Формирование и развитие музыкальной терминологии исполнительского искусства: на материале русского, итальянского, английского, французского языков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Петровская, Ольга Сергеевна

  • Петровская, Ольга Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 150
Петровская, Ольга Сергеевна. Формирование и развитие музыкальной терминологии исполнительского искусства: на материале русского, итальянского, английского, французского языков: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Ростов-на-Дону. 2009. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Петровская, Ольга Сергеевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования музыкальной терминологии исполнительского искусства.

1.1. Понятие термина.

1.2. Понятие музыкального термина и его специфика.

Выводы.

Глава 2. Семантический анализ музыкальной терминологии исполнительского искусства.

2.1. Классификация музыкальных терминов исполнительского искусства

2.1.1. Темповые термины.

2.1.2. Динамические термины.

2.1.3. Штриховые и артикуляционные термины.

2.1.4. Образно-эмоциональные термины.

2.2. Влияние западноевропейских традиций на формирование отечественной музыкальной исполнительской терминологии.

2.3. Анализ музыкальных исполнительских терминов с точки зрения их происхождения.

2.3.1. Заимствования в музыкальной терминологии исполнительского искусства.

2.3.2. Морфологический способ образования музыкальных исполнительских терминов.

2.3.3. Лексико-семантический способ образования музыкальных исполнительских терминов.

2.3.4. Частеречность музыкальных исполнительских терминов.

Выводы.

Глава 3. Музыкальные термины исполнительского искусства в семиотическом аспекте: новые перспективы.

3.1 .Эволюция нотации.

3.1.1.Формирование авторских систем графических знаков-терминов.

3.1.2.Пути формирования новых графических знаков-терминов.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие музыкальной терминологии исполнительского искусства: на материале русского, итальянского, английского, французского языков»

Музыкальная терминология представляется интереснейшим объектом для исследовательских изысканий специалистов в области языка. Данная диссертация посвящена изучению музыкальной терминологии исполнительского искусства - узкоспециализированной и в настоящее время малоизученной теме в сфере терминологической науки. Только в последние несколько лет наблюдается интерес ученых-лингвистов и искусствоведов к рассмотрению проблем отдельных предметных областей музыкальной терминологии (в частности, к терминологии русских церковных песнопений, терминологии театрального искусства). В связи с этим крайне необходимым представляется исследовать музыкальную терминологию исполнительского искусства - процессы её формирования, преобразования и специфику функционирования в знаковой системе языка. Это определило выбор темы и выполнение данного диссертационного исследования.

Музыкальное исполнительское искусство имеет свой специальный язык -музыкальную терминологию, которая является одной из важнейших составляющих музыкальной культуры. С одной стороны, музыкальная терминология - неотъемлемая часть деятельности людей, так или иначе связанных с музыкой. С другой стороны, музыкальная терминология — более или менее самостоятельный сегмент национального языка, представляющий определенный интерес не только для музыкантов, но и для исследователей-лингвистов. Междисцип-линарность данного научного направления в области терминологии основывается на синтезе специальных знаний в области лингвистики и музыковедения.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения эволюционных процессов музыкальной терминологической системы в рамках семиотики. Особую значимость представляет изучение графической терминосистемы музыкальных знаков - мало исследованной области в музыкальной терминологии исполнительского искусства.

Объектом диссертационного исследования выступает терминологическая система музыкального исполнительского искусства.

Предметом изучения являются формирование и семантическая эволюция терминологического аппарата музыкального исполнительского искусства.

Эмпирическим материалом диссертационного исследования послужили теоретическая и нотная музыкальная литература, историко-этимологические словари, греческо-русский и латинско-русский словари, музыкальные и лингвистические энциклопедии, словари музыкальных терминов (Крунтяева Т.С. «Словарь иностранных музыкальных терминов», Рогальская О.Ю. «Словарь иностранных музыкальных терминов», Цадик И.А. «Словарь иностранных музыкальных терминов», Юцевич Ю.Е. «Словарь музыкальных терминов», Риман Г. «Музыкальный словарь», Grant P. «Handbook of music terms», Apel W. «The Harvard brief dictionary of music», Гроув Дж. «Музыкальный словарь» и др.). Научными источниками исследования являются статьи по проблемам терминологии многих зарубежных (например, Т. Лейсие, Х.Х. Эггебрехт) и отечественных музыковедов (А.И. Демченко, Дж. Михайлов, Е.В. Назайкин-ский, Е.П. Стратулат). Методом сплошной выборки отобрано и изучено более пяти тысяч страниц словарных статей, общее количество исследованных терминологических единиц составляет около двух тысяч.

Цель исследования состоит в проведении анализа формирования и развития музыкальной терминологии исполнительского искусства, характеристике специфики музыкальной терминосистемы, проведении лингвистического анализа данного феномена. Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

1) выявить специфические черты' тёрминологии музыкального исполнительского искусства на базе общей теории термина;

2) установить языки-источники формирования музыкальной терминологии, выделить модели образования отечественной музыкальной терминологии исполнительского искусства;

3) провести классификацию музыкальной исполнительской терминологии и составить список музыкально-исполнительских терминов, в котором отражаются произошедшие изменения в обозначении музыкального термина классической и новой терминосистем во второй половине XX - начале XXI вв.;

4) проследить эволюцию системы музыкальных графических терминов исполнительского искусства для определения особенностей её развития на современном этапе; изучить пути обновления графической терминосистемы.

Положения, выносимые на защиту:

1) специфика музыкальной исполнительской терминологии обнаруживает нетрадиционные для термина качества: наличие составных форм, терминов-глаголов, неоднозначность и экспрессивность данных терминов, присутствие в структурах значений рассматриваемых терминов большого количества коннотаций, употребление терминов в переносном значении, вариантная форма фиксации этих терминов;

2) языками-источниками формирования музыкальной терминологии исполнительского искусства являются итальянский, французский, немецкий языки в силу высокого развития западноевропейских школ музыкального искусства и влияния их традиций в области профессионального музыкального образования.

В формировании отечественной музыкальной исполнительской терминосистемы выявляются две модели: термин (на иностранном языке) —> термин (в русском языке); общеупотребительное иностранное слово (не термин) —> термин (в русском языке);

3) в системе терминологии музыкального исполнительского искусства можно выделить следующие классификационные группы: слова и словосочетания (темповые, динамические, артикуляционные, экспрессивно-стилистические термины) и графические термины (символы, буквы, цифры);

4) эволюционные характеристики музыкальной графической терминосистемы исполнительского искусства дают основание говорить об относительной устойчивости данной системы на рубеже XX-XXI веков, открытой, вместе с тем, для новаций и реагирующей на культурные изменения в лингвокультуро-логической парадигме.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационная работа выполнена в русле концепции диалектического материализма, в соответствии с философскими положениями о единстве формы и содержания и об органическом единстве и тождестве идеи с формою и формы с идеею.

В методологии научного исследования музыкальной терминологии использовался системный поход (учёные-лингвисты Э.К. Дрезен, К.Я. Авербух и искусствоведы М.Ш. Бонфельд, О.Н. Надольская), а также теоретические основы отнесения музыкальных графических знаков к семиотической системе (А.А. Фарбштейн, И. Беленкова, Е.И. Аронова).

Общенаучными предпосылками исследования являются труды лингвистов-исследователей, которые уделяют внимание проблемам общей теории термина (А.А. Реформатский, В.М. Лейчик, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, В.Н. Прохорова, К.Я. Авербух, Э.Г. Петросянц, З.Р. Палютина, М.А. Парижаева, З.И. Евлоева), и исследования учёных-музыковедов, посвящённые вопросам музыкальной терминосистемы (Е.Е. Астахина, Н.П. Корыхалова, Ш.Д. Самушиа).

Частнонаучными основами исследования явились работы по теории музыкального термина (А.Ю. Топорской, Е.И. Ароновой и др.).

Методы исследования. Изучение музыкальной терминологии основывается на традиционных научных методах: наблюдения и лингвистического описания, структурно-семантическом, аналитическом. Для осознания эволюционных процессов, происходивших в музыкальной терминологии, в работе применяется диахронический метод.

Научная новизна исследования состоит в том, что до настоящего времени не было проведено комплексное рассмотрение проблем музыкальной исполнительской терминологии. В частности, не выявлены и не конкретизированы особенности музыкальных терминов исполнительского искусства с лингвистической точки зрения, не проведена их классификация.

Музыкальная терминология исполнительского искусства в исследовании рассматривается в эволюционном процессе с выявлением причин обновления. Научная новизна исследования также заключается в системном рассмотрении музыкальной исполнительской терминологии (словесные и графические термины). Изучение путей обновления терминосистемы музыкальных графических знаков также представляет новизну диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа пополняет традиционные разработки в области терминологии и, вместе с тем, определяет новое, малоизученное на современном историческом этапе, узкоспециальное исследовательское направление теории языка.

Комплексный анализ исполнительской музыкальной терминологии дает возможность сформировать представление о специфике музыкальной исполнительской терминологии.

Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью интерпретации музыкального термина в эволюционном процессе, установления специфики употребления и функционирования музыкальной исполнительской терминологии.

В работе приводятся термины, обозначающие новые понятия в музыкальном искусстве XX - XXI столетий (новые исполнительские термины, новые графические знаки). На основе анализа эмпирического материала проведены лингвистический анализ музыкальных исполнительских терминов и тематическая классификация изучаемых терминов, разработана таблица музыкальных исполнительских терминов, отражающая новые обозначения (в графической форме) словесного термина в музыкальной терминосистеме.

Эмпирический материал исследования является базой для дальнейшего исследования профессиональной терминосистемы музыкального исполнительского искусства, а данные составленной таблицы музыкальных исполнительских терминов — использоваться при разработке музыкальной терминологической энциклопедии.

Практические результаты и выводы исследования найдут применение в практике преподавания, чтения лекций и проведения практических занятий и семинаров по курсам «Общее языкознание» (раздел «Лингвокультурология»), «Теория перевода», «Лексикология», «Теория музыки» и т.д.

Полученные результаты исследования могут быть полезны музыкантам-теоретикам, исполнителям, преподавателям средних и высших специальных заведений для более точного и глубокого осознания смысла исполнительских обозначений терминов, встречающихся в музыкальном тексте.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертации отражены в научных публикациях (в том числе статья в журнале, рекомендованном ВАК) и представлены в виде докладов на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Работа обсуждалась на заседании кафедры теоретической и прикладной лингвистики Ростовского института иностранных языков.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии, включающей 167 наименований, из них 15 на иностранных языках, Списка использованных словарей, источников эмпирического материала и приложения. Общий объём работы составляет 150 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Петровская, Ольга Сергеевна

ВЫВОДЫ

1. В середине XX века началась глобальная реформа условных графических знаков, приведшая к обновлению и расширению системы нотации. Главной предпосылкой эволюции нотации явилось обновление композиторского мышления - стремление композиторов найти адекватный способ фиксации феноменов звучания современной музыки.

2. Система графических знаков находится в стадии формирования. Она отличается следующими качествами: множественностью, несамостоятельностью, нестандартностью и носит индивидуализированный характер.

3. Новая система музыкального знака на современном этапе отличается многозначностью. Множественность авторских «систем» породила явление полисемии (исследование выявляет более 11 графических вариантов разнообразных видов кластеров, 12 вариантов графических темповых обозначений, около 13 вариантов графических изображений исполнительского приёма «играть как можно быстрее», несколько вариантов фиксации приёма беззвучной игры на клавиатуре, педализации и др.). Новые музыкальные графические знаки обладают низкой степенью мотивированности.

4. Специфика новой музыкальной терминологической системы графического знака заключается в том, что словесные термины, не имеющие другого способа выражения в классической системе, получили графический способ фиксации. Обнаруживается совершенно новая форма абстрактной графики, которая предназначена для выражения визуальной музыки.

5. В XXI веке появились совершенно новые термины, не встречающиеся в классической системе нотации. Музыкальные знаки продолжают функционировать в новой системе нотации: темповые термины (moderato, тепо mosso, lento), динамические (fff, рррр, sff, -dim. росо а росо и др.) и образно-эмоциональные. Это говорит о несвоевременном отказе (на данном историческом этапе) новой системы от терминов-знаков и терминов-слов классической системы.

5. Новое знание, представленное в виде графических знаков, преждевременно именовать системой. Основанием этому являются следующие причины: а) частный характер музыкального знака; б) многозначность (один и тот же знак обозначает разные звуковые явления); в) нет единого организующего начала в графической «системе»; г) нет унифицированных принципов музыкальных знаков.

В реформировании нотной записи необходим унифицированный подход, который бы позволял свободно интегрировать известные системы нотации и давал бы большой потенциал для оснащения системы.

128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика музыкального термина вносит коррективы в традиционные представления о термине как таковом: неоднозначность (в рамках терминопо-ля), коннотация, экспрессивность. Данные признаки имеются в следующих классификационных группах: темповой, динамической. Ряд музыкальных терминов включают в себя терминологические понятия сразу нескольких классификационных групп (risoluto, largo, placido, una corda, moderato, allegro, repitizione, touch).

Большое количество музыкальных исполнительских терминов функционирует в составной форме (итал.: tempo rubato, tempo primo, prima volta, sotto voce, tempo giusto, tutte corde, ultima volta, seconda volta, a punto d'arco, a tempo di marcia, a voce sola, forte fortissimo, mezzo voce, mezzo piano, mezzo forte, corde a vide; фр.: point de I'archet, coup d'archet, coup d'archet, coup de glotte, bouche fermee, bouche ouverte; рус.: агогический акцент, динамический акцент, филировка звука, аппликатурный принцип, полифоническая фактура и др.).

Специфика музыкального термина указывает на существование термина в форме глагола. Музыкальный термин-глагол входит в разряд терминов, выражая профессиональное понятие на уровне движения, процесса: педализировать, артикулировать, тактировать, инструментовать, оркестровать, синкопировать, аккомпанировать, диссонировать, цифровать, фразировать, интонировать, разыгрываться, фальшивить, филировать).

Наряду с нетрадиционными качествами в музыкальной терминологии выделяются термины, обладающие традиционными качествами термина: краткость, однозначность. Однозначные- музыкальные термины принадлежат группе терминов, касающихся указаний исполнительской техники (тремоло, акколада, форитаг, фермата, реприза, m.d., arpedgiato, de capo alfine, attacca).

Музыкальная исполнительская терминология является частью общеупотребительного языка, что подтверждается преобразовательными процессами, происходящими в ней: междисциплинарность (акустика, вибрация, гамма, анализ), терминологизация (перечить, гармония, фальшь, портативный), детерминологизация (полифония, тон, пауза, партия).

Музыкальная исполнительская терминология имеет следующую структуру: термин-слово и графический термин-знак. Структура исполнительской музыкальной терминологии опирается на тематическую классификацию, в которой выделяются четыре группы - совокупность терминов определенной предметно-тематической области (темповые, динамические, образно-эмоциональные, технические термины). Музыкальная терминология обладает универсальной классической графической системой, которая имеет свою структуру: знаки-символы, знаки-цифры, знаки-буквы.

На формирование отечественной музыкальной терминологии оказали влияние итальянский, французский, немецкий, английский, латинский и греческий языки. Итальянские термины доминируют - 80% из общего количества единиц. Итальянские термины преобладают в группе темповых терминов (89%) и артикуляционно-штриховых (75%).

Образование русскоязычного термина проходило в двух направлениях: а) терминологизация иа языке-источнике (лат.: нота, нотация, акцент; итал.: портаменто, глиссандо, апподжиатура, группетто, форте, рубато, фермата, арпеджио, трель, тремоло). б) терминологизация на русском языке (лат.: такт, агогика, фигурация, аппликатура, динамика, синкопа; нем.: смычок, штрих, ауфтакт, гриф, детонировать, филировка; фр.: нюансировка и др.).

Образование русскоязычного музыкального термина происходит с помощью адаптации: понятие на иностранном языке—^-адаптация—>термин (например, Vorausnahm (нем.) - букв, предвосхищать, на русском языке это музыкальный термин предъём).

Самыми продуктивными способами музыкального терминообразования являются: приставочный (для терминов латинского и русского происхождения); суффиксальный (для терминов итальянского происхождения: allegro-allegretto; andante-andantino, dolce-dolcemento-dolcissimo и др.); аффиксальный (для терминов русского происхождения: глиссандо-глиссандироватъ, синкопа-синкопироватъ, тон-тональный и др.).

Музыкальный термин рассматривается с позиции семиотики. В середине XX века началась реформа в системе нотации, приведшая к обновлению и расширению музыкальной знаковой системы. Главной предпосылкой эволюции нотации явилось обновление композиторского мышления — стремление композиторов найти адекватный способ фиксации феноменов звучания современной музыки.

Специфика новой системы графического знака заключается в том, что словесные термины, не имеющие другого способа выражения в классической системе, получили графический способ фиксации (например, темповый график, арпеджированный кластер, техника беззвучного нажатия клавиши и др.), а также в создании новой формы выражения визуальной музыки - абстрактной графики (результаты приведены в приложении).

Новые музыкальные термины-знаки отличаются полисемичностью, нестандартностью. Совокупность новых музыкальных знаковых единиц преждевременно именовать системой, т.к. они не унифицированы и носят черты частного характера. Множественность авторских знаковых «систем» тормозит процессы терминологизации, унификации.

Реформа нотации дает новый потенциал для усовершенствования классической музыкальной терминологии и её перехода на новый уровень функционирования.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Петровская, Ольга Сергеевна, 2009 год

1. Авербух, К.Я. Общая теория термина: комплексно-вариологический подход: Дис. . д-ра. филол. наук Текст. / К.Я. Авербух. - Иваново, 2005. - 324 с.

2. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия Текст. / А.Д. Алексеев. Киев: Музична Украина, 1974. - 163 с.

3. Апресян, Ю.Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля Текст. / Ю.Д. Апресян // Лексикологический сборник. М., 1962. -Вып. 5.-С. 52-72.

4. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М.Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998. 343 с.

5. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974. С. 90-128.

6. Аронова, Е.И. Графические образы музыки: Культурологический, практический и информационно-технический взгляды на современную музыкальную нотацию Текст. / Е.И. Аронова. Новосибирск: Сиб. у нив., 2001. -232 с.

7. Асафьев, Б.В. (Игорь Глебов) Ценность музыки Текст. / Б.В. Асафьев (Игорь Глебов) // De Musica: Сб. статей / Под ред. Игоря Глебова. Пг.: Петроградская гос. академич. филармония, 1923. С. 5-34.

8. Астахина, Е.Е. Музыкальная терминология русских церковных песнопений: Дис. . канд. филол. наук Текст. / Е.Е. Астахина. -М., 2006. 178 с.

9. Беленкова И. О некоторых возможностях рассмотрения музыки как семиотического объекта Текст. / И. Беленковаю. Киев: Муз. Украина. - Вып. 12. - С.79-90.

10. Ю.Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха Текст. / Э. Бодки. М.: Музыка, 1989. - 388 с.11 .Бонфельд М.Ш. Язык. Речь. Мышлёнйе (Опыт системного исследования музыкального искусства) Текст. / М.Ш. Бонфельд. -М., 1991. 125 с.

11. Борисова, О.Г. Омонимия терминов медицинских наук: Дис. . канд. филол. наук Текст. / О.Г. Борисова. Краснодар, 2000. - 165 с.

12. Булаховский, А.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку Текст. / А.А. Булаховский. Киев, 1953. - 488 с.

13. Введенский, А.И. Логика как часть теории познания Текст. / А.И. Введенский.-СПб., 1912.-515 с.

14. Верещагин, Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников Текст. / Е.М. Верещагин. М.: Мартис, 1997. - 255 с.

15. Виноградов, В.В. Вступительное слово Текст. / В.В. Виноградов // Вопросы терминологии. М.: АН СССР, 1961.-№ 1.-С. 3-19.

16. Виноградов, В.В. Идеалистические основы синтаксической системы проф. A.M. Пешковского, её эклектизм и внутренние противоречия Текст. /В.В. Виноградов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Учпедгиз, 1950.-С. 36-74.

17. Винокур, Г.О. Культура языка. 2-е изд., испр. и доп. Текст. / Г.О. Винокур. -М.: Федерация, 1929.-336 с.' •

18. Винокур, Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии Текст. / Г.О. Винокур // Труды Московского института истории, философии и литературы: Сб. статей по языковедению. М., 1939. -T.V.-C. 3-54.

19. Галкина-Федорук, Е.М., Горшкова, К.В., Шанский, Н.М. Современный русский язык Текст. / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1962. 214 с.

20. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка Текст./ А.Н. Гвоздев. -3-е изд. -М.: Просвещение, 1965. -408 с.

21. Годер, Н.М. О логической структуре понятия, выраженного словосочетанием Текст. / Н.М. Годер // Логико-грамматические очерки. М., 1961. -С. 49-58.

22. Головин, Б.Н. О некоторых задачах и тематике исследования научной и научно-технической терминологии Текст. / Б.Н. Головин // Ученые записки

23. Горьковского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. лингв., 1970. Вып. 114.-С. 17-26.

24. Головин, Б.Н., Березин, Ф.М. Общее языкознание Текст. / Б.Н. Головин, Ф.М. Березин. М., 1979. - 416 с.

25. Головин, Б.Н., Кобрин, Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах: Учебное пособие для филол. специальных вузов Текст. / Б.Н. Головин, Р.Ю. Кобрин. М.: Высш. шк., 1987. - 103 с.

26. Даниленко, В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов-терминов Текст. / Даниленко В.П. // Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971. - С. 35-42.

27. Даниленко, В.П. Русская терминология Текст. / В.П. Даниленко. М.: Наука, 1977.-245 с.

28. Демченко, А.И. Введение в музыкознание Текст. / А.И. Демченко. Саратов: Pan-Art, 2002. - 40 с.

29. Дилецкий, Н.П. Идея грамматики мусикийской Текст. / Н.П. Дилецкий // Памятники русского музыкального" искусства / Под ред. В. Протопопова. — М., 1979. Вып. 7. - С. 454-455.

30. Дрезен, Э.К. Интернационализация научно-технической терминологии. История, современное положение, перспектива и обозначения Текст. / Э.К. Дрезен. М.-Л., 1936 б. - 112 с.

31. Дрезен, Э.К. Научно-технические термины и обозначения и их стандартизация Текст. / Э.К. Дрезен. М., 1936 а. - 168 с.

32. Дубинец, Е.А. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции: Автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Е.А. Дубинец. М., 1996. - С. 5.

33. Евлоева, З.И. Русская лингвистическая терминология в эволютивном аспекте: Дис. . канд. филол. наук Текст. / З.И. Евлоева. Нальчик, 2006. -150 с.

34. Ерёменко, К.А. О несовершенстве современной нотации и возможных путях её развития Текст. / К.А. Ерёменко // Музыка и современность. М., 1969. - Вып. 6. - С. 403-477.

35. Ивашкин, А.В. Кшиштоф Пендерецкий: Монографический очерк Текст. / А.В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1983. - 124 с.

36. Итунина, A.JI. Формирование ботанической терминологии в языке русской науки XVIII первой трети XIX века: Дис. . канд. филол. наук Текст. / A.J1. Итунина. - Смоленск, 1999. - 281 с.

37. Канделаки, Т.Л. Семантика и мотивированность терминов Текст. / Т.Л. Канделаки. -М.: Наука, 1977. 167 с.

38. Капанадзе, Л.А. О понятиях «термин» и «терминология» Текст. / Л.А. Ка-панадзе // Развитие лексики современного русского языка. М.: Наука, 1965. -С. 75-85.

39. Кирилина, Л.А. Русские переводы немецких музыкальных трактатов XVIII века Текст. / Л.А. Кирилина // Русские и немцы в XVIII веке: встреча культур.-М., 2000.-С. 84-91.

40. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX в. Текст. / Ц. Когоутек. -М.: Музыка, 1976. 367 с.

41. Комарова, З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание Текст. / З.И. Комарова. Свердловск: Уральск, гос. ун-т, 1991.- 156 с.

42. Корыхалова, Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях Текст. / Н.П. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2002. - 272 с.

43. Коршунов, С.И. Синонимы в технической терминологии Текст. / С.И. Коршунов. М.: Изд-во АН СССР, ОТН, 1952. - 203 с.

44. Котелова, Н.З. К вопросу о специфике термина Текст. / Н.З. Котелова // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. — М.: Наука, 1970.-С. 122-126.

45. Лагутина, А.В. Абсолютные синонимы в синонимической системе языка Текст. / А.В. Лагутина // Лексическая синонимия: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1967.-С. 121-129.

46. Левковская, К.А. Лексикология немецкого языка Текст./ К.А. Левковская. -М.: Учпедгиз, 1956. 247 с.

47. Лейсие, Т. Терминологические и логические проблемы музыковедения Текст. / Т. Лейсие // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. Ижевск, 2002. - С. 283-297.

48. Лейчик, В.М. К истории отечественного терминоведения Текст. / В.М. Лейчик. НТИ. - Сер. 1. - 1999.-№ 7. - С. 1-13.

49. Лейчик, В.М. О языковом субстрате термина Текст. / В.М. Лейчик // Вопросы языкознания. 1986. - №5. - С. 87-97.

50. Лейчик, В.М. Особенности терминологии общественных наук и сферы её использования Текст. / В.М. Лейчик // Язык и стиль научного изложения (Лингвометодические исследования). -М.: Наука, 1983. С. 70-88.

51. Лейчик, В.М. Термин и его определение Текст. / В.М. Лейчик // Термино-ведение и терминография в индоевропейских языках. — Владивосток: ДВО АНСССО, 1987.-С. 135-144.

52. Лейчик, В.М. Термины и терминосистемы пограничная область между естественным и искусственным в языке Текст. / В.М. Лейчик // Вопросы терминологии и лингвистической статистики. — Воронеж, 1976. — С. 3-11.

53. Лейчик, В.М. Языки для специальных целей функциональные разновидности современных развитых национальных языков Текст. / В.М. Лейчик // Общие и частные проблемы функциональных стилей. - М., 1986. - С. 28-34.

54. Ломтев, Д.Г. Немецкие музыканты в России Текст. / Д.Г. Ломтев. М., 1999.-67 с.

55. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю.М. Лотман. — М., 1970.-365 с.

56. Лоте, Д.С. Образование и правописание трехэлементных научнотехниче-ских терминов Текст. / Д.С. Лоте. М.: Наука, 1969. - 118 с.

57. Лоте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы теории и методики Текст. / Д.С. Лотте. М.: АН СССР, 1961. - 158 с.

58. Ляховецкая, М.Я. Именование предметов и явлений музыкальной действительности в русском и английском языках: Дис. . канд. филол. наук Текст. / М.Я. Ляховецкая. Саратов, 1998. - 178 с.

59. Малинипа, Л.А. О фундаментальных понятиях и терминах российского музыкознания XVIII начала XIX века (к истории учения о гармонии) Текст. / Л.А. Малинина // Из истории музыкальной жизни России (XVIII - XIX вв.): Сб. науч. тр. МГК. -М., 1990.-С. 5-19.

60. Малинковская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков Текст. / А.В. Малинковская. -М.: Музыка, 1990. 191 с.

61. Махлина, С.Т. Язык искусства в контексте культуры Текст. / С.Т.Махлина. СПб.: Академия культуры, 1995. 216 с.

62. Мельников, Г.П. Основы терминоведения Текст. / Г.П. Мельников. — М.: УДН, 1991.-115 с.

63. Михайлов, Дж. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке Текст. / Дж. Михайлов // Вопросы философии. -1999. — № 9. — С. 109-120.

64. Моисеев, А.И. К определению термина Текст. / А.И. Моисеев // Материалы симпозиума «Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики». М., 1971. Ч. 1. - с. 1.

65. Надольская, О.Н. Лексикология музыкального исполнительства. Теоретические основания и системный анализ: Дис. .канд. искусствоведения Текст. / О.Н. Надольская. Саратов, 2006. - 157 с.

66. Назайкинский, Е.В. Понятия и термины в истории музыки Текст. / Е.В. Назайкинский // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. -С. 151-177.

67. Нестьев, И.В. Антимузыка под флагом «анархии» Текст. / И.В. Нестьев // Советская музыка. 1973. -№ 9. - С. 127-130.

68. Новиков, Л.А. Антонимия в русском языке Текст. / Л.А. Новиков. — М.: МГУ, 1973.-287 с.

69. Новиков, Л.А. Типы антонимов в русском языке: структурная классификация Текст. / Л.А. Новиков // Русский язык в школе. 1973. - № 3. - С. 6979.

70. Палютина, З.Р. Теоретические основы цивилизационного направления в исследовании терминологии: Дис. . д-ра филол. наук Текст. / З.Р. Палютина. Екатеринбург, 2005. - 362 с.

71. Парижева, М.А. Особенности функционирования лингвистических терминов в профессиональной речи: Дис. . канд. филол. наук Текст. / М.А. Парижева. Магас, 2005. - 197 с.

72. Пекарская, JI.A. Реализация требований к «идеальному» термину в процессе речевого функционирования терминологии Текст. / JI.A. Пекарская // Термин и слово: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1985. — С. 48-49.

73. Петросянц, Э.Г. Лингвистическое терминополе: структура, семантика, деривация (на материале английского языка): Дис. . канд. филол. наук Текст. / Э.Г. Петросянц. Пятигорск, 2004. - 187 с.

74. Петушков, В.П. Лингвистика и терминоведение Текст. / В.П. Петушков // Терминология и норма. М.: Наука, 1972. - С. 102-116.

75. Покровский, М. Город и слова Текст. / М. Покровский. М., 1959. - 156 с.

76. Преснякова, И.А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII -первой половины XIX вв. (1773-1862): Дис. . канд. искусствоведения Текст. / И.А. Преснякова. Казань, 2004. - 294 с.

77. Прохорова, В.Н. Образование специальной терминологии в современном русском языке Текст. / В.Н. Прохорова. М.: Наука, 1967. - 88 с.

78. Прохорова, В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое образование) Текст. / В.Н. Прохорова. М.: МГУ, 1996. - 126 с.

79. Прохорова, В.Н. Тематические группы лексики русского языка и термино-образование Текст. / В.Н. Прохорова.-М.: МГУ, 1980. 60 с.

80. Реформатский, А.А. Что такое термин и терминология Текст. / А.А. Реформатский // Вопросы терминологии. М.: Изд. АН СССР, 1961. - С. 1223.

81. Реформатский, А.А. Введение в языковедение: Учебник. 5-е изд., испр. Текст. / А.А. Реформатский. - М.: Аспект Пресс, 2004. — 536 с.

82. Самушиа, Ш.Д. Русская музыкальная терминология: Автореф. дис. . канд. филол. наук Текст. / Ш.Д. Самушиа. М., 1969. - 23 с.

83. Себеок, Т.А. «Семиотика» и родственные термины Текст. / Т.А. Себеок // Вопр. языкозн. 1973. - № 6.- С. 44-53.

84. Скребнев, Ю.М. Основы стилистики английского языка Текст. / Ю.М. Скребнев. М.: Астрель, 2000. - 224 с.

85. Сороколетов, Ф.П. История военной лексики в русском языке XI XVII вв

86. Текст. / Ф.П. Сороколетов. Л.: Наука, 1970. - 136 с.

87. Стратулат, Е.П. Семантическая структура музыкальной терминологии Текст. / Е.П. Стратулат. Кишинёв: АН СССР, 1989. - 9 с. Рукопись деп. в ИННОН № 40423 от 12.12.89.

88. Суперанская, А.В., Подольская, Н.В., Васильева, Н. В. Общая терминология: Вопросы теории Текст. / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н. В.Васильева. М.: Наука, 1989. - 246 с.

89. Татаринов, В.А. Теория терминоведения: В 3 т. Т.1. Теория термина Текст. / В .А. Татаринов. - М.: Мое. Лиц., 1996. - 311 с.

90. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст./ В.Н. Телия. -М.: Наука, 1986. 143 с.

91. Топорская, А.Ю. Структурно-семантический и функционально-парадигматический анализ терминологии театрального искусства: Дис. . канд. филол. наук Текст. / А.Ю. Топорская. -М., 1997. 196 с.

92. Уфимцева, А.А. Типы словесных знаков Текст. / А.А. Уфимцева. М., 1974.-178 с.

93. Фарбштейн, А.А. Музыкальная эстетика и семиотика Текст. / А.А. Фарб-штейн // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - С.75-89.

94. Фетис, Ф.Ж. Музыка, понятная для всех, или краткое изложение всего, чтобы судить и говорить о искусстве сем, не учившись оному. Перевел с франц. П. Беликов Текст. / Ф.Ж. Фетис. СПб., 1833. - 54 с.

95. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли Текст. / П.А. Флоренский. М.: Правда, 1990.-167 с.

96. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология Текст. / М.И. Фомина. М.: Высш. шк., 1983. - 335 с.

97. Хемминг, Я. В звуковых лабиринтах Текст. / Я. Хемминг // Музыкальная академия. 1996. - №2. - С. 209-212.

98. Цоллер, В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика Текст. / В.Н. Цоллер. ФН. 1996. - №6. - С. 62-71.

99. Шанский, Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование Текст. / Н.М. Шанский. М., 1975.- 197 с.

100. Шеллов, С.Д. Определение термина и понятийная структура терминологии Текст. / С.Д. Шелов. СПб., 1998. - 234 с.

101. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование Текст. / В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1975.-351 с.

102. Шмелёв, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. На материале русского языка Текст. / Д.Н. Шмелёв. М., 1973. - 280 с.

103. Шушкова, О. «Критический музыкант» И.А. Шайбе (от барокко к классицизму) Текст. / О. Шушкова // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: Сб. науч. тр. М.: МГК, 1989.-С. 77-94.

104. Godel, R. Les sources manuscrites du «Cours de linguistique generale» Text. / R. Godel. Geneve-Paris. - 1957. - 190 p.

105. Hjelmslev, L. Prolegomena to a theory of language Text. / L. Hjelmslev. Baltimore, 1953.-247 p.

106. Hummel, J.N. Ausfuhrliche theoretisch-praktische Anweisung zum Pianofortes-piel Text., Wien, 1828. - 66 s.

107. Krawczyk, D. Ewolucja formy I notacji w tworczosci Romana Haubenstocka-Ramatiego D.Krawczyk Нотное приложение № 4 s. 71. // Muzyka. 1994. -№3,- S. 69-87.

108. Newman, W. The Pianist's Problems: A modem approach to efficient practice and musicianly performance Text. / W. Newman. — New York: Harper a. br., 1956.-P. 88-89.

109. Eggebrecht H.H. Opusmusic Text. / H.H. Eggebrecht // Schwizerische Musikzeitung. 1967. -Nr.l.-S. 2-11.1. Словари

110. Ахманова, O.C. Словарь лингвистических терминов Текст.: Словарь / О.С. Ахманова. 4-е изд., стереотип. - М.: Дом Книга, 2007. - 576 с.

111. Барченкова, М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов Текст.: Словарь / М.Д. Барченкова, А.Т. Осипенкова. М.: Флин-та-Наука, 1999.- 156 с.

112. Большой энциклопедический словарь. Языкознание Текст.: Энциклопедия / Гл. ред. В.Н. Ярцева. • 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

113. Большой немецко-русский словарь Текст.: Словарь / Сост. К.Лейн, Д.Г. Мальцева. 10-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2004. - 736 с.

114. Большой русско-немецкий словарь Текст.: Словарь / Сост. К.Лейн, Д.Г. Мальцева. — 10-е изд., стереотип. — М.: Русский язык-Медиа, 2003. 1040 с.

115. Большая советская энциклопедия Текст.: Энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. Т.49. — 2-е изд. СПб.: Большая рос. энцикл. - Норинт, 1998. — 1456 с.

116. Большой энциклопедический словарь Текст.: Энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. — 2-е изд. М.: Большая сов. энцикл., 1957. - 680 с.

117. Булучевский, Ю.А., Фомин, B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся Текст.: Словарь / Ю.А. Булучевский, B.C. Фомин. 10-е изд. - Л.: Музыка, 1990.-344 с.

118. Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь Текст.: Словарь / А.Д. Вейсман. Репринт 5-го изд. 1899 г. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. - 1370 с.

119. Гак, В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь Текст.: Словарь / В.Г. Гак, К.А. Ганшина. 5-е изд., испр. — М.: Русский язык, 2000. -1195 с.

120. Гаррас, А. Карманный музыкальный словарь. Музыкальная терминология А. Гарраса, исправленная и умноженная князем В.Ф.Одоевским Текст.: Словарь / А.Гаррас. — 12-е изд. — М.: Юргенсон, 1906. 133 с.

121. Городецкая, И.Л., Поповцева, Т.Н., Судоплатова, М.Н., Фоменко, Т.А. Краткий толковый словарь русского языка Текст.: Словарь / Под ред. В.В. Розановой. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1987. - 256 с.

122. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: Словарь / В.И. Даль. В 4-х т. Т. 1. М.: Терра, 1995. - 800 с.

123. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: Словарь / В.И. Даль. В 4-х т. Т.З.- М.: Терра, 1995. 560 с.

124. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь Текст.: Словарь / И.Х. Дворецкий. М.: Русский язык, 1998. - 846 с.

125. Изобразительное искусство. Музыка Текст.: Словарь / Ред. М.М. Подзо-рова, Т.Н. Марусяк. — М.: Современник, 1997. — 237 с.

126. Крунтяева, Т.С., Молокова, Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов Текст.: Словарь / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова. М.; СПб.: Музыка, 1996.- 184 с.

127. Лопатин, В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка Текст.: Словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Русский язык, 1993. -704 с.

128. Музыкальный словарь Дж. Гроува Текст.: Словарь / Под редакцией Л.О. Акопяна, пер. с англ. — М.: Практика, 2001. 1095 с.

129. Музыкальный энциклопедический словарь Текст.: Энциклопедия / Гл. ред Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

130. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст.: Словарь / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. - 750 с.

131. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / А.Г. Преображенский. В 2-х т. Т. 1. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. - 698 с.

132. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / А.Г. Преображенский. В 2-х т. Т. 2. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. - 1284 с.

133. Риман, Г. Музыкальный словарь Текст.: Словарь / Под ред. Ю. Энгеля. -5-е изд. М., 1900.-800 с.

134. Рогальская, О.Ю. Словарь иностранных музыкальных терминов Текст.: Словарь / О.Ю. Рогальская. М.:Композитор, 2006. - 79 с.

135. Словарь современного русского литературного языка Текст.: Словарь. В 17 т. М. - Л.: АН СССР, 1964.

136. Словарь русских народных говоров Текст.: Словарь / Под ред. ф.П. Филина. -Вып. 14. Л.: Наука, 1978. - 157 с.

137. Советский энциклопедический словарь Текст.: Словарь / Под. ред. A.M. Прохорова. -М.: Сов. энцикл., 1985. 1600 с.

138. Современный словарь-справочник по искусству Текст.: Словарь / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. М.: ACT, 1999. - 816 с.

139. Современный словарь иностранных слов Текст.: Словарь. 3-е изд. — М.: Русский язык, 2000. - 742 с.

140. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / М. Фасмер / Под ред. Б.А. Ларина. 3-е изд., стереотип. В 4-х т. Т.1. - М.: Азбука; Терра, 1996. - 576 с.

141. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / М. Фасмер / Под ред. и с предисл. Б.А.Ларина. 3-е изд., стереотип. В 4-х т. Т.2. - М.: Азбука; Терра, 1996. - 672 с.

142. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / М. Фасмер / Под ред. и с предисл. Б.А.Ларина. 3-е изд., стереотип. В 4-х т. Т.З. -М.: Азбука; Терра, 1996. - 832 с.

143. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / М. Фасмер / Под ред. и с предисл. Б.А.Ларина. 3-е изд., стереотип. В 4-х т. Т. 4.-М.: Азбука; Терра, 1996. - 832 с.

144. Философский словарь Текст.: Словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.-445 с.

145. Цадик, И.А. Словарь иностранных музыкальных терминов Текст.: Словарь / И.А. Цадик / Под ред. М.В. Иванова-Борецкого. М.: Музгиз, 1935. -100 с.

146. Цыганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / Г.П. Цыганенко. 2-е изд., пер. и доп. - Киев: Радянська школа, 1989.-512 с.

147. Черных, П.Я. Иеторико-этимологичеекий словарь современного русского языка Текст.: Словарь / П.Я. Черных. 3-е изд. стереотип. В 2-х т. Т. 1. — М: Рус. яз., 1999.-624 с.

148. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка Текст.: Словарь / П.Я. Черных. 3-е изд. стереотип. В 2-х т. Т.2. -М: Рус. яз., 1999. - 560 с.

149. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка Текст.: Словарь / Н.М. Шанский / Под ред. С.Г. Бархударова. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1975. - 543 с.

150. Энциклопедия для юных музыкантов Текст.: Энциклопедия / Сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. СПб.: Диамант, 1996. - 576 с.

151. Энциклопедический музыкальный словарь Текст.: Словарь / Сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. 2-е изд.-М.: Советская энциклопедия, 1966.-632 с.

152. Юцевич, Ю.Е. Словарь музыкальных терминов Текст.: Словарь / Ю.Е. Юцевич. 3-е изд. Киев: Музична Укра'ша, 1988. - 263 с.

153. Apel, W. a. Ralph T.D. The Harvard Brief Dictionary of Music Text.: Dictionary / W. Apel, T.D. Ralph. Cambridge, Massachusetts, 1960. - 96 p.

154. Carter, H. Dictionary of Middle English musical terms Text.: Dictionary / H. Carter. Bloomington, 1961.-80 p.

155. Grant, P. Handbook of Music Terms Text.: Dictionary / P. Grant. New York: Scarecrow press, 1967. - 368 p.

156. Pernon G. Dictionaire de la musique Text.: Dictionary / G. Pernon. Rennes: Quest-France, 1992. - 349 p.

157. Pincherle, M. Petit lexique des termes musicaux d'usage courant Text.: Dictionary / M. Pincherle. Paris: Societe fr. de diffusion musicale et artistique, 1954.-31 p.147

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.