Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.03, кандидат наук Кондакова, Ольга Геннадьевна

  • Кондакова, Ольга Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.03
  • Количество страниц 254
Кондакова, Ольга Геннадьевна. Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности: дис. кандидат наук: 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). Москва. 2014. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кондакова, Ольга Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания умственно

отсталых детей в музыкально-ритмической деятельности

1.1. Сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»

1.2. Эстетические ценности как философские, психологические,

О/Г

социологические и педагогические явления

1.3. Возможности музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании умственно отсталых детей

Глава 2. Особенности эстетического развития учащихся младших классов специальных (коррекционных)

/ГО

общеобразовательных школ Vin вида

2.1. Критерии оценки и уровни сформированности эстетической

68

воспитанности

2.2. Своеобразие эстетической воспитанности умственно отсталых

88

учащихся младших классов

Глава 3. Опыт организации эстетического воспитания умственно

99

отсталых детей в музыкально-ритмическои деятельности

3.1. Модель эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической

деятельности

3.2. Содержание и методы работы, формирующей эстетические

качества личности умственно отсталого ребенка

3.3. Результаты музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников в эстетическом воспитании, их

133

значимость в образовательном процессе

3.4. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания умственно отсталых детей в музыкально-

ритмической деятельности

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 13.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время происходит становление новой системы отечественного образования. Данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Изменение образовательных парадигм формирует потребность в осмыслении обновления содержания обучения и воспитания в свете ценностей и приоритетов современной образовательной политики. Коренные преобразования системы специального образования обусловлены переосмыслением основных концептуальных положений, связанных с социализацией и интеграцией в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе умственно отсталых детей.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых актах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года» и др.), отмечается необходимость усиления воспитательных функций учреждений общего, специального и дополнительного образования. Целью специального образования, определенной в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (H.H. Малофеев, О.И. Кукушкина и др., 2010), является «введение в общечеловеческую культуру» ребенка с ограниченными возможностями здоровья через применение специальных технологий, методов, приемов, средств обучения и через расширение образовательного пространства. В этой связи эстетическое воспитание является одним из наиболее эффективных направлений социализации и интеграции в общество умственно отсталых школьников.

Эстетическое воспитание в специальных образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого образовательного процесса, и, при создании благоприятных педагогических условий, умственно отсталые дети способны достичь существенных результатов в своем эстетическом развитии. Специфика эстетического воспитания заключается в учете психических особенностей

учащихся школ VIII вида, в реализации психокоррекционных технологий, направленных на преодоление имеющихся у детей отклонений.

Традиционно в отечественной олигофренопедагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс целенаправленного и систематического формирования у умственно отсталых детей умений адекватно воспринимать, правильно понимать, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. При этом музыкально-ритмическая деятельность наиболее распространенный и доступный детям вид творческой активности, отражения их жизненных впечатлений, использующий различные символические конструкции. Она представляет собой синтез игры, речи, зрительного образа, выразительного движения, музыки, танца и способствует развитию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер личности, является эффективным средством профилактики и коррекции имеющихся отклонений в психофизическом развитии; общение с музыкой в активной музыкальной деятельности создает условия для адаптации ребенка в социокультурной среде. Музыкально-ритмическая деятельность обладает огромными возможностями для всестороннего развития личности учащихся, в том числе — их эстетической воспитанности (A.A. Айдарбекова, Г.А. Волкова, Е.В. Оганесян, Е.З. Яхнина и др.).

Таким образом, практическая и социальная значимость проблемы, анализ педагогической, научно-методической литературы, а также изучение опыта организации эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности позволили выявить ряд существенных противоречий между:

- потенциальным и реальным уровнем использования музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников;

- потребностью в повышении эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности и недостаточной разработанностью научного, методического и кадрового обеспечения данного процесса;

- своеобразием психофизических и возрастных особенностей умственно отсталых учащихся младших классов и недостаточным их учетом в ходе музыкально-ритмической деятельности.

Соответственно, актуальность нашего исследования определяют указанные противоречия, а выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности» обусловлен практической значимостью и недостаточной теоретической разработанностью данного процесса.

Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности?

Цель исследованиях определить содержание эстетического воспитания в музыкально-ритмической деятельности, выделить и обосновать, теоретически и экспериментально, педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Объектом исследования выступает процесс эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности станет более эффективным, если:

- учитывается своеобразие воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности;

- обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников средствами музыкально-ритмической деятельности;

- отслеживается динамика уровней эстетической воспитанности младших школьников и результативность эстетического воспитания младших школьников в музыкально-ритмической деятельности на основе выделенных критериев и показателей;

- выявлены уровни сформированности эстетической воспитанности младших школьников, которые позволяют осуществлять дифференцированный подход в процессе эстетического воспитания в музыкально-ритмической деятельности;

- обеспечивается последовательная реализация совокупности основных взаимосвязанных педагогических условий повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности, выявить теоретико-методологические подходы к ее исследованию.

2. Уточнить понятия «эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников», «музыкально-ритмическая деятельность умственно отсталого младшего школьника».

3. Выявить своеобразие эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

4. Разработать диагностические методики для определения уровня эстетической воспитанности и сформированности основных компонентов музыкально-ритмической деятельности.

5. Выделить критерии и показатели эстетической воспитанности; на их основе выявить и описать уровни сформированности эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников.

6. Разработать модель эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности, апробировать ее.

7. Теоретически и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на трудах философов, культурологов, социологов, педагогов, психологов, раскрывающих содержание:

- общей теории систем и системного подхода (В.Г. Афанасьев, A.A. Багданов, JI. Берталанфи, И.В. Блауберг, У. Бронфенбреннер, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.);

- концепции культурно-исторического подхода и развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин); поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теории деятельности и развития личности как основы общекультурного развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

- теории компенсации нарушенных функций (П.А. Анохин, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, A.A. Ухтомский); единства закономерностей развития нормальных детей и детей с нарушением интеллекта и качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка (А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Каптерев, А.Ф. Лазурский, В.В. Лебединский, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин);

- концепции воспитания учащихся, учитывающей особенности социокультурной ситуации и задачи обновления образования, нашедшей отражение в работах A.B. Антоновой, Л.Б. Баряевой, Г.В. Васенкова, О.С. Газмана, В.Г. Горецкого, O.A. Денисовой, И.П. Иванова, Л.М. Кобриной, В.М. Мозгового, Л.А. Рапацкой, А.З. Свердлова, Н.М. Сокольниковой, В.В. Ткачевой и др.; оптимизации педагогического процесса, основные положения которой раскрыты Ю.К. Бабанским, В.А. Караковским, Н.М. Назаровой, М.М. Поташником, И.М. Яковлевой, Е.А. Ямбургом и др.).

Положения о сущности коррекционного образования, эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности детей и подростков различных категорий лежат в основе научных направлений, базирующихся на:

- принципе единства диагностики и коррекции нарушений процесса развития

при организации коррекционных мероприятий и специальных принципах психолого-педагогического изучения детей, которые раскрыты в работах С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, Е.М. Маспоковой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф; педагогической дифференциации умственно отсталых учащихся, предложенных Н.М. Барской, В.В. Воронковой, И.Г. Еременко, С.Л. Мирским и др.); коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (А.К. Аксенова, Т.А. Власова, М.Ф. Гнездилов, Т.Н. Головина, A.A. Дмитриев, Г.М. Дульнев, Е.А. Екжанова, Т.М. Лифанова, В.Ф. Мачихина, М.Н. Перова, В.Г. Печерский, Т.И. Пороцкая, Е.А. Стребелева, O.E. Шаповалова и др.);

- теории эстетического воспитания подрастающего поколения (Ю.Б. Алиев, Т.Н. Головина, М.Б. Зацепина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Т.Б. Лихачев, И.Н. Немыкина, О.П. Радынова, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); возможностях музыкального искусства для развития личности (И.В. Евтушенко, Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, В.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Н.В. Шутова и др.); специфических возможностях музыкально-ритмической деятельности в воспитании детей с отклонениями в развитии (A.A. Айдарбекова, Г.А. Волкова, Е.А. Екжанова, Е.В. Оганесян, Г.Р. Шашкина, Е.З. Яхнина и др.).

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач применялись следующие группы методов исследования', теоретические: изучение, теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ научно-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические: изучение передового педагогического опыта, его анализ и обобщение, педагогическая диагностика, включающая наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности учащихся, аудио- и видеозаписей, психолого-педашгической и медицинской документации, интервьюирование, опрос, ранжирование, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент, экспертная оценка, аудиторский анализ; статистические: анализ полученных результатов исследования (качественный и количественный) с последующей математической и статистической обработкой.

Исследования проводились в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Дмитровская школа-интернат VIII вида Московской области и школа-интернат №105 г. Москвы. Опытно-экспериментальным изучением было охвачено 114 учащихся младших классов. В ходе исследования были получены репрезентативные эмпирические материалы для теоретического анализа и качественной оценки результатов.

Исследование выполнялось в три этапа.

Первый этап (2005-2007 гг.) - подготовительный, на котором был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования и определена область исследования; изучалось состояние проблемы эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников, в общем, и в музыкально-ритмической деятельности, в частности; сформулированы проблема, цель, задачи, гипотеза исследования; уточнены содержание и методика экспериментальной работы; осуществлены подготовительный и констатирующий этапы исследования.

Второй этап (2008-2011 гг.) - основной (обучающий эксперимент), в процессе которого проводилась работа по внедрению в образовательный процесс разработанных нами комплексного научно-методического обеспечения и модели эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности; осуществлялось накопление и обобщение теоретических и практических материалов, позволяющих обосновать (теоретически и экспериментально) педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами музыкально-ритмической деятельности.

Третий этап (2012-2013 гг.) - заключительный, на котором была осуществлена проверка основных теоретических положений и выводов исследования, систематизированы, обобщены и литературно оформлены результаты исследования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующим:

- уточнены понятия «эстетическое воспитание умственно отсталых младших

школьников» как один из аспектов воспитания, представляющий собой системный педагогический процесс, направленный на развитие эстетической культуры личности умственно отсталого ребенка с учетом особенностей его психофизического развития посредством специально организованной деятельности; «музыкально-ритмическая деятельность умственно отсталых младших школьников», представляющая собой специально приспособленную, адаптированную, доступную для данной категории воспитанников деятельность, основанную на единстве музыки, танца, речи, выразительного движения, игры, зрительного образа и открывающую большие возможности для творческого развития и самореализации детей; раскрыто своеобразие эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности, обусловленное характерным для многих умственно отсталых детей отставанием в физическом развитии и, прежде всего, в двигательной сфере, своеобразием восприятия, специфическими особенностями процессов памяти, недостатками внимания, выраженными нарушениями мышления и речи.

- разработаны диагностические материалы для оценки эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников;

- разработана, апробирована и внедрена эффективная модель эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности;

- обоснована совокупность педагогических условий повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Дано обоснование роли музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии личности умственно отсталого ребенка.

2. Определены методологические подходы к эстетическому воспитанию в музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников.

3. Исследовано своеобразие эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности; расширено пред-

ставление о личностных особенностях умственно отсталых детей.

4. Выделены критерии и показатели эстетической воспитанности умственно отсталых учащихся младших классов.

5. Выделены и охарактеризованы уровни сформированности эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников, служащие основой для осуществления дифференцированного подхода в эстетическом воспитании.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексного научно-методического обеспечения, которое включает в себя исследовательские материалы, регламентирующие опытно-экспериментальную деятельность (перспективный план исследования, научно-методические рекомендации по изучению уровней сформированности эстетической воспитанности умственно отсталых учащихся младших классов, организации дифференцированного подхода к учащимся с различными уровнями сформированности эстетической воспитанности), и дающие возможность фиксировать ее результаты для статистико-математической обработки. Данные материалы предлагаются для дальнейшего использования в исследованиях; они могут быть включены в учебно-методические пособия для студентов дефектологических факультетов и специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Также указанные материалы полезны при организации педагогической практики, разработке рабочих программ, программ дисциплин по выбору, спецкурсов, практикумов.

Достоверность и надежность результатов, полученных в ходе исследования, обусловлены аргументированностью исходных теоретико-методологических положений, соответствием применяемых методов исследования (теоретических, эмпирических и математических) предмету и задачам исследования, использованием концепции системного понимания воспитания для решения поставленных в исследовании задач, теоретическим анализом и экспериментальной проверкой основных положений исследования, внедрением его результатов в практику работы, а также опытом работы соискателя в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида г. Москвы и Московской области с 1995 года и по настоящее время в должности заместителя директора по учебно-воспитательной

работе и учителя ритмики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIH вида г. Москвы и Московской области в ходе экспериментальной работы. Результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях в Москве (2010, 2011, 2012, 2013) и межвузовской научной конференции молодых ученых в Москве (Ml И У, 2011); на заседаниях кафедры специальной педагогики и специальной психологии Mi l У им. М.А. Шолохова, а также на различных семинарах, конференциях, проходивших в г. Москве и Московской области, заседаниях областного методического объединения специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Результаты исследования отражены в 12 авторских публикациях.

Основные положения исследования, выносимые на защиту.

1. Эстетическое воспитание в музыкально-ритмической деятельности, основанной на единстве музыки, танца, речи, выразительного движения, игры, представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования эстетических качеств личности, осложнено фрагментарностью эстетических представлений, их недостаточной осознанностью, трудностями овладения эстетическими эмоциями, эстетическими действиями умственно отсталыми младшими школьниками.

2. Выделенные критерии (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный) и показатели эстетической воспитанности служат для оценки качества эстетического воспитания в музыкально-ритмической деятельности, позволяют отслеживать динамику развития уровней сформированное™ эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников и осуществлять дифференцированный подход в процессе эстетического воспитания в музыкально-ритмической деятельности.

3. Внедрение эффективной модели эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности способствует повышению качества эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников.

4. Сформулированы педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности: 1) формирование воспитывающей эстетической среды в коллективе младших школьников; 2) формирование у младших школьников эстетических представлений и понятий в единстве с организацией проявления у них эстетической воспитанности в музыкально-ритмической деятельности и конкретной жизненной ситуации;3) использование игровой деятельности в процессе эстетического воспитания младших школьников в музыкально-ритмической деятельности; 4) осуществление индивидуального подхода в эстетическом воспитании младших школьников; 5) сочетание учения с разнообразной внеучебной музыкально-ритмической деятельностью; 6) повышение профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 17 приложений.

Во введении дается обоснование актуальности исследования; формулируются противоречия, обусловившие постановку проблемы; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; указываются базы исследования, формы апробации результатов; формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе раскрываются сущность и содержание понятий «воспитание», «эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников», «эстетическая воспитанность», «музыкально-ритмическая деятельность умственно отсталого младшего школьника», возможности музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании умственно отсталых учащихся младших классов; эстетические ценности рассматриваются как философское, социологическое, психологическое и педагогическое явления.

Во второй главе раскрывается своеобразие эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников и выделяются уровни сформированное™ эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников.

В третьей главе представлена модель эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников в музыкально-ритмической деятельности, обосновываются педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых детей в музыкально-ритмической деятельности, осуществляется анализ хода и результатов экспериментальной работы.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

ГЛАВА 1.

Теоретические основы эстетического воспитания умственно отсталых детей в музыкально-ритмической деятельности

"Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически"

Фридрих Шиллер

1.1. Сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»

Уровень эстетического развития личности и общества, способность видеть, чувствовать и создавать красоту, откликаться на нее являются закономерным признаком прогресса человечества во всех сферах жизнедеятельности. Судьбы самой культуры и всего человечества напрямую зависят от способности отдельного человека и всего общества в целом защищать, сохранять, развивать и создавать красоту, от уровня эстетической культуры личности, общества, цивилизации. В.А. Сухомлинский указывал, что отсутствие эстетического воспитания есть отсутствие воспитания вообще. Стремление к красоте — одна из истинных человеческих потребностей, отражающая его естественное стремление к гармонии, целостности, равновесию и порядку. «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе... Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений...» - писал В.А. Сухомлинский. «В годы детства и отрочества особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. Через красивое - к человечному — такова закономерность воспитания» [178,164].

Исследования отечественных и зарубежных антропологов показывают, что

эстетические впечатления и переживания были необходимы человеку на определенной стадии развития человеческого мозга, так как способствуют оформлению у человека целостной картины мира и самого себя. С давних времен мудрецы, зная о воспитательном, образовательном, развивающем действие эстетических впечатлений, советовали окружать рост ребенка добром и красотой, рост юноши - физическим развитием и красотой, рост молодежи - учением и красотой. На всех этапах становления личности необходимо присутствие красоты, она способствует гармоничному развитию и совершенствованию. Красота совместно с добротой и истиной составляет исходную триаду ценностей, лежащих в основании бытия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 13.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кондакова, Ольга Геннадьевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983. - 112 с.

2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. -Казань, 1997.-420 с.

3. Абульханова-Славская КА. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 334с.

4. Айдарбекова А.А Формы организации внеклассной музыкальной работы с учащимися младших классов вспомогательных школ // Дефектология. 1986. № 4. С. 40-44.

5. Айдарбекова A.A. Музыкальное воспитание как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -М., 1989. -16 с.

6. Алексеева Л.Н. Двигаться и думать: сб. материалов / Л. Н. Алексеева. —М., 2000.

7. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004. - 128 с.

8. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник МГУ. - Сер.7. Философия. - 1994. - № 4. - С.34-42.

9. Анохин ПК. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование // Труды научной сессии по дефектологии. -М., 1958. С. 45-56.

10. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. -М., 1985.-61 с.

11. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М., 2001. - 248 с.

12. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках детей // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. — М., 1990. С. 106-107.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса - М., 1982.-192 с.

14. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1980. - 80 с.

15. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического

воспитания. - M., 1963.

16. Бернштейн H.A. О построении движений. - М., 1947.

17. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.-269 с.

18. Блинов O.A. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. №3. С. 37-46.

19. Богозов Н.З. Психологический словарь. - Магадан, 1965. - 291 с.

20. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - 320 с.

21. Бодана Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. -М., 1992. - 32 с.

22. Божович JI.M. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

23. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1972. С.60.

24. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., 2004. - 672 с.

25. Большой энциклопедический словарь. — М., 1993. —1263 с.

26. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на/Д., 1999.

27. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. - М., 1991. -125 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика-М, 1969. - 350 с.

29. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. — Л., 1972.

30. Буренина А.И. Ритмопластика. - СПб., 1994.

31. БуренинаА.И. От игры до спектакля. - СПб., 1995.

32. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры / А. И. Буров. - М., 1975.

33. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и во вспомогательной школе. - М., 1994.

34. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. -М., 1996.

35. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997. -128 с.

36.Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории.-М, 1983.-439 с.

37. Василенко В.А. Ценности и оценка. - Киев, 1964.

38. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1967.-208 с.

39. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ.ред. Л.И. Новиковой. - М., 1981.-136 с.

40.Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1987. - 344 с.

41. Гаврилушкина О.П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. — М, 1980. С. 14-23.

42. Галанжина Е.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие в двух частях. - Курск:, 2010 - с. 264.

43. Гальперин ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребенка - М., 1985.—45 с.

44. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмико-музыкальная двигательная терапия как основа психогигиенического подхода к ребенку // Психогигиена детей и подростков.-М., 1985. С. 186-207.

45. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М., 1977.

46.Гончарук А.Ю. Педагогические условия развития эстетических отношений школьников к действительности средствами зрелищных искусств: Автореф ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 45 с.

47. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. 1971. №7. С. 6-26.

48. Гурвич И. С. Культурология. -М., 1995.

49. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - 317с.

50. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996. - 541 с.

51. ДалькрозЭ.Жак. Ритм // Театр и искусство. - 1922. - С.37.

52. Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - СПб., 1994. - 27 с.

53. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигатель-

ной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. - М., 2004.

54. Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-сирот: Монография. - М., 2006. - 148 с.

55. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-си-рот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003. -144 с.

56. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М., 2006. —143 с.

57. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985. - 328 с.

58. Жан Поль. Подготовительная школа эстетики. - М., 1981.

59. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.—М., 2002.—288 с.

60. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004. - 192 с.

61. Закс JI. А. Художественное сознание. - Свердловск, 1990.

62. Занков Л.В. Музыка в обучении школьников // Избр. пед. труды. - М., 1990. С. 278-288.

63. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.—М., 1939. — 60 с.

64. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие. - М., 2007.

65. Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика: Учебно-метод. пособие.-М., 2009.

66. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 39 с.

67. Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986.-224 с.

68. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1976. - 239 с.

69. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изо, литература, музыка): Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М., 1995.-20 с.

70. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. Т. 2. М., 1973.

71.Искусство в жизни детей: Опьгг художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. -М., 1991. - 128 с.

72. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., 1971. - 766 с.

73. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.-М., 1974. -328 с.

74. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - 32 с.

75. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.-М., 2005.-216 с.

76. Князева М.М. Влияние музьжально-эстетического воспитания на развитие личности. Автореф. канд. дис. -М., 1992.

77. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М., 2005. - 176 с.

78. Козленко H.A. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. - Киев, 1987. -116 с.

79. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. —М., 2002.

80. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995. -160 с.

81. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учеб.-метод. пособие. -М., 2005. -128 с.

82. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. -М., 1982. - Т. 1. -400 с.

83. Кондратюк А.П. Педагогика/Под общ.ред. А.П. Кондратюк. - Киев, 1976. - 405 с.

84. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. №2. С. 84-86.

85. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2ч. - Учебно-метод. пособие. - М., 2001.

86. Корниенко С. Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города :Дис.... канд. пед. наук. - Кемерово, 2002. — 196 с.

87. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. №9. С. 103-116.

88. Коротов В.М. Педагогическое требование. - М., 1966. - 209 с.

89. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 1974. - 28.

90. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. - Минск, 2001. - 192 с.

91. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - 576 с.

92. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 431 с.

93. Краткий словарь по эстетике. - М., 1983.

94. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. — М., 1983.-223 с.

95. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круг-лова.-М., 2002.-240 с.

96. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе. - Горький, 1990. - 55 с.

97. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций / В.Г. Крысько. — М, 2004.-336 с.

98. Кудрявцева, С.П. Пути и методы эстетического воспитания [Текст] / С.П. Кудрявцева, Т.Н. Левашова // Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций. Тезисы докладов к Всерос. конф. «Методологические проблемы эстетического воспитания». - М., 1973. - С. 57.

99. Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования. - Волгоград, 2004. - 96с.

100. Кулагина И. Е. Видимая музыка // Музыка и время. - М., 2001. - № 1.

101. Кулагина И. Е. Музыка движения // Музыка в школе. - 1990. - № 3.

102. Кулагина И. Е. Художественное движение. Метод Л. Н. Алексеевой: Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В 2 ч. / И. Е. Кулагина. - М., 1999,2000.

103. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000. - 232 с.

104. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. - М., 1979. - 48 с.

105. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. - 1996. - № 5. - С.25-26.

106. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. — 184 с.

107. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. -М., 1987. -128 с.

108. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвеще-

ние, 1985. -191 с.

109. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. -М., 1967. 11 О.Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск, 2008. -114 с.

111. Макаренко A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1983-86 гг. Т.8.

112. Малофеев H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д.С. Шилова. - М., 2001. С. 5-47.

113. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1994. - 479 с.

114. Матонис В.П. Музыка в системе эстетического воспитания. - М., 1990.

115. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 50 с.

116. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. -М., 2009. - 269 с.

117. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. - М., 2002. - 48 с.

118. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Архангельск, 2002. -144 с.

119.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. - 254 с.

120.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.-96 с.

121. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для / A.A. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. - Дубна, 2009. - 272 с.

122. Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. -М., 1977.-51 с.

123.Мидовская С.М. Развитие восприятия музыки у учащихся младших классов вспомогательной школы:Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1966.-270 с.

124.Мирский C.JI. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы. -М, 1990.-200 с.

125. Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекцион-ной школы. - М., 2001. - 285 с.

126. Морозова Т. В., Торшилова Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. - Екатеринбург, 2001. - 141 с.

127. Мудрик A.B. Личность и ее формирование. - М., 1983. - 140 с.

128.Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1983. - 186 с.

129. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. — М., 2002. — 224 с.

130. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001. - 232 с.

131.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания — М, 1987.-225 с.

132. Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. - СПб., 1998.

133. Новик И.Б. О моделировании сложных систем. — М., 1965. - 335 с.

134. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М., 1978. —144 с.

135. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000. - 272 с.

136. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учит, и студ. дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. - 416 с.

137. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н Шацкой. -М, 1955.

138. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

139. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Апышева, Г.В. Васен-ков, В.В. Воронкова и др. -М., 2009. - 397 с.

140. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекци-

онной) школе-интернате, детском доме / Под ред. Е.Д. Худенко. - М., 2005. - 312 с.

141. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. O.A. Апраксина.-М., 1990. С. 181-188.

142.Певзнер М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский.-М., 1963.

143. Педагогика / под ред. Н.И. Болдырева. - М.: Просвещение, 1968. -372 с.

144. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - 637 с.

145. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1983. - 608 с.

146. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М., 1998. - 512 с.

147. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. - 640 с.

148. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, M. Е. Вайндорф-Сысоева и др. - М.: Проспект, 2004.

149. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. -М., 2003. - 528 с.

150. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. - М., 1991.

151. Печко Л.П., Морозова З.П. Теоретические основы формирования эстетической деятельности школьника, приоритет, проблемы эстетического воспитания школьника / Л.П. Печко, З.П. Морозова // М., 1993 —142 с. С.6.

152. Платонов К. К. Структура и развитие личности. -М., 1986. - 254 с.

153. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. — М., 1984. — 174 с.

154. Программы подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VÏÏI вида / Под ред. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999. -192 с.

155. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Цьгпина. - М., 2003. - 368 с.

156. Разумный В А Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы-М., 1969.

157. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь-

ного и младшего школьного возраста).—2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2000. - 220 с.

158. РоздымахаА.И. Формирование музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - M., 1991. -17 с.

159. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.; Нью-Йорк, 1973-276 с.

160. Рубина Ю.И. Искусство театра в системе эстетического воспитания. —М, 1982.—64 с.

161. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. - СПб., 1999. - 705 с.

162. Рубинштейн СЛ. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. Пособие для студентов дефеьсголог. фак-тов пед. ин-тов. - М., 1970.

163. Рудзитис Р. Сознание красоты спасет. - Таллин, 1990.

164. Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Система // Философская энциклопедия. — М., 1965. Т.5.С. 150-151.

165. Семашко, А. Система и принципы эстетического воспитания [Текст] : сб. статей / А. Семашко; под ред. М.Ф. Овсянникова. - M., 1980. - 248 с.

166. Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе: методическое пособие / В. К. Ска-терщиков - M., 1974.

167. Сластенин В. А, Исаев И.Ф., Мищенко АИ, Шиянов E.H. Педагогика. -М, 2000.

168. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. — М., 2003.-192с.

169. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М., 1987.

170. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова.—М, 1996.—608 с.

171. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. - М., 1986.

172. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учеб.-метод. пособие. - М., 1990. - 90 с.

173. Сокольников Ю.П Теория и логика педагогической деятельности. -М, 2000. - 150с.

174. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - М., 1980.

175. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. -М., 2003. - 464 с.

176. Степанова AB. Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности: Дис— канд. пед. наук. — М, 2002. —196 с.

177. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиоло-

гии.-М., 1994.

178. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.-М., 1981. - 192 с.

179. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1972. - 270 с.

180. Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск, 1989.

181. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. -М., 1999. - 336 с.

182. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. -М.; Л., - 1966.

183. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд.2-е. -М., 2010.

184. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. - М., 2001.

185. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М., 1966.

186. Ушинский К.Д. Собр. соч: В 11 т. - М., 1950. Т.8.

187. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 1986.

188. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

189. ФренкинА.А. Эстетика физической культуры. -М., 1963. - 150 с.

190. Фридман Л. Программа формирования воспитанности учащихся. - М., 2002.

191. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования. - М., 1961. - 361 с.

192. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности//Культура в свете философии. - Тбилиси, 1979.

193.Шаповалова O.E. Психолого-педашгическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников. - М., 2007. - 128 с.

194. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства // Музыка в школе. - М., 1950. С. 16-28.

195. Шацкий С.Т. Искусство как элемент детской жизни. - М., 1987. - 240 с.

196. Швейцер А. Благоговение перед жизнью-М., 1992.

197.Штофф В.А. Моделирование и философия. - Л., 1986. -152 с.

198. Шутова КВ. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: Монография.—М; ННовгород, 2008.—225 с.

199. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 304 с.

200. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 64 с.

201. Эстетика [Текст] / под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. -М., 1966. - 256 с.

202. Эстетика. Под ред. A.A. Радугина. - М., 1998.

203. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. - М., 1983. - 304 с.

204. Эстетическое воспитание в современном мире. Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М., 1991.

205. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др. - Казань, 1991. -184 с.

206. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. — М., 1974.-304 с.

207. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной. - М., 1972. С. 60-76.

208. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М., 1978. - 391 с.

209. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. - 291 с.

210. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб.пособие для слуд. высш. учеб. заведений. — М., 2003. — 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.