Библиотека как феномен культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Маркова, Татьяна Борисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Маркова, Татьяна Борисовна
Введение
Глава 1.
С о ци о - культу р н ы й подход к феномену «библиотека»
1. Современные концепции библиотеки V
2. Библиотека и общество
3. Библиотека в информационном обществе
Глава 2.
Культурно-исторические типы библиотек
1. Древние библиотеки
2. Библиотеки арабского мира
3. Библиотеки Китая и Японии
4. Библиотеки в античном мире
5. Византийские библиотеки
6. Библиотеки в средние века
7. Библиотеки в эпоху Возрождения 155 Заключение 167 Библиография.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ2008 год, доктор философских наук Маркова, Татьяна Борисовна
Социально-философский феномен библиотеки2004 год, кандидат философских наук Фалалеева, Ирина Александровна
Современное состояние и тенденции развития библиотечного дела в Сирийской Арабской Республике2000 год, кандидат педагогических наук Мади Якуб Мульхем
Просветительная деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй половине XIX-начале XX веков: На материале Костромской губернии2005 год, кандидат исторических наук Горохова, Ольга Вячеславовна
Библиотека в системе современной гуманитарной культуры2005 год, кандидат философских наук Позднякова, Раиса Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библиотека как феномен культуры»
Актуальность темы исследования. В современной философии культуры и теоретической культурологии широко используются понятия «культурная форма», «культурный институт» и им подобные. Но теоретическая проработка их, выяснение объяснительных возможностей, которые связаны с этими категориями, и анализ с их помощью структурных единиц реальных культур обычно не встречается. Эти термины употребляются в их обыденных смысловых значениях, что не соответствует их важному теоретико-познавательному и методологическому статусу. Понятие культурной формы можно истолковать как определенную идеализацию, позволяющую структурировать культурное пространство, выделяя в нем значимые элементы, фиксирующие относительно устойчивую целостность формы при многообразии функций и связей в реально существующей культуре. Культурные формы имеют специфические способы инсти-туализации в виде социальных учреждений, отношений, способов и видов деятельности, зависящих от характера данного общества, степени его развития, организации и иных характеристик. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются не только видами деятельности, но и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями. Культуры отличаются своеобразием иерархии культурных форм или системной упорядоченностью. К настоящему времени этот подход к культуре нельзя признать вполне реализованным. Исходя из возможного в диссертации представлен опыт исследования библиотеки как такой культурной формы.
Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных (греческих и римских) авторов, например, у Страбона. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения - университеты - и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов, останавливаются многие деятели Средневековья, эпохи Возрождения. (Ф. Кассиодор, П. д Ашери, Д. дю Мэн, Г. Ноде, Р. де Фурниваль) Но только в Новое время и особенно с Просвещения она становится предметом систематического исследования. В XIX веке возникает наука о библиотеке , в частности в Германии, (Bibliothekswissenschaft, Bib-liotheksuntersuchimgen). Известен научный интерес к библиотеке и в России, например, В.И. Татищева в XVIII веке.1 К концу XIX века он оформляется в направление - библиотековедение. Однако, свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления самой проблемы. Библиотековедение, как система знаний дает важные результаты, фиксируемые в-мношобра-зии определений библиотеки, изучении ее функций, истории, классификации.
1 Харламов В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему. //История библиотек: Исслед., материалы, документы. СПб., 1996. Вып. 1. С. 5-24
Однако, потребовалось радикальное изменение в самой теории культуры, произошедшее на рубеже XIX и XX веков и приведшее, в частности, к появлению разнообразных культурфилософских и теоретико-культурных подходов, чтобы вопрос о библиотеке как особой культурной форме в контексте других феноменов культуры мог быть поставлен с надлежащей основательностью.
Предлагаемое к защите исследование представляет собой опыт исследования библиотеки как культурного феномена, трактуемого в широком культурно-философском смысле, и опирающийся на широкую источниковедческую и теоретическую базу, представляемую современными науками о книге и библиотеке. На основе этого синтеза, если он удается, только и возможно выработать целостное представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации, находящейся в эволюции своих институтов, организационных начал, культурно-социальных функций.
Следует обратить внимание еще на одну сторону дела, подчеркивающую актуальность данной темы. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того и7 или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и ноу/ вые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Это задача историков, культурологов и теорети
1/ ков. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит "виртуальная библиотека". В предлагаемой диссертации предпринимается попытка осмысления и оценки изменений, происходящих с современными библиотеками. Они становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются и опасные последствия. Выведение информации на мониторы, выход в Интернет радикально преобразует не только библиотеку, но также пишущего и читающего человека. В современных информационных системах различие автора и читателя кажется вообще исчезают. Остаются тот, кто посылает, и тот, кто воспринимает информацию. Отсутствие пространства свободы и соответствующей ему системы контроля в коммутационных системах, в которые включена современная библиотека, вызывает серьезные опасения.
Это только часть трудностей и противоречий в жизни современной библиотеки, но они показывают необходимость нового обращения к истории. Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. Её главной функцией было сохранение и распространение знания. К этому добавлялись различные аспекты бытийного содержания и различия в понимании сущности библиотеки в тот или иной период истории и культуры общества. Так, библиотеки
I/ прошлого были в известном смысле элитными учреждениями, и это дает основание говорить о превосходстве современных общедоступных библиотек. Прежде они были малочисленными, их фонды на несколько порядков уступали фондам современных библиотек, тоже самое можно сказать и о читателях. К тому же в прошлом библиотека была преимущественно государственным институтом и проводила его политику в духовной жизни общества. Но при этом, она была своеобразным пространством свободы именно потому, что было нечто запретное, регламентированное свыше. Исследование библиотеки как своеобразного дисциплинарного пространства, в котором действуют определенные правила и нормы поведения, также обнаруживает не только негативные, но и позитивные ценности прошлой библиотечной культуры.
Осмысление истории библиотеки и придание ей статуса важной составляющей культурной истории - это главная задача, на решение которой ориентирована диссертация.
Степень разработанности проблемы. Библиотека, как было сказано, долгое время изучалась в системе библиотечных наук. Историки собрали богатейший и интереснейший материл, но не ставили перед собой задачу его широкого культурно-исторического осмысления. Чаще всего библиотековедов интересуют конкретные вопросы, вроде каталогизации и классификации книг. В свою очередь историков и культурологов занимают глобальные проблемы истории и культуры. Большое внимание уделялось библиотековедами и историками проблеме истории отдельно взятых библиотек (Александрийская, Софийская, библиотека московских государей и другие) или истории библиотек в отдельные периоды истории развития общества. Достаточно хорошо изучены такие темы как история книги и книгопечатания, жизнь и деятельность И. Гуттенберга. Здесь можно привести целый список ученых, работающих в этом направлении : Н.В. Варбанец, Н. Вержбицкий, Т.В. Захар-чук, И.Е. Баренбаум, B.C. Люблинский, E.JI. Немировский, Б.С. Горбачевский и другие. Вопросами рукописной книги и историей книги в России занимались Б.П. Сапунов, М.И. Слуховский, М.И. Щелкунов. Немногие рассматривали в своих трудах саму библиотеку и ее историю - работы А.Г. Глу-хова, Б.П. Иванова, С.И. Вехова, A.A. Гинкена, F. Milkau, R. Fehrle, Т. Birta. Библиотека характеризуется учеными в основном как хранилище книг. Истории библиотеки в России посвящены труды многих известных ученых -А.Г.Глухова, Е.И. Капржак, А.И. Ванеева, М.И. Слуховского, М.Н. Тихомирова.
Обращение к историческому материалу о библиотеке позволяет увидеть. какие стороны структуры и функционирования библиотек более или менее изучены учеными; к чему приковано внимание историков, библиотековедов; как отражена в книгах библиотека - комплексно, отдельными главами, структурно, последовательно, в каком измерении ( хронологическом, типовом). Труды исследователей библиотеки можно разделить на группы: история отдельно взятых библиотек; история библиотек в конкретный период развития общества; история книги, включая и библиотеку. Фундаментальных работ по истории библиотек немного, и в них история библиотек рассматривается хронологически: по стадиям культур, по общественным формациям, например, история библиотек и книги Европы, народов Востока, Древнего мира. Большинство работ посвящено описанию какой-то библиотеки и насыщено фактами и простым перечислением имен, событий Особняком стоит работа немецкого историка U. Jochuma Kleine Bibliotheksgeschichte , поскольку он пытается анализировать место библиотеки в контексте культуры. Немецкими учеными выполнен ряд исследований, посвященых вопросам возникновения и развития письма, книги, библиотеки, библиотечного и книжного дела; социологии и психологии книги, искусству оформления книг и книжной иллюстрации 2
В современной исторической науке интересы исследователей существенно направлены на изучение культурной истории. Приверженцы этого подхода видят связь практики, ментальных представлений индивидов, о праве, обычаях, труде с организацией материальной жизни и повседневности, с социокультурной системой, проявляют интерес к "длительной истории", состоящей в постепенном изменении традиций и форм жизни. Ставится и вызывает дискуссии институциональный подход к библиотекам. Так утверждается, что характеристика библиотеки как культурного института, всего лишь частный случай; что она представляет документно -коммуникационную сис
2 См.: Kiemich Н. Absatzprobleme im Buchdruckereibetrieb . Dresden, 1934; Adriani G. Die Klosterbibliotheken des Spatbarock in Österreich und Suddeutschland (17-18 jahrh.). Wien, 1935; Werner G. Geschichte der Universitätsbibliothek, Altdorf von 1586-1750. 1937; Volk O. Die Byzantinischen Klosterbibliotheken von Konstantinopol, Thesalonike und Kleinasien. München, 1955; Hodeige F. Zur Stellung von Dichter und Buch in der Gesellschaft. (Eine Literatursoziologische Untersuchung). Marburg, 1949 и другие тему.3 С точки зрения философии культуры кажется более перспективным изучение такой функции библиотек как систематизация культурного наследия, в связи с типом библиотек и их функциональной определенностью. Данное диссертационное исследование представляет собой попытку рассмотреть библиотеку средствами методологии "длительной истории" культуры и общества, не теряя при этом из виду "пространственное" взаимодействие библиотечных учреждений с другими системами культурной коммуникации.
Другим важным импульсом предлагаемой диссертации явилась потребность в «философии библиотеки». Пока нет книг и тем более учебных пособий с таким названием. Однако идея «витает в воздухе» и причем, в профессиональной библиотечной среде 4 С целью наполнения данной идеи содержанием в диссертации используются труды крупных философов XX века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, понимании, диалоге, дискурсе, профессиональном сообществе. Это прежде всего работы Э. Кассирера, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, Л.Х. Борхеса, У. Эко, П. Сорокина, П. Бурдье. Ценную помощь в исполнении исследования оказали идеи, заключающееся в культурологических работах М.С. Кагана, развившего теоретико-системный подход, С.Н. Иконниковой и Э.В. Соколова (Социология и история культуры), В.В. Прозерского (разработка идеальной модели «читатель-автор», при которой библиотекарь выступает истолкователем текста), Ю.В. Перова, исследовавшего феномен художественной публики, что важно для построения типологии библиотек, Р.В. Светлова, К.А. Сергеева, Я.А. Слинина и ряда других.
3 См. Столяров Ю. Н. У нашей науки есть особые функции. // Библиотека. 1998. № 10. С. 40-42.
4Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола, 15-16 апр. 1996. Гусева Л.Н., Смолина Е.В. Библиотековедение: нормативный подход. ( понимающая парадигма мышления). СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997. 207 с. г., РНБ. СПб., 20 с.
Задача диссертационного исследования заключается в том, чтобы с помощью методов философии и культурологии, исторического и теоретического библиотековедения обобщить в контекстуальной системе имеющиеся данные о библиотеках в письменных (до открытия книгопечатания) культурах. На основе полученных обобщений разработать и предложить практическому библиотековедению возможную программу сохранения традиционных культурных функций в содержании и структуре деятельности современной (эволюционирующей к переходу к электронным носителям информации) библиотеки.
В ходе реализации этой установки были поставлены следующие конкретные задачи
- обосновать эффективность анализа библиотеки как формы культурного и информационного пространства; предложить основы типологии библиотек на основе их культурно-исторических особенностей;
- описать своеобразие типов библиотек в истории и выявить их функции в обществах Древнего Востока, Арабского мира, Античности (Греция и Рим), Византии, европейского Средневековья (монастырские и университетские) и Итальянского Возрождения;
-осуществить сравнительный анализ традиционных и современных библиотек и на этой основе предложить культурологическую экспертизу современных концепций формирования и функционирования электронной библиотеки.
В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались методы современной культурологии и философской герменевтики, а также специальные методы истории и теории библиотечного дела.
Важнейшими теоретическими источниками при написании диссертации послужили фундаментальные труды по теории культуры, библиотековедению и истории. При постановке и решении конкретных проблем использовалясь философская и социологическая методология. В частности при обсуждении книги, текста, письма, взаимоотношения читателя и автора диссертантка опиралась на герменевтику (Х.-Г. Гадамер) и технику деконструкции (Ж. Деррида). Библиотека как социальное и культурное пространство описана на основе понятий, введенных М. Фуко, П. Бурдье, П. Сорокиным. Использовались методы семиотики и философии языка (Р. Барт, Э. Кассирер, У. Эко).
Научная новизна исследования. В исследовании реализуются два взаимозависимых подхода к рассмотрению истории библиотек в культуре. Первый подход состоит в анализе, проверке и уточнении полученных историками и исследователями результатов и в сравнении их между собой. Сбор и оценка объема материала в основном определялся количественными параметрами, и потому у историков эмпирический материал явно превалирует над теоретическим обобщением наблюдений и раскопок. Это ведет к тому, что в различных работах по истории культуры и библиотеки одно и то же явления получают различное истолкование. Авторы нередко приводят противоречащие друг другу факты, касающие исторических событий, личностей, памятников культуры. Таким образом, сравнение концепций на основе обобщающих методологий поможет избежать неопределенностей в констатации конечного результата.
Второй подход нацелен на исследование библиотек как целостных структур и ставит задачу: установить факторы влияния культуры, общества на библиотеку и взаимодействие общества и библиотеки в культуре. Жизнь библиотеки детерминирована культурными, социально-экономическими, политическими интенциями государства и общества. Кроме того, являясь особым пространством, где происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотека конституируется как особая микросреда со своими функциональными отношениями.
С позиции историко-культурного подхода достигнуты следующие результаты:
Во-первых, развито и обосновано понимание библиотеки как относительно автономного учреждения со своей внутренней логикой развития, которая определяет, в том числе и качественно, характер текстов, которые в ней хранятся и обрабатываются.
Во-вторых, показано, что развитие библиотеки находится в динамической зависимости от изменения социальных предпосылок и ценностных приоритетов культуры.
В-третьих, эти противоположные результаты объединяются на основе философско-методологической модели библиотеки как информационного, дисциплинарно-институционального и культурного пространства общества
В четвертых, во всех культурах выделяется исторический тип или доминирующая модель библиотеки. Поставлен вопрос о соотношении этих типов в диахроническом аспекте.
Конкретно это выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:
Автор исследования формулирует положения о библиотеке как культурно-информационном центре современного города.
Жизнь библиотеки тесно связана с культурными, социально-экономическими, политическими направлениями государства. Общество формирует этот книжный мир, диктуя ему свои требования, кроме того, библиотека создает свой собственный порядок. Здесь происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотечная микросреда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным и дисциплинарным пространством.
Библиотека - это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Библиотеку также следует рассматривать и как дисциплинарное пространство, т.е. место , в котором существует особый порядок вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности. Современная публичная библиотека - это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная, внутренняя организация библиотеки способствует выполнению ее базисных культуроеберегающих и культуроформирующих функций.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы:
- для теоретической и практической разработки модели современной библиотеки;
- для углубления и дополнения курса по культурологии проблематикой по истории библиотек;
- для подготовки спецкурсов по направлениям культурологии и библиотековедения.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии культуры и культурологии. Ее основные результаты были доложены на теоретическом семинаре кафедры, а также на других форумах: Первый Российский философский конгресс (1997), Новации в современном научном познании ( 1997), Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21-го века ( 1997), Аксиологические проблемы научной и технической реальности ( 1998), Социальная реальность и социальные теории ( 1998), Третья санкт-петербургская ассамблея молодых ученых (1998).
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в.: на материале Мордовского края2009 год, кандидат культурологии Захарова, Ольга Владимировна
Феномен старообрядческой библиотеки: статус, исторические традиции и современные тенденции2010 год, кандидат педагогических наук Кирсанова, Светлана Анатольевна
Взаимодействие издательской и библиотечной деятельности Российской Академии наук в информационном пространстве2004 год, доктор филологических наук Госина, Людмила Игоревна
Библиотека как центр межкультурной коммуникации2006 год, доктор педагогических наук Гениева, Екатерина Юрьевна
Этнокультурная деятельность Российской национальной библиотеки: на примере отдела национальных литератур2009 год, кандидат педагогических наук Асватуров, Алексей Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Маркова, Татьяна Борисовна
Выводы.
Подводя итоги, можно сказать, что все первые библиотеки 1) были следствием увлеченного коллекционирования книг; 2) возникли в эпоху рассвета своих обществ; 3) являлись не только хранительницей знаний, но и общественным учреждением, выполняя различные культурно-просветительские и идеологические функции; в них хранились царские указы, летописи, деловые и хозяйственные договоры, религиозные документы, народные предания; 4) создавались не сами по себе, а при дворцах, храмах, школах, книжных лавках; 5) не было универсальной модели библиотеки, культурно-исторический тип библиотеки определялся общим характером конкретно-исторической и социально-политической общности.
Заключение.
Автор диссертационного исследования ограничивает свой анализ библиотеками в письменных культурах, поскольку в их деятельности уже сформировались главные задачи библиотеки как культурного института, проявились основные типы или модели организации библиотечного дела. В соответствии с историей мировой культуры и цивилизации рассматриваются библиотеки: древних государств (Ассирии, Шумер, Египта); Арабского мира; древнего Китая, древней Японии, античного мира, Византии, европейского Средневековья и эпохи Возрождения. На основе философско-культурологических принципов (смысл, цели, задачи, принадлежность) выделяются наиболее распространенные в выше указанных эпохах модели или культурно-исторические типы — частные, монастырские, университетские и общественные библиотеки.
Частные библиотеки являлись собственностью королей, императоров, знатных вельможей и образованной элиты и были доступны довольно малому числу людей. В некоторых странах, например, в Японии и Китае, они стали источником пополнения монастырских, дворцовых, школьных библиотек, в Греции и Риме они считались признаком не только учености, но и богатства.
Монастырские библиотеки возникли при монастырях с введением специальных обязанностей монахов, которые включали собирание, хранение и переписку книг. Тогда была установлена трехчастная структура монастырей - школа, скрип-торий, библиотека. В средние века монастырские библиотеки становятся знаком церковной власти и в их фондах преобладает религиозная литература, в частности, сочинения отцов церкви. Однако, следует заметить, что эти библиотеки возникали и раньше. В Китае и Японии на их появление оказали влияние буддизм и даосизм.
Вследствие этого они подразделялись на буддийские и даосские книжные собрания. Монастыри там были центрами производства и хранения книг. В Византии задачи монастырских библиотек сводились к хранению церковной литературы и обеспечению этой литературой монахов. Византийские монастыри были экономически самостоятельными организациями, между которыми существовали лишь индивидуальные связи и они не имели монополию на образование, может поэтому роль византийских монастырских библиотек не была столь велика как европейских.
Университетские библиотеки возникают примерно в 14-15-ом веках в подлинном своем значении как специальные научные библиотеки. Их цель состояла в обеспечении книгами студентов и преподавателей университетов. Они собирали научную и учебную литературу, составляли каталоги и списки рекомендуемых книг. Университетские библиотеки положили начало созданию универсальных, научных и других типов библиотек. Общественные библиотеки появились почти во всех культурах, но изменялись их функции, цели, задачи и предназначение.
К общественным библиотекам диссертант относит библиотеки античности. Вначале они преследовали исследовательские научные цели и предназначались для образованных мужей, как например, Александрийская библиотека. В римских библиотеках отчетливо проявилось разделение книг на греческие и латинские, сформировался выставочный принцип их представления обществу. Общественный характер античных библиотек (некоторые исследователи называют их даже «публичными») выражался в их открытости и определялся практической целью - дать возможность читать истинные произведения литературы и искусства. Об общественных библиотеках Византии и Средневековой Европы историки не упоминают, но это не значит, что они там не существовали. В Средние века на культурную арену вышли монастырские и университетские библиотеки. Последние во многом способствовали появлению общественных библиотек в эпоху Возрождения. Их основу составили частные коллекции, дары гуманистов, книги, приобретенные в результате покупки. В Италии общественные библиотеки возникли при церквях, которым гуманисты завещали свои книжные собрания; позже они преобразовались в публичные и национальные библиотеки, выполняя функции научной и универсальной библиотеки.
Кроме этих четырех культурно-исторических типов в каждой цивилизации существовали свои модели библиотек, специфика которых определялась культурными, социально-экономическими, политическими условиями данного общества. В Египте своеобразными формами библиотек стали «дом книг», собирающий литературу для культовых целей, и «дом жизни», в котором хранились книги различного содержания, в том числе научные произведения. В арабской культуре следует выделить библиотеки при медресе, целью которых явилась возможность дать знания ученикам, библиотеки при мечетях, которые считалась тогда общественными. С учреждением феодальной собственности появились вакфные библиотеки, признававшиеся общедоступными. В Китае, наподобие «дома жизни» или «дома книг» в Египте, возникли так называемые книжные дворы, назначение которых сперва состояло в редактировании литературы и обсуждении литературных памятников, позже там велись занятия на высоком образовательном уровне и внимание уделялось комплектованию фондов. Хранение книг здесь осуществлялось ради их использования. В Японии историками упоминаются школьные библиотеки на государственных и корпоративных началах, библиотеки частных школ и провинциальные, в Византии - библиотеки высших школ, в средневековой Европе - христианские и светские библиотеки. Эти модели библиотек определялись конкретными задачами в удовлетворении потребностей определенных слоев общества и потому, не получили широкого распространения за пределами тех мест, в которых они возникли и не создали условий для своего дальнейшего развития.
Подводя итог, следует отметить, что эволюцию того или иного культурно-исторического типа библиотек можно изучать, согласно выдвинутым нами культурно-историческим принципам. Как история книг, каталогов, классификаций может рассматриваться история древних библиотек, библиотек Японии и Китая, античных и византийских библиотек. В этих обществах в работе библиотек много внимания уделяли собиранию книг, причем разных по содержанию. В Египте, Китае, Японии и Византии в библиотечных фондах преобладала религиозная и церковная литература. В Греции библиотеки были местом работы для писателя и ученого, поэтому они собирали не только специальную литературу, но и те произведения, которые могли быть понятными каждому образованному человеку. История развития библиотек Арабского мира, Средневековья, эпохи Возрождения может изучаться с подхода к библиотеке как способу упорядочивания знаний. В арабской культуре большое внимание организации библиотечного и книжного дела уделяли высокопоставленные чиновники, также как в Китае и Японии. В западной Европе на культурную арену вышли монастыри и университеты как сосредоточие духовных ценностей. Монастырские и университетские библиотеки положили начало возникновению различных специализированных моделей библиотек, в которых создаются фонды, каталоги, классификации. Происходит и изменение функции книги: она становится инструментом познания. В эпоху Возрождения появляются разные типы библиотек - королевские ( национальные), научно-специальные, общественные, в которых на первый план выходят проблемы систематизации и каталогизации литературы, доступа к информации, обслуживания читателей. Взаимосвязь истории библиотек с появлением письменности и книги прослеживается в изучении истории античных, византийских, отчасти средневековых библиотек. Собирательство книг связано с тем, что книга как источник информации становится доступной грамотным слоям общества, благодаря появлению и распространению новых средств записи, сначала папируса и пергамента, а затем бумаги, ставшей впоследствии универсальным писчим материалом.
Историко-сравнительный принцип анализа позволяет более адекватно представить соотношение библиотек архивов. В древности архивы и библиотеки выполняли одну функцию хранения и распространения знания. Только в эпохи средневековья и Возрождения постепенно наблюдается расхождение и различие их функций. Архивы сосредотачиваются на сохранении документов и обслуживают узкий круг лиц. Библиотеки в свою очередь сосредотачиваются на распространении знания и становятся все более доступными читателям. В истории изучения библиотек любой культуры могут быть использованы и те и другие методологические принципы данного анализа. Поэтому следует говорить о комплексном подходе к рассмотрению истории становления и развития библиотек и библиотечного дела, включающем в себя несколько способов изучения культурных и исторических особенностей различных моделей библиотек.
Современная библиотека - это прежде всего система хранения, упорядочивания и распространения информации. Она является социальным институтом, который представляет собой: а) определенную организацию, включающую комплекс
171 помещений для фондохранения, читальных залов, технику, обслуживающий персонал; б) совокупность правил, норм и инструкций, одни из которых действуют внутри библиотеки, а другие регулируют ее взаимоотношения с другими институтами; в) совокупность принципов, определяющих деятельность ее работников. Основные тенденции развития библиотеки в современном информационном обществе выявляются и формулируются в диссертации на основе философско-методологической модели библиотеки как информационного, дисциплинарно-институционального и культурного пространства общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маркова, Татьяна Борисовна, 1999 год
1. Аблов H.H. Классификация книг, её история и методы в связи с классификацией наук вообще. Иваново-Вознесенск: Лит.-изд. секция при кн. скл. Губ. отд. нар. образ., 1921. 99с.
2. Августин А. Исповедь: Перевод /Сост. и аналит. ст. В.Л. Рабиновича. М.: Республика, 1992. 335 с.
3. Альбина Л.Л. Книги, принадлежащие кардиналу Ришелье //Книга: Исслед. и материалы. М., 1990. сб. 61 . С. 145 156
4. Амбарцумян В.А. Библиотеки Италии //Библиотековедение и библиография за рубежом. М., 1960. Вып. 5. С.89-109
5. Андреев Н. Западноевропейское средневековье: Культурно-истор. очерк. Л.-М., 1926
6. Арабская средневековая культура и литература: Сб. ст./ Сост. И.М. Фильштинский. М.: Наука, 1978. 216 с.
7. Аристотель Собрание сочинений в 4-х т./ АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, Т. 3. 1983
8. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199с.
9. Бецольд К. Ассирия и Вавилония./ Пер. с 2-го доп. нем. изд. Г.Г. Генкеля. СПБ., 1904. 144 с. (Брокгауз - Ефрон. Библиотека самообразования. Всемирная история по странам и эпохам)
10. Библиотека в контексте истории: тез. докл. и сообщ. науч. конф., М., 8-10 июня 1995 г. / Сост.: М.Я. Дворкина. М.: РГГУ, 1995. 98 с.
11. Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф., М., 8-10 июня 1995 /Науч. б-ка Рос. гос. гуман. ун-та; МГУК. М.: «Клуб реалисты», 1997. 190 с.
12. Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола, 15-16 апр. 1996 г., РНБ. СПб., 1996. 20 с.
13. Бланшо M. От Кафки к Кафке: Пер. с франц./ Пер. и послесл. Д.Кротовой. М.: Логос, 1998. 237 с.
14. БланшоМ. Отсутствие книги//Комментарий. М.-СПб., 1997. N 11 «Философия искусства». С. 123-137
15. Борхес Х.Л. Собрание сочинений в 3-х т.: Т. 3: Стихотворения, устные выступления, интервью. Изд., 2-е, доп. Б.м. Полярис, 1997. 607 с.
16. Борхес Х.Л. Оправдание вечности/Сост. Б.В. Дубина, B.C. Кулагиной-Ярцевой; Предисл. и коммент. Б.В. Дубина. М.: Ди-Дик, 1994. 548 с.
17. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Т. 1-2./ Пер. С. Брилианта с 8-го изд., перераб. Л. Гейгером. СПб., 1904. 404 с.
18. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России в 11-18 в. М.: Изд. и тип. Госкультурпросветиздата, 1948. 158 с.
19. Вержбицкий Н. О книге. История письменности всех стран и веков. Путь книги от глиняной дощечки Древнего Египта до современных чудес печатного искусства. История книгопечатания . Пермь: Пермск. Губ. отд. «Центропечати», 1920. 126 с.
20. Вехов С.И. Библиотеки в древнем мире. Варшава:Тип. Варш. учеб. округа, 1899. 23 с.
21. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги:(Древний мир. Средневековье. Возрождение. 17в.). М.: Книга, 1988. 312 с.
22. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций М.: Изд-во МГТУ, 1997. 247 с.
23. Возрождение: Гуманизм, образование, искусство: Межвуз. сб. науч. тр./ Ред-кол.: Н,В, Ревякина и др. Иваново: ИвГУ, 1994. 139 с.
24. Володин Б.Ф. Эволюция библиотеки и методологические проблемы библиотечной науки. // Проблемы методологии и методики изучения библиотечной отрасли: Сб. науч. тр./ СПбГАК, 1994. Т. 144. С. 19-39
25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. ивступ. ст. д. ф. нБ.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
26. Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация: (Из нем.-франц. Дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка и др. // Герменевтика и деконеструкция. СПб.: БСК, 1999. С. 202-242
27. Герменевтика и деконструкция. / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б.В. Маркова. СПб.: БСК, 1999. 254 с.
28. Гилилов И. М. Игра об Уильяме Шекспире или Тайна великого феникса./ Пре-дисл. А. Липкова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 475 с.
29. Гиляревский P.C. Научная библиотека в эпоху электронных коммуникаций. // Петербургская библиотечная школа. 1997. N. 2. С. 19-22
30. Гинкен A.A. О чтении и книгах: Очерк истории книг и книгохранилищ: в 3-х вып. СПб.: Тп. A.B. Орлова, 1913. Вып.1. 134 с.
31. Гиро, Поль. Частная и общественная жизнь греков: Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1995. 470 с.
32. Гиро, Поль. Частная и общественная жизнь римлян: Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1995. 592 с.
33. Глухов А.Г. Кирилл Белозерский, его ученики и последователи //Библиография. М., 1997. N 1. С.39-42
34. Глухов А.Г. Русь книжная. М.: Сов. Россия, 1979. 223 с.
35. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М.: ТОО «Либерия», 1992. 160 с.
36. Глухов А.И. Из глубины веков: Очерк о древних библиотеках. М.: Книга, 1971. 112с.
37. Гораций Квинт Флакк Собрание сочинений: Перевод. СПб.: Биогр. ин-т «Сту-диа биографика», 1993. 536 с.
38. Горбачевский Б.С. Люди, книги, библиотеки: Научно-попул. очерки. М.: Изд-во всесоюз. кн. палаты, 1963. 199 с.
39. Гофф, ле. Ж. Цивилизация средневекового запада: Пер. с фр./Общая ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 373 с.
40. Гривнин B.C. Японская печатная книга 13-перв. пол. 19 в. и ее роль в развитии культуры и литературы. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1962. 25с.
41. Грин Ц.И., Третьяк A.M. Публичная библиотека глазами современников ( 17951917): Хрестоматия . СПб.: Изд-во РНБ, 1998. 694 с.
42. Гусева Л.Н., Смолина Е.В. Библиотековедение: нормативный подход. ( понимающая парадигма мышления). СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997. 207 с.
43. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопр. истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 289 с.
44. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983.245 с.
45. Дебольский H.H. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 1900. 85 с.
46. ДелезЖ. М.Фуко: Пер. с фр. М.: Изд-во гуманитарной лит., 1998.172 с.
47. Деревицкий А. О начале историко-литературных занятий в Древней Греции. Харьков, 1891. 226 с.
48. Дмитриева Р.П. Светская литература в составе монаетыских библиотек 15-16 вв.// ТОДРЛ: Т. 23: Литературные связи древних славян./ АН СССР, Пушкинский дом. Л.: наука, 1968. С. 143-170
49. Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерк из истории дух. Просвещения от 1 до нач. 5-го вв. Казань, 1884
50. Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века: Руководство к изуч. лат. палеографии. М.: Книга, 1987. 316 с.
51. Добиаш-Рождественская O.A. Культура Западноевропейского средневековья: Науч. наследие / АН СССР; Отдел, истории и архив АН СССР; Ленигр. отдел, ин-та истории СССР; Отв. ред. В.И. Рутенберг. М.: Наука, 1987 . 350 с.
52. Древние цивилизации./Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. 480 с.
53. Древний мир и мы: Класс, наследие в Европе и России / Отв. ред. А.К. Гаври-лов. СПб.: Алетейя, 1997. 290 с. (Bibliotheca Classica Petropolitana)
54. Древний Рим: История. Быт. Культура: (Из книг совр. ученых) /Сост.: Л.С.Ильинская. М.: Моск. лицей, 1997. 432 с.
55. Древняя Греция: История. Быт. Культура: (Из книг совр. ученых) \Сост.: Л.С.Ильинская. М.: Моск. лицей, 1997. 378 с.
56. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 208 с.57.3ахарчук Т.В. Биобиблиография естествознания и техники в системе научных коммуникаций: Автореф. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Спб., 1996 14
57. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб.: ТОО «Марс», 1995. 380
58. Из истории культуры Средних веков и Возрождения: Сб. ст. / Науч. совет по истории мировой культуры; Отв. ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1976. 316 с.
59. Из истории университетов 13-15-го в.: Межвуз. сб. науч. тр.: Т. 229. Воронеж: ВГПИ, 1984. 96 с.
60. Иванов Б.П. Публичные библиотеки Древнего Рима: (Очерк). Казань: Центр, тип. Домбровского, 1914. 14 с.
61. Игнатович В. Болонский университет в средние века //Журнал министерства народного просвещения. 2-е десятилетие. 1848. август -сент.
62. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии: Учеб пособие. СПб., 1998. 407 с.
63. Ильина М. Энтузиазм безысходности. // Санкт-Петерб. ведомости. 1998. 8 апр.
64. История библиотек: Исслед., материалы, документы / Рос. нац. 6-ка; Сост.: И.Г. Матвеева, Б.Ф. Володин. СПб.: Изд-во РНБ, 1996. Вып. 1 218 с.
65. История всемирной литературы в 9-ти т./ Редколл.: Г.П. Бердников и др. М.: Наука, 1983. Т. 1, 583 с.
66. История древнего мира в 3-х т. / Под ред. И.М. Дьяконова. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Наука, 1989
67. Йегер, Вернер. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспит. систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника; греко-лат. кабинет. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1997. 335 с.
68. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: «Петрополис», 1996. 415 с.
69. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: «Петрополис», 1997. 205 с.
70. Каждан А.П. Византийская культура (X XII вв.). М.: Наука, 1968. 233с.
71. Каждан А.П. Византийская культура ( Х- XII вв.). / Вступ. ст. Я. М. Любарского. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 1997. 280 с. ( Византийская библиотека)
72. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М.: Наука, 1973. 152 с.
73. Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении: (Исследования библиотеки Варбурга // Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 183240
74. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы.// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 163-210
75. Кириллов: Краеведческий альманах: Вып. П /Кирилло-Белозерский истор.-арх. и худож. музей-заповедник; Волог. гос. педагог, ун-т. Вологда: «Русь», 1997. 47 с. (старинные города Вологодской области)
76. Конрад Н.И. Восток и Запад: Статьи. 2-е изд. М.: Наука, 1972. 496 с
77. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии (7-16 в.) М.: Искусство, 1980. 144 с.
78. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. М.: Изд-во вост. лит., 1962. 175 с.
79. Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. /Пер. с англ. Ф.Л. Мендельсона М.: Наука, 1991. 235 с.
80. Кроукер А., Кук Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарий. М,-СПб.,1997. N 11 «Философия искусства». С.159-168
81. Культура Византии 4 1-ой пол. 7-го в./ Аверинцев и др.; Отв. ред. З.В. Удаль-цова. М.: Наука, 1984. 725 с.
82. Культура Византии 2-ой пол. 7 12-го в./ Аверинцев и др.; Отв. ред. З.В. Удаль-цова, Г.Г. Литаврин. М.: Наука, 1989. 680 с.
83. Культура Древнего Египта / Отв. ред. И.С. Кацнельсон. М.: Наука, 1976. 444 с.
84. Культура Древнего Рима / Редкол.: Ю.К. Колосовская, А.И. Павловская, Е.М. Штаерман и др. М: Наука, 1985. Т. 1. 430 с.
85. Кьера, Эдвард. Они писали на глине: Рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1984. 136 с.
86. Левек П. Эллинистический мир. / Пер. с фр. Е.П. Чичиковой; Отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, глав. ред. вост. лит., 1989. 251 с.
87. Либрович С.Ф. История книги в России: Ч. 1-2. СПб.-М.: Тов-во М. О. Вольфа, 1914.
88. Лисанюк E.H. Средневековье: первый опыт интерпретационной культуры.// Смыслы культуры: Тез. докл. межд. науч. конф., июнь, 1996. СПб., С. 136-138
89. Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь 11 век. М.: Наука, 1976. 183 с.
90. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978. 623 с.
91. Лю Го-Цзюнь. Рассказ о китайской книге: Пер. с кит. М.: Искусство, 1957. 91 с.
92. Любович H.H. Отчет экстраординарного проф. H.H. Любовича о заграничной командировке: (Итальянские библиотеки и архивы). Б.м.: Б.и., 1888 . 15 с.
93. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 380 с.
94. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Вступ. ст., ред. и примеч. Б.В. Бирюкова, Р.Х. Захарипова, С.Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
95. Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до нач. 20 в. М.: Книга, 1986. 287 с.
96. Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. Рождение книги. М.: Сов. Россия, 1957. 243 с.
97. Никольский Н. Киришю-Белозерский монастырь и его устройство до 2-ой четв. 17-го в. (1397 1625). М., 1897. Т. 1.: Вып.2
98. Никольский Н. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце 15-го в. СПб., 1897
99. Никольский Н.М. Древний Вавилон: Попул.-науч. очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура. М., 1913. 438 с.
100. Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959. 243 с.
101. От начала начал: Антология шумерской поэзии /Вступ. ст., пер., коммент., словарь В.К. Афанасьевой. СПб: Центр Петерб. востоковедение, 1997. 493 с.
102. Общество и государство в Китае: 4 науч. конф.: тез. и докл. в 3-х ч./ Сост. O.E. Непомнин и Ю.В. Чудодеев М.: Наука, Гл. ред. вост. лит, 1973
103. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.
104. Описание документов 14-17-го вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря, хранящихся в отделе рукописей РНБ. СПб., 1994
105. Оссовская M. Рыцарь и Буржуа: Исслед. по истории морали /Пер. с пол. К.В. Душенко; Общ. ред. A.A. Гусейнова. М.: Прогресс, 1987. 528 с.
106. Очерки истории арабской культуры 5-15 вв.: Материалы и исслед./ Отв. ред О.Г. Болыпеков. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1982. 440 с.
107. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. / Отв. ред. А.Н. Шамин. М.: Наука, 1982. 277 с.
108. Очерки русской культуры 13-15 вв. в 2-х ч. / Редкол.: A.B. Арциховский и др. М.: Изд-во МГУ, 1969-1970. Ч. 2. 435 с.
109. Очерки русской культуры 16 вв. в 2-х ч. / Редкол.: A.B. Арциховский и др. М.: Изд-во МГУ, 1977. Ч. 2. 444 с.
110. Памятники средневековой латинской литературы VI-VII вв. / Отв. ред. : С.С. Аверинцев и М.Л. Гаспаров. М.: Наследие, 1998. 468 с.
111. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 188 с.
112. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. / Пер., вступ. статья и примеч. В.В. Бибихина. М.: Искусство, 1982. 367 с. ( История эстетики в памятниках и документах)
113. Платон Собрание сочинений, в 4-х т./ АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, Т. 3. Ч. 1. 1971
114. Положение о Российской государственной библиотеке: Постановление от 2 авг. 1993 N.740. М., 1995. 17с.
115. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике М.: Академия-Центр, «Медиум», 1995. 412 с.
116. Розов H.H. Библиотека Сильвестра (16 в.) // Исследования источников по истории русского языка и письменности: Сб. ст. / Ред. Л.П. Жуковская и Н.И. Та-рабасова М.: Наука, 1966. С 191-205.
117. Розов H.H. Из истории Кирилло-Белозерекой библиотеки // Труды ГПБ: Т. ЕХ(12)./ Отв. ред. О.Д. Голубева Л., 1961. С. 177-188
118. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции 13-14 веках: По материалам собрания рукопис. книг Гос. Публ. б-ки. М.: Наука, 1975. 240 с.
119. Рукописная книга в культуре народов Востока : Очерки: Кн. 1-2./ Редкол.: Ю.А. Петросянидр. М.: Наука, 1987 1988
120. Рыбина С. Коллекция Ф. Петрарки // Библиотека. 1997. №10. С.85
121. Рыбина С. Сорбонна и книжная культура Средневековья ( ХШ-XVII вв.) // Aima mater. 1998. N 8. С. 38-40
122. Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М.: Наука, 1979. 248 с.
123. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Крит, анализ. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. 238 с.
124. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. Спб. : РХГИ, 1998. 480 с.
125. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993. 264 с.
126. Серкова В.А. Топология метафизического пространства: Ф. Кафка «Замок». // Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 92-110
127. Словарь Античности: Пер. с нем. / Отв. ред.: В.И. Кузищин. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
128. Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до 18 в.: Из истории кн. просвещения. М., 1968
129. Слуховский М.И. Русская библиотека 16-17 в. М.: Книга, 1973. 252 с.
130. Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. / Под ред. С.С. Гусева. СПб.: Наука, 1993. 158 с.
131. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии: Ч. 1: Культура. Формы культуры. С.-Петерб. Гос. Техн. Ун-т, лаборатория метафизических исслед. СПб., 1997.242
132. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М.: «Интерпракс», 1994. 269 с.
133. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб пособие./ ЛГИК. Л.: ЛГИК, 1989 (1990). 83 с.
134. Солонин Ю.Н. К онтологической возможности философии культуры. // Культурология как она есть и как ей быть: Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры: Вып. 5 / Ред. A.B. Малинов. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1998. С. 184-194
135. Солонин Ю.Н. Проблема единства знания: между системностью и целостностью. // Вече: Альманах русской философии и культуры: Вып. 6. / Под ред. А.Ф. Замалеева. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. С. 166- 174.
136. Солонин Ю.Н., Дудник С.И. Смысл философии ценностей как науки.// Аксиологические проблемы научной и технической реальности: Тез. науч. конф. 28-29 янв. 1998. СПб., 1998. С. 13-16
137. Солонин Ю.Н., Дудник С.И. Философия в движении от классического к современному образу. // Мысль: Философия в предверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А.И. Бродский и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. Вып. 1. С. 38-54
138. Средневековая культура и город в новой исторической науке /A.JI. Ястре-бицкая. М.: фирма «Интерпракс», 1995. 412 с.
139. Средневековый быт: Сб. статей./ Под ред. O.A. Добиаш-Рождественской, А.И. Хоментовской, Т.П. Федотова. Л.: Время, 1925. 279 с.
140. Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции. // Библиотека. 1998. N. 10. С. 40-42.
141. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. / Рос. АН, Б-ка по естеств. наукам; Сост. З.Г. Высоцкая и др. М.: Б-ка по естеств. наукам, 1995. 268с.
142. Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 в. М.: Наука, 1968. 447 с.
143. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (кон. 5-сер. 7-го вв.) / АН СССР; Отв. ред. Л.С. Чиколини. М.: Наука, 1989. 317 с.
144. Фабиан, Бернард Книга, библиотека и гуманитарные научные исследования / Б-ка АН; Отв. ред. В.П. Леонов . СПБ.: Б.и., 1996. 374 с. (титул на нем. и рус. языках)
145. Фоняков И. Достоевский популярнее Сименона. // Санкт-петерб. Ведомости. 1998. 22 мая.
146. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
147. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет: Пер. с франц. М.: Касталь. 1996. 448 с.
148. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. М. 1985
149. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономова. СПб.: A-cad: АОЗТ «Талисман», 1994. 405 с. (для научных библиотек)
150. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская книжная традиция. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1985 305 с.
151. Харламов В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему. // История библиотек: Исслед,материалы, документы./Сост.: И.Г. Матвеева и Б.Ф. Володин. СПб.: Изд-во Рос. Нац. б-ки, 1996. Вып. 1. С.5-24
152. Холшевникова Е. Если литературы нет все дозволено? // Санкт-петерб. Ведомости. 1997. 17янв.
153. Хоментовская А.И. К истории книги и библиотек по завещаниям гуманистов и ученых итальянского Возрождения //Средние века. М., 1963. Вып. 24. С. 217224.
154. Художественный язык средневековья./ Под ред. В.А. Карпупшна. М.: Наука, 1982. 272 с.
155. Эко У. Имя розы / Пер. с итал. Е.А. Костюкович; Худож. В.И. Сытченко. Мн.: РИФ «сказ», 1993. 528 с. (Лабиринты истории)
156. Эко У. Средние века уже начались // Иностр. лит. 1994. N 4. С.261
157. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Спб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1893. Т. VHI(a). 960 с.
158. Bibliothek und Buch in Geschichte und Gegenwart./ Hrsg. von O. Weber. München: Dokumentation, 1976 . 317 s.
159. Birt T. Das antike Buchwesen in seinem Verhältnis zur Literatur. Berlin ,1882. 515 s.
160. Birt T. Die Buchrolle in der Kunst. Leipzig: Verl. von B.G. Teubner, 1907. 352 s.
161. Blanck H. Das Buch in der Antike. München: C.H. Beck, 1992
162. Brawning R Byzantinische Schulen und Schulmeister // Das Altertum. Berlin. 1963. Bd 9. H 2
163. Brockmeyer N. Die Soziale Stellung der "Buchhändler" in der Antike // Archiv für Geschichte des Bibliothekswesens. Berlin .13 (1973). s. 237-248
164. Das Buch und Bibliothekswesen im Spiegel der Jahresverzeichnisse der deutschen Hochschulschrieften (1885-1961): Bibliographie. Jena, 1964. ( Bibliograf. Mitteilungen der Univ. Bibliothek. Jena. N. 6)
165. Buch und Schrift von Frahzeit bis zur Gegenwart./ Bearb. von F.Funke. Leipzig: Dt. Bucherei, 1975. 120 s.
166. Burkard G. Bibliotheken im alten Ägypten. // Bibliothek. München. 4 (1980). s. 79-113
167. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3 Berlin: B. Cassirer, 1923-1929. Bd. 1. 1923
168. Denifle H. Die Entstehung der Universitäten des Mittelalters bis 1400. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1956
169. Eco U. Die Bibliothek. München, Wien: C. Hanser verl., 1987. 39 s.
170. Fehrle R. Das Bibliothekswesen im alten Rom: Voraussetzungen, Bedingungen, Anfange. Freiburg: i. Br., 1986. 149 s.
171. Gardthausen V. Die Alexandrische Bibliothek: Ihr Vorbild, Katalog und Betrieb. Leipzig: Dt. Museum für Buch u. Schrift, 1922. 34 s.
172. Gardthausen V. Bibliothekskunde. Handbuch der wissenschaftlichen Bibliothekskunde: Bd. 1-2 Leipzig, BAL 1920
173. GomollH. Zu Cassiodors Bibliothek und ihren Verhältnis zu Bobbio // Zentrallblatt Bibliothekswesen. 1936. N 53. S. 185-189
174. Handbuch der Bibliothekswissenschaft: Bd. 1-3 / Begründet von F. Milkau. Wiesbaden, Bd. 3, Hälfte 1: Geschichte der Bibliothek, 1957
175. Hunger H. Schreiben und Lesen in Byzanz: Die bysantische Buchkultur. München: Beck, 1989
176. JochumU. Bibliothek, Buch und Information. //Bibliothek. München. 15 (1991). s. 390-392
177. Kleine Bibliotheksgeschichte / U. Jochum. Stuttgart: Reclam, 1993. 232 s.
178. Kommunikation und Alltag in Spatmittelalter und Früher
179. Neuzeit: Internat. Kongress, 9 bis 12 okt. 1990./ Red. H. Hundbicher. Wien, 1992. 460 s.
180. Die Kultur der Gegenwart: Teil 1., Abteil. 1: Die allgemeinen
181. Grundlagen der Kultur der Gegenwart / Von W. Lexis, Fr. Paulsen, G. Schoppa. BerlinLeipzig: Verl. Teubner, 1912
182. Lexicon des Bibliothekswesens \ H. Kunze , G .Ruckl Leipzig: Bibliogr. Inst., 1974-1975, Bd 1-2
183. Milkau F. Geschichte der Bibliotheken im alten Orient. Leipzig: O. Harrassowitz, 193 5. 60 s.
184. Mummendey R. Von Buchern und Bibliotheken. Bonn: Buchgemunde, 1950. 348s.
185. Paulys-Wissowa Real-Encyclopadie der classischen Altertums-Wissenschaft. / Hrsg. G. Wissowa. Stuttgart, 1899. Bd. 3.
186. Schmitz W. Schriftsteller und Buchhändler in Athen und im übrigen Griechenland. Heidelberg, 1876
187. Schubart W. das Buch bei Griechen und Römern. Leipzig, 1921
188. Studien zum Buch und Bibliothekswesen: Bd. 1-3./ Hrgs. von F. Krause u. H.-E. Teitge Leipzig: Bibliogr. Inst., 1981-1983
189. Tautz K Buch und Bibliothek in Japan Leipzig: O. Harrassowitz, 1941. 154 s.
190. Die Vollkommene Lesemaschine: Von deutsche Buchgestaltung im 20 Jhr./ Deut. Bibliothek. Frankfurt a. M., 1997. 231 s.
191. Vorstius J. Grundzuge der Bibliothekgeschichte. Leipzig: O. Harrassowitz, 1948.138s.
192. Weizenbaum J. Die Macht der Computer und die Ohnmacht der Vernuft /übers, von U. Pennet. Frankfurt a.M., 1977
193. Winkelmann F., Gomolka-Fuchs G. Fruhbyzantische Kultur. Leipzig: Ed. Leipzig, 1987. 219 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.