Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Авдеева, Наталья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Авдеева, Наталья Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Философско-этические взгляды на семейное воспитание в - 12 творческом наследии Л.Н. Толстого
1.1. Библия - источник религиозно-этических взглядов - 12 Л.Н. Толстого на семейное воспитание
1.2. Концепция семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого
1.3. Л.Н. Толстой о роли духовного богатства и нищеты в -43 системе семейных отношений
Глава 2. Семейное воспитание в России конца XIX века в историко- - 82 художественном наследии Л.Н. Толстого
2.1. Вопросы семейного воспитания в трилогии «Детство. - 82 Отрочество. Юность»
2.2. Система семейных отношений в романе «Война и мир»
2.3. Педагогика семейных отношений в романе «Анна - 123 Каренина»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л.Н. Толстого2006 год, кандидат филологических наук Васильева, Елена Юрьевна
Проблема семьи в творчестве Л. Н. Толстого, 1850-е - 70-е годы2000 год, кандидат филологических наук Мейер Маартен
Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1880-х гг.: Образы и мотивы2002 год, кандидат филологических наук Семикина, Юлия Геннадьевна
Проблема "духовной" и "плотской" любви в мировоззрении и художественном творчестве Л. Н. Толстого, 1850-1900 годы2000 год, кандидат филологических наук Солев Коста
Проблема человека в творчестве Л. Н. Толстого1999 год, доктор филологических наук Набиев, Низами Гамза оглы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого»
Актуальность исследования определяется значимостью духовного формирования личности в семье.
Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье провозглашен Законом Российской Федерации «Об образовании» важнейшим принципом государственной политики в области образования. В статье 18-й Закона подчеркнуто: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (99; 21).
Однако катастрофическая и кризисная эпоха для России конца XX -начала XXI вв. заметно сказалась на положении семьи, характере семейных отношений, особенностях воспитания детей в семье. Экономическое положение семей с детьми в России является сегодня одной из острейших проблем общества.
Тяжелое и неустойчивое материальное положение, увеличение бытовых нагрузок снижают уровень удовлетворенности браком. В связи с этим растет число разводов и, соответственно, неполных семей. Так, в 1999 г. в Российской Федерации на 1000 заключенных браков пришлось 585 расторгнутых (87; 5).
Из-за распада семей по причине развода более 1 млн. детей и подростков до 18 лет в 1997-1999 гг. остались без одного из родителей. Одной из причин образования неполных семей наряду с разводами и овдовением является внебрачная рождаемость. В 1999 г. в Российской Федерации вне брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9 % от общего числа родившихся (87; 6).
Все эти данные свидетельствуют о кризисном состоянии семьи в нашей стране, о том, что не реализуется провозглашенное в Конвенции о правах ребенка положение: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» (113; 77). Семья в Российской Федерации переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Поэтому проблемы семьи и воспитания в ней исследуются представителями разных наук.
Так, отечественными социологами (С.И. Голод (69), М.С. Мацковский
138), М.Г. Панкратова (167), И.Ю. Родзинская (185), А.Г. Харчев (241, 242), З.Я. Янкова (261, 262) и др.) выявлены условия устойчивости брака.
Социометрию супружеской совместимости и семейных отношений изучают социологи А.И. Антонов (13), A.A. Леонтьев (85), H.H. Обозов (163), Э.Г. Эйдемиллер (256) и др. При этом авторы глубоко рассматривают реализацию воспитательной (педагогической) функции в семье.
Социологию жизненного цикла семьи и личности изучают А.И. Антонов (13), Э.К. Васильева (43), И.А. Герасимова (63), В.М. Медков
139) и др.
Фамилистический анализ художественных текстов исследуют Т.М. Дридзе (85), Т.А. Жарикова (90), B.C. Дудченко (112), Л.Н. Коган (112) и другие.
Ю.Е. Алешина (3), Е.В. Груздева (74), Т.А. Гурко (138), А.И. Клинчюс, Э.С. Чертихина (74). и др. посвятили свои работы исследованию структуры семьи, ее динамики, при этом попутно рассматривая и вопросы воспитания.
П.П. Звидриньш (101), Н.Я. Соловьев (203), Л.В. Чуйко (247) рассматривали разные причины конфликтов в семьях и пути их преодоления.
Социальные, педагогические и психологические аспекты семейных отношений глубоко исследовали отечественные педагоги и психологи:
Ю.П. Азаров (1), И.В. Бестужев-Лада (26), C.B. Ковалев (111), К.Е. Игошев (102), A.C. Макаренко (137), М.С. Мацковский (138), Г.М. Миньковский (102), A.B. Петровский (172), С .Я. Рубинштейн (187), В.А. Сухомлинский (210, 211), В.Я. Титаренко (217), А.Г. Хрипкова (244) и др.
Большой интерес представляют работы зарубежных авторов: Ф.Ариеса (263), Дж.Эриксэна и У.Дженси (264), Х.Гинотта (265), П.Глика и С.Лина (265, 266), К.Кимана (267), М.Кона (268), А.Скольник (269), в содержании которых отражается реализация основных функций семьи, духовное развитие личности.
Сохранение целостности института семьи и брака в нашей стране в эпоху резких перемен на грани веков невозможно без изучения и осмысления отечественного опыта семейного воспитания, без выявления в нем того, что может стать достоянием будущего.
Одним из важнейших периодов в истории отечественной семейной педагогики является период второй половины XIX - начала XX вв. В России в этот период происходили крупные политические и экономические изменения, отражавшиеся на внутрисемейных отношениях. Было отменено крепостное право, наблюдалось ослабление экономических позиций дворянства, в городах зарождалось машинное производство. Это было время утверждения капитализма, развития новых, буржуазных, общественных отношений. Менялась система ценностей, что не могло не повлиять на состояние семьи и воспитание в ней.
Видные мыслители и педагоги рассматриваемого периода (К.Д. Ушинский (231), Л.Н. Толстой (220), В.В. Розанов (186), П.Ф. Каптерев (108), П.Ф. Лесгафт (128), М.И. Демков (81), Д.Д. Семенов (191) и др.) призывали строить воспитание детей в семье на принципах гуманизма и демократизма, в духе коренных интересов народа, отвергая буржуазно-эгоистический образ жизни с его всепоглощающим стремлением к наживе.
Прогрессивные педагоги второй половины XIX - начала XX вв. прилагали усилия к тому, чтобы семейное воспитание в России основывалось на важнейших чертах, присущих большинству русских семей: на ее самобытности, устойчивости, трогательно-сентиментальных родственных отношениях, на общности духовных интересов всех ее членов. Духовность понималась как гармония человека с самим собой, обществом, природой и Богом.
Именно JI.H. Толстому, учителю-практику, выдающемуся писателю, публицисту, создателю религиозно-философского учения, отводится ведущая роль в формировании теории гуманистического воспитания, основой которой является идея о непрерывном нравственном и духовном самосовершенствовании личности.
В отечественной педагогической науке творчеству Л.Н.Толстого посвящено большое количество диссертационных работ.
В докторской диссертации Н.В. Кудрявой «Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого» выявлены теоретико-методологические принципы оценки Толстым знаний о человеке, раскрыто учение о духовности как специфическом атрибуте личности, устремленности к смыслу и ценностям, показан процесс онтологизации морали, объяснена личностно-деятельностная и аксиологическая природа духовного развития в педагогике Толстого.
В докторской диссертации A.C. Роботовой «Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы» наряду с произведениями К.С. Аксакова, И.А. Бунина, B.C. Набокова и др. авторов исследуется творческое наследие JI.H. Толстого как источник художественно-образного педагогического знания.
Историко-педагогический, историко-философский, методологический анализ процессов становления и развития педагогических воззрений J1.H. Толстого дан в докторской диссертации М.А. Лукацкого «Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого».
Проблемы семейного воспитания - в русской демократической педагогике конца XIX - начала XX вв., представителем которой является Л.Н. Толстой, стали предметом изучения А.Ю. Гранкина.
Вместе с тем, изучение имеющихся источников позволило обнаружить отсутствие специальных исследований, где предметом изучения было бы духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого. Тем более нет работ, в которых такой анализ был бы осуществлен в ретроспективе на основе литературных произведений Л.Н. Толстого. Хотя очевидно, что литература в известном смысле отражает национальную культуру, менталитет.
Все отмеченное определило выбор темы исследования - «Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого».
Цель исследования - выявление системы взглядов Л.Н. Толстого на духовное воспитание в семье.
Объект исследования - семья как фактор духовного воспитания личности.
Предмет исследования - духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого.
В соответствии с предметом и целью были определены задачи исследования:
- рассмотреть мировоззренческие взгляды Л.Н. Толстого на семью и семейное воспитание;
- раскрыть сущность концепции семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого;
- выявить педагогические условия духовного воспитания личности в семье;
- выяснить роль молитвы в духовном становлении личности.
Методологическую основу исследования составляют следующие принципы анализа литературно-исторического и педагогического знания:
- сравнительно-сопоставительный анализ исследуемой проблемы;
- хронологический анализ состояния и развития взглядов Л.Н. Толстого;
- герменевтический анализ произведений Л.Н. Толстого;
- фамилистический анализ произведений Л.Н. Толстого.
Источниками написания диссертации послужили философские, педагогические, художественные произведения, переписка писателя, дневники Л.Н. Толстого, Библия. Основополагающими для понимания философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого на семью и духовное воспитание были взяты произведения «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир», «Анна Каренина».
Научная новизна исследования:
- на основе герменевтического и фамилистического контент-анализа художественных и педагогических произведений Л.Н. Толстого определены педагогические условия духовного роста личности в семье;
- охарактеризованы позиции Л.Н. Толстого по вопросам о средствах, формах и методах духовного воспитания в семье;
- выявлена роль молитвы в духовном становлении личности.
Теоретическая значимость исследования:
- определена концепция семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого;
- использована библейская идея диспенсации (периодизации), объясняющая динамику духовного развития и причины духовного обнищания личности;
- показано, что духовность рассматривалась писателем как определяющее условие триединства духа, души, тела личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы в преподавании курсов педагогики, философии и истории образования, этнологии, в дальнейшей разработке проблемы, а также в пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются методологическим подходом, соответствующим требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, историко-философского, культурологического анализа; разнообразием использованных историко-педагогических, педагогических и литературных источников.
Этапы исследования. Диссертационное исследование выполнялось по плану кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического университета и прошло в несколько этапов.
Первый этап (1993-1997) был связан с изучением и анализом философской, историко-педагогической, педагогической и художественной литературы. Была выявлена проблема, определены методология, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, обосновывался выбор его хронологических границ.
Второй этап (1997-1998) предполагал разработку теоретических основ исследования, осуществление герменевтического, фамилистического анализа художественных произведений Л.Н. Толстого, отражающих философско-педагогические взгляды автора на семью и семейное воспитание, уточнение структуры и логики изложения диссертации.
На третьем этапе (1998-2003 гг.) - обобщающем, были уточнены данные исследования, излагалось и апробировалось его основное содержание, которое оформлялось в соответствии со структурой диссертации.
Апробация научных результатов и основные положения диссертационного исследования нашли отражение в четырех научных статьях, шести тезисах, в докладах на шести научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГПУ (Мурманск, 1997, 1998, 1999, 2000, 2002, 2003 гг.), на двух международных встречах-семинарах в Леувардене (Голландия, 1995, 1996 гг.), на международной конференции в Киркенесе (Норвегия, 1997 г.), двух международных конференциях (Тромсё, 2000 г.; Мурманск, 2002 г.). За рубежом (Голландия, Норвегия) опубликовано по материалам конференций 2 работы на английском языке.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Важнейшим фактором, определяющим разработку Л.Н. Толстым проблем духовного воспитания, были общие условия жизни русского народа в конце Х1Х-начале XX веков. Осмысление проблем духовного воспитания в семье осуществлялось в основном с религиозных позиций православной педагогики.
2. В философско-педагогической мысли великого художника особое место отводилось рассмотрению ценностных оснований воспитания в семье. Ведущей ценностью признавалась личность человека, трактуемая как единство духа, души и тела. Духовность, по мнению писателя и педагога, являлась основной характеристикой личности.
3. Представления Л.Н. Толстого о духовном богатстве личности связывались с этическим идеалом. В качестве абсолютного идеала выступало божественное совершенство в образе Христа. Ведущими реальными идеалами стали образы человека-деятеля, человека-защитника Родины, человека-творца.
4. Для характеристики духовного роста и падения героев произведений мыслитель использовал широкий круг этических понятий: дух, душа, сердце, нравственные чувства, душевное состояние, жизненные правила, нравственные принципы, нравственные отношения и др. К числу основных пороков, избавлению от которых должно содействовать духовное воспитание в семье, художник относил грехи, моральное состояние падшего человека, описываемые в Библии.
5. В творческом наследии великого писателя нашли отражение возможности различных средств духовного воспитания. Особое внимание уделялось в дворянских семьях организации педагогической среды (классы «Детство»). Семья и семейные отношения рассматривались как естественная среда жизни и духовного развития личности. Автор охарактеризовал используемые методы воспитания. Важными средствами духовного воспитания педагог считал игру, обучение, трудовую деятельность, искусство, природу. Особое значение Л.Н. Толстой в духовном воспитании личности отводил молитве, участию в церковных обрядах и таинствах.
Структура диссертации определялась логикой исследования и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 269 источников, в том числе семь источников на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формы творческой полемики Ф.М. Достоевского с Л.Н. Толстым2012 год, кандидат филологических наук Жарова, Анна Аркадьевна
Н. М. Карамзин в художественном сознании Л. Н. Толстого: Годы создания "Войны и мира"1998 год, кандидат филологических наук Спектор, Наталья Борисовна
Художественная антропология позднего Л.Н. Толстого2007 год, кандидат филологических наук Белянин, Михаил Юрьевич
Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л.Н. Толстого2007 год, кандидат педагогических наук Чудакова, Мария Александровна
Историко-культурная традиция интерпретации любви в России: на примере творчества А.И. Герцена и Л.Н. Толстого2006 год, кандидат философских наук Харыбин, Владимир Борисович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Авдеева, Наталья Алексеевна
Выводы по 2 главе
Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которой вступают в систему отношений на основе любви.
Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет любовное отношение к ближним, а значит к своему народу, к обществу в целом (мама, Николенька, его брат и сестры, бабушка «Детство. Отрочество. Юность»; семья Ростовых «Война и мир»; семья Щербацких, Левиных «Анна Каренина»),
Л.Н. Толстой в произведениях «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир», «Анна Каренина» и других подтвердил значимость родителей в воспитании детей.
Принижение социальной значимости материнства и отцовства, отказ от выполнения родительских функций (Облонский, мать Вронского «Анна Каренина») приводит к тому, что дети воспринимаются как ненужная обуза; способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями.
Роль семьи в духовном развитии личности исключительна. Великий художник на примере Николеньки («Детство. Отрочество. Юность») показал влияние семьи на становление личности. Разрушение ранее сложившихся отношений внутри семьи (смерть матери и бабушки, приход в семью мачехи «Детство. Отрочество. Юность» или уход из семьи матери «Анна Каренина») неизбежно ведут за собой нарушение нормального развития детей (Николеньки, Алеши) и накладывает неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Опираясь на библейское учение о роли женщины в семье, роли матери в воспитании, Толстой во всей полноте раскрывает достоинство и признание женщины-матери, дав им глубокое нравственно-религиозное обоснование (мама «Детство», мама в семье Щербацких, Долли в семье Облонских, Кити в семье Левиных «Анна Каренина», мама в семье Ростовых, Наташа в своей семье с Пьером Безуховым «Война и мир»).
Художник приписывал матерям черты, присущие Пресвятой Богородице, благодатной Марии, благословенной между женами. Именно в лице Богородицы в православии освящается материнство.
Л.Н. Толстой, изучая Библию и почитая евангельских жен-мироносиц, «награждает» своих героинь отдельными чертами, присущими библейским женщинам. Так, черты Богородицы присущи Долли («Анна Каренина»), Наташе Ростовой («Война и мир»), а черты Марии, называемой Магдалиною, из которой вышли семь бесов, присущи Анне Карениной («Анна Каренина»).
В романе «Анна Каренина», анализируя систему взаимоотношений в семье Анны и Каренина, автор использует библейские положения об особой ответственности мужа перед женой, который признан быть «главой жены», любящим ее как Христос любит Свою Церковь. Одновременно жена повинуется мужу, как Церковь повинуется Христу.
В этом романе отчетливо прослеживается библейская истина о взаимном «повиновении друг другу в страхе Божием». И Каренин свое отношение к Анне сообразует согласно Священному Писанию «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; всё же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).
На основе фамилистического и герменевтического контент-анализа произведений Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир», «Анна Каренина» и других определены педагогические условия успешного духовного воспитания в семье:
Кормление младенца грудью матери как фактор физического и духовного здоровья ребенка и кормилицы.
Домашнее чтение. Изучение Евангелия. Заучивание молитв наизусть. Домашняя молитва ежедневно утром и вечером, перед едой и после принятия пищи, перед началом и окончанием всякого дела. Понимание и исполнение Божьих заповедей в личной и общественной жизни.
Родитель как воспитатель сам должен обладать высоким духовным богатством, которое он может передать членам семьи. Так, отец
Николеньки («Детство») не имел нравственных убеждений, и по мере взросления сына он в его глазах терял родительский авторитет. Именно недостаток духовного богатства у Марии Болконской («Война и мир») не позволял ей по-матерински относиться к племяннику Николаю.
Наличие в самом воспитателе такой духовной силы, которая заставляет верить, вызывает уважение и даже страх (старый князь Болконский «Война и мир»).
Сосредоточение силы убеждения и внушения на одном объекте, предмете (маман «Детство»).
Постоянство убеждения и внушения, сочетание внушения с повторением (старый князь Болконский «Война и мир», Каренин «Анна Каренина»).
Включение в игровую и учебную деятельность («Детство»), учебную и совместную деятельность с родителями («Отрочество, Юность», «Война и мир», «Анна Каренина»), профессиональную деятельность.
Взаимное доверие и любовь между супругами, родителями и воспитанниками (маман и папа «Детство», Наташа Ростова и Пьер Безухов «Война и мир», Кити Щербацкая и Константин Левин «Анна Каренина»). Основой духовного богатства в системе семейных отношений является любовь между мужчиной и женщиной, материнская любовь и братская любовь между детьми.
Сочетание всего многообразия методов семейного воспитания: подражание, пример, приучение, повторение, убеждение, внушение, самонаблюдение, соревнование, поощрение и наказание («Детство», «Отрочество», «Юность»),
Передача семейных традиций из поколения в поколение.
Заключение
Анализ философской, педагогической, художественной и специальной литературы, а также использование данных социологических исследований показывает, что семья является величайшей исторической, национальной и личностной ценностью.
Именно семья уже по своей природе обладает естественным потенциалом и поистине уникальными возможностями для физического, умственного и социального развития ребенка.
Семья как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть защищена обществом для реализации всех функций, присущих именно семье.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.
Проведенное исследование показывает, что функции семьи едины во все времена и не зависят от экономических, политических, национальных, религиозных и других особенностей (воспитательная функция, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля, обеспечения спокойной старости родителей и др.). А вот условия для реализации этих функций существенно зависят от вышеперечисленных особенностей в разные исторические времена. Вот почему, помимо прочего, важно изучать отечественный опыт семейного воспитания в разные исторические времена.
Цели воспитания в семьях России конца XIX - начала XX века различны, и колеблются они в разных семьях, принадлежащих к тому или другому . сословию, классу, от вполне четкого представления желаемого результата семейного воспитания до отсутствия какого-либо осознанного представления.
В дворянских семьях России юношей готовили к государственной службе, в том числе и в армии. Они получали чаще всего высшее профессиональное образование. При этом разумно сочеталось семейное и общественное воспитание. Так, широко было распространено обучение детей дворян на дому или сочетание домашнего обучения и воспитания с обучением в гимназиях и лицеях.
Многие родители, например, Каренин, не только сами целенаправленно занимались воспитанием детей, но изучали литературу по вопросам воспитания, антропологии, приглашали для воспитания своих детей педагогов.
В конце XIX века в России еще не было многочисленного рабочего класса. А в семьях крестьян сыновей готовили в рекруты (с 1874 г. - воинская повинность). При этом следует иметь в виду, что Л.Н.Толстой, будучи приверженцем патриархальности, сторонником идеи крестьянского, народного воспитания, очевидно, сознательно не рассматривает воспитание в рабочих семьях.
В России в семьях не преследовали цель - дать полноценное, в том числе профессиональное, образование девочкам. Они целенаправленно готовились к семейной жизни. И, как следствие этого, у княгини Мэри, у Наташи Ростовой, у Долли и Кити была сформирована потребность иметь семью, мужа, детей, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать, готовить к созданию своей семьи.
Исследование показало, что ценности семейной жизни, стремление иметь детей и дать им достойное воспитание и образование занимали важное место в системе жизненных ориентаций россиян рассматриваемого периода. Однако воспитательные возможности были выше у полинуклеарных семей, объединяющих несколько поколений.
Уважение к родителям и старшим вообще, дух большой семьи (Ростовы, Щербацкие, Левины), атмосфера взаимопонимания, любви и нежности, требовательные отношения ко всем обитателям - важнейшие условия укрепления семьи и успешного воспитания детей.
Важную педагогическую мысль высказал Л.Н.Толстой: семьянином человек становится только в условиях устойчивых семейных отношений.
Одновременно он дает социальные портреты несемейных людей, т.е. не способных к семейной жизни. Это Вронский, Анна Каренина, Облонский. В семье Каренина родителей супруги не помнят, следовательно, отсутствует и память об укладе в родительском доме. Дом самого Каренина богатый, роскошный, но пустой, фальшивый.
Родительские семьи Левина, Ростовых распались со смертью родителей. Но их дети перенесли все семейные традиции в свои семьи.
В русской семье мерилами семейных отношений выступают ответственность за семью, уважение и бережное отношение к детям и старикам, фамильная честь.
Л.Н. Толстой с большой достоверностью показал, что в семье воспитывает все - дом, вещи, люди, события, организация общения. Однако воспитательная роль всего этого усиливается или ослабевает и оказывает отрицательное воздействие под влиянием авторитета родителей, их отношения к дому, семье, детям.
Влияние родителей на воспитание детей иногда неуловимо. Л.Н. Толстой, описывая характерные личностные новообразования своих юных героев, находит в них не только внешнее, формальное сходство с родителями (походка, взгляд, речь, мимика, жесты), но и внутренние (самолюбие, горделивость, тщеславие, скопидомство и др.).
Автор умело раскрыл роль матери в семье как естественной воспитательницы и как хранительницы домашнего очага, объединяющей вокруг себя и хозяина дома, и детей, и родных.
Л. Н. Толстой в своих произведениях обратил внимание на важную воспитательную роль кормления младенца материнской грудью, а не грудью кормилицы, как это было распространено в дворянских семьях России. Так, писатель считал, что уже в трехмесячном возрасте между мамой и младенцем устанавливается такая система нравственных отношений, которая влияет и на маму, и на младенца и заставляет кормилицу заниматься самовоспитанием.
Одним из важнейших условий воспитания в семье является авторитет родителей. Авторитет старика Болконского в семье был непререкаем, но это был авторитет подавления. И как следствие постоянного насилия в семье княжна Марья испытывала постоянное состояние страха.
Злобное довольство испытывает старик Болконский, оскорбляя родных. Это устойчивое свойство у Болконского сформировано в условиях крепостного права.
Условиями подлинного авторитета родителей в семье, по мнению автора, выступают: наличие дела и умение его вести, положение в обществе, отношение к родным, самому себе, своей семье, детям.
К основам прочной семьи и условиям успешного воспитания Л.Н. Толстой относит потребность каждого иметь семью, любовь, авторитет родителей, полный достаток, здоровье, детей, рожденных в браке, любимое дело, единство целей (семейных и деловых) у супругов.
Л.Н. Толстой в анализируемых произведениях показал, что война, экономические, политические и социальные кризисы могут резко изменить каждого члена семьи, но сама семья, любовь и семейные отношения остаются величайшей исторической, национальной и личностной ценностью.
Важнейшими условиями духовного развития, по мнению Л.Н. Толстого, и благочестивой семейной жизни являются знание Божиего Слова, верования в Слово и исполнение Слова.
Понимая драгоценный смысл обетований, которые даны Библией, человек может избежать морального разложения и стать соучастником Его Божественного естества. Это божье естество - верить и доверять. Применение содержания Священного Писания в конкретной семейной ситуации позволяет всем членам семьи выбрать поведение, удобное Богу, семье и индивиду.
Толстой, опираясь на Священное Писание, сформулировал требования к мужу-отцу и женщине-матери. Основные положения этих требований он взял из пятой главы Послания к Ефсянам (Еф. 5: 21-33, 6: 1-9).
Любовь он считал основой семейного счастья, определяющим мотивом вступления в брак и началом духовного роста. При этом писатель опирался на характеристику любви, данную в Библии (1 Пет. 4: 8-9; 12-15).
Глубоко анализируя причины конфликтов в семьях, приводящие к разводам, Л.Н. Толстой использовал основные положения Священного Писания о разводе (Мат. 5: 31-32; Map. 10: 1-12; Лук. 16-18; 1 Кор. 7: 10-15).
Объясняя святость брака, учрежденного Богом, и брачные правила христиан, мыслитель руководствуется Первым Посланием Коринфянам Святого Апостола Павла (1 Кор. 6; 7: 1-40).
Все события в жизни христианина сопровождаются Словом Божьим. Знание основных положений Библии и использование их в конкретной ситуации, - по мнению Толстого, - формирует веру в Бога и уверенность в себе.
Теоретическое исследование проблемы позволяет сформулировать некоторые практические рекомендации:
1. Педагогические идеи, высказанные в анализируемых произведениях Л.Н. Толстого, могут быть использованы в преподавании курсов философии и истории образования, педагогических технологий, педагогических теорий и систем.
2. Новообразования в развитии личности, описанные Л.Н. Толстым, могут быть использованы в изучении общей, возрастной и педагогической психологии, психологии семейных отношений.
3. Содержание работы может быть использовано в преподавании курсов литературы.
Проведенное исследование не может претендовать на полноту анализа проблемы. Предполагается, что в дальнейшем специально могли бы быть изучены такие аспекты проблемы, как: взаимосвязь семейного, школьного и церковного воспитания в России, государственная политика в области семейного воспитания в России, обусловленность семейного воспитания в России национальными и религиозными особенностями последнего периода.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Авдеева, Наталья Алексеевна, 2003 год
1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М.: Знание, 1976 - 80 с.
2. Алексеев М.П. Честерфилд и его «Письма к сыну» // Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М., 1978. - С. 257-282.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи. Исследования и проблемы // Вест. Моск. ун-та. Психология. Сер. 14. 1987. - № 2.- С.16-20.
4. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.
5. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
6. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
7. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.
8. Анисов М.И. Источники изучения истории светской школы и педагогики. -М.: Просвещение, 1986. -233 с.
9. Анисов М.И. Источниковедческие основы историко-педагогического исследования: Учеб. пособ. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987. - 92 с.
10. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России: Учеб.метод, пособ.-М.: МГЗПИ, 1991.-200 с.
11. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учеб. пособие для вузов. М.: Издательский Дом «NotaBene», 1998.-360 с.
12. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М.,1990.-280 с.
13. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.- 360 с.
14. Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры. // Московский журнал. 1993. - № 12. - С. 4-9.
15. Арсеньев А.М., Королев Ф.Ф. Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики. М.: АПН СССР, 1971. - 73 с.
16. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого// Избр. философ, труды: В 2 т. -М., 1969. T. 1.-С. 40-101.
17. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. -224 с.
18. Афанасьева Т.М. Толстой и детство. М.: Знание, 1978. - 95 с.
19. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М.: Худ. лит., 1978,-158 с.
20. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение,1991.-224 с.
21. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. Т. 5. - М., 1954. - 709 с.
22. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. под. ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1998. - 168 с.
23. Бердяев H.A., Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. М., 1994.-Т. 2.-С. 461-483.
24. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
25. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни Русской общины XIX -начала XX в. М., 1998. - 277 с.
26. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988. -361 с.
27. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические: Перепечатано с Синодального издания / Вступит, статья и примечания Ч.И. Скоуфилда. SGP, 1991. - 1499 с.
28. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. Очерки. Л.: Сов. писатель, 1959.-414 с.
29. Биографический метод в социологии: История, методология и практика /Редкол.: Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семенова. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.- 147 с.
30. Битинас В.П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. - 190 с.
31. Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия. М.: Наука, 1987.-216 с.
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
33. Большой энциклопедический словарь. М., 1993. - 1600 с.
34. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861 1917 гг.): Дис. .к.п.н. - МПГУ им. В.И. Ленина., 1997. -155 с.
35. Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. М., 1997. -144 с.
36. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М.: Худ. лит., 1978. -103 с.
37. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». 4-е изд. - М.: Худ. лит., 1987.- 156 с.
38. Булгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989. -448 с.
39. Буторина Т.С. Педагогические изыскания в публицистике Ф.А. Абрамова//Сов. педагогика. 1989. - № 8. - С. 123-125.
40. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 255 с.
41. Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. Л.: Гослитиздат, 1954. -480 с.
42. Валеева Т.В. Социализация подрастающего поколения в семьях Великобритании: дис. . к.п.н. Красноярск, 1997. - 147 с.
43. Васильева Э.К. Семья и ее функции: Демогр.-стат. анализ. М.: Статистика, 1975. - 181 с.
44. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. - 157 с.
45. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
46. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособ. / Науч. ред. Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 172 с.
47. Вейкшан В.А. JI.H. Толстой народный учитель. - М., 1959. - 102 с.
48. Вентцель К. В чем основа воспитания и образования. (По поводу статьи JI. Толстого «О воспитании») //Русская школа. 1910. - № 7-8. - С.57.
49. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. М., 1991. -355 с.
50. Виноградов И.В. «Главнейшая из наук»: О нравств. исканиях J1. Толстого//Лит. Учеба. 1980. -№ 5. -С. 157-168.
51. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 375 с.
52. Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке: Тез. докл. М.: НИИОП, 1976. - Ч. 1. - 223 е.; 4.2.-218 с.
53. Воробьев Г.В. К познанию законов педагогического процесса // Сов. педагогика. 1989. - № 4. - С. 37-41.
54. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. М.: ИТОП, 1996.-269 с.
55. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
56. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т. 4: Педология подростка. Вопросы детской (возрастной) психологии. -433 с.
57. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем.-М., 1988.-699 с.
59. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч. 1.- М.: Искусство, 1972. 200 с.
60. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-246 с.
61. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. - 270 с.
62. Генри А. Верклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Бейкер Бук Хауз Гранд Рапиде, Мичиган 49506.
63. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976. - 120 с.
64. Герменевтика древнерусской литературы XI-XVI вв. М.: Ин-т мировой литературы им. Горького, 1969. - 482 с.
65. Гершунский B.C. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа, 1974.-208 с.
66. Гершунский B.C. Педагогическое науковедение: проблемы и перспективы (Прогностический аспект). М.: НИИОП, 1985. -48 с.
67. Гершунский B.C. Педагогическое науковедение // Сов. Педагогика. -1989. -№ 10.-С. 68-74.
68. Голант Е.Я. (соавт.) История педагогики. М., 1940. - 240 с.
69. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л.: Наука, 1984. 136 с.
70. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема: Монография. СПб: Спец. лит., 1997 — 189 с.
71. Гончаров Н.К. Историко-педагоигческие очерки. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.-248 с.
72. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX -начале XX вв. Пятигорск: изд. ПЛГУ, 1996. - 85 с.
73. Громов П.О. О стиле Льва Толстого «Диалектика души» в «Войне и мире» Л.: Худ. лит., 1977. - 484 с.
74. Грудева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт сов. женщин. М.: Политиздат, 1983. - 222 с.
75. Грунский Е.К. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Юрьев (Тарту), 1914.
76. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопр. философии. 1988. - № 4. - С. 56-70.
77. Гусев H.H. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973. - 464 с.
78. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М.: ГИНИС, 1956.-779 с.
79. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. 1999. - № 1. - С. 3-9.
80. Деведьянова Н.С. Становление и развитие естественно-научной теории семейного воспитания в России (конец XIX- начало XX в.): Дис. к.п.н. Владимир. - 253 с.
81. Демков М.И. О русском семейном воспитании //Вестник воспитания. -1981.-№4.-С. 45.
82. Дорохина О.В. Раннее советское брачно-семейное законодательство:, мифы и реалии //Вестн. Моск. ун-та. 18. Социология и политология. -1998.-№ 4.
83. Досычева Е. Педагогика и поэтика в статье Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» // Просвещение. 1992. - № 2.
84. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис. канд. философ, наук. М., 1982. - 169 с.
85. Дридзе Т. М. Язык и специальная психология: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» /Под ред. A.A. Леонтьева М.: Высш. школа, 1980.-224 с.
86. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: (до Великой Окт. соц. революции): Для пединститутов. 2 изд. перераб. -М., 1986.-431 с.
87. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год. М., 2000. - 108 с.
88. Ежеленко В.В. Теория метода в педагогике: Лекция. Л.: 1989. - 51 с.
89. Елизанов В.В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. -1995. -№1-2.
90. Жарикова Т.А. Контент-анализ социологический метод. -Владивосток, 1990. - 86 с.
91. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993. - 304 с.
92. Жданов В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». М.: изд-во Книга, 1967.-280 с.
93. Жук И.Г. К вопросу формирования нравственных потребностей в педагогической теории Л.Н. Толстого // Тр. Новосибирского гос. пед. ин-, та. Новосибирск, 1974. - Вып. 109.
94. Жук И.Г. Проблема формирования духовных потребностей личности в педагогической теории и практике Л.Н. Толстого: Автореферат дис. к.п.н.: 13.730. Новосибирск, 1971.-21 с.
95. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
96. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 166 с.
97. Журавлев В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Сов. педагогика. 1990. - № 4. - С. 47-52.
98. Жизненный путь личности // Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев: Наукова думка, 1987. - 277 с.
99. Закон Российской Федерации «Об образовании» /Образование в документах. 1996. - № 5. - С. 61.
100. Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.-456 с.
101. Звидриныи П.П., Звидриня М.А. Население и экономика. М.: Мнель, 1987.- 126 с.
102. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит., 1989.-444 с,
103. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: изд-во МГУ, 1974. -136 с.
104. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сборник /Послесл. В.И. Кураева; Примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 430 с.
105. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. III /Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. М.: Русская книга, 1997. - 560 с.
106. Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. СПб., 1906.-21 с.
107. История педагогики: учеб. пособие для пед. университета / Под ред. А.И. Пискунова. Учебное пособие для педагогических университетов. Ч. 1.-М., 1995.- 231 с.
108. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915. - 746 с.
109. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. М., 1930. - 227 с.
110. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье //Человек после развода. Вильнюс, 1985.
111. Ковалев C.B. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -159 с.
112. Коган J1.H., Дудченко B.C. О месте контент-анализа в социологическом изучении // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1986.
113. Конвенция о правах ребенка. Положение детей в мире 1991 год. ООН (ЮНИСЕФ), 1992. - С. 77-96.
114. Конжиев Н.М. Семья и духовный мир школьника //Традиции образования в Карелии. Петрозаводск: ИПКПК, 1995. - С. 109-112.
115. Константинов H.A. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого //История педагогики. М., 1974.
116. Королоева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX начало XX вв.). - М.: ПО «Капитал и культура», 1994. - 152 с.
117. Коротяев В.И. Педагогика как совокупность педагогической теории. -М.: Просвещение, 1986. 207 с.
118. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер с пол. М.: Политиздат, 990. - 493 с.
119. Косогоров А. Русское народное воспитание // Живая старина. 1906. -№ 4. - отд. 5.
120. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. - 64 с.
121. Краевский В.В. Методологическая рефлексия //Сов. педагогика. 1989. -№2.-С. 72-79.
122. Кревин Э.П. Педагогические идеи Л.Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо //Педагогический листок. 1913. - № 3.
123. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 /Моск.пед. ун-т.-М., 1994.-50 с.
124. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1999. - 230 с.
125. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции // Полн. собр. соч.-Т. 85.-С. 179-186.
126. Ленин В.И. Л.Н. Толстой // Полн. собр. соч. Т. 16. - С. 293-297; 300302; 323-324.
127. Ленин В.И. Л.Н. Толстой и его эпоха // Полн. собр. соч. Т. 17. - С. 2933.
128. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб., 1910 -С. 221.
129. Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н. Толстого: Критич. этюд / Предисл. С. Бочарова // Вопр. лит. 1988. - № 12. -С.188-247.
130. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве О. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 174 с.
131. Литвин Л.Н. История дошкольной педагогики: По спец. «Педагогика и психоллогия (дошк.)» /2 изд. дораб. М., 1989. - 352 с.
132. Ломунов К.Н. Философская концепция жизни и человека в творчестве Л.Н. Толстого // Материалы Сов.-японского симпозиума по литературоведению. М., 1983.
133. Лощинин Н.П. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого. Тульское кн. изд-во, 1955.
134. Лукацкий М.А. Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толсткого: Дис. д.п.н.: 13.00.01. Тверь, 1999.-307 с.
135. Лукацкий М.А. Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого: Автореферат, дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. -51 с.
136. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций //Философские науки. 1986. - № 6. - С. 25-34.
137. Макаренко A.C. Книга для родителей. М., 1968. - 300 с.
138. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание, 1986.
139. Медков В.М. Второй ребенок. М.: Мысль, 1987. - 299 с.
140. Медынский E.H. Педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого. Очерки по истории педагогики. М., 1962.
141. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. /Протоирей Александр Мень. М.: Ex Libris, 1991.
142. Методология педагогических исследования /Под ред. А.И. Пискунова и Г. Воробьева. М.: НИИОП, 1980. - 165 с.
143. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -255 с.
144. Методы педагогического исследования /Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
145. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. М.: Наука, 1988, - 429 с.
146. Милоголова И.Н. Семья и семейный быт русской пореформенной деревни, 1861-1900: Дис. к-та ист. наук. -М., 1988. 329 с.
147. Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989. - 208 с.
148. Мир детства: Дошкольник. М.: Педагогика, 1979. -415 с.
149. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика, 1981. - 339 с.
150. Мир детства: Подросток. М.: Педагогика, 1989. - 285 с.
151. Мир детства: Юность. М.: Педагогика, 1991. - 254 с.
152. Михайловский Н.К. Сочинения. Изд. 4-е. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1906-1909.
153. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 199 с.
154. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: Linka-press, 1995.-270 с.
155. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособ. М.: МГПИ им. Ленина, 1985. - 105 с.
156. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.-190 с.
157. Навайтис Г. Психологические особенности распада супружеских отношений // Человек после развода / Под ред. Н.Я. Соловьева. -Вильнюс, 1985.
158. Назаров В.Н. Метаморфозы непонимания: J1.H. Толстой и русская церковь в современном мире //Вопросы философии. 1991. - № 8. - С. 155-156.
159. Народная педагогика воспитания детей подростков и молодежи /Материалы VII Виноградовских чтений. Сб. статей. Ч. 1. Отв. ред. В.И. Прокопенко. Екатеринбург, 1993. - 132 с.
160. Нечкина М.В. Функции художественного образа в историческом процессе: Сб. работ. М.: Наука, 1982. - 319 с.
161. Немировская JI.3. Религия в духовном поиске Толстого /Культура и религия. М., 1992. № 4.
162. Обозов H.H. Межличностные отношения. J1.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
163. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 8-е. М.: Сов. энциклопедия, 1970.-900 с.
164. Основы социальной концепции русской православной церкви // Воскресная школа: Прилож. к газете «Первое сентября». 2001. - №8. -С. 1-63.
165. Остерман Л.А. Сражение за Толстого. М.: Издательство «Грант», 2002. - 296 с.
166. Панкратова М.Г. Сельская женщина в СССР. М.: Мысль, 1990. - 191 с.
167. Пахман C.B. Обычное гражданское право в России. Т. 1. - СПб., 1887. -447 с.
168. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
169. Педагогика: Учеб. пособ. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. -637 с.
170. Перелыгина Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века: Дис. к-та пед. наук. -М., 1996. 162 с.
171. Петровский A.B. Быть личностью /A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990.- 110 с.
172. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
173. Писарев Д.И. Литературная критика в 3-х т. Т. 1. - Л.: Худ. лит., 1981. -383 с.
174. Плохова М.Г. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. сред. учеб. заведений. Т. Ц. «Сфера», 1995,- 158 с.
175. Предтеченский A.B. Художественная литература как исторический источник//Вестник ЛГУ. 1964. -№ 14.
176. Проблемы методологии: социально-гуманитарное познание и особенности его методологии. М.: 1985. - 134 с.
177. Психология современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. - 236 с.
178. Равкин З.И. Проблема духовного развития личности ребенка в педагогическом наследии Л.Н. Толстого //Сов. педагогика. 1978. - № 9.
179. Радина К.Д., Мальковская Т.Н. Развитие творческой личности ребенка в педагогической системе Л.Н. Толстого //Учен. зап. Ленингр. гос. пед. инта им. А.И. Герцена. 1970. - 377 с.
180. Размухина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М.: Просвещение, 1986. 188 с.
181. Разумовский В.Г. Методология и методы педагогики/ Сов. педагогика. -1989. № 11.-С. 40-46.
182. Роботова A.C. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Дис. д-ра пед. наук /Российский государственный педагогический ун-т им. А.И. Герцена. -СПб., 1996.-358 с.
183. Роботова A.C. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Автореферат дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. /Российский государственный педагогический ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 1996. - 38 с.
184. Родзинская И.Ю. Проблемы большого города: (Опыт социол. исслед.) -М.: Наука, 1982.- 125 с.
185. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. - 605 с.
186. Рубинштейн. С.Я. О воспитании привычек у детей. М.: Институт практической психологии, 1996. - 41 с.
187. Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания /Вестн. воспитания. 1915. - № 3.
188. Рябова Л.А. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья. Автореферат дис. к-та пед. наук: 13.00.01. М., 1998.
189. Сборник статей «Культура семейных отношений». М.: Знание, 1985. -80 с.
190. Семенов Д.Д. Кое-что о семейных идеалах // Образование. -1893. № 3. -С. 23.
191. Семья в русской классической литературе (Вторая половина XIX в.): Беседа для родителей и подростков. М., 1995. Вып. 2. - 32 с.
192. Семья в русской классической литературе (конец XIX начало XX вв.): Беседа для родителей и подростков. - Вып. 3. -М., 1996. -44 с.
193. Семья, тендер, культура. М., 1997.
194. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Спарк, 1996. 75 с.
195. Семья и общество / Под ред. А.Г. Харчева. М.: Наука, 1982. - 128 с.
196. Семейное право: Учебник для взов /Под ред. С.Н. Бондова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 319 с.
197. Сивогривова A.A. Биографические жанры в литературе. История и теория: Учеб. пособ. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - 88 с.
198. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
199. Смелзер Н. Социология: Учебное пособие для вузов: Пер. с англ./ Научн. ред. изд. на рус. яз. В.Я. Ядов. М: Феникс, 1994. - 687 с.
200. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.- 1600 с.
201. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993.-200 с.
202. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня /Н. Соловьев. Вильнюс: Шентис, 1977.-256 с.
203. Социология: Словарь-справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика. М.: Наука, 1991. - 357 с.
204. Спицин Н.П. Хроника семейного общения. М.: Знание, 1987. - (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 6).
205. Сталькова И.Л. Материнство. М.: Знание, 1987. - (Нар. ун-т. Пед. фак.; №11).
206. Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Пер. с англ. СПб.: Респекс; Дельта; Кристалл, 1996. - 384 с.
207. Степанец Б. Л.Н. Толстой как педагог. Вильно, 1912.
208. Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. -М., 1953 (соавт).
209. Сухомлинский В.А. О воспитании: (Выдержки из работ) /В.А. Сухомлинский/ Сост., авт. предисл. и вступ. очерков к разделам С. . Соловейчик; 6-е изд. М.: Политиздат, 1988. - 269 с.
210. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. -221 с.
211. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981. - 199 с.
212. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983.-254 с.
213. Теоретико-методологические вопросы истории педагогики /Редколл.: В.М. Бим-Бад, К.И. Салимова, В.И. Додонов. М.: АПН СССР, 1986. -110с.
214. Теплов В.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы //Вопр. психологии. 1971.-№ 6.-С. 122-130.
215. Теплов В.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы //Избр. труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - С. 306-312.
216. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -351 с.
217. Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого. М., 1989. - 503 с.
218. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1928-1958.
219. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. Л.: Худож. лит., 1979. -336 с.
220. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. Части 1-4. Л.: Хуждож. лит., 1979.-448 с.
221. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. Части 5-8. Л.: Худож. лит., 1979. - 392 с.
222. Толстой Л.Н. Не могу молчать /Сост., вступ. ст. и примеч. К.Н. Ломунов. М.: Сов. Россия, 1985. - 528 с.
223. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12 т. М.: Правда, 1987.
224. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения /Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
225. Толстой Л.Н. Избранные сочинения. В 3-х т. Т. 3 /Редкол.: Г. Беленький, П.Николаев, А.Пузиков и др.; Сост. и примеч. Льва Соболева. М.: Худож. лит., 1989.-671 с.
226. Толстой Л.Н. Избранное. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
227. Толстой Л.Н. Круг чтения: В 2-х томах, 4-х частях/ Вступит, статья Н.И. Азаровой; Репринтное издание. Т. 1. М.: Наше наследие, 1991. - 336 с. (Ч. 1); 232 е.: ил. (Ч. 2).
228. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1989.-383 с.
229. Уткина Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого // Вопросы философии. 1978. - № 9.
230. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1953. - С. 55-136.
231. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1.-М., 1953.-С. 303-326.
232. Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6 т. Т. 5. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1990. - 527 с.
233. Федоров В.А. Мать и дитя в русской деревне (конец XIX начало XX в.) //Вестник Московскго Университета. История. - 1994. - № 4. - С. 3-21.
234. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
235. Филановская Т.А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П.Ф. Каптерева: Автореферат дисс. к-та пед. наук: 13.00.01 /Владимирский гос. пед. ун-т. Владимир, 1996. - 18 с.
236. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
237. Флейк-Хобсон и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511 с.
238. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические совета родителям: Пер. с англ. /Предисл. К.Г. Митрофанова. М.: Прогресс, 1992. -190 с.
239. Ханхасаева И.Н. Как растить ребенка. М.: Знание, 1991. - (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 6).
240. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.- 143 с.
241. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.
242. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978. 580 с.
243. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
244. Христианское воспитание детей. М.: Московская синоидальная типография, 1905. - 71 с.
245. Честерфилд. Письма к сыну. М.: Знание, 1991, Сер. «Этика», № 7.
246. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975. - 260 с.
247. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1961. - 191 с.
248. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1974. - 317 с.
249. Шацкий С.Т. Толстой педагог //Народный учитель. - 1928. - № 9.
250. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1981.-232 с.
251. Щеголева Е. Православный храм. М.: ОЛМА-ПРЕСС. Гранд. 2002. -239 с.
252. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001.-566 с.
253. Ширбаев М.А. Народные традиции воспитания детей в семье. -Ташкент, 1969. 71 с.
254. Шкловский В.В. Художественная проза. Размышления и разборы. Л.: Сов. писатель, 1969. 667 с.
255. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 187 с.
256. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Сов. писатель, 1960.-359 с.
257. Этика и психология семейной жизни /Под ред. И.В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1987. -255 с.
258. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. -М.: Наука, 1987.- 196 с.
259. Юдин А.Н. Русская традиционная народная духовность.-М.,1994- 395с.
260. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. - 184 с.
261. Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.-80 с.
262. Aries, Philippe. Centuries of Childhood: A Social History of Family Life. N.Y., 1962.
263. Eriksen, J.A., Jancey, W.L., Eriksen, E.P. The Division of Family Rolles // J. of Marriage and Family, 1979. № 41 (2).
264. Ginott, Haim G. Between Parent and Child. New Solutions to Old Problems.1. London, 1969.
265. Glick, P.C., Lyn, S. Recent in Divorce and Remarriage // Family Relations, 1989.-№3.
266. Kieman, K., Wicks, M. Family Change and Future Policy. London, 1990.
267. Kohn, Melvin L.Class and Conformity. A Study in Values. Irwin-Dorsey, 1964.
268. Scolnik, A., Scolnik, J. The Family in Transition. Boston, 1986.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.