Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сферах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Епанешникова, Мария Александровна

  • Епанешникова, Мария Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 145
Епанешникова, Мария Александровна. Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сферах: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Екатеринбург. 2010. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Епанешникова, Мария Александровна

Введение.

Глава 1. Запах как объект естественнонаучного и культурологического исследования.

Глава 2. Запах в сакральной сфере культуры: основные смыслы.

Глава 3. Запах в профанной сфере культуры: основные функции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сферах»

Проблема изучения запаха:как.культурного феномена лежит на границе взаимодействия природы Iг культуры. € одной стороны, запах - это свойство, чего-либо, воспринимаемое обонянием1, то есть запах имеет природную сущность, поскольку обоняние физиологично: С другой стороны, дешифровка запаха регулируется культурными» установками: процесс восприятия запаха- происходит на- физическом» уровне, однако как только сигнал о том или ином запахе попадает в мозг человека, происходит его осмысление в сознании; основанное на культурных установках, после чего следует реакция; уже на уровне поведения. Таким образом, в процессе восприятия запаха в сознании человека,происходит формирование культурных смыслов, на основании которых запах „может выполнять те или иные культурные функции. Говоря о феномене запаха, ,мы будет иметь в виду всю совокупность явлений, в которых проявлена сущность запаха и которые постигаются человеком в чувственном опыте.

Актуальность темы исследования. Современное гуманитарное знание, и: в частности, культурология; все больше и чаще обращает пристальное внимание на сферу повседневной жизни человека,, что является выражением изменения в самом российском обществе отношения к сфере повседневности, понимания ее важности и значения для экзистенции человека. Обыденная жизнь, длительный период времени'воспринимаемая, как не заслуживающая внимания, исследователей, игнорируемая как не достойная внимания серьезного теоретического исследования, в последние десятилетия стала объектом научных изысканий специалистов-культурологов. Осознание того факта, что способы существования каждодневного бытия, обычаи и привычки, ритуалы и традиции, определяющие каждый миг ежедневной жизни, являются важными характеристиками человека, актуализируют изучение механиз

1 Ожегов С. И., Шведова H. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999. - С. 214. мов функционирования целостности повседневной культуры и отдельных ее элементов.

Жизнь человека с первого мгновения его бытия аккомпанируется запа-ховой средой. Запах - одна из нитей той пуповины, что привязывает человека к природе, с одной- стороны, а с другой - маркирует границу, отделяющую его от природы, подчеркивающую его социальность. Пространство запахов, таким образом, является неотъемлемой частью современной культуры, в связи с этим изучение феномена запаха представляется нам актуальным.

Проблема изучения функционирования запаха в культуре предстает как один из аспектов отношений природы и культуры, которые в современную эпоху приобретают особую актуальность и злободневность. Сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения роли искусственных запахов в жизнедеятельности человека, на основании чего можно говорить о все возрастающей роли искусственно созданной обонятельной атмосферы.

Стремление человека улучшить, облагородить свой естественный запах, сделать его привлекательным приобрело промышленные масштабы. В современном обществе широко распространена практика применения ароматических веществ в различных сферах культуры - политике, искусстве, рекламе; запах занимает важное место в формировании имиджа, находит применение в маркетинге и других сферах жизнедеятельности человека.

Запах начинает выполнять в культуре искусственно навязанные ему функции, напрямую не связанные с его природой, что требует научного осмысления данного феномена в рамках гуманитарного знания, и культурология - та область современного знания, которая позволяет исследовать тенденции смыслопорождения в культуре повседневности, в частности в области культуры запахов. А это, в свою очередь, позволяет расширить пространство содержания теории и истории культуры.

Проблема изучения особенностей функционирования запаха в культуре предполагает обращение к истории парфюмерного дела, что позволяет про4 следить процесс увеличения пространства сознательного использования запахов и понять тот факт, что каждому времени присущ свой ароматический набор, особенности создания и употребления парфюмерных средств, свой способ ароматизации воздуха в жилище или, напротив, отсутствие этих способов. Исследование основных функций запаха в культуре позволяет, таким образом, по-новому посмотреть на сущность и историю парфюмерного искусства, что, на наш взгляд, немаловажно для изучения истории культуры и характеристики ее национальных черт.

Важность и место запаха в повседневной жизни человека не нашли пока должного внимания исследователей. Как природное явление запах достаточно хорошо исследован в сфере естественнонаучного знания, тогда как гуманитарные науки к изучению этого феномена приступили лишь в конце XIX - начале XX века. Осознается недостаточность теоретического осмысления феномена запаха, его функционирования в культуре. Это обстоятельство также обуславливает актуальность избранной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование запаха имеет давнюю историю. К анализу феномена запаха обращались мыслители античности (Алкмеон, Аристотель, Демокрит, Эпикур), однако первые теоретические концепции, посвященные проблеме обоняния, появились только в ХУ1П-Х1Х вв., что явилось отражением духа Нового времени, с его поворотом мировоззрения к личности, ее правам и свободам. Прежде всего, следует отметить открытие и описание вомероназального (или «Якобсонова») органа Ф. Рюйшем и позднее Л. Якобсоном, а также же научное обоснование Ф. Ви-ком д'Азиром неэффективности ароматических паров или веществ, применяемых для окуривания.

Эстафету Нового времени в естественнонаучном исследовании запаха принял XX век. Для исследований запаха этого времени характерно создание теорий и концепций. Так, Р. Монкриффом, Д. Эймуром, Л. Тьюриным были созданы теории строения обонятельной системы, которые способствовали 5 появлению в 2004 г. теории организации системы органов обоняния, разработанной Л. Бак и Р. Акселем. Эта теория остается общепризнанной и сегодня.

Наряду с исследованием органов обоняния большое внимание уделялось типологии запахов, что характерно для работ К. Линнея, Ч. Дарвина, Цваадемакера, Хеннинга, Крокера, Хендерсона и др.

В отечественной науке запах становится предметом исследования в XX столетии. В работах В. И. Гулимовой изучена система обоняния и применение эфирных масел в косметике и медицине 2. Результатом научных изысканий С. В. Рязанцева стала работа, посвященная физиологии обоняния и его роли в жизни человека3. В трудах В. А. Лабунской исследуется роль запаха в невербальной коммуникации и в системе тендерных отношений4.

Можно выявить определенную логику исследования запаха в естественнонаучной сфере, направленную от описания и классификации запахов к рассмотрению их роли и значения в жизнедеятельности человека и процессах коммуникации, что дало возможность культурологического изучения данного феномена. Начиная с конца XIX века запах исследуется не как явление природное, а как феномен культурный (Г. Зиммель, 3. Фрейд, М. Серр, А. Ле Герер, Б. Шаал, К. Руби, Л. Марлье, Р. Суссиньян, Ф. Контар, Р. Э. Трем-бле, Дж. Вигарелло, Д. Акерман и др.).

Следует подчеркнуть достижения отечественных исследователей в изучении запаха как феномена культуры. А. Г. Левинсон исследует круг социологических проблем обоняния, раскрывая «запаховую» проблематику те

2 См.: Гулимова В. И. Запах и подсознание: влияние обонятельных стимулов на эмоциональное восприятие и поведение человека // Косметика и медицина : научный альманах. - 2002. - № 3. - С. 6-23; Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине. Часть 3. Безопасность и перспективы // Косметика и медицина: научный альманах. - 2003. - № 5. - С.4-18.

3 См.: Рязанцев С. В.В мире запахов и звуков. - М., 1997.

4 См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов н/Д, 1986. - С. 5-35. Лабунская В. А., Герасимова О. В. Тендерная идентичность и тендерная интерпретация парфюмерных запахов // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 175-184. лесности в таких контекстах, как дом, пол, власть5. О. Б. Вайнштейн рассматривает историю'парфюмерии и семиотику некоторых известных ароматов в контексте повседневной культуры. Г. И. Кабакова работает над феноменом запаха в традиционной русской культуре, в частности, в фольклоре. Е. Жи-рицкая занимается проблемами современной рекламы духов и парфюмерной моды, Н. Никольская - историей развития профессии парфюмера и парфюмерии, Е. Е. Дмитриева в рамках своего исследования усадебного мира говорит о феномене запаха в усадьбах. Папченко Е. В. в своем диссертационном исследовании выявляет основные социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека. Автор констатирует, что функции запаха зависят не только от особенностей человеческого организма, но и от этапа культурного развития и специфики сферы культуры. Философский подход Костяева А. И. представляет феномен ароматов и запахов как часть бытия человека. Особое внимание Костяев А. И. уделяет запахам как знакам и символам.

К проблемам одорологии в христианстве обращались А. М. Лесовичен-ко, П. А. Флоренский, однако приходится констатировать тот факт, что фундаментальных трудов, специально посвященных этой теме, в отечественной науке пока не существует.

Своеобразным итогом исследований феномена запаха в культуре является издание О. Б. Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре», где запах рассматривается как факт повседневной культуры, анализируются культурные смыслы запахов, история парфюмерии рассматривается как история создания искусственных ароматов.

Несмотря на имеющуюся традицию исследования запаха как феномена культуры, эта проблема недостаточно разработана в области гуманитарных наук, в частности, в культурологии. Остается много «белых пятен», в частно

5 Первая подборка статей, связанных с проблемой феномена запаха в культуре, была представлена в журнале «Новое литературное обозрение» (2000), куда вошла и работа А. Левинсона «Пять писем о запахе». 7 сти, исследователи оставили вне поля внимания проблему функционирования запаха в различных сферах культуры, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Объектом исследования является запах как феномен культуры.

Предмет исследования — функционирование запаха в различных сферах культуры — сакральной и профанной.

Цель работы - выявить особенности функционирования запаха в сакральной и профанной сферах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Изучить историю исследования запаха как объекта естественнонаучного и гуманитарного знания, чтобы выявить, специфику исследования запаха как феномена культуры.

2. Выявить роль запаха в живой природе для1 осмысления процесса окультуривания запаха и приобретения им культурных смыслов.

3. Проанализировать процесс сакрализации как один из способов окультуривания запаха.

4. Рассмотреть функционирование^ запаха в сакральной сфере культуры, охарактеризовать его функции.

5. Исследовать функционирование запаха в профанной сфере культуры, выделить его основные функции.

Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Работа опирается на методологию комплексного анализа, что предопределило необходимость обращения к методам разных наук, выработанным как в естественнонаучных, так и в гуманитарных областях. Наиболее значимыми для исследования являются следующие методы и подходы:

- Сравнительно-исторический метод, который позволил выявить своеобразие функционирования запаха на различных исторических этапах и в национальных культурах.

- Структурно-функциональный метод был использован при анализе основных функций запаха в культуре.

Системный'подход, который дал возможность рассмотреть запах (запаховую культуру) как целостность и, вместе с тем, выделить отдельные функции и показать их взаимосвязь.

Семиотический подход был необходим для выявления семантики запаха в культуре.

- Герменевтический метод, который был использован в исследовании текстов Библии и романа П. Зюскинда «Парфюмер».

Научная новизна исследования. Предлагаемая работа представляет собой одну из первых в отечественной гуманитарной науке попыток исследовать феномен запаха в истории культуры, в рамках которой предлагается модель разделения функций на выполняемые в сакральной и профанной сферах культуры:

• Запах впервые стал предметом системного культурологического анализа, выявлена специфика изучения запаха как феномена культуры.

• На примере христианства показан процесс сакрализации запаха как форма окультуривания и рассмотрена семантика запаха в иудеохристианской традиции. Традиционно приятные запахи в христианстве символизируют рай, благие деяния, благодать, чистоту, тогда как смрад, гниение ассоциируются с грехом и пороком, а также выступают символами ада. Запахи елея, мирры, ладана в сознании христианина превращаются в символ присутствия Бога, его снисхождения, поддержки и благословения. Благоухание также воспринимается как путь к Богу, как свидетельство божественной власти на земле. Запахи имеют большое значение и в тщательно разработанном христианском культе, главная цель которого - максимально воздействовать на сознание мирян. Это проявляется в ритуале каждения, а также таинствах елеосвящения и миропомазания.

• Представлена авторская концепция классификации функций запаха в профанной сфере, охарактеризованы следующие функции: идентификационная, репрезентативная, лечебная, символическая, гедонистическая, эстетическая, гастрономическая, мнемоническая, коммуникативная.

• Рассмотрена история парфюмерии как выражение национально-исторического своеобразия феномена запаха в культуре, отмечена зависимость использования ароматов от развития представлений о теле и телесности.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и зарубежной литературы Магнитогорского государственного университета, кафедре культурологии и социально-культурной деятельности Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях разного уровня: ежегодных внутриву-зовских научных конференциях преподавателей МаГУ (Магнитогорск, апрель 2009 и 2010), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Человек в мире культуры» (УрГУ, апрель 2010).

Результаты исследования использованы автором в процессе чтения курса «Теория и история культуры повседневности зарубежных стран» в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов «Теория культуры», «История мировой и отечественной культуры», «Теория и история культуры повседневности», а также составить основу специализированного курса, посвященного феномену запаха. Данная работа мою жет представлять интерес для культурологов, философов, искусствоведов, религиоведов, а также преподавателей вузов, студентов, работников культурной сферы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема изучения феномена запаха является одним из аспектов исследования отношений природы и культуры. В современной культуре наблюдается тенденция ко все более частому использованию человеком искусственно созданных ароматов. Именно поэтому в сфере обоняния мы можем говорить о некотором смещении акцентов: естественный запах человеческого тела постепенно уступает место искусственно созданному, призванному каким-либо образом улучшить, сделать более приятным природный запах, присущий человеку изначально.

2. В сакральной сфере человек впервые начал «окультуривать» запах. Разнообразие функций в сакральной сфере показано на примере христианства. Эти функции получают воплощение в системе религиозных отношений, а именно, в культовых практиках, в результате чего запахи ладана, елея, мирры наделяются священным смыслом, следовательно, для христианина благоухание становится символом Бога, снисхождения Его благодати, знаком Его присутствия и путем к Его познанию. Гедонистическая и эстетическая функции, которые запах выполняет в профанной сфере, также обретают в рамках религии священное значение.

3. В профанной сфере культуры функционирование запаха выражается в разнообразных функциях (идентификационной, репрезентативной, лечебной, символической, гедонистической, эстетической, гастрономической, мнемонической, коммуникативной), что позволяет человеку использовать запахи в различных сферах деятельности (политике, рекламе, в формировании имиджа и др.).

4. В рамках исследования феномена обоняния индивидуальность человека характеризуется присущим только ему запахом, так называемым запаховым кодом, который для каждого человека уникален и неповторим. Этот индивидуальный запах выполняет в культуре идентификационную функцию, то есть является своеобразным маркером, отражающим человеческое «я». Человек использует искусственные запахи с целью создания о себе определенного впечатления, яркого образа, для того чтобы вызвать в окружающих нужные ему эмоции, следовательно, пространство искусственно созданных ароматов постоянно увеличивается. С другой стороны, этот «запаховый код» помогает человеку проявить свою индивидуальность, и только при осознанном использовании искусственных ароматов, с учетом собственного естественного запаха он сможет достичь своих целей, поскольку полное избавление от «запаховой индивидуальности» невозможно.

5. Анализ истории развития парфюмерного дела в контексте рассмотрения функций запаха в культуре показал, что история парфюмерии является отражением национальных особенностей культуры, а также напрямую связана с этапами культурного развития человечества. Функции, которые выполняет запах в ту или иную культурную эпоху, зависят от общего состояния культуры, и, в частности, связаны с представлениями о теле и с развитием. медицинских и гигиенических представлений.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Текст диссертации представлен на 125 страницах. Список литературы состоит из 223 единиц, в том числе 34 Интернет-источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Епанешникова, Мария Александровна

Заключение.

Тема нашего диссертационного исследования — «Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сфере» обращает нас к исследованию запаха как явления культурного.

Естественнонаучный подход к изучению запаха как явления природного имеет достаточно глубокие традиции и восходит еще к античности, поэтому на сегодняшний день в этой сфере феномен запаха изучен достаточно хорошо. Генезис исследований феномена запаха показывает, что изначально научный интерес вызывал процесс обоняния, который исследовался с общефилософской точки зрения (Алкмеон, Демокрит, Эпикур). Попытки изучить запах как природное явление появляются только в XVIII' веке. К XX веку были определены механизмы восприятия запаха, сформулированы основные теории строения обонятельной системы человека. Однако в исследовании запаха до сегодняшнего дня не решен вопрос классификации, поскольку отнесение того или иного запаха к классу оказывается достаточно субъективным.

В гуманитарной сфере запах стал вызывать интерес только в Х1Х-ХХ вв. Это связано с тем, что только в XX веке появились новые способы исследования процесса обоняния, было научно обосновано влияние запаха на эмоциональное и физическое состояние человека. В результате этого сформировалась точка зрения, согласно которой восприятие запахов обусловлено культурными установками. Запах, к тому же, обладает сильнейшим воздействием на эмоции и память человека, что активно используется как в религиозной, так и в светской культуре.

Обращение к запахам в социологии связано с именем Г. Зиммеля, который говорит о субъективности обоняния. Также он подмечает, что с развитием цивилизации сфера собственно восприятия всех чувств уменьшается, а их приятность или неприятность возрастает. В связи с этим запахи чаще оказываются отталкивающими, нежели привлекательными. Поэтому современный человек стремится к индивидуализации, персонализации и избирательности связей.

Психоаналитический подход к запахам предполагает, что в процессе развития культуры обоняние перестало играть важную роль в жизни человека, следствием чего стало ограничение либидо, а это, свою очередь, может привести к развитию неврозов и психозов.

Большое значение, которое запах играет в жизни человека, было унаследовано им от природы. В животном мире запахи выполняют важнейшие функции - регулирует поведение, отношения между полами, помогает ориентироваться в окружающем пространстве, предупреждает об опасности, местах, где можно найти корм. Жизнь человека тоже во многом регулируется запахами, однако человек уже осмысленно подходит к этой проблеме и пытается использовать запахи в своих интересах.

Исследование феномена запаха в культуре можно рассматривать как один из аспектов культурологической проблемы природы и культуры. В процессе своего развития человек все больше отходил от природы, что проявилось и на уровне употребления ароматов. На протяжении всей истории человек стремился изменить свое тело, «окультурить» его, что было предпринято и в отношении естественного запаха тела. В процессе развития отношения человека к запаху можно проследить историю формирования культурных смыслов запаха, на основании которых нами была составлена типология функций, выполняемые запахом в сакральной и профанической сфере культуры.

Религия была первой сферой культуры, в которой человек начал использовать ароматы. Процесс сакрализации запахов имеет давнюю историю, ведущую свое начало от эпохи первобытности, когда древний человек использовал ароматы в культовых обрядах. Тогда запахи выполняли магическую функцию, которая с формированием монотеизма трансформировалась в функции, выполняемые запахом в сакральной сфере.

На примере христианства мы показали, что в процессе сакрализации сложились две традиции использования благовонных составов. Одна традиция предполагает общение христианина с Богом через благоухание. Мы выявили, что традиционно приятные запахи в христианстве символизируют рай, благие деяния, благодать, чистоту, тогда как смрад, гниение ассоциируются с грехом и пороком, а также выступают символами ада. Запахи елея, мирры, ладана в сознании христианина превращаются в символ присутствия Бога, его снисхождения, поддержки и благословения. Благоухание также воспринимается как пусть к Богу, через него происходит утверждение царской, а в данном контексте божественной, власти на земле.

Другая традиция воплотилась в тщательно разработанном христианском культе, главная цель которого - максимально воздействовать на сознание мирян. Это проявляется в ритуале каждения, а также таинствах елеосвящения и помазания, где благовония играют главную роль.

Процесс сакрализации можно рассматривать как один из способов окультуривания запаха. Функции, выполняемые запахом в профанной сфере — гедонистическая и эстетическая, также могут быть присущи сакральной сфере культуры, однако здесь они приобретают священный смысл.

Запахи выполняют разнообразные функции и в профанной сфере культуры. Основными являются:

1. Идентификационная. Эта функция является одной из важнейших, поскольку позволяет человеку ориентироваться в жизни, в процессе общения, а также нести в окружающий мир информацию о себе.

2. Репрезентативная. Искусство парфюмерии, в первую очередь, направлено на то, чтобы максимально полно реализовать данную функцию. Благодаря духам человек создает свой образ, рассказывает о своих индивидуальных особенностях и предпочтениях.

3. Лечебная. Развитие этой функции привело к появлению ароматерапии — учении о лечении запахами.

4. Символическая. Именно в символической функции наиболее полно отражено «окультуривание» запаха человеком. Когда запах или аромат обретает в сознании новый смысл, мы говорим о создании особой реальности, переосмысленной и переработанной человеком. Символическая функция наиболее полно раскрывает себя в искусстве.

5. Гедонистическая. Гедонизм всегда был присущ человеку, поэтому в сфере запахов без него невозможно было обойтись. Аромат должен вызывать ощущение удовольствия, оценка запаха зависит от того, насколько он приятен или неприятен для человека. Парфюмерное искусство также всегда стремится создать такой аромат, который способен доставить наслаждение и тому, кто его использует, и окружающим.

6. Эстетическая. Эстетизация запахов является логическим продолжением процесса наслаждения ими, поэтому гедонистическая и эстетическая функции тесно связаны между собой. Эстетические требования предъявляются не только к самому аромату, но и к его оформлению (флакону, упаковке, рекламе).

7. Гастрономическая. Функция отражает связь парфюмерии и кулинарного искусства, которую можно проследить с древнейших времен до сегодняшнего дня, поскольку вкус и обоняние тесно связаны между собой.

8. Мнемоническая. Сущность данной функции состоит в том, что запахи способны вызывать в сознании человека яркие образы, благодаря чему мы можем говорить о «феномене Пруста», или обретении воспоминаний через запахи.

9. Коммуникативная. Эта функция играет важную роль в процессе невербальной коммуникации.

Разделение этих функций является достаточно условным, поскольку они накладываются друг на друга, в процессе развития культуры одна функция может замещать другую. Процесс окультуривания запахов является одним из аспектов проблемы природы и культуры. В процессе развития культуры эти функции становились все более важными для человека, что привело к некоему противостоянию естественных телесных запахов и искусственных в современной культуре.

В одной из своих работ Л. Уайт заявил, что корни современного экологического кризиса кроются в религии, а конкретно, в христианстве. По Уайту, основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудеохристианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, то Бог санкционировал господство

1 ЯЯ над землей и всеми живыми существами . Таким образом, согласно Уайту, христианство способствовало преодолению языческого обожествления природы. Свободную от духов природу человек мог изучать и применять свои знания, постепенно увеличивая собственную власть над ней, что и породило экологический кризис.

Мы не утверждаем, что эта точка зрения является единственно верной и неоспоримой, однако, на наш взгляд, ее можно рассматривать,как своеобразный призыв к современному человеку найти гармонию с природой и обрести гармонию в себе, что обязательно должно отразиться и в культуре применения запахов. Человеку необходимо найти разумную границу в использовании искусственно созданных ароматических средств, поскольку естественные запахи человеческого тела играют в культуре не менее важную роль, чем искусственные.

188 См.: Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.-М., 1990.-С. 188-203.

Понимание основных функций, которые выполняет запах в культуре, может способствовать осознанному, а следовательно, более продуктивному использованию ароматов с целью улучшения условий труда и отдыха, лечения многих заболеваний и даже постановки диагнозов, повышения результативности криминалистических расследований, создания эффективной коммуникации. Разумное использование знаний об особенностях функционирования феномена запаха может способствовать повышению качества жизни современного человека, отражением чего должен стать высокий уровень культуры использования ароматов в сакральной и профанной сферах.

Исследование запаха в культуре, таким образом, открывает интересные перспективы и помогает глубже понять современные проблемы культуры. Культура, исследованная через призму запахов и ароматов, предстает с совершенно новой стороны, помогает лучше понять, как и зачем развивается человек, а также осмыслить возможные перспективы этого развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Епанешникова, Мария Александровна, 2010 год

1. Агаджанян Н. А. Экология человека. Избранные лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. М. : КРУК, 1994. - 256 с.

2. Акоиян Т. А. Запах в рекламе и брендинге: предпосылки применения, потенциал, условия реализации потенциала / Т. А. Акопян // Реклама. Теория и практика. 2008. - № 2. - С. 106-117.

3. Аксоченская А. Нюхать подано / А. Аксоченская // Огонек. -2004. -№ 10.-С. 43^44.

4. Александровский Е. Запах плоти / Е. Александровский // Красота от А до Я. 1997. -№ Ъ-А (1). - С. 70-71.

5. Алексеев И. В храме божьем все премудро / М. Алексеев // Природа и человек (Свет). 2004. - № 2. - С. 33-35.

6. Аль-Рабаки М. Мои пальцы пахли ладаном / М. Аль-Рабаки // Восточная коллекция. 2008. - № 1(32). - С. 103-107.

7. Амвросий (Юрасов) архимандрит. Православие и протестантизм. Сопоставительный богословский анализ / Амвросий (Юрасов), архим. Иваново : Свято-ВВеденский женск. м-рь, 1994 — 144 с.

8. Апресян Р. Г. Принцип наслаждения и интимные отношения / Р. Г. Апресян // Человек. 2005. - № 5. - С. 56 - 66.

9. Ароматы и запахи в культуре : в 2 т. / Сост. О. Б. Вайнштейн. -М. : Новое литературное обозрение, 2003.

10. Ароматы мира / Под ред. А. Дмитриевой, Т. Евсеевой. М. : Мир энциклопедий, 2006. - 184 с.

11. Байбургский Ф. Обоняние от молекул до нервных клеток / Ф. Байбургский // Наука и жизнь. - 1996. - № 8. - С. 61-64.

12. Берк П. Историческая антропология и новая культурная история / П. Берк // Новое литературное обозрение. 2005. - № 75 (5). - С. 64-91.

13. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия / Р. С. Белкин. -М. : Изд-во БЕК, 1997. 342 с.

14. Бертон Р. Панорама запахов // Бертон Р. Чувства животных / Р. Бертон. М. : Мир, 1972. - С. 134-156.

15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (синоидальный перевод). Международный издательский центр православной литературы, 1995. - 1221 с.

16. Биленчук П.Д. Криминалистическая одорология в раскрытии и расследовании преступлений/ П. Д. Биленчук, Н. С. Залотарь, Е. Г. Коваленко. Киев : РИО МВД Украины, 1994. - 60 с.

17. Бочаров В.А. Божественные атрибуты / В. А. Бочаров, Т. И. Юраскина. М. : МГУ, 2003, - 176 с.

18. Браун JI. В. Ароматерапия / JI. В. Браун. М. : Гранд; Фаир Пресс, 2000. - 270 с.

19. Бугуева Н. А. Телесность человека как социокультурный феномен / Н. А. Бугуева // Вестник Челябинского государственного университета. -2007. — № 16.-С. 66-71.

20. Бутовская М. JI. Язык тела. Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека) / М. JI. Бутовская. М. : Научный мир, 2004. - 437 с.

21. Быховская И. М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. — М. : Эдиториал УРСС, 2000. — 208 с.

22. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры : в 2 т. Т 1: Раннее христианство. Византия / В. В. Бычков М. - СПб. : Университетская книга, 1999.-575 с.

23. Ваганов А. Г. Мягкие знаки: татуировка ритуал длиною в жизнь / А. Г. Ваганов // Мир психологии. - № 1 (33). - С. 119-128.

24. Вайнштейн О.Б. Грамматика ароматов. Одеколон и «Шанель №5» / О. Б. Вайнштейн // Иностранная литература. 2001. — №8 - С. 260 — 273.127

25. Валджи X. Ароматерапия / X. Валджи. Ростов н/Д : Феникс, 1997.-315 с.

26. Веригин К. М. Благоуханность. Воспоминания парфюмера / К. М. Веригин. -М. : Клеограф, 1996. 223 с.

27. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 576 с.

28. Византийские легенды / Под ред. С. В. Поляковой. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. - 301 с.

29. Винокуров В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов / В. В. Винокуров // Социо-Логос. Вып. 1. М., 1991. - С. 431-449.

30. Владимирский Б. С. Тайны и таинства / Б. С. Владимирский. -Харьков : Паритет, 1995. 224 с.

31. Войткевич С. А. От древних благовоний к современной парфюмерии и косметике / С. А. Войткевич, Л.А. Хейфиц. М. : Пищев. пром-ть, 1997.-215 с.

32. Галеева А. М. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы / А. М. Галеева, М. Л. Курок ; ред. В. Акопян, Л. Ломанова. -М. : Московский рабочий, 1978. 168 с.

33. Герасимова О. В. Тендерная интерпретация парфюмерных запахов / О. В. Герасимова // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 2000. - Вып. 5. - С. 282-288.

34. Герасимова О. В. Функция презентации парфюмерных запахов / О. В. Герасимова // Труды соискателей и аспирантов РГУ. Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 2002. - Т. VIII - С. 158-162.

35. Гигиена и основы экологии человека : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Ю. П. Пивоваров, В. В. Кролик, Л. С, Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. — 2-е изд., стер. М.: Издетальский центр «Академия, 2006. - 528 с.

36. Гисматов Ф. А. Генезис и эволюция мира искусственного / Ф. А.Гисматов. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1992. — 144 с.

37. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии: сборник / Н. В. Гоголь. М.: Эксмо, 2006. - 800 с.

38. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Наука, 1980. 238 с.

39. Григорович Н. Г. Целительные ароматы / Н. Г. Григорович. -СПб.: Весь, 2001.-287 с.

40. Гулимова В. И. Запах и подсознание: влияние обонятельных стимулов на эмоциональное восприятие и поведение человека / В. И. Гулимова // Косметика и медицина: научный альманах. 2002. - № 3. - С. 6-23.

41. Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине. Часть 3. Безопасность и перспективы / В. Гулимова // Косметика и медицина: научный альманах. 2003. - № 5. - С.4-18.

42. Гусарова К. Золотой век русской парфюмерии и косметики / К. Гусарова // Теория моды. Тело, одежда, культура. № 2. - 2006-2007. - С. 325-329.

43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 1 / В. Даль.- М. : Русский язык, 1989. 699с.

44. Дебольский Г.С. Православная церковь в ее таинствах богослужении, обядах и требах / Г. С. Дебольский. М. : Издательство «Отчий дом», 1994.-527 с.

45. Деларю В. В. Социальная экология и массовое сознание / В. В. Деларю; Волгоградская мед. акад. — Волгоград : ВолгГАСА, 2000. — 204 с.

46. Детьен М. Священные благовония и пифагорейская кухня / М. Детьен // Новое литературное обозрение. 2000. - № 43. - С. 34-59.

47. Ди Зерига Гус. Христиане и язычники. Анализ воззрений и поиски взаимопонимания / Гус Ди Зерига.: пер. с англ. К.Савельев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-304 с.

48. Доусон К. Г. Религия и-культура / К. Г. Доусон; пер. с англ. Ко-журин К. Я. СПб. : Алетейя, 2000. - 281 с.

49. Дудченко Л. Ароматы здоровья / Л. Дудченко. Киев : Глобус, 1997.- 150 с.

50. Еллинек Й. С. Духи мечта во флаконе: состав и действие, выбор и применение классических и современных ароматов / Й. С. Еллинек. - М. : БММ АО, 1996.-163с.

51. Емелях Л. И. Происхождение христианских таинств / Л. И. Еме-лях. М. : Советская Россия, 1978. - 125 с.

52. Емелях Л. И. Христианские таинства / Л. И. Емелях. Ленинград : Лениздат, 1977. - 159 с.

53. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания / Т. С. Еремина. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 477 с.

54. Ерофеева В. А. Тело человека и проблема биотехнологий / В. А. Ерофеева // Известия Уральского государственного университета. 2007. -№ 54. - С. 67-80.

55. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. — М. : Астрель : АСТ, 2006.

56. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М. : Гнозис, 1994. — 112 с.

57. Жудинова Е.В. Протестантизм / Е. В. Жудинова. М. : Мир книги, 2006.-191 с.

58. Забияко А. П. Сакральное // Культурология XX век. Энциклопедия : в 2 т. Т. 2. СПб. : Университетская книга; 000 «Алетейя», 1998. - 447 с.

59. Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники / М. Я. Задорожная. М. : Знание, 1991. - 64 с.

60. Заупокойное богослужение: Объяснение обрядов, предшествующих погребению, чина погребения, и обрядов, последующих за погребени130ем / Сост. Георгий Орлов. Репринт, изд. — М. : Международный издательский центр православной литературы, 1994. - 116 с.

61. Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств» / Г. Зиммель // Новое литературное обозрение. 2000. - № 43. - С. 14-34.

62. Зинкевич Э. П. Запах и жизнь / Э. П. Зинкевич // Химия и жизнь -XXI век. 2006. -№ 3. - С. 50-53.

63. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы / П. Зюскинд ; пер. с нем. Э. В. Венгеровой. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 304 с.

64. Игошина Т. Духи: территория чувств / Т. Игошина // Магия COSMO. 2003. - № 9. - С. 3 8-41.

65. Кабакова Г. И. Запах / Г. И. Кабакова // Славянские древности : Этнолингвист. слов. : В 5 т. / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения и балканистики; Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. - С. 266-269.

66. Кабакова Г. И. Запах смерти / Г. И. Кабакова // Славяноведение. -2000.-№6.-С. 21-25.

67. Кабакова Г. И. Запахи в русской традиционной культуре / Г. И. Кабакова // Живая старина. 1997. - № 1. - С. 36-38.

68. Каган М . С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб : ТОО ТК «Метрополис», 1996. — 416 с.

69. Климова С. М. Эссенция и экзистенция Любви: «Дух» и «Запах» / С. М. Климова // Человек. 2002. - № 4. - С. 20-29.

70. Кожаринов В. В. Русская парфюмерия: 19 начало 20 века : Альбом / В.В. Кожаринов. - М.: Сов. спорт, 1998. - 159 с.

71. Козлов Ю. П. Ароматы управляют поведением / Ю. П. Козлов // Экология и жизнь. 1998. - № 2. - С. 29-31.

72. Койсин А. А. История развития и становления криминалистической одорологии / А. А. Койсин // Сибирский Юридический Вестник. 2001. -№ 3. — С. 84-88.

73. Конфессиональные особенности православия // Мировые религии / А. А. Алов, Н. Г. Владимиров, Ф. Г. Овсиенко. М., : Приор, Б. г., 1988. - С. 7-27.

74. Корбен А. Ароматы частной жизни / А. Корбен // Новое литературное обозрение. 2000. - № 43. - С. 60-85.

75. Коршевер Е. Н. Гигиена: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / Е. Н. Коршевер, В. Н. Шилов. М : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-216 с.

76. Корытин С. А. Запахи в жизни животных / С. А. Корытин. — М., 1978.-128 с.

77. Костина А. В. Телесность как ведущая категория философского дискурса о масскультуре (к проблеме самоотношения) / А. В. Костина // Мир Психологии. 2005. - № 3. - С. 103-113.

78. Костяев А. И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы / А. И. Костяев. Изд. 2-е. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 144 с.

79. Краснолуцкая Т. Духи для вас / Т. Краснолуцкая, В. Сидоров. -Ростов н/Д : Феникс, 1999. 347 с.

80. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.

81. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности: (Философские очерки) / В. Л. Круткин. — Ижевск : Изд-во Удмурт, ун-та, 1993. — 172 с.

82. Кушлина О. От слова к запаху / О. Кушлина // Новое литературное обозрение. 2000. - № 43. - С. 102-109.

83. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н/Д : Изд-во Ростов, ун-та, 1986.-С. 5-35.

84. Лабунская В. А. Тендерная идентичность и тендерная интерпретация парфюмерных запахов / В. А. Лабунская, О. В. Герасимова // Мир психологии. 2004. - № 2. - С.175-184.

85. Лавренова Г. В. Лечение ароматами / Г. В. Лавренова. СПб. : Диалект, 1999.-174 с.

86. Лаврова О. Н. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход / О. Н. Лаврова // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. — 1999. — № 3. С. 76-83.

87. Ланге Т. Работники носа и колбы / Т. Ланге // ОБО. 2003. - №9. -С. 118-122.

88. Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы / И. Д. Лаптев. МолоIдая гвардия, 1976. 287с.

89. Левинсон А. Повсюду чем-то пахнет / А. Левинсон // Логос. -2000. № 1 (22). - С. 24-41.

90. Левинсон А. Пять писем о запахе / А. Левинсон // Новое литературное обозрение. 2000. - № 43. - С. 14-33.

91. Лесовиченко А. М. Вопросы христианской одорологии / А. М. Лесовиченко, С. Ликан. Новосибирск : Издательство НГОНБДООЗ. - 18с.

92. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов / М. Линдстром. — М. : Эксмо,2006.- 271 с.

93. Лихонин А. С. Вы и ваши духи / А. С. Лихонин. Н. Новгород. : Времена, 1999.-220 с.

94. Лоренц К. 3. Агрессия. Так называемое «зло» / К. 3. Лоренц. -СПб. : Амфора, 2001. 349 с.

95. Лоренц К.З. Оборотная сторона зеркала / К. 3. Лоренц. М. : Республика, 1998.-493 с.

96. Майоров В. Восприятие запахов / В. Майоров // Наука и жизнь.2007.-№2.-С. 64-69.

97. Марголина А. Сладкая власть феромонов / А. Марголина // Наука и жизнь. 2005. - № 7. - С. 8-14.

98. Мегедь В. В. Наука вербального и невербального общения / В. В. Мегедь // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. — 2005. — № 11. С.2-8.

99. Медведев A.B. Сакральное как причастность к абсолютному / А.

100. B. Медведев. Екатеринбург, 1999. - 150 с.

101. Медникова М. Б. К вопросу о позитивном и негативном восприятии татуировок в древности / М. Б. Медникова // Этнографическое обозрение. -2008.-№5.-С. 76-95.

102. ЮГ. Меннингхаус В. Цена красоты: польза и вред от ее обожания / В. Меннингхаус // Логос. 2009. - № Ф-5 (72). - С. 177-185.

103. Мень А. В. История религии: в 2 кн.: учеб. пособие для доп. образования / А. В. Мень. М.: Изд. гр. «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001.

104. Мень А. В. Таинство, слово и образ / А. В. Мень. Ленинград : Ферро-Логос, 1991. - 208 с.

105. Меркулов И.П. Истоки сакрализации теоретической науки / Меркулов И.П. // Вопросы философии 1998 -№10 - С.64-76.

106. Мечковская Н. Б. Знаки, связанные с восприятием запахов / Н. Б. Мечковская // Семиотика. Язык. Природа. Культура. -М.: Академия, 2004.1. C. 108-110.

107. МинорА. В. Лауреаты Нобелевский премий 2004 г. по физиологии и медицине / А. В. Минор // Природа. 2005. - № 1. - С. 76-81.

108. Миргородская С. А. Ароматерапия: мир запахов запахи мира / С. А. Миргородская. - М. : Гарант, 1995. - 125 с.

109. Миргородская С. А. Эссе об ароматах / С. А. Миргородская. М : ЗАО Навеус, 2001. - 19 с.

110. Михайловская Н. Вечные истины парфюмерии / Н. Михайловская // Мир женщины. 1997. - № 2. - С. 58-59.

111. Михина Е. Неправда, что реклама не пахнет / Е. Михина // Рекламные технологии. 2004. - № 6. - С. 50-51.

112. Мишина Н. Ароматный джинн из хрустального флакона / Н. Мишина // Эхо планеты. 1996. - № 10. - С. 16-19.

113. Москалев С. Ладан / С. Москалев // Наука и религия. 1994. - № 12.-С. 52-53.

114. Москалев С. Целительный дар волхвов / С. Москалев // Наука и религия. 1996. - № 1. - С. 44-45.

115. Мышко Т. Л. Запахи — выход в мир / Т.Л. Мышко // Энергия: Экономика, техника, экология. 2004. - № 5. - С.63-67.

116. Никольская Н. Наука щекотания ноздрей / Н. Никольская // GEO. -2003.-№9.-С. 110-112.

117. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М. : Мысль, 2001. - 692 с.

118. Новожилов В. А. В мире запахов / В. А.Новожилов. М., 1988.47 с.

119. Носова Г. А. Язычество в православии / Г. А. Носова. М. : Наука, 1975.- 152 с.

120. Аскоченская А. Нюхать подано / А. Аскоченская // Огонек. -2004.-№ 10.-С. 43^4.

121. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1999. - 944 с.

122. Орлова А. Социологизация тела в постиндустриальную эпоху / А. Орлова // Предпринимательство. № 1. - С. 82-98.

123. Папченко Е. В. Классификация запахов: попытки создания систематизации / Е. В. Папченко // Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. -№ 1. - С. 126-132.

124. Папченко Е. В. Перспективы изучения и использования запаха в деятельности человека / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. - № 5. - С. 96-100.

125. Папченко Е. В. Социопсихические и культурные функции запаха^ в жизнедеятельности человека : автореферат дис. . канд. филос. наук / Е. В. Папченко ; Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 2003 - 25 с.

126. Пономарева Л. И. Взаимоотношения человека и природы: философский аспект / Л. И. Пономарева, О. В. Крежевских // Известия Уральского государственного университета. 2008. - № 60. - С. 155-162.

127. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук : Ваклер, 2000. - 768 с.

128. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук : Ваклер, 2001. - 651 с.

129. Почепцов Г. Г. Язык запахов / Г. Г. Почепцов // Семиотика М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2002. - С. 55-65.

130. Православные обряды / сост. А. Ю. Костин. М. : АСТ-Пресс книга, 2004. - 272 с.

131. Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии / Т. Рауш ; пер. с англ. М. : Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. - 2007. -416 с.

132. Рашкова Р. Т. Католицизм / Р. Т. Рашкова. СПб. : Питер, 2007.239 с.

133. Ревуненкова Н. В. Протестантизм / Н. В. Ревуненкова. — СПб. : Питер, 2007. 224 с.

134. Реймерс Н. Ф. О «большой экологии» и экологическом всеобуче / Н. Ф. Реймерс, А. В. Яблоков // Наука и жизнь. -1987. №4. - С. 2-7.

135. Ремизов И. Н. На пути к ноосферному обществу (некоторые теоретико-методологические и прикладные аспекты социальной экологии) / И. Н. Ремизов, Ю. М. Перов ; Под общ. ред. И. Н. Ремизова. — Краснодар : Экоинвест, 2000. — 288 с.

136. Риндисбахер Д. X. От запаха к слову / Д. X. Риндисбахер // Новое литературное обозрение. 2000. - №43.- С.86-101.

137. Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные / В. А. Руднев. JI. : Лениздат, 1982. — 159с.

138. Рязанцев С. В.В мире запахов и звуков / С. В. Рязанцев. М. : Терра, 1997.-426 с.

139. Рязанцев С. В. Тайна запахов и звуков / С. В. Рязанцев. М.: РИ-ПОЛ классик и СМИО-Пресс, 1997. - 544 с.

140. Салтевский М.В. Криминалистическая одорология / М. В. Сал-тевский. Киев, 1976 — 47с.

141. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Г. Н. Скляревская ; РАН ; ИН-т лингвист, исслед. СПб.: наука, 2000. - 278 с.

142. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. -3-е изд., испр. и доп. М. : Академический Проект, 2004. - 864 с.

143. Соколов В. Е., Язык запахов/ В. Е. Соколов, Е. В. Котенкова. -М. -.Знание, 1985.-64 с.

144. Старовойтов В. И. Запаховые следы участников происшествия / В. И. Старовойтов, К. Т. Сулимов. М. : ЭКЦ МВД РФ, 1993. - 22 с.v 145. Старовойтов В. И. Запах и ольфакторные следы человека / В. И. Старовойтов, Т. Н. Шаманова. -М.: ЛексЭст, 2003. 127 с.

145. Струве H.A. Православие и культура / Н. А. Струве. М. : Христианское изд-во, 1992. — 337с.

146. Субботин Ю. К. Православные таинства / Ю. К. Субботин. М. : Политиздат, 1990. - 111 с.

147. Тамбиев А. X. Летучие вещества, запахи и их биологическое значение / А. X. Тамбиев. М. : Знание, 1974. - 64 с.

148. Тиллих П. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих ; пер. с анг. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

149. Токарева Н. Параллельные миры / Токарева Н. // Экология и жизнь 2007.-№3.-С. 65-71.

150. Токарева Н. Параллельные миры. Чувства и сверхчувства / Н. Токарева // Экология и жизнь. 2007. - № 4. - С. 66—70.

151. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. М. : Русский язык, 1989.

152. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.-М., 2000.

153. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2 т. Т. 1. / В. Н. Топоров. — М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. — 875 с.

154. Тхостов А. Ш. Телесность человека в контексте культурно-исторического подхода / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2002. - С. 34-40.

155. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса / Уайт Л // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990.-С. 188-203.

156. Усманов К. П. Православные обряды: крещение, венчание, погребение / К. П. Усманов. Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 351 с.

157. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., пере-раб. и доп. М. : Республика, 2001. - 719 с.

158. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М. : Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.

159. Флоренский П. А. Христианство и культура / П. А. Флоренский. -М.: Фолио, 2001.- 665 с.

160. Фрейд 3. По ту сторону наслаждения // Фрейд 3. Основной инстинкт / сост., предисл. П. С. Гуревича. М., 1997.

161. Фридман Р. А. Парфюмерия и косметика / Р. А. Фридман. — М. : Пищев. пром-ть, 1975. — 197 с.

162. Фрумкин К. Человеческая телесность в структуре будущего мира / К. Фрумкин // Свободная мысль XXI. - 2005. - № 1. - С. 192-203.

163. Хесле В. Философия и экология / В. Хесле ; пер. с нем. — М. : Ка-ми, 1994.-189с.

164. Хильдесхаймский И. О Трех Святых Царях / И. Хильдесхаймский // Наука и религия. 2001. - № 1. - С. 3-11.

165. Христианство и экология : сб. ст. / Рус. Христиан, гуманитар, инт, С.-Петерб. фонд им. В. Соловьева ; под ред. Т. Горичевой. — СПб. : Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 1997. 352 с.

166. Цветков П. П. Об использовании обонятельного анализатора в целях криминалистического отождествления личности / П. П. Цветков // Правоведение. 1970. -№ 3. - С. 134-137.

167. Человек экология - культура : Тезисы докладов Российской науч.конф. Ч. 1. - Челябинск : Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1997. - 142 с.

168. Человек — экология — культура : Тезисы докладов Российской науч.конф. Ч. 2. Челябинск : Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1997.-150 с.

169. Черкасенко Н. А. Современное состояние и направления развития проблемы телесности в гуманитарной науке / Н. А. Черкасенко // Школа Здоровья. 2006. - № 2. - С. 59-64.

170. Чеснов Я. В. Культурогенное значение инверсий тела /Я. В. Чес-нов // Философские науки. 2007. - № 8. - С. 33-46.

171. Чеснов Я. В. Человеческие экзистенциалы. Экзистенции: запах / Я. В. Чеснов // Философия и культура. № 12. - 2008. - С. 106-127.

172. Чумакова Т. В. Православие / Т. В. Чумакова. СПб. : Питер, 2007.-208 с.

173. Шварц С. С. Проблемы экологии человека / С. С. Шварц // Вопросы философии. 1974. - № 9. - С. 102-110.

174. Шепель В. М. Профессия имиджмейкер / В. М. Шепель. Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 523 с.

175. Шмеман А. Водою и духом / А. Шмеман ; пер. с англ. И. 3. Дьякова. -М. : Гнозис-Паломник, 1993.

176. Шмитт Ж.-К. Понятие сакрального и его применение в истории средневекового христианства / Ж.-К. Шмитт // Мировое древо. — 1995. — №4. -С. 75-83.

177. Экономов JI. Мир наших чувств / JL Экономов. М. : Знание, 1976.- 192 с.

178. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т./ М. Элиаде ; пер. с фр. М. : Критерион, 2002.

179. Элиаде М. Священное и мирское/ М. Элиаде ; пер. с фр. Н.К.Гарбовского. М. : Изд-во МГУ, 1994.-144 с.

180. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований / М. Элиаде, И. Кулиано ; при участии Г. С. Винер. М.; СПб. : Рудомино-Университет кн., 1997.-413 с.

181. Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Российской. М. : Юристъ, 1999. - 552 с.

182. Этинген JL Е. Обоняние / JI. Е. Этинген // Человек. 2003. - № 3. -С. 120-126.

183. Ackerman D. Natural History of the Senses / D. Ackerman. Vintage Books edition, 1995. -331 p.

184. Buck L. A novel multigene family may encode odorant receptors: a molecular basis for odor recognition / L. Buck, R. Axel // Cell. — 1991. -№ 65. — P. 175-187.

185. Buck L. The olfactory multigene family L. Buck / L. Buck // Curr Biol. 1992. - № 2. - P. 467^73.

186. Buck L. Information coding in the vertebrate olfactory system/ L. Buck // Annu Rev Neurosci. 1996. - № 19. - P. 517-544.1. Ресурсы Интернет.

187. Авраменко А. В. Феномен социальной экологии Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.universitys.ru/i/images/stories/nir/8/avramenko.pdf (дата обращения 3. 07. 2010).

188. Акопян Т. О потенциале и перспективах применения запахов в рекламе. Материалы Первого Всемирного Рекламного Форума Москва, 11 сентября 2007г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abird.ru/articles/potencial (дата обращения 3. 02. 2010)

189. Ароматехнологии в рекламе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bistenume.rU/54987/l/Aromatehnologii-v-reklame (дата обращения 4. 05. 2010).

190. Ароматная история парфюмерии Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.anais.com.ua/beauty/perflim/202-parflim (дата обращения 04.04.2006).

191. Зорина Е. Алхимия запахов Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.art-perfume.ru/library/smell-alchemy.html (дата обращения 04.04.2010).

192. Иванова Н. Духи в гранёном хрустале Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.pseudology.org/Perfiime/Graneny.htm (дата обращения 19.06.2010)

193. Из истории парфюмерии: поворотные моменты истории искусства парфюмерии Электронный ресурс. — Режим доступа: http.V/www.perfamy.ru/2008/07/12/povorotnye-momenty-istorii-iskusstva.html (дата обращения: 12. 12. 2009).

194. Использование запахов в рекламе Электронный ресурс. Режим доступа: http://evartist.narod.ni/text3/15.htm#320 (дата обращения: 08. 04. 2010).

195. История парфюмерии. Древний Восток Электронный ресурс. -Режим доступа:http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%F0%E5%E2%ED%E8%E9+%E2%EE%Fl %F2%EE%EA/ (дата обращения 26.08. 2010).

196. История парфюмерии: Древний Египет Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.myjane.ru/aiticles/text/?id=2798 (дата обращения: 12. 11.2009).

197. История парфюмерии: Древний Рим. — Электронный ресурс. — Режим доступа:http://www.playcast.ru/view/388817/959191aaab57676c4d515bb30ea793eb0e6ed 6а2р1 (дата обращения: 07. 08. 2009)

198. Криминалистическая одорология Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/2979.html (дата обращения 26.04.2010).142

199. Культура и природа Электронный ресурс. — Режим доступа: http://arts.adygnet.ru/bibl/drah%20g.v/3/untitled-14.htm (дата обращения 21.08.2010).

200. Ладан Электронный ресурс. — Режим доступа:http://www.treeland.ru/article/еко/aroma/1 adan.htm (дата обращения 15. 02. 2010).

201. Легенда о траве Ямшан Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ertegi.ru/index.php?id=9&idnametext=397&idpg=l (дата обращения 03.01.2011).

202. Легкое дыхание любви Электронный ресурс. Режим доступа: http:www.aromareklama.ru/pheromone st 102.htm (дата обращения 11. 04. 2010).

203. Миро Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE (дата обращения 14. 01. 2010).

204. Музыкина О. История на века Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kosmetika.potrebitel.ru (дата обращения 9. 01. 2009).

205. Обоняние пчел Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lifebee.ru/organy obonvaniya.php (дата обращения 3. 01. 2010).

206. Об эфирных маслах Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.egypt.ru/clbatter.php (дата обращения 15.07.2010).

207. Папченко Е. В. Роль невербальной коммуникации в культуре Электронный ресурс. Режим доступа: http://hses-online.ru/2008/05/09 00 13/5 1 .pdf (дата обращения 05.01. 2011).

208. Парфюмерия Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fragranc.ru/history/ (дата обращения 18.01. 2010).

209. Парфюмерные школы Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ciel-parfum.ru/content/view/16/108/ (дата обращения: 10. 09. 2010).

210. Помазание Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/library/bible/comm/pomazanie.htm (дата обращения 14.02.2010).

211. Природа запаха Электронный ресурс. Режим доступа: http:////www.aromareklama.ru/zapah st89.htm (дата обращения 3. 07. 2008).

212. Про гигиену и ароматы Древней Греции Электронный ресурс. -Режим доступа: http://greece-info.ru/interesting/aromati.html (дата обращения 15.04. 2010).

213. Психология запахов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aromarcklama.ru/st33.htm (дата обращения 25.03. 2009).

214. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека или на пороге антропологической революции Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.antropolog.ru/doc/persons/rozin/rozin8 (дата обращения 24.08.2010).

215. Сладкая власть феромонов Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.aromareklama.ru/pheromone st85.htm (дата обращения 20. 03. 2009).

216. Таинства Католической церкви Электронный ресурс. Режим доступа: http://churchby.info/bel/223/ (дата обращения 28. 03. 2010)

217. Терпкая тайна. Телевизионная программа, 4 серии Электронный ресурс.-Режим доступа: http://ana-lee.liveiournal.com/192859.html (датаоб-ращения 8.08.2010).

218. Тонкости аромомаркетинга, или Сладкий запах успеха Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article42117.htm (дата обращения 14. 04. 2010).

219. Удар в нос. Зачем современному человеку органы обоняния Электронный ресурс. — Режим доступа:http:////www.aromareklama.ru/st68.htm (дата обращения 1. 06. 2008).

220. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики// Электронный ресурс. Режим доступа: ЬИр://е1Ьо1оеу.ги/НЬгагу/?1(1=67 (дата обращения 16.08.2010).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.