Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Афанасьева, Ирина Валерьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Афанасьева, Ирина Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ П. П. ХУЗАНГАЯ КАК
НАРОДНОГО ПОЭТА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ.
1.1. Этнопедагогическая среда формирования личности поэта.
1.2. Творческий путь П. П. Хузангая.
1.3. Влияние творчества прогрессивных мыслителей и литературных деятелей на формирование этнопедагогических взглядов П. П. Хузангая.
1.4. Военно-патриотическая тематика произведений Хузангая.
1.5. Феномен пассионарности личности - символа.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ П. П. ХУЗАНГАЯ.
2.1. Народность как основа этнопедагогической системы изучения произведений П. П. Хузангая.
2.2. Образовательная и воспитательная ценность системы изучения произведений П. П. Хузангая.
2.3. Влияние творчества П. П. Хузангая на целостный процесс этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школе и семье.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогические идеи Я.Г. Ухсая в контексте содержания школьного гуманитарного образования2009 год, кандидат педагогических наук Якимова, Ольга Владимировна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия2005 год, кандидат педагогических наук Чокаева, Зоя Цеденовна
Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н.М. Охотникова2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Инна Валериановна
Этнопедагогика чувашской семьи: История, теория, практика, XIX-XX вв.1998 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Э. И.
Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова2005 год, кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая»
Актуальность исследования. Происходящие в стране различные изменения социально-культурного, экономического и идеологического характера не могут не отразиться на реформировании системы образования подрастающего поколения. В условиях, когда в стране идут бурные этносоциальные процессы четко просматривается объективная функция передачи молодому поколению уникального этнокультурного наследия. Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания молодежи должно происходить с учетом всего прогрессивного, что было накоплено традиционной культурой воспитания, т.е. этнопедагогикой.
В поисках теоретических основ и практической реализации эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма и патриотизма пристальное внимание уделяется изучению исторического опыта, исследованию наследия видных деятелей науки и искусства, традиций и систем воспитания, складывавшихся у народов столетиями. В связи с этим необходимо глубоко осмыслить и вернуть в современную воспитательно-образовательную практику богатейшее педагогическое наследие личностей, посвятивших жизнь делу просвещения народа. Оно содержит концептуальный материал, накопленный историей педагогической мысли и имеющий существенное значение для осмысления современных проблем воспитания и обучения.
Усиления внимания к традиционной этнокультуре воспитания требуют также происходящие в мире процессы общественного развития, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою национальную самобытность. В этой связи весьма актуально изучение этнопедагогических идей содержания литературного творчества и просветительской деятельности известных представителей национальной литературы, которые вносят огромный вклад в дело сохранения, возрождения и развития вечных духовно-педагогических ценностей народов.
Творчество Петра Петровича Хузангая (1907-1970) является одним из самых значимых в чувашской культуре. Его художественное наследие содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не утратившие своего воспитательного потенциала. Оно проникнуто мыслями о воспитании молодого поколения, о человеческом достоинстве и нравственности, имеет большое историко-культурное значение и представляет научно-практическую ценность для современной педагогической практики. Перспектива национальной и отечественной литературы и народной педагогики - непреложная забота в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая.
Наследие - явление духовной жизни, быта, уклада, воспринятое от прежних поколений, от предшественников [65, 385]. К этнопедагогическому наследию чувашского поэта мы относим его стихотворения, поэмы, переводы и публицистику. Его идеи воспитания молодого поколения до сих пор продолжают оказывать заметное воздействие на формирование национального самосознания, на педагогическую общественность. Литература, гуманитарная сфера познания формирует самого человека, его внутренний мир, дает ему радость и счастье (JI. В. Тодоров).
Этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая весомо и достойно тщательного изучения, оно сохраняет свою значимость и для современной системы образования. Его литературная и просветительская деятельность наполнена духовно-нравственным смыслом, она значительно расширила позиции гуманистической педагогики убежденностью в необходимости внедрения в систему образования идеи народности: уважительного отношения к народной культуре и родному языку как основе воспитания, использования потенциальных возможностей народной педагогики на уроках родного языка и литературы, целенаправленного отбора соответствующих этнопедагогических средств. Особую актуальность литературное наследие чувашского поэта приобретает сегодня в условиях этнопедагогизации системы национального образования в контексте ее модернизации. Однако непременным условием плодотворного использования его идей в современной образовательно-воспитательной практике является изучение, анализ и этнопедагогическое осмысление содержания его литературно-художественных произведений. Изучение его наследия служит основой для глубокого понимания сути проблемы, также для совершенствования системы национального образования на основе гуманистических приоритетов.
Изучению основных этапов жизнедеятельности П. П. Хузангая посвящены работы П. В. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Н. Г. Иванова, А. А. Изотова, М. Я. Сироткина, Г. Я. Хлебникова и др.
На методические и литературоведческие проблемы в творчестве П. П. Хузангая особое внимание обратили В. Н. Абашев, А. С. Вишняков, Г. Н. Волков, А. Г. Вылчев, С. П. Горский, Н. С. Дедушкин, В/А. Долгов, А. В. Иванов, С. М. Ислюков, А. И. Мефодьев, Н. К. Патман, В. Г. Родионов, А. П. Смирнов, В. П. Тимаков, М. И. Фетисов, П. Н. Чичканов, Г. Ф. Юмарт И др.
Обзор состояния изученности избранной нами темы свидетельствует, что, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых, до сих пор не было комплексного и целостного представления этнопедагогических идей П. П. Хузангая. С историко-педагогических позиций его литературная и просветительская деятельность и роль в формировании национального самосознания и воспитания молодежи Чувашии почти не изучены. Не стали достоянием широких масс его этнопедагогические идеи. Все творчество Петра Хузангая пронизано народным духом, идеалами добра и справедливости, любви и преданности Отчизне, представляет огромный потенциал в гармоническом развитии личности. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью использования в современной системе образования содержательного воспитательного потенциала и воспитательных идей в произведениях выдающихся деятелей литературы и просвещения в условиях модернизации и этнопедагогизации системы национального образования и отсутствием целостного развернутого исследования этнопедагогического наследия П. П. Хузангая. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая» и определило его проблему: каковы этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая?
Цель исследования — на основе изучения и историко-теоретического анализа литературно-художественного наследия П. П. Хузангая выявить и научно обосновать его этнопедагогические идеи и определить возможности их реализации в национальной системе образования.
Объект исследования - литературно-художественное и публицистическое наследие и практическая просветительская деятельность П. П. Хузангая.
Предметом исследования являются этнопедагогические идеи в творческом наследии Петра Петровича Хузангая.
Гипотеза исследования: этнопедагогическое наследие поэта-просветителя П. П. Хузангая содержит ценные для воспитания подрастающего поколения идеи, которые необходимо широко включать в учебно-воспитательный процесс современной национальной школы и в семейное воспитание.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать этнопедагогическую среду формирования личности П. П. Хузангая как народного поэта-философа и просветителя;
2) обобщить, проанализировать и систематизировать этнопедагогические идеи П. П. Хузангая и раскрыть образовательную и воспитательную ценность его этнопедагогической системы;
3) определить роль, значение и место многогранной деятельности П. П. Хузангая народного поэта Чувашии П. П. Хузангая в истории культуры страны и национальной системы образования и воспитания.
Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме, анализ архивных и фактических материалов о жизни и деятельности П. П. Хузангая, анализ его литературной и просветительской деятельности, этнопедагогическая интерпретация содержания его литературно-художественных произведений, беседы, интервью, анкетирование, сбор полевого материала.
С учетом того, что П. П. Хузангай был человеком энциклопедически образованным, в процессе исследования мы опирались не только на литературно-художественное наследие поэта, но и на данные смежных наук (истории, философии, педагогики, этнопедагогики, этнографии, психологии, литературоведения).
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (2005 — 2006 гг.) изучались историко-библиографические источники, а также архивные материалы; были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования.
На втором этапе (2006 — 2008 гг.) анализировались автобиографические данные П. П. Хузангая; изучались его произведения; осуществлялись историко-педагогический и литературоведческий анализ собранного фактического материала и его оценка. Продолжалась работа в архивах по сбору и обобщению документального материала по обозначенной проблеме.
На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования. Подготовлена и апробирована программа факультатива «Этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве П. П. Хузангая». Формулировались выводы; завершалось оформление диссертации.
Методологическую базу исследования для решения намеченных задач составили исторический, аксиологический, этнопедагогический, этнокультурологический, литературоведческий, сопоставительный, биографический и герменевтический подходы к анализу творческого наследия П. П. Хузангая. В данном исследовании особо важное значение имели положения о связи теории с практикой, истории с современностью и т. д.; принципы историзма, научности и объективности в подборе и оценке исторических и биографических фактов и явлений; идея взаимосвязи и взаимообусловленности социально-политических, историко-культурных условий и этнопедагогических факторов в формировании личности.
Источниковой базой послужили прежде всего литературно-художественные и публицистические произведения П. П. Хузангая; литература общепедагогического и историко-этнографического характера; центральная и местная периодическая печать; учебники и учебные пособия по педагогике, этнопедагогике; публицистика, программы и учебные пособия по родной литературе, отражающие отдельные аспекты темы исследования; опубликованные и хранящиеся в архивах печатные и рукописные материалы П. П. Хузангая; воспоминания его родных, друзей и учеников.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены целостным подходом к изучению проблемы, соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, многообразием использованных первоисточников литературных произведений, в том числе архивных и рукописных материалов, тщательным историко-педагогическим анализом фактов биографии поэта.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Охарактеризована этнопедагогическая среда и показаны факторы формирования личности поэта, его мировоззрения (семья, детская среда, народно-трудовые традиции, учеба в школе, знакомство с поэтическими произведениями известных русских поэтов и писателей, первый опыт стихосложения).
2. На основе комплексного анализа литературно-художественного наследия П. П. Хузангая раскрыты сущность и содержание его этнопедагогических идей; дана их систематизация, раскрыта образовательная и воспитательная ценность (народность, гражданственность, пансофичность, педагогика земли, педагогика труда, педагогика семьи, родное слово, народные традиции и др.).
3. Определены возможности реализации этнопедагогических идей и многогранного педагогического опыта П. П. Хузангая в воспитательно-образовательной практике современной школы и семьи и обоснованы перспективы их использования в контексте модернизации системы образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, актуализирующие этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая, вносят определенный вклад в теорию и историю педагогики и образования. Результаты и выводы диссертационного исследования обеспечивают научно-теоретическое обоснование этнопедагогического наследия прошлого и углубляют научные представления о воспитательных возможностях культур народов, создают перспективы для использования их в современном педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы при разработке педагогических, учебных, учебно-методических пособий для образовательных учреждений по истории и культуре родного края; разработанная автором программа факультатива «Этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве П. П. Хузангая» и концептуальные положения диссертационного исследования реализуются в учебно-воспитательном процессе в Траковской чувашско-немецкой гимназии (с. Красноармейское) и в Кульгешской СОШ им. Н.А. Афанасьева Урмарского района Чувашской Республики, содействуя успешному формированию этнокультурной личности учащихся.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования проводились на научно-практических конференциях различного ранга: международных - «Цивилизация народов Поволжья и Приуралья» (Чебоксары, 2006), «Великая этнопедагогическая миссия женщины» (Чебоксары, 2006), «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические» (Чебоксары, 2006); всероссийских — «Этноэстетика ремесел и рукоделия» (Чебоксары, 2005), «Взрослые и дети: этнопедагогические проблемы семейного воспитания» (Чебоксары, 2006), «Ежегодные Яковлевские чтения» (Чебоксары, 2009); региональных - «Педэр Хузангай - поэт и гражданин XX века» (Чебоксары, 2007), «Академия Хузангая» (Чебоксары, 2007), «Этнопедагогическая пансофия Хузангая» (Чебоксары, 2007), ежегодных научно-практических конференциях докторантов, аспирантов и соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2005 - 2009 гг.).
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Процесс становления личности чувашского поэта П. П. Хузангая и формирование его гуманистического мировоззрения происходил в окружающей этнопедагогической среде и под влиянием социально-политических событий, непосредственным участником которых он был. Личность поэта формировалась под воздействием следующих этно-педагогических факторов: 1) семьи; 2) детской среды; 3) народно-трудовых традиций; 4) школьной среды; 5) знакомства и общения с поэтическими произведениями известных русских поэтов и писателей. Решающее влияние на формирование этнопедагогических взглядов П. П. Хузангая оказала учеба в Восточном педагогическом институте и знакомство с творчеством прогрессивных мыслителей и литературных деятелей, арабоязычная восточная философская мысль.
2. Сущностно-содержательную основу этнопедагогического наследия П. П. Хузангая составляют духовно-нравственные ценности чувашского народа: гуманизм, трудолюбие, патриотизм, дружба народов, честность, верность народным и семейным традициям и обычаям. Основа воспитания -бережное отношение к родному языку, к многовековым нравственным ценностям и семейным традициям. Главные темы его этнопедагогического наследия - самоценность человека и философские раздумья о его предназначении на земле, судьба чувашского народа в ее единстве с великими преобразованиями в мире, педагогика земли, педагогика труда, педагогика семьи, родное слово, народные традиции, любовь к Отечеству.
3. Этнопедагогическая система изучения произведений П. П. Хузангая основана на гуманистических принципах народности и природосообразности воспитания. Цель и задачи воспитания молодого поколения народный поэт Чувашии видел в сохранении и передаче народных духовных и культурных ценностей, в развитии личности человека универсально образованного, с устойчивыми мировоззренческими гражданскими позициями и с высоким чувством национальной гордости. Образовательная и воспитательная ценность данной этнопедагогической системы заключается в народности, гражданственности, пансофичности. В его произведениях в поэтизированной форме ярко выразилась пансофичность — глубокая народная философия (всеобщая мудрость народа), ведущая сила эпохи огромного напряжения человеческого ума и воли, великих открытий и дерзаний со своими противоречиями, взлетами и трагедиями.
4. Огромно и бесспорно влияние этнопедагогического наследия П. П. Хузангая на целостный процесс демократизации и гуманизации учебно-воспитательной работы в школе и семье. Оно ориентировано на формирование у учащихся таких нравственных качеств личности, как любовь и уважение к человеку; гуманность, скромность, добродушие, сочувствие, взаимопомощь, целеустремленность и т.д. Основными возможностями использования этнопедагогических идей П. П. Хузангая в современной образовательно-воспитательной практике школы и семьи являются: гуманитаризация и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в школе, способствующие формированию национального самосознания и воспитанию милосердия, доброжелательности в отношениях между учащимися и педагогами, детьми и родителями на основе народной педагогики; использование в целостном учебно-воспитательном процессе народно-педагогического потенциала в литературном наследии деятелей культуры и просвещения; воспитание у учащихся трудолюбия на основе народных традиций, формирование ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека; формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к родине, к Отечеству, гражданской ответственности в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм социального поведения; возрождение этнопедагогических традиций воспитания в школе и семье, сочетание их с современными достижениями педагогической науки.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования2001 год, кандидат педагогических наук Айдарова, Гилян Петровна
Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского2008 год, кандидат педагогических наук Портнов, Константин Петрович
Идеи народной педагогики в творчестве В.Г. Распутина2006 год, кандидат педагогических наук Сорокина, Марина Александровна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей0 год, кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна
Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении2007 год, доктор педагогических наук Кожанова, Марина Борисовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Афанасьева, Ирина Валерьевна
Выводы по главе
Итак, сущностно-содержательную основу этнопедагогического системы изучения наследия Петра Петровича Хузангая составляют духовно-нравственные ценности чувашского народа: гуманизм, трудолюбие, патриотизм, дружба народов, честность, верность народным и семейным традициям и обычаям. Основа воспитания - бережное отношение к родному языку, к многовековым нравственным ценностям и семейным традициям. Главные темы его этнопедагогического наследия - самоценность человека и философские раздумья о его предназначении на земле, судьба чувашского народа в ее единстве с великими преобразованиями в мире, педагогика земли, педагогика труда, педагогика семьи, родное слово, народные традиции, любовь к Отечеству. Огромен воспитательно-образовательный потенциал произведений П. П. Хузангая, и трудно переоценить роль, значение его деятельности в истории чувашской культуры и просвещения. Ценностный потенциал пассионарной личности и этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии поэта открывают возможности трансформации их в воспитательный процесс в школе и в семейное воспитание. Ими являются: гуманитаризация и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в школе, способствующие воспитанию милосердия на основе народной педагогики; целостное использование в учебно-воспитательном процессе народно-педагогического потенциала в литературном наследии деятелей культуры и просвещения; воспитание у учащихся трудолюбия на основе народных традиций, формирование ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека; формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к родине, к Отечеству, гражданской ответственности в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм социального поведения; возрождение этнопедагогических традиций воспитания в школе и семье, сочетание их с современными достижениями педагогической науки. Они служат развитию семейной педагогики и сохраняют свое значение в оказании помощи родителям в воспитании в своих детях уважения к окружающим, стремления к самосовершенствованию, в формировании у детей чувства национальной гордости, национального самосознания, таких нравственных качеств личности, как гуманность, скромность, добродушие, милосердие, сочувствие, взаимопомощь, целеустремленность.
Этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии народного поэта П. П. Хузангая открывают также возможности дальнейших научных^ исследований в контексте современных проблем модернизации системы национального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целенаправленное использование достижений этнической культуры способствует гуманизации образовательного процесса и становится серьезной предпосылкой для формирования и совершенствования, как личностной структуры, так и нравственно-этической и социальной базы личности, сознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации.
Любое художественное произведение отражает индивидуальность, мировоззрение и картину мира автора, его ценностные приоритеты, поэтому мы исследовали творчество Петра Петровича Хузангая в аспекте этнопедагогической аксиологии. Для реализации цели исследования, которая заключалась в выявлении этнопедагогических идей в его литературном творчестве, нам потребовалось решить комплекс задач.
Первая задача данного исследования состояла в том, чтобы показать этнопедагогическую среду формирования личности П. П. Хузангая как народного поэта-просветителя. В ходе исследования мы выявили, что процесс становления его личности и формирования его гуманистического мировоззрения проходил в окружающей этнопедагогической среде. Развитие и формирование ценностной картины мира и его этнопедагогических идей проходило под влиянием этнопедагогических факторов: 1) детской среды; 2) семейного воспитания; 3) народно-трудовых традиций; 4) школьной среды; 5) знакомства с поэтическими произведениями известных поэтов и писателей.
В творчестве чувашского поэта прослеживаются идеи воспитания, основу которых составляют принцип народности, патриотизм и гуманизм. Процесс воспитания, по мнению Хузангая, должен проходить в родной языковой среде, под влиянием народных традиций; семья и школа играют важную роль во взаимосвязанном процессе воспитания и обучения.
Вторая задача данного исследования состояла в выявлении и исследовании этнопедагогических идей в творческом наследии П. П. Хузангая. Его этнопедагогическое наследие уходит своими корнями в глубины народного мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Благодаря складу своего таланта и вниманию к народному менталитету, духовному миру своих литературных героев и противоречиям эпохи, он достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий и пансофический характер. Патриотизм, дружба народов, трудолюбие, честность, верность народным традициям и обычаям, бережное отношение к родному языку, к многовековым нравственным ценностям и семейным традициям являются мощными факторами мировидения человека как носителя этнокультурных ценностей. В них и реализуется этнопедагогическая аксиология Петра Хузангая. Этнопедагогические традиции в его литературно-художественном наследии открывают возможности человеку любой национальности вписываться со своими национально-этническими ценностями в общечеловеческую ценностную систему. Этнокультурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у чувашского народа, нашли отражение в творчестве народного поэта, а его этнопедагогическое наследие является источником этнопедагогической аксиологии и имеет образовательно-воспитательное значение.
Третья задача состояла в определении роли, значения и места деятельности П. П. Хузангая в истории чувашской этнопедагогики и в обобщении опыта реализации его этнопедагогических идей в современной учебно-воспитательной практике.
Национальная школа призвана воспитывать и обучать творческую личность, способную посредством продуктивной творческой деятельности, как в рамках этноса, так и в процессе межкультурных взаимодействий обеспечить органичное развитие этнического сообщества в условиях современной цивилизации. В процессе трансляции национальной культуры задачей современной национальной школы приобретает особое значение формирование у учащихся национального самосознания, национальной гордости, воспитание личности с положительной этнической самоидентификацией, чувства глубокого уважения обычаев, историко-культурных традиций своего и других народов, их культурного наследия.
Национальная школа требует соблюдения целого ряда принципов: включение школьников в родную этнокультурную среду; реализация конституционного права воспитания и обучения учащихся на родном языке; переход от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания и принятию мировых культурных ценностей; межнациональный диалог культур как основа взаимного обогащения и саморазвития культур.
Целостность учебно-воспитательного процесса в школе проявляется на разных уровнях и по-разному. Наиболее распространенной является парная целостность: воспитывающее обучение, русско-национальное двуязычие, фольклор, литература, природа, окружение, среда, социум, семья и школа. Все это на том или ином уровне приобретает гармоничную целостность, могущую носить глобальный характер благодаря интегрирующей функции этнопедагогизации.
Принцип формирования этнокультурной личности в наиболее полной мере может быть реализован в национальной школе в солидарных взаимодействиях с семьей. Процесс формирования этнокультурной личности осуществляется по средствам присвоения ее ценности этнокультурно-исторического опыта в активной деятельности.
Характеристика роли этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе и семье заключается в том, что она является механизмом обеспечения права нации на самостоятельное этническое и культурное развитие, призвана сбалансировать образовательные интересы личности, народа, общества, государства и внести тем самым свой вклад в обеспечение единства этнокультурного, образовательного пространства в условиях федерализации и регионализации.
Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса нацеливает не только на выявление общности духовных истоков разных народов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется их духовность, гуманистические ценности.
В нашем исследовании показана систематизация этнопедагогических идей в произведениях П. П. Хузангая. Национальная художественная литература содержит в себе программно-целевые установки в сфере воспитания, господствующие в данном обществе в тот или иной исторический период, которые дают народу реальную возможность определить актуальные в данное время этнокультурные ценности. Без глубокого осмысления литературного наследия этноса, невозможно по настоящему разобраться в духовно-нравственных ценностях народа.
В современной жизни огромна роль литературы в сохранении, развитии и пропаганде идей и опыта народной педагогики. Чувашская национальная литература унаследовала древнейшие памятники устного народного творчества, а также лучшие традиции русских писателей в вопросах нравственных исканий и педагогических находок. Многие произведения чувашских поэтов и писателей написаны на родном языке, которые рассматриваются как основной элемент поддержания этнической идентичности и оказывают существенное влияние на процесс становления личности, привнося в её сознание, мышление свою специфику, выражая этнические особенности индивидуальности человека.
Произведения чувашского поэта вбирают в себя элементы разных жанров устного народного творчества (сказок, легенд, обрядовой поэзии, пословиц, поговорок), что делает язык персонажей насыщенным изобразительными элементами, углубляется раскрытие внутреннего мира героев. Через фольклор в литературные произведения проникает народная мудрость, вековой опыт народов, его мировоззрение, чаяния и ожидания, мечты и надежды. Многочисленные пословицы и поговорки или этнопедагогическая афористика органически входили в жизнь чувашей, являясь средством традиционного воспитания; в них содержатся рекомендации, советы, запреты, с общими утверждениями о природе человека, семьи, рода, народа, общества.
Таким образом, анализ этнопедагогических идей в произведениях П. П. Хузангая позволил исследовать проблематику и художественные особенности произведений, их воспитательное значение, выявить и систематизировать этнопедагогическую аксиологию, чтобы полученные наработки трансформировать в учебно-воспитательный процесс.
Феномен целостного учебно-воспитательного процесса в контексте этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать различные современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области литературоведения и культурологии и позволяет организовать усвоение культуры учашимимся более глубоко, через проникновение в природу и законы народного воспитания. Данный подход позволяет воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, воспринятой не изолированно, а через взаимодействие с культурами других народов, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру. Последнее является важным для ее сохранения.
Весь ход проведенного исследования подтверждает идею о том, что общечеловеческие, национальные ценности литературы, а в нашем случае творчества народного поэта Чувашии П. П. Хузангая, могут способствовать гуманизации общего образовательного процесса и этнопедагогизации национальной системы образования в целом.
Трудно переоценить роль и значение воспитательно-образовательного потенциала произведений Петра Хузангая в истории чувашской культуры и просвещения. Ценностный потенциал пассионарной личности и этнопедагогические идеи в его литературно-художественном наследии открывают возможности использования их в воспитательном процессе в общеобразовательной школе и в семейном воспитании. Ими являются: гуманитаризация и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в школе, способствующие воспитанию милосердия на основе народной педагогики; целостное использование в учебно-воспитательном процессе народно-педагогического потенциала в литературном наследии деятелей культуры и просвещения; воспитание у учащихся трудолюбия на основе народных традиций, формирование ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека; формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к родине, к Отечеству, гражданской ответственности в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм социального поведения; возрождение этнопедагогических традиций воспитания в школе и семье, сочетание их с современными достижениями педагогической науки. Они служат развитию семейной педагогики и сохраняют свое значение в оказании помощи родителям в воспитании в своих детях уважения к окружающим, стремления к самосовершенствованию, в формировании у детей чувства национальной гордости, национального самосознания, таких нравственных качеств личности, как гуманность, скромность, добродушие, милосердие, сочувствие, взаимопомощь, целеустремленность.
Этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая открывают также возможности дальнейших научных исследований в контексте современных проблем модернизации системы национального образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Афанасьева, Ирина Валерьевна, 2009 год
1. Александров, Г. История чувашского народа / Г. Александров // Чаваш ён. 1993. - 17-24 июля (N 29). - С. 2.
2. Афанасьев, П. В. Писатели Чувашии : биобиблиогр. справочник / П. В. Афанасьев. — Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2006. — 558 с.
3. Библиографический указатель трудов Чувашского государственного института гуманитарных наук (1980 2004) / отв. ред. А. Ю. Иванов и др.. -Чебоксары : ЧГИГН, 2005. - 354 с.
4. Богданов, Я. В. Типология личностей Л. Н. Гумилева с позиций концепции акцентуаций личности /Я. В. Богданов // Бехтеревские чтения. -URL: http://psychosphera.boom.ru/Public/Kirov/bogdanov-gum.htm (дата обращения 20.03.2008).
5. Бугославский, С. Русская народная песня / С. Бугославский, И. Шишов. М. : Музгиз, 1936 - 38 с.
6. Букалов, А. В. Возникновение и исчезновение пассионарности этносов как следствие нового биологического эффекта / А. В. Букалов // Соционика, ментология и психология личности. URL: http://socionicsl6.narod.ni/t/as600.html#top (дата обращения 20.03.2008).
7. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. СПб : КАРО, 2004. - 224 с.
8. Вера Кузьмина: Театр манан пурнафам. / под ред. А. П. Хузангая. -Чебоксары : Чебоксарская типография № 1, 2003. — 320 с.
9. Владимиров, Е. В. Межнациональные связи чувашской литературы / Е. В. Владимиров. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1970. —286 с.
10. Ю.Владимиров, Е. В. Обретение традиций / Е. В. Владимиров. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1982. -294 с.
11. П.Волков, Г. Н. Введение в этнопедагогику : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. Б. Панькин. М. : ООО «Большая медведица» ; Элиста : КГУ, 2006. - 368 с.
12. Волков, Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков. Чебоксары : ИПК «Чувашия», 2004. - 352 с.
13. Волков, Г. Н. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков, А. Б. Панькин. М. : ООО «Большая Медведица» ; Элиста : КГУ, 2005. — 256 с.
14. Н.Волков, Г. Н. П. П. Хузангай / Г. Н. Волков // Советская педагогика. -1987.-№7.-С. 109-113.
15. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Г. Н. Волков. М. : Издательский Дом Магистр-Пресс, 2002.-Т.1.-460 с.
16. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Г. Н. Волков. — М. : Издательский Дом Магистр-Пресс, 2002.-Т.2.- 460 с.
17. Волков, Г. Н. Созвездия земли / Г. Н. Волков. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1979. - 237 с.
18. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. — Чебоксары : ИПК «Чувашия», 2004. 488 с.
19. Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи / Г. Н. Волков // Этнопедагогика в системе образования. 2005. -№ 02. - С. 3-9.
20. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М. : Пресс-сервис, 1997. - 125 с.
21. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М. : Академия, 1999. - 168 с.
22. Воробьева, И. В. Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н. М. Охотникова : монография / И. В. Воробьева, Т. Н. Петрова. Чебоксары : ЧГПУ, 2005. - 172 с.
23. Выдающиеся люди Чувашии. Иллюстрированное издание / под ред. Н. И. Володиной. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2002. - 238 с.
24. Г. И. Комиссаров (Ваидер) : Ученые записки ЧНИИ при Совете Министров ЧАССР. Вып. 47 / Авт.-сост. А. Алексеев. — Чебоксары : ЧНИИ, 1969.-С. 264-270.
25. Гиниятуллина, А. Писатели Советского Татарстана : биобиблиогр. справочник / А. Гиниятуллина. — Казань : Таткнигоиздат, 1970. 511 с.
26. Горький, М. Вступительная речь на открытии Первого Всесоюзного Съезда советских писателей / М. Горький // Литературная газета. 1934. - 18 августа (№ 105). - С. 1.
27. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М. : ACT, 2005.-512 с.
28. Гумилевский, Л. И. Молодая гвардия / Л. И. Гумилевский,
29. B. И. Вернадский. М. : Наука, 1961. - 621 с.
30. Гущина, О. А. Особенности формирования этнокультурных ценностей в многонациональной среде. Монография / О. А. Гущина, Т. Н. Петрова. — Чебоксары : ЧФ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 220 с.
31. Дедушкин, Н. Чаваш элчи / Н. Дедушкин // Ялав. -1981.-1 января. —1. C.З.
32. Дело буржуазного националиста и контрреволюционного агитатора, поэта Педэра Хузангая // ЛИК. 2007. - № 1 (9). - С. 30-47.
33. Дело буржуазного националиста и контрреволюционного агитатора, поэта Педэра Хузангая // ЛИК. 2007. - № 2 (10). - С. 55-59.
34. Демидов, В. Счастливая судьба. Воспоминания / В. Демидов. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1987. -258 с.
35. Егоров, В. Г. Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения / В. Г. Егоров. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1948. -43 с.
36. Егоров, Д. Е. Женщины-матери земли Чувашской. Книга первая / под ред. Г. Н. Волкова. Чебоксары : ГУЛ «ИПК «Чувашия», 1999. -216 с.
37. Егоров, Д. Е. Женщины-матери земли Чувашской. Книга четвертая / под ред. Г. Н. Волкова. — Чебоксары : ГУЛ «ИПК «Чувашия», 2004. 290 с.
38. Иванов, К. В. Нарспи / сост. А. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2008. - 255 с.
39. Иванова, Н. Г. Программа по русскому языку для 9 класса. Сайт учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ №28" / И. Г. Иванова. -URL: http://natasha-i-g.narod.ru/plOaal.html (дата обращения 20.02.2009).
40. Измайлов, А. Э. Народная педагогика : Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М. : Педагогика, 1991.-256 с.
41. Изоркин, А. В. С думой о судьбе народа. Их имена останутся в истории : биогр. очерки / А. В. Изоркин. Вып. 2. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1994. - С. 97-103.
42. История татарской советской литературы. — М. : Наука, 1965. — 578 с.
43. История чувашской республики : библиогр. указатель (1775 1990) / под ред. К. Д. Дмитриева и др. - Чебоксары : ЧГИГН, 1996. - 400 с.
44. Калмыцкая биография академика Г. Н. Волкова : сб. материалов / под ред. Г. М. Борликова, А. Б. Панькина. Элиста : КГУ, 2007. - 288 с.
45. Карпова, О. Чаваш Ен делегацийё Элкел тарахёнче / О. Карпова // Хыпар.-2007. -23.01 (№ 12-13).-С. 2.
46. Кибеч, А. И. Этнопедагогика России XIX века / А. И. Кибеч. -Чебоксары : Чебоксарская типография № 1, 2009. 200 с.
47. Коваленко, М. И. Пассионарность как психологический феномен : сб. науч. тр. / под ред. А. А. Реана, JI. А. Коростылевой. СПб. : Изд. СПб Ун-та, 1999.-218 с.
48. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / под ред. А. А. Красновского. М. : Учпедгиз, 1939. - 288 с.
49. Кондратьев, А. А. Гурий Комиссаров краевед и просветитель / А. А. Кондратьев. - Уфа : Изд-во ТГТ, 1999. - 522 с.
50. Кондратьев, А. А. Г. И. Комиссаров : историк, этнограф и педагог. Сердцу близкие имена / А. А. Кондратьев. Уфа : Изд-во ТГТ, 1999. - 522 с.
51. Красотина, М. Век Хузангая / М. Красотина // Советская Чувашия. -2007.-23.01 (№ 12).-С. 2.
52. Красотина, М. На торжество пускали без билетов / М. Красотина // Советская Чувашия. 2007. - 25.01 (№ 14). - С. 1.
53. Красотина, М. От первого стихотворения до последнего / М. Красотина // Советская Чувашия. 2007. - 25.01 (№ 13). - С. 2.
54. Леонтьев, А. П. С Атнером Хузангаем откровенно о сокровенном /
55. A. П. Леонтьев // Кил. 2008. - № 4. - С. 93-102.
56. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / под ред. С. Невской. М. : ИТРК, 2003. - 720 с.
57. Малов, С. Е. Памяти Н. И. Ашмарина : Записки чувашского НИИ языка, литературы и истории / С. Е. Малов. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1941.- 137 с.
58. Маяковский, В. В. Казань. Сочинения в одном томе /
59. B. В. Маяковский. -М. : Гослитиздат, 1940. -215 с.
60. Моклаков, Г. И Сталинград отстояли / Г. Моклаков // Чебоксарская правда.-2001.-21.01. (№7).-С. 2.
61. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 382. Инв. №3102. Л. 1-21.
62. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 386. Инв. №3135. Л. 1-3.
63. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 390. Инв. №3148. Л.1.
64. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 391. Инв. №3157. Л. 1-19.
65. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 1517. Инв. №8487. Л. 1-178.
66. НА ЧГИГН. Отд.5. Ед. хр. 2047. Инв. №10792. Л.1.
67. Объятия дружбы. Стихи (на чув. яз.). / Сост. А. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашгосиздат, 1985. 144 с.
68. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. -М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.
69. Особенности национального торжества // Грани. — 2006. 27 июня.1. C. 1.
70. Павлов, А. Великий сын Чувашии / А. Павлов // Республика. 2007. -24.01 (№3). - С. 1.
71. Педагогический словарь : в 2 т. Т. 2 / под ред. И. А. Каирова. М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - 767 с.
72. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 528 с.
73. Петрова, Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / под ред. Г. Н. Волкова. — М. : Прометей, 2000. — 91 с.
74. Писатели Чувашии : библиогр. справочник / под ред. П. В. Афанасьева. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2006. - 558 с.
75. Прокопьев, И. П. «.И кривдой не унижу душу» / И. П. Прокопьев // Чебоксарская правда. 2002. - 17.01 (№ 2). - С. 1.
76. Психологические проблемы самореализации личности : сб. науч. тр. / А. А. Крылова, JI. А. Коростылева. СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1997. - 240 с.
77. Садюков, Н. Незабываемый образ / Н. Садюков // ЛИК. 2007. - № 1 (9). - С. 48-50.
78. Сироткин, М. Я. Очерк истории чувашской советской литературы / М. Я. Сироткин. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1956. - 439 с.
79. Сироткин, М. Я. А. С. Пушкин и чувашская литература / М. Я. Сироткин. Чебоксары : Госиздат ЧАССР, 1949. - 16 с.
80. Смирнов, А. П. Мир глазами Педэра Хузангая / А. П. Смирнов. -Цивильск : Сарбай, 2007. 62 с.
81. Смирнова, Н. И. Русская народная песня на эстраде / Н. И. Смирнова. -М. : Знание, 1985.-45 с.
82. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. -М. : Советская энциклопедия, 1988. 1600 с.
83. Сорокина, И. Сыну чувашского народа / И. Сорокина // Чебоксарские новости. 2006. - 23 июня. - С. 2.
84. Сухомлинский, В. А. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. М. : Просвещение, 1979. — 96 с.
85. Тургай В. Были мы, и есть, и будем! / В. Тургай // Советская Чувашия.- 2007. 20 января. - С. 1.
86. Туфан, X. Избранное : Стихи и поэмы : пер. с татар. / X. Туфан. М. : Сов. Россия, 1987 - 192 с.
87. Урмарский, А. Стела в честь Хузангая / А. Урмарский // Российская газета. 2006. - 23 июня. - С. 3.
88. Усманова, 3. Адель Кутуй. Жизнь и творчество / 3. Усманова. Казань : Татгосиздат, 1966. - 186 с.
89. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. / К. Д. Ушинский. -М. : Педагогика, 1974. 182 с.
90. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский. -М. : Педагогика, 1974. 160 с.
91. Федоров, Н. В. Его стихи звучат на разных языках / Н. В. Федоров // Советская Чувашия.-2007.-25.01 (№ 13).-С. 1.
92. Фетисов, М. И. Народный поэт Чувашии П. П. Хузангай / М. И. Фетисов. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1957. -276 с.
93. Харитонов, М. Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии / М. Г. Харитонов. Чебоксары : Народная педагогика, 1996.- 128 с.
94. Хузангай, П. П. Были мы, и есть, и будем! Стихи / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1982. -400 с.
95. Хузангай, П. П. В добрый путь (на груз. яз). Тбилиси : Детюниздат Грузинской ССР «Накадули», 1964. - 76 с.
96. Хузангай, П. П. Великое сердце : поэмы / П. П. Хузангай. М. : Советская Россия, 1964. - 76 с.
97. Хузангай, П. П. Вечерняя тень: стихотворения / П. П. Хузангай. М. : Современник, 1987.— 285 с.
98. Хузангай, П. П. Вздыбленные волны (на чув. яз) / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1967. — 336 с.
99. Хузангай, П. П. Времена любви : стихи, главы из романа в стихах / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1989. - 380 с.
100. Хузангай, П. П. Высота. Стихи / П. П. Хузангай. М. : «Правда», 1960. -32 с.
101. Хузангай, П. П. Дальний полет. Стихи и поэма / П. П. Хузангай. М. : Советский писатель, 1972. - 158 с.
102. Хузангай, П. П. Дружба / П. П. Хузангай. — Чебоксары : Чувашгосиздат, 1950. — 177 с.
103. Хузангай, П. П. Здравствуй, солнце / П. П. Хузангай. М. : Художественная литература, 1976. - 318 с.
104. Хузангай, П. Жизнь и творчество / под ред. А. П. Хузангая. -Чебоксары : ЧГИГН, 2007. 14 с.
105. Хузангай, П. П. Избранное / П. П. Хузангай. М. : Гослитиздат, 1958. -375 с.
106. Хузангай, П. П. Избранное. В 2 т. Т. 1 / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. — 406 с.
107. Хузангай, П. П. Избранное. В 2 т. Т. 2 / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. — 220 с.
108. Хузангай, П. П. Избранное. Стихи (на чув. яз) / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1968. — 607 с.
109. Хузангай, П. П. Карти-карти ай кайак хур иртет. Летит, ай-гай, летит косяк гусей. Стихи / П. П. Хузангай. Чебоксары : ЧГИГН, 2007. - 52 с.
110. Хузангай, П. П. Книга дружбы / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1966. -200 с.
111. Хузангай, П. П. Лирика (на чув. яз) / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1962. - 196 с.
112. Хузангай, П. П. Любимая. Стихи (на чув. яз) / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1963. -279 с.
113. Хузангай, П. П. Марш ваш наш марш / П. П. Хузангай // Советская Чувашия. - 1955. - 13 апреля. — С. 2.
114. Хузангай, П. П. Мастерство и правда. Критические статьи, выступления, речи на чув. языке / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1928. - 162 с.
115. Хузангай, П. П. Миллион сердец / под ред. А. П. Хузангая, В. К. Кузьминой. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1977. -288 с.
116. Хузангай, П. П. Песни Тилли / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1975. - 145 с.
117. Хузангай, П. П. Поют дубравы. Стихи / П. П. Хузангай. JL : Советский писатель, 1953. - 120 с.
118. Хузангай, П. П. Пусть горит моя звезда Электронный ресурс. / Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; [Сост. Г. П. Соловьева, Р. В. Степанова, М. Д. Алексеева]. Чебоксары, 2007. - 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
119. Хузангай, П. П. Родные голоса (на чув. яз) / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1954. -224 с.
120. Хузангай, П. П. С вершины лет (на чув. яз) / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. 32 с.
121. Хузангай, П. П. С друзьями (на татар, яз). — Казань : Татгосиздат, 1960.-104 с.
122. Хузангай, П. П. Семья Аптраман / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1959. - 320 с.
123. Хузангай, П. П. Стихи и поэмы (на чув. яз) / П. П. Хузангай. М. : Центриздат народов СССР, 1931. - 166 с.
124. Хузангай, П. П. Стихи. М. : Советский писатель, 1962. - 184 с.
125. Хузангай, П. П. Судьба. Стихи и поэма / П. П. Хузангай. — М. : Современник, 1974. 269 с.
126. Хузангай, П. Саввамсен кун-<;улё хамран иртё: этем чунё ирёкленнё чух / Сост. А. П. Леонтьев // «Хыпар» кенеки (1/59). 2007. — 23 января.
127. Хузангай, П. П. 50 9ул тултарна теле / П. П. Хузангай. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1957. — 16 с.
128. Хузангай, П. П. (^ырнисен пуххи. В 6 т. Т. 1 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1997. 544 с.
129. Хузангай, П. П. фырнисен пуххи. В 6 т. Т. 2 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2002. — 558 с.
130. Хузангай, П. П. фырнисен пуххи. В 6 т. Т. 3 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2002. 542 с.
131. Хузангай, П. П. (^ырнисен пуххи. В 6 т. Т. 4 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2003. 479 с.
132. Хузангай, П. П. (^ырнисен пуххи. В 6 т. Т. 5 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2005. 478 с.
133. Хузангай, П. П. £ырнисен пуххи. В 6 т. Т. 6 / П. П. Хузангай. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2006. 480 с.
134. Черкезова, М. В. Научная концепция преподавания русской литературы в национальной школе / М. В. Черкезова // Актуальные вопросы преподавания русской литературы в национальной школе / М. В. Черкезова. 1982,- С. 15-17.
135. Чувашское литературоведение и критика : библиогр. указатель / под ред. А. Н. Тимукова и др. Чебоксары : НИИЯЛИЭ, 1993. - 464 с.
136. Шанчак пирте // Хыпар. - 2007. - 23 января. - С. 3.
137. Этнопедагогика в современном учебно-воспитательном процессе непрерывного образования : монография / Г. Н. Волков, А. А. Буданцова ; под общей ред. проф. Т. Н. Петровой. Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. - 397 с.
138. Этнопедагогическая пансофия Хузангая : сб. науч. статей. — Чебоксары : ЧГПУ, 2008. 107 с.
139. Этнопедагогический ежегодник / под ред. Г. Н. Волкова. Чебоксары : ЧГПУ, 2007. - № 3. - 195 с.
140. Юзеев, Н. Мир поэта : о творчестве X. Такташа, М. Джалиля, X. Туфана, С. Хакима / Н. Юзеев. Казань : Таткнигоиздат, 1987. - 190 с.
141. Юмарт, Г. Переводы Хузангая / Г. Юмарт. Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1988. - 174 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.