M. German National Identity after the Holocaust. Cambridge: Polity Press, 1999.

76. Gellner E. Nations and nationalism. Oxford: Blackwell, 1983.

77. Gibbins John R. and Bo Reimer, Postmodernism. New York: Oxford University Press, 1995.

78. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press. 1984.

79. Habermas, Jurgen. The Postnational Constellation: Political Essays.-Cambridge: Polity Press. 2001.

80. Hamel P., Lustiger-Thaler H., Pieterse J. N., Roseneil S.-Globalization and Social Movements. Houndmills and New York : Palgrave, 2001.

81. Harvey David. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Social Change.-Oxford: Blackwell, 1989.

82. Held D., McGrew A. The great globalization debate: an introduction. -Cambridge: Polity, 2000.

83. Held D., McGrew A. Globalization/Anti-Globalization. London: Polity Press and Blackwell Publishers, 2003.

84. Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J., Global Transformations: Politics, Economics, and Culture Cambridge : Polity Pres, 1999.

85. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. -Durham, NC: Duke University Press, 1991.

86. Jusdanis G. Beyond National Culture? London. 1995.

87. Keane J. Global Civil Society? Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2003.

88. Keck E., Sikkink K. Activist beyond Borders. Ithaca: Cornell University Press, 1998.

89. Kellner D. Media Culture. Cultural Studies, Identity and Politics between the Modern and the Postmodern. London: Routledge, 1995.

90. Kennedy P., Danks C. Globalization and National Identities: Crisis or Opportunity? Hampshire, UK: Palgrave, 2002.

91. Kolodko G. W. Globalization and Transformation: Illusions and Reality, Paris. 2001.

92. Kreyenbroek Philip G., Allison C. Kurdish Culture and Identity. London: Zed1. Books, 1996.

93. Levitt P. The Transnational Villagers. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2001.

94. Lyotard J-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. -Minneapolis: Minnesota, 1984.

95. Lynch C. Social movements and the problem of globalization, Alternatives. New York 1998. 23(2)

96. McCarthy J. D., Zald M. N. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology. 1977. - 82(6)

97. McAdam D., Sidney G. Tarrow, Tilly. Ch. Dynamics of contention. -Cambridge: U.K.; New York: Cambridge University Press, 2001.

98. Melucci A. What's 'new' in new social movements? Philadelphia, PA: Temple University Press, 1994,

99. Muhamad Amin Zaki. A brief History of the Kurd and Kurdistan : 2 vols. -Baghdad, 1937.

100. Muhamad Amin Zaki. Two Fruitless Efforts. Baghdad: Mariwani press, 1935. P145.

101. Munch R. Nation and Citizenship in the Global Age.- New York, 2001.

102. Nebez J. The Idea of the Kurdish Nation. Stockholm, 1984.

103. Nebez J. The Ideology of the petty-Bourgeois Nationalist Intelligentsia in Kurdistan. Stockholm, 1985.

104. Nebez J. Kurdish Nationalism in Mam-and-Zin of Ahmad Khani. Sweden, Uppsala, 1983.

105. Nebez J. The Kurds; History and Culture. WKA Publications, London, 2004.

106. Nebez J. Khani as a Kurdish nationalist in seventeenth century. Sweden, Uppsala, 1984.

107. Pieterse J. N., S. Roseneil. Globalization and Social Movements. -Houndmills and New York: Palgrave, 2001.

108. Polanyi K. The Great Transformation. Boston: Beacon Press, 2001.

109. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992.

110. Robertson R. Globality, Global Culture, and Images of World Order. // social change and modernity. Berkeley, 1992.

111. Robertson R., Chirico J. Humanity, globalization and worldwide religious resurgence: a theoretical explanation. // Sociological Analysis. 1985. - P. 219242.

112. Rossbach Udo Documenting publications related to the concept of national Identity. London. 1986.

113. Rucht D. Social Movements Challenging Neo-liberal Globalization in Social Movements and Democracy/ edited by P. Ibarra. New York: Palgrave Macmillan, 2003.

114. Rucht, D. The Transnationalization of Social Movements: Trends, Causes, Problems-London: Macmillan. 1999.

115. Sassen S. The State and Globalization, Interventions: international journal of postcolonial studies, №5. Taylor&Francis group. London. 2003.

116. Schaeffer Robert K. Understanding Globalization: The Social Consequences of Political, Economic, and Environmental Change. Lanham, 2003.

117. Scholte Jan A. Globalisation: A Critical Introduction.-Basingstoke: Macmillan. United Kingdom. 2000.

118. Slclair L. Social movements for global capitalism: the transnational capitalist class.-London, 1997.

119. Smith A. Theories of nationalism. London: Gerald Duckworth & Co Ltd, 1971

120. Smith A. National Identity. Reno: University of Nevada Press, 1991.

121. Smith J., Chatfield C. & Pagnucco, R. Transnational Social Movements and Global Politics: Solidarity beyond the State. Syracuse, NY: Syracuse University Press. - 1997

122. Soysal J. Limits of Citizenship: Migrants and Post national Membership in Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

123. Stiglitz J. Globalization and its Discontents.-New York, NY: Norton and Company. 2002.

124. Tarrow S. The New Transnational Activism. Cambridge: Cambridge University Press, 2005

125. Tilly Ch. Social Movements 1768-2004. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.

126. Tomlinson J. Localization and Culture. Cambridge: Polity Press, 1999.

127. Wahlbeck O. (forthcoming) Kurdish Diasporas: A Comparative Study of Kurdish Refugee Communities.-London: Macmillan, 2006.

128. Waterman P. Globalization, Social Movements and the New Internationalisms. London and Washington, DC: Mansell, 1998.

129. Waters M. Globalization. London and New York: Routledge, 1995.

130. Woodward K. Understanding Identity. London: Arnold, 2002.

131. Yamashita Sh., Eades JS. Globalization and Southeast Asia, Local, National and Transnational Perspectives. New York: Berg Hahn Books, 2003.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.