Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич

  • Калинин, Леонид Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 200
Калинин, Леонид Анатольевич. Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Нижний Новгород. 2007. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич

Введение.

Глава 1. Система понятий, характеризующих деструктивные идеологии и их сущность.

1.1. История формирования и развития понятийного аппарата для характеристики деструктивных идеологий.

1.2. Тоталитаризм, экстремизм и деструктивные идеологии.

1.3. Сущность деструктивной идеологии как социального феномена.

Глава 2. Типология деструктивных идеологий.

Глава 3. Социально-философские основания деструктивных идеологий.

3.1. Субъективизм как философская основа деструктивных идеологий.

3.2. Антидиалектичность деструктивных идеологий.

3.3. Иррационализм как основа деструктивных идеологий.

Глава 4. Закономерности зарождения, функционирования и развития деструктивных идеологий.

4.1. Теоретические источники деструктивных идеологий. 4.2. Социальные причины возникновения и развития деструктивных идеологий. .:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. В последние десятилетия в мире наблюдается активизация общественно-опасных политических, религиозных, националистических и иных группировок, деятельность которых основана на абсолютном идеологическом противостоянии с обществом. Их распространение в современных условиях представляет угрозу как для регионов их возникновения, так и для мира в целом.

Феномен перехода от теоретической борьбы между различными мировоззренческими системами к борьбе на физическое уничтожение носителей иной идеологии и репрессиям к оппонентам тесно связан с деструктивными идеологиями.

В религиозной сфере сейчас наблюдается массовый рост нетрадиционных объединений экстремистского характера (саентология, сатанистские, «Аум Синрикё», другие неоориенталистские секты и т.п.) В политической сфере -возрождение идеологий тоталитаристских режимов (нацизм, фашизм, тоталитаристские варианты псевдосоциализма), активизация националистических (ИРА, ЭТА, "Хамаз", "Хезболлах" и другие исламистские организации), право - и левоэкстремистских (РАФ, «Красные бригады») группировок, массовых неформальных движений националистического и сепаратистского характера в странах бывшего социалистического лагеря и странах, ранее входивших в состав СССР.

На рубеже XX - XXI веков и в начале XXI, рост числа и активности политических группировок и религиозных сект экстремистского характера приобрел невиданные масштабы. Можно выделить ряд причин этого, связанных с современными глобализационными процессами:

• Экономическое расслоение и дальнейшее углубление разрыва между развитыми и развивающимися странами, особенно после распада СССР.

• Возникновение очагов социальной напряженности и вооруженные этноконфессиональные конфликты в регионах, имеющих ключевое значение для международных экономических связей (арабо-израильский конфликт, межэтнические конфликты в странах бывшей Югославии и бывшего СССР), так и внутри отдельных государств (ИРА в Северной Ирландии, деятельность баскских сепаратистов во Франции и Испании).

• Кризис традиционных мировоззренческих институтов (церквей, политических и экономических учений и т.д.), и, как следствие, - духовная дезориентация широких масс и явления аномии в постиндустриальном обществе США и Западной Европы, с одной стороны, и кризис коммунистической идеологии при отсутствии ее заменителей в массовом сознании в странах бывшего социалистического лагеря - с другой.

• Развитие средств массовой коммуникации, в особенности электронных СМИ, технологий информационного воздействия на массовое сознание (глобальные информационные сети, телевидение, радио и т.д.), что позволяет отдельному индивиду, небольшой по численности секте или террористической группировке эффективно распространять информационное влияние на большие по масштабам объекты (государства, регионы, международные организации).

• Массовая миграция населения из экономически отсталых в развитые регионы, в основном, из Азии и Африки в Западную Европу и из Южной Америки в США и Канаду, что приводит к обострению конкуренции на рынке рабочей силы и услуг социального обеспечения (льгот, пособий, и т.д.) между коренным населением и диаспорами мигрантов. Данный процесс, в свою очередь, обуславливает рост ксенофобии и националистических настроений в странах-реципиентах.

• Совершенствование оружия (в том числе массового поражения) и развитие техники, в особенности ядерной, химической промышленности, трансцортных, информационных и других систем жизнеобеспечения крупных мегаполисов, что позволяет относительно немногочисленным экстремистским группам проводить террористические акты и организовывать техногенные катастрофы больших масштабов с минимальными затратами. Уязвимость инфраструктуры мегаполисов перед техногенными и информационными катастрофами показали взрыв здания Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 в Нью-Йорке, захват «Норд Оста» и иные теракты чеченских сепаратистов.

• Развитие глобальной индустрии массовой культуры, позволяющей формировать мировоззрение как отдельного человека, так и масс, вне рамок национальных и этнокультурных традиций, и, как следствие данного процесса, -вытеснение традиционных культур, разложение национального менталитета и физического здоровья нации (через пропаганду потребления алкоголя, наркотиков, сексуальных извращений), формирование глобальных наднациональных субкультурных течений (в первую очередь - молодежных) посредством распространения продукции шоу-бизнеса.

• Приоритет индивидуалистических ценностей в общественной жизни наиболее экономически развитых стран, что, с одной стороны, позволяет обеспечить свободу реализации политических, религиозных, культурных интересов личности, а с другой - создает предпосылки для злоупотреблений этими правами со стороны общественно-опасных объединений, для формирования «синтетических» религий и «научно-мистических» учений.

Для современной России и стран бывшего СССР наиболее значимые причины распространения политических экстремистских группировок и общественно-опасных сект связаны с негативными последствиями социально-экономическими изменений 1990 - х годов и заключаются в следующем.

• Системный экономический кризис и катастрофическое падение уровня производства (за 1990-1998 г. объем промышленного производства сократился более чем в 2 раза [17]), массовой безработица и расслоение населения по уровню доходов, падение уровня жизни широких масс, распространение фрустрации и аномии в результате негативных социальных последствий реформ, проводимых с 1991 г.

• Разрушение важных государственных институтов и отраслей, финансировавшихся из бюджетных средств (армия, промышленность, наука и культура), возникновение частной собственности на средства производства, приватизация предприятий и становление рыночных отношений при моральной неподготовленности большинства населения к реформам, противоречии их с традиционным российским менталитетом.

• Духовный кризис общества, вызванный, с одной стороны, ослаблением коммунистической идеологии при отсутствии общегосударственной объединяющей идеологии, как светской, так и религиозной, а с другой -информационным воздействием со стороны западной идеологии через СМИ и продукцию шоу-бизнеса, экспансией не традиционных для России религиозных мировоззренческих систем и организаций.

• Напряженность в межнациональных отношениях, характерная для большинства стран бывшего СССР. Следствие данного процесса - не только боевые действия на ограниченной территории, но и совершение терактов вне непосредственной зоны конфликта.

Всё это создает предпосылки для широкого распространения новых идеологий, как религиозных, так и светских, ориентированных на противостояние либо, в той или иной форме, агрессию по отношению к политическим, экономическим и религиозными институтам.

В такого рода деструктивных идеологиях, несмотря на определенные различия в предпосылках возникновения, характере деятельности и т.д., прослеживаются определенные общие закономерности: отрицание общепринятых законов, моральных норм, культурных и духовных ценностей, стремление к навязыванию своего мировоззрения, политической воли всему остальному обществу, использование методов террора, духовного и информационного насилия либо обмана.

В связи с этим актуальным становится изучение деструктивных идеологий как комплексного явления, имеющего в своей основе общие предпосылки, закономерности, методы воздействия на адептов и социальные институты. В настоящей работе рассматриваются явления и тенденции в формировании и развитии таких идеологий, преимущественно, в современной России.

Острота, актуальность и социальная значимость проблемы послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования, связанного с изучением деструктивных идеологий как социального феномена.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в различных отраслях знаний: политологии и социологии: российской (Б.Н. Бессонов [23], А.А. Зиновьев [71], А.Г. Кара-Мурза [85], Г.Г. Почепцов [144144], и другие) и зарубежной (Ш. Айзенштадт [4], X. Арендт [199], 3. Бжезинский [25], К. Маннгейм [111], Э. Тоффлер [206] М. Хоркхаймер [186]), религиоведении и сектоведении (Е.Н. Балагушкин [15], А.В Дворкин [60]. В.И. Ибрагимов [74], А. Хвыля-Олинтер [183],), социальной психологии (Е.Н. Волков [38, 39], Л.П. Гримак [52], Ф.В. Кондратьев [92], Н. Орел [133], А. Филатов [169]).

В работах X. Арендт [199], 3. Бжезинского [26], М. Хоркхаймера [186], А.А. Зиновьева [72], Б.Н. Бессонова [23], А. Мая [203], Е.Н. Старикова [161] и других авторов рассматривались общие теоретические вопросы формирования и функционирования тоталитарных и авторитарных режимов, связь между социальными процессами в тоталитарных структурах и их отражением в идеологии.

К. Маннгейм [111], Ж. Сорель [159], М. Элиаде [195] рассматривали структуру мифологии, характерную для идеологий, в том числе для идеологий тоталитарных и авторитарных политических режимов и религиозных организаций.

Проблема информационного воздействия на массы как специфического вида манипулирования сознанием рассматривались в работах B.JI. Иноземцева и Е. Кузнецовой [77], М. Мосса [122], В.А Лисичкина [109], Л. Войтасика [37], Г.Г. Почепцова [144], С.Г. Кара-Мурзы [85] и других.

Научный анализ деятельности отдельных политических экстремистских группировок, деструктивных религиозных сект осуществлен в диссертационных работах В.Ю. Верещагина [30], В.В. Витюка [34; 35], В.И. Ибрагимова [74], где отражена специфика современного этапа развития идеологий, как религиозных, так и светских, в условиях глобализации и информационной революции.

Преемственности в развитии символического и понятийного аппарата мировоззренческих систем от деструктивных идеологий организаций прошлого до современных исследовались Т Гризингером. [51], Н. Гудриком-Кларком [56], А.И. Дугиным [60].

Вместе с тем, в современной научной литературе отсутствуют работы, в которых давался бы целостный, системный анализ деструктивной идеологии как особого и единого социального феномена. Соответственно, не выработано единой системы критериев для выделения данного явления в контексте конкретно-исторических условий развития общества.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является целостный, системный социально-философский анализ феномена деструктивной идеологии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Выявить сущность деструктивной идеологии и дать общее, научно-обоснованное и продуктивное определение понятия «деструктивная идеология».

2. Выработать общую типологию деструктивных идеологий.

3. Выявить общие мировоззренческие основания деструктивных идеологий.

4. Выявить теоретические источники деструктивных идеологий.

5. Дать анализ социальной базы возникновения и распространения деструктивной идеологии и взаимосвязи между социальными процессами и распространением деструктивных идеологий.

6. Выявить характерные этапы развития деструктивных идеологий.

7. Проанализировать место и роль деструктивных идеологий в контексте социогенеза.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологической базой исследования является объективно-научный диалектический подход к изучению социальных явлений и истории их развития. При выявлении социально-философских оснований деструктивных идеологий использовался метод компаративного анализа деструктивных идеологий различного типа (преимущественно политического и религиозного направлений).

В качестве теоретической базы исследования были использованы научные работы отечественных и зарубежных исследователей, представляющих такие отрасли науки, как социальная философия, культурология, социология, политология, религиоведение. Особую роль в процессе проведения исследования сыграли теоретические идеи Г. Гегеля [47] (принцип изучения предмета в контексте истории его развития), К. Маркса и Ф. Энгельса [112] (социально-экономическая обусловленность массового сознания), Э.Дюркгейма [67] (принцип социально-экономической обусловленности феноменов аномии и девиантного поведения).

Источниковую базу исследования составляют различные теоретические и агитационные материалы, статьи в СМИ, выступления лидеров и теоретиков политических и религиозных организаций, которые относятся к деструктивным, фашистским или экстремистским.

Использовались, в частности, документы, тексты, воспоминания участников деструктивных и террористических объединений, опубликованные в сборниках документов: «История терроризма в России» [80], «История советской политической цензуры» [79], «Новые религиозные организации России» [129;130], «Христианство: догмы и ереси» Т. Ананьеля [10]; «Звезда и свастика» [69]; «История гестапо», Деларю Ж. [61].

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлена сущность деструктивной идеологии как целостного, системного социально-философского феномена и дано общее, научно-обоснованное и продуктивное определение понятия "деструктивная идеология".

2. Разработана общая типология деструктивных идеологий.

3. Выявлены общие мировоззренческие основания, присущие всем деструктивным идеологиям.

4. Дан анализ теоретических источников деструктивных идеологий и выявлена специфика построения деструктивной идеологии.

5. Проанализирована социальная база возникновения и распространения деструктивной идеологии и взаимосвязь между социальными процессами и распространением деструктивных идеологий.

6. Определены и охарактеризованы основные этапы развития деструктивных идеологий.

7. Проанализированы место и роль деструктивных идеологий в развитии социогенеза в рамках цивилизационно-формационного резонанса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Деструктивная идеология есть идеология (система теорий, взглядов, норм, ценностей и методов распространения их в обществе, отражающая интересы определенной социальной группы), способствующая разрушению тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных объективных условиях развития общества. Под относительно-деструктивными или деструктивными в широком смысле могут пониматься такие идеологии, которые способствуют разрушению существующих общественных отношений. Абсолютно-деструктивными идеологиями или деструктивными в узком смысле можно считать идеологии, способствующие разрушению любых социальных связей и институтов, что исключает саму возможность развития и функционирования общества.

2. Деструктивная идеология основывается на неадекватно отражаемых интересах миноритарных социальных групп и теоретически обосновывает реализацию данных интересов неприемлемыми для всего общества методами.

3. Предлагается новая многоуровневая типология деструктивных идеологий основанная на следующих принципах:

• определения термина «деструктивная идеология» в широком и узком социально-философских смыслах,

• выделения базовых источников - т.е. основных мировоззренческих течений, из которых деструктивные идеологии преимущественно заимствуют основные принципы, взгляды, догматы, символы и понятия;

• определения характера деструктивного воздействия и направленности агрессии;

• определения основной сферы реализации интересов и объекта деструктивного действия;

• определения позиции идеологии в рамках глобализационных процессов.

4. Для деструктивной идеологии, независимо от ее направления, свойственны следующие черты, так или иначе проявляющиеся в теориях:

• субъективистский подход к социальным явлениям (с точки зрения интересов узкой социальной группы);

• антидиалектичность в изучении и отражении социальной реальности;

• иррационалистическая интерпретация объективных социальных процессов.

5. Широкое развитие деструктивных идеологий и активизация соответствующих организаций обусловлены обострением социальных противоречий в постиндустриальном мире, в условиях современной технологической революции, в области средств массовой коммуникации. Социальную базу как субъекта, так и объекта деструктивной идеологии составляют маргинальные группы.

6. Деструктивные идеологии проходят следующие основные этапы развития, в контексте изменения их положения в обществе:

• зарождение;

• распространение;

• доминация;

• консервация;

• разложение.

7. Деструктивные идеологии получают наибольшее распространение в моменты острых цивилизационных и формационных кризисов, канализируя социальный протест наиболее маргинальных и миноритарных групп во всех слоях общества.

Апробация работы проводилась на: международных научно-практических конференциях круглых столах и семинарах:

Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений» Н.Новгород, 2001 г.,

Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений» Н. Новгород, 2003 г., Научно-практической конференции «Нижегородская область. Стратегия развития» Н. Новгород, 2003 г. -

Социально-опасные религиозные объединения. Организационно-правовые и морально - психологические меры нейтрализации их деятельности» Н. Новгород, 2005г. (в соавторстве с Б.П. Шулындиным).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, содержит 199 страниц, 2 рисунка, 2 таблицы, список литературы из 207 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Калинин, Леонид Анатольевич

Заключение

В исследовании проведен анализ сущности и закономерностей развития деструктивных идеологий. В завершение следует охарактеризовать перспективы развития деструктивных идеологий в контексте интеграции России в глобальный мир.

Во-первых, дальнейшее углубление информационной революции, создание технических средств и психологических механизмов влияния на человека, позволяет формировать мировоззрение отдельно взятого индивида вне контекста традиционной культуры. Это создает предпосылки для возникновения принципиально новых форм идеологий, лежащих вне традиционных политических, религиозных или иных концепций.

Во-вторых, особенности современного этап развития экономических отношений, заключающиеся в дальнейшем росте и доминировании транснациональных корпораций, ориентированных на стимулирование сбыта продукции через политику развития брэндов, определяют существование социального заказа на рекламное информационное воздействие. В эитх условиях развиваются формирования мировоззрения широких масс через рекламно-агитационное воздействие. В современной России появилось устойчивое словосочетание «поколение пепси» для обозначения мировоззрения несовершеннолетних россиян 1990-2000 гг., основанных в первую очередь, на рекламных образах. «Поколение пепси» характеризует такие негативные черты личности, как гипертрофированный гедонизм, инфантилизм, потребительский образ жизни, эгоизм, явный космополитизм, интеллектуальную отсталость, отсутствие традиционных для русского (советского) мировоззрения бескорыстия, энтузиазма, духовности.

В-третьих, процессы миграции этнических меньшинств из южных в центральные регионы при низком уровне жизни больших масс населения создает предпосылки для этнонациональных конфликтов и распространения стихийных идеологий националистического характера, причем как специфически-российских (национал-большевизм, псевдо-православные и псевдо-монархистские движения), так и общеевропейских (расистские группировки «скинхэд»).

В-четвертых, противоречивое воздействие глобализационных процессов на Россию приводит к социальной дестабилизации и создает благоприятную почву для распространения как протестных лево-экстремистских течений (в духе антиглобализма Жозефа Бове), так и эскапистских религиозно-мистических сект традиционалистской ориентации. С другой стороны, основные агенты глобализации проводят свою собственную информационную политику, в том числе и через религиозные каналы. В связи с этим следует ожидать экспансии проглобалистских идеологий, в частности, религиозно-мистических учений, направленных на разложение традиционных российских ценностей.

В этих условиях для сохранения России как суверенного государства и самобытной российской цивилизации абсолютно необходимо создание системы постоянного мониторинга развития деструктивных идеологий и принятие адекватных мер социального, мировоззренческого, политического и организационного характера, препятствующих их распространению и активизации их влияния на население страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич, 2007 год

1. Абдулатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р.Г.

2. Абдулатипов.-М.: «Мысль», 1991.

3. Азбенова, Ю. Наркомания казнить нельзя помиловать / Ю. Азбенова

4. Свобода и права личности».: Б/м., 17.10.2001- С.1.

5. Азбенова Ю. Экстремисты в своем отечестве / Ю. Азбенова // «Свобода иправа человека». Пробный номер, Б/м., Б/д.

6. Айзенштадт, Ш. Революции и преобразование обществ / Ш Айзенштадт.1. М.: «Аспект-пресс», 1999.

7. Алексеев, В. Идеологические ориентиры России / В.Алексеев М.: «Книгаи бизнес», 1998.

8. Алексеевский, А. Религиозная безопасность России: термины иопределения / А. Алексеевский .//http:// www.stolica.narod.ru 2003.

9. Андерсен, Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология / Р.Д. Андерсен //1. Полис», №3, 1993.

10. Андреев, А.Р. История ордена иезуитов / А.Р. Андреев. М.: «Русскаяпанорама», 1997.

11. Андреев, Э.М., Миронов, А.В. Социальные проблемы интеллектуальнойуязвимости и информационной безопасности / Э.М. Андреев, А.В. Миронов // «Социально-гуманитарные знания», №2,2001.

12. Аннаньель, Т. Христианство: догмы и ереси / Т. Ананьель. СПб.:

13. Академический проект», 1997.

14. Арон, Р. Век толп / Р. Арон СПб.: «Пневма», 1999.

15. Аронсон, Э., Пратканис, Э. Эпоха пропаганды / Э. Аронсон, Э. Пратканис

16. СПб.: «Прайм Еврознак», 2002 - С.55.

17. Асмолов ,А.Г. Всадники без головы / А.Г. Асмолов // «Литературнаягазета», №38 18-24.09.03 С. 3.

18. Бабанов, В.Г. Кризисные этносы России / В.Г.Бабанов М.: ИФРАН, 1993

19. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России:морфологический анализ/ Е.Г. Балагушкин М.: Ин-т философии РАН, 1999.

20. Баркашов, А. Из интервью информационному агенству «Виктория-Пресс» /

21. А. Баркашов. Листовка б/м, б/д.

22. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001г. / М.:1. Алгоритм-Книга», 2002.

23. Бенедиктов, Н.А. Русские святыни / Н.А Бенедиктов. Н. Новгород: Изд-во1. ННГУ, 1998

24. Береславский, И (Архиепископ Иоанн). Дьяволоцивилизация ибогочеловечество/ И. Береславский // Божия Матерь открывает Небо -Б/м., б/д

25. Береславский, И (Архиепископ Иоанн) Жена, облеченная в Солнце /

26. И.Береславский. Б/м., б/д.

27. Береславский, (Архиепископ Иоанн). Соловецкий сад / И. Береславский1. М.: «София Пресс», 2003.

28. Берлин, И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. Пер. с англ. М.: Новоелитературное обозрение, 2001. С.448

29. Бессонов, Б.М. Фашизм: идеология, политика / Б.М. Бессонов. М.: 1995

30. Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев.- М.: «Наука»,1994

31. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска / З.Бжезинский. СПб.:1. Пневма», 1998

32. Бжезинский, 3. Фридрих, К. Тоталитаризм и авторитаризм/ 3. Бжезинский,

33. К.Фридрих. // "Политические исследования", №2 1995. с. 152

34. Боков, Х.Х., Алексеев, В. А. Российская идея и национальная идеология /

35. Х.Х Боков, В. А Алексеев. М.: «Наука», 1996.

36. Васильчук, Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека/

37. Ю.Васильчук // «Мировая экономика и международные отношения». 1997. №9. 74.

38. Вахитов, P.P. Современная российская идеология. Критические заметки /

39. P.P. Вахитов // Альманах "Восток", N 1, апрель 2003 г. http://www.situation.ru

40. Верещагин, В.Ю. Политический экстремизм: этнонациональнаярегионализация /. дис. канд. Юрид. наук. Верещагин, В.Ю Ростов-на-Дону: изд-во РЮИ МВД 2002.

41. Верховский, А. Политический экстремизм в России / А. Верховский М.:

42. РОО "Центр "Панорама", 2000.

43. Винокуров, И.Н. Психотропная война1 И.Н Винокуров М.: «Мистерия»,1997.

44. Випперман, Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982/

45. Вольфганг Випперман. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

46. Витюк, В.В. Социальная сущность и идейно-политические концепциисовременного «левого» терроризма/ В.В. Витюк дисс. д. филос. наук. -М.: 1985.

47. Витюк, В.В., Эфиров, А. С. Левый экстремизм и идеал социальнойсправедливости / В.В. Витюк, А. С., Эфиров // Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982. Кн.2.

48. Витюк, В.В., Эфиров, А.С. «Левый» терроризм на Западе: история исовременность / Витюк В.В., Эфиров А. С., 1987.

49. Войтасик, Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. М.:1. Политиздат», 1981.

50. Волков, Е.Н. Основные модели контроля сознания/ Е.Н. Волков // «Журналпрактического психолога». №5, 1996.

51. Волков, Е.Н. Феномен деструктивных культов и контроля сознания / Е.Н

52. Волков, // «Журнал практического психолога». №2, 1996.

53. Волков, Ю.Г. Идеология для России / Ю.Г. Волков // «Социальногуманитарные знания», №2, 2001.

54. Вороновой, А. А. Терроризм: понятие, классификация / А. А Вороновой \\http://www.socio.spb.ru/art.php3?rub=347&id=13084. 21.01.2003.

55. Вятр, Е. Социология политических отношений / Е. Вятр. М., 1991.

56. Гаджиев, К.С. Политическая идеология/ К.С. Гаджиев //«Вопросыфилософии». №12; 1998.

57. Галкин, А.А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формахпроявления / А.А Галкин // "Политические исследования". №2 1995 -С. 147.

58. Гасанов, И. Национальные стереотипы и образ врага/ И. Гасанов //

59. Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест»,1998. -С. 187-207.1. KJ U

60. Геббельс, И. Дневники 1945г./ И. Геббельс Смоленск: «Русич», 1993.1. С.21.

61. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Гегель Г. В. Ф. М.: «Мысль», 1976.

62. Гиммлер, Г. Это борьба мировоззрений/ Г. Гиммлер //Откровения ипризнания. Смоленск: «Русич», 2000. - С.280-300.

63. Гитлер, А. Моя борьба / А. Гитлер. б/м, ИТФ «Ока», 1992.

64. Гозман, Л.Я., Шестопал, Е.Б. Политическая психология/ Л.Я. Гозман, Е.Б.

65. Шестопал. Ростов-на-Дону, 1996. - С. 141.

66. Гризингер, Т. Иезуиты / Т. Гризингер СПб.: «Лань», 1999.

67. Гримак, Л.П. Гипноз и преступность / Л.П. Гримак М.: "Республика",1997.

68. Громов, Я. Конспект для проведения экспертизы групп и организаций напредмет их принадлежности к культам / Я. Громов 1 http://www.stolica.narod.ru/index.htm 05.03.2003.

69. Гроссман, В.А. Антисемитизм и национал-социализм / В.А. Гроссман //

70. Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест»,1998. -С. 174-186.

71. Груздев, К. Ответ на вопрос «А что по правде было с Лизой Макферсон?» / Груздев, К. // Интернет-форум «Свободная Зона» httpW: www.freezone.ru 14.11.2000.

72. Гудрик-Кларк, Николас. Оккультные корни нацизма / Николас Гудрик

73. Кларк. СПб.: «Евразия», 1995.

74. Гуманистические ценности европейских цивилизаций. / Под ред. В.Л.

75. Полякова СПб., "Специальная литература, 1999. - С. 417-418

76. Гуревич, П.С. Старые и новые расовые мифы / П.С Гуревич // Психологиянациональной нетерпимости. Минск: «Харвест», 1998 - С. 84 - 103.

77. Гуськова, Е.Ю. История югославского кризиса. (1990-2000) / Е.Ю.

78. Гуськова. М.: «Русский национальный фонд» 2001.

79. Дворкин, А.Л. Сектоведение / А.Л. Дворкин, Н.Новгород. Изд-во братства1. Ал. Невского, 2000.

80. Деларю, Жиль. История гестапо / Жиль Деларю Смоленск: «Русич», 1993.

81. Демушкин, Д. Мистический национал-социализм / Демушкин, Д. //http://www.demushkin.com/p72/modules.php?op=modload&name=Sections&f i 1 e=i ndex&req=vi ewarticl e&artid= 1 &page= 1

82. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозныегруппы матрицы «Экология духа оккультизм и язычество». //www.geocities.com/Athens/6460/handbook. 2004.

83. Джагад Гуру. Реалии реинкарнации / Джагад - Гуру. Б/м, б/д.

84. Джагад Гуру. Вне сектантства и религиозного фанатизма/ Джагад

85. Гуру-М.: «ИнститутТождественности», 1994.

86. Дугин, А. Метафизика национал-большевизма / А. Дугин // Интернетиздание «Элементы» №4: // www.elements.hypermart.net. 2003.

87. Дюркгейм, Э. Метод социологии/ Э. Дюркгейм. М.: 1990.

88. Елькин, Д. Почему правеет национал-болшевизм?/ Д. Елькин // «Лимонка»,123 http//: www.nbp.gok.ru 2003.

89. Звезда и свастика. М.: «Терра», 1994.

90. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в пост-советскомпространстве / А.Г. Здравомыслов-М.: «Аспект-пресс», 1999.

91. Зиновьев, А.А. Запад / А.А. Зиновьев М.: «Центрполиграф», 1999.

92. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность / А.А. Зиновьев М.:1. Центрполиграф», 1994

93. Зуй, М. Социология мифология - философия / М. Зуй //

94. Социологические исследования», №12; 1996. С.17.

95. Ибрагимов, В.И. Новые религиозные движения в духовной жизнисовременного общества. / В.И. Ибрагимов, дисс канд. филос. наук. -Н.Новгород: НГПУ 2001.

96. Иванов, А. Психиатрия источник эпидемии наркомании/ А. Иванов //

97. Свобода и права личности» Б/м. 17.10.2001

98. Идеология и психологические аспекты исследования массового сознания.1. М.: 1989

99. Иноземцев В.Л., Кузнецова, Е. Глобальный конфликт XXI в./

100. B.Л.Иноземцев Е. Кузнецова // «Полис» №5, 2002.

101. Ионин, Л. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов / Л. Ионин.

102. Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест»,1998.1. C.104-113.

103. История советской политической цензуры. М.: «РОССПЭН», 1997.

104. История терроризма в России. Под ред. О.В. Будницкого. Ростов-на1. Дону, «Феникс», 1996.

105. Кабанов П.А. Политический терроризм / Кабанов П.А. Нижнекамск:1. Гюзель», 1998.

106. Казанцев, А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческаясудьба политических понятий / А.А. Казанцев, // «Полис» №5-2002.

107. Камю, Альбер. Исторический бунт/ Альбер Камю // Психологиячеловеческой агрессивности. Минск: «Харвест», 1998.

108. Каптерев Е. Политическая коммуникация / Каптерев Е. Н. Новгород: Издво ННГУ, 2003.

109. Кара-Мурза, А.Г. Идеология и мать ее наука / А.Г. Кара-Мурза. М.:1. Алгоритм», 2002.

110. Кара-Мурза, А.Г., Поляков, JI.B. Русские в большевизме / А.Г. Кара-Мурза,

111. Л.В. Поляков СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

112. Карпухин, О., Макаревич, Э. Формирование масс/ О.Карпухин,

113. Э.Макаревич. Калининград: «Янтарный сказ», 2001.

114. Келле В.Ж., Ковальзон. А.Я. Теория и история/ В.Ж. Келле, А.Я.1. Ковальзон.-М. 1976.

115. Книга Мормона. Солт-Лейк Сити, Юта, США. Изд-во Церкви Иисуса1. Христа с.п.д., 1988.

116. Ковлер А.И. Кризис демократии / А.И. Ковлер. М.: Ин-т государства иправа РАН, 1997.

117. Коммунизм и национал-социализм. М.: ИНИОН РАН, 1999.

118. Кондратьев, Ф.В. Сатанизм как реальность и «сатанизм» как психическоерасстройство/ Ф.В. Кондратьев // Люди погибели. М.: Изд-во Моск. Подворья Троице-Сергиевой лавры, 2000.

119. Короленко, Ц., Дмитриева Н. Психодинамика сект/ Ц. Короленко,

120. Н.Дмитриева //Контроль сознания и методы подавления личности. -Минск: «Харвест», 2002. С.367.

121. Кочеткова, О. Опасные связи (интервью с Е.Волковым)/ О. Кочеткова //

122. Новая газета в Нижнем» №17р (684) 19-25.06.2001.

123. Коэн, Стивен. Провал крестового похода / Коэн, Стивен. М.: Аиро-ХХ,2001.

124. Крахмальникова, 3. Соловецкая голгофа/ 3. Крахмальникова // «Божия

125. Матерь открывает Небо». Б/м, Б/д.

126. Кропоткин, П.А. Современная наука и анархия/ П.А. Кропоткин,- М.:1. Правда», 1990.

127. Кругов, М. Элитные и земноводные/ М. Кругов // «Новая газета», №75718. 15.10.2001.-С.З.

128. Крупник, И. Причины взрыва национализма в нашей стране/ И. Крупник.//

129. Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест», 1998. -С.267-294.

130. Кто такие скинхэды? FAQ. // www.ns-88.org / http://66.235.180.125/nimkrzv/?p=stati&d=faq.

131. Ленин, В.И. Современное положение России и тактика рабочей партии /

132. В.И. Ленин // ПСС., Т. 12. С. 180

133. Ленин, В.И. Партизанская война/ / В.И. Ленин // ПСС., Т.14. С.5.

134. Ленин, В.И. Революционный авантюризм / В.И. Ленин // ПСС Т.6. С. 185.

135. Ленин, В.И. Речь на съезде швейцарской социал-демократической партии /

136. В.И. Ленин //ПСС., Т.ЗО. С.181-183.

137. Ленин, В.И. С чего начать? / В.И. Ленин // ПСС., Т.5. С. 7-8.

138. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы

139. Всероссийской научно-практической конференции. -М.: РОССПЭН, 2001.

140. Лимонов, Э. Другая Россия/ Э Лимонов.// http://nbp-mgn.narod.ru/party.html9К-06. 10.2002.

141. Лимонов, Э. Не пренебрегайте спичками! / Э Лимонов // «Лимонка», №166,апрель, 2001.

142. Лисичкин, В.А, Шелепин, Л.А. Третья мировая информационнопсихологическая война/ В.А Лисичкин, Л.А. Шелепин. М.: ИСПИ АСН, 1999.

143. Малахов, Владимир. "Скромное обаяние расизма" и др. статьи/ Владимир

144. Малахов. М.: "Дом интеллектуальной книги", 2001.

145. Мангейм, Карл. Идеология и утопия/ Карл Мангейм. М.: «Терра», 1997.

146. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология/ К. Маркс, Ф.Энгельс. М.:1. Политиздат», 1984.

147. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. т.1. С.422.

148. Маркузе, Г. Одномерный человек/ Г. Маркузе. М., «АСТ», 2003.

149. Мартин, Г.-П., Шуман, X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин, X. Шуман. М.: «Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001.-С.335.

150. Международный терроризм. Глоссарий, аналитические материалыдокументы/ Под ред. Колобова О.А. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.

151. Милза, П. Что такое фашизм?/ П. Милза// «Политические исследования»2, 1995.-С. 156-161.

152. Миронов, А.В., Бабинов, Ю.А. Эволюция религии в современном мире/ А.В. Миронов, Ю.А Бабинов. // «Социально-гуманитарные знания», №2, 2001.

153. Иоанн (Снычев), Митр. Одоление смуты/ Иоанн (Снычев), Митр., СПб.:1. Царское дело», 1995.

154. Молчание знак согласия. Без подписи. // «Сторожевая башня», Б/м,0109.2000.-С.14.

155. Морозов, И.Л. Политический экстремизм. Леворадикальные группировки. /

156. И.Л. Морозов. Волжский: Изд-во ВФ МЭИ, 2002, - С. 22.

157. Мосс, М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенноймысли о смерти / М. Мосс // Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: «Харвест», 2002. - С.29.

158. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск: «Русич», 1995.

159. Муссолини, Б. Доктрина фашизма / Б. Муссолини. Смоленск: «Русич»,2001.

160. Мчедлов, М.П. Политика и религия / М.П.Мчедлов. М.: «Советская1. Россия», 1987.

161. Найер, Арье. Военные преступления. Арье Найер. М.: «Юристь», 2003.

162. Николаи, Г.Ф. Биология войны. Г.Ф. Николаи СПб.: «Манускрипт», 1995.

163. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра/ Ф. Ницше //Собр.соч. Т.2.1. М.:«Мысль», 1990.

164. Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера.

165. Справочник. Белгород, 1997.

166. Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера.

167. Справочник. -М.: «Паломник», 2000.

168. Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики /

169. Д.В.Ольшанский. Екатеринбург: «Деловая книга», 2001.

170. Он умер за свои убеждения. Без подписи// «Сторожевая башня», Б/м,0105.2000

171. Орел, Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп наличность/ Н. Орел //Контроль сознания и методы подавления личности. -Минск: «Харвест», 2002. С.413.

172. Орехов И. Клятва и проклятие как элемент религиозного культа/ И. Орехов

173. Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: «Харвест», 2002.-С. 192.

174. Орлов, А., Спирин, Д. Грядущие рубежи ООН/ А. Орлов, Д. Спирин, //

175. Международная жизнь». №6, 1997 С.52.

176. Пащенко, В.Я. Идеология евразийства/ В.Я. Пащенко. М.: Изд-во МГУ,2000.

177. Первое специальное определение Нижегородской конференции

178. Тоталитарные секты угроза XXI века» // «Тоталитарные секты - угроза XXI века». Материалы международной научно-практическойконференции. Н.Новгород: Изд-во братства св. Ал. Невского, 2001.

179. Пивоваров, Ю. Предпосылки тоталитаризма/ Ю. Пивоваров //

180. Современные гуманитарные знания», №2, 2001.

181. Письмо СП-б Управленческого центра регональной религиознойорганизации Свидетелей Иеговы БИА 20.12.1996.

182. Письмо-ответ религиоведческой группы Института развития личности

183. Российской академии образования от 20.10.97 г. депутату Государственной Думы Кривельской H.B.//http: www/stolica/narod.ru

184. Плеханов, В.Г. Избр. Философские произведения/ В.Г Плеханов. T.III.1. С. 180.

185. Полярная звезда, интернет-издание http: wvAV.zvezda.ru /06.11.2002.

186. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер М., 1992.

187. Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов М.: «REEFL1. Ьоок», 2000.

188. Программа Национал-Большевистской Партии. http://nbp-mgn.narod.ru/ party.html- 9К - 06.10.2002.

189. Радостные свадьбы, прославляющие Иегову. Без автора. //«Сторожеваябашня». 01.05.2000.-С. 18.

190. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции/ А.И Ракитов М., 1991. -С.32-33.

191. Рассоха, И.Н.Тезисы о тоталитаризме/И.Н.Рассоха. // «Полис»№2, 1995.

192. Розенау, Дж. Новые измерения безопасности: взаимодействие локальных иглобальных динамик/ Дж. Розенау, // «Социально-гуманитарные знания», №2, 2001.

193. Саблин, Д. Анархизм как философия/ Д.Саблин. Б/м, б/д. http:// addirect.newmail.ru.

194. Святая Ефросинья Мироточивая. (Откровения Архиепископу Иоанну) М.:

195. Центр Русской духовности», 2001.

196. Секты против Церкви (Процесс Дворкина)/ Составитель Дворкин A.JI. М.:

197. Изд-во Московской Патриархии,2000.

198. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений/ З.В.

199. Сикевич СПБ.: «Издательство Михайлова В.А.»,1999.

200. Ситуация. Н.Новгород.№1 ноябрь 2003,

201. Скоро наступят «времена восстановления»! / Без подписи.// «Сторожеваябашня», 01.09.2000.-С. 16

202. Скуленко, М.И. История политической пропаганды/ М.И. Скуленко Киев:1. Лыбидь», 1990.

203. Собрат Ратоборец. Какой должна быть русская национальная идеология?http://vAvw.russkoedelo.org/mysl/ratoborez/kakoibytideologii.php. Б/д

204. Солманов, В.Д. Письмо-обращение в поддержку губернатора

205. Н.Кондратенко/ В.Д. Солманов // «Родные просторы», №3(38) 1998.

206. Сорель, Ж. Размышления о насилии/ Ж. Сорель. М., 1907.

207. Сорокин, П. Национальный вопрос как проблема социального неравенства/

208. П. Сорокин // Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест»,1998. - С. 253 - 267.

209. Стариков, Е.Н. Общество-казарма/ Е.Н. Стариков Новосибирск:

210. Сибирский хронограф», 1996.

211. Стогов, И. Терроризм сейчас/ И. Стогов СПб.: «Амфора», 2001.

212. Сторожевая башня. 01.09.2000. С. 18.

213. Строганов, В. Русский национализм, его сущность, история и задачи/1. В.Строганов-М„ 1997

214. Тарасов, А.Н. Затмение. Не по Антониони. Студенческие беспорядки иmass media: исследование одного явления / А.Н Тарасов // «Полис», № 6., 1997.-С.87-103.

215. Токарева, Г.И. «Левый» экстремизм в ФРГ (Критический анализсоциально-философских и социологических аспектов)/ Токарева, Г.И

216. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1982.

217. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / Тузиков, А.Р.«Полис», №5. 2002.

218. Уледов, А.К. Общественная психология и идеология / А.К. Уледов. М.:1. Мысль», 1985.

219. Филатов, А. Современная Россия и секты. Контроль сознания и методыподавления личности/А. Филатов Минск: «Харвест», 2002 - С.564.

220. Фомов, В.М. Несколько слов к вопросу о появлении и развитиисатанизма» и «неосатанизма» в Западной и Восточной Европе / Фомов, В.М.

221. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии/ 3. Фрейд М.: «Московский рабочий»,1990.

222. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»/ 3. Фрейд.

223. М.: «Московский рабочий», 1990.

224. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм. Минск:1. Харвест", 1998.

225. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм М.: «Терра», 1995.

226. Хаббард JI.P. Кредо Церкви Саентологии.http://www.scientology.org.ru/html/partl4/Chp40/pg0728.html 14.11.2000.

227. Хаббард, JI.P. Саентология/ Л.Р.Хаббард М.: «Нью Эра», 1998.

228. Хаббард, Л.Р. Справочник пастора на общественных началах, р. «Этика иправо», п.1.Цит. по: Секты против церкви. Сост. Дворкин А.Л. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - С. 141.

229. Хабермас, Юрген. Техника и наука как идеология/ Юрген Хабермас.1. СПб.: «Пневма», 1999.

230. Хайек, Фридрих фон. Познание, конкуренция, свобода / Фридрих фон

231. Хайек. СПб.: «Пневма», 1999.

232. Харибол-новости, б/м, №4/1999.

233. Хассэн, Стивен. Контроль сознания и феномен культа/ Стивен Хассэн. //

234. Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: «Харвест», 2002.

235. Хаут Р. Я сознательно избрал путь борьбы с сектами/ Р. Хаут //

236. Тоталитарные секты угроза XXI века». Материалы Международная научно-практической конференции - Н.Новгород: изд-во Братства Александра Невского, 2001 г., С. 246-249.

237. Хвыля-Олинтер, А. Религиозные культы зла как источник преступности/ А.

238. Хвыля-Олинтер, // Люди погибели. М.: Изд-во Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2000.

239. Ходорковский, М.В. Кризис либерализма в России/ М.В. Ходорковский //http://www.polit.ru/dossie/pv/2004/03/29/khodor st.html 29.03.2004

240. Холодковский, К.Г. Социальные и социально-психологическиепредпосылки фашизма / К.Г.Холодковский.// «Полис», №2, 1995.

241. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Психоанализ антисемитизма/ М. Хоркхаймер,

242. Т. Адорно. // Психология национальной нетерпимости Минск: «Харвест», 1998. - С. 114-173.

243. Цюрупа, А. Ксенофобия как проявления инстинкта этнической изоляции.//

244. Психология национальной нетерпимости/ А. Цюрупа Минск: «Харвест», 1998. - С.58.

245. Чаликова, В.А. Существует ли тоталитарное мышление?/ В.А. Чаликова//

246. Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Изд-во Фил ос. общества 1989. -С.79-90.

247. Черчилль, Уинстон. Речь 5 марта 1946 г. в г. Фултон, США.

248. Шелленберг, Вальтер. Мои секретные задания / Вальтер Шелленберг.//

249. Откровения и признания. Смоленск, «Русич», 2000. - С.430-469.

250. Шерковин, Ю. Психологические проблемы массовых информационныхпроцессов / Ю. Шерковин М.: «Политиздат», 1973.

251. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / Освальд Шпенглер. СПб: «Пневма»,1998.

252. Шри Ишопанишад. Мантра 17 / Шри Ишопанишад // «Харибол-Новости»,4, 1999.

253. Шулындин, Б.П. Исторический путь России в аспекте цивилизационного иформационного подходов/ Б.П. Шулындин // «Социально-гуманитарные знания», №2,2001.

254. Элиаде, Мирча. Мифы, сновидения, мистерии / Мирча Элиаде // Психология религии и мистицизма. Минск: «Харвест», 2001.

255. Этничность и национальные движения. СПб.: «Петрополис», 1995.

256. Яковлев, А.Н. Эффективность идеологической работы/ А.Н. Яковлев М.:1. Политиздат», 1984.

257. Ясперс, Карл. Избранные труды по психологии / Карл Ясперс. М.:1. Наука», 1993.

258. Arendt, Hanna. The Origins of Totalitarism/Hanna Arendt-N.Y., 1951

259. Brooker, Peter. Non-democratic Regimes: Theory, Government and Politics/1. Peter Brooker-N.Y. 1999.

260. Ellul, Jaques. Propagandes / Jaques Ellul. Paris, 1962/

261. Lifton, R.J. Thought reform and the psychology of totalitarism. / R.J. Lifton. -N.Y., 1961 //http://www.auditorium.ru

262. May, A. The models of lead ideology./ A. May Jerusalem: The Hebrew

263. University of Jerusalem? 1997.

264. McLuhan, Herbert Marshall. Myth and Mass Media / Herbert Marshall

265. McLuhan, //Deadalus. 1959/Vol 8 №2. -P .339-340.

266. Meinhof, Ulrike. Naturlich kann geschossen warden / Ulrike Meinhof // Spiegel.1970. №25. S.74-75.

267. Toffler, Alwin. The Third wawe / Alwin Toffler N.Y., 1980.

268. Wilkinson, Peter. Pathology and Terror / Peter Wilkinson // The terrorism reader.

269. A historical anthology. Edited by Walter Laqueur. Wildwood house London, 1987/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.