Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8-9 классов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гугнина, Ольга Владимировна

  • Гугнина, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 261
Гугнина, Ольга Владимировна. Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8-9 классов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2004. 261 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гугнина, Ольга Владимировна

Введение. С. 3

Глава I. Теоретико-методологические основы драмогерменевтики в педагогическом процессе

1.1. Специфика драмогерменевтических аспектов философии образования. С. 12

1.2. Педагогическое содержание драмогерменевтики в школь- С. 36-67 ном образовательном процессе.

1.3. Ретроспективный анализ технологии и методов драмогерменевтики в процессе обучения истории. С. 68

1.4. Технологические особенности реализации драмогерменевтики в процессе обучения истории. С. 101

Глава II. Опытно-поисковая работа по реализации драмогерменевтической технологии развития интереса при обучении истории (8-9 классы).

2.1. Диагностика исходного уровня развития интереса у учащихся. С. 125

2.2. Реализация драмогерменевтической технологии в учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории в 8-9 классах. С. 134

2.3. Сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы. С. 204

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8-9 классов»

Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития исторического образования характеризуется заменой информационного подхода в обучении личностно-ориентированным. Важнейшая цель современного школьного исторического образования — воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами, чувством патриотизма, гражданственностью, толерантностью, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

В настоящее время задачи школьного исторического образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Под технологией мы понимаем научно-обоснованную педагогическую систему, которая нацелена на заранее ожидаемый результат, воспроизводима, эффективна, гуманна и предусматривает выполнение определенного алгоритма. В настоящее время внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики в обучении, в том числе игровые и театральные. Драмогерменевтика — это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики, педагогики и театра (В.М.Букатов). Условия, при которых школьник вступает в диалог не только с учителем, учебником, сверстниками, но и с историческими событиями, явлениями, процессами, требуют не столько запоминания и последующего воспроизведения знаний, сколько умения и желания анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества.

Эта задача связана с уровнем понимания и толкования (объяснением, интерпретацией). Искусство толкования текстов исследуется герменевтикой.

Предметом исследования педагогической герменевтики является учение о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук.

Однако герменевтика в процессе обучения истории потребовала интерпретации, объяснения, толкования исторических процессов (событий, явлениий) через образ, поэтому для развития интереса к изучению истории нам представляется перспективным интеграция театра и герменевтики в процессе исторического познания, определенное в современной педагогической литературе как драмогерменевтика (В.М.Букатов), возможности которой недостаточно изучены специалистами в области методики преподавания истории. Драмогерменевтическая технология не исключает игру, но не сводится к ней. В отличие от игровой технологии, драмогерменевтика обеспечивает субъектную позицию ученика в процессе изучения истории на основе осмысления и понимания. Драмогерменевтическая технология развивает в структуре личности учащихся интерес к изучению истории. Мы исходим из того, что зачатки интереса к изучению истории у школьников были сформированы в 4—5 классах. С помощью исторических знаний человек самоопределяется в окружающем мире и интегрирует себя в этот мир.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях усилился интерес учеников и педагогов к театральным технологиям. Современные педагоги успешно используют театр в своей педагогической деятельности (особенно на занятиях гуманитарного цикла). Приёмы театрализации вводят в свои уроки Ш.А.Амонашвили, В.М.Букатов, И.Ф.Гончарова, А.П.Ершова, О.И.Лапкина, Т.В.Леваньшина.

Проблемы комплексного воспитания в детском театральном коллективе являются предметом исследовательской педагогической деятельности Е.Ю.Сазонова; творческого развития детей в процессе театральной деятельности — С.Ю.Дубновой, Ю.В.Завельского, М.П.Стуль. Авторские программы приобщения школьников к театральному творчеству разрабатываются В.Г.Давыдовым, А. П. Ершовой, О.И.Никифоровой, Г.Г.Пеня, М.А.Разбаш. Однако исследования, которые бы рассматривали процесс развития интереса у учащихся к истории, применяя драмогерменевтическую технологию, в последнее время не проводились.

Анализ современного состояния теории и методики обучения истории и практики показал, что в деятельности современной российской школы существует ряд противоречий между:

- возрастающей потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности и медленным совершенствованием педагогической компетентности учителей истории в условиях личностно-ориентированного обучения;

- традиционной методикой преподавания истории, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и естественным стремлением учащихся к поиску самопознания, самопонимания исторического процесса;

- необходимостью обеспечения субъектной позиции школьника и слабым методическим обеспечением деятельности педагогов по организации соответствующей развивающей среды.

Осознание сложившихся противоречий позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании сущности, структуры и содержания драмогерменевтической технологии развития интереса к изучению истории у учащихся 8—9 классов.

Актуальность, анализ противоречий и проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8—9 классов».

Объект исследования: процесс обучения истории в школе.

Предмет исследования: реализация драмогерменевтической технологии, способствующей развитию интереса к изучению истории школьников в 8—9 классах.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать сущность, структуру и содержание драмогерменевтической технологии, обеспечивающей развитие интереса к истории у учащихся 8—9 классов, воспитание личности ученика как субъекта исторического познания на основе понимания.

Гипотеза исследования: субъектное усвоение содержания исторического образования, обеспечивающее развитие интереса у учащихся 8—9 классов, вероятно предусматривает:

- определение сущности драмогерменевтической технологии при обучении учащихся 8—9 классов, которая заключается в интеграции театра, герменевтики, педагогики и системы приемов и методов, обеспечивающих понимание исторического процесса, с практикой их творческой интерпретации;

- раскрытие структуры драмогерменевтической технологии, заключающейся в создание герменевтической ситуации, обеспечивающей интерпретацию исторического прошлого через образ;

- выявление содержания драмогерменевтической технологии, предусматривающей представление системы заданий по интерпретации исторических текстов от репродуктивных до творческих; форм драмогерменевтики (от игр с готовыми правилами до метода театральной импровизации и интеграции); изменение системы взаимодействия внутри школьной группы с субъект-объектной до субъект-субъектной;

- разработку модели, предусматривающей реализацию драмогерменевтической технологии, в двух вариантах — методологическом и функциональном, обеспечивающей создание полихудожественной среды как условие эффективности развития интереса учащихся 8—9 классов на уроке истории и во внеурочной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность, структуру, содержание драмогерменевтической технологии, проанализировав философские, педагогические, психологические, методические аспекты применения драмогерменевтики в процессе обучения истории.

2. Разработать теоретически и практически реализовать модель драмогерменевтической технологии в процессе обучения истории в 8—9 классах.

3. Обосновать опытно-поисковым путем педагогические условия, способствующие эффективности и возможности применения драмогерменевтической технологии для развития интереса к истории у учащихся 8—9 классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды философов, посвященные проблемам понимания, объяснения, интерпретации (Х.Г.Гадамер, В.Дильтей, М.Н.Дудина, М.Хайдеггер, Ф.Шлейермахер,), работы по новому направлению в общей педагогике — драмогерменевтике (В.М.Букатов), основные идеи гуманистической педагогики и психологии (Ш.А.Амонашвили, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Соловейчик), теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), теория генезиса научного педагогического сознания (С.А.Днепров), теория педагогической коммуникации (В.Д.Ширшов), теория формирования познавательного интереса (Г.И. Щукина), положения дидактики о развитии познавательной деятельности (В.Э.Ильенков, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), теория взаимодействия учителя и ученика (Н.Ф. Родионова), работы по развитию исторического мышления (М.М. Бахтин, В.С Библер, Т.И Гончарова, А.М.Матюшкин, М.Т.Студеникин, Ю.Л.Троицкий), положения театральной педагогики (Ю.А.Завадский, Б.Е.Захава, М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Г.А.Товстоногов), основные положения режиссуры как практической психологии (П.М.Ершов, А.П.Ершова), теория полихудожественного развития (Б.П.Юсов), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), исследования в области педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова и др.); классификация и основные характеристики моделирования и организации учебных игр (В.М.Букатов), концепция игры как феномена культуры учащихся и их игровое поведение в коллективе (С.А.Шмаков), а также классификации учебных игр по истории (К.А.Баханов, Л.П.Борзова, М.В.Короткова, Г.А.Кулагина, Н.Б.Титова). Работы И.С.Якиманской явились значимыми для исследования оценки личностных изменений развития учащихся.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы; тестирования, анкетирования, педагогического наблюдения, метод монографических характеристик, метод неоконченных предложений; изучения анализа продуктов деятельности учащихся; формирующей и констатирующей опытно-поисковой работы; методы статистической обработки материалов исследования.

База исследования: общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 30 г. Оренбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 152 учащихся 8—9 классов.

Основные этапы исследования

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997—1998 гг.). Изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, посвященной проблеме применения драмогерменевтической технологии в образовании, в том числе и в историческом, месте и роли драмогерменевтики в методике преподавания школьных предметов, ее развивающем потенциале. Это позволило сформулировать общую гипотезу, разработать программу ее опытно-поисковой проверки.

Второй этап (1998—2000 гг.). Проведение констатирующей и формирующей опытно-поисковой работы, в процессе которой применялся метод тестирования, анкетирования, неоконченных предложений: изучены особенности развития интереса, активности, отношения к истории, эмоционального настроя, характер познавательной деятельности и взаимодействия учителя и ученика (ков), степень развития исторического мышления средствами драмогерменевтики. Разработаны и апробированы методики развития учащихся с использованием драмогерменевтической технологии, проанализирован, систематизирован и обобщен полученный материал, уточнена рабочая гипотеза.

Третий этап (2000—2004 гг.). Проведена проверка результатов, выводов исследования, уточнены отдельные теоретические положения, разработаны, скорректированы и внедряются в практику методические рекомендации по использованию драмогерменевтической технологии при обучении истории. Оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена структура драмогерменевтической технологии развития интереса к изучению истории у учащихся 8—9 классов, выражающаяся в сопряжении сфер педагогической, исторической, герменевтической, театральной.

2. Выявлено содержание драмогерменевтической технологии развития интереса к изучению истории у учащихся 8—9 классов, состоящее из основных этапов: работа с историческим текстом по проблеме; создание герменевтической ситуации; наличие пред-понимания как предпосылки суждения, осознания; постановка вопроса; толкование (историческое, психологическое); движение по герменевтическому кругу путем «набрасывания смысла»; выражение найденного «нового смысла» в драматической форме;

3. Разработана теоретическая модель, сочетающая функциональный и методологические варианты, и авторский алгоритм реализации драмогерменевтической технологии развития интереса у учащихся в обучении истории, способствующие воспитанию личности ученика как субъекта исторического познания на основе понимания.

4. Обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной реализации драмогерменевтической технологии в процессе обучения истории: использование системы приемов, методов, форм драмогерменевтики; создание полихудожественной среды; изменение системы взаимодействия внутри школьной группы в учебно-познавательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении понятия «герменевтическая драматизация», заключающегося в интерпретации исторического события в драматической форме через образ и диалог; в раскрытии сущности драмогерменевтической технологии, которая представляется в сопряжении системы приемов и методов, обеспечивающих понимание исторического процесса, с практикой их творческой интерпретации.

Практическая значимость исследования заключается:

- в создании драмогерменевтической технологии при изучении истории, содержащей разработанную и апробированную систему приемов, методов, форм драмогерменевтики;

- разработке научно-методических рекомендаций для учителей и студентов педагогических вузов по использованию драмогерменевтики в обучении истории.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обусловлены единством теоретических и эмпирических методов, адекватностью предмету исследования, многолетней опытно-поисковой работой.

Апробация материалов исследования осуществлялась на научно-практических семинарах учителей истории г. Оренбурга (2001—2003 гг.), Всероссийской конференции «Гражданственность и патриотизм в XXI веке: теория и практика» (Екатеринбург, 2002), на XIV преподавательской научно-практической конференции «Наука XXI века: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002), на VI Всероссийских историко-педагогических чтениях (Екатеринбург, 2002), в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2002» (Оренбург), на региональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002), на VII Всероссийских историко-педагогических чтениях (Екатеринбург, 2003), на

III Всероссийской научно-практической конференции «Современные методы в современном преподавании» (Москва, 2003), на заседаниях учебно-методического совета и кафедры новейшей истории России Оренбургского государственного педагогического университета и УрГПУ (Екатеринбург, 2001—2004 гг.).

Внедрение результатов исследования проводилось через публикации в печати, опытно-поисковую работу.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Драмогерменевтическая технология в школьном историческом образовании в 8—9 классах эффективнее игровых технологий.

2. Реализация драмогерменевтической технологии более адекватна личностно-ориентированной образовательной модели, чем информационный подход в обучении истории, поскольку она предполагает воспитание личности ученика как субъекта исторического познания на основе понимания.

3. Система приемов, методов и форм драмогерменевтики как средство развития интереса, активности, эмоционального настроя школьников способна сформировать такое отношение к истории, которое близко к убеждениям.

4. Применение драмогерменевтической технологии требует введения в педагогическую компетентность учителей истории режиссуры урока и техники общения, умения организовать диалоговые формы обучения в процессе обучения истории, развития их творческого потенциала.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гугнина, Ольга Владимировна

Выводы по II главе

В опытно-поисковой работе по реализации драмогерменевтической технологии в обучении истории (8-9 классы) нами были выявлены учащиеся с разным уровнем развития: 47% (17 чел) в опытно-поисковом и 45,3% (18 чел) в контрольном классах показали результаты, соответствующие среднему уровню развития, 16% (6 чел.) в опытно-поисковом и 41,7% (16 чел.) в контрольном характеризуются низким уровнем развития.

Опытно-поисковая работа проводилась в естественных условиях средней общеобразовательной школы и предусматривала включение учащихся в познавательную деятельность изучения истории с активным использованием средств драмогерменевтики.

В качестве ведущего приема обучения были использованы комплексные групповые и индивидуальные задания.

Инструкция для работы творческих групп определяла три этапа взаимодействия: этап обсуждения содержания задания, определения индивидуальных заданий членам группы, этап объединения (суммирования или интеграции) результатов индивидуальной деятельности.

Таким образом, на первом этапе опытно-поисковой работы были созданы условия для приобретения испытуемыми опыта продуктивного взаимодействия усложняющейся учебно-познавательной деятельности учащихся.

Задачи второго этапа опытно-поискового обучения реализовывались через учебно-познавательную деятельность, характеризующуюся возникновением устойчивого типа двусторонних отношений в системе "субъект-объект" с элементами отношений в системе "субъект-субъект". От уровня введения в деятельность, обеспечивающего создание единого смыслового поля, разделенного действия, лежащего в основе сформировавшегося у учащихся умения работать в творческих группах и реализовывать себя в роли творческого исполнителя, на втором этапе мы перешли к уровням имитируемого и поддержанного действия.

Деятельность учащихся на втором этапе обучения характеризуется включенностью в исторические ситуации продуктивной деятельности, где диалог объяснение - понимание" конструируется как единая познавательная деятельность, актуализирующая акты непонимания, провоцирующая привлечение личного опыта и знаний учащихся, строящая процесс совместного движения к пониманию как рефлексивный процесс.

На данном этапе нами применялся метод драмогерменевтики в сочетании с элементами эвристического, творческого методов обучения, которые позволили глубже вникнуть в содержание изучаемого материала и реконструировать историческое прошлое.

На третьем этапе опытно-поисковой работы нами была организована учебно-познавательная деятельность учащихся во внеклассной работе как самоорганизуемая деятельность. Драмогерменевтическая технология при изучении истории позволила не только повысить активность, но и обеспечила рост потребности в новом историческом знании и привел к активизации внеучебной работы по предмету.

В результате постоянно действующий школьный исторический театр (ШИТ) из дидактического театра, обслуживающего учебный процесс, стал театром развивающим, углубляющим знания по истории.

Драмогерменевтическая технология при обучении истории способствует формированию у учеников понимания интерпретационного характера исторических знаний, развитию историчности мышления, умения воспринимать исторические события многопланово.

Моделируя исторический процесс на основе источников, ученики непрерывно творят. При этом дети не только запоминают, но и размышляют, аргументируют, доказывают. В ходе исследования разница в объеме прочно усвоенных фактических знаний между контрольным и опытно-поисковым классами с течением времени возросла в пользу последнего: с 8,3% при проверке в тот же день до 30,1 % при проверке через год.

Таким образом, усвоение исторических фактов тем прочнее и качественнее, чем интенсивнее и разностороннее познавательная деятельность учащихся с усваиваемым материалом.

Оперирование знаниями средствами драмогерменевтики и является такой разносторонней деятельностью, которая оптимальным образом решает задачу не только понимания, но и прочного усвоения исторического материала.

Результаты опытно-поисковой работы показали наличие существенных изменений по главным показателям у всех испытуемых, хотя характер произошедших изменений различен.

Заключение

История возможна благодаря памяти. Прошлым является не столько то, что было, сколько то, что сохранила история - память как культуру человечества. Однако не только благодаря памяти сохранилось прошлое, но благодаря тому, что прошлое продолжает жить в настоящем. Оно вновь и вновь актуализируется и пересматривается, переосмысливается. В этом состоит особенность исторического познания, и это надо научиться понимать, изучая историю. Задача учителя истории состоит в том, чтобы учить детей пониманию истории, то есть содействовать рождению понимания истории.

Учение о понимании, толковании является предметом исследования педагогической герменевтики, как методологической основы гуманитарных наук. Толкование может быть словесным, а может быть деятельностным. Деятельностное толкование связано с драматизацией исторических фактов, явлений и процессов. Именно поэтому технология, соединяющая герменевтику и драматизацию (или театр) обозначена в педагогической литературе как драмогерменевтическая.

Реализация драмогерменевтической технологии обеспечивает интерпретированное творческое преподавание, личностное усвоение и осмысление истории, что обогащает методику преподавания в школе. Использование драмогерменевтики создает полихудожественную среду для более глубокого усвоения знаний и может иметь разовую форму применения и постоянную (например, школьный исторический театр).

Полихудожественная эстетическая среда, которую мы называем драмогерменевтической средой, соединяет в себе взаимодействие предмета и пространства, содержит достаточно широкий круг элементов, зависящих от назначений, приложения их к какой-либо деятельности (история, литература, театр, хореография).

Для достижения разнообразных задач изучения истории используются методы драмогерменевтики (игры с готовыми правилами, сюжетно-ролевые, творческие, деловые, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованное представление, психодрама, социодрама, метод театральной импровизации и интеграции), которые способствуют раскрытию потенциала учащихся, обеспечивая включенность ребенка в процесс познания исторического прошлого.

Система методов и приемов драмогерменевтики предполагает:

- изменение характера познавательной деятельности (от репродуктивной до креативной);

- развитие степени самостоятельности (от полностью управляемой до самостоятельной деятельности);

- включение учащихся в развивающую систему исторических исследований (эвристической деятельности);

- формирование рефлексивной оценки учебной деятельности.

Реализация драмогерменевтической технологии обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся преимущественно эвристического, поискового творческого характера, способствует изменению характера взаимодействия учителя и ученика(ов) (позволяет поменять позицию ученика на субъект-субъектную) и уровней усвоения и понимания: от усвоения на основе ранее изученного и ощущений, «вдохновений» (озарений) исторических «образов», впечатлений передаваемых другими до личностного «переживания» исторических событий; осознания себя как субъекта исторического познания.

Драмогерменевтическая технология при обучении истории позволила не только повысить активность, но и обеспечила рост потребности в новом историческом знании и привела к активизации внеучебной работы по предмету. В результате, постоянно действующий Школьный исторический театр (ШИТ) из дидактического театра, обслуживающего учебный процесс, стал театром развивающим, углубляющим знания по истории.

В ходе диссертационного исследования были выделены показатели развития учащихся средствами драмогерменевтики: активность, интерес, эмоциональный настрой, отношение к истории. Их совокупность является достаточной для фиксации результатов и воспроизведении самого пути получения подобных результатов другими педагогами.

Результаты опытно-поисковой работы показали наличие существенных изменений по главным показателям у всех испытуемых.

Положительная динамика изменений в ходе опытно-поисковой работы в целом подтвердила гипотезу, позволила признать ее проведение успешной и сформулировать условия, обеспечивающие эффективность изучения истории средствами драмогерменевтики:

- реализация драмогерменевтической технологии при обучении как теории творческой интерпретации;

- развитие интереса у учащихся с использованием системы приемов и методов драмогерменевтической технологии, включающих: а) систему заданий от репродуктивных до творческих, б) изменение системы взаимодействия внутри школьной группы в учебно-познавательной деятельности с субъект-объектной до субъект-субъектной, в) использование многообразных форм драмогерменевтики (от игр с готовыми правилами до метода театральной импровизации и интеграции).

Соблюдение этих условий, как показывает анализ, привело к изменению в развитии интереса у учащихся.

Таким образом, мы считаем, что: 1. Драмогерменевтическая технологии обеспечивает системный характер изучения истории за счет включения учащихся в процесс исследования, интерпретации, толкования исторических фактов, явлений, процессов, категорий, закономерностей, принципов, систем; развивает интерес, активность, изменяет эмоциональный настрой и формирует значимое отношение к предмету и, в конечном итоге, убеждение и мировоззрение.

2. Драмогерменевтическая технология реализуется через систему принципов, приемов и методов (игры с готовыми правилами, сюжетно-ролевые, творческие, деловые, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованное представление, психодрама, социодрама, метод театральной импровизации и интеграции), которые развивают характер познавательной деятельности от репродуктивной до творческой, формируют субъектную позицию ученика.

3. Реализация драмогерменевтической технологии обеспечивает личностное усвоение и осмысление истории. Личность познает историческое прошлое через герменевтику, давая свое толкование, интерпретацию исторического процесса. Личностное толкование истории проявляется в «процессе драматизации». Таким образом, драмогерменевтика обеспечивает путь ученика к истории через герменевтику, а путь истории к ученику через драматизацию.

4. Использование драмогерменевтики в обучении истории создает полихудожественную среду для более глубокого усвоения знаний учащихся 8—9 классов.

5. Драмогерменевтическая технология эффективнее игровой технологии в 8—9 классах, так как в этот период у учащихся формируется устойчивая социализация, положительное отношение к истории, развивается активность и широкий познавательный интерес, идет процесс понимания и осознания исторического прошлого, что и предполагает драмогерменевтика в обучении истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гугнина, Ольга Владимировна, 2004 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-299 с.

2. Абульханова -Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 229 с.

3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994. - 608 с.

4. Актисон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс. 1985-С. 21

5. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1997. 37 с.

6. Алексеева Н.А. Мотивы учения учащихся. — Киев, 1974 С. 19

7. Алексеева Н.М. Игры на уроках//Преподавание истории в школе. 1991. № 5. С. 114-115.

8. Амонашвили LLI.A. Единство цели: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1987. - 206 с.

9. Амонашвили LLI.A. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 13

10. Ю.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. М.: Педагогика, 1980.-230 с.

11. И.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 567 с.

12. Андрюхина Л.М. Культура мышления (16 шагов к культуре мышления): Образоват. (учеб.) программа для обучающихся 7-8 классов общеобразоват. шк. Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 1997. - 20 с.

13. З.Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе//Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы/ Под ред. Е.К.Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991. - С. 52-66.

14. Н.Аристотель. Сочинения: в 4-х Т. Т 4 М: Мысль, 1984., - 335 с.

15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М. - 1994. - С. 273274

16. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

17. Ахаян Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. -СПб, 1996.-98 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

19. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1982.-С. 12

20. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках//Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 93-94.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.-444 с.

22. Батов В.И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Дис. .докт. культурологии М., 2003. - 345 с.

23. Бацын В.К. О реформе исторического и обществоведческого образования в современной школе // Преподавание истории в школе. 1997. - № 8. С. 13

24. Бганко О.Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий: Дис. .канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.- 187 с.

25. Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Издательство Дома учителя. 2001. - 236 с.

26. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.

27. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЕК", 1996. -318с.

28. Беляева JI.A. Проблема понимания в педагогической деятельности. -Екатеринбург. 1995.-е. 36-46.

29. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование//Вопросы философии. 1990. № 1. С.30

30. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с.

31. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.: Мысль, 1990. С. 5-7

32. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.-336 с.

33. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Екатеринбург: "Литур", 2000.-С. 51

34. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

35. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - С. 75-87

36. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1990. -С. 30-41

37. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М., 1997.-С. 17-19.

38. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы.// Психологическая наука и образование. 1996. - №4. -С. 66-73.

39. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

40. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

41. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. - № 3. - С. 19-23.

42. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.

43. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

44. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. № 2. С. 14-20.

45. Большой энциклопедический словарь. Искусство//Под ред. Е.Хачанян. М.: ВНЕШСИГМА - ACT, 2001. - С. 177.

46. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4. С. 11-17.

47. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - С. 430-439

48. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос-Пресс, 2001. - 169 с.

49. Брудный А.А. Понимание и текст: Загадка человеческого понимания. М., 1991.-С. 127.

50. Букатов В.М. Реализация общепрактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств: Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 191 с.

51. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дис. .д-ра пед. наук.-М., 2001 -260 с.

52. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. -М., 2003. С. 15-18

53. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя. М.: Издательство "Первое сентября", 2002. -224 с.

54. Букатов В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. 1996.-№3.-С. 53-57.

55. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2000. - С. 61-63.

56. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора// Педагогика. 1997. № 2. С. 3-8.

57. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 576 с.

58. Вершиловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л., 1981. -144 с.

59. Владимирова Н.Ш. Работа режиссера в детском самодеятельном театральном коллективе//Режиссер работает в школе: теоретические иметодологические проблемы/Под ред. Е.К.Чухман. М.: Изд. АПН СССР 1991.-С. 67-80.

60. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991- 479 с.

61. Выготский JI.C. Психология искусства/Под ред. М.Г.Ярышевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

62. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. Пособие. М.: Владос, 2000. - 176 с.

63. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. -256 с.

64. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.-С. 224-229.

65. Газман О.С. Гуманизм и свобода//Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. - 20 с

66. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-44 с.

67. Ганаева Е.А. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как средства формирования коммуникативных умений учащихся//Культура профессиональной речи будущих педагогов: Сб. науч. тр. Магнитогорск, 2002. С. 112.

68. Гартвиг А.Ф. К вопросу о преподавании истории в средних учебныхзаведениях. М. - 1891. - С. 20.

69. Гегель Г. Эстетика. Т.2. М., 1969. - С. 139-140.

70. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в

71. России//Педагогика, 1996. № 5. С. 46-54.

72. Гиззатуллин И.Г. Игры для старшеклассников//Преподавание истории вшколе. 1992. № 5-6. С. 54-55.

73. Гиппиус С. Психогимнастика чувств. M.-JI., 1967. - 324 с.

74. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. М.: Просвещение, 1992. С.87.112.

75. Гончарова Т.Н., Гончаров И.Ф. Когда учитель властелин дум. - М., 1991. -С. 17-20.

76. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. -М., 1988.-С. 25-27.

77. Гребенкин А.В. Проблема взаимосвязи внешней и внутренней техники актера на уроках сценического движения в детском театральном образовании: дис. . канд. Пед. наук. М., 1996. - 167 с.

78. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. -143 с.

79. Гримак Л.П. Резервы человеческой техники: Введение в психологию активности. м.: Политиздат, 1989. - 319 с.

80. Гугнина О.В. Школьный театр: воспитание патриотизма// Гражданственность и патриотизм в XX веке: теория и практика. -Екатеринбург: УрГПУ, 2002. С. 57-59.

81. Гугнина О.В. Школьный исторический театр// Научно-теоретические основы непрерывного исторического образования: Шестые всероссийские историко-педагогические чтения. Мин-во образования РФ: УрГПУ и др. -Екатеринбург, 2002.-С. 168-172.

82. Гугнина О.В. Чтобы город стал родным: Из опыта работы учителя истории// Наука XXI века: проблемы и перспективы: Материалы XXIV преподавательской и XIII студенческой научно-практической конференции ОГПУ Оренбург: издательство ОГПУ, 2002. - С. 75-77.

83. Гуляева О.Б. Урок-игра в IX классе// Преподавание истории в школе. 1991. №4. С. 148-149.

84. Гусев С.С., Тульчинский T.JI. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ.-М., 1985. С. 20-21.

85. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии// Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 22-32.

86. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 240 с.

87. Давыдов В.В. К пониманию развивающего обучения// Педагогика. 1995. № 1. С. 15-32.

88. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., ИНТОР, 1996. - 544 с.

89. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966. - С. 38-41.

90. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 Т. T.l: А -З.-М.: Тера 1995.-С.489

91. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. - 336 с.

92. Дильтей В. Описательная психология. Пер. с нем. СПб., 1996. С. 77-78.

93. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии. 1998. - № 4. - С. 18

94. Днепров С.А. Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики. -Екатеринбург, 1992.-е. 15-16.

95. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 208 с. - (Вопросы к олимпиаде).

96. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: "Наука", Уральское отделение, 1998. 312 с.

97. Дудина М.Н. Философская пропедевтика, или философии все возрасты покорны. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 428 с.

98. Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. Т.1: Технология актерского искусства/ Отв. Ред. В.М.Букатов. М.: ТОО "Горбунок", 1992. - 288 с.

99. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998.-336 с.

100. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 232 с.

101. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе/Театральное обучение школьников X-XI классов/ Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. М.: НИЧ художественного воспитания, 1992 .- 73 с.

102. Ершова А.П. Театральная культура в школьной педагогике//Народное образование. 1995. № 8-9. - С. 91 -96.

103. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М.:ВТО, 1965.-347с.

104. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987.- 159с.

105. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика 1997. - № 2. - С. 9-14.

106. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1990. - 392с.

107. Запорожец А.В., Венгер JI.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967. - 320 с.

108. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 2-е изд. - М.: Искусство, 1996.-318с.

109. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. - № 5.-С.З- 17.

110. Золотовицкий Р.А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования // Онтосинтез социальной реальности. Ред. В.С.Дудченко. М.: Издательство ИКАР, 1998. - С.267.

111. Зубкова И.А. Ролевая игра как метод погружения в историческую реальность // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. -Екатеринбург, 1999. С. 213 - 217.

112. Зубкова И.А., Титова Н.Б. Учебные игры по истории / Министерство образования РФ; Уральский гос. Пед. ун-т. Екатеринбург: "Банк культурной информации", 2001. 92 с.

113. Игошев Н.А. Россия нэповская (урок лекция в 9 классе) // Преподаваниеистории в школе. 2001. - № 1. - С. 25 - 30.

114. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании иреализации ремесла школьного урока. М.: АО "Аспект Пресс", 1993. - 127с.

115. Ильенков Э.В. Философия культуры. М., 1991. - С. 18 - 20.

116. Ильенков Э.В. Что же такое личность? М., 1983. - С. 435

117. Ильенков Э.И. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. -М., 1960.-С.ЗЗ.

118. Ильин Г.Л. Научное образование в свете тенденции демократизации. -Magister, 1996. № 5. - С. 28 - 40.

119. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988. - 221 с.

120. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., РГУ, 1992.-С. 178.

121. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика. (Материалы республиканской конференции) Оренбург, 1993. - 400с.

122. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., 1968. - С. 23 - 26.

123. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - С. 319.

124. Калмаков А.И. Урок игра, урок - соревнование // Преподавание истории в школе. 1989. - № 5. - С. 38 - 41.

125. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190с.

126. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144с.

127. Кант И. Соч.: В 6-ти т. Т. 4. 4.1. М.; Мысль. 1965. - С. 38 - 39.

128. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - С. 22 - 28.

129. Карелина Т.М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний. Дис.канд. пед. наук. -СПб, 1998.- 183с.

130. Карнушкин М.А. Основные компоненты постановочного плана и их реализация: Пособие для студентов IY Y курсов театрального отделения и режиссеров народного театра. - Куйбышев, 1987. - 1 Юс.

131. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996.- 188с.

132. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. -С. 35-42.

133. Клименко И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы : Дисс. . канд. Пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 189 с.

134. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 526с.

135. Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Вестник высшей школы. 2000. - № 2. - С. 16 - 23.

136. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия "количество информации" // Проблема передачи информации. 1965. - Т. 1. - С. 1 - 13.

137. Р.Дж.Колингвуд Идея истории. Автобиография. М., 1980. - С. 166.

138. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. - С. 23-27.

139. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд.-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 256с. - (Б.-ка учителя истории).

140. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд. - Минск: ред. Журн. "Адукацыя выхаванке", 1996. - 312с.

141. Краткий психологический словарь хрестоматия / Сост. Б.М. Петров; Под ред. проф. К.К. Платонова. - М.: Высшая школа, 1974. - 134 с.

142. Краткая литературная энциклопедия// Под ред. А.А.Суркова. Т.2. - М. -Изд.-во «Советская энциклопедия», - 1964. - С. 778

143. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург: Изд.-во ОГПИ, 1995. - 99с.

144. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1993. - 240с.

145. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., Просвещение, 1989.-c.127.

146. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. - № 4. - С. 91 - 99.

147. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика // Сб. науч. Тр. Современные подходы к теории эстетического воспитания/ материалы и тезисы Буровских чтений). М., 1999. - С.314

148. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -191 с.

149. Лейтц Грета. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс., 1994.-С. 68-69.

150. Леонов А.А., Шумова Е.Д. О некоторых особенностях школьного театрального коллектива // Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы. / Под ред Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.-С. 86-90.

151. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 217 с.

152. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.

153. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. -304 с.

154. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-С. 17-21

155. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1985. - 80 с.

156. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия //Вопросы философии. 1995. -№2.-С. 110-121.

157. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. -М.: Педагогика. — 1972. С. 14-15.

158. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. -С. 18

159. Лолуа В.В. Воздействие культуры речи на эстетическое развитие учащихся в школьной и речевой среде / Сб. науч. тр. Современные подходы к теории эстетического воспитания. Материалы и тезисы Буровских чтений). М., 1999. -С.166

160. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства ( XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1997. - С. 42-45.

161. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт: О понимании человека. -Псков, 1999.-С. 41-42.

162. Лук А.Н. Юмор. Остроумие, творчество. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - С. 146165. Любинский И.Л. Театр и дети. - М., 1962. - С.27-29.

163. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. -М., МГУ, 1980.-С. 18-27.

164. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1997.

165. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат., 1988. - 256 с.

166. Мализа Мирна. Культура и новый экономический порядок // Культура., 1982. № 1-2. - С. 53-61.

167. Манн Б.Б. Школьный исторический театр // Преподавание истории в школе. 1993. - №3. - С.45-47.

168. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1990. 192 с.

169. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с анг. М.: "Рефл-бук"; К.: Ваклер, 1997.-304 с.

170. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-С. 21-24.

171. Маяковский В.В. Сочинение в 1 томе. М.: изд-во "Художественная литература", 1941. - С.452-475.

172. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы "РОН", 2002. - 48 с.

173. Мид Дж.Г.Культура и мир детства // Избр. произведения. М., 1988. - С. 15-19.

174. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Изд-во "Дело", 1994.-216 с.

175. Морено Дж. Театр спонтанности. Фонд ментального здоровья. -Красноярск, 1993.-С. 114

176. Морено Я.Л. Социометрия. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. -С.265.

177. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены): Учеб. пособие для учеб. заведений культуры. М.: Просвещение, 1981.-239 с.

178. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1984.-С. 112

179. Мун Л.Н. Творческая сущность импровизации в истории искусств и в музыкальном образовании младших школьников/ Сб. науч. тр. Виды искусства и их взаимодействие. М.: ИХО РАН, 2001. - С. 55

180. Мышление учителя (под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской) М., 1990.- 104 с.

181. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / Психологическая наука в СССР Т. 11. М.: АПН СССР, 1960.-653 с.

182. На пути к толерантному сознанию/ Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.-С. 12-14

183. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. - №3, - С. 20-27.

184. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ТУ ПТО администр. Челяб. обл. филиал ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.

185. Нахимовский. Театральное действо от А до Я. Пособие для классных руководителей. М.: "Аркти". - 2002. - 115 с.

186. Некрасова J1.M. Воспитание зрительной культуры старшеклассников на уроках МХК и факультатива по театру: Дис.канд. пед. наук. М., 2000. -120 с.

187. Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Театральное путешествие в Древний Египет. Учебно-методическое пособие. М., 2001. - 111с.

188. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. М. - 1964. -С.181

189. Никольский JI.A. Чухман Е.К. Современные тенденции и проблемы развития театральной самодеятельности школьников // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников / Под ред. Е.К.Чухман, А.П.Ершова. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 37-56.

190. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т., Т. 1. М., 1990. - С.39-40.

191. Новейший философский словарь: 2-е издание, переработанное и дополненное. / Составитель и отв. ред. А.А. Грицанов. Минск. : Интерпрессервис, 2001. - С. 239-240.

192. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 200. - С. 27-30.

193. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-С.448.

194. Общение и оптимизация совместной деятельности (под ред. Г.М.Андреевой и Н. Нроушека).- М.: МГУ, 1987. 302 с.

195. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Я. Зязюна. М: Просвещение, 1989. - 302 с.

196. Орехова Т.Ф. Здоровьетворящая направленность профессиональной речи учителя / Сб. науч. тр. Культура профессиональной речи будущих педагогов. -Магнитогорск, 2002. С. 102.

197. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. - с. 179.

198. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Вестник высшей школы. 1990. -№5.-С. 6-19.

199. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа - Пресс, 1998.-512 с.

200. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад.-М.:Изд-во УРАО, 1998.-С. 13-14.

201. Пеня Т.Т. Создавая спектакль, изменяем себя. // Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы / Под ред. Е.К.Чухман. -М.: Изд. АПН СССР, 1991. С.80-85.

202. Петровский А.В. Личность. Деятельность, Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.

203. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет. эксперим. исслед. - М.: Педагогика, 1980. -240 с.

204. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - С. 35-37.

205. Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама: концепция сценария //Психодрама: вдохновение и техника / Под. ред П.Холмса и М.Карн. М., 1997. - С. 41-48.

206. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности. Активность личности в обучении. М., 1986. - С. 26-30.

207. Поламшиев A.M. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы: Учебное пособие для студентов театральных институтов культуры. М.: Просвещение, 1982. - 224 с.

208. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. - №2. - С.21 -22.

209. Программно-методические материалы. История 5-9 кл./Сост. Т.И.Тюляева.-4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.-288 с.

210. Психологический словарь / Под ред В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.

211. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

212. Программы для I и II ступени семилетней Единой Трудовой школы. М., -1921.-С.З

213. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во АНСССР, 1949. -Т.2.-С. 54-55

214. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.- 130 с.

215. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-С.51-52.

216. Родионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. JI., ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 84 с.

217. Рождественская Н.В. О слагаемых актёрских способностей. Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1985. - 132 с.

218. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова: В 2 т. -М., 1993.

219. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Педагогика, 1989. -704 с.

220. Рузавин Г.И. Герменевтика и проблема интерпретации, понимания и объяснения //Вопросы философии. 1983. - №10. - С. 62-69.

221. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. 1998. - №3. - С. 68-73.

222. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Пед вестник, 1997.-244 с.

223. Рындак В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). Оренбург: Издательский Центр ОГАУ, 2000- 192 с.

224. Савенкова Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе / Сб. науч. тр. Виды искусства и их взаимодействие. М.: ИХО РАН. - 2001. - С. 131-137.

225. Савкова З.В. Как сделать голос сценичным. М.: Искусство, 1975. - 176с.

226. Сафонова З.Г. Педагогический подход способ познания, выполняющий методологическую функцию в образовании: Актуальные проблемы педагогики XXI века / Отв. ред. В.Г. Рындак. Выпуск 1. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001.-С. 217-227.

227. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

228. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.:Академия, 2000. - С. 31-32.

229. Семенова Н.В. Педагогические условия реализации методов активного обучения будущего учителя: Дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2002. - С. 5859

230. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1984.- 161 с.

231. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. - 161 с.

232. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. -М., 1986.- 150 с.

233. Скворцова Н.Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1998. - С. 44-45.

234. Сластенин В.А. Педагогика творчества //Советская педагогика. 1991. -№1. - С. 147-149.

235. Словарь иностранных слов. М., 1990. - 624 с.

236. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ. -М.:Генезис, 1999. 272 с.

237. Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -С. 176-177.

238. Советский энциклопедический словарь/Под ред.А.М.Прохорова-4-е изд.-М.: Советская энциклопедия.-1989.-С.297

239. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. - 111 с.

240. Сороко-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-240 с.

241. Спирин Л.Ф. Методика педагогических исследований. М., 1986. - 74 с.

242. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т., Т.З: Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1955.-501 с.

243. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т., Т.4: Работа актёра над ролью. М.: Искусство, 1957. - 550 с.

244. Старостина Т.Б. Учебно-познавательная деятельность студенческой группы как фактор формирования коммуникативной культуры будущего учителя :Автореф. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. - 24 с.

245. Степанищев А Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 4.1. - 304 с.

246. Степанищев А Т. Методический справочник учителя истории. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - 320 с.

247. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: 2000. -С. 19-20.

248. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование //Педагогика. -1999.-№1.-С. 36-43.

249. Сулима И.И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) // Alma mater. 1999. - № 1. - С. 12-17

250. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1979-1981.

251. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Предисловие О.В.Сухомлинской. -М.: Педагогика, 1990. 303 с.

252. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.344 с.

253. Театральная энциклопедия //Под ред. П.А.Маркова. Т.2. - М.: Советская энциклопедия. - 1963. - С. 502

254. Титова Н.Б. Игровые технологии как средство развития личностиучащихся в обучении истории (5-8 классы): Дис. канд. пед. наук.

255. Екатеринбург, 2002. 189 с.

256. Товстоногов Т.А. Круг мыслей. Л.:Искусство. - Ленинградское отделение, 1972. - 287 с.

257. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1989. - С. 6568.

258. Толковый словарь русского языка //Под. ред. Д.И.Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935.-С. 794

259. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // История. 1994.-№45.-С. 38-40.

260. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) //Преподавание истории в школе. 1999. - №1. - С. 61-62.

261. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика. 1994. -№1. - С. 103-110.

262. Умбражко К. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1996. - № 2. - С.29-34.

263. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века. М., 1987. - С. 4248.

264. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. - С. 4041.

265. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. : В 2 т. Т.1. М., 1990. -С. 174-175.

266. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1987. - 237.

267. Фрейд 3. Психология бессознательного.// Сост М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение. - 1989. - С.70-71.

268. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. - С. 3942.

269. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.- 160 с.

270. Хейзинга Й. Homo lugens. В тени завтрашнего дня. М.Прогресс-Академия, 1992.-С. 18-21.

271. Холодная М.А. Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности//Педагогика. 1998. - №1. - С. 54-60.

272. Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студ.//Сост. и вступ. очерки А.Красило, А. Новгородцевой. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 416 с.

273. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб.:Питер, 2001. 544 с.

274. Ципкин Б.Н. Приоритетные направления развития театрального дела в общеобразовательной школе //Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы /Под ред. Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.-С. 38-52.

275. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 151 с.

276. Чехов М. Литературное наследие : В 2 т. Т.2: Об искусстве актера. М.: Искусство, 1995.-588 с.

277. Чухман Е.К., Анакиев О.Ю. Театр в передовом педагогическом опыте//Современные проблемы театрально-творческого развития школьников /Под ред Е.К. Чухман, А.П. Ершова. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 76-99.

278. Чухман Е.К. Уроки театра в школе. // Искусство в школе. 1997. - №3. -С. 63-64.

279. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.-С. 50-52.

280. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения :В 4 т. М.: Изд-во АН СССР, 1960-1963.

281. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991.-№1.-С. 38-40.

282. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы -Екатеринбург, 1994. 128 с.

283. Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. С.Ю.Курганов. Красноярск, 1991. - 52 с.

284. Школа диалога культур. Основы программы/ Под общей редакцией

285. B.С.Библера. Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.

286. Шлейермахер Ф. Герменевтика. М., 1969. - С. 87-91.

287. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.:Новая школа. -1994.-С. 63-64

288. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1987. - С. 23-28.

289. Шпет Г.Г. Театр как искусство// Вопросы философии. 1989. - №11.1. C.77-92.

290. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.,1986. - 144 с.

291. Щуркова Н.Е. Питюков В.Ю, Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. - 111 с.

292. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989. 554 с.

293. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - С. 17-20.

294. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. -187 с.

295. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. - С. 53

296. Язовицкий Е.В. Педагогическое наследие К.С. Станиславского и эстетическое воспитание в школе: Автореф. дис.д-ра пед. наук. J1., 1973. -35 с.

297. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

298. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995. - №2. - С. 31-41.

299. Якиманская И.С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента. —М.,1998. С. 11-13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.