Человек-потребитель в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Борзых, Станислав Владимирович

  • Борзых, Станислав Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Борзых, Станислав Владимирович. Человек-потребитель в условиях глобализации: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Томск. 2005. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Борзых, Станислав Владимирович

Введение.

Глава 1. Социокультурная динамика потребления

§1.1 Структура потребностей и процесс их удовлетворения.

§1.2 Потребление как способ социализации человека.

§1.3 Культурные особенности потребления.

Глава 2. Потребление и глобализационные процессы

§2.1 Глобализация, модернизация и потребление.

§ 2.2 Социальные и духовные последствия консьюмеризма.

§ 2.3 Перспективы консьюмеризма в условиях глобализации, альтернативы развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек-потребитель в условиях глобализации»

Современный мир сталкивается с множеством проблем, появление которых обусловлено тенденциями развития, которые характерны для техногенной цивилизации стран Запада. В поиске их решений активное участие принимает социальная философия, обращающаяся не только к проблемам общественного устройства, но и к проблеме человека, ставшей особенно актуальной в современных условиях. Жизнь в техногенной цивилизации актуализировала одно из характерных измерений человека, которое могло оставаться без внимания в истории традиционных обществ. Речь идет о потреблении как свойстве человеческого существования, более широко, как одной из характеристик сущности человека. Названная сторона человеческой сущности стала привлекать внимание философов и всех учёных-гуманитариев в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В процессе перехода к постиндустриализму потребительская ориентация западного индустриального общества приняла новые черты, описание которых оказалось невозможным без прогноза перспектив потребления. Поэтому работы, посвященные постиндустриальному обществу, обращены наряду с прочими проблемами, к изучению проблем потребления.

Переход к постиндустриальной стадии развития совершается сегодня в условиях глобализации. Последнее означает, что проблемы, порожденные развитием западного общества, приобретают в той или иной форме значимый характер для всего человечества. Процессы глобализации делают потребление и потребительскую ориентацию универсальной чертой общественной жизни, что также актуализирует задачу исследования потребления и перспектив человека-потребителя в современной социальной динамике. Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, затрагивают каждого человека, независимо от того, где тот живёт и к какому типу общества он принадлежит. И это касается не только сферы экономики, хотя именно эта сфера наиболее ярко демонстрирует влияние глобализации на жизнь людей, но и сферы культуры, политики, производства, биологического выживания и т.д. По сути, глобализация имеет отношение ко всему, что происходит в современном мире.

Обращение к вопросу о потреблении актуально потому, что потребление, как это будет показано ниже, имеет общечеловеческое свойство, присущее всем людям без исключения. Действительно, любой человек потребляет. Вопрос заключается в том, что именно и каким образом он это делает. Немаловажен и тот факт, что потребление в современном мире ассоциируется со сферой экономики, которая имеет тенденцию развиваться за счёт других сфер жизни общества и человека, а потому потребление актуально и злободневно именно для сегодняшнего дня. Безусловно, мы не понимаем потребление столь узко, а определяем его более широко, однако это лишь подчёркивает актуальность изучения проблемы потребления.

Таким образом, мы можем заключить, что проблемы потребления и глобализации актуальны для философии не только прошедшего, но и сегодняшнего дня. Точнее, проблема проявляет себя в следующем. С одной стороны, потребление является естественной и необходимой стороной человеческого существования. С другой стороны, доминирующим мотивом в социальном поведении человека в современной техногенной цивилизации стало одномерное вещественное потребление. Более того, его наращивание, по сути, задаёт вектор исторического развития для развитых стран и увлекаемых ими на этот путь развивающихся государств и народов. На угрожающую тенденцию названного направления развития неоднократно указывали различные исследователи и публицисты прошлого и настоящего. Эта угроза не сводится к экологической проблеме и угрозе исчерпания природных ресурсов, хотя и об этой угрозе не стоит забывать. Речь идет о деградации самого человека и деградации социальной среды, т.е. общества, в котором живет человек. Это, так сказать, практическая сторона проблемы потребления в современном мире. Одномерный характер потребления порождает разрыв между потребительской и другими культурными ориентации человека. Необходимость преодоления названной критической ситуации порождает также исследовательскую проблему, суть которой заключается в выявлении соотношения между потреблением и другими сторонами человеческого существования. Иначе говоря, проблему потребления необходимо представить не только как социальную, но также и как антропологическую и культурную. Как уже указывалось, решение этой проблемы в современных условиях порождает обращение к проблеме глобализации, которая обостряет вопросы потребления и придаёт им всеобщую значимость, увеличивая область их рассмотрения с рамок западных обществ до рамок всего мира.

В научной литературе имеется много работ, прямо или косвенно затрагивающих вопросы, поставленные в диссертации. Однако это вовсе не означает, что существует детальные исследования человека в качестве потребителя в современном мире. По преимуществу известные нам работы, которые посвящены анализу человека в качестве потребителя, ограничиваются рассмотрением общих черт потребления человека лишь в экономической сфере его жизни. Эти работы останавливаются на описательных характеристиках человека-потребителя, но не делают, либо же делают общие, не конкретные, выводы, касающиеся последствий подобного положения вещей для дальнейшего развития общества. Тем не менее, взгляд на человека в качестве потребителя вещественных благ имеет глубокие традиции и сформировавшиеся подходы в изучении данного феномена. Имеется также много работ, посвященных изучению состояния современного мира. В решении данного вопроса можно встретить самые разные оценки и суждения. Большой объем исследовательского материала позволяет, с одной стороны, глубоко вникнуть в положение дел, но, с другой стороны, создает трудности разнообразием мнений и оценок. По этой причине необходимый материал отбирался по принципу его близости во времени к сегодняшнему дню, что придало ему большую актуальность. Тем самым, во-первых, была избегнута необходимость непродуктивного реферирования большого массива литературы и, во-вторых, получена достаточно достоверная и актуальная информация о тенденциях потребительского поведения человека в современном мире.

В философской литературе тема человека как потребителя представлена немногочисленным исследователями, такими как 3. Бауман, Н.М. Бережной, Д. Залтман, А.А. Зиновьев, Н. Кляйн, P.JI. Лившиц, Б.В. Марков, X. Ортега-и-Гассет, Д. Сибрук, А.Н. Тарасов, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Н. Хомский, Н. Элиас и другими.

Сложность здесь заключается в том, что многие философы не занимались темой человека как потребителя специально, и их взгляд на подобную сущность человека можно просмотреть в их исследованиях, связанных с другими вопросами и проблемами. Так или иначе, вопросы, связанные с потреблением человека, всё же появляются в работах многих авторов. Стоит заметить, что потребитель рассматривается учёными в двух вариантах - отрицательном и положительном. Тенденция отрицательного отношения к потребителю прослеживается преимущественно у философов левой окраски, соответственно положительное отношение больше присуще политическим философам правого спектра. Относительно сбалансированный взгляд на потребителя, таким образом, практически отсутствует. Вместе с тем, философы, как мы уже указали, склонны рассматривать потребление почти исключительно с точки зрения экономических процессов, что сужает теоретическую значимость концепции потребления и делает её прикладным вопросом, не имеющим собственного значения.

Тема состояния современного мира, а, точнее, анализа и тенденций глобализации представлена более широко, чем предыдущая. В последнее время сложились самые разнообразные подходы к изучению глобальных процессов, происходящих в настоящее время. Возникло также новое направление в политологи, философии и социологии - глобалистика, которая и занимается вопросами глобализации и глобальных процессов. Огромное значение при изучении характера современного общества и тех процессов, которые в нём происходят, имеют также вопросы информационных технологий и связанных с ними событий и изменений в обществе. Исследование глобализации, а также проблем информационного общества представляют такие учёные, как С. Бенхабиб, П. Бергер, 36. Бжезинский, Б.С. Ерасов, А.А. Зиновьев, Б. Кагарлицкий, А. Каллиникос, К. Коукер, И.С. Мелюхин, А. Негри, Дж. Сорос, Э. Тодц, В.А. Тураев, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, М. Хардт, Д. Хелд и другие.

Каждый исследователь стремится сформировать собственный взгляд на глобализацию, видя в ней и выделяя те свойства, которые наиболее полно подходят для заданной им самим модели. Следует отметить и тот факт, что изучение глобальных процессов имеет не слишком долгую историю и пока ещё продолжает создавать свой понятийный аппарат и методологическую основу рассуждений. В связи с этим возникают некоторые трудности в определении тех категорий и смыслов, которые бы наиболее адекватно описывали сложившуюся ситуацию. В целом можно сказать, что изучение глобализации строится на трёх основных подходах - рассмотрении современного мира в качестве проблемы для человечества в своём материальном выражении, рассмотрение его с позиций технологий, значительное место среди которых занимают информационные, а также рассмотрение его по вопросу о политическом влиянии тех или иных государств.

Тема теоретического осмысления процессов, протекающих в обществе при глобализации и более широко - при модернизации проявляется в исследованиях Р. Барта, П. Бергера, Ф. Бобкова, Р. Дарендорфа, В.А.

Колотаева, Г. Маркузе, А.В. Назарчука, А.И. Неклессы, X. Ортега-и-Гассета, И.Г. Петрова, Э.В. Сайко, А. Сена, Р. Сеннета, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, О. Шпенглера, Н. Элиаса, и других.

Каждая концепция акцентирует своё внимание на самых различных сферах, в которых проявляет себя глобализация - культуре, экономике, социальном порядке, информационной сфере, нормах поведения, разделении публичного и приватного и т.д. Новая историческая реальность, сложившаяся за последние десятилетия двадцатого века и первых годов века двадцать первого, оказывается объяснённой лишь отчасти, поэтому назревает очевидная необходимость в создании нового подхода к изучению проблемы положения человека в мире с тем, чтобы на его основе построить новую жизненную концепцию, отвечающую требованиям объективной действительности.

Методологические основы постижения человека в современном мире также можно найти в вышеперечисленных источниках и трудах. Методологическая основа самого диссертационного исследования может быть представлена как соединение философско-антропологического подхода, направленного на выявление онтологической сущности человека, и социологического подхода к поведению человека, связанного с процессами потребления. В отношении же представлений о глобализирующемся человечестве диссертационное исследование ориентировано на использование достоинств методов, известных как цивилизационный и формационный подход. В частности, формационный подход позволяет вскрыть техногенные факторы динамики потребительских аспектов в жизни человека и общества, в то время как цивилизационный метод дает основание для раскрытия роли культурных факторов в названных процессах.

Предпринятая нами попытка решения вопроса о положении человека в условиях глобализации в качестве потребителя естественным образом привела нас к осознанию целей и задач исследования. Цель, таким образом, заключалась в раскрытии оснований проблемной ситуации, с которой сталкивается современное общество в связи с динамикой потребления, раскрытие особенностей названной проблемной ситуации в условиях глобализации и поиск альтернатив тем процессам развития потребления, которые доминируют в современном западном обществе и распространяются процессом глобализации по всему миру. Для достижения этой цели необходимо было выполнение следующих задач:

1. построение концепции потребления, как основополагающего фактора в деятельности человека и функционирования общества, рассмотрение различных категорий потребностей и на их основе выяснения потребительской сущности человека;

2. наполнение новым содержанием понятий «консьюмер» и «консьюмеризм» (от англ. "consumer" - потребитель), позволяющих разграничить феномены потребления в традиционном и в современном западном обществе;

3. раскрытие особенностей модернизации и глобализации в их связи с развитием потребления, выявление воздействия названных процессов на потребление;

4. сравнительное исследование потребления и социализации в традиционном и современном обществах, а также изучение культурных характеристик потребления в различных типах общества;

5. выявление преобладающего на сегодня типа потребления человека и общества в рамках выделенных групп потребностей (консьюмеризма), его особенностей и последствий подобного преобладания;

6. выяснение причин превращения современного человека в консьюмера в условиях глобализации и анализ альтернатив консьюмеризму в развитии общества и человека.

Решение поставленных задач определило основные положения, представленные в тексте диссертации и выносимые на защиту. Структура диссертации отражает логику исследования и соответствует порядку решения задач, решение которых необходимо для поставленной цели. Таким образом, данная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Борзых, Станислав Владимирович

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить несколько наиболее значительных моментов, которые непосредственно вытекают из представленной работы.

Во-первых, потребление не ограничивается экономической, хозяйственной сферой жизни человека и общества. Потребление, безусловно, включает в себя эту сферу, но также распространяется и на другие области жизни. По сути, потребление изначально присуще человеку как существу, ограниченному своей самостью, своей природой, а потому вынужденному брать извне, т.е. становится существом потребляющим. Социум также ищет свои основания во внешней среде, поэтому он может быть также определён как потребляющее образование. Поэтому мы можем говорить о том, что потребление есть онтологическая характеристика человека и общества, бытийная сторона их существования. Вместе с тем потребление, как мы определили его выше, предстаёт как распределение ресурсов. Но и распределение, и ресурсы зависят не только от объективных факторов, но и от субъективного отношения к ним человека, а потому потребление выстраивает свою антропологическую структуру в зависимости от той социальной среды, в рамках которой оно протекает. Таким образом, потребление является общей категорией, с помощью которой возможно сравнение различных типов общества.

Характер современного общества и его склонность к использованию материальных ресурсов и благ во всё возрастающем количестве делают концепцию потребления, представленную в данном исследовании, наиболее значимым вкладом в его изучение и объяснение тех процессов, которые в нём протекают. Прежде всего, это связано с традиционным, узким пониманием понятия «потребление», но также и с обеднением остальных сторон жизни социума, что непосредственно вытекает из характера современного потребления, основанного на преобладании удовлетворения вещественных потребностей.

Во-вторых, потребление находится в тесном взаимодействии с процессами социализации человека. Традиционное общество, хотя и регламентировало потребление, его объём и свойства, не воспринимало его в качестве основы для социализации. В данном типе социума действовали иные способы и формы вхождения в его состав. В современном обществе, напротив, потреблению придаётся огромное значение, при этом не всякому потреблению, но лишь вещественной его стороне, а более точно -потреблению тех товаров, которые социально и культурно значимы и желанны. Потребление вещей и товаров призвано социализировать человека. Вместе с тем каждое общество обладает собственными представлениями о потреблении, которое в результате и практикуют его члены.

В-третьих, потребление обусловлено культурой, господствующей в обществе. Именно культура и определяет, что будет потребляться людьми, а что останется вне его рамок и будет отнесено к другим сферам жизни человека. Производство необходимых ресурсов для потребления играет важную роль в процессе его осуществления, но то, каким будет характер потребления и задействованные в нём ресурсы, определяется культурой. Данное обстоятельство более важно и существенно именно для современного общества, потому что культурные составляющие потребления сегодня наиболее полно характеризуют его и обозначают путь, по которому оно будет двигаться. Вместе с тем тип потребления, свойственный современному обществу, можно обозначить как консьюмеризм, т.е. одномерное потребление, ориентированное преимущественно на удовлетворение вещественных потребностей. Поэтому можно утверждать, что современный человек, во-первых, социализируется благодаря потреблению материальных благ, а, во-вторых, и это есть следствие первого, не удовлетворяет, либо удовлетворяет не в полном объёме свои социальные и духовные потребности, что приводит к угрозе культурной деградации человека и серьёзным проблемам в общественном развитии.

В-четвёртых, преобладание в современном обществе удовлетворения вещественных потребностей и своеобразное превращение всех остальных групп потребностей в подобие вещественных имеют своим следствием ряд негативных факторов, которые перерастают в насущные и актуальные проблемы современности, такие как экологические проблемы, экономизация человеческих взаимоотношений, стандартизация и т.д. На основании возможности доминирования в потреблении удовлетворения той или иной группы потребностей, нами предлагаются две альтернативы. Социализирование потребностей приводит к доминированию социальных потребностей, одухотворение - духовных нужд. Вместе с тем мы особо подчёркиваем тот факт, что человеку и обществу требуется взвешенное потребление, т.е. такое распределение ресурсов, которое бы не игнорировало самые разнообразные нужды индивида и социума, а удовлетворяло бы все потребности по мере их появления. Современный человек должен стать потребителем и перестать быть консьюмером.

Всё сказанное здесь приводит нас к выводу о том, что данная работа является всего лишь началом для более широкого и более глубокого теоретического и практического проникновения в суть потребления и его осмысления. Проблема потребления очень обширна и обещает получение значимых и многообещающих результатов в процессе своей разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Борзых, Станислав Владимирович, 2005 год

1. Андреев И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопросы философии, № 11,2002, с. 60-72;

2. Арон Р. Эссе о свободах. М.: Праксис, 2005;

3. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии, № 4, 1999, с. 42 53;

4. Бард А., Зодерквист Я. NetoKparan. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004;

5. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004;

6. Баталов Э.Я. Новая эпоха новый мир // Свободная мысль, № 1, 2001, с. 4-13;

7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002;

9. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001;

10. Ю.Белковский А.Н., Черносвитов П.Ю. Человеческие культуры:бесперспективное разнообразие? // Человек, № 6, 1996, с. 6 21;

11. И.Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии, № 5} 2002, с. 13 25;

12. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003;

13. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. М.: Московский Государственный Университет Сервиса, 2000;

14. Бжезинский 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.: Между нар. отношения, 2004;

15. Блюменкранц М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) // Вопросы философии, № 2, 2003, с. 181 184;

16. Бобков Ф.Д. и др. Современный глобальный капитализм. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003;

17. Богомолов О. Перед вызовами глобализации // Свободная мысль, № 8, 2003, с. 3 16;

18. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000;

19. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995;

20. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, № 5, 2002, с. 26-43;

21. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел. (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии, № 2, 2002, с. 3 15;

22. Бузгалин А.В. Призрак «антиглобализма» // Свободная мысль, № 1, 2003, с. 32-42;

23. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М.: Едиториал УРСС, 2004;

24. Бункина М.К., Семёнов A.M. Экономический человек: в помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000;

25. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2004;

26. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003;

27. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии, № 3, 1995, с. 37 42;

28. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990;

29. Вернер Теобальд. Экология как эрзац-религия и вопрос её рациональной обосновываемое™ // Вопросы философии, № 12, 2003, с. 93 99;

30. Воронин А.А. Миф техники. М.: Наука, 2004;

31. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий,пути формирования. Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1990;

32. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005;

33. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

34. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество — к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии, № 9, 2001, с. 36-53;

35. Глобализация и утилитаризм: Материалы постоянно действующего междисциплинар. семинара клуба учёных «Глоб. мир»: Вып. 11 (34), Яркова Е.Н.. М.: Новый век, 2004;

36. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

37. Глобализация: её критики и сторонники // Реферативный сборник. -Минск: Аналитический центр НАН Беларуси, 2004;

38. Глобализация: человеческое измерение. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002;

39. Голобоков В. Личность, история, образование // Свободная мысль, № 2, 2004, с. 93 104;

40. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003;

41. Гречко П. Империум императив нового мирового порядка // Свободная мысль, № 2, 2004, с. 3 - 11, с. 10;

42. Гречко П. Империум императив нового мирового порядка // Свободная мысль, № 3,2004, с. 33 - 49;

43. Данил ов-Данильян В .И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»?//Вопросы философии, № 8, 1998, с. 3 -25;

44. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политикисвободы. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002;

45. Дахин А.В. Парниковый эффект-2 // Свободная мысль, № 9, 2003, с. 70 -81;

46. Дахин В. Подводные рифы глобализации // Свободная мысль, № 4, 2003, с. 51-61;

47. Де Грааф Д., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра.Культура, 2003;

48. Дебор Г. Общество спектакля. — М.: Издательство «Логос», 2000;

49. Дзарасов Р. Альтернатива хаосу // Свободная мысль, № 6, 1999, с. 68 -84;

50. Донченко Е.А. Потребление и развитие личности (социально-психологический анализ). Киев: АН УССР, Ин-т философии, 1982;

51. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб: Издательство «Питер», 2000;

52. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии, № 4, 2004, с. 58 — 69;

53. Иноземцев В.Л. Глобализация наивная мечта XX века // Человек, № 5, 2003, с. 38-45;

54. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии, № 5, 1999, с. 3 18;

55. Иноземцев В.Л. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт // Свободная мысль, № 2, 1998, с. 84 97;

56. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Социодинамика хозяйственных систем в XX столетии // Свободная мысль, № 1, 2001, с. 14 36;

57. Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004;

58. Иоселиани А. Стратегии рефлексии техносферы // Свободная мысль, № 5,1999, с. 81-93;

59. Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. М.: Ультра.Культура, 2003;

60. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М.: Праксис, 2005;

61. Кейган Р. О рае и силе: Америка и Европа в новом мировом порядке. -М.: Дом интеллектуальной книги; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004;

62. Кейзеров Н.М. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М.: Политиздат, 1977;

63. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек, № 6, 1997, с. 5 14;

64. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии, № 1, 2003, с. 76 79;

65. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М.: Бестселлер, 2004;

66. Киселёв Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии, № 1, 1999, с. 40 52;

67. Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. М.: ООО «Добрая книга», 2003;

68. Койл Д. Секс, наркотики и экономика. Нетрадиционное введение в экономику. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004;

69. Коломийцев В. Цивилизация XXI века // Свободная мысль, № 11, 1996, с. 105-111;

70. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М.: Вост. лит., 2003;

71. Коукер К. Сумерки Запада. М.: Московская школа политических исследований, 2000;

72. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005;

73. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии, № 8, 2001, с. 3 16;

74. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000;

75. Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) // Вопросы философии, № 3, 1995, с. 29 36;

76. Кутырёв В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии, № 5, 1998, с. 135 143;

77. Кутырёв В.А. Человек XXI века: уходящая натура. // Человек, № 1, 2001, с. 9-16;

78. Кутырёв В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии, № 11, 1996, с. 23 31;

79. Латуш С. Конец западной мечты // Свободная мысль, № 8, 2004, с. 56 -64;

80. Левяш И .Я. Цивилизация и культура: логос, топос, хронос // Человек, №5, 1999, с. 43-55;

81. Лекторский В.А. Умер ли человек? // Человек, № 4, 2004, с. 10 16;

82. Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство // Свободная мысль, № 6, 2001, с. 81-89;

83. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Издательство «Логос», 2004;

84. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии, № 1,2003, с. 80 87;

85. Маркарян К.В. Закон сохранения капитала. М.: Едиториал УРСС,2004;

86. Марков Б.В. Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.62-84;

87. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003;

88. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление: Моногр. М.: Высш. шк., 1990;

89. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999;

90. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С .Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004;

91. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999;

92. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль, № 7, 1996, с. 102 — 116;

93. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М. Аспект Пресс, 2004;

94. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии, № 1,1995, с. 3-30;

95. Моррис Д. Людской зверинец. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004;

96. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделённом обществе // Вопросы философии, № 11, 1996, с. 3 22;

97. Мясникова Л. А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии, № 7, 2002, с. 5 16;

98. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002;

99. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003;

100. Нейфах А.А. Кроманьонцы в цивилизованном мире // Человек, № 4, 1996, с. 52-59;

101. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001;

102. Новиков А.А. Рациональность в её истоках и утратах // Вопросы философии, № 5, 1995, с. 48 59;

103. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь», 2003;

104. Олещук Ю.Ф. Американская опасность? // Свободная мысль, № 6, 2001, с. 59-67;

105. Олещук Ю.Ф. Грозный парадокс мироустроенчества // Свободная мысль, № 6,2003, с. 44 51;

106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2002;

107. Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии, № 7, 2002, с. 66 79;

108. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003;

109. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции «Я» - «Мы» -«Они» // Человек, № 4, 1998, с. 30 - 42;

110. Переосмысливая грядущее // Свободная мысль, № 8, 1998, с. 4 -24;

111. ГТпимак Е.Г. Главная альтернатива современности // Свободная мысль, № 8, 1996, с. 42 52;

112. Разлогов К.Э. Геополитика культуры // Свободная мысль, № 9, 2002, с. 93-98;

113. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействуетна ваше сознание. М.: Ультра.Культура, 2003;

114. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, № 3, 2001, с. 3-9;

115. Рено А. Эра индивида. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002;

116. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии, № 3, 1996, с. 19-28;

117. Самарская Е.А. Индустриальное общество перед лицом перемен // Свободная мысль, № 2, 1997, с. 72-83;

118. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004;

119. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: «Логос», 2002;

120. Сибрук Д. Nowbrow. Маркетинг культуры и культура маркетинга. М.: Издательство «Ад Маргинем», 2005;

121. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, № 6, 1998, с. 51 -58;

122. Сорос Дж. О глобализации. М.: Изд-во Эксмо, 2004;

123. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии, № 7, 2004, с. 86 97;

124. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста: Сб. -М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004;

125. Тарасов А.Н. «Средний класс» и «мещанский рай» // Свободная мысль, № 1, 1998, с. 46 56;

126. Тодд Э. После империи. Pax Americana начало конца. - М.: Междунар. отношения, 2004;

127. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство ACT», 2002;

128. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учеб. пособие. М.: Издательство

129. Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004;

130. Тромпенаарс Ф. и Хэмпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: ООО «Попурри», 2004;

131. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. -М.: Логос, 2002;

132. Уткин А. Будущее Запада // Свободная мысль, № 2, 2003, с. 52 -69;

133. Уткин А. Поле будущей битвы // Свободная мысль, № 5, 2003, с. 6-24;

134. Федотова В.Г. Мир культур против культуры мира // Свободная мысль, № 9,2003, с. 32 43;

135. Федотова В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии, № 12, 2002, с. 3 21;

136. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии, № 4, 2000, с. 3 27;

137. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек, № 6, 2003, с. 50 58;

138. Философия глобальных проблем / Вторые Фроловские чтения // Человек, № 4, 2003, с. 72 80;

139. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990;

140. Фридмен, Милтон, Хайек, Фридрих о свободе. В серии «Философия свободы», вып. II. М.: Социум, Три квадрата, 2003;

141. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000;

142. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ООО «Издательство ACT», 2003;

143. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НИИ «Ермак», 2004;

144. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004;

145. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003;

146. Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004;

147. Хелд Д. И др. Глобальные трансформации. М.: Праксис, 2004;

148. Хомский Н. Прибыль на людях. М.: Праксис, 2002;

149. Хрумалов Н.Н., Хрумалов А.Н. Вопросы теории развития общества и личности // Свободная мысль, № 6, 2004, с. 112-118;

150. Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / Отв. ред. Э.В. Сайко; Науч. совет «История мировой культуры». М. Наука, 2003;

151. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. Томск: Изд-во Том. арх.-строит. ун-та, 1999;

152. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии, № 4, 1995, с. 24 34;

153. Чусин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии, № 4, 1999, с. 24 41;

154. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии, № 8, 1998, с. 33 -37;

155. Швырёв B.C. Человек и рациональность // Человек, № 6, 1997, с. 75 85;

156. Шевченко В.В. Человек Тьюринга // Человек, № 5, 2002, с. 88 -98;

157. Шептун А.А. Философия денег // Вопросы философии, № 7, 1999, с. 180- 183;

158. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. М.: Айрис-пресс, 2003;

159. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001;

160. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001;

161. Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001;

162. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, № 2, 2004, с. 16 28;

163. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000;

164. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии, № 3, 1996, с. 29-34;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.