Этапы развития рынка предметов изобразительного искусства. Теория и практика ценообразования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Кукушкин, Николай Владимирович
- Специальность ВАК РФ08.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Кукушкин, Николай Владимирович
Введение.
1. Развитие рынка предметов изобразительного искусства и стандартизация практики ценообразования на нем.
1.1. Становление рынка предметов изобразительного искусства.
1.2. Инфраструктура рынка предметов изобразительного искусства.
1.3. Ценообразование в рамках фрагментарного рынка предметов изобразительнтого искусства.
1.4. Выводы по первой главе.
2. Рынок предметов изобразительного искусства как рынок ренты и трансформация процесса ценобразования на нем.
2.1. Становление рынка предметов искусства в XX веке как рынка ренты.
2.2. Теоретические основы процесса ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства.
2.3. Ценообразование на рынке предметов изобразительного искусства в рамках аукционной теории.
2.4. Выводы по второй главе.
3. Модель денежной оценки предметов изобразительного искусства.
3.1. Существующие подходы к построению художественных индексов цен.
3.2. Данные и методология построения модели денежной оценки предметов изобразительного искусства.
3.3. Формула модели денежной оценки предметов изобразительного искусства и ее параметры.
3.4. Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Развитие методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства в Российской Федерации2012 год, кандидат экономических наук Григорьева, София Михайловна
Китайское искусство на современном международном художественном рынке2008 год, кандидат искусствоведения Чжу Гуан
Этапы становления художественного рынка в культуре России2004 год, кандидат культурологии Бадинова, Татьяна Владимировна
Коммуникационные стратегии рекламы и связей с общественностью в информационном пространстве современного изобразительного искусства2009 год, кандидат филологических наук Игнатова, Алина Константиновна
Национальные рынки ценных бумаг: теория и история развития2008 год, доктор экономических наук Ческидов, Борис Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этапы развития рынка предметов изобразительного искусства. Теория и практика ценообразования»
Тема, выбранная для проведения исследования, относится к наименее изученной и теоретически неразработанной области экономической теории. Работы, посвященные процессу ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства и, в частности, процессу ценообразования на предметы изобразительного искусства в исторической ретроспективе крайне немногочисленны в мировой экономической литературе. В отечественной же экономической литературе практически нет ни одного полноценного исследования процесса ценообразования на предметы изобразительного искусства. Само направление экономической теории - экономика культуры - зародилось только во второй половине XX в.
Основателем экономики культуры считается нобелевский лауреат У. Баумоль, который в 1966 году вместе с У. Боуэном опубликовал работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма»1, в которой авторы показали, что зачастую издержки организаций, связанных с искусством, значительно превышают их доходы; этот разрыв может быть компенсирован только за счет частных и общественных пожертвований. Кроме того, было указано, что ситуация является не случайной, а фундаментальной для большинства творческих отраслей.
В области экономики культуры принципиальное внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями отводится вопросам ценообразования на рынке исполнительных искусств2 и ценообразованию на предметы современного3 изобразительного искусства, что определило выбор темы.
1 Baumol W., Bowen W. «Performing Arts: The Economic Dilemma», - New-York: The Twentieth Century Fund, 1966. y
Это связано с более высокой капиталоемкостью исполнительных видов искусств по сравнению с остальными.
3 «Sotheby's выделил современное русское искусство в особое направление», [электронный ресурс]: www.lenta.ru/news/2006/12/15/sothebys.
Экономика культуры заворожена вопросом: как формируется цена произведения?»4 При этом предметы изобразительного искусства являются идеальным объектом для анализа практики ценообразования на рынке предметов искусства. Вероятно что, прежде всего инвестиционная составляющая делает рынок предметов искусства привлекательным для экономического анализа. Вернее, в отличие от рынка литературы или популярной музыки, которые обеспечены массовым спросом, рынок предметов изобразительного искусства представляется особенно привлекательным в силу уникальности продукции.
Таким образом, можно выделить как минимум четыре причины, по которым исследование ценообразования на предметы изобразительного искусства является актуальным. Первая заключается в необходимости создания комплексного представления о процессе ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства, а это возможно лишь с помощью создания объективной модели денежной оценки предметов изобразительного искусства. Вторая состоит в значимости теоретических принципов ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства для рекомендаций в области экономической политики для различных экономических институтов рынка: для государственных и частных музеев, инвестиционных фондов и частных инвесторов. Третья заключается в необходимости изучения этапов развития и становления рынка предметов искусства и, в частности, рынка предметов изобразительного искусства для понимания комплексной картины современного мирового рынка, т.к. рынок предметов изобразительного искусства - это значительная, постоянно прирастающая часть мировой экономики, а чем больше мы знаем о каждом конкретном рынке, тем больше мы знаем о рынке вообще и процессах его функционирования. Четвертая заключается в том, что предметы изобразительного искусства являются неотъемлемой и значимой частью нацио
4 Бикбов А. «Рынки культуры как рынки вкуса и признания», «Неприкосновенный запас», № 1 (33), 2004. нального богатства государства. Вследствие этого необходима устойчивая и объективная денежная оценка предметов изобразительного искусства, т.к. рыночная цена подвержена колебаниям под воздействием конъюнктуры рынка.
Труды, посвященные отдельным аспектам теории ценообразования на предметы изобразительного искусства, принадлежат в большинстве своем западным ученым. Среди ранних исследований в этой области можно выделить работы Г. Беккера5, В. Бенджамина6, 3. Грилиша7 и К. Ланкастера8.
Модели ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства были рассмотрены в работах В. Грампа9, 3. Грилиша10, П. Оноф
11 12 ри , Г. Канделы и А. Скорсу и др. Гедонистическая модель ценообразования подробно описали в своих трудах О. Шанель, JI. Жерар-Варэ и В. Гинзбург13.
Принципы работы художественных аукционов и ценообразования в их рамках изучали О. Ашенфельтер14, Р. Аньелло15, О Шанель и С. Вин-сан16, П. Клемперер17, В. Поммерейн, М. Шубик18, К. Смит19 и др.
5 Becker G. «The Economic Approach to Human Behavior», - chicago: Chicago University press, 1976.
6 benjamin W. «Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit», — Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1963.
7 gril1ches z. «Price Indexes and Quality Changes: Studies in New Methods of Measurement», - Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
8 Lancaster K. «Consumer Demand: A New Approach», - New York: Columbia University Press, 1971.
9 Gramp W. «Pricing the Priceless. Art, Artists and Economics», - New York: Basic Books, 1989.
10 griliches z. «Price Indexes and Quality Changes: Studies in New Methods of Measurement», - Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
11 onofri P. «Old Master paintings price formation and public policy implications», Bologna: University of Bologna, 2003. candela G., scorcu а. «Л Price Index for Art Market Auctions. An Application to the Italian Market of Modern and Contemporary Oil Paintings», Journal of Cultural Economics, №21, 1997.
13 Chanel O., Gerard-Varet L., Ginsburgh V. «The Relevance of Hedonic Price Indices», Journal of Cultural Economics, № 20, 1996.
14 Ashenfelter O. «IIow Auctions Work for Wine and Art», Journal of Economic Perspectives, № 3, 1989; Ashenfelter O. «IIow Auctions Work for Wine and Art», Journal of Economic Perspectives, № 3, 1989.
Вопросы эффективности функционирования рынка предметов изобразительного искусства как инвестиционного рынка рассмотрены в работах Р. Андерсона20, Б. Фрея и Р. Эйшенбергера21, П. Грасера, Дж. Песан-до22. Так, Р. Андерсона был одним из первых, кто посвятил свою работу профессиональному инвестированию в предметы изобразительного искусства. Он осуществил попытку сопоставить инвестиции в типичные финансовые инструменты и предметы изобразительного искусства. В работах Б. Фрея и Р. Эйшенбергера проводится анализ доходности предметов изобразительного искусства на основе эмпирических наблюдений.
Работы П. Жинфилса и В. Гинзбурга23, Г. Шульца24, JT. Зингера и Г.
25 26
Линча , А. Кэмана были посвящены теории международной торговли на рынке предметов изобразительного искусства.
15 Agnello R. «Returns and risk for art: findings from auctions of American paintings differentiated by artist, genre and quality», - Mimeo: University of Delaware, 2002.
16 Chanel O., Gerard-Varet L.-A., Vincent S. «Auction Theory and Practice: Evidence from the Market for Jewellery» In V. Ginsburgh and P.-M. Menger (eds.), Economics of the Arts: Selected Essays», - Amsterdam: Elsevier, 1996.
17 Klemperer P. «Auctions: Theory and Practice», - Princeton: Princeton University Press, 2004; Klemperer P. «Auction Theory: A Guide to the Literature», Journal of Economic Surveys, №13-3, 1999.
18 Shubik M., Engelbrecht-Wiggins R., Stark R. «Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», - New York: New York University Press, 1983; Shubik M. «Auctions, Bidding and Markets: An Historical Sketch» M. Shubik, R. Engelbrecht-Wiggins and R. Stark (eds.). Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», - New York: New York University Press, 1983.; Shubik M., Engelbrecht-Wiggins R., Stark R. «Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», - New York: New York University Press, 1983.
19 Smith C. «Auctions: Social Construction of Value», - New York: Free Press, 1989; Smith C. «Auctions: From IValras to the Real World» R. Swedberg (ed.), Explorations in Economic Sociology», - New York: Russell Sage, 1993.
20 Chanel O., Gerard-Varet L., Ginsburgh V. «The Relevance of Hedonic Price Indices», Journal of Cultural Economics, № 20, 1996.
21 Frey В., Eichenberger R. «On the Rate of Return in the Art Market: Survey and Evaluation», European Economic Review, № 39, 1995; Frey В., Eichenberger R. «On the return of art investment return analyses», Journal of Cultural Economics, № 19, 1995; Frey в., pommerehne W. «Art investment: An empirical inquiry», Southern Economic Journal, № 56, 1998.
22 pesando J. «Art as an Investment. The Market for Modern Prints», American Economic Review, № 83, 1993; pesando J., Shum P. «The returns to Picasso's prints and to traditional financial assets, 1977 to 1996», Journal of Cultural Economics, № 23 (3), 1999.
23 Ginsburgh v., Jeanfils P. «Long Term Comovements in International Markets for Paintings», European Economic Review, № 39, 1995.
24 Schulze G. «International Trade in Art», Journal of Cultural Economics, № 23, 1999.
Ж. Монье27, Ж.-М. Монтиас28, Г. Рейтлингер29 изучали историю возникновения и генезис рынка предметов изобразительного искусства. Эти исследования охватывают, как правило, период XV-XX вв.
Также различные аспекты экономики культуры и теории ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства рассматриваются в работах Б. Фрея30 (вопросы подделок в искусстве), Р. Дженсена и Д. Га-ленсона31 (исследование жизненного цикла художников разных категорий), М. Шубик (анализ феномена дилера в искусстве).
Монетарным аспектам рынка предметов изобразительного искусства посвящены труды Дж. Стейна33, Дж. Олека и А. Данкина34 и др.
В последнее десятилетие стали появляться публикации российских ученых, посвященные экономики рынка предметов изобразительного искусства.
Так, в работе Б. Денисова35 анализируются особенности предмета искусства как товара и рассматриваются ценностные критерии предметов
25 Singer L., Lynch G. «Are Multiple Art Markets Rational?», Journal of Cultural Economics, №21-3, 1997.
26 Quemin A. «L 'art contemporain international: entre les institutions et le marche (Le rapport disparu)», - NTmes: Editions Jacqueline Chambon, 2002.
7 monnier g. «Des beaux-arts awe artsplastiques», — Paris: Editions La Manufacture, 1991.
28 montias, J.-m. «Le marche de I'art awe Pays-Bas: XVе - XVIf siecles», - Paris: Flam-marion, 1996.
29 Reitlinger G., «The Economics of Taste, Vol. Ill: The Art Market in the 1960's», New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970; Reitlinger, G., «The Economics of Taste, Vol. I: The Rise and Fall of the Picture Market, 1760-1963», New York: Holt, Rinehart & Winston, 1963.
30 Frey B. «Art Fakes - What Fakes?» Arts & Economics, Second Edition», - New York:: Springer, 2003.
31 galenson D., Jensen R. «Young geniuses and old masters: the life cycles of great artists from Masaccio to Jasper Johns», National Bureau of Economic Research Working Paper, № 8368, 2001.
32 ShubikM. «Dealers in Art», Yale SOM Working Paper, № ES-17, 2001.
33 Stein J. «The Monetary Appreciation of Paintings», Journal of Political Economy, № 85, 1977.
34 oleck J., dunkin A. «The art of collecting art», Business Week, May 17, 1999.
35 денисов Б. «Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных», - М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997. искусства - экономические и эстетические. Работа С. Скатерщикова и др.36 является первым отечественным комплексным исследованием в области ценообразования на предметы изобразительного искусства. Работа А. Сахарова посвящена оценке невоспроизводимой продукции, к которой автор отнес не только предметы изобразительного искусства, но и прочие уникальные вещи, антиквариат и т.д.
Также в отечественной научной литературе есть работы 10. Авто-номова37, в которых большой внимание уделяется социологическим аспектам экономики культуры и функционирования рынка предметов искусства
10 в частности. Этой же тематике посвящены работы А. Бикбова , П. Лук-ши39, J1. Шпаковской40. Работы Ю. Гоголицина41 посвящены проблемам подделок на рынке предметов искусства и их влияния на функционирование рынка предметов искусства.
Изучение научной литературы показало, что, несмотря на обилие опубликованных источников, в которых исследуются вопросы теории ценообразования на рынке предметов изобразительного искусства, нерешенными остаются проблемы выбора принципиальных критериев ценообразования, построения индекса цен.
Теоретические поиски в области теории ценообразования на рынке предметов искусства, отвечающие современным условиям, в отечественной литературе, как и в иностранной, ведутся в направлении исследования
36 Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства» - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
37 Автономов 10. «Взгляд па искусство через призму экономической теории. Спрос на рынке изобразительного искусства», «Неприкосновенный запас», № 6 (32), 2003; Автономов 10. «Социология и экономика культуры - война правой руки с левой?», «Неприкосновенный запас», № 1 (33), 2004.
•} о
Бикбов А. «Рынки культуры как рынки вкуса и признания», «Неприкосновенный запас», № 1 (33), 2004.
39 Лукша П. «Экономика культуры - штрихи к науке нового века», «Неприкосновенный запас», № 6 (№ 32), 2003.
40 Шпаковская JI. «Общественная ценность антиквариата», «Социологический журнал», № 1/2, 2000.
41 Гоголицин 10. «Подделки как эталон спроса», «Антик.Ипфо», № 39, 2006. всего рынка предметов искусства, без подразделения его по видам искусства.
Актуальность проблемы, ее многогранность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор темы, цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования, а также его логику и структуру.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
История развития петербургского художественного рынка XVIII - первых двух десятилетий XX вв.2005 год, кандидат искусствоведения Северюхин, Дмитрий Яковлевич
Совершенствование регулирования рынка государственных ценных бумаг: Анализ мирового опыта и российской практики1999 год, кандидат экономических наук Сухова, Ольга Михайловна
Влияние развивающихся рынков на оценку стоимости компаний2008 год, кандидат экономических наук Ялов, Александр Нориманович
Экономическая оценка земли в переходной экономике России: Теория, методология, практика2002 год, доктор экономических наук Тришин, Николай Алексеевич
Ценообразование на эффективном фондовом рынке в трансформируемой экономике2002 год, кандидат экономических наук Усачев, Михаил Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Кукушкин, Николай Владимирович
4. Результаты исследования показывают, что на достаточно продолжительных временных интервалах возможна корректная денежная оценка предметов изобразительного искусства, путем применения разработанной модели оценки: п \ г п р = ova
0,5 х—-+ 0,5 х -xSD xPLa*
IЛРСа 1 +«=!
329 Предметы изобразительного искусства, созданные в XV в. и ранее оцениваются со значительным дисконтом из-за невозможности проследить провенапс работ и для работ «старых мастеров» достаточно сложно провести корректную процедуру атрибуции.
Заключение
Рынок предметов изобразительного искусства на современном этапе развития является одним из наиболее бурно развивающихся инвестиционных рынков, рынков ренты. Свидетельство тому - быстро растущее количество новостей, поступающих от главных аукционных домом о новых рекордах цен на предметы изобразительного искусства, поставленных в рамках аукционных торгов за 2006-2007 гг.330
За свою историю рынок предметов изобразительного искусства прошел основные этапы развития, характерные для большинства инвестиционных рынков, от фрагментарных локальных рынков до международного рынка ренты. В соответствии с этапами развития рынка предметов изобразительного искусства развивалась также и область спецификации прав собственности на них. Произошли значительные качественные изменения, т.е. предмет изобразительного искусства принадлежит частному лицу, но экспонируется постоянно в музее, где его могут видеть все желающие. На первом этапе развития рынка это было невозможно. Предмет изобразительного искусства принадлежал частному лицу, и доступ к его обозрению был закрыт.
Произведения любого вида искусства являются важной составляющей национального богатства государства. Для предметов изобразительного искусства, в отличие, например, от произведений исполнительских искусств, также возможна и объективная денежная оценка. Такие международные организации, как ООН, МВФ, МБРР, регулярно проводят исследования, посвященные изучению влияния и веса экономики государства в мировой экономике. Составной частью подобных исследований является
330 В июне 2007 г. «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду» Клода Моне был продай за 35 млн. долл. США (см. www.lenla.ru/news/2007/06/lO/hri'due). В мае 2007 г. «Авария зеленой машины» Энди Уорхола была продана за 72 млн. долл. США (см. www.lcnta.ru/ncws/2007/05/17/christics'). В мае 2007 г. «Белый центр» Марка Ротко был продан за 73 млн. долл. США (см. www.lenta.rii/ncws/2007/05/16/rothko'). денежная оценка части национального богатства государства в форме предметов изобразительного искусства.
Наличие постоянной объективной денежной оценки предметов изобразительного искусства позволяет точнее оценить вклад России в мировую экономику, определить ее инвестиционный потенциал, показать, что наличие развитой сферы культуры (в форме предметов изобразительного искусства) на данный момент является важной составной частью основы долгосрочного экономического развития.
Диссертационное исследование определило основные этапы развития рынка предметов изобразительного искусства. Были выявлены принципы периодизации истории развития и дана концептуальная характеристика этапов развития данного рынка от постепенного перехода от фрагментарных локальных рынков к единому международному рынку предметов изобразительного искусства как рынка ренты, что позволило рассматривать практику ценообразования на разных этапах развития, учитывая особенности каждого их них. Предпринятое исследование показало, что на этапе становления рынка предметов изобразительного искусства ценообразование объясняется трудовой теорией стоимости. В период становления данного рынка эстетическая составляющая является лишь добавлением к основной полезности предмета изобразительного искусства. Предметов изобразительного искусства в современном смысле не существовало, для покупателей того времени они были функциональными вещами, как автомобиль или кровать, и выполняли утилитарную функцию.
В рамках диссертационного исследования было выявлено, что главным стимулом преобразования фрагментарных локальных рынков предметов изобразительного искусства в единый мировой рынок ренты явилась тенденция расценивать предметы изобразительного искусства как объекты альтернативных инвестиций, предоставляющие определенную степень защиты от инфляции. Рынок предметов изобразительного искусства как рынок ренты имеет более сложную структуру. На этом этапе предметы изобразителыюго искусства уже обладают исторической и контекстной ценностью.
Исследование показало, что аукционная торговля является наиболее конкурентной площадкой для определения объективной цены предмета изобразительного искусства. Эффективно функционирующая система аукционных торгов - ключевой показатель, отражающий развитость рынка предметов изобразительного искусства, как инвестиционного рынка.
В результате предпринятого исследования обнаружено, что традиционный подход к денежной оценке предметов изобразительного искусства и существующие модели построения индексов цен нуждаются в корректировке, которая заключается в необходимости учета динамики показателей функционирования рынка предметов изобразительного искусства. Были выявлены и обоснованы объективные факторы формирования цены предметов изобразительного искусства, определены их весовые составляющие в модели денежной оценки предметов изобразительного искусства. В рамках диссертационного исследования разработана концептуальная модель денежной оценки предметов изобразительного искусства, отражающая сложившуюся практику ценообразования на длительных временных интервалах, и представлены механизмы расчета инвестиционного потенциала предметов изобразительного искусства как неотъемлемой части национального богатства. Оценка предмета изобразительного искусства в целом включает в себя определение объективной цены и премии за иррациональность. В последующем необходимо детально разработать и понять механизмы образования премии за иррациональность, понять, в чем ее экономическая сущность и как можно объективно оценить ее размер.
На практике разработанная модель денежной оценки применима для предметов изобразительного искусства ценой более 2,5 млн. долл. США. Она может использоваться для обоснования решения о купле-продаже предметов изобразительного искусства в следующих ситуациях:
1) проверка аукционной оценки - насколько справедлива цена, предложенная аукционным домом.
2) проверка размера страхового покрытия - тестирование страховой цены предметов изобразительного искусства на предмет достаточности страхового покрытия.
3) определение базы для расчета залоговой цены предмета изобразительного искусства.
Предложенная в диссертационном исследовании методика позволяет, на наш взгляд, объективно оценивать предметы изобразительного искусства как часть национального богатства государства. Полученная оценка будет объективна на достаточно длительном временном интервале и не будет подвержена колебаниям под воздействием конъюнктуры рынка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кукушкин, Николай Владимирович, 2007 год
1. Барретт У. «Откртыие для Америки», «Forbes» № 5(14), 2005.
2. Бем-Баверк Е., «Критика теории Маркса», М.: Социкм, 2002.6. беньямин в. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе», М.: Медиум, 1996.
3. Бикбов А. «Рынки культуры как рынки вкуса и признания», «Неприкосновенный запас», № 1 (33), 2004.8. биншток Ф. «Ценообразование», М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Блауг М. «100 великих экономистов до Кейнса». М.: Экономическая школа, 2005.
5. Блауг М. «100 великих экономистов после Кейнса». М.: Экономическая школа, 2005.
6. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе». М.: Дело Лтд, 1994.
7. БОДРИЙЯР Ж. «К критике политической экономии знака». М.: Библион - Русская книга, 2003.
8. Большая советская энциклопедия «Энциклопедия гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд.», т. 24. - М.: «Советская энциклопедия», 1976.
9. Большая советская энциклопедия «Энциклопедия гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд.», т. 28. - М.: «Советская энциклопедия», 1978.
10. Бувье И. «Хозяин барин», «Компания», № 36 (382), 2005.
11. ВИССОН В. «Судьба жить искусством», М.: Р. Валент, 2002.
12. ВЛАСОВ Ф. «Работа с кадрами», «Е11е Бизнес», № 8, 2006.
13. ВОРОНИНА А. «Больше развлечений и журналов», «Ведомости», №138 (1178), 2004.
14. ДУБИЦКАЯ О. «Культурные ценности», «Е11е Бизнес», № 8, 2006.
15. Егорова Е. «Богато живем», «Е11е Бизнес», № 8,2006.
16. Емельянова Т. «Ценообразование», учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.
17. КЕРИМОВ В. «Управленческий учет и ценовая политика предприятия», «Финансовая газета», № 18, 1999.
18. Классика экономической мысли «Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Мейнард Кейнс, Милтон Фридмен». М.: Эксмо, 2000.27. костюк В. «История экономических учений», М.: Центр, 1998.
19. Краснова В., Смородина Т. «Стратегия голых расчётов», «Эксперт», № 4, 2000.
20. КУКУШКИН Н. В. «Механика художественного аукциона», «Экономика. Управление. Культура. Вып. 14. Часть 1: Сборник научных статей / Под ред. Л. Д. Абрамовой; ГУУ». М., 2007.
21. КУКУШКИН Н. В. «Подходы к оценке произведений изобразительного искусства», «Альманах «Политическая экономия» №1 / Под ред. Б. А. Денисова». М., 2007.32. лукин В. «Ценообразование: Учебное пособие». М.: МГУП, 2001.
22. ЛУКША П. «Экономика культуры штрихи к науке нового века», «Неприкосновенный запас», № 6 (№ 32), 2003.34. маркс К. «Капитал.», т. 1, М.: Издательство политической литературы, 1988.
23. Нащокина М. «Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века».- М.: Изобразительное искусство, 1994.
24. РАЧЕЕВА Е. «История Sotheby's», «Банковское дело в Москве», № 10 (46), 1998.
25. РОБИНСОН Дж. «Экономическая теория несовершенной конкуренции», -М., 1986.
26. Уткин Э. «Цены, ценообразование, ценовая политика», М.: ЭКМОС, 1998.
27. ХИКС Дж. «Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова», -М.: Прогресс, 1993.
28. Abowd J., Ashenfelter О. «Art Auctions: Prices Indices and Sale Rates for Impressionist and Contemporary Pictures», Mimeo: Department of Economics, Princeton University, 1988.
29. Agnello R. «Returns and risk for art: findings from auctions of American paintings differentiated by artist, genre and quality», Mimeo: University of Delaware, 2002.
30. Agnello R., Pierce R. «Financial returns, price determinants and genre effects in American art investment», Journal of Cultural Economics, № 20-4, 1996.
31. Anderson R. «Paintings as an Investment», Economic Inquiry, №12, 1974.
32. Ashenfelter O. «How Auctions Work for Wine and Art», Journal of Economic Perspectives, № 3, 1989.
33. Barre M., Docclo S., Ginsburgh V. «Returns of Impressionist, Modern and Contemporary European Paintings 1962-1991», Annales d'economie et de Statistique, № 35, 1996.
34. Baumol W. J. «Unnatural value: art as investment as a floating crop game», American Economic Review, № 76, 1986.
35. Baumol W., Bowen W. «Performing Arts: The Economic Dilemma», New-York: The Twentieth Century Fund, 1966.
36. Becker G. «The Economic Approach to Human Behavior», Chicago: Chicago University Press, 1976.
37. Benjamin W. «Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzier-barkeit», Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1963.
38. Buelens N., Ginsburgh V. «Revisiting Baumol's unnatural value, or art as investment as a floating crop game», European Economic Review, № 37, 1993.
39. CASSADY R., «Auctions and Auctioneering», Berkeley: University of California Press, 1967.
40. Chanel O., Gerard-Varet L., GlNSBURGH V. «Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless», The Geneva Papers on Risk and Insurance Theory, № 19, 1994.
41. Chanel O., Gerard-Varet L., Ginsburgh V. «The Relevance of Hedonic Price Indices», Journal of Cultural Economics, № 20, 1996.
42. Chanel O., Gerard-Varet L.-A., Vincent S. «Auction Theory and Practice: Evidence from the Market for Jewellery» In V. Ginsburgh and P.-M. Menger (eds.), Economics of the Arts: Selected Essays», Amsterdam: Elsevier, 1996.
43. COURT L. «Entrepreneurial and consumer demand theories for commodities spectra», Econometrica, № 9, 1941.
44. De la Barre M., Docclo S., Ginsburgh V. «Returns of impressionist, modern and contemporary European paintings, 1962-1991», Annales d'Economie et de Statistique, № 35, 1994.
45. Dixon J. «Prosecutors Say Chairs at Sothehy's. Christie's Devised Price-Fixing Scheme», Knight-Ridder Tribune Business News, № Nov. 10, 2001.
46. Felton M. «Review of: Economics of the arts: Selected essays», Journal of Economic Literature, № 36, 1998.
47. Frey B. «Art Fakes What Fakes?» Arts & Economics, Second Edition», -New York: Springer, 2003.
48. Frey B. «Art Markets and Economics: Introduction», Journal of Cultural Economics, №21-3, 1997.
49. Frey В., Eichenberger R. «On the Rate of Return in the Art Market: Survey and Evaluation», European Economic Review, № 39, 1995.
50. Frey В., Eichenberger R. «On the return of art investment return analyses», Journal of Cultural Economics, № 19, 1995.
51. Frey В., Pommerehne W. «Art investment: An empirical inquiry», Southern Economic Journal, № 56, 1998.
52. Frey В., Pommerehne W. «Muses and Markets, Explorations in the Economics of the Arts», Oxford: Blackwells, 1989.
53. Galenson D., Jensen R. «Young geniuses and old masters: the life cycles of great artists from Masaccio to Jasper Johns», National Bureau of Economic Research Working Paper, № 8368, 2001.
54. Ginsburgh V., Jeanfils P. «Long Term Comovements in International Markets for Paintings», European Economic Review, № 39, 1995.
55. Goetzmann W. «Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries», American Economic Review, № 83-5, 1993.
56. Graeser P. «Rate of Return to Investment in American Antique Furniture», Southern Economic Journal, № 59-4, 1993.
57. Gramp W. «Pricing the Priceless. Art, Artists and Economics», New York: Basic Books, 1989.
58. Greenleaf E. «Why Do People Attend Auctions?», 6th Triennial Invitational Choice, 2004.
59. Griliches Z. «Price Indexes and Quality Changes: Studies in New Methods of Measurement», Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
60. Guerzoni G. «Reflections on historical series of art prices. Reitlinger's data revised», Journal of Cultural Economics, № 19, 1995.
61. HeinichN. «Dupeintre a I'artiste», Paris: Les Editions de Minuit, 1993.
62. Hensher P. «When even the most monstrous works of art cost millions, it's time for a price crash», The Guardian, № 6, 2006.
63. Herschlag M., Zwick R. «Internet Auctions: A Popular and Professional Literature Review», Quarterly Journal of Electronic Commerce, № 1-2, 2000.
64. Holub H., hutter M., Tappeiner G. «Light and Shadows in Art Price Computation», Journal of Cultural Economics, № 17, 1993.
65. Horstmann I., LaCasse C. «Secret Reserve Prices in a Bidding Model with a Reale Option», American Economic Review, № 87-4, 1997.
66. International Encyclopedia of the Social Sciences vol. 4 «Economic Thought: The Austrian School», New York: The Free Press, 1968.
67. Klemperer P. «Auction Theory: A Guide to the Literature», Journal of Economic Surveys, №13-3, 1999.
68. Klemperer P. «Auctions: Theory and Practice», Princeton: Princeton University Press, 2004.
69. Lancaster K. «Consumer Demand: A New Approach», New York: Columbia University Press, 1971.
70. Locatelli-Bley M., Zanola R. «Investment in painting: a short-run price index», Journal of Cultural Economics, № 23 (3), 1999.
71. Lucking-Reiley D. «Vickrey Auctions in Practice: From Nineteenth Century Philately to Twenty-first Century Е-commerce», Journal of Economic Perspectives, № 4, 2000.
72. Marciano A., Josselin J.-M. «Law and the State: A Political Economy Approach (New Horizons in Law and Economics Series)», New York: Edward Elgar Pub, 2005.
73. McGill D. «Sweeping Reassessment in the Auction Trade», New-York Times, № July 31, 1985.
74. Mei J., Moses M. «Art as investment and the underperformance of masterpieces: evidence from 1875-2002», American Economic Review, № 92, 2003.
75. Milgrom P., Weber R. «А Theory of Auctions and Competitive Bidding», Econometrica, № 50, 1982.
76. Monnier G. «Des beaux-arts aux artsplastiques», Paris: Editions La Manufacture, 1991.116. montlas, J.-m. «Le marche de I'art awe Pays-Bas: XVе XVIIе siecles», -Paris: Flammarion, 1996.
77. Mortensen D. «Job Search, the Duration of Unemployment, and the Phillips Curve», The American Economic Review, № 60, 1970.118. mossetto G., Lazzaro e., «Le determinanti deiprezzi delle opere d'arte», -Mimeo: University of Venice. 1996.
78. Moulin R. «De la valeur de I'art», Paris: Flammarion, 1995.
79. Moulin R. «L 'artiste, I'institution et le marche», Paris: Flammarion, 1992.
80. Nissanoff D. «FutureShop: How the New Auction Culture Will Revolutionize the Way We Buy, Sell and Get the Things We Really Want», New York: The Penguin Press, 2006.
81. Oleck J., Dunkin A. «The art of collecting art», Business Week, May 17, 1999.
82. Onofri P. «Old Master paintings price formation and public policy implications», Bologna: University of Bologna, 2003.
83. Peers A., Jeffrey N. «Art and money», Wall Street Journal, Nov 12, 1999.
84. Pommerehne W. «The Effect of Public Purchases of Paintings on Auction Prices», Witten: The 8th International Congress on Cultural Economics in Germany, 1994.
85. Pommerehne W., Granica M. «.Perfect Reproduction of Works of Art: Substitutes or Heresy?», Journal of Cultural Economics, № 19, 1995.
86. Quemin A. «L'art contemporain international: entre les institutions et lermarche (Le rapport disparu)», Nimes: Editions Jacqueline Chambon, 2002.
87. Reitlinger G., «The Economics of Taste, Vol. Ill: The Art Market in the 1960's», New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970.
88. Reitlinger, G., «The Economics of Taste, Vol. I: The Rise and Fall of the Picture Market, 1760-1963», New York: Holt, Rinehart & Winston, 1963.
89. Renneboog, L., Van Houtte T. «From realism to surrealism: Investing in Belgian art», Cahiers Economiques de Bruxelles, № 165, 2000.
90. Rheims M. «Apollon a Wall Street», Paris: Editions du Seuil, 1992.
91. Ross M., Zondervan S. «Capital Gains and the Rate of Return on a Stradi-varius», Economic Inquiry, № 27, 1989.
92. Schulze G. «International Trade in Art», Journal of Cultural Economics, № 23, 1999.
93. Shubik M. «Auctions, Bidding and Markets: An Historical Sketch» M. Shubik, R. Engelbrecht-Wiggins and R. Stark (eds.), Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», New York: New York University Press, 1983.
94. Shubik M. «Dealers in Art», Yale SOM Working Paper, № ES-17, 2001.
95. Shubik M., Engelbrecht-Wiggins R., Stark R. «Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», New York: New York University Press, 1983.
96. Shubik M., Engelbrecht-Wiggins R., Stark R. «Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory», New York: New York University Press, 1983.
97. Singer L. «The Utility of Art versus Fair Bets in the Investment Market», Journal of Cultural Economics, № 14, 1990.
98. Singer L., Lynch G. «Are Multiple Art Markets Rational?», Journal of Cultural Economics, № 21-3, 1997.
99. Smith C. «Auctions: From Walras to the Real World» R. Swedberg (ed.), Explorations in Economic Sociology», New York: Russell Sage, 1993.
100. Smith C. «Auctions: Social Construction of Value», New York: Free Press, 1989.
101. Stein J. «The Monetary Appreciation of Paintings», Journal of Political Economy, №85,1977.
102. Vickrey W. «Counterspeculation, Auctions and Competitive Sealed Tenders», Journal of Finance, № 16, 1961.
103. Vincent D. «Bidding Off the Wall: Why Reserve Prices May be Kept Secret», Journal of Economic Theory, № 65 (2), 1995.
104. Wall C. «The English Auction: Narratives of Dismantling», Eighteenth Century Studies», Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1997.
105. Wilson D. «Preface» Mark Jones (ed.), Fakes? The Art of Deception», -London: British Museum Publ., 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.