Философско-методологические основания саморазвития личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Степанова, Валентина Егоровна

  • Степанова, Валентина Егоровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Якутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Степанова, Валентина Егоровна. Философско-методологические основания саморазвития личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Якутск. 2003. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Степанова, Валентина Егоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Анализ становления и саморазвития личности в истории философии.

1.1 Логико-методологический анализ понятия саморазвития.

1.2 Саморазвития личности в контексте социально-психологических исследований

1.3 Саморазвитие личности как объект философского ф осмысления.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Вхояедение в логику саморазвития личности.

2.1 Объективно-субъективные основы становления человека как личности.

2.2 Новое социально-педагогическое условие саморазвития личности.

2.3 Философско-методологические основания саморазвития личности в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-методологические основания саморазвития личности»

Актуальность темы исследования. Образование, закладывая основы формирования человека, подготавливает будущее общества. В этом заключается особая функция образования - функция, пробуждающая и задающая основы человеческого в человеке. Результативность этой особой функции определяется, с одной стороны, тем, как человек достигает уровня «меры всех вещей», а с другой стороны, тем, как организовано условие для достижения этой меры.

Каждая социально-политическая система формирует свой образ личности и ее саморазвития.

Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института - образования. И оно, осуществляемое сегодня, в своей изначальной основе было принято как воспитание. Недаром «воспитание» и «саморазвитие» имеют один корень - выявление сути человека и создание его образа как человека через «питание» его духа. Позже, в философской традиции Запада был выделен предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека и истории. И, как следствие этого, выделение двух начал бытия человека - укорененность его в вечном, духовном бытии и столь же непосредственная принадлежность к материальному, временному бытию -детерминировало два способа его становления: через воспитание как воздействие (влияние) на человека; в этом контексте «самовоспитание» приобретает оттенок принуждения себя ради интересов общества, что связано с «материальным», и «саморазвитие» как создание своего образа, как пробуждение человеческого в человеке - с «идеальным» в смысле духовного.

Материальное, понимаемое как овладение культурой удовлетворяло, потребности общества до второй половины 20 века. В современных условиях важнейшей задачей общества является «выращивание» нового самосознания и новых парадигм мышления, обеспечивающих не только умения приобретать знания, но и умения работать, и умения жить, и умения жить вместе. Общий процесс дестабилизации общества, наблюдаемый сегодня, усиливается фактором обезличивания школы и образования в целом, которые оттеснили важнейшие духовно-нравственные проблемы человека на второй план и стимулировали разрушение накопленного интеллектуального багажа нации. Приоритетным стало накопительство, вещизм, появление социального слоя, занимающегося куплей-продажей, стремление к власти с целью обогащения и т.п., следствием чего становится душевная глухота, потеря человеческого в человеке. Это обстоятельство может служить «хорошим условием» вырождения и человека, и общества.

Способы организации образования, где живучим оказался групповой способ обучения, привели к усреднению личности и тем самым к потере творческого потенциала человека, возможностей его саморазвития. В связи с этим, назревает необходимость рассмотреть саморазвитие человека как личности на глубинном уровне, где феномен саморазвития характеризовался бы культурой философского мышления, сформированностью внутреннего плюрализма, адаптированностью к социальным процессам.

Вся история развития человека - это история саморазвития, отражаемая в филогенезе и онтогенезе. В контексте сказанного наиболее актуален философско-методологический аспект исследования проблемы. Изоморфизм филогенеза и онтогенеза позволяет вычленить прообраз саморазвития человека как личности в его становлении и способствует установлению взаимосвязи теоретического анализа с общественной практикой, осуществляемой образованием.

Таким образом, философская сущность саморазвития человека как личности может быть раскрыта средствами философско-методологического анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование саморазвития традиционно осуществляется на стыке философии, психологии и педагогики. Идея саморазвития личности отвечает не только познавательным интересам, но и глубинным потребностям духовной жизни человека, «истоки» которой восходят к прошлому. «Прошлое» развертывает перед нами сущность и ракурсы понимания проблемы саморазвития в разные эпохи развития человеческой мысли.

Важнейшие теоретические проблемы основ саморазвития, в смысле его прообраза, впервые сформулированы в философских идеях Античности и сохраняют свою актуальность по сей день. В философских мыслях Гераклита, Сократа, Платона впервые человек был открыт как существо, исследующее себя и условия своего существования. Человек был рассмотрен как существо, у которого есть и добродетели, и пороки, и указана как первооснова человечности «внутренний голос», т.е. совесть, названный Сократом даймонионом.

Многообразие существующих в философии подходов к проблемам саморазвития личности способствует осознанию многомерности внутреннего мира человека и отражено в мыслях А. Августина, М. Монтеня, Р. Декарта, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Л.Фейербаха, Н. Ницше, К. Маркса, М. Хайдеггера, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, М. Бахтина, И. Евлампиева, Л. Балашова. Основные подходы к саморазвитию личности сводятся к самоусовершенствованию человека с целью уподобиться Богу через откровения; духовно-творческой деятельности в восхождении к «Лучшему Я»; реализации себя через деятельностное взаимодействие с другими; творческому исканию смысла и исканию вечности.

Проблематика саморазвития личности и формирование представлений о себе фактически вышла за пределы философии и имеет множество аспектов рассмотрения в отечественной и зарубежной психологии.

Концептуальные теории по проблемам личностного развития содержатся в трудах отечественных ученых Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, Д.Н. Узнадзе, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н. Пушкина, С.П. Иванова, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова, А.В. Суворова, Н.Р. Битяновой, А.А. Ухтомского.

Основные идеи - это выполнение личностью общественной функции во всех сферах своей жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев и др.); поиск самого себя и стремление к своей вершине (И.С.Кон); приобретение духовного опыта через погружение и самоочищение (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов); встреча с собственным «Я» через другое «Я» (В.А. Петровский); выращивание духовного организма (А.А. Ухтомский, П.А. Флоренский). Саморазвитие личности на деятельностной основе как культурно-историческая концепция раскрыто в трудах J1.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, А.К. Дусавицкого.

В работах зарубежных психологов саморазвитие личности представлено в следующих концепциях: понимание личности человека как динамической системы процессов, имеющих определенную направленность и в то же время скрытых для самого человека - 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Г. Раншбург, П. Поппер; саморазвитие как открытие идентичности и на этой основе приобретение «полноты человечности» через самоактуализацию - А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Роджерс; саморазвитие как стремление к смыслу своего существования - В.Э. Франки, JI.P. Хаббард; саморазвитие как изменение социальных установок и построение собственной жизни - Э. Берн, Т. Харрис, М. Рокич.

Отражение полноты проживания человеческой жизни вскрыты в концептуальных теориях о слове в трудах В.В. Колесова, В. Гумбольдта, В.И. Постоваловой, Г.Г. Шпета, J1.P. Хаббарда, М.М. Бахтина. Культурологическому подходу для исследования становления человека как личности посвящены работы О. Больнова и М. Шелера, некоторым методологическим аспектам создания условия для саморазвития труды П.Г. Щедровицкого. Раскрытию внутренних феноменов и феноменов в сфере личности в процессе ее саморазвития посвящены работы А.Г. Новикова, Б.Н. Попова, В.Д. Михайлова, А.П. Оконешниковой, Е.М. Махарова, А.С. Саввинова, Л.С. Филиппова.

Несмотря на достаточно большой объем исследований, посвященных проблеме саморазвития, несколько слабее отражаются основы саморазвития и его механизмы. Новый всплеск интереса к этой проблеме наблюдается только с конца 20 века.

Современные дефиниции саморазвития человека как личности даны в работах: А.И. Клизовского («Основы миропонимания Новой эпохи»), Г.А. Цукерман и Б.М. Мастерова («Психология саморазвития»), Н.Б. Крыловой («Социокультурный контекст образования»), JI.H. Куликовой («Проблемы саморазвития личности»), О.С. Газман («От авторитарного образования к педагогике свободы»).

Постановка проблемы. В современных условиях на передний план выходит проблема духовно-нравственного развития человека. На этом пути возникает проблемная ситуация: образовательный процесс, осуществляемый социальными институтами, объективно порождает усиливающуюся тенденцию обезличивания человека. Суть проблемы в том, что господствовавшая в течение длительной истории человеческого общества парадигма образования «материальное-формальное» продолжает оставаться приоритетной. Задача -помочь человеку познать самого себя изнутри деятельности, вживаясь в культуру, и взять управление жизненными процессами в свои руки, что предполагает, с одной стороны, «познать разумом», т.е. преодоление кризисов, выпадающих на его долю, а с другой стороны, «уразуметь сердцем», т.е. пробуждая, сохраняя и развивая человеческое в себе, одновременно построить собственное саморазвитие, обрести свой образ человека.

В контексте такого понимания проблемы необходимо изменить цель образования, переориентируя ее на саморазвитие личности, тем самым превратив ее из рядовой задачи в главную задачу развития человека как личности. По существу речь идет о смене парадигмы «формальное-материальное» на «человеческое-формальное», обеспечивающее переход от концепции «усеченного» человека к концепции «целостного» человека. Тогда содержание, понимаемое как «культура - человек», будет выполнять функцию средства, на основе которого возможно строительство * содержательной целостности культурно-образовательного процесса через человеческое-формальное». Этим достигается возможность оптимального сочетания позиций, обеспечивающих единство и цельность саморазвития человека как личности.

Объект исследования: феномен саморазвития личности.

Предмет исследования: основы саморазвития и условия вхождения в логику саморазвития.

Цель исследования: на основе анализа изучения проблемы саморазвития выявить философско-методологические основания саморазвития личности.

Задачи исследования:

- определить сущность понятия «саморазвитие»;

• - выявить закономерность осмысления процесса саморазвития личности в контексте психологических исследований в отечественных и зарубежных учениях;

- обосновать саморазвитие личности как объект философского осмысления;

- выявить объективные основы становления человека как личности;

- обосновать необходимость создания нового педагогического условия саморазвития личности;

- вычленить философско-методологические основания организации саморазвития личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет логико-исторический анализ в сочетании с принципом изоморфизма филогенеза и онтогенеза и с социально-философским подходом. Источниковедческую базу составляют исследования отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих становление человека в смысле его саморазвития как личности, труды классиков и современных философов, психологов и педагогов.

Научная новизна исследования: • раскрыта необходимость смены парадигмы «формальное -материальное» на «человеческое - формальное»;

• обосновано новое социально-педагогическое условие саморазвития личности в рамках новой парадигмы; • предложено развитие «Мышления» и «Деятельности» как содержания образования, соответствующее новой парадигме.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в выявлении теоретических и методологических положений в области философии, психологии, педагогики, связанных с идеей саморазвития личности;

- в обосновании о необходимости новой парадигмы образования как наиболее адекватной философской сущности саморазвития личности;

• - в разработке философско-методологических оснований саморазвития личности, снимающих противоречие между признанием учащегося как личности в образовательном процессе и ее невостребованностью в нем.

Практическая значимость исследования заключается в реализации философско-методологических оснований саморазвития в условиях Республики Саха (Якутия) на примере Якутской городской национальной гимназии, Саха-французской ассоциированной СШ Намского, Мельжехсинской СШ Мегино-Кангаласского улусов и в создании педагогической среды саморазвития личности, способной творить человеческое в своем «Я».

Апробация работы: Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры философии от 25 февраля с.г. Основные положения диссертации изложены на учебно-методическом совете (УМС) Министерства образования PC (Я). Концептуальные положения исследования решением УМС изданы как методическое пособие под названием «Саморазвитие» (Якутск: 1999), в выступлениях — лекциях на курсах переподготовки учителей республики по развивающему образованию, в виде научного отчета на республиканской выставке «Мы за здоровый образ жизни» (Якутск, 1999 г.)) и на уровне России на 1У Московской Международной выставке «Школа-2000» (Москва, 2000) на коллоквиуме «Общество, власть и идеология» по линии кафедры философии ЯГУ в 2003 г. По теме исследования опубликовано три книги и девять публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

• осмысление сущности понятия саморазвития как результат логико-исторического анализа;

• обоснование необходимости создания нового педагогического условия саморазвития личности;

• философско-методологическое основание саморазвития личности в современных условиях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Степанова, Валентина Егоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контексте развития гуманистической мысли проблема развития человека как личности была всегда предметом философского осмысления. Начиная с античности, т.е. со времен Сократа то затихают, то вновь возникают споры о том, как формировать содержание образования, обеспечивающее саморазвитие личности.

Возникающие сегодня новые типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи, специализированные школы с углубленным изучением учебных предметов, авторские школы) свой образовательный процесс строят с целью усиления рационального систематизированного «научного» мировидения, что обеспечивает активизацию «преобразующей» деятельности человека. Отсюда можно заключить, что тенденции развития образования продолжают определяться с ориентацией на потребности общества.

Анализ философской и психологической мысли позволяет сделать следующие выводы:

1. Опираясь на логико-исторический анализ, прослежены возникновение и развитие феномена и сущности саморазвития от Античности до нашей Современности и определена сущность саморазвития личности, как пробуждение собственно человеческого в человеке в смысле «взращивания» духовного «организма» человека как личности.

2. Раскрыто, что в образовательном процессе предпочтение человеческому в человеке предполагает взращивание живого личностного знания, либо живое личностное знание есть формирование духовного «организма» человека и его функциональных «органов».

3. Доказана закономерность смены парадигмы образования «материальное-формальное» на парадигму «человеческое-формальное» существованием двух позиций с Античности в формировании человека как человека, что определено самим ходом исторического развития и изоморфизмом филогенеза и онтогенеза, подтверждающим смену типа отношений человек-человек», «человек-вещь», что в целом детерминирует смену концепций: концепцию просвещения на концепцию образования.

4. Выявлены объективно-субъективные основы саморазвития человека как личности. Стать человеком, проявить человеческое «Я» есть слияние двух составляющих: объективной основы саморазвития, т.е. материальных и духовных ценностей культуры, и процесса самообразования в смысле выращивания духовного организма человека, направляемого его собственным побуждением.

5. Как новое социально-педагогическое условие определено Живое слово, имеющее сущность в материальном (вещь) и идеальном (идеи), что обуславливает существование двух стилей философского мышления: рационального и эмоционально-образного. Рациональный стиль - язык классно-урочной системы в диалектике «материальное-формальное», создающее «усеченный» образ человека. Естественное сочетание двух стилей, рождение живого личностного знания, т.е. живого образа человека - язык диалога в диалектике «человеческое-формальное».

6. Высвечены философско-методологические основания саморазвития личности на основе живого слова — языка диалога, понимаемого как новое педагогическое условие. Образование, ориентированное на личностный рост в ключе «человеческое-формальное» нуждается к переходу от монолога к диалогу, создающему условие живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой мыследеятельности, которое представляет собой иное содержание образования — развитие «Мышления» и «Деятельности» как содержательной целостности, где человек будет развиваться по сопричастности к системам и процессам развития Мышления и Деятельности, обеспечивающим, с одной стороны - «познать разумом», а с другой - «уразуметь сердцем». В перспективе это может быть принято как социально-философская модель саморазвития личности.

Таким образом, философско-методологическими основаниями саморазвития являются: смена парадигмы «материального-формального» на «человеческое-формальное», открывающая переход от концепции «усеченного» человека к концепции «целостного» человека; переход от рационального стиля традиционного образования к живому слову — языку диалога, обеспечивающему личностный рост; изменение традиционного содержания образования на деятельностное, где организовано развитие Мышления и Деятельности, создающее содержательную целостность, т.е. синтез «человеческого-формального».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Степанова, Валентина Егоровна, 2003 год

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Мысль, 1973.-288 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Поколение шестидесятых конформизм или мужество?. //Психол. журн. - 1993. -№3 - Т.14.- С. 152-166.

4. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.-224 с.

5. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. 1990. - № 3.- С. 144-151.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2002. -212 с.

7. Адлер А. Аналитическая психология // История зарубежной психологии: тексты. -М., 1996. С. 131-142.

8. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. - 295 с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.

10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Воронеж, 1996.-282 с.

11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества.- Казань: Изд. Казанского ун-та. 1992.-236 с.

12. Антонова Р.Я., Мучин М.В. Сотворение личности. Якутск: НКИ «Бичик». - 2001. - 175 с.

13. Анцыферова Л.И. Материалистическая диалектика и психологическая наука // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.-359 с.

14. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. - № 2. - Т. 14. С. 3 -17.

15. Аристотель. О душе. Спб.: Питер, 2002. - 220 с.

16. Аршинов В.И., Свирский Я.И. От смыслопрочтения к смыслопорождению // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 145-153.

17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.-104 с.

18. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. - № 1- 2.- С. 6 -14.

19. Балашов Л.Е. Практическая философия. М.: МЗ-Пресс, 2001. - 317 с.

20. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. - № 2. С. 153 -159.

21. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. - № 3.-С. 103-109.

22. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. - № 3.- С. 109-130.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

24. Бахтин М.М. К вопросам самосознания и самооценки. Собр. сочинений. В 7-ми т. М., 1997. - Т. 5. - С. 72-79.

25. Бахтин М.М. Автор и Герой. К философским основам гуманистических наук. Спб.: Азбука, 2000. - 332 с.

26. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. - 335 с.

27. Берне Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. -422 с.

28. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. — М.: Флинт, 1996.-46 с.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-хт.-М.: Педагогика, 1979. Т.1.- 301 с.

30. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международ, пед. академ., 1995. 209 с.

31. Борисова А.Н. Философские подходы к проблеме саморазвития личности. // Философско-методологические вопросы образования в первой четверти 21 века: Сборник научных трудов /Отв. ред. В.Д. Михайлов. Якутск: Изд. ЯГУ, 2000.-125 с.

32. Вазина К.Я. Модели саморазвития человека. — Н-Новгород, 1994, 267 с.

33. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. Изд. Академ, пед. наук РСФСР, 1956.- 519 с.

34. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. -Т.1.- 487 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

36. Выготский Л.С. Мышление и речь /Комментарий B.C. Библера и И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 1996. - 415 с.

37. Вышеславцев Б.П. Что такое я сам? // Русские философы. Конец XIX -середина XX века. Антология. М.: Книжная палата, 1993.- 367 с.

38. Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. -1996.-№5.- С. 140-163.

39. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. — Вып. 2.- С. 16-46.

40. Гальперин С.Ф. Мое мировидение. Курс лекций. М.: РОУ, 1992. - 208 с.

41. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. -Т.З.- С.6—15.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия истории /Соч. М.: Мысль, 1974. - Т.8.- 470 с.

43. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1968.- Т.1. - С. 2 - 69.

44. Генисаретский О.И., Носков Н., Юдин Б. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. — 1996. № 4.- С.5- 22.

45. Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее: Кризис образования в России на пороге 21 века. Челябинск: МО РФ, Челяб. Фил. ИПО, 1993. -240 с.

46. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образ. концепций) — М.: Изд. «Совершенство», 1998. 608 с.

47. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996. -334 с.

48. Гиппенрейтер Ю.Б. Карягина Г.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. - № 4.- С. 61-68.

49. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.:Мысль, 1965. Т. 1.- 583 с.

50. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: Пед. о-во России, 1998.-330 с.

51. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Сост. А.В. Гулып, Г.В. Рамишвили. -М.: Прогресс, 1985. — 451 с.

52. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся // Вестник. 1998. - № 4. С. 44-49.

53. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. М., 2000. - 222 с.

54. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Пед. о-во России, 1972.112 с.

55. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. -141 с.

56. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 5-14.

57. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 541 с.

58. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1992. 124 с.

59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения в трудах JI.C. Выготского // Вестник. 1996. - № 1.- С. 10-18.

60. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. - № 1 - 2. - С. 22-33.

61. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс 1994. - № 2. — С. 10-14.

62. Давыдов В.В., Репкин В.В. «Дети растут. А ВЫ?» //Вестник. 1997. - № З.-С. 22-27.

63. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992. - № 3-4. - С. 14-19.

64. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Русский язык», 1995. - 779 с.

65. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1977. — 149 с.

66. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд. МГУ, 1993. - 239 с.

67. Дусавицкий А.К. 2х2=х. М.: «Знание», 1995. - 173 с.

68. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 204 с.

69. Духовность, художественное творчество, нравственность («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. — 1996. № 2. — С. 3-41.

70. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. -192 с.

71. Дьяченко В.К. Диалоги об образовании // Школьная технология. 2000. № 2-С. 24-43.

72. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. -584 с.

73. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С.9-17.

74. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2003. -456 с.

75. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 72-106.

76. Зинченко В.П. Саморазвитие духа // Вестник. 1998. № 5. - С. 12-20.

77. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова,- М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

78. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. -М., 1992.- С.18-26.

79. Зинченко В.П. Проблемы психологического развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 46-52.

80. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 117-130.

81. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1992. - № 3 - 4. - С. 50-61.

82. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1992. - № 5 - 6. - С. 44-54.

83. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Воронеж, 1997. 607 с.

84. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Гриволо, 1994.-301 с.

85. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 158 с.

86. Ивлева Ф.Г. В поисках гармонии: В 2-х ч. Казань: Набережные челны. Карпол, 1998. - Часть 1. - 260с.

87. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политлитература, 1968. - 307 с.

88. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974.- 271 с.

89. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984.-350 с.

90. Инновации в образовании. Челябинск: Челябинское ГУ ПТО адм. Челяб.Обл.Челяб. Фил.ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.

91. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Спб.: Лань, 1997. - 480 с.

92. История философии. В кратком изложении. М.: Мысль, 1991. - 590 с.

93. Как построить свое «Я». М.: Педагогика, 1991. - 132 с.

94. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. М.: Мысль, 1966. - Т. 6.- С. 355 - 462.

95. Кант И. Лекции по этике // Этическая мысль. М.: Республика, 2000. — С. 284-364.

96. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - С. 224 - 239.

97. Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство: /Отв.ред. A.M. Руткевич М.: Политиздат, 1990. - С. 5 - 22.

98. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. -№11. -С. 3-20.

99. Карлов Н.В. Путь познания или дорогу осилит идущий // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 3-21.

100. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. - № 2.- С. 14-21.

101. Клизовский А.И. Основы миропонимания. В 3-х т. Рига: Виеда, Т.1.-1992.-261 с.

102. Клизовский А.И. Основы миропонимания. В 3-х т. Рига: Виеда, Т.2.- 1992. -269с.

103. Клизовский А.И. Основы миропонимания. В 3-х т. Рига: Виеда, Т.З.- 1992. -289с.

104. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова . Спб.: Златоуст, 1999. - 361 с.

105. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-395 с.

106. Комев В.А. Диалектика культуры как диалектика порождения // Диалектика культуры. Куйбышев: 1982. - С. 38 - 41.

107. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз, 1939.- 317 с.

108. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. педаг. соч. Т.1. — М.: Учпедгиз, 1939.-С. 55-304.

109. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. - Хабаровск, 1994.-51 с.

110. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. - № 5. - С. 69 - 79.

111. Корчак Я. Как любить детей. М.: Знание, 1990. - 493 с.

112. Коханович Л.И. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе // Интеллегенция и нравственность. — М., 1993. С 234 - 244.

113. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово, 1995. — 220 с.

114. Краткий психологический словарь /Ред. А.В. Петровский. М., 1985.-431с.

115. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. - Вып. 2. С. 67 - 69.

116. Крылова Н.Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении // Школьная психология. 2001. - № 2.- С.45 - 52.

117. Куликова Л.Н. Идея гуманизма и гуманизация образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. Хабаровск: Изд. ХГГТУ, 2003. - 325 с.

118. Куликова Л.Н. Взаимодействие со школьниками как необходимое условие саморазвития педагогического коллектива и профессионального роста учителей // Подготовка и профстановление молодого учителя. -Хабаровск, 1990.- С. 46-58.

119. Куликова Л.Н. Воспитать себя. М.: Просвещение, 1991.- 143 с.

120. Куликова Л.Н. Личность и воспитательная система учебного заведения: взаимосвязанное саморазвитие /Проблемы саморазвития личности. -Благовещенск: Изд. БГПУ, 2001. С. 160 185.

121. Куликова J1.H. Методологические вопросы развития личности / Проблемы саморазвития личности. Благовещенск: Изд. БГПУ, 2001. — С. 8-89.

122. Куликова J1.H. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд. ХГПУ, 2001. 333 с.

123. Культура, культурология и образование: круглый стол. // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 3 - 57.

124. Ф 126. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.- 126 с.

125. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: СОЦЭКГИЗ, I960.- Т.1. 734с.

126. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963.- 583 с.

127. Лейнг Р. Разделенное Я. Киев, 1995.

128. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. -304 с.

129. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1.- 391 с.9

130. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия //Вопросы философии. 1995. № 2.- С. 110 - 122.

131. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. Спб., 1996. - 175 с.

132. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие /Под ред. Л.Н. Куликовой. Хабаровск, 1995.

133. Макаренко А.С. О целостном понимании человека.Сочинения. В 7-ми т. -М., 1958. Т. 7.-583 с.

134. Мамардашвили М.К. Возможный человек //Человек в зеркале наук.

135. Межвузовский сб. Л., 1991. - С. 6 - 18.

136. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. - 310 с.

137. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1969. - Т.46. - Ч. 2. С. 43-117.

138. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1957. - Т. 6. С. - 428 — 459.

139. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1954. - Т. 1. С. 219 — 368.

140. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы /Отв. ред. Г.А. Балл. — М.: Смысл, 1999.-423 с.

141. Маслоу А.Г. Психология бытия. М., 1997. - 300 с.

142. Маслоу А.Г. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982.- 110 с.

143. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997.-430 с.

144. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психо-техника риска и правила безопасности. М., 1995. - 286 с.

145. Махаров Е.М. Философия человека. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. - 76 с.

146. Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. - № 3.- С. 58 - 64.

147. Михайлов В.Д. Активная жизненная позиция как цель нравственного самовоспитания: Учеб. пособие. — Якутск: Изд. ЯГУ, 1990. 64 с.

148. Монтень М.Э. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991.- С. 466 -533.

149. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. - 1995. - № 9. - С. 43 - 54.

150. Неменский Л.А. Эстетический характер самосознания //Сов. Педагогика. -1990.-№ 12.-С. 71-77.

151. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. Спб.: Худ. лит. Санкт-Петербург. отд-ние, 1993.- 670 с.

152. Новиков А.Г. О менталитете Саха. Монография. 2-ое изд., перераб. и доп.- Якутск: Изд. АЦ при Президенте PC (Я), 1996. 146 с.

153. Новые ценности образования.Тезаурус. М.: Инноватор, 1996.- Вып. 1. -113 с.

154. Оконешникова А.П. Роль этнопсихологии и антропологии в модернизации образования детей циркумполярных стран /Этнос. Образование. Личность.- Якутск, 2003. С. 191 - 192.

155. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 5 - 19.

156. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.- 286 с.

157. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.

158. Петровский В.А. Идея «Я мир» в развитии личности /Новые ценности образования. В 5-ти вып. - М., 1995. - Вып.З. - С. 27- 37.

159. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1997. 256 с.

160. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. Спб.: Союз, 1997. - 280 с.

161. Платон. Апология Сократа. Сборник. М.: Мысль, 1999. - 860 с.

162. Платон. Собрание соч. В 4-х т.- М.: Мысль, 1994. Т. 1. — 860 с.

163. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 61 - 70.

164. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. - №1.- С. 20 - 34.

165. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.-М.:Новая школа, 1996. 158 с.

166. Попов Б.Н. Экология природы и человека //Наука и образование Академии наук PC (Я). 1998. - № 1.- С. 11 - 13.

167. Попов Б.Н. Философско-культурологический аспект образования. /Логос. Культура. Цивилизация. Якутск: Изд. ЯГУ, 2001. - С. 140 - 142.

168. Потебня А.А. Мысль и язык: Собр. тр. М.: Лабиринт, 1994.- 268 с.

169. Постовалова В.Н. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982. - 220 с.

170. Психика и интеллект обучаемого: диагностика, оценка, коррекция, развитие. Краткий библиографический указатель. Томск: Пеленг, 1996. -80 с.

171. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.

172. Пушкин В.Н. Психологические возможности человека. М.: Знание,1972.- 64 с.

173. Раншбург И. Поппер П. Секреты личности М.:Педагогика, 1983. — 154 с.

174. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Томск: Пеленг, 1993. -61 с.

175. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: Теория и практика. -Томск: Пеленг, 1997. 288 с.

176. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на Дону: Феникс, 1999.-307с.

177. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /пер. с англ. М.М. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

178. Роджерс Н. Творчество как усиление себя И Вопросы психологии 1990. -№ 1.-С. 164-168.

179. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1990. — С. 3 — 246.

180. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. - Т. 2. - С. 195 - 277.

181. Розенберг А.Н. Саморазвитие личности как предмет философского исследования: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1988. - 19 с.

182. Розин В.М. Психическое и культурное развитие человека. М., 1994. 144с.

183. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

184. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. -1989.-№4.-С. 88-96.

185. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.,1973.-С. 255-382.

186. Саввинов А.С. Человек через призму «Кут-сур» Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1995. - 112 с.

187. Савицкий И. Философия глобального образования // Философия образования для 21 века. М., 1992. - С. 9 - 18.

188. Саморазвитие человека: Инновационный опыт /Сборник статей. — Н-Новгород: авторская школа «Саморазвитие человека», 1999. — 139 с.

189. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. Спб.: Речь, 2000.-346 с.

190. Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы. // Педагогика. -1996.-№2.-С. 48-53.

191. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. - №3. С. 25 — 36.

192. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

193. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1990. - Т.2. -С. 626-635.

194. Степанов С.С. Кризис самоопределения длиною в жизнь // Магистр. -1998.-№ 1.-С. 90-95.

195. Степашко J1.A. Философия и история образования. Учебное пособие для студентов. М.: Флинта, 1999. - 272 с.

196. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 10-22.

197. Столин В.В. Самопознание личности. М., 1983.

198. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности // Мир психологии. 1996. - № 2.

199. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /Избр. педагогические соч. В 3-х т.- М., 1979. Т.1. - С. 267 - 539.

200. Таинственнее, чем мир . М.: Знание, 1991. — 79 с.

201. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд. ЛГУ, 1990.-214 с.

202. Узнадзе Д.Н. Теория установки. /Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава М.: Ин-тут прак.психологии. Воронеж: МОДЭК, 1997.- 447 с.

203. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.

204. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1955. - Т.2. - 943 с.

205. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Воронеж, 1996.-511с.

206. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. Давыдова. М.: Интор, 1994. - 128 с.

207. Филиппов Л.С. Разумные потребности личности как социально-исторический феномен. Якутск: БИ, - 37 с.

208. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6. С. 68 -132.

209. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. — 478 с.

210. Франкл В.Э. Доктор и душа. Спб.: Ювента, 1997. 286 с.

211. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.- 366 с.

212. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990. 447 с.

213. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990.- 330 с.

214. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа 1991.190 с.

215. Хаббард Рон Л. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М.: Нью-Эра, 1999.-530 с.

216. Харрис Т.А. Я- О кей, ты О кей. - М.: Смысл, 1997. - 327 с.

217. Хоружий С.С. Аналитический словарь Исихатской антропологии. // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия.- М., 1995.

218. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. - 283 с.

219. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. - 269 с.

220. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М.: Логос, 1999. 199 с.

221. Шпенглер О. Цивилизация как стиль. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия /Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект-пресс, 1989. — 555 с.

222. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. -601 с.

223. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Знание, 1964.- 56 с.

224. Щедровицкий Г.П. Современная социокультурная ситуация и системное движение // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1981. - С. 193-200.

225. Щедровицкий Г.П. Общая характеристика методологической работы // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1981.-С. 201-209.

226. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований с методологической точки зрения // Педагогика и логика. М.: СА Касталь, 1993.-С. 82-185

227. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. В кн.: Обучение и развитие: Материалы к симпоз. М., 1966. - С. 89-118.

228. Щедровицкий Г.П. Современное общество и проблемы образования // Педагогика и логика. М.: С А Касталь, 1993. - С. 16-75.

229. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. - 154 с.

230. Щедровицкий П.Г. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии. ОбНИИСК. - 1974. - 56 с.

231. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академа, 2001. - 141 с.

232. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. ( В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выготского) М.: Гривола, 1994.234. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детскогоразвития // Вопросы психологии. 1992.- № 3-4. - С. 7-14.

233. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая Академия, 1995. - 219 с.

234. Эльконин Д.Б. О теории начального обучения // Народное образование. -1963.-№4.-С. 25-31.

235. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Группа прогресс, 1996. -344 с.

236. Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: ЗАО ИТД «Летний сад, 1996. -415 с.

237. Юнг К.Г. Современность и будущее. Минск: Университетское, 1992. -60 с.

238. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы, истоки и перспективы // Вопросы философии.- 1997. № 1.- С. 3 - 18.

239. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. — Москва-Соликамск, 1996.— 81 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.